Положение. Системно-морфологический подходв технике, науке, социальной сфере Системное представление объекта


Теория и практика консультирования по жизненным умениям развиваются в соот­ветствии с афоризмом Альберта Эйнштейна: «Все следует делать как можно проще, но не проще, чем это необходимо». Ниже будут рассмотрены основные исходные положе­ния.

Психологический образовательный подход

Консультирование по жизненным умениям - это подход, ориентированный на ока­зание клиентам содействия в развитии навыков самопомощи. Этот подход отвергает психологический жаргон в пользу простой, логичной образовательной структуры. Раз­работанное в соответствии с потребностями большинства обычных людей, консульти­рование по жизненным умениям исходит из того, что все люди приобрели и сохраняют сильные стороны и недостатки жизненных умений. Ниже перечислены четыре ключе­вые концепции этого подхода.

1. Большинство проблем, с которыми люди приходят к консультантам, отражают исто­рию их обучения.

2. Хотя внешние факторы вносят определенный вклад, клиенты сохраняют свои про­блемы в основном потому, что у них недостаточно развиты навыки мышления и навыки действия.

3. Консультанты работают наиболее, эффективно тогда, когда в рамках оказывающих поддержку отношений помощи они обучают клиентов соответствующим навыкам мы­шления и действия.

4. Главной целью консультирования по жизненным умениям является обучение клиен­тов навыкам самопомощи. Овладев этими навыками, клиенты смогут сохранять и раз­вивать адекватные навыки мышления и действия не только для того, чтобы справлять­ся с существующими проблемами, но и для того, чтобы предотвращать возникновение проблем в будущем и успешно решать их.

Биологическая и психологическая жизнь

Жизнь, как правило, рассматривается как биологическое понятие. Однако главный интерес для консультантов по жизненным умениям представляет скорее психологи­ческая, чем биологическая жизнь. Две эти концепции частично совпадают, так как пси­хологическое существование имеет место в рамках биологической жизни. Биологиче­ская жизнь может влиять на психологическую жизнь, например усталость приводит к возникновению ощущения неблагополучия. Психологическая жизнь также может вли­ять на биологическую жизнь, например так происходит в тех случаях, когда человек совершает самоубийство. Кроме того, при лечении некоторых тяжелых физических болезней, таких как рак, следует сосредоточиваться как на биологической, так и на психологической жизни.

После перечисления некоторых частичных совпадений рассмотрим основные от­личительные черты психологической и биологической жизни. На рис. 15.1 в схематич­ной форме представлены различия, имеющие наибольшее значение.

Ниже конкретизируются различия, представленные на рис. 15.1. В большинстве случаев, несмотря на использование слова «против», различия заключаются скорее в степени выраженности, чем в наличии или отсутствии признака.

Тело против души. Ядро психологической жизни составляет скорее душа, чем тело.

Животное существование против осознания и выбора. По определению, лю­бая форма биологической жизни имеет животное существование. С момента рожде­ния жизненно важные органы людей достаточно развиты для того, чтобы поддержи­вать это существование. Органы могут получить энергию посредством дыхания и пита­ния. Однако человеческая психологическая жизнь выходит за рамки животного суще­ствования, так как люди обладают уникальной способностью самоосознания и выбора. Они могут помнить прошлое, делать выбор в настоящем и планировать будущее. Пси­хологическая жизнь - непрерывный процесс борьбы за то, чтобы делать выбор, усили-

вающий проявления жизни, а не ограничивающий ее. Психологическая борьба жизнь-против-смерти пронизывает биологическую жизнь.

Здоровье против достижения человеческого уровня развития. Главная цель биологической жизни - сохранение хорошего физического здоровья. Главная цель психологической жизни - достижение человеческого уровня развития. Психологи­ческая жизнь связана со способностью людей использовать сознание с целью повыше­ния качества существования посредством реализации своего уникального потенциала.

Жизнь/смерть против уровня функционирования. Противоположностью био­логической жизни является смерть, прекращение существования в животной форме, или несуществование. На сегодняшний день не окончательно выяснено, когда людей можно считать клинически мертвыми. Однако большинство людей, даже когда они больны, выделяют в проблеме два полюса - жизнь и смерть. Цель психологической жизни заключается скорее в «усилении» существования, чем в выживании. Люди на­ходятся на различных уровнях функционирования в зависимости от их способности утверждать свою психологическую жизнь. Существуют различные степени психоло­гической жизни, в отличие от «или живой, или мертвый».

Созревание против научения. Созревание - важное понятие, характеризующее приобретение биологических способностей, например способности к воспроизводению самого себя. Качество психологической жизни в большей степени зависит от научения и воспитания, чем от созревания и природы. Однако некоторые области частично перекры­ваются; например, когнитивные способности созревают биологически, и у людей наблю­даются биологические тенденции вредить своей психологической жизни.

Жизненный цикл против ограниченной возрастом детерминированности. Существует концепция биологического цикла человеческой жизни, рождения, роста, зрелости, постепенного разрушения и смерти. Однако между психологической жиз­нью и биологическим возрастом нет четкой связи. Потенциал молодых людей может быть низким, а старики, напротив, могут активно контролировать свою жизнь.

Болезнь против «застревания». В несколько упрощенном виде можно предста­вить следующее. Когда люди приходят к врачам, они физически, или биологически, больны и не знают, как им улучшить свое состояние. Когда люди решают обратиться к консультанту, они психологически «застряли» и не знают, как можно улучшить свой образ мыслей и действий.

Дефектная биохимия против недостаточно развитых жизненных умений. Болезнь можно рассматривать как приобретение и затем сохранение телом индивиду­ума дефектной биохимии. Психологическое «застревание» можно рассматривать как приобретение и затем сохранение сознанием индивидуума неадекватных жизненных умений или как дефектное мышление и совершение неадекватных действий.

Диагноз против оценки. Болезнь требует постановки медицинского диагноза для определения дефектной биохимии, нарушающей биологическое здоровье. «Застрева­ние» требует психологической оценки для определения неадекватных жизненных уме­ний, препятствующих достижению человеческого потенциала.

Медицинское воздействие против психологического. Медицинские воздей­ствия, направленные на борьбу с болезнью и улучшение состояния человека, включа­ют в себя использование лекарственных средств, назначение постельного режима и произведение хирургических вмешательств. Консультационные воздействия, направ­ленные на развитие психологических жизненных умений, включают в себя установле­ние и поддерживание оказывающих поддержку помощь отношений и обучение клиен­тов соответствующим жизненным умениям.

Лечение против постоянного оказания самопомощи. Часто концепция лече­ния используется в связи с необходимостью преодоления болезни. Концепция лечения не подходит для анализа психологической жизни. Психологическая жизнь обратима в том смысле, что люди могут идти как назад, так и вперед, имея способность делать вы­бор. Консультирование по жизненным умениям направлено на обеспечение клиентов навыками усиления психологической жизни и поддержания ее уровня. Поскольку нельзя исходить из того, что психологическая жизнь не будет изменяться, и нельзя гарантировать, что большинство клиентов пройдут полный курс консультирования, главной целью консультантов по жизненным умениям должно быть обучение клиентов навыкам оказания самопомощи.

Язык навыков

Что такое навыки?

Одно из значений слова «навыки» относится к областям умения; например, существу­ют навыки выслушивания, навыки раскрытия. Другое значение слова «навыки» связа­но с уровнем компетентности; например, человек может быть квалифицированным или неквалифицированным в конкретной области. Третье значение слова «навыки» каса­ется знания и последовательности вариантов выбора, вытекающих из осуществле­ния навыка. Существенный элемент любого навыка - способность составлять и осу­ществлять последовательности вариантов выбора для достижения целей. Например, если клиентам следует научиться самоутверждаться или управлять стрессом, они дол­жны делать и осуществлять эффективные выборы в этих областях жизненных умений. Концепцию навыка не следует рассматривать с позиции или/или, при которой наи­более важным считается, обладают или не обладают люди данным навыком. Предпоч­тительнее думать о людях как об индивидах, обладающих сильными сторонами на­выков (то есть компетентностью в навыке), или недостатками навыков (то есть недостаточно компетентных в навыке), или смесью того и другого. Хороший выбор в области навыков - сильные стороны навыков. Плохой выбор - недостатки навыков. Критерием хорошего выбора, сделанного клиентами, является укрепление психологической жизни, а критерием плохого выбора - неукрепление психологичес­кой жизни. Во всех областях жизненных умений люди обладают сильными сторонами навыков и их недостатками в различных степенях. Например, в области навыков выс­лушивания люди могут хорошо понимать собеседника, но недостаточно ясно показы­вать свое понимание. Цель консультантов по жизненным умениям - помогать клиен­там в одной или нескольких областях навыков двигаться в направлении сильных сто­рон навыков, а не в направлении их недостатков.

Что такое жизненные умения?

Если не фокусировать внимание на таких очевидных биологических функциях, как, например, дыхание, фактически все человеческое поведение можно рассматривать с учетом выученных жизненных умений. Термин «жизненные умения» сам по себе - нейтральное понятие. Жизненные умения могут быть сильными или слабыми сторона­ми в зависимости от того, помогают они людям выживать, а также повышать и сохра­нять потенциал или нет. Нейтральное определение данного термина следующее: жиз­ненные умения - это последовательности вариантов выбора, осуществляемые людьми в определенных областях навыков. Положительное определение данного термина таково: жизненные умения - это последовательности вариантов выбора, которые укрепляют психологическую жизнь и осуществляются людьми в опреде­ленных областях навыков.

Что такое язык навыков?

Пользоваться языком навыков означает последовательно использовать понятие «на­выки» при описании и анализе поведения людей. Что касается консультирования, ис-

пользование языка навыков означает концептуализацию и общение, связанные с про­блемами клиентов, с учетом сильных сторон и недостатков жизненных умений. Язык навыков обеспечивает относительно простой путь, с помощью которого и консультан­ты, и клиенты могут анализировать проблемы и работать с ними. Многие клиенты на­ходят, что им легче рассматривать свои проблемы с учетом навыков, необходимых для работы над этими проблемами, чем признавать личную неполноценность или вину. В частности, использование языка навыков предполагает идентификацию определен­ных недостатков навыков мышления, и действия, которые способствуют сохранению проблем клиентов. Чувства также важны. Однако чувства представляют животную природу людей и сами по себе не являются навыками. Люди могут оказывать на свои чувства как положительное, так и отрицательное влияние посредством использования навыков действия и мышления.

Существует различие между разговорным, описательным языком, использующим­ся при обычной беседе, и функциональным языком, необходимым для людей, которые пытаются себе помочь.

Так как целью консультирования является оказание людям помощи в глубоком усвоении философии самопомощи, использование языка консультирования должно способствовать самообучению клиента. Тем не менее язык консультирования дол­жен быть как можно более близок к разговорному, чтобы клиенты смогли понимать и применять его. Язык навыков обеспечивает психологически функциональное обще­ние, близкое к общению, которое имеет место при разговоре.

При любом помогающем контакте используются по крайней мере четыре возмож­ных языка, а именно: языки закрытой и открытой речи помогающего и клиента (Nelson-Jones, 1986). Консультирование по жизненным умениям основано на образовательной теоретической структуре, выраженной на языке навыков, которым консультанты могут пользоваться и для закрытого, и для открытого разговора. Консультантам не требу­ется говорить на одном языке с собой, а на другом - с клиентами. Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь, как свою, так и клиентов, для разви­тия закрытой речи клиентов. При этом клиенты учатся понимать собственные пробле­мы и инструктировать себя через последовательности вариантов выбора, что позволя­ет им справляться с проблемами.

Рис. 15.2 иллюстрирует открытую и закрытую речь в консультировании. Значи­тельная часть консультирования в образовательном отношении неэффективна. Кон­сультирование в недостаточной степени сосредоточивается на выходе за рамки откры­той речи консультанта и клиента в точках Б и В.

Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь в точках Б и В не только для развития отношений помощи, но и для активной работы в позиции, ха­рактеризующейся точкой А (закрытая внутренняя речь помогающего), с целью оказа­ния влияния на закрытую внутреннюю речь клиента в точке Г. Общаясь в соответствии с образовательной структурой, выраженной на языке навыков, консультанты помога­ют клиентам усвоить соответствующую закрытую внутреннюю речь, необходимую для контроля, сохранения и развития целевых навыков. Следовательно, язык консультиро­вания по жизненным умениям становится ориентированным на людей языком самоин­структирования и оказания самопомощи.

Три формы «Я»

Сущность человека - это то, что человек называет «Я». Это - центр его личной вселенной. «Я» имеет три главных компонента, это в схематической форме представ­лено на рис. 15.3.

Природное «Я». Каждый человек имеет фундаментальную биологическую внут­реннюю природу, или внутреннее ядро, генетических способностей, стремлений, инстин­ктов, остатков инстинктов и человеческих потенциальных возможностей. Это - его животная природа. Природное «Я» характеризуется определенным уровнем энергии, сексуальности, чувств и тревоги. Оно обладает потребностями, свойственными всем представителям человеческого рода, например потребностями в пище, крове, физиче­ской безопасности, принадлежности и любви. Тем не менее природное «Я» каждого индивида уникально в силу конкретных способностей, внутреннего процесса оценки, характера возбуждающих стимулов и порогов обусловливания и тревоги. Природное «Я» - это внутренняя природа человека, или биологическое ядро личности. К сожале­нию, эта внутренняя природа может работать как на пользу человеку, так и против него; например, учитывая наличие универсальной биологической склонности, можно предположить, что думать нерационально так же хорошо, как и думать рационально (Ellis, 1989).

Выученное «Я». Выученное «Я» - это продукт опыта научения людей. Исполь­зование Я-концепции - это традиционный способ рассмотрения выученного «Я». На рис. 15.3 имеется обозначение ВК (Выученная Я-концепция). ВК состоит изЯ-концеп-ций в самых разнообразных областях, таких как области сексуальных отношений, ра­боты, досуга, вкусов и предпочтений, ценностей и т. д.

Для того чтобы рассмотреть Выученное «Я» с другой точки зрения, надо учесть сильные стороны и недостатки жизненных умений в различных областях. На рис. 15.3 имеется обозначение ВУ (Выученные Я-умения). Я-концепции (ВК) людей не всегда отражают сильные стороны и недостатки их жизненных умений (ВУ). Во-первых, люди могут не думать о себе, используя язык навыков. Во-вторых, у них могут быть не разви­ты определенные жизненные умения, которые им требуются. В-третьих, люди могут не совсем адекватно воспринимать свои сильные стороны и недостатки в различных обла­стях жизненных умений.

Рассмотрение Выученного «Я» с учетом навыков имеет свои преимущества. ВК представляет собой структуру, с помощью которой люди описывают свои Я-концепции в статических терминах; например, «я подавлен». ВУ связаны с «Я» как с процессом, лежащим в основе использования, сохранения, развития, утраты навыков; например, индивид может сказать: «Я пользуюсь конкретными навыками, которые способствуют развитию моей депрессии». Идентифицировав ВУ, консультанты и клиенты могут попробовать точно определить, какие навыки будут способствовать уменьшению выра­женности депрессии. Кроме того, если клиенты будут знать, какова последователь­ность вариантов навыков, позволяющих уменьшить выраженность депрессии, они смо­гут использовать эти навыки снова и снова, уже по собственной инициативе.

Исполнительное «Я». В то время как Природное и Выученное «Я» связаны с биологическими способностями людей, а их Выученное «Я» отражает полученный в прошлом опыт научения, Исполнительное «Я» связано со способностью создавать жизнь посредством совершения выбора как в настоящем, так и в будущем. Таким обра­зом, люди не только обладают своими «Я», но и непрерывно создают эти свои «Я». Люди могут выбирать те аспекты Природного и Выученного «Я», которые они желают разви­вать. Это имеет особенно большое значение в консультировании по жизненным умени­ям, так как клиенты предпочитают развивать определенные навыки, необходимые для достижения личных целей. Исполнительное «Я» обеспечивает средства, с помощью которых люди могут справиться с неправильными восприятиями и недостатками навы­ков Выученного «Я», которые блокируют реализацию потенциальных возможностей Природного «Я».

Активизирующее влечение

Обычным людям может быть трудно понять смысл таких терминов, как «актуали­зирующая тенденция организма» (Raskin, Rogers, 1989, p. 169) или самопонимание. Все люди обладают активизирующим влечением к выживанию, поддержанию и разви­тию самих себя. Тем не менее инстинктуальные остатки у людей слабо выражены (Maslow, 1970): человеческое поведение, в отличие от поведения животных, не явля­ется строго запрограммированными инстинктами. Следовательно, люди могут иметь удачный или неудачный опыт как приобретения жизненных умений, так и обучения тому, как эти умения поддерживать и развивать. Длительный процесс человеческого научения и человеческая способность к символическому мышлению обусловливают наличие множества возможностей для приобретения и сохранения как недостатков, так и сильных сторон жизненных умений.

Активизирующее влечение не является ни хорошим, ни плохим: для описания ра­боты природы нельзя использовать такие термины. Люди - это прежде всего живот­ные и только потом люди как таковые. Инстинктуально люди, по всей вероятности, будут действовать так, чтобы защитить себя и свой род, а не наоборот. Однако биологи­чески, и как индивиды, и как вид, люди имеют предрасположенность и к укрепляюще­му жизнь, и к разрушительному поведению. Следовательно, как по биологическим при­чинам, так и в результате неадекватного научения активизирующее влечение может оборачиваться против самих людей,

Цели активизирующего влечения можно рассматривать по крайней мере в трех измерениях: во-первых, основное животное измерение выживания; во-вторых, измере­ние удовольствия, или то, что Эллис называет «краткосрочным гедонизмом» (Ellis, 1989, р. 209); в-третьих, измерение участия и обязательств более высокого уровня, имеющих более ярко выраженную социальную направленность. Такие термины, как «самоактуализация» (Maslow, 1962, 1970) и «проприативное стремление», использо­вались для описания «целостности, возникающей только из поддержания главных направлений стремления» (Allport, 1955, р. 51). Жизненные умения требуются для при­менения каждого из трех вышеупомянутых способов расходования энергии. Однако большинство людей, вероятно, спонтанно руководствуются стремлениями, связанны­ми с выживанием и краткосрочным гедонизмом, а не долговременными стремлениями более высокого уровня, хотя люди могут научиться воздерживаться от достижения краткосрочных целей и устремляться к долговременным целям.

Смыслы тревоги Тревога, связанная с выживанием

Экзистенциальные консультанты считают, что страх биологической смерти, небытия или разрушения лежит в основе всех других страхов (May, Yalom, 1989; Yalom, 1980). Термин «тревога, связанная с выживанием», пожалуй, предпочтительнее, чем термин «смертельная тревога». Понятие «тревога, связанная с выживанием» лучше, чем поня­тие «смертельная тревога», отражает наличие страхов, постоянно возникающих в про­цессе жизни. Тревога, связанная с выживанием, имеет отношение как к страху людей перед самой биологической смертью, так и к страху оказаться недостаточно компетен­тными для удовлетворения потребностей, связанных с выживанием и воспринимаемых как с психологической, так и с биологической точки зрения.

Тревога, связанная с выживанием, может быть осознанной, предсознательной и бессознательной. Люди могут осознавать свою тревогу, по мере ее усиления, в различ­ной степени. Предсознательная тревога может стать явной в относительно безопасных ситуациях, например во время консультирования или при наличии проникнутых любо­вью отношений. Значительная часть тревоги подавляется, потому что она слишком сильно угрожает организму и потому что другие люди действуют в своего рода сговоре при подавлении тревоги. Например, подавляемый страх смерти может проявляться в замаскированной форме в снах и кошмарах.

Нормальная и истощающая тревога

Тревога рассматривается как элемент нормальной жизни по ряду причин. Во-первых, возникновение тревоги - это основной животный механизм выживания, с помощью которого подается сигнал об опасности или угрозе для организма. Во-вторых, люди не могут избежать тревоги, связанной с противостоянием данностям существования: смерти, страданию, свободе, изоляции и бессмысленности. В-третьих, тревога - это элемент процессов научения, принятия решения и изменения, причем каждый вид дея­тельности, получение чего-либо подразумевает отказ от чего-то. Например, достиже­ние определенного уровня психологической независимости от родителей - это зада­ча, связанная с развитием всех людей, однако, как правило, выполнение этой задачи влечет за собой отказ от безопасности с целью достижения, в конечном счете, более высокого уровня безопасности.

По многим причинам люди обучаются недостаткам навыков, способствующим пре­образованию нормальной тревоги в истощающую (Alpert, Haber, 1960). В различной степени все люди приобретают и сохраняют преувеличенное чувство опасности и угро­зы, либо общее, либо связанное с определенными ситуациями; данное чувство мешает полноценной психологической жизни. Это представление отразил в своих работах Бек, который утверждал, что тревожные расстройства характеризуются «чрезмерным или неправильным функционированием нормальных механизмов выживания» (Beck, Wei-shaar, 1989, p. 297). Истощающая тревога может быть причиной возникновения недо­статков жизненных умений, а также может быть обусловлена этими недостатками. Люди с тревожными расстройствами могут максимизировать значение отрицательных результатов и минимизировать значение положительных результатов, вместо того что­бы реалистично оценивать ситуации и проявлять тревогу, выраженную в оптимальной степени. В рамках этого процесса люди могут искаженно воспринимать свое умение вызывать желательные результаты или, используя термин Бандуры, верования само­эффективности (Bandura, 1986).

Личная ответственность

Сосредоточенность на личной ответственности подобна сосредоточенности на сво­ем носе. Хотя личная ответственность находится «прямо перед глазами», это понятие не всегда можно четко себе представить (Nelson-Jones, 1984). Консультанты по жизнен­ным умениям берут на вооружение экзистенциальное представление о людях как об индивидах, ответственных за создание собственной жизни (Sartre, 1956; May, Yalom, 1989; Yalom, 1980). Существует и другая метафора - люди несут ответственность за изобретение своей жизни. Создание или изобретение жизни требует постоянного про­изведения выбора. Личная ответственность - это внутренний процесс, в рамках кото­рого люди работают в направлении «изнутри наружу». Этот процесс начинается с мыс­лей и чувств и ведет к наблюдаемым действиям. Кроме того, по мере взросления людей значительное количество, если не подавляющее большинство, основных барьеров, пре­пятствующих принятию ответственности, становятся скорее внутренними, чем вне­шними. Однако и в рамках консультирования по жизненным умениям, и за его преде­лами люди «чрезвычайно отличаются по степени ответственности, которую они гото­вы брать на себя в различных жизненных ситуациях, а также по способам отрицания ответственности» (May, Yalom, 1989, p. 377).

Мужество

Слово «мужество» (courage) происходит от латинского слова cor, означающего сер­дце. Поль Тиллих в своей вдохновляющей книге «Мужество быть» (The Courage to Be), написал: «Мужество быть - это этический акт, посредством которого человек подтверждает собственное бытие, несмотря на те элементы своего существования, ко­торые находятся в противоречии с его самоподтверждением» (Tillich, 1952, р. 3). Мэй, давний друг Тиллиха, проводит различие между физическим, моральным, социальным и творческим мужеством (May, 1975).

Здесь я провожу различие между тремя несходными, но все же имеющими общие черты видами мужества. Во-первых, существует мужество противостояния недостат­кам жизненных умений и отказа от них. Хотя недостатки жизненных умений могут создавать иллюзию безопасности, по определению они ограничивают психологическую жизнь. Мужество может потребоваться для признания бренности человеческого су­ществования. Во-вторых, существует мужество развития сильных сторон жизненных умений. Часто люди должны развивать сильные стороны жизненных умений, несмотря на многие личные факторы и факторы окружающей среды, которые затрудняют выпол­нение этой задачи. Такие «несмотря на» факторы включают в себя усилия, которые необходимо затратить, и неприятности, возникающие в процессе обучения и измене­ния. В-третьих, существует мужество пдддержания и развития жизненных умений. Нет никакого волшебства или концепции исцеления. Нет и никакого автоматического «на­граждения» за правильное использование жизненных умений. Консультанты и клиен­ты должны развивать умение обладать мужеством быть «сосредоточенными» и «под­линными» людьми. Для описания того вида мужества, который я рассматриваю, также используется термин «внутренняя сила».

Из трудного положения. Быть на положении больного. Войти в чье-н. п. ”посочувствовать, помочь”. Выйти из положения ”найти выход из затруднительных обстоятельств”. Быть на высоте положения ”вполне удолетворять чему-н. в своих поступках, деятельности”. Хозяин положения ”о том, кто может независимо действовать в данной обстановке”.
- ПОЛОЖЕНИЕ: расположение, постановка тела или частей его, поза
П. рук при упоре. В сидячем положении.
- ПОЛОЖЕНИЕ: местонахождение в пространстве
Определить п. судна.
- ПОЛОЖЕНИЕ: место, роль кого-нибудь в общественной жизни, в коллективе, в семье
Руководящее п. Социальное п.
- ПОЛОЖЕНИЕ: совокупность общественно-политических отношений, обстановка общественной жи ни
Международное п. Внутреннее п. в стране. Экономическое п.
- ПОЛОЖЕНИЕ: научное утверждение, сформулированная мысль
Основные положения исследования.
- ПОЛОЖЕНИЕ: распорядок государственной, общественной жизни, устанавливаемый властью
Перевести армию на мирное п. Осадное п.
- ПОЛОЖЕНИЕ: свод правил, законов, касающихся чего-нибудь
П. о выборах.

Толковый словарь Ожегова

Положение - , положения, ср.
1. Местонахождение , расположение в пространстве. луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении.
2. Поза; особая постановка каким-н. образом части тела. Стрелять из винтовки с положения лежа. Заснул в сидячем положении. Положение корпуса при метании копья. Положение пальцев при игре на рояле.
3. Состояние, обусловленное какими-н. обстоятельствами. Приятное данной обстановке). Положение хуже губернаторского (см. губернаторски). Быть на высоте положения (см. высота). Доклад о положении с техническими кадрами. || Совокупность общественно-политических отношений. Международное положение. положение. Безнадежное положение больного. Попасть в смешное, в ложное положение. В каком бы он ни был блестящем положении, казалось, он для него был рожден. Л. Толстой. Лет до десяти я не замечал ничего странного, особенного в моем положении. Герцен. Он дожил до преклонного возраста, воображая, что положение лакея одно из самых значительных. Герцен. Такое положение дел объясняли разно. Фурманов. Сложное положение вещей. Найти выход из трудного положения. выходить из положения (см. выходить). Господин или хозяин положения (имеющий возможность поступать независимо, по усмотрению в данном положении, в Положение о подоходном налоге. Положение о сельхозналоге. Урочное положение (см. урочный).
7. Основное утверждение, тезис (книжн.). Материалистическое понимание истории - научно доказанное положение. Главные положения этой книги вполне правильны.
8. только ед. Действие по глаг. класть, положить (книжн. устар). Положение во гроб. В интересном положении - см. интересный. Она в (таком) положении (разг. эвф.) - беременна. До положения риз (напиться, напоить и т. п.) - см. риза.;

Толковый словарь Ушакова

ср.
1) а) Местонахождение кого-л., чего-л. в пространстве. б) Расположение какого-л. пункта или участка земной поверхности.
2) а) Расположение, постановка тела или частей его; поза. б) Расположение предметов.
3) а) Состояние, обусловленное какими-л. обстоятельствами. б) Условия существования кого-л., чего-л. в) Совокупность обстоятельств, создающих определенную обстановку.
4) а) Совокупность общественно-политических отношений, обстановка общественной жизни. б) Режим, распорядок государственной, общественной жизни, устанавливаемый властью.
5) а) Место, роль в обществе, в общественной жизни. б) Роль, место в семье, учреждении, какой-л. области деятельности и т.п.
6) Свод правил, законов по определенному вопросу.
7) Основная мысль, развиваемое и доказываемое утверждение; тезис.

Толковый словарь Ефремовой

Те люди, которые в свое время прошли через защиту кандидатской диссертации, знают, как ее написать, защитить, а также знают, что к работе предъявляются строжайшие требования, невыполнение которых может повлечь за собой не очень хорошие последствия. Одно из таких требований – наличие положений. О том, что они из себя представляют и как их сформулировать, и пойдет речь.

Что такое положения, выносимые на защиту

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) требует, чтобы в диссертационной работе, помимо прочих обязательных элементов, содержались положения, выносимые на защиту, - это тезисы, которые никем ранее не были выдвинуты. Это своеобразные результаты научной деятельности, выводы, которые показывают, насколько полезно проведенное исследование и какова его ценность. Можно сказать, что от того, как их сформулировать и написать, зависит успех защиты.
Они сформированы на основе:

  • определения существующих проблем;
  • последовательного анализа выдвинутых проблем;
  • логического обобщения всех частей диссертации.

Не стоит путать их с выводами. Выводы обычно не применимы на практике и носят сугубо теоретический, а не прикладной характер. Тогда как положения должны обладать научной новизной и являться вкладом в науку автора диссертации. Они являются конкретными результатами, и условно можно сказать, что их формулировка – это и есть цель исследования.

Как сформулировать основные положения диссертации

Как подойти к написанию диссертации

Самое главное, чтобы написать диссертационную работу, соискатель должен максимально тесно взаимодействовать с сотрудниками кафедры, в том числе и с научным руководителем. Прежде чем писать работу, необходимо определить тактику исследования , сформировать необходимые положения и решить, как их представить в лучшем свете .

Положения могут содержать следующие элементы:

  1. авторские или уточненные автором определения
  2. научные выводы автора
  3. основополагающие принципы изученной темы
  4. классификации и характеристики определенных категорий
  5. перечни
  6. предложения
  7. пути совершенствования объекта изучения и т.д.

Заключительный пункт обычно содержит конкретные предложения об усовершенствовании правового регулирования изучаемой области. Но запрещается включать в список приложений проекты нормативных актов, т.к. они вытекают из научно обоснованных решений, но не являются ими.

Основные постулаты написания положений в диссертации

Обычно введение включает в себя 3-6 пунктов положений, рядом с номером пункта необходимо написать краткое содержание рассмотренной и решенной автором задачи. Ниже представлены примеры фраз, с которых они начинаются:

  • «Разработаны основные научные выводы»;
  • «На защиту выносятся следующие результаты научной деятельности…»;
  • «На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны основные идеи»;
  • «В ходе работы выявлены факторы, которые влияют на…»;
  • «Выявлена взаимосвязь между основными элементами…»;
  • «Определена целесообразность внедрения…» и т.д.

Такие выводы должны быть представлены два раза – в автореферате и, непосредственно, во введении.

В перечень нужно включать только те пункты, в которых автор уверен на 100 процентов.

Очень важно не повторять данные, которые уже были использованы в других кандидатских ранее, ведь каждая работа должна быть уникальна, а дублирование идей, взятых из других источников – это уже плагиат. Нужно защищать только свои труды.
Желательно, чтобы каждый пункт был результатом какой-то определенной научной задачи или проблемы, поставленной автором. Это не касается только тех вопросов, которые относятся к истории объекта изучения или к опыту за рубежом. Их результатом могут быть лишь теоретические выводы и практические предложения, сформулированные для дальнейшего исследования.

Очень важный фактор при написании и защите диссертационной работы – достоверность положений, выносимых на защиту.

Автор должен последовательно и аргументированно доказать, что они объективны, достоверны, а также подтверждаются на всех типах и классах предмета изучения в рамках конкретного объекта. То есть при любых схожих условиях могли бы быть получены аналогичные результаты. Не стоит защищать работу, в положениях которой автор не уверен. Самые распространенные методы подтверждения достоверности – анализ, практические исследования и эксперименты.

Примеры положений, выносимых на защиту кандидатской диссертации

Для каждой области исследования и, тем более, для каждой темы кандидатской диссертации должны быть определены свои результаты, которые нужно выносить и защищать. Важно убедиться в том, что они раскрывают три важных аспекта:

  • суть рекомендаций:
  • отличие от других подходов;
  • значимость вклада в науку.

Рассмотрим несколько образцов для различных областей исследования.
По специальности «Религиоведение» :

  1. В ходе научного исследования выявлено, что современное почитание Иисуса Христа строится по той же схеме восприятия, как это было в крестьянской общине 18 в.
  2. Выявлена взаимосвязь между образом Иисуса Христа и византийским искусством – обе категории испытывают влияние народных верований.
  3. Культ Иисуса Христа, существующий в рамках современного «альтернативного» верования, инициирует возникновение неканонической иконографии.
  4. Распространению мариологических культов способствует активное внедрение магического мышления в современной России.

По специальности «Археология» :

  1. Территориальное образование древнеримского государства представляет упорядоченную совокупность. Схемы расселения, сложившиеся в результате колонизации, соответствуют общим принципам. Это позволяет изучать систему римского расселения в рамках общегеографических концепций.
  2. Выявлена взаимосвязь между основными элементами изучения археологии: информация о памятниках, добываемая в ходе раскопок, является производной от сведений, которые получают в ходе археологических разведок. При определенных подходах к исследованию этот материал может быть использован для определения места памятника в хронологической системе.
  3. Поселения, найденные в зонах первичного расселения, можно рассматривать с точки зрения дополнительных особенностей, определяющих предмет и его контекст.

Приведенные примеры – лишь малая часть того, насколько разнообразными могут быть положения, выносимые на защиту.

Таким образом, самые главные, краеугольные научные выводы, которые должен формулировать автор, должны быть не только теоретически аргументированными, но и практически применимыми в научной сфере. И тогда получится защитить работу.

Слово "система" стало излюбленным (и вследствие этого избитым) в речах всех любителей трибун и совещаний, поэтому точный смысл его давно расплылся (в чем легко убедиться, попросив любого краснобая сказать, что он под этим термином разумеет). В литературе существует более сорока определений этого термина, каждое из которых ориентировано на ту или иную область знаний. Один из основателей общей теории систем Л.Берталанфи дал весьма краткое определение: "Система есть комплекс взаимодействующих элементов", из которого следуют два главных признака системы:

1) система состоит из дробных частей (элементов);

2) эти элементы представляют собой не случайную совокупность, соседство, а каким-то образом между собой взаимодействуют, т.е. между ними существуют определенные связи.

Если это краткое определение слегка развернуть с учетом названных признаков, то получится довольно работоспособная формула: "Система - это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство" . Важным дополнением к этому определению является замечание, что любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (надсистемы), а ее элементы, в свою очередь, обычно выступают в роли систем более низкого порядка (подсистем) .

Система характеризуется составом элементов, структурой и выполняет определенную функцию.

Элементы - это относительно неделимые части целого, объекты или операции, которые в совокупности образуют систему . Элемент считается неделимым в пределах сохранения определенного качества системы. Например, в микрокалькуляторе блок питания является элементом, который можно рассматривать как неделимое целое, поскольку тот факт, что блок питания имеет сложное устройство и сам состоит из многих деталей, имеет для системы "микрокалькулятор" весьма несущественное значение. Другой пример - бухгалтерия предприятия. Если предприятие рассматривать как систему, то бухгалтерия - это элемент данной системы, который в известной степени можно представить как неделимое целое, обеспечивающее определенную часть жизнедеятельности предприятия. Пример из другой области - интегрирование. В рамках учебного курса "математический анализ" этот раздел представляет собой замкнутую часть целого, которую изучают именно как элемент курса, но вместе с тем это - разветвленная самостоятельная дисциплина, включающая в себя множество подразделов, правил и процедур.

Структура - это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временное расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает взаимодействие элементов друг с другом по-разному, выдвигая на первый план те или иные стороны, свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности. В подтверждение этого на рис. 12 приведен пример пары различных систем, построенных из одних и тех же элементов.


Рис. 12


Другой характерный пример - в стихотворении С.Я.Маршака "Мельник, мальчик и осел", где упомянутая троица по пути домой из одних и тех же элементов, перечисленных в названии, создавала разные системы, но никак не могла угодить общественности, и закончилось все это, если помните, так:

Тьфу ты! - хохочет народ у ворот:
- Старый осел молодого везет!


Функция - это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Чаще всего функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.

Например, функцией товарной биржи как системы является предоставление возможности купить или продать товар клиентам без лишних затрат личного времени на поиск контрагента. Функция брокера как элемента этой системы - это поиск контрагента в соответствии с заявкой клиента. Другой пример: функции турникета в проходной предприятия - исключить возможность неконтролируемого прохода на территорию и обеспечить возможность поочередного контроля проходящих. Еще пример: функция витрины магазина - показать товары потенциальному покупателю.

Надо заметить, что большинство систем или их элементов выполняют не одну, а несколько функций. При этом из всего перечня функций объекта всегда можно выделить одну (реже - две) наиболее важную его функцию в данной системе отношений. Эта функция называется главной полезной функцией (ГПФ) объекта и, как правило, соответствует первоначальной цели создания или использования объекта. Действительно, если я взял в руку палку при появлении поблизости злой собаки, то ГПФ палки - защитить мои брюки и ноги от повреждения ее зубами, но если я взял ту же палку, чтобы заделать дыру в заборе, то ГПФ этой палки уже совсем другая - перекрыть доступ через дырку для незваных двуногих и четвероногих посетителей. Конструктивные элементы системы следует отличать от подсистем , являющихся частями системы. В качестве подсистемы обычно выступает выделенная по функциональному признаку группа элементов. Иногда подсистема содержит всего один элемент; с другой стороны, один и тот же элемент может входить сразу в несколько подсистем. В таблице Рис. 13 приведены примеры такой "многоликости".

Рис. 13. Примеры систем и их состава.


Система Элементы Подсистемы и их состав
Авторучка перьевая Перо
Баллон для чернил
Корпус
Поршень
Колпачок
Держатель
Подсистема письма (перо, баллон)
Подсистема набора и хранения чернил (баллон, корпус, поршень)
Подсистема защиты пишущего узла от повреждения(корпус, колпачок)
Подсистема защиты костюма от загрязнения чернилами (колпачок)
Подсистема крепления, фиксации авторучки (колпачок, держатель)
Вексель Бумажный носитель
Физические и полиграфические элементы защиты
Реквизиты векселя
Управляющие надписи на векселе
Подсистема идентификации векселя (бумажный носитель, реквизиты)
Подсистема актуализации векселя (реквизиты, управляющие надписи)
Подсистема защиты от подделки (физические и полиграфические элементы защиты, бумажный носитель)
Завод Дирекция
Бухгалтерия
Планово-экономический отдел
Отдел сбыта
Отдел снабжения
Отдел основного производства
Отдел рекламы
Отдел кадров
И т.д.
Административно- управленческая подсистема (дирекция, бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров)
Подсистема производства (отдел основного производства, вспомогательные производственные группы, отдел снабжения)
Подсистема внешних сношений (дирекция, отдел снабжения, отдел сбыта)
Подсистема перспективного планирования и маркетинга (дирекция, планово-экономический отдел, отдел кадров, отдел рекламы, отдел сбыта)

Возможно, деталировка второго и третьего столбцов этой таблицы покажутся читателю сомнительными или неполными. В таком случае попробуйте сами для сомнительных случаев определить и перечень элементов, и перечень подсистем. Позже мы вернемся к этому вопросу и поясним причины этих сомнений, а пока продолжим знакомство с основными определениями.

Все системы, независимо от их природы, обладают рядом общих свойств.

Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.

Делимость системы отражает тот факт, что любой объект можно представить состоящим из элементов. В соответствии с этим любой объект нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы (надсистемы) и как совокупность более мелких частей (подсистем). Способность всегда представить себе эти три (как минимум!) этажа является краеугольным камнем, основной характеристикой системного подхода.

Любую составную часть системы можно выделить и рассматривать отдельно, изолированно. Однако эта изолированность относительна, так как всегда необходимо помнить, что взаимодействие между выделенной частью и ее окружением в системе в той или иной мере влияет на поведение и свойства этой выделенной части.

Именно это свойство - делимость - позволяет упростить изучение и преобразование даже очень сложных систем, не упустив при этом ничего существенного.

Чтобы представить степень общности системного подхода, ниже приведены примеры систем и некоторые элементы этих систем.

Система Примеры элементов системы
Государственная система Парламент, министерство, ...
Экологическая система Симбиотическое сообщество растений, животных, ...
Автомобиль Мотор, кузов, ...
Наука Раздел, ...
Нервная система Спинной мозг, нервное волокно, ...
Ландшафт Долина, роща, озеро, ...
Мировоззрение Принцип, этическое правило, ...
Законодательство Таможенный кодекс, Закон "О ветеранах", ...
Товарная биржа Расчетная палата, брокер, ...
Таракан Голова, ноги, ...
Библиотека Стеллаж, картотека, ...
Токарный станок Станина, суппорт, резец, ...

Ясно, что при таком разнообразии систем не обойтись без их классификации. И действительно, существует множество классификаций систем . Например, системы можно классифицировать по таким признакам:

1) по происхождению (естественные, искусственные),

2) по типу элементов (абстрактные, конкретные),

3) по виду элементов (материальный предмет, процесс, информационный блок),

4) по состоянию (статические, динамические),

5) по связям с окружением (открытые, закрытые).

Сейчас для нас наиболее важным является разделение систем на естественные (возникающие и существующие независимо от человека и его воли) и искусственные (созданные человеком сознательно для прямого или косвенного удовлетворения какой-либо своей потребности). Мы сосредоточим внимание на искусственных системах, поскольку и разнообразие их, и актуальность для человека, и, как это ни странно, недостаточная степень познания (а ведь они - дело рук самого человека!), и, наконец, важность их для преуспеяния человека, - все это дает достаточно оснований для нашего выбора.

Искусственные системы, в свою очередь, можно разделить на несколько классов, каждый из которых по-своему касается человека. Вот эти классы:

1. Технические системы (машины, приборы, аппараты, технологии, и т.п.),

2. Социальные системы (государство, город, профсоюз, выборы, и т.п.),

3. Информационные системы (наука, связь, пресса, обучение, и т.п.),

4. Культурологические системы (философия, театр, этика, живопись, и т.п.)

Уже эта классификация дает ответ на вопрос о причинах сомнений читателя в корректности содержания таблицы Рис. 13. Дело в том, что творения рук человеческих неизбежно встраиваются не в одну, а в несколько надсистем, и в каждой из них и окружение нашей системы, и принципы ее "деталировки" различны. Например, телевизор - это техническая система? Да, конечно. Это информационная система? Пожалуй, в чистом виде нет, но он входит в информационную надсистему связи. Это социальная система? Нет, но в социальной надсистеме "город" ему отведено определенное место. Впрочем, телевизор можно рассматривать и как самостоятельную информационную систему (это мы сделаем ниже), и как элемент культурологической надсистемы "телевидение" (заметим, что надсистема "телевидение" существует и в социальной сфере, но это совсем другая надсистема!). И разумеется, в каждой из названных надсистем основными, наиболее существенными с точки зрения роли телевизора в надсистеме будут совершенно разные его свойства, элементы.

Другой пример - валютная биржа. Это техническая система? Нет, конечно, но в самой валютной бирже работает множество технических систем (строительные конструкции, технические средства жизнеобеспечения: освещение, отопление, вентиляция, и т.п.). Это социальная система? Безусловно, слишком сильно она связана с социальными процессами в обществе, так же как и с другими социальными структурами. Это информационная система? Конечно, и сама она напичкана информационными подсистемами, и внешние ее связи - почти исключительно информационные. Это культурологическая система? В целом, наверное, нет, но влияние ее наличия и функционирования на мировоззрение, этические принципы и нормы достаточно значительно, т.е. она в той или иной мере связана с культурологическими системами.

Упражнения:

1.Охарактеризовать перечисленные ниже объекты как системы с точки зрения их происхождения, типа, вида, состояния, связей с окружением и класса (последнее - только для искусственных систем): а) перчатка, б) садовая земляника, в) ветер, г) лимфа, д) стая, е) митинг, ж) закон, з) совесть, и) книга, к) пруд, л) булыжник, м) праздник, н) воспитание, о) гавань.

2. Определить элементный состав следующих систем: а) облако, б) задача, в) собрание акционеров, г) виноградник, д) рабочий день, е) ложь, ж) муравейник, з) гайка, и) стол письменный, к) ботинки.

3. Какие функции выполняют следующие системы: а) деревенская улица, б) кассовый аппарат, в) семья, г) русло реки, д) верблюд, е) парус, ж) грядка, з) нора?. Какие из этих функций наиболее важны, какие - второстепенные?

3.2. Системное представление объекта

Первый шаг системного анализа - представление изучаемого объекта в виде системы. Для искусственной системы этот шаг сводится к выявлению и словесному определению следующих понятий:

а) надсистема, в которую входит объект,

б) главная полезная функция объекта,

в) перечень подсистем объекта,

г) структура системы.

Простота формулировок этого первого шага отнюдь не означает простоты его исполнения. Коварный ложный след ожидает неопытного аналитика уже на первом этапе - этапе определения надсистемы. Слишком часто вместо надсистемы хочется назвать всего лишь обобщенное определение исходного объекта, а эта ошибка заводит в тупик, который ощущается неопытным аналитиком только на следующих шагах системного анализа. Проверьте себя и попробуйте в качестве упражнения для приведенных в таблице примеров выбрать надсистему из нескольких предложенных (а может быть, и не только из предложенных). В этом поможет Вам материал раздела 2.2, где для различения "неразлучной" четверки логических операторов используются вспомогательные тест-вопросы.

Исходный объект Варианты надсистемы
1 Электромотор Двигатель
Электродрель
Зубоврачебный кабинет
Изделие электротехнической промышленности
2 Немецкая овчарка Порода собак
Население моей квартиры
Питомник
Теплокровное животное
3 Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Предпринимательство
Гражданское законодательство
Документ, регламентирующий конкретный вид человеческой деятельности
Книга "Как зарегистрировать предприятие"
4 Токарный станок Устройство для обработки металла
Цех металлообработки
Завод металлоконструкций
Машиностроение
Магазин "Домашний мастер"
5 Деньги Платежное средство
Рынок
Валюта
Товарообмен
Семейный бюджет

В данном случае этот способ реализуется так. Чтобы проверить корректность определения надсистемы, можно воспользоваться двумя правилами:

1) Задайте себе вопрос: "Является ли?" . Правильный ответ - "Нет, не является" (в противном случае имеет место не соединение, а обобщение исходного понятия).

2) Проверьте, корректно ли звучит вопрос: "Какую функцию выполняет в?"

Кстати, второй вопрос, если он оказывается корректным, сразу же выводит на ответ о главной полезной функции нашей системы.

Дальнейшее исполнение первого шага системного анализа (определение подсистем и структуры), как правило, затруднений не вызывает, но часто оказывается неполным. Впрочем, эта неполнота не смертельна и не должна особенно беспокоить аналитика, т.к. на следующем шаге она неизбежно выявится и будет скорректирована.

После этих первоначальных понятий о системном анализе полезно потренироваться и закрепить прочитанное не только знанием, но и умением это знание применить.

Упражнения:

1. Представить в виде системы 2-3 объекта из числа следующих: карандаш, плафон, касса, амперметр, литейный участок, город, изгородь, река, стая, справочник химика, хранение картофеля, IBM PC, платежное поручение, фьючерсный контракт, подъезд, ухо, отвертка, вирус, техника игры на гитаре.

2. Из одного и того же набора из 3-4 элементов сконструировать не менее двух различных систем. Изобразить графически структуру каждой системы (если возможно, наподобие рис.12)

3. Определите, какие из предложенных систем естественные, а какие - искусственные: государство, нация, магазин, рынок, капитализм, семья, инфляция, девальвация, шайка, парк, живая изгородь, булыжник, заповедник, эпидемия, мумиё, стадо, буль-терьер, война, нефть, курорт, миграция населения, иностранец, шоссе.

4. Назвать главную полезную функцию (ГПФ) для каждой из следующих систем: электрометр, овчарка, токарный станок, рубль, ракета, метафора, картина, выборы, магазин, блокнот, нотариат.


1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.

На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.

3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.

Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

4.1 В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.

5.1 Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.

6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — двумя световозвращателями или фонарем красного цвета.

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

"Автопоезд" - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм - на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

"Шипы" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

"Перевозка детей" - в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы - 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм);

"Глухой водитель" - в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;

"Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);

"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;

"Опасный груз" - при осуществлении международных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;

При осуществлении иных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств.

На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.

"Крупногабаритный груз" - в виде щитка размером 400 х 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

"Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;

"Длинномерное транспортное средство" - в виде прямоугольника размером не менее 1200 х 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 х 200 мм симметрично оси транспортного средства.

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:

"Врач" - в виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм) - спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами;

"Инвалид" - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов;

На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак , являющийся условным опознавательным знаком, в виде двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200x200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.

На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.

10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.

11. Запрещается эксплуатация:

  • автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
  • троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации;
  • транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;
  • транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше - опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
  • транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

  • выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
  • направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

  • содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
  • информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
  • принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

  • проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
  • проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;
  • установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;
  • маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;
  • проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
  • внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
  • перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
  • движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;
  • программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;
  • перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;
  • производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

  • выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
  • осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
  • осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.

17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.

18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.

20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.

Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.

21. Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

Примечание. В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.


Перечень
неисправностей и условий, при которых запрещается
эксплуатация транспортных средств

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".

1. Тормозные системы

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.

2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы - 10 градусов.
  • Автобусы - 20 градусов.
  • Грузовые автомобили - 25 градусов.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:

  • спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Примечание.
Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.