Требования к организации безопасности образовательного учреждения. Безопасность образовательного учреждения


Концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения какой-либо проблемы. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Особенностями систем безопасности в ОУ до 1990-х годов являлось их государственное финансирование и реальная ответственность руководителей ОУ за нарушения законов, кодексов, правил пожарной безопасности, охраны труда и иных норм безопасности. В последующее десятилетие в сфере деятельности ОУ наблюдалось снижение требований к безопасности, объемов инвестирования средств, что незамедлительно привело к снижению уровня безопасности в ОУ, многочисленным происшествиям, включая пожары, отравления, теракты, криминальные происшествия, наркоманию.

Эти негативные тенденции, особенно на фоне драматических событий на Северном Кавказе, в Москве, в других городах России, а также в других странах, свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки каждого работника ОУ, всей системы безопасности в образовательной сфере, ее адаптации к рыночной экономике, интеграции в мировое правовое пространство, усиления механизмов защиты интересов обучающихся и работников ОУ, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности.

Опыт развитых стран показывает, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетать государственное регулирование и финансирование с возложением части расходов и ответственности на муниципальные органы власти, а также непосредственно на ОУ и лиц, заинтересованных в получении образовательных услуг, т. е. самих обучающихся, их родителей и спонсоров.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Какой мы хотим видеть систему безопасности ОУ? Дорогой или дешевой, реальной или бумажной, с "человеческим лицом" или с лагерным забором, демократичную или тоталитарную, электронно-технократическую или ориентированную на живых людей?

Согласно Закону РФ "Об образовании" (ст. 51, п. 1.7) "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения".

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.

Принципы (рис. 3), цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

Законность: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

Подготовка паспортов безопасности без наглядных вариантов образцов таких паспортов, а главное, без специального исследования особенностей каждого ОУ привела к многочисленным трудностям и дополнительным затратам. Ответом на требование о всеобщей паспортизации ОУ стало не столько повышение их реальной безопасности, сколько появление множества копий-близнецов паспортов безопасности. Однако механическое копирование даже очень красивого виртуального "бумажного тигра" не сделает из него живого сторожа и не повысит уровень реальной безопасности ОУ.

Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

Планирование и контроль.

Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: "пока гром не грянет - мужик не перекрестится".

Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, п. 1.7) "Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников"

Рис. 3.

Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций. Не следует тратить время на "изобретение велосипеда" - собственных устройств и схем. В техническом отделе вневедомственной охраны вам предложат надежные и недорогие приборы, позволяющие решить многие проблемы обеспечения безопасности.

Все приведенные принципы (основные правила) извлечены из действующих нормативных документов. В то же время самые строгие законы и меры не помогут снизить потери от происшествий, если в каждом ОУ не будет создано условий для внедрения комплексных систем защиты и, главное, развития культуры безопасности личности, безопасного поведения. Поэтому помимо общих принципов следует сформулировать персональные правила (принципы) личного обеспечения безопасности для каждого руководителя, работника ОУ, учащегося:

  • - изучайте виды и причины опасностей (накапливайте знания);
  • - учитесь предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;
  • - по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;
  • - изучайте способы действий по нейтрализации или преодолению опасностей (накапливайте умения);
  • - всегда выбирайте из возможных вариантов наиболее безопасный путь или способ действий;
  • - обращайтесь за советом и помощью к специалистам и товарищам;
  • - чаще тренируйтесь, участвуйте в играх и учениях (накапливайте навыки);
  • - в критической ситуации не пугайтесь и не паникуйте, не опускайте руки, действуйте активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.

Сформулированные принципы задают систему координат, в рамках которой, даже не будучи специально подготовленным, можно отличать приемлемые решения от неприемлемых. Они являются критериями выбора линии поведения.

Правильно поставленные и осознанные цели обеспечивают половину успеха.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

  • - защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

  • - формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
  • - раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
  • - формирование навыков правильного поведения при опасностях;
  • - формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Минобрнауки России неоднократно направляло в региональные органы управления образованием различные приказы, инструкции, рекомендации и письма по обеспечению безопасности ОУ, которые учтены при составлении данного пособия.

Необходимо вновь отметить концептуальное значение письма Минобрнауки РФ "Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях" от 30.08.05 г. № 03-1572. В нем указывается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности ОУ "возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области БЖ, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера".

В данном письме впервые большое внимание уделено значимости преподавания курсов ОБЖ и БЖ как части системы безопасности, а также для формирования культуры безопасности обучающихся и сотрудников ОУ

Система безопасности ОУ и ее элементы

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности О (рис.4).

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ

Охрана ОУ:

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы видеонаблюдения;

системы автоматического электронного допуска;

металлодетекторы ручные и стационарные;

системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

  • - согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;
  • - распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

обмен информацией;

  • - совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;
  • - организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ

Воспитательная работа с учащимися:

  • - обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;
  • - уроки с детьми по безопасности: "Как распознать опасность", "Умей сказать нет";
  • - проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;
  • - проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

Организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;


Рис. 4.

  • - организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;
  • - повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;
  • - привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

Персонал ОУ:

  • - подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
  • - проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

  • - комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
  • - комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
  • - номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

  • - методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;
  • - памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;
  • - плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровье сберегающих технологий в ОУ

Психологическое обеспечение:

  • - методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;
  • - методики психологической реабилитации; тренинги, ролевые игры.

Кадровые и социально-бытовые меры .

Режим, обстановка, культура безопасности .

Органы управления образованием и взаимодействие с ними .

Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними .

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

  • - жители прилегающих дворов, кварталов;
  • - шефские и близлежащие предприятия;
  • - арендаторы;
  • - иные объекты.

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый "человеческий фактор", без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

  • - повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;
  • - способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;
  • - создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

  • - твердое знание законов и правил поведения;
  • - отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;
  • - умелое использование средств безопасности;
  • - самоконтроль и дисциплина;
  • - хорошая связь с правоохранительными органами;
  • - взаимопомощь товарищей по работе;
  • - нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Решение задачи по обеспечению безопасности образовательного учреждения находится на сегодняшний день под пристальным вниманием государства. Ведь ДОУ, школы, колледжи и вузы являются наиболее уязвимыми в плане возникновения в них чрезвычайных ситуаций, причем их последствия оказываются особенно тяжелыми и, как правило, вызывают сильный социальный и политический резонанс не только в той стране, где они произошли, но и за ее пределами.

Именно поэтому обеспечение безопасности является задачей весьма актуальной. Ее решение выступает совокупностью целого комплекса мер, принимаемых не только сотрудниками ОУ, но и целым рядом различных государственных органов, служб и структур.

Определение понятия

Согласно закону Российской Федерации «О безопасности», под безопасностью образовательного учреждения понимают совокупность мероприятий и мер ОУ, которые осуществляются при взаимодействии с общественными организациями, с правоохранительными структурами, с органами, на которые возложены функции местного самоуправления, а также прочими вспомогательными службами. Их выполнение призвано не только предотвратить чрезвычайные ситуации, но и подготовить к рациональным действиям при их возникновении.

Культура безопасности

Одной из задач педагогического коллектива ОУ является формирование у учащихся особых поведенческих мотивов, связанных с предотвращением угроз для их жизни и здоровья.

Для этого учителям необходимо формировать у своих воспитанников культуру безопасности. При этом им понадобится:

  • развивать качества личности, способствующие ее правильному поведению в окружающем мире, позволяющем предвидеть и избегать опасных ситуаций;
  • формировать у каждого учащегося способности по принятию безопасных решений в бытовых условиях;
  • прививать навыки, умения и знания, способствующие снижению коллективных и индивидуальных рисков;
  • разрабатывать морально-психологическую устойчивость учеников в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.

Формирование и дальнейшее развитие культуры безопасности человека является одним из компонентов образовательного процесса. Проведение работы в данном направлении включает в себя целую систему способов деятельности и знаний, а также норм, правил и ценностей. Основной функцией всех этих элементов является формирование и учеников готовности к профилактике опасных и вредных факторов и их минимизации.

Цели и задачи

Формирование у учащихся ОУ культуры безопасности необходимо для:

  • снижения числа происшествий в учреждении образования;
  • постоянной поддержки интереса к выполнению требований безопасности, а также правил по охране труда;
  • убеждения работников ОУ и учащихся в важности проводимых мероприятий;
  • воспитания сознательного отношения к необходимости снижения коллективных и индивидуальных рисков;
  • внедрения в процесс обучения и воспитания самых современных средств безопасности и охраны труда;
  • создания в ОУ здоровых условий для учебы и профессиональной деятельности.

Выполнение комплексных мероприятий

Безопасность образовательного учреждения, представляющая собой совокупность самых различных направлений, была разработана и внедрена в ОУ сравнительно недавно. Принимаемые при этом меры включают в свой состав множество аспектов. Среди них обеспечение химической и радиационной безопасности, снижение самых разнообразных техногенных и природных рисков, защита от терроризма, пожара и т.д. Все эти меры направлены на предотвращение, а также на максимальное снижение ущерба в виде человеческих жертв и уничтожения материального имущества.

Служит важнейшим фактором обеспечения нормальных условий для ведения процесса обучения. Рассмотрим эту систему подробнее.

Система безопасности образовательного учреждения

Понятно, что правоохранительные органы не в состоянии эффективно защитить одновременно всех и везде. Именно поэтому, как и в других организациях, в образовательном учреждении создание системы безопасности является одним из существенных условий осуществления его деятельности. Что она представляет собой? Система безопасности образовательного учреждения является совокупностью взаимосвязанных между собой и упорядоченных руководителем самых разнообразных средств и методов по снижению риска появления чрезвычайной ситуации. При правильном подборе этих элементов, их лучшем сочетании и удобном расположении защищенность ОУ повышается в несколько раз.

Главной задачей руководителя ОУ при организации безопасности в образовательном учреждении является эффективная интеграция каждого из компонентов такой системы. Рассмотрим эти элементы подробнее:

  1. Субъекты, призванные принимать меры безопасности в образовательных учреждениях. В их число входит само руководство ОУ, а также его персонал и охрана, службы обеспечения, помощи и спасения. Помимо этого в перечне таких субъектов находятся правоохранительные органы и администрация района.
  2. Физическая защита от опасности здания, в котором расположено ОУ. Данный элемент включает в себя освещенность и ограждение территории. Безопасность дошкольного образовательного учреждения непременно должна включать в себя запоры на дверях и калитках. Также защита ОУ обеспечивается с помощью установки решеток на окна, барьеров и цепочек, ограничивающих пропуск посетителей, противотаранных устройств и шлагбаумов на подъездах к ОУ.
  3. Охрана. Безопасность детей в образовательных учреждениях обеспечивается его руководством, сторожами и вахтерами. Помимо этого администрацией ОУ должен быть разработан пакет документов, касающихся организации принятия необходимых мер защиты обучающихся. Также сотрудники охраны должны пройти обучение и досконально знать все инструкции по безопасности в образовательном учреждении. В том случае, если возникают действия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, необходимо оперативное информирование администрации ОУ, пути которого также должны быть предусмотрены заранее.
  4. Технические средства. Согласно требованиям безопасности образовательных учреждений, в них необходима установка систем сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Помимо этого должно вестись видеонаблюдение. Администрации ОУ понадобится позаботиться об установке металлодетекторов, систем передачи сигналов тревоги, а также электронного автоматического допуска.
  5. Ресурсное и финансовое обеспечение. Данный элемент системы по обеспечению безопасности образовательного учреждения - это выделение определенных средств. Они необходимы для оплаты услуг по охране ОУ, для установки и содержания охранной сигнализации, а также «тревожной» кнопки. Финансовое обеспечение при выполнении программы безопасности образовательного учреждения понадобится и на закупку оборудования освещения и видеонаблюдения, автоматического контроля над доступом в ОУ, а также металлодетекторов и ремонт или обустройство новых ограждений вокруг здания. Из ежемесячных расходов можно выделить оплату энергетических и иных ресурсов.
  6. Организация работы с представителями органов, представляющими местное самоуправление, а также МЧС, ФСБ и МВД. Подобный элемент, призванный поддерживать безопасность образовательных учреждений РФ, представляет собой согласование мер, предусматривающих проверку территории и здания ОУ на возможность их взрывоопасности, проводимую специалистами кинологической и инженерной служб. Эти мероприятия невозможны без распределения ответственности между ведомствами и без обмена между ними информацией. Важна и совместная разработка, а также согласование плана безопасности образовательного учреждения и совместный контроль деятельности ЧОП в ОУ.
  7. Проведение воспитательной работы. Психологической безопасности образовательного учреждения можно достичь путем обучения детей умениям, навыкам и готовности действовать при развитии чрезвычайной ситуации. Для этого в плане работы педагогического коллектива должны присутствовать занятия на тему «Распознавание опасности», «Умение говорить "нет"» и другие. Одним из составляющих компонентов воспитательной работы с детьми должно стать и проведение мероприятий по формированию у них культуры отношений в межнациональной среде, а также по соблюдению толерантности. Педагогами должны регулярно проводиться специальные занятия и тренировки, позволяющие детям освоить навыки действий при самых разных чрезвычайных ситуациях.
  8. Работа с родителями. В числе мероприятий обеспечения безопасности образовательного учреждения должны находиться и беседы с близкими людьми учеников. Проводятся они, как правило, на родительских собраниях, где поднимаются вопросы об обеспечении безопасности ОУ, содержании и совершенствовании охраны, воспитании бдительности, антитеррористической защищенности, а также об ответственности за коллективную и личную безопасность детей. Для чего необходимо проведение таких бесед? Их целью является повышение заинтересованности родителей в совершенствовании системы безопасности и ее технической оснащенности.
  9. Персонал ОУ. Программа безопасности образовательного учреждения непременно включает в себя подготовку педагогических и руководящих работников к действиям по защите ОУ. В числе разрабатываемых мероприятий находится проведение встреч учителей с сотрудниками правоохранительных органов с рассмотрением соответствующих вопросов.
  10. Делопроизводство. В ОУ должен присутствовать комплект действующих нормативов, необходимых к соблюдению для обеспечения нормальных условий педагогического процесса. Помимо этого, руководителем должен быть издан приказ по безопасности образовательного учреждения с указанием в нем обязанностей должностных лиц и правил внутреннего распорядка. Необходима также разработка инструкций для педагогических работников и для охраны с включением в них схем и планов здания ОУ. Необходимой составляющей делопроизводства является номенклатура дел, касающихся направлений безопасности. В нее должны быть включены планы и переписка, нормативные акты, условия материально-технического снабжения и т.д.
  11. Методические документы. Данный элемент общей системы по безопасности ОУ представляет собой рекомендации и памятки для детей, родителей и персонала ОУ, стенды и плакаты, фильмы и буклеты, касающиеся мер предотвращения личной и коллективной опасности.
  12. Медицинское обеспечение. Данный элемент системы включает в себя охрану труда, а также внедрение в ОУ здоровьесберегающих технологий.
  13. Психологическое обеспечение. В числе мер по обеспечению безопасности ОУ находятся методики, позволяющие морально подготовить учителей и детей к действиям при различных чрезвычайных ситуациях. Сюда также входят способы психологической реабилитации, ролевые игры и тренинги.

В числе элементов общей системы безопасности в ОУ находятся также:

  • социально-бытовые и кадровые меры;
  • культура безопасности, обстановка и режим ОУ;
  • органы управления учреждениями образования, а также взаимодействие с ними;
  • инженерные сооружения и инфраструктура, а также организации, обеспечивающие их надлежащую эксплуатацию;
  • жители прилегающих кварталов;
  • близлежащие и шефские предприятия;
  • прочие объекты.

Все перечисленные выше элементы необходимо рассматривать в единстве. Только при их комплексном охвате можно будет получить требуемое качество защищенности ОУ.

Элементы личной системы безопасности

Каждый работник и обучающийся ОУ должен:

  • твердо знать законы и правила поведения человека при чрезвычайных ситуациях;
  • соблюдать рекомендации по личной безопасности;
  • обладать способностью к самоконтролю и быть дисциплинированным;
  • умело использовать средства безопасности;
  • знать, как связаться с правоохранительными органами;
  • помогать товарищам по работе;
  • сохранять нормальные отношения с окружающими людьми и в семье.

Пожарная безопасность

Особый риск для персонала ОУ, а также для обучающихся несут в себе чрезвычайные ситуации, при которых происходит быстрое развитие поражающих факторов. К ним можно отнести пожары. При их возникновении для выполнения защитных мероприятий времени бывает очень мало. Именно поэтому для обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений столь важно заблаговременно:

  1. Создать нормативно-правовую базу. Она представляет собой приказы и положения, а также инструкции, которые возлагают на должностных лиц обязанности, связанные с обеспечением безопасности людей.
  2. Провести оснащение ОУ системами оповещения. Необходима и закупка средств безопасности.
  3. Проанализировать возможные опасности с обоснованием способов защиты от них.
  4. Организовать обучение учеников, педагогического коллектива и персонала методам защиты. Одной из важнейших составляющих таких мероприятий по пожарной безопасности в образовательных учреждениях является проведение тренировок и учений с целью выявления соответствия действий людей нормативным требованиям.

Осуществление оперативных мероприятий потребуется при непосредственном возникновении угрозы здоровью и жизни людей. Основным действием при этом явится экстренная эвакуация всех, кто находится в здании. При выполнении этой меры стоит иметь в виду, что все образовательные учреждения обладают своей особенностью, заключенной в максимальной концентрации большого количества людей на сравнительно небольших площадях. Дополнительные сложности эвакуации заключены и в возрастных особенностях учеников. Это также в значительной степени затрудняет применение необходимых мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.

В структуру защиты детей, учителей и персонала ОУ входит две подсистемы. Первая из них призвана предотвратить возникновение пожара, а вторая служит защитой от огня. Обе они направлены на:

  • профилактику появления чрезвычайной ситуации;
  • обеспечение безопасности людей;
  • сохранение материальных ценностей.

Отвечают за обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях их руководители, которые издают в этом направлении ряд приказов:

  1. О правилах пожарной безопасности.
  2. Об организационных мерах по обеспечению пожарной безопасности. В этом приказе предусматривается ответственность конкретных должностных лиц, а также решаются вопросы по беспрепятственной эвакуации, оперативному оповещению людей, находящихся в здании, определению состояния средств, необходимых для первичного тушения огня, по порядку действий в случае опасности, по аварийному освещению и т.д.
  3. Об организации работ пожароопасного характера.
  4. О проведении тренировочных занятий.
  5. Об организации специальных мест для курения.

Все эти приказы должны быть доведены до исполнителей под роспись. В последующем администрации ОУ необходимо тщательно контролировать их исполнение.

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях обеспечивается и проведением инструктажей. Все они должны быть правильно оформлены в специальных журналах.

Особое значение для ОУ имеет эффективный противопожарный режим. Это правила поведения людей, содержания помещений и классов, а также организация самого учебного процесса.

Антитеррористическая защищенность ОУ

Работа в данном направлении представляет собой принятие целого комплекса мер. Все они направлены на систематические действия по усилению бдительности педагогического коллектива и персонала, укреплению материальной базы ОУ, а также формированию у учителей и учеников умений к выполнению адекватных и оперативных действий при возникновении террористической опасности.

Антитеррористическая безопасность образовательных учреждений обеспечивается проведением профилактических мероприятий, цель которых состоит в предотвращении или максимальном сокращении людских потерь при возникновении опасной ситуации. Для этого предпринимаются следующие действия:

  • инструктаж всех работников ОУ по противодействию террористическим актам;
  • инвентаризация всех входов и выходов (основных и запасных);
  • периодические осмотры помещений ОУ и его территории;
  • проверка работоспособности линии телефонной связи для соединения дежурного ОУ с частью УВД;
  • организация контролируемого въезда ТС на территорию учреждения образования;
  • осуществление пропускного режима;
  • донесение до учителей, учеников и персонала ОУ информации антитеррористической направленности;
  • проведение плановых проверок работоспособности всех имеющихся технических средств защиты, в том числе электронных и кодовых замков, телефонов и т.д.;
  • проведение тренировочных занятий по антитеррористический деятельности;
  • инвентаризация сдаваемых в аренду помещений.

Ответственными за антитеррористическую безопасность образовательных учреждений являются их непосредственные руководители. В их задачу входит координирование противодействия персонала ОУ опасным для жизни людей ситуациям, а также организация взаимодействия с находящимися на этой территории органами ФСБ и МВД. Постоянно действующим органом управления в этом случае является антитеррористическая комиссия, созданная в образовательном учреждении. Ее создают согласно приказу руководителя ОУ. В своей работе она придерживается Положения об антитеррористической комиссии, в котором указываются ее функции и задачи. Утверждается оно руководителем ОУ.

Наиболее вероятным проявлением террористической деятельности является минирование территории. При любом сообщении о наличии подозрительных предметов, а также бесхозных вещей ситуация рассматривается как несущая реальную угрозу людям, их здоровью и жизни. Решение об их эвакуации с территории ОУ принимается руководителями территориальных органов УВД исходя из результатов объективной оценки имеющихся сведений. При поступлении на пульт «02» сообщения о минировании ОУ дежурный части обязан передать эту информацию диспетчеру образовательного учреждения, а также сообщить ему о принимаемых мерах (вызове саперов, кинолога и т.д.) и об окончании подобных мероприятий.

Эвакуация людей из здания обеспечивается благодаря совместным действиям работников и должностных лиц ОУ с сотрудниками органов УВД.

Если в образовательном учреждении были обнаружены бесхозные вещи, то категорически запрещается:

  • касаться не только самого подозрительного предмета, но и тех, которые находятся с ним в контакте;
  • обливать обнаруженный предмет жидкостями, засыпать его грунтом или накрывать сверху тканевыми или другими материалами;
  • использовать радио- и электроаппаратуру, а также переговорные устройства недалеко от обнаруженной бесхозной вещи;
  • оказывать на подозрительный предмет механическое, световое, звуковое или температурное воздействие.

В перечне предварительных мероприятий, предшествующих возможному проведению работ по эвакуации людей, руководитель ОУ издает приказ, в котором назначает:

  • лиц, которые ответственны за организацию вывода людей из помещений или с территории ОУ;
  • порядок оповещения ответственных за проведение эвакуации, а также выставление оцепления.

В случае обнаружения взрывного устройства на территории ОУ его руководитель тут же информируется об этом и вызывается на работу в любое время.

Любой работник, обнаруживший подозрительный предмет или бесхозную вещь, обязан:

  • сразу же уточнить место, которое может нести в себе опасность;
  • оградить подозрительные предметы, соблюдая при этом осторожность;
  • сообщить дежурному диспетчеру ОУ о своей находке лично или по телефону;
  • производить дальнейшие действия исходя из указаний диспетчера.

В свою очередь дежурный ОУ при поступлении такого звонка:

  • уточняет место нахождения имеющегося в образовательном учреждении подозрительного предмета;
  • сообщает о происшествии руководителю ОУ или заменяющему его лицу;
  • уточняет степень эвакуации людей при поступлении указаний от дежурной части УВД и действует по ее указаниям.

Руководитель ОУ, получив сообщение о найденном подозрительном предмете, обязан:

  • не отлучаться со своего рабочего места, поддерживая при этом постоянную связь с дежурным образовательного учреждения и руководством УВД;
  • координировать действия, необходимые для выполнения мероприятий по эвакуации людей.

Безопасность на дорогах

Охранять жизнь и здоровье детей помогает и организация изучения ПДД. Его целью является формирование у воспитанников навыков самоконтроля, дисциплинированности, внимания и чувства ответственности на улице.

О дорожной безопасности в образовательном учреждении дошкольного типа детям рассказывают педагоги совместно с сотрудниками ОВД. Начинается такая работа с составления плана тематических мероприятий. Среди основных направлений подобной деятельности можно выделить:

  • наблюдения, прогулки и экскурсии;
  • проведение конкурсов по ПДД, игровых программ и викторин;
  • организацию профилактических акций;
  • выступление агитационных бригад учащихся школ;
  • организацию встреч с сотрудниками ОВД;
  • работу с родителями;
  • занятия на автоплощадке и т.д.

Полученные в ДОУ знания дети закрепляют, став школьниками. При этом педагогическому составу среднего образовательного звена необходимо правильно организовать обучение своих воспитанников правилам безопасности на дорогах. Помимо этого, учреждения образования в рамках ОБЖ проводят внеклассную и внешкольную работу по профилактике ДТП согласно заранее составленным планам.

Пропаганда безопасного поведения на дорогах в ОУ обеспечивается благодаря оформлению специального уголка по безопасности дорожного движения. Он представляет собой стенд, на котором размещаются информационные материалы для учащихся и их родителей, а также схемы безопасного передвижения учащихся по маршруту из дома в школу, а после окончания занятий - вновь домой. Располагается уголок БДД в вестибюле ОУ. Это позволяет такой информации быть доступной большому числу людей, в том числе ученикам и их родителям, педагогам, а также тем детям, которые приехали в данное учреждение на какое-либо мероприятие.

Практически и теоретически значимые материалы, размещаемые на стенде, предоставляются, как правило, сотрудниками ОВД, закрепленными за школой.

Изучение ПДД проводится обычно в кабинете, оборудованном для изучения основных правил безопасности жизнедеятельности.

В плане мероприятий образовательного учреждения в сфере дорожной безопасности находятся:

  • наблюдения, экскурсии, прогулки;
  • профилактические беседы о безопасном поведении на дороге;
  • кинолектории с демонстрацией анимационных и видеоматериалов;
  • занятия в автогородке или на специально оборудованной автоплощадке;
  • проведение программ и конкурсов в игровой форме, соревнований, олимпиад и викторин;
  • организация встреч с сотрудниками ОВД, профилактических акций и т.д.

Электробезопасность

Обеспечение безопасности детей в учреждениях образования непременно затрагивает вопросы их защиты от поражения переменным током. Согласно имеющимся нормативным документам, входная дверь в находящуюся в здании электрощитовую обязательно должна быть закрыта на замок. С двух сторон ее обивают жестью, а снаружи обязательно вешают табличку, указывающую на назначение помещения. Здесь же указывается то место, где хранятся ключи, и наносится знак-предупреждение, а именно «Осторожно! Электрическое напряжение».

Существуют определенные требования и к самому помещению электрощитовой. Так, в нем не должно быть никаких посторонних предметов, а светильники защищаются герметичными плафонами. На полу электрощитовой в обязательном порядке следует разложить резиновые коврики. В этой комнате должен находиться порошковый или углекислотный огнетушитель и одна пара диэлектрических перчаток.

Техника безопасности и охрана труда

Создание и обеспечение нормальных, не вредящих здоровью условий обучающего процесса должно соответствовать требованиям действующего государственного стандарта. Одно из его обязательных условий заключается в наличии Правил, а также журналов инструктажа учеников по технике безопасности. Принимаемые меры призваны не допустить травматизма детей в ОУ.

Инструктаж по охране труда непременно проводится и со всеми сотрудниками ОУ. При приеме на работу он является вводным. Первичный инструктаж проводят уже на рабочем месте еще до начала профессиональной деятельности. Один раз в шесть месяцев осуществляют повторные разъяснения правил охраны труда, а при введении новых инструкций - внеплановые. Один раз в течение трех лет педагогический коллектив подлежит организованному обучению и проверке знаний по безопасности на рабочем месте. Полученные навыки позволяют обеспечить нормальные условия труда, предупредить профессиональные заболевания и производственный травматизм. Обязательным прохождение подобного обучения является и для руководителя учреждения образования.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопас­ности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одномоментно во всех местах. Поэтому в образовательном учреждении, как и в других организациях, создаются системы безопасности – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководи­телем различных сил, средств, методов в целях обеспечения безопасности.

Основными элементами системы безопасности образовательного учреждения являются:

― субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения (руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасе­ния и помощи, родители);

― администрация района, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохране­ния;

― финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы для мер по обеспечению безопасности ОУ;

― нормативные акты о безопасности, инструкции, прика­зы, документация по безопасности ОУ, планы;

методическое обеспечение, памятки для персонала, стенды, плакаты;

― организационные элементы: распределение функцио­нальных обязанностей, режим, контроль.

― технические средства предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий;

― знания о возможных угрозах в ОУ, способов раннего выявления опасностей и правильного противодействия им;

― навыки правильного поведения и владения техсредствами персонала ОУ в ЧС;

― серьезное и правильное отношение к проблемам безо­пасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы культу­ры безопасности ОУ. Тот самый человеческий фактор, без которого все вложенные деньги и технические средства ниче­го не дадут. Задействование этого фактора иногда важнее других элементов системы безопасности.

Необходимо отметить, что только системность и целостность, упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности ОУ образуют ее новое искомое качество. Неправильное сочетание или неисправность отдельных элементов системы могут привести к негативным последствиям.

В системе безопасности и окружающей среде вокруг ОУ всегда есть такие элементы, которые мы не можем регулировать, управлять ими, оказывать необходимое влияние в своих интересах (внешние факторы, гормональные процессы и др.). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Рассмотрим некоторые элементы системы безопасности ОУ подробнее.

1. Физическая защита здания ОУ:

― ограждения, барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей, шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ;

― освещение зданий, периметров и территорий;

― запоры, решетки на окнах.

2. Охрана ОУ:

― вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

― организация охраны и режима;

― пакет документов по организации охраны;

― организация обучения сотрудников охраны;

― организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий (ОП) о действиях (фактах), представляющих опасность;

― план совместных мероприятий ОП и ОУ.

3. Технические средства охраны и безопасности ОУ:

― системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб в ОУ (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, вызова скорой помощи, сообщений о других ЧС);

― системы видеонаблюдения;

― системы автоматического электронного допуска;

― металлодетекторы ручные;

― системы радиомониторинга и передачи тревожных сигналов.

4. Финансовое и ресурсное обеспечение:

― оплата охранных услуг ОП, вневедомственной охраны, сторожей;

― средства на установку и содержание системы радиомониторинга оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

― на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, автоматического контроля и доступа в ОУ, металлодетекторами;

― на устройство новых, замену разрушившихся и ре­монт существующих ограждений.

5. Органы безопасности и организация взаимодействия с органами МВД, ФСБ, МЧС, органами местного самоуправления:

― согласование вопросов по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности со специалистами инженерной и кинологической служб;

― распределение ответственности между органами за безопасность ОУ;

― обмен информацией;

― совместная разработка и согласование планов по защите и обеспечению антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий (с оформлением актов готовности);

― организация совместного контроля качества работы ЧОП в ОУ.

6. Воспитательная работа с воспитанниками ОУ:

― формирование готовности (соответствующих навыков и умений) действовать в условиях ЧС;

― уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

― проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

― проведение специальных занятий и тренировок по ГО и ЧС по привитию навыков действий в чрезвычайных ситуациях.

7. Родители и работа с родительской общественностью, родительскими комитетами, попечительскими советами:

― организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

― организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи руководству ОУ;

― повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

― привлечение родительской общественности к участию в контроле за качеством оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

8. Персонал ОУ:

― подготовка руководящих и педагогических работников ОУ к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму;

― проведение встреч педагогического состава образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

9. Правовые документы по вопросам безопасности ОУ:

― сборник нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

― комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц ОУ);

― инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы).

10. Методические документы по вопросам безопасности ОУ:

― плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

11. Медицинское обеспечение ОУ.

12. Психологическое обеспечение (методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС и реабилитации, тренинги, ролевые игры и др.).

13. Социально-бытовые и кадровые меры предупреждения опасных и ЧС в ОУ со стороны персонала (подготовка работников к действиям в опасных ситуациях, требования к работникам, подбор кадров, служебная дисциплина в системе безопасности, профессиональная этика работников, этикет и культура поведения как фактор безопасности).

14. Режим, определенная обстановка, культура безопасности, отношение к вопросам безопасности ОУ родителей, персонала.

15. Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

16. Инфраструктура ОУ и организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ. Взаимодействие с ними.

17. Жители прилегающих дворов, кварталов.

18. Шефские и близлежащие предприятия, иные объекты.

19. Арендаторы.

Общая безопасность ОУ дополня­ется следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

Твердое знание законов и правил поведения;

Отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуе­мых правил поведения и личной безопасности;

Умелое использование средств безопасности;

Контроль и дисциплина;

Хорошая связь с правоохранительными органами;

Взаимопомощь товарищей по работе;

Нормальные отношения в семье и с окружающими.

Роль руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей и проектировании адекватных им эле­ментов и подсистем безопасности в данном конкретном об­разовательном учреждении, и их интеграции в систему, т.е. в единый работающий механизм.

Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития культуры безопасности и формирования безопасной личности, безопасного поведения. Поэтому, помимо общих принципов, С.В. Петров предлагает следующие персональные требования, правила личного обеспечения безопасности:

§ изучайте виды и причины опасностей (накапливайте знание);

§ учитесь предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;

§ по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;

§ изучайте способы действий (накапливайте умения) по нейтрализации или преодолению опасностей;

§ всегда выбирайте наиболее безопасный путь, способ действий из возможных вариантов;

§ обращайтесь за советом и помощью к специалистам и товарищам;

§ чаще тренируйтесь, участвуйте в играх и учениях (накап­ливайте навыки);

§ в критической ситуации не пугайтесь и не паникуйте, не опускайте руки, действуйте активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.

Значение этих требований (правил) в том, что они задают систему ко­ординат, в рамках которой, даже не будучи специально подго­товленным, можно, в основном, отличать приемлемые решения от неприемлемых. Вместе с целями, перечисленные принципы становятся критериями для выбора линии поведения. Правильно постав­ленные и осознанные, они становятся установкой для чело­века и обеспечивают половину успеха.

Минобрнауки России неоднократно направляло в регио­нальные органы управления образованием различные при­казы, инструкции, рекомендации и письма по обеспече­нию безопасности ОУ, которые учтены при составлении данного пособия. Особо хотелось бы отметить концептуаль­ное значение письма Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» № 03-1572 от 30.08.05 г.

В нем отмечается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности ОУ «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнеде­ятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера».

Впервые большое внимание в данном письме уделено зна­чимости преподавания курсов ОБЖ и БЖ как части системы безопасности, а также для формирования культуры безопас­ности обучающихся и сотрудников ОУ.

", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.