Право собственности на автомобиль не зависит от регистрации в гибдд. Когда право собственности на автомобиль возникает: с момента передачи от продавца покупателю или с момента регистрации в гибдд? Кто собственник транспортного средства



Водитель: «Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению… (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения») Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО) Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя

Чем отличаются собственник и владелец транспортного средства?

При аренде транспортного средства без услуг по управлению и техническому обслуживанию владельцем (и ответственным за вред) будет считаться непосредственно арендатор. Однако если договор аренды автотранспортного средства предусматривает оказание услуг по управлению и техническому обслуживанию (т.е. это договор фрахтования), то транспортное средство считается остающимся во владении лица — арендодателя. Если автомобилем управлял работник, а собственником автомобиля является его работодатель, то ответственным будет работодатель, независимо от того, в рабочее время ли причинен вред, или же водитель совершал «левый рейс», важно, что работодатель сам доверил эту машину работнику.
Другое дело, если водитель взял авто покататься без разрешения, но в этом случае этот факт работодателю придется доказать.

Владелец на словах

Инфо

Ответ Собственник и владелец — в чем разница. Собственник. По простому — это тот человек, на чье имя оформлен конкретный автомобиль, то есть чьи данные отражены в Паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.Кто же такой законный владелец ТС? Данный вопрос становится актуален для людей, попавших в ДТП, ведь именно он несет ответственность за причиненный вред. В соответствии со ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности (то есть при использовании транспортного средства) возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, ПО ДОВЕРЕННОСТИ на право управления транспортным средством и т.п.).

Собственник и владелец транспортного средства

Однако в соответствии с п.2 ст.209 ГК, собственник вправе передать все эти полномочия (одно, два или все вместе) другому лицу. Выдача доверенности содержащей перечень предоставляемых прав, подтверждает их передачу. При этом собственник остается собственником, но очевидно лишается возможности использовать это имущество с момента его передачи.
Переданные собственником правомочия теперь будут принадлежать не ему, а новому законному владельцу — владельцу по доверенности. Разумеется, надо различать законное и незаконное владение. Незаконное владение не дает никаких правомочий, зато влечет немалый груз ответственности.


Итак, под владельцем транспортного средства понимаем его законного обладателя, в данный момент использующего его в своих интересах (косвенно это подтверждено 2-м абзацем п.1 ст.1079 ГК РФ). Теперь разберемся с ответственностью.

Вход на сайт

Внимание

ГК). К ним относят: а) природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны) б) некоторые обстоятельства общественной жизни (военные действия, национальные забастовки, масштабные эпидемии) в)объявление запретительных актов государственными органами. При солидарной ответственности должников (причинителей вреда) кредитор (потерпевший) вправе требовать возмещения вреда как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст.323 ГК). Субсидиарная ответственность — «дополнительная» ответственность, которую лицо несет в силу закона при недостаточности имущества основного должника для удовлетворения требований кредитора (ст.399 ГК).

  1. владелец, лицо являющееся фактическим обладателем, при этом кроме фактического обладания объектом у него другого права нет. собственник — это тот кто помимо права владения имеет право пользования и распоряжения объектом — то есть по объему прав правомочия собственника больше чем у владельца.
  2. Владелец тот кто владеет этим в данный момент, может быть и не законно Собственник — тот кто чем то владеет на законных основаниях Вот с юр. точки зрения: ВЛАДЕНИЕв гражданском праве, фактическое обладание вещью. Различаются В. собственника и В. несобственника. В. собственника одно из правомочий (наряду с пользованием и распоряжением) , входящих в содержание права собственности, оно всегда охраняется законом. В. несобственника может быть законным и незаконным.

Владелец nc и собственник в беларуси чем разница

Однако в соответствии с п.2 ст.209 ГК, собственник вправе передать все эти полномочия (одно, два или все вместе) другому лицу. Выдача доверенности содержащей перечень предоставляемых прав, подтверждает их передачу. При этом собственник остается собственником, но очевидно лишается возможности использовать это имущество с момента его передачи.

Переданные собственником правомочия теперь будут принадлежать не ему, а новому законному владельцу — владельцу по доверенности. Разумеется, надо различать законное и незаконное владение. Незаконное владение не дает никаких правомочий, зато влечет немалый груз ответственности.

Итак, под владельцем транспортного средства понимаем его законного обладателя, в данный момент использующего его в своих интересах (косвенно это подтверждено 2-м абзацем п.1 ст.1079 ГК РФ). Теперь разберемся с ответственностью.

Владелец тс и собственник в беларуси чем разница

Важно

В основе законного В. лежит всегда какое-либо правовое основание (правовой титул) . Это означает, что В. возникло на основании закона, договора, административного акта. При законном В. лица, не являющегося собственником данной вещи, она передатся ему добровольно самим собственником (например, по договорам хранения, найма, ссуды и т.


д.) . Незаконным является В. лица, похитившего вещь или присвоившего находку. В гражданском праве незаконное В. , в свою очередь, подразделяется на добросовестное и недобросовестное. Добросовестным владельцем считается тот, кто не знал и по обстоятельствам дела не мог знать о неправомерности своего В. ; недобросовестный же владелец знал или должен был знать о неправомерности своего В. (знал, что приобретает вещь от лица, неуправомоченного на е продажу) . Разграничение добросовестного и недобросовестного В.

Однако если собственник находился в той же машине, то считается, что она не выбывала из его владения, и ответственность понесет ее собственник (сбили человека — уголовка на водителе, ущерб здоровью — на собственнике). Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (столкновения двух/нескольких ТС) Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается виновником/виновниками происшедшего, пропорционально вине, т.е.на общих основаниях (ст.1064 ГК). Если лицо управляет автомобилем (не имея собственных прав на владение им) в присутствии собственника или лица, имеющего доверенность, ответственными будут последние.

С ответственностью за нарушение ПДД (административной) все просто — субъекты правонарушений четко указаны, в формулировках соответствующего состава правонарушения (в КоАП). Это могут быть как собственники или владельцы ТС по доверенности, так и лица, управляющие автомобилем в присутствии собственника/владельца по доверенности*. Другими словами, в большинстве случаев ответственен водитель, т.е.
лицо, управляющее автомобилем. *или другому специальному праву (аренда, фрахт, распоряжение соответствующего должностного лица, например, предоставление машины работодателем) В некоторых случаях, лицо не являющееся водителем, но являющееся собственником или владельцем автомобиля по доверенности*, тоже может быть привлечено к административной ответственности (например, при передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления).
ГК). Под виной понимают недосмотр, недостатки воспитания, поощрение озорства. Аналогично ответственны образовательные, воспитательные, лечебные и др. заведения, которым малолетний официально был вверен. Несовершеннолетние от 15 до достижения 18 лет отвечают за вред самостоятельно; родители же несут субсидиарную ответственность, то есть только и в пределах недостатка средств несовершеннолетних, опять же, если не докажут отсутствие своей вины. Аналогична ответственность тех же самых учреждений (см. выше) (ст.1074 ГК). Надо учитывать, что вина родителей будет очевидна, когда их ребенок, даже будучи собственником автомобиля, пользовался автомобилем (управлял сам или передавал управление имеющему водительские права) без разрешения родителей и без присмотра с их стороны или других надлежащих лиц. Непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п.

Право собственности на автомобиль возникает с момента подписания договора, передачи имущества покупателю или после регистрации в ГАИ? Ответ на этот вопрос будет обязательно обнаружен ниже. Сегодня нам предстоит понять, с какого момента покупатель считается владельцем транспортного средства. Что необходимо помнить об этой процедуре? Как совершить куплю-продажу авто и зарегистрировать его в ГИБДД?

Неоднозначность мнений

Когда возникает право собственности на автомобиль? Дело все в том, что найти однозначный ответ на этот вопрос проблематично. Его просто нет.

Некоторые полагают, что полноправным владельцем покупатель становится с момента, когда он подписывает договор о покупке. Кто-то уверяет, что права собственности появляются после регистрации авто в ГИБДД. А часть граждан полагает, что подобное благо возникает после внесения денег за транспорт. Так чему верить? Что гласит законодательство по этому поводу?

Гражданский кодекс

Покупка автомобиля является операцией, которая позволяет оформить некоторые гражданские права. А именно, право собственности на имущество. В нашем случае - на транспортное средство.

Право собственности на автомобиль возникает с момента его передачи покупателю. Именно так гласит ГК РФ. Это высказывание можно найти в статье 223, пункт 1.

Тем не менее здесь есть одна оговорка - "если законом или действующим соглашением не предусматривается иное". А значит, бывают исключения.

Указания договора

Когда же возникает право собственности на автомобиль? Многое зависит от конкретного соглашения, подписанного между покупателем и продавцом. В идеале право собственности на ТС начинается с того момента, как новому потенциальному хозяину предали авто для постоянного пользования.

Но, как мы уже выяснили, бывают исключения. К примеру, если в соглашении купли-продажи отмечено, что собственником гражданин будет считаться после полной оплаты покупки. В этом случае придется сначала рассчитаться с долгом, а потом уже считать себя полноправным собственником.

Распоряжение транспортом

Несмотря на столь, казалось бы, простые принципы становления хозяином транспортных средств, приходится сталкиваться с рядом проблем после покупки авто. В частности, когда рассматривается не новая машина.

Дело все в том, что распоряжаться ТС до регистрации в ГИБДД запрещено. Фактически человек не сможет управлять машиной и позволять это делать другим лицам до постановки на учет в ГАИ.

Значит ли это, что право собственности на автомобиль появится после регистрации в указанных органах? Можно с уверенностью сказать, что как только человек зарегистрирует авто в ГАИ, он сможет управлять им в полной мере. Но с правом собственности дела обстоят иначе.

Роль регистрации при праве собственности

Право собственности на автомобиль возникает с момента передачи машины покупателю. Такой расклад на практике встречается чаще всего. Поэтому собственником авто человек может считаться с момента заключения соглашения о покупке.

В полной мере распоряжаться своим имуществом гражданин не сможет до тех пор, пока не поставит авто на учет. Наличие регистрации в ГАИ не оказывает никакого влияния на право собственности - владелец может подарить, продать или обменять транспорт. Единственное, что он не сможет сделать - это управлять ТС.

В ГАИ регистрация производится на основании правоустанавливающих документов. Без них информация о новом владельце авто не будет занесена в базу. А значит, авто не смогут зарегистрировать на новое имя.

Штрафы и обязательства

Право собственности на автомобиль возникает с момента его передачи новому хозяину. Это вполне нормальное и законное явление.

Некоторые граждане интересуются, как быть с обязательствами, которые возникли до совершения сделки в отношении транспортного средства. Например, что делать с имеющимися штрафами. Нужно ли их оплачивать?

Да, оплатить штрафы придется. Только заниматься решением данного вопроса должен будет прежний собственник транспортного средства. Право собственности на автомобиль начинается уже после появления штрафов. А значит, они остаются ответственностью прежнего хозяина. Новый собственник должен будет расплачиваться только за штрафы, выписанные ему уже после передачи авто в пользование по договору.

О заключении договора

Теперь понятно, когда возникает право собственности на автомобиль. Достаточно внимательно прочесть имеющийся договор купли-продажи. Там будут указаны точные сроки. Если никаких упоминаний о переходе прав собственности нет, то покупатель будет считаться новым владельцем либо после подписания соглашения, либо когда ему передадут авто для дальнейшего пользования.

Что необходимо знать о заключении договора купли-продажи? Он обычно регистрируется у нотариуса. В противном случае соглашение можно будет легко признать недействительным.

С собой сторонам необходимо принести:

  • правоустанавливающие документы на авто;
  • технический паспорт на машину;
  • страховку авто;
  • договор купли-продажи;
  • паспорта.

Также желательно сразу иметь при себе деньги и справку-расписку. Нотариус проверит правильность соглашения, затем стороны подписывают документ. С этого момента можно условно считать покупателя новым собственником. Он передает продавцу деньги. А тот, в свою очередь, выдает выписку, удостоверяющую факт получения денег. На данном этапе возникает полное право собственности, если иное не предусматривается соглашением.

Все, что теперь остается - это переоформить авто в ГИБДД. Сделать это можно даже без прежнего владельца машины.

Постановка на учет

О праве собственности на автомобиль было уже достаточно сказано. Теперь стоит рассмотреть процедуру постановки ТС на учет в ГАИ. Обращаться необходимо в орган по месту прописки нового собственника имущества.

Чтобы зарегистрировать машину, необходимо принести с собой:

  • квитанцию с оплаченной пошлиной;
  • договор купли-продажи;
  • удостоверение личности;
  • прежнее свидетельство о регистрации авто.

На основании этих документов человеку произведут перерегистрацию в ГИБДД. Главное - написать заявление о постановке авто на учет с новыми данными. Ничего сложного в этом нет.

Стоимость переоформления

Сколько будет стоить постановка на учет в ГАИ? Все зависит от того, что именно необходимо сделать.

Например, в 2017 году в России действуют следующие тарифы:

  • наличие в ПТС свободных реквизитов - 1 300 рублей;
  • ПТС без свободных реквизитов - 850 рублей;
  • изготовление новых номеров - 2 000 рублей;
  • перерегистрация со старыми номерами - 500 рублей;
  • новые номера, когда прежний собственник меняет государственные знаки и авто - 3 300 рублей;
  • новое свидетельство о регистрации авто - 800 рублей;
  • новый техпаспорт - 1 300 рублей.

Сроки регистрации

Как быстро гражданину придется зарегистрировать авто в ГАИ на свое имя? В России существуют определенные ограничения по времени относительно данного вопроса.

После возникновения прав собственности на транспортное средство регистрация оного должна быть произведена в течение 10 дней. То есть 10 суток человек может водить машину по старым документам при условии наличия договора купли-продажи. После этого либо придется регистрировать машину в ГИБДД, либо право на управление авто будет утрачено. Восстановится оно после постановки на учет в соответствующем органе.

Сколько времени гражданину будут переоформлять документы? Обычно на это уходит несколько дней. Но на практике чаще всего достаточно потратить около 1 дня для того, чтобы пройти полную процедуру перепостановки на учет и получить соответствующие документы. С каждым годом эта операция упрощается все больше и больше.

Причины появления прав на авто

Возникает право собственности на автомобиль в случае, если покупку не оплатили? Обычно нет. Как правило, основная масса соглашений предусматривает передачу транспортных средств новым хозяевам после полного погашения задолженности. Но бывают исключения. Особенно если необходимость полной оплаты покупки не прописана в действующем соглашении.

Право собственности на авто возникает в следующих случаях:

  • получение машины по наследству;
  • совершение обмена;
  • покупка;
  • выигрыш ТС;
  • получение машины от государства в качестве поддержки (крайне редкий вариант).

В любом случае с момента подписания того или иного договора человека принято считать собственником машины. А как только он зарегистрирует авто в ГАИ, появятся права управления авто без опасений и на законных основаниях.

Выводы

Право собственности на авто возникает после его передачи новому собственнику имущества. Либо с момента, предусмотренного подписанным соглашением. Запомнив эти 2 правила, можно без труда понять, когда человек становится полноправным хозяином транспорта.

Что делать, если речь идет о наследстве? В этом случае человек становится хозяином авто после вступления в наследство. Нотариус выдаст документ, на основании которого можно будет оформить свидетельство о праве собственности, а также произвести перепостановку на учет в ГИБДД.

В некоторых договорах купли-продажи нередко можно встретить пункт, согласно которому авто переходит в собственность новому владельцу только после регистрации объекта в ГАИ. Подобное соглашение является юридически неграмотным. Ведь без правоустанавливающих документов поставить авто на учет в ГАИ с данными о новом собственнике не получится. Соответственно, такое соглашение либо признается незаконным, либо оно предоставляет права собственности после его заключения и передачи машины в пользование покупателю.

На самом деле все просто. Право собственности на авто возникает с момента, предусмотренного договором купли-продажи. Или, как мы уже говорили, после передачи автомобиля в пользование новому хозяину.

Когда автовладелец становится собственником автомобиля? Какие документы нужны для подтверждения права собственности на движимое четырехколесное имущество? Имеет ли к этому отношение постановка машины на регистрационный учет, а также снятие с него в ГИБДД.

На эти, как оказалось, важные вопросы ответ дал Верховный суд в обзоре судебной практики. Это, по сути, конкретные рекомендации для всех остальных судов, как принимать решения в подобных ситуациях.

Некоторые страховые компании, а также некоторые судьи, как выяснилось, не знают, с какого момента наступает право собственности на движимое имущество, то есть автомобиль. В результате первые отказывают в выплате после аварии, а вторые поддерживают их в заблуждениях.

Итак, в апреле 2014 года в Ростове-на-Дону произошла авария. Водитель Зайцева врезалась в машину Чехова. Эксперты оценили ущерб в 105 тысяч рублей. Однако страховая виновника аварии отказала в выплате. Она сослалась на то, что автомобиль якобы не принадлежит Чехову. Согласно паспорту транспортного средства, а также свидетельству о регистрации, машина зарегистрирована в ГИБДД за другим человеком. А поэтому он не собственник машины и претендовать на выплаты не может. И это несмотря на то, что у него есть договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, а также договор ОСАГО, заключенный именно на основании этих документов, с другой страховой компанией.

В общем, страховщики горазды искать отговорки, лишь бы не платить по счетам. Однако и суд первой инстанции подтвердил справедливость их претензий. Его поддержал и суд апелляционной инстанции. Мол, машину с регистрационного учета не снимали, на новый, за Чеховым, не ставили. А поэтому не принадлежит она Чехову, несмотря на то, что он заплатил за нее деньги и получил ее в собственность согласно договору купли-продажи и акту приема-передачи.

Однако Верховный суд с таким решением не согласился. В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иное - это недвижимое имущество. Право собственности в этом случае подлежит государственной регистрации. И только после этой процедуры, получив на руки соответствующий документ, владелец становится полновластным собственником. Но к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кстати, к недвижимым вещам относятся также воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Они тоже подлежат государственной регистрации.

Однако автомобили, мотоциклы и прочее относятся к движимому имуществу. Государственная регистрация прав на них не распространяется. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. То есть без регистрации автомобиль не может ездить по дорогам общего пользования. Это прописано в законе о безопасности дорожного движения. Исключения сделаны для тех, кто только что приобрел автомобиль. Для постановки на регистрационный учет им отпущено 10 суток.

Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Таким образом право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику на основании договора купли-продажи при подписании акта приема-передачи.

Право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику

А на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД - никого не должно беспокоить, кроме предыдущего собственника. Суды всего этого не учли. Поэтому Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, чтобы решение было принято с новыми вводными.

Надо сказать, что собственник автомобиля обязан зарегистрировать машину в ГИБДД в течение 10 суток. Владение автомобилем накладывает определенные обязательства. Хотя бы по уплате налога на транспортное средство. При этом не важно эксплуатируется оно или нет.

При этом в налоговой инспекции, а также в ГИБДД договор купли-продажи и акт приема-передачи считаются документами, которые подтверждают переход права собственности. А у страховщиков почему-то нет.

А также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;... ()

Владелец транспортного средства - лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;... (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

В этой связи необходимо понимать, что понятие "владелец транспортного средства" не тождественно понятию "водитель" . Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

Водитель:

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению... (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения")

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо ()

Водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя... (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!

В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования... Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля , использовании его работником мастерской , производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года")

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э. был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д. компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф. без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля.

Суд встал на сторону истцов и отметил, что Л., имея при себе водительское удостоверение, управляла транспортным средством в присутствии собственника, который доверил ей управление. То есть вела машину на законных основаниях. Следовательно, она и должна возместить потерпевшим моральный вред. При этом заявленные исковые требования суд удовлетворил частично, взыскав 1 млн руб. в счет компенсации морального вреда в пользу Д. и 400 тыс. руб. – в пользу Э. (решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 г. по делу № 2-5160/2016).

О том, какие документы необходимо предоставить потерпевшему для получения страховой выплаты в связи с причинением вреда его здоровью, узнайте из материала "Возмещение вреда здоровью потерпевшего " в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Л. не согласилась с этим и обжаловала решение, отметив, что не является собственником автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, потому не является надлежащим ответчиком по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Ф. как на собственника машины. Более того, она просила учесть, что находящийся в момент ДТП в салоне Ф. был в нетрезвом состоянии, а в действиях Э. можно усмотреть грубую неосторожность – женщина не пристегнула ремнями безопасности своего ребенка. Апелляция согласилась с тем, что управление Л. автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. В итоге решение нижестоящего суда было отменено, а в исковых требованиях Д. и Э. – отказано (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2016 г. № 33-5625/2016).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3).

По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (). Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым.

Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению. Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 " ").

Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 " ".

С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л. использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л. от ответственности за причиненный вред не установлено.

В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем. Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно. Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него.