Предприятие оформила на работу иностранца. Как принять на работу иностранца


КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются - 13.7

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (далее также - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Давайте разберемся, как правильно заключить трудовой договор с иностранцем, какую роль при этом играет правовой статус, какие документы должны предоставлять сотрудники-иностранцы и что грозит работодателю за нарушение миграционного законодательства.

Правовой статус иностранца и получение разрешения на работу

На территории РФ могут находиться следующие категории иностранных граждан ():

  • временно пребывающие;
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Временно пребывающие иностранные граждане могут находиться на территории РФ на основании визы или без нее, если безвизовый режим предусмотрен международным соглашением между Россией и страной, гражданином которой является иностранец.

Получив разрешение на временное проживание, иностранный гражданин может в течение трех лет находиться на территории РФ, а также работать.

В случае если иностранный гражданин проживет на территории РФ один год, он может подать заявление о выдаче вида жительства — оно выдается сроком на пять лет и может продлеваться неограниченное количество раз. Этот документ позволяет иностранцу свободно находиться на территории РФ и работать.

Порядок оформления разрешительной документации зависит от категории иностранного гражданина:

Временно пребывающие визовые иностранные граждане

Для прибытия в Россию граждан большинства стран дальнего зарубежья требуется виза. Получение разрешительной документации для данной категории иностранных граждан является достаточно трудоемкой и длительной процедурой.

Для начала будущему работодателю необходимо обратиться в центр занятости населения с заявкой о потребности в иностранных специалистах. Если центр занятости в течение месяца не подберет подходящих специалистов на открытые вакансии из российских

граждан, компания сможет обратиться в МВД за получением разрешения на привлечение иностранцев.

Для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в МВД подается заявление о выдаче разрешения, а также квитанция об оплате пошлины в размере 10 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника. Разрешение выдается сроком на один год в течение 30 календарных дней (с даты получения МВД необходимых документов).

После, для того чтобы получить разрешение на работу для работника, в МВД подаются следующие документы:

  • заявление по форме, утвержденной ;
  • цветная фотография сотрудника-иностранца;
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
  • медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не имеет инфекционных заболеваний;
  • сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 3500 руб. за выдачу разрешения.

Копии документов, выданные на территории иностранного государства, должны быть легализованы на территории РФ.

Решение о выдаче разрешения МВД принимает в течение 15 рабочих дней со дня, когда были поданы все необходимые документы.

Для того, чтобы въехать на территорию РФ и получить готовое разрешение на работу, иностранец должен получить приглашение на въезд.

Документы для получения приглашения на рабочую визу могут быть поданы одновременно вместе с комплектом документов для получения разрешения на работу.

Перечень документов для получения приглашения в МВД:

  • ходатайство по форме, утвержденной ;
  • оригинал документа, удостоверяющего личность представителя приглашающей стороны;
  • копия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
  • гарантийные письма приглашающей стороны об обязательстве, о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранца на период пребывания в РФ;
  • квитанция об оплате госпошлины за выдачу приглашения в размере 800 руб.

Приглашение оформляется в течение 20 рабочих дней со дня подачи документов. Компания получает готовое приглашение, затем отправляет его будущему работнику, на его основании работник получает визу в консульском учреждении, приезжает в Россию и получает уже готовое разрешение на работу.

Правительство может устанавливать квоты на выдачу разрешений на работу для временно

прибывающих визовых иностранных граждан. определяется потребность в иностранных работниках в целом, а определяются квоты по отраслям на 2018 год.

Иностранец должен быть застрахован на весь период трудоустройства. Полис ДМС предоставляет сам иностранец, либо компания может заключить соответствующий договор со страховой компанией.

Временно пребывающие безвизовые иностранные граждане

Для некоторых категорий иностранных граждан не нужна виза для въезда в Россию. Перечень стран, граждане которых обладают правом такого въезда, упомянуты в письме МИД России «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

Временно пребывающим безвизовым иностранным граждан для осуществления трудовой деятельности необходимо получить соответствующий разрешительный документ — патент.

Для оформления патента при въезде на территорию РФ необходимо получить миграционную карту, содержащую отметку о том, что целью въезда является работа. Иностранный гражданин должен оформить медицинскую страховку и в течение семи дней встать на миграционный учет. В течение 30 дней со дня въезда иностранный гражданин должен оформить патент, для чего он подает в МВД пакет документов согласно регламенту по выдаче патентов (), в который в том числе входит договор о представлении платных медицинских услуг или полис ДМС, а также документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ российского законодательства.

МВД выдает готовый патент иностранцу в течение 10 рабочих дней с момента подачи документов. За патентом иностранец должен обратиться лично с предъявлением паспорта и документа об оплате НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Патент выдают на срок от 1 до 12 месяцев. Иностранец может продлевать данный срок, если вносит НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Важно обратить внимание: иностранный работник не может трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдан патент, и по профессии, которая не соответствует указанной в патенте. Для работы в другом регионе необходимо приобретать еще один патент.

Граждане ЕАЭС

В настоящий момент в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят пять государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Чтобы быть трудоустроенными на территории РФ, гражданам этих стран нет необходимости получать какие-либо разрешения.

При трудоустройстве они предоставляют такой же пакет документов, что и граждане РФ, к которому добавляется полис ДМС. В полисе нет необходимости, если компания самостоятельно заключит договор со страховой компанией. После заключения договора иностранец может получить полис ОМС, после этого в ДМС больше не будет необходимости.

Высококвалифицированные специалисты

В отношении иностранных высококвалифицированных специалистов (ВКС) применяется упрощенная процедура получения разрешения на работу: работодателю нет необходимости получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также обращаться в центр занятости для подтверждения квот. Важно также отметить, что разрешение для ВКС выдается не на год как для обычных иностранцев, временно пребывающих на основании визы, а на три года.

Единственным условием, отличающим ВКС от остальных визовых работником, является размер заработной платы, который должен составлять не менее 167 000 руб. Каких-либо дополнительных требований к образованию для этой категории иностранных работников нет.

В комплект документов для разрешения на работу ВКС входят:

  • ходатайство о привлечении ВКС;
  • трудовой договор;
  • письменное обязательство оплатить расходы, связанные с возможным выдворением ВКС;
  • цветная фотография;
  • квитанция об оплате пошлины за получение разрешения на работу в размере 3 500 руб.

Одновременно с пакетом документов для разрешения на работу ВКС также можно подать документы для получения приглашения на въезд, на основании которого гражданин получает рабочую визу и затем въезжает на территорию РФ.

В данный комплект документов входят те же документы, что и для разрешения на работу, и прикладывается письменное ходатайство от компании, согласно которому будущий работодатель предоставляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.

Разрешение на работу, как и приглашение на рабочую визу, выдается не позднее 14 рабочих дней со дня принятия всех документов. Компания получает готовое приглашение, затем отправляет его будущему работнику, на его основании работник получает рабочую визу в консульском учреждении, приезжает в Россию и получает уже готовое разрешение на работу.

Как было указано выше, в комплект документов на разрешение и приглашение входит трудовой договор, поэтому заключить трудовой договор с иностранным работником необходимо до подачи документов в МВД.

На что обратить внимание при составлении договора:

  • первый рабочий день должен быть обусловлен датой фактического получения разрешения на работу;
  • в договоре обязательно должны быть указаны реквизиты полиса ДМС, которые при подаче документов могут быть пустыми, с дальнейшим их заполнением в первый рабочий день.

В течение периода трудоустройства иностранец должен быть застрахован. Полис ДМС или договор медицинского страхования должен иметь формулировку «добровольное медицинское страхование для оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Работодатель по установленной форме должен уведомлять МВД о выполнении обязанности по выплате заработной платы такому работнику.

Временно и постоянно проживающие иностранные граждане

Временно и постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам не нужно получать разрешительную документацию для осуществления трудовой деятельности. Однако при трудоустройстве этих категорий иностранных граждан также существуют свои особенности.

При приеме на работу временно проживающего иностранца необходимо обратить внимание на разрешение на временное проживание: оно выдается сроком на три года и имеет форму штампа в паспорте. Временно проживающий иностранец вправе работать только в том субъекте РФ, на которое ему выдано разрешение на работу.

Для постоянно проживающих иностранных граждан действует такой же порядок приема на работу, как и для российских граждан

Заключение трудового договора с иностранцем: особенности

Трудовой договор с иностранным гражданином должен содержать обязательные реквизиты и условия, предусмотренные , однако и здесь есть некоторые особенности:

  • Указывая место работы иностранного гражданина, нужно обратить внимание, что территория, на которой он имеет право осуществлять трудовую деятельность, ограничена. Работник, трудящийся на основании патента, может работать только в том субъекте, на который ему выдан патент.
  • Должность, указанная в трудовом договоре, должна соответствовать должности, указанной в разрешительной документации.
  • Дата начала работы, указанная в трудовом договоре, не должна быть ранее выдачи работнику разрешительной документации.
  • Срок действия разрешения на работу не может быть основанием заключения срочного трудового договора с иностранным гражданином. Устанавливая срок действия трудового договора, нельзя устанавливать привязку к сроку действия разрешительной документации.

Кроме реквизитов и условий, указанных в , трудовой договор с иностранным гражданином в соответствии со должен содержать сведения о разрешении на работу (патенте), условие о предоставлении медицинской помощи в течение срока действия трудового договора.

Документы, которые иностранный гражданин должен предоставить работодателю (на основании и ):

Перечень документов, предоставляемых при трудоустройстве и определенных , применяется и в отношении иностранных граждан, но с учетом некоторых особенностей.

Иностранными гражданами при приеме на работу предоставляются следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий личность: паспорт, выданный иностранным государством; разрешение на временное проживание или вид на жительство, если данные документы были выданы иностранному гражданину уполномоченными органами РФ.

Обратите внимание: если срок документа, удостоверяющего личность, истек, он не может быть принят работодателем и подлежит замене.

2. Трудовая книжка. Если у иностранного гражданина нет трудовой книжки российского образца, ее заводит работодатель. В книжку не вносятся записи о стаже на территории иностранного государства.

Если иностранец уже работал на территории РФ, он предоставляет трудовую книжку, заведенную предыдущим работодателем.

3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Свидетельство должно быть предоставлено всеми иностранными гражданами, за исключением лиц, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию (например, ВКС). Если у иностранного гражданина при приеме на работу нет страхового стажа, свидетельство на него получает работодатель.

4. Диплом об образовании. Ели наличие документа является обязательным условием приема на работу (например, для приема педагогических работников), он должен быть надлежащим образом легализован на территории РФ.

Иностранный диплом признается на территории РФ в следующих случаях:

  • если между РФ и страной, где иностранный гражданин получил диплом, заключено соответствующие соглашение;
  • если диплом получен в организации, указанной в Перечне, утвержденным распоряжением ;
  • если иностранец прошел процедуру признания его диплома на территории РФ и получил соответствующие свидетельство Рособнадзора.

5. Полис добровольного медицинского страхования. Данный документ предоставляется временно пребывающими иностранными гражданами. Если работодатель самостоятельно заключает соответствующий договор страхования, то предоставлять иностранному гражданину полис при приеме на работу нет необходимости. Данный документ не нужно предоставлять иностранным гражданам, которые уже состоят в системе обязательного медицинского страхования.

6. Разрешение на работу или патент.

Также работодатель может запросить иные документы, установленные Трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами с учетом специфики работы. Так, если на работу принимается работник по совместительству, то можно потребовать у него справку с основного места работы.


Почему компании прибегают к найму иностранных работников? Причин для этого может быть несколько. Во-первых, в целях внедрения передового зарубежного опыта ведения бизнеса. В данном случае речь идет о привлечении иностранных граждан дальнего зарубежья и работников, являющихся высококвалифицированными специалистами. Как правило, привлечение иностранцев свойственно представительствам, филиалам и «дочкам» иностранных компаний.

Другая причина оформления на работу иностранцев – желание компаний сэкономить на сотрудниках. Низкие зарплатные ожидания характерны для так называемых «трудовых мигрантов» или «гастарбайтеров» – граждан, временно прибывающих на территорию РФ из ближнего зарубежья на заработки (это, как правило, безвизовые иностранные граждане).

Оформление иностранного работника из дальнего зарубежья в представительство иностранной компании

Компании, заинтересованные в высококлассном специалисте мирового уровня для внедрения передового зарубежного опыта, чаще всего прибегают к найму опытных иностранцев из дальнего зарубежья. Миграционное законодательство РФ предусматривает оформление иностранных граждан на работу двумя способами:

  1. В рамках квот на привлечение иностранных работников в России.
  2. В качестве высококвалифицированных специалистов.

Каждый из способов имеет свои особенности и преимущества, рассмотрим их.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ Представительство не является юридическим лицом, соответственно работодателем в трудовых договорах выступает головная организация.

Трудовой договор с главой представительства, как правило, заключает руководитель головной организации или уполномоченное им лицо по доверенности.

Трудовые договоры с работниками представительства подписывает, как правило, руководитель головной организации или глава представительства по доверенности.

Заключать трудовые договоры с иностранными работниками представительство от имени головной компании может:

  1. В пределах численности иностранных работников, согласованной при аккредитации.
  2. При наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
  3. При наличии разрешений на работу у иностранных работников.

Важно!

Указанные требования распространяются и в случае направления иностранных сотрудников для работы в РФ из головной организации в командировку в силу того, что:

  • Трудовое законодательство РФ действует только на территории РФ, а значит, статус командированного иностранные сотрудники при прибытии в РФ не приобретают.
  • Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина.

Рассмотрим оформление иностранца на работу в 2017 году, каждый шаг в оформлении иностранного работника в представительство или филиал иностранной компании.

Шаг 1. Оформить разрешение на привлечение иностранных сотрудников

Без этого разрешения невозможно принять на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ на основании визы.

Для оформления разрешения необходимо заплатить госпошлину в размере 10 000 руб. на каждого работника и подать пакет документов:

  • заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • копии учредительных документов (для юридических лиц) либо копию документа, удостоверяющего личность (для ИП);
  • проект трудового договора, соответствующий законодательству РФ и международным договорам, участником которых является Россия (другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников).

Разрешение на привлечение оформляется в отделении МВД России на 1 год. Срок оформления составляет 30 дней.

Обратите внимание!

Выдача разрешений на работу осуществляется в рамках квот, утверждаемых ежегодно Правительством РФ. На 2017 год квоты утверждены Постановлением Правительством РФ от 03.12.2016 № 1288.

Заключение трудовых договоров с иностранными гражданами без оформления разрешения на работу в пределах согласованной при аккредитации представительства численности иностранных работников допустимо только в случае, если имеется международный договор между РФ и иностранным государством о работе граждан этих государств без разрешения на работу на основе принципа взаимности. На сегодняшний день такие договоры заключены только с Французской Республикой (Соглашение от 27.11.2009) и Республикой Кореей (Соглашение от 10.11.2010), а также с государствами-членами ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан (Договор о ЕАЭС от 29.05.2014).

Шаг 2. Оформить приглашения и разрешения на работу

После того как разрешение на привлечение иностранных сотрудников на руках, нужно оформить приглашение на въезд в Россию для получения визы и разрешение на работу – каждому сотруднику.

Для этого в миграционную службу надо подать следующие документы:

  1. ходатайство на русском языке;
  2. документ, удостоверяющий личность работодателя (приглашающей стороны);
  3. копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  4. гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
  5. документы для оформления разрешения на работу (подаются на каждого иностранного работника одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд):
    • заявление о выдаче разрешения на работу (по установленной форме);
    • цветное фото работника 30 х 40;
    • копия удостоверения личности;
    • копия документа иностранца о его образовании;
    • справки, подтверждающие отсутствие ВИЧ и других заболеваний;
    • квитанция оплаченной госпошлины.

Важно!

Рабочая виза оформляется сотруднику на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на один год.

Шаг 3. Уведомить территориальное управление по вопросам миграции о прибытии иностранца и его приеме

После выполнения этих формальностей можно приступать к заключению договоров с иностранными гражданами и оформлять их на работу.

Важно!

Иностранные граждане подлежат миграционному учету. Руководителю представительства как работодателю необходимо уведомить управление МВД по вопросам миграции об их прибытии. Это нужно сделать не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца. Уведомление заполняется на каждого иностранца по специальной форме.

За неисполнение данного регламента предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на работодателя - от 400 000 до 800 000 руб. либо административного приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Шаг 4. Заключить трудовой договор (или договор ГПХ)

Трудовой договор должен обязательно включать следующие положения:

  1. Реквизиты документа, на основании которого осуществляется трудовая деятельность (разрешение на работу/патент/разрешение на временное проживание/вид на жительство).
  2. Реквизиты полиса/договора ДМС.

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить практически те же документы, что и российские.

Для оформления трудового договора следует запросить с работника следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • миграционная карта, виза;
  • один из обязательных разрешительных документов, на основании которых осуществляется трудовая деятельность:
    1. Разрешение на работу или патент;
    2. Разрешение на временное проживание;
    3. Вид на жительство.
  • трудовая книжка (если ее нет, то компании необходимо завести её);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если это первое место работы у иностранца, то вы, как работодатель, должны оформить страховое свидетельство;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются. При заключении гражданско-правового договора (подряда или на оказание услуг) запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

Важно!

О заключении и прекращении трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера с иностранными гражданами необходимо уведомить МВД не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или расторжения договора.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 191 ГК РФ срок уведомления начинает исчисляться со дня, следующего за днём заключения (расторжения) договора. А уведомить МВД компания может не только лично в миграционном отделе, но и направить уведомление почтой с описью вложения и уведомлением о вручении.

Привлечение к работе иностранцев в статусе ВКС

Высококвалифицированный специалист – иностранный работник, отвечающий следующим требованиям:

  1. Имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (оценивает сам работодатель);
  2. Вознаграждение по трудовому или гражданско-правовому договору составляет не менее 167 тысяч рублей в месяц.

Обратите внимание!

Работодатель обязан ежеквартально уведомлять управление по вопросам миграции МВД России о выполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированному специалисту.

Преимущества приема на работу иностранца в статусе ВКС:

  1. Компании не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  2. На привлечение высококвалифицированных специалистов не распространяются квоты на разрешения на работу.
  3. Срок действия разрешения на работу, а также рабочей визы ВКС ограничен тремя годами, тогда как для простых иностранных работников – одним годом.
  4. Высококвалифицированный специалист может осуществлять трудовую деятельность в нескольких регионах РФ, указанных в разрешении на работу, тогда как в случае с обычным иностранцем разрешение на работу требуется оформлять в каждом субъекте РФ отдельно.
  5. Высококвалифицированный специалист при указании в трудовом договоре разъездного характера работы может находиться в служебной командировке в любом регионе РФ неограниченное количество времени (обычный иностранный работник – лишь 10 дней в году при условии, что он занимает одну из руководящих позиций, а если в его трудовом договоре прописан разъездной характер работы, суммарно не превышающий 40 дней в году).
  6. Высококвалифицированный специалист освобожден от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок до 90 дней со дня въезда в РФ и на срок до 30 дней в случае передвижения по территории РФ (обычные иностранные работники – в течение 7 рабочих дней).
  7. Срок рассмотрения документов на оформление разрешения на работу, а также приглашения для получения рабочей визы для высококвалифицированного специалиста составляет порядка 15 рабочих дней (для обычных иностранных работников порядка 3,5 месяцев).

К сведению!

Прием на работу иностранцев из ближнего зарубежья

Иностранцы из ближнего зарубежья (Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан) пользуются упрощенным режимом привлечения к трудовой деятельности:

  1. Компании не нужно получать разрешение на использование иностранной рабочей силы;
  2. Компании не нужно проходить процедуру получения разрешения на работу для иностранца, так как иностранец обязан сделать это лично. Вместо разрешения на работу иностранцы получают патент, а обратиться за его получением они обязаны в течение 30 дней со дня въезда в РФ.

Важно!

Несмотря на то, что патент выдается сроком на один год, срок его действия определяется количеством месяцев, за которые иностранец уплатил авансовые платежи по НДФЛ. В связи с этим рекомендуем:

  1. Закрепить в трудовом договоре обязанность патентного иностранца своевременно предоставлять работодателю копии квитанций об уплате авансового платежа по НДФЛ (уволить за нарушение данной обязанности конечно нельзя, а вот привлечь к дисциплинарной ответственности можно).
  2. Закрепить в трудовом договоре обязанность патентного иностранца своевременно предоставлять работодателю подтверждение продления регистрации, ведь в течение трех рабочих дней со дня очередной оплаты патента принимающая сторона обязана продлить в соответствующем миграционном отделе срок пребывания иностранца на срок действия патента.
  1. Убедиться, что место работы патентного иностранца соответствовало месту выдачи патента, иначе привлечение к трудовой деятельности будет незаконным (так, например, Москва и Московская область – это разные субъекты РФ).
  2. Проконтролировать, чтобы иностранец, впервые получивший или переоформивший патент, в течение двух месяцев направил в миграционный отдел, выдавший патент, копию трудового договора. Если иностранный работник этого не сделает – патент аннулируется, а Вы рискуете быть подвергнутыми санкциям за незаконное привлечение иностранного работника к трудовой деятельности.

Прием на работу граждан из ЕАЭС

Гражданам из стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан) и вовсе не нужно разрешительных документов, а срок постановки на учет по месту пребывания продлен с 7 рабочих до 30 календарных дней, для граждан Республики Беларусь – 90 календарных дней. Срок пребывания в РФ таких граждан определяется сроком действия трудового договора, а значит работодатель (если он является принимающей стороной) обязан продлять регистрацию таких граждан только один раз в год.

Важно!

Хотя Договор о ЕАЭС предусматривает, что на граждан стран-участниц не распространяются ограничения, связанные с защитой внутреннего рынка труда, уведомить о заключении/расторжении трудового или гражданско-правового договора компания все же обязана, так как данная обязанность носит не разрешительный или ограничительный, а уведомительный характер и никак не ограничивает право таких граждан на труд в РФ.

ТОП-8 кадровых вопросов для представительств и филиалов иностранных компаний

Вопрос 1: Требуется ли все локальные нормативные акты (приказы, инструкции, положения) в представительстве оформлять на 2-х языках: русском и языке страны представительства?
Ответ: Не требуется. Кадровые документы могут быть оформлены только на русском языке.

Вопрос 2: Контракты с сотрудниками представительства заключены в стране происхождения иностранной организации. Требуется ли заключать с ними трудовые договоры в РФ или достаточно заверить перевод иностранных контрактов на русский язык?
Ответ: Трудовые договоры с сотрудниками представительства должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством РФ. В случае перевода иностранных договоров на русский язык, могут быть не в полной мере соблюдены все требования российского трудового законодательства. Рекомендуем заключить новые договоры на территории РФ. Наши специалисты помогут составить трудовые договоры с иностранными сотрудниками с учетом специфики российского законодательства.

Вопрос 3: Надо ли заводить иностранным сотрудникам представительства российские трудовые книжки?
Ответ: Да, надо. Трудовые книжки необходимо вести на всех работников (кроме совместителей), проработавших не менее 5 дней. Представительство обязано закупить необходимое количество бланков трудовых книжек и вести их учет, хранение и оформление в соответствии с законодательством.

Вопрос 4: В трудовые книжки можно ставить печать представительства?
Ответ: Да, в трудовых книжках должна стоять печать представительства. Она ставится на первом листе (при первичном оформлении трудовой книжки) и при увольнении.

Вопрос 5: Требуется ли получить на иностранных сотрудников представительства страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)? Кто должен обратиться за этими документами в ПФР и ИФНС?
Ответ: Да, на иностранных сотрудников представительства необходимо оформить СНИЛС и ИНН. При этом пенсионное свидетельство обязано оформить представительство. ИНН иностранный работник должен получить самостоятельно в налоговой инспекции.

Вопрос 6: Требуется ли представительству уведомлять ФМС (МВД) и в каких случаях?
Ответ: Да, необходимо уведомлять МВД о заключении и расторжении трудового договора с иностранным сотрудником в течение трех рабочих дней; о прибытии в место пребывания в течение семи рабочих дней; об обязательствах по выплате вознаграждения высококвалифицированным специалистом один раз в квартал.

Надо ли уведомлять миграционный орган об увольнении бывшего иностранца?

Если иностранец получил российское гражданство, пока работал, то при увольнении миграционный контроль за его трудовой деятельностью не проводится. Следовательно, информировать миграционный орган не нужно. К такому выводу пришел ВС РФ в Постановлении от 26.06.2017 № 81-АД17-17. Позиция Верховного суда поможет работодателям в спорах с миграционными органами.

Напомним, если организация-работодатель не сообщит в миграционный орган об увольнении иностранца, ей грозит штраф на сумму от 400 тыс. до 800 тыс. руб. Если нарушение произошло в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, штраф составляет от 400 тыс. до 1 млн руб. Альтернативное штрафу наказание в любом регионе – приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Вопрос 7: Если иностранный сотрудник представительства временно уезжает в основную компанию, будет ли это считаться командировкой?
Ответ: Да, выезд работника в основную компанию необходимо оформлять как командировку в соответствии с российским законодательством. Наши эксперты помогут грамотно оформить кадровые документы по командировке сотрудников и рассчитать заработную плату с учетом командировочных выплат.

Вопрос 8: Какие еще подводные камни могут быть с точки зрения кадрового учета в представительстве?
Ответ: Трудовые отношения иностранных работников с представительством регламентируются трудовым законодательством России. Поэтому кадровый учет в представительстве принципиально ничем не отличается от кадрового учета российской организации. Ведение кадровых документов по иностранным сотрудникам представительства происходит в том же порядке и в том же объеме, что и по российским работникам. «Подводные камни» в кадровом учете часто встречаются в вопросах соблюдения норм и правил Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Более того, с июля 2017 года вступят в силу изменения к Закону 152-ФЗ. Об особенностях ведения кадрового делопроизводства в части Закона «О защите персональных данных» мы готовы будем рассказать на встрече, в случае необходимости.

Компании часто возлагают обязанности по оформлению и учету иностранных сотрудников бухгалтерам, специалистам по кадрам, а то и вовсе офис-менеджерам, не подозревая, сколько особенностей и подводных камней таит в себе миграционное законодательство, а ответственность за его нарушение может даже пошатнуть бизнес (верхняя планка штрафа – 1 млн руб.). Поэтому стоит задуматься о качественных, но дорогостоящих курсах по обучению специалистов азам миграционного учета, а лучше всего – доверить оформление и кадровое сопровождение иностранцев в компании профессионалам.

Связаться с экспертом

Заметное ужесточение требований к приему на работу иностранных граждан усложнило процесс оформления трудоустройства мигрантов для многих компаний. Тем не менее, законодательство предлагает работодателю все необходимые инструменты для соблюдения порядка приема на работу иностранных граждан. В этой статье рассмотрим основные сложности трудоустройства иностранцев, какие требования к приему на работу иностранных граждан предъявляет действующее законодательство, как зависит прием на работу иностранных граждан от их статуса, как поставить на миграционный учет иностранного сотрудника, каких распространенных нарушений при приеме на работу иностранных граждан следует избегать работодателю.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие требования к приему на работу иностранных граждан предъявляет действующее законодательство;
  • как зависит порядок приема на работу иностранных граждан от их статуса;
  • как поставить на миграционный учет иностранного сотрудника;
  • каких распространенных нарушений при приеме на работу иностранных граждан следует избегать работодателю.

Требования к приему на работу иностранных граждан в 2016 году

Иностранные граждане относятся к особой категории сотрудников. Многие компании неохотно нанимают на работу иностранцев из-за специфики оформления их трудоустройства. Компания вынуждена постоянно отслеживать изменения в законодательстве, касающиеся этого вопроса, и соблюдать все необходимые формальности при приеме на работу иностранцев. Порядок приема на работу иностранных граждан ежегодно претерпевает значительные изменения. Например, в 2015 году основным нововведением стали патенты для “безвизовых” иностранцев, которые заменили для них разрешение на работу. Кроме того, в прошлом году были отменены квоты для безвизовых иностранцев на выдачу разрешительных документов. Также была отменена обязанность по уведомлению службы занятости и налоговых органов о приеме на работу иностранцев.

В 2016 году требования к приему на работу иностранных граждан не претерпели подобных серьезных изменений. На законодательном уровне было принято решение о продлении утвержденного в 2015 году запрета на работу иностранцев и лиц без гражданства на предприятиях розничной торговли лекарственными препаратами, а также в торговых точках, расположенных вне магазинов. Пожалуй, единственным значительным нововведением стали новые квоты для иностранных граждан, претендующих на должности в определенных отраслях.

Правительство России устанавливает подобные квоты ежегодно, чтобы определить допустимую долю таких сотрудников в различных отраслях экономики. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, а также размер квоты на выдачу разрешений определяется (с изменениями на 20 марта 2015 года).

Так же как и в 2015 году требования к приему на работу предусматривают законодательный запрет на трудоустройство граждан других государств в таких отраслях как:

  • торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);
  • розничная торговля в нестационарных торговых объектах и на рынках;
  • прочая розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков.

Описанный выше порядок приема на работу иностранных граждан касается только граждан, находящихся в статусе временно пребывающих на территории России. Но граждане стран-участниц Евразийского экономического союза под эти ограничения не попадают.

Разрешение на прием на работу иностранных граждан

Для оформления трудовых отношений с гражданами зарубежья компании необходимо получить разрешение на привлечение иностранных сотрудников. Данное правило касается не всех, а только временно пребывающих на территории Российской федерации «визовых» иностранцев. Чтобы принять на работу такого гражданина, организация обязана получить в Федеральной миграционной службе разрешение на прием на работу иностранных граждан. Организации необходимо отправить соответствующее заявление в ФМС, приложив к нему фотографию, копию паспорта и другие необходимые документы в соответствии с п.36 Административного регламента, утвержденного . Заявление составляется по , приведенной в приложении № 6 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений гражданам других государств и лицам без гражданства, утвержденному приказом ФМС России от 30 октября 2014 года № 589. Сумма госпошлины, уплачиваемой за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных сотрудников — 10000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника ().

Отметим, что с 5 апреля 2016 года Федеральная миграционная служба России упразднена. Ее полномочия переданы МВД России.

Разрешение на прием на работу иностранных граждан направляется в организацию по почте, либо выдается на руки уполномоченному сотруднику. Сроки уведомления о принятом решении составляют:

Порядок приема на работу, установленный законодательством, накладывает на компанию ряд обязательств. Если организация приглашает иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, она, в качестве работодателя, обязана:

  • иметь разрешение на привлечение и использование иностранных сотрудников;
  • обеспечить получение разрешения;
  • представить документы, необходимые для регистрации работника по месту пребывания в Российской Федерации;
  • содействовать выезду такого сотрудника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора;
  • оплачивать расходы, связанные с депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением порядка приема на работу иностранных граждан;
  • направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора, а также о его досрочном расторжении.

Если работодатель своевременно не получил разрешение на прием на работу иностранных граждан, он может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 2 .

Порядок приема на работу иностранных граждан

Требования к приему на работу граждан других государств определяются статусом:

  • Постоянное проживание на территории России (статус иностранца, имеющего вид на жительство);
  • Временное проживание на территории России (статус иностранца, проучившего разрешение на временное проживание);
  • Временное пребывание в России (иностранец, прибывший в страну на основании визы или в порядке, не требующем ее получения).

Рассмотрим порядка приема на работу граждан иных стран в зависимости от их статуса:

Постоянно проживающий на территории России иностранный гражданин

Для граждан, имеющих вид на жительство, законодательно предусмотрен тот же порядок приема на работу с предоставлением тех же социальных гарантий, что и для граждан Российской Федерации. Им не требуется получать патент или разрешение. Единственное, что должна проверить компания при оформлении трудоустройства такого гражданина — это срок действия вида на жительство. Кроме того, компания обязана уведомить территориальное отделение ФМС России о заключении трудового договора с постоянно проживающим на территории России иностранцем. Это предусмотрено п. 8 ст. 13 .

Временно проживающий на территории России иностранец

Требования к приему на работу иностранных граждан, имеющих разрешение на временное проживание, не отличаются от соответствующих требований к оформлению трудоустройства гражданина РФ. Временно проживающий в России иностранец не обязан получать разрешение на работу или патент. В его обязанности входит только ежегодное подтверждение своего статуса в миграционной службе. Что касается обязанностей работодателя при приеме на работу гражданина с разрешением на временное проживание, то закон обязывает его уведомить территориальный орган ФНМ России о приеме на работу. Данная категория граждан может устраиваться на работу только в том регионе, в котором было выдано разрешение на временное проживание, а возможность трудиться на территории других субъектов РФ для него определяется

Временно пребывающий на территории России иностранный гражданин

Для данной категории граждан действуют основные ограничения и регламенты, установленные законодательством. Порядка приема на работу иностранных граждан зависит от того, нужна ли им виза для въезда на территорию России. Для граждан государств - членов Евразийского экономического союза этот порядок значительно упрощен.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Действия компании, соблюдающей порядок приема на работу граждан других стран, нуждающихся в получении визы, должны соответствовать приведенному алгоритму. Работодатель обязан:

  • Направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости и по запросу ФМС России подтвердить целесообразность привлечения иностранных работников. Форма и рекомендации заполнения заявки утверждены ;
  • Подать в миграционную службу заявление на получение разрешение на прием на работу иностранных граждан. Порядок представления заявления установлен Административным регламентом, утвержденным ;
  • Подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд. Унифицированная форма ходатайства приведена в приложении 1 к . К ходатайству должна быть приложена копия паспорта иностранного сотрудника и гарантийное письмо работодателя, подтверждающее обязательство оформить иностранному сотруднику медицинский полис, обеспечить его жильем и деньгами;
  • Обратиться в ФМС России за разрешением на работу для иностранца. К заявлению прикладываются все необходимые документы в соответствии с п. 36 фотография, копия паспорта, другие необходимые документы в соответствии с п.36 Административного регламентом, утвержденного приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589;
  • Уведомить миграционную службу о прибытии (ст. 20 );
  • Заключить трудовой или гражданско-правовой договор и в трехдневный срок уведомить об этом миграционную службу. Уведомление заполняется по формам, приведенным в приложениях 19 и 20 к .

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Требования к приему на работу иностранных граждан, не нуждающихся в получении визы для въезда на территорию РФ, предусматривают получение таким сотрудником патента для работы в России. Что касается организации, то законодательство в этом случае не обязывает ее получать разрешение на прием на работу иностранных граждан. Заключив трудовой или гражданско-правовой договор с таким сотрудников, компания обязана в трехдневный срок уведомить об этом территориальное отделение ФМС России. Уведомление заполняется по формам, приведенным в приложениях 19 и 20 к .

Прием на работу граждан стран - участниц Евразийского экономического союза

Порядок приема на работу граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии производится без учета действующих ограничений допустимой доли иностранных работников, установленных Правительством России. Согласно Договору об ЕАЭС, таким иностранцам не нужно получать патент для работы в России, а их документы об образовании считаются действительными на всей территории страны. Доходы таких иностранцев облагаются НДФЛ по ставке 13 % с первого дня работы в России. Принимая на работу граждан стран-участниц ЕАЭС, работодатель также обязан уведомить миграционную службу о заключении трудового (гражданско-правового) договора с работником, потому что в этом отношении для них не предусмотрено никаких исключений.

Постановка иностранных работников на миграционный учет

В некоторых случаях установленные законодательством требования к приему на работу иностранных граждан предусматривают обязанность компании поставить временного пребывающего иностранца на миграционный учет. Это необходимо, чтобы зафиксировать и обобщить сведения об иностранцах, пребывающих на территории РФ: гражданстве, цели въезда и заявленных сроках пребывания, дате постановки на учет по последнему месту пребывания и т. д.

Если организация является для сотрудника принимающей стороной, он обязан направить соответствующее уведомление в ФМС России.

Чтобы поставить иностранного сотрудника на миграционный учет работодателю необходимо:

  • Получить у иностранного сотрудника миграционную карту и документ, удостоверяющий личность ( ;
  • Заполнить бланк уведомления по форме, утвержденной (бланк необходимо заполнить в двух экземплярах, один из которых будет храниться на почте, либо в многофункциональном центре в течение года);
  • Уведомить территориальное отделение ФМС России о том, что иностранец прибыл в место пребывания (лично, через многофункциональный центр или по почте (ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, п. 22, 27 Правил, утвержденных ). Мигрант должен быть поставлен на учет в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания;
  • Вручить отрывную часть бланка уведомления с отметкой о прибытии иностранцу. Этот документ будет подтверждать то, что иностранный сотрудник поставлен на миграционный учет (ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Нарушения при приеме на работу иностранных граждан

Несмотря на то, что порядок приема на работу иностранных граждан четко оговорен действующим законодательством, компании довольно часто допускают нарушения при трудоустройстве мигрантов. Для таких нарушителей законом предусмотрена административная ответственность, которая определена . Наиболее распространенными нарушениями при приеме на работу иностранных граждан, как показывает практика, являются:

  • прием на работу граждан, незаконно находящихся на территории РФ;
  • несоблюдение сроков уведомления Федеральной Миграционной Службы о заключении или прекращении трудового договора с иностранцем;
  • трудоустройство такого работника без обязательных документов;

Что касается ответственности, определенной законом за нарушения при приеме на работу иностранных граждан, то недобросовестной организации придется заплатить штраф или приостановить свою деятельность на срок до 90 дней. Административным кодексом предусмотрены следующие размеры штрафов за нарушение требования к приему на работу.

Штраф за оформление гражданина иного государства при отсутствии у него разрешения на работу или патента:

Штраф за неуведомление или несвоевременное уведомление миграционной службы о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем:

  • от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
  • от 400 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток для организаций.

Стоит отметить, что ответственность компании за нарушения при приеме на работу иностранных граждан наступает в случае доказанного несоблюдения норм трудового права. Кроме того, ответственность наступает отдельно для каждого доказанного случая.

Законодательство РФ не запрещает юридическим, физическим лицам и ИП принимать на работу иностранных лиц. Чтобы провести правильно процедуру трудоустройства, юр., физ. лицам и ИП необходимо иметь представление о том, в каком правовом поле пребывает иностранец в РФ. Работодатели должны знать, какие документальные разрешения потребуются от них и иностранного наемного сотрудника.

Правовые статусы иностранных лиц в РФ

Согласно Федеральному закону №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. существует несколько статусов.

1) Временно пребывающие. Подтверждается визой, если иностранец приехал из страны с визовым режимом въезда или миграционной картой, если порядок его въезда в РФ не подразумевает оформления визы. Период временного пребывания по визе равняется сроку ее действия, по миграционной карте – не более 90 дней, исключения п.1 ст. 5 Закона №115-ФЗ.

По окончании этих сроков иностранец обязан покинуть страну, если не было получено разрешение на продление периода пребывания или на временное проживание. Такие разрешения выдаются в федеральном органе исполнительной власти по вопросам миграции (ФМС - Федеральная миграционная служба) и в его территориальных подразделениях. Размеры госпошлины за выдачу и продление разрешительных документов указаны в пп. 11. п.1. ст. 333.28 НК РФ.

Если иностранец, приехавший по миграционной карте, в течение 90 суток оформил трудовой или и ему выдали патент на работу, тогда период его временного пребывания составляет время действия этих договоров, но не более чем 1 год со дня приезда в РФ. Такое временное ограничение не распространяется на высококвалифицированных специалистов и иностранцев, вступивших в трудовые взаимоотношения с ИП.

Внимание! Если по приезду в РФ иностранец, прибывший на сновании миграционной карты, не указал в ней, что цель его визита – работа, тогда ФМС не даст ему патент на работу (Закон №230-ФЗ от 21.07.2014 г.).

2) Временно проживающие. Иностранное лицо получило в ФМС разрешение на временное проживание (РВП), которое дается на 3 года. Существуют квоты на получение РВП. Временно проживающий иностранец не может по своему желанию изменить место жилья в пределах субъекта РФ, где ему оформили разрешение или переехать за его пределы. Значит, работать он может только в том месте РФ, где было оформлено РВП. Ежегодно нужно проходить перерегистрацию РВП. Величина госпошлины за РВП указана в ст.333.28 НК РФ.

3) Постоянно проживающие. Иностранному лицу выдали вид на жительство (ВНЖ). Его получают в ФМС на 5 лет, продлевается неограниченное количество раз. Ежегодно необходимо проходить перерегистрацию. Заявление на ВНЖ подается в момент действия РВП (3 года), максимум за полгода до прекращения РВП. Величина госпошлины за оформление ВНЖ указана в пп.10.п.1.ст.333.28 НК РФ.

Документы, которые потребуются для оформления трудового договора с временно пребывающим иностранцем (визовый и безвизовый режим)

Необходимый список документов (ст. 65, ст. 327.3 ТК РФ):

  • паспорт; документ, подтверждающий личность;
  • миграционная карта, для тех, кто приехал в безвизовом порядке и виза, кто въехал в визовом режиме;
  • патент (безвизовый режим) или разрешение на работу (визовый режим);
  • трудовая книжка российского формата;
  • документ, подтверждающий квалификацию и образование. Они должны пройти консульскую легализацию, быть переведены на русский язык, нотариально заверены;
  • полис добровольного медицинского страхования.

Интересно! Работать по патенту или разрешению на работу временно пребывающие иностранцы могут на той территории РФ, где были оформлены им эти документы.

Закон №357-ФЗ от 24.11.14 г. гласит, что все иностранные лица обязаны подтвердить знание законодательных основ РФ, ее истории и русского языка.

Действия работодателя при устройстве иностранца по визовому режиму:

  1. оформить в ФМС ходатайство на выдачу приглашения для въезда иностранца в страну;
  2. подать заявление на разрешение об использовании и привлечении труда иностранцев и получить его от ФМС. Госпошлина с 01.01.15 г. составляет 10000 рублей за каждого привлеченного иностранца;
  3. в ФМС получить, увидеть, проверить период разрешения на работу временно пребывающего иностранного лица. Госпошлина за выдачу разрешения на работу с 01.01.15г. составляет 3500 рублей.
  4. оформить с ним трудовой договор, на протяжении 3 дней оповестить об этом ФМС;

Действия работодателя при устройстве иностранца по безвизовому режиму:

1) иностранный работник, въехавший в РФ исключительно по безвизовому режиму, т.е. на основании миграционной карты должен в ФМС оформить патент на работу (с 01.01.2015 г. оформляется только патент, до этой даты оформлялось только разрешение на работу для таких иностранцев) и предоставить его работодателю (ИП, юр. или физ. лицу), которому необходимо проверить период действия патента.

2) заключить трудовой договор, после чего в течение 3-х дней сообщить об этом в ФМС;

Для иностранных граждан стран участниц Евразийского экономического союза - ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) не оформляется патент или РВП, достаточно зарегистрироваться по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.

Когда такого документа нет, тогда необходимо встать на учет по месту пребывания. с з/п граждан стран участниц ЕАЭС перечисляются в гос. фонды на общем основании по тарифам компании аналогично взносам из з/п российских сотрудников.

От суммы з/п остальных временно пребывающих сотрудников, приехавших не из стран ЕАЭС, тоже перечисляют взносы в ПФР согласно тарифу компании, в ФСС по временной потере трудоспособности – тариф 1,8%.

Важно! Если иностранный служащий определяется как налоговый резидент РФ, т.е. в течение года, без перерывов пробыл на территории страны 183 дня и более, тогда из его з/п удерживается в размере 13%. Если же он провел меньшее количество времени в РФ, тогда он считается нерезидентом и ставка НДФЛ составляет 30%. Для граждан стран участниц Евразийского экономического союза НДФЛ составляет 13% с первого дня работы в РФ.

Оформление на работу иностранца, временно проживающего в РФ

Имея статус временно проживающего (РВП), иностранец обязан зарегистрироваться по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или встать на , когда такого документа нет.

Разрешение на работу с таким статусом оформлять не надо (Закон №320-ФЗ от 30.12.12 г.). Заниматься трудовой деятельностью они могут, подписав трудовой договор с юридическим, физ. лицом или ИП, у которого есть разрешение на привлечение, использование иностранной рабочей силы.

Временно проживающие являются застрахованными субъектами. Они подлежат обязательному медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326-ФЗ от 29.11.10 г), пенсионному (ст. 7 Закон № 167-ФЗ от 15.12.01 г.), соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ от 29.12.06 г.).

Что понадобится от иностранца при подписании трудового договора?

  1. паспорт, где стоит отметка о РВП;
  2. документ об образовании;
  3. российского образца;
  4. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  5. полис медицинского страхования.

Интересно! Трудовой договор с иностранцем, имеющим РВП, оформляют сроком на 1 год, т.к. именно такой период действия разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Оформление на работу постоянно проживающего иностранца в РФ

Постоянно проживающие, т.е. получившие вид на жительство (ВНЖ) иностранные лица могут работать в любой точке РФ, им не надо разрешение на работу, но они должны пройти регистрацию по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или числиться на учете по месту пребывания, когда такого документа нет.

Работодателю не надо оповещать ФМС, налоговую и службу занятости о принятии на работу иностранца с ВНЖ. Они устраиваются работать так же, как граждане РФ. Получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работодателю не надо, он должен только ознакомиться с ВНЖ наемного иностранного работника.

Сотрудники с ВНЖ при заключении трудового договора подают такой же пакет документов и проходят обязательное соцстрахование аналогично временно проживающим.

Как устроить иностранного высококвалифицированного специалиста?

Понятие высококвалифицированный специалист определяется в большей степени размером з/п, которую российский работодатель может обеспечить иностранному специалисту (Закон № 56-ФЗ от 08.03.15 г). Такого рода работники проходят упрощенную процедуру трудового оформления:

  • принимающая компания не обязана оформлять разрешение о том, что привлекает труд иностранца;
  • въезд в страну происходит, даже если нет квот на приглашения;
  • разрешение на работу выдается независимо от наличия квот;
  • получение разрешения на работу сопровождается подачей сокращенного списка документов;
  • ходатайство о выдаче разрешения на работу рассматривается на протяжении 2 недель;
  • срок действия разрешения на работу равняется сроку действия трудового договора, но не может превышать 3-х лет. После истечения этого периода разрешение можно неоднократно продлевать;
  • НДФЛ с з/п специалиста удерживается в размере 13%, не дожидаясь получения им статуса налогового резидента РФ. Налоговая по месту учета работодателя должна быть оповещена о том, что привлекся труд иностранного профессионала. Компания при трудоустройстве специалиста должна оповестить в течение 30 дней ФМС о том, что он уже стоит на учете в гос. налоговом учреждении и каждый квартал отчитываться в ФМС о выплаченной з/п, предоставлении отпуска за свой счет, если он длится более 1 месяца и возможном прекращении трудового договора.

Компания самостоятельно выявляет уровень квалификации и степень компетентности иностранного работника, на основании его профессиональных знаний, навыков, умений.

При оформлении трудовых взаимоотношений с иностранцем-профессионалом заинтересованной компании нужно сделать ему приглашение на въезд и разрешение на работу (визовый режим) или только разрешение на работу (безвизовый), гарантировать получение иностранцу и членам его семьи, въезжающими вместе с ним в страну, полис медицинского страхования.