Ускорение на гиперзвуке. Не дожидаясь перитонита


В ГПВ-2025 будет предусмотрена поставка в интересах ВС РФ оружия на новых физических принципах, а также новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов и обычных вооружений следующего поколения.

Инновационная деятельность

В Минобороны России признают, что разработка новых образцов потребует решения целого ряда научно-технических задач, которая без привлечения научного сообщества невозможна.

В Минобороны России признают, что разработка новых образцов потребует решения целого ряда научно-технических задач, которая без привлечения научного сообщества невозможна

Министерство обороны осуществляет инновационную деятельность, прежде всего, в двух целях.

Первая цель - содействие инновационному развитию страны.

Вторая - создание условий для эффективного парирования внешних угроз и пресечения агрессии при минимуме выделяемых ресурсов.

Достижение этих целей будет продолжено и в ГПВ-2025 на основе опережающего развития систем вооружения, а также реализации проектов в интересах МО РФ во взаимодействии с предприятиями ОПК, ВУЗами, НИИ, инновационными МСП и институтами развития в рамках ГЧП.

Основные усилия в рамках инновационной деятельности Минобороны сконцентрированы на создании эффективных механизмов поиска прорывных технологий

Сегодня основные усилия в рамках инновационной деятельности Минобороны сконцентрированы на создании эффективных механизмов поиска прорывных технологий для разработки принципиально новых образцов вооружения, превосходящих по боевым возможностям и ТТХ зарубежные аналоги.

Приоритеты ГПВ-2025

Государственная программа вооружения на 2018-2025 годы предполагает техническое переоснащение армии и флота с учетом анализа и оценки возможных угроз национальной безопасности России.

Особенностью ГПВ-2025 является объединение программы с механизмами развития ОПК

Особенностью ГПВ-2025 является объединение программы с механизмами развития ОПК, которые сейчас реализуются в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 «Об утверждении госпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Действующая сейчас аналогичная ФЦП будет упразднена.

Один из главных приоритетов ГПВ-2025 - серийное производство интеллектуальных систем вооружения

Из открытых источников известно, что один из главных приоритетов ГПВ-2025 - серийное производство интеллектуальных систем вооружения. Среди приоритетных направлений: развитие средств военно-космической обороны, стратегических ядерных сил, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, систем индивидуальной защиты военнослужащих.

В ГПВ-2025 должны войти производство таких комплексов вооружений, как истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), МиГ-35, система ПВО-ПРО С-500 «Прометей», танк Т-14 «Армата» и возможно тяжелая БМП Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16.

Согласно информации из открытых источников, поставки танка Т-72Б3 также сохраниться в необходимых объемах.

В авиационные части будут сохранены поставки боевых самолетов Су-30СМ, Су-34, Су-35, вертолетов Ми-8АМТШ, Ми-28Н и Ка-52, а также зенитно-ракетных систем С-400 и Ту-160М2 - модификация Ту-160.

Также известно, что в новой ГПВ будет сохранено и возможно даже увеличено количество таких образцов вооружения, как комплексы «Шилка» и «Тунгуска», ЗРК «Бук-М3», «Тор-М2», С-300В4, «Панцирь С1».

Ближайшие планы

Российское вооружение к 2025 году на 85% будет состоять из узлов, компонентов и деталей российского производства

На состоявшемся 25 апреля 2017 г. заседании Коллегии Военно-промышленной комиссии Владимир Путин озвучил данные, согласно которым благодаря программам импортозамещения российское вооружение к 2025 году на 85% будет состоять из узлов, компонентов и деталей российского производства.

До 2020 года должна быть решена задача по оснащению Вооруженных сил Российской Федерации и флота современной техникой на 70 процентов. По итогам 2016 года доля современных вооружений в ВС РФ составила 58,3 процента.

По итогам 2016 года доля современных вооружений в ВС РФ составила 58,3 процента.

В целом, несмотря на положительную динамику выполнения гособоронзаказа факты срыва заданий предприятиями ОПК пока еще сохраняются. Ключевыми причинами срывов сегодня являются: слабая организация головными исполнителями деятельности предприятий по всем уровням кооперации, низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей и привлечения трудовых ресурсов, прекращение производства комплектующих изделий, сырья и материалов.

Несмотря на положительную динамику выполнения гособоронзаказа факты срыва заданий предприятиями ОПК пока еще сохраняются

В числе актуальных причин также можно назвать: утрату отдельных технологий производства, нарушение кооперационных связей, ограничение поставки импортных комплектующих в связи с введением санкций, недостаточные производственные мощности оборонных организаций.

В настоящее время, частью 2 статьи 22 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике» установлена субсидиарная ответственность головных организаций интегрированных структур ОПК за ненадлежащее выполнение заданий ГОЗ дочерними организациями. Однако, указанная норма Закон № 488-ФЗ какими-либо подзаконными актами до настоящего времени не регламентирована.

Сегодня на федеральном уровне рассматривается возможность разработки специального положения о порядке установления субсидиарной ответственности

В этой связи, сегодня на федеральном уровне рассматривается возможность разработки специального положения о порядке установления субсидиарной ответственности для дополнительного повышения ответственности за срыв заданий гособоронзаказа.

Опубликованы приоритеты разрабатываемой очередной государственной программы вооружения на 2016-2025 гг. Однако чрезмерная закрытость этой сферы не позволяет надеяться на успешное решение ее известных проблем. Выполнение требований президента страны о создании прозрачной военной экономики и о наведении порядка в управлении оборонно-промышленным комплексом по-прежнему сталкивается с серьезными трудностями.

Хотя в 2013 г. еще действует государственная программа вооружения - ГПВ на 2011-2020 гг., утвержденная закрытым Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 15651, в то же время уже более года в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии - ВПК, при правительстве РФ от 24 октября 2012 г. разрабатывается проект следующей ГПВ на 2016-2025 гг. Кроме того, тогда же руководством ВПК было принято решение обновить правила разработки и выполнения ГПВ, поэтому взамен утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 549 «Об утверждении Правил разработки и выполнения государственных программ вооружения» Указом Президента РФ от 2 июля 2013 г. № 599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения» утверждены новые, но, подобно прежним, неопубликованные Правила разработки и реализации государственной программы вооружения. Стремление ВПК опираться на авторитет президента страны в условиях российской вертикали власти вполне объяснимо при отсутствии какой-либо законодательной нормы в этой области, а кроме того по причине известной негативной позиции Минобороны России в отношении законопроекта «О государственной программе вооружения».

Собственно проект ГПВ на 2016-2025 гг. разрабатывается межведомственной рабочей группой, под руководством первого заместителя председателя ВПК И. Харченко, который не скрывает, что организация работ во многом позаимствована из еще советского совершенно секретного положения о ВПК 1987 г. В соответствии с утвержденным планом-графиком проект новой ГПВ должен быть представлен на утверждение президенту РФ в июле 2015 г., при этом документ по традиции будет состоять из 10 видовых программ Минобороны, одной - для всех остальных силовых ведомств и еще одной - по фундаментальным, поисковым, прикладным и технологическим исследованиям и разработкам.

Несмотря на это, уже из первых публичных заявлений руководства ВПК и Минобороны касательно новой ГПВ стало ясно, что она должна будет принципиально отличаться от ныне действующей. Наиболее полно на сегодня приоритеты ГПВ на 2016-2025 гг. определены вице-премьером Д.Рогозиным в его выступлении в Государственной Думе 11 декабря прошлого года - это: «Автоматизированная система управления Вооруженными Силами, автоматизированная система управления полем боя, визуа- лизация поля боя, робототехника». «Сокращение типов вооружений, военной и специальной техники». «Модульность». «межродовая унификация и создание межсредных аппаратов». «Электронно-компонентная база». Переход к контрактам полного жизненного цикла.

Казалось бы, столь детальное видение особенностей очередной ГПВ руководством ВПК позволяет нам уверенно смотреть в будущее, но это не так. Бесспорных решений в предлагаемом перечне приоритетов нет, а, по меньшей мере, первые пять из них давно известны, так как фигурировали в виде целей еще советских программ вооружения. Ведь именно неуправляемый рост номенклатуры ВВТ и отсутствие их унификации стали одним из основных движущих мотивов перехода к долгосрочному планированию развития вооружения, введенному 45 лет назад в СССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июня 1969 г. № 433-157-69 г. «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники».

Судя по всему, военно-политическое руководство страны и руководство ВПК считают, что 20 трлн руб., выделенных на действующую ГПВ, не только обеспечат достижение ее главной цели в виде обновления парка ВВТ на 70-100% к 2020 г., но и решат внутренние проблемы самой ГПВ. На уже упомянутом совещание по вопросам военного кораблестроения в Санкт-Петербурге 5 сентября 2013 г. замминистра обороны по вооружению Ю.Борисов в качестве причин невыполнения предшествующих ГПВ указал следующие: неправильная оценка прогнозируемых ассигнований, высокий уровень инфляции, низкий уровень авансирования, заниженные цены, принятые при формировании ГПВ, и опережающий рост стоимости изделий, что «делало госпрограмму неработоспособной уже на следующий год после ее принятия».

Непосредственные разработчики всех российских ГПВ в Минобороны к проблемным вопросам ГПВ относят «достижение адекватности объемов планируемых поставок вооружения, военной и специальной техники - ВВСТ, в войска задачам парирования угроз военной безопасности государства при одновременном соответствии этих объемов его экономическим возможностям, обеспечение комплектности поставок ВВСТ, а также определение направлений формирования научно-технического задела по вооружению будущего».

При этом даже простой, казалось бы, вопрос об определении основного целевого показателя ГПВ - доли современного ВВТ - оказался сложным. Как оказалось, разработчики действующей ГПВ и после ее принятия испытывали серьезные затруднения при расчете указанной доли, настаивая на причислении к числу «устаревших» образцов, поставленных промышленностью в течение прошлых программных периодов. Неопределенность в этом вопросе была устранена лишь 12 марта 2012 г. благодаря утверждению первым заместителем министра обороны методических материалов, установивших порядок расчета коэффициентов оснащенности, современности и исправности - важнейших показателей раздела 4 паспорта ГПВ на 2011-2020 гг.

Признание разработчиками ГПВ серьезных проблем с моделированием, а вернее - фактического отсутствия в настоящее время необходимых моделей, ставит под сомнение точность прогнозирования спроса со стороны Минобороны. Не меньшая проблема существует и с прогнозированием предложения со стороны оборонно-промышленного комплекса как в части физического объема, так и себестоимости продукции. Известно, что базовые таблицы «затраты-выпуск» за 2011 г. будут официально опубликованы лишь в IV квартале 2015 г. и, скорее всего, уже не успеют оказать влияния на качество планирования новой ГПВ на 2016-2025 гг.

Понятно, что вследствие этого на неоспоримую точность и тем более оптимальность даже действующей ГПВ надеяться не приходится. Своеобразным косвенным признанием ее серьезных дефектов стало нескрываемое беспокойство высшего российского руководства о загрузке производственных мощностей ОПК. Однако спад в ОПК после 2020 г. неизбежен, так как вследствие особенностей принятых в 2010 г. решений его предприятия неминуемо окажутся невостребованными.

Возможностей Минпромторга России для исправления складывающейся на наших глазах ситуации явно недостаточно без корректировок в действующей ГПВ и федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» при реализации отложенного было в августе 2013 г. «бюджетного маневра». Масштаб возможных сокращений при этом может составить 30-35% в первом случае и до 67% - во втором, если вспомнить необъясненные до сих пор скачки объемов финансирования этих программ к моменту утверждения относительно тех, что фигурировали при их разработке. Ну а пока главные риски грядущей ГПВ на 2016-2025 гг. связаны с последствиями секретности июльского указа об ее разработке, свидетельствующего о неспособности российской системы государственного управления учиться на собственных ошибках. А как они реализуются - покажет время.

Новая госпрограмма вооружений (ГПВ) на 2018−2025 годы будет урезана. Об этом во вторник, 16 мая, шла речь в Сочи на совещании о выполнении ГПВ под председательством президента РФ Владимира Путина , сообщают «Ведомости».

С одной стороны, текущая ГПВ, которая была принята на 2011−2020 годы, и оценивалась при принятии примерно в 20 трлн. рублей, успешно выполняется. Как отметил президент, в 2016 году доля современных вооружений в частях постоянной готовности доведена до 58%, а в 2017 году этот показатель предстоит увеличить до 62%. Тем не менее, коррективы необходимы.

«Боевой опыт, полученный в ходе операции в Сирии, необходимость укрепления арктических территорий и границ на западе и юго-западе потребовали уточнения подходов по переоснащению войск. Поэтому в ходе совещаний также рассмотрим основные параметры новой госпрограммы вооружений», — заявил Владимир Путин.

По информации издания, военно-промышленная комиссия рассмотрит новую ГПВ июле, а уже в сентябре документ будет утвержден президентом. Дискуссии по параметрам программы еще продолжаются, но общая сумма якобы согласована на отметке 17 трлн. рублей.

Тут надо понимать: запросы у военных были намного выше. Так, в 2014 году Минобороны на расширенной коллегии представило отчет , в котором говорилось, что за счет унификации удалось снизить расчетную сумму программы с 55 трлн. до 30 трлн. рублей.

А в сентябре 2016 года в Кремле состоялось совещание по вопросу обеспечения ГПВ-2025. Дискуссия переросла в разговор на повышенных тонах. Причиной стали «диаметрально противоположные» оценки предельного объема финансирования, высказанные министром финансов Антоном Силуановым и министром обороны Сергеем Шойгу : первый говорил о 12 трлн. рублей, второй — о сумме около 22 трлн.

На сентябрьском совещании финансисты утверждали, что в существующих экономических реалиях бюджет не выдержит столь большой нагрузки, и рост оборонных расходов негативно скажется на реализации социальных программ. Военные же говорили, что если к 2020 году доля современного вооружения армии не достигнет 70% (что предусмотрено майскими указами Владимира Путина), существует риск потерять набранный темп перевооружения и скатиться в деградацию.

И вот теперь, видимо, компромисс найден. Он означает, по версии «Ведомостей», что решено отказаться от полномасштабных работ по таким затратным проектам, как новый авианосец, новый эсминец (предлагалось сделать его с атомной энергетической установкой), новый стратегический бомбардировщик ПАК ДА, перспективный истребитель-перехватчик.

В итоге, указывает издание, «по ГПВ до 2020 года реальное финансирование будет ниже запланированных 20 трлн. „на десятки процентов“».

Что стоит за компромиссом в Сочи, как скажется урезание ГПВ на обороноспособности страны?

— История ГПВ начиналась с эпической битвы за деньги, которая происходила в 2009—2010 года, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский . — Борьба велась до последнего. Президент, напомню, подписал эту программу 30 декабря 2010 года, а с 1 января 2011-го она вступала в действие. Военные первоначально просили 54 трлн. рублей — эти деньги требовались на перевооружение всех видов ВС и родов войск. Но в итоге, как известно, уровень финансирования согласовали на отметке 20 трлн.

Надо понимать: военные всегда запрашивают сумму, которая необходима была бы для гарантированной обороны страны и решения всех задач военной безопасности. А затем ведется согласование — с финансово-экономическим блоком правительства, с военной промышленностью. Так было и с нынешней ГПВ, причем дополнительно была принята федеральная целевая программа поддержки и развития ОПК объемом 3 трлн. рублей.

Сейчас в Сочи президент снова заявил, что доля современного вооружения в 70% к 2020 году — обязательное условие, и альтернативы ему нет. Исходя из этого участники совещания и сошлись на цифре — по моим данным — порядка 18 трлн. рублей.

«СП»: — То есть, 18 трлн. позволят гарантированно достигнуть планки в 70% современного вооружения?

— Да, причем к исходу 2020 года. Кроме того, такой уровень финансирования позволит поддерживать планку 70% доли современного вооружения в последующие годы, и одновременно создавать задел в направлении перспективных видов вооружений.

Все-таки программы ГПВ не дискретные, а перетекают одна в другую. И если сейчас не создать научно-технический задел, у нас наступит провал по направлениям, на которые средства сейчас не выделят. Именно это мы увидели при реализации нынешней программы — например, в области беспилотной авиации, а также в области электронно-компонентной базы.

«СП»: — Горизонт текущей программы был рассчитан до 2020 года. Почему потребовалась корректировка — сроки новой ГПВ от 2018 по 2025 год?

— Госпрограммы вооружений расписываются на 10 лет, и уточняются каждые 5 лет. Новая очередная программа не была принята в 2016 году, потому что финансово-экономический блок правительства не смог представить достоверный прогноз на период до 2025 года.

Замечу, ГПВ во вводной части всегда имеет экономический прогноз на 10 лет вперед. В нем указаны, например, значения дефляторов (индексов для измерения уровня цен на определенные товары за определенный период) — а это важнейшие показатели при определении цен на продукцию военного назначения. Исходя из этих индексов Минобороны и промышленность рассчитывают количество вооружений, объем затрат на научно-исследовательские работы, а также на фундаментальные и перспективные исследования. Так вот, ни разу еще не бывало, чтобы финансово-экономический блок «угадал» реальные показатели экономического развития.

А в ситуации 2014−2015 года блок и вовсе расписался в своем бессилии. Поэтому президент принял волевое решение: сдвинуть начало следующей программы на 2018 год, а пока продолжать выполнять то, что было прописано в действующей ГПВ до 2020 года.

«СП»: — Представим, к 2020 году мы довели долю современных вооружений до 70%. Как наша армия будет смотреться на фоне других армий мира?

— 70% - это очень хороший показатель, по сути, уровень самых передовых военных держав. Другое дело, что у каждой из этих держав своя структура вооруженных сил, и свои акценты на ключевые системы вооружений. Скажем, мы отстаем от того же Китая в области беспилотников, но в тоже время в области стратегических ядерных сил — на мой взгляд — Россия опережает сейчас всех.

Общую оценку здесь давать нельзя: у каждой страны свое геополитическое положение, и свои задачи в области военной безопасности. Скажем, США намерены сейчас увеличить количество боевых кораблей ВМС до 350, и довести до 12 число авианосных ударных групп, поскольку Америка для обеспечения военной безопасности должна доминировать на двух океанских театрах военных действий. У России, понятно, другие приоритеты.

«СП»: — Получается, нельзя сказать, что военное финансирование сейчас значительно урезано, чтобы не пришлось урезать социалку?

— Практика показывает, что известный лозунг «пушки вместо масла» абсолютно несостоятелен. В России нет прямой связи между социалкой и военными расходами. Те деньги, которые якобы сэкономят в случае существенного урезания военных расходов, как правило, в дальнейшем расходуются неэффективно. И существенного влияния на улучшение жизненного уровня населения никогда не оказывают.

Мы это уже проходили — вспомните не просто урезание, а обвал военных расходов в 1990-е. Что, нам всем стало от этого сильно лучше?! Не станет, надо думать, лучше и сейчас. Но вопрос так, к счастью, не ставится.

— Уровень финансирования ГПВ на 2018−2025 годы определен так, чтобы не ущемлять серьезно социальные программы, — считает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов . — По сути, размер военного бюджета любой страны зависит от характера и масштабов угроз безопасности государства. А мы видим сегодня, что угрозы в адрес России только нарастают. Достаточно сказать, что наши главные оппоненты — американцы — увеличили военный бюджет США на 54 млрд. долларов, что становятся реальностью киберугрозы.

На эти угрозы нужно реагировать, но наше государство сейчас дает военным то, что возможно. К сожалению, наша экономика по-прежнему топчется на месте, и наполнять бюджет за счет промышленности и экономики знаний пока не получается. Мы как прежде сидим на нефтегазовой игле, и наблюдаем за сокращением добычи и падением цен на углеводородное сырье. Все это и заставляет снижать планку военного финансирования.

Что президент РФ Владимир Путин подписал новую государственную программу вооружения (ГПВ). По словам чиновника, изначально ГПВ должна была быть принята в 2016 году, "однако из-за событий 2014 года, связанных с падением цен на нефть и валютными скачками, финансово-экономический блок правительства не смог выдать точный макроэкономический прогноз".

Государственная программа вооружения - документ среднесрочного планирования технического переоснащения армии и флота. Учитывает анализ и оценки возможных угроз национальной безопасности России. Создание ГПВ координируется Министерством обороны РФ, которое привлекает к разработке документа другие министерства и силовые ведомства, предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Разрабатывается на 10 лет, поправки в ГПВ вносятся на основе изменений Военной доктрины, Концепции национальной безопасности и других основополагающих документов в области обороны. Утверждается закрытым указом президента РФ.

ГПВ не публикуется, в открытых источниках появляются только самые общие положения о ее целях, объемах затрат и исполнении.

История

В СССР, несмотря на плановую экономику, последовательной системы составления и реализации программ вооружения не существовало. Например, не были реализованы довоенные и послевоенные программы строительства "Большого флота" (1938-1947 и 1946-1955 годы). Первая комплексная советская программа перевооружения была принята на 1976-1986 годах, однако фактически не соблюдалась: поправки в нее вносились ежегодно по спискам "приоритетных работ".

31 мая 1996 года президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон "Об обороне", который возложил на президента задачу утверждения ГПВ.

После распада СССР первая ГПВ была принята в ноябре 1996 года, на период 1996-2005 годов. Ее абсолютные показатели не раскрывались. Из-за сильно завышенного прогноза по развитию экономики ее выполнение было сорвано уже в 1997 году.

ГПВ-2010

Вторая программа была утверждена президентом Владимиром Путиным в начале 2002 года на период 2001-2010 годов. Минобороны требовало на ее исполнение 7,5 трлн рублей, рассчитывая заменить в течение 10 лет 70% устаревших вооружений, сделав упор на высокоточные комплексы. Правительство выделило только 2,5 трлн рублей, а высокий уровень инфляции и увеличение стоимости образцов оружия также не позволили реализовать основные параметры программы.

ГПВ-2015

Недостатки ГПВ-2010 потребовали в 2005 году запустить работу по составлению новой программы, на период 2007-2015 годов. Она была утверждена в октябре 2006 года. Объем выделенных средств составил 4 трлн 939 млрд рублей. Программа предусматривала введение в строй в России первых дивизионов ракетных комплексов "Искандер", ЗРК С-400, закупки новых баллистических ракет "Тополь-М" для РВСН, поставки танков Т-90 и т. д. Впервые ГПВ допускала закупки военной техники иностранного производства.

Выполнить программу в полном объеме не удалось. 5 сентября 2013 года замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов объяснил причины невыполнения программы неправильной оценкой прогнозируемых ассигнований на оборону, высоким уровнем инфляции, ростом цен на образцы вооружений и низким уровнем авансирования военных поставок.

ГПВ-2020

Работа над новой программой вооружения началась в 2009 году, при ее составлении учитывался опыт вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Программа была утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым в конце 2010 года. На нее были выделены 20 трлн рублей, что отвечало общему росту оборонных расходов федерального бюджета (с 1,5% в 2010 году до 4,7% в 2016 году).

По данным открытых источников, половину всех расходов ГПВ-2020 предполагалось направить на перевооружение ВМФ и ВВС (25% и 24% от общего объема ГПВ соответственно). Планировалась поставка восьми атомных подводных лодок проекта 955 "Борей" и восьми многоцелевых АПЛ проекта 885 "Ясень", а также более 50 надводных кораблей, в том числе 15 фрегатов и 35 корветов. Перевооружение ВВС предполагало закупку 600 самолетов (в том числе истребителей Су-35 и фронтовых бомбардировщиков Су-34) и 1 тыс. 100 вертолетов. 17% расходов были заложены на 100 дивизионов ракетных систем С-400, С-500 и С-350, а также систем "Панцирь-С" и космических аппаратов. В сухопутные войска (15% расходов ГПВ) планировалась поставка 2,3 тыс. танков, 2 тыс. артиллерийских систем, а также 10 бригад "Искандер-М", систем ПВО С-300В4. На Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) было заложено 5% расходов, планировалось закупить 270-280 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Ярс". Еще 14% расходов были заложены на новые системы связи, управления и разведки.

Программа была нацелена и на разработку и серийный выпуск новых образцов вооружений, в том числе гусеничной платформы "Армата", перспективного комплекса фронтовой авиации (Т-50), новых МБР.

В отличие от предыдущих программ, исполнение ГПВ-2020 года меньше отстает от графика. В 2011-2017 годах основные задания гособоронзаказа выполнялись в полном объеме.

ГПВ-2027

В конце 2015 года Минобороны РФ сообщило о начале работы над новой ГПВ на период до 2025 года. Глава ведомства Сергей Шойгу заявлял, что стоимость этой программы составит 30 трлн рублей. Документ планировалось утвердить летом 2017 года, однако этого не произошло.

19 сентября 2017 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин рассказал журналистам, что в ноябре 2017 года президенту России представят проект ГПВ на десятилетний срок, при этом в программе будут "заделы" для вооружений, которые будут созданы и после 2027 года.

Согласно интервью Рогозина, опубликованному 26 февраля 2018 года газетой "Коммерсантъ" , проект ГПВ-2027 корректировался на основе данных, полученных в Сирии в ходе комплексной оценки оружия и техники в боевых условиях. В частности, вице-премьер уточнил, что всего в Сирии было задействовано более 200 типов вооружений и техники. На авиабазе Хмеймим и базе ВМФ в Тартусе работали на периодической основе бригады специалистов более чем от 50 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса.

По данным Минобороны РФ, всего на реализацию ГПВ-2027 предусмотрено 20 трлн рублей, из них 19 - на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Еще 1 трлн рублей предусмотрен на синхронизацию, то есть создание всей необходимой инфраструктуры для поступающей в войска техники (такие расходы заложены впервые в истории российских ГПВ).

Среди приоритетов новой ГПВ - развитие сил стратегического ядерного сдерживания. В рамках ГПВ Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) начнут получать новейшие межконтинентальные баллистические ракеты "Сармат" и "Рубеж". Также, по словам председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главкома ВКС РФ Виктора Бондарева, планируется обновлять стратегические ракетные комплексы: выводить из эксплуатации "Тополи", заменяя их на более современные и совершенные "Ярсы". По данным командующего РВСН Сергея Каракаева, сроки службы стоящих сегодня на вооружении тяжелых МБР "Воевода" планируется продлить до 2027 года.

Согласно заявлениям представителей военного руководства РФ, особый акцент в программе сделан на оснащение войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. В рамках ГПВ-2027 будут проводиться работы по зенитной ракетной системе С-500 и гиперзвуковой ракете "Циркон". Предстоит завершить работы по проектам бронетехники на базе платформ "Армата", "Курганец" и "Бумеранг", поставку новых танков Т-90М и испытания глубоко модернизированных Т-80БВМ.

Намечены принятие на вооружение новейших истребителей Су-57 (ПАК ФА, известный как Т-50) и МиГ-35; модернизация бомбардировщиков Ту-95МС, Ту-160М и Ту-22М3; а также создание перспективного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Командующий морской авиацией ВМФ генерал-майор Игорь Кожин и замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщали журналистам, что в новую ГПВ заложены строительство нового авианесущего крейсера и опытно-конструкторские работы по созданию новых палубных самолетов.

Для Военно-морского флота в программе заложено строительство подводного крейсера стратегического назначения "Борей-Б" (дальнейшее развитие проекта 955А) и надводных кораблей с высокоточным оружием. До 2025 года планируется получить два вертолетоносца, оснащенных морскими вертолетами Ка-52К "Катран".

В ходе авиасалона МАКС в июле 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов рассказал, что в программу будет заложено строительство нового авианесущего крейсера.

СОЧИ, 17 мая. /ТАСС/. Новая Госпрограмма вооружений на 2018-2025 годы позволит повысить боевой потенциал Вооруженных сил РФ. Об этом заявил президент России Владимир Путин на совещании по формированию проекта оснащения ВС до 2025 года.

"Эта программа станет важнейшим инструментом в реализации военно-технической политики России в сфере обороны и безопасности до 2025 года и на дальнейшую перспективу, - сказал президент. - Новая программа призвана обеспечить сбалансированное развитие систем вооружений всех родов и видов войск и поэтапное оснащение ими частей и соединений. Это позволит значительно повысить боевой потенциал Вооруженных сил, обеспечить выполнение тех ответственных задач, которые предусмотрены военной доктриной и стратегией национальной безопасности, да и собственно говоря, рядом других важнейших документов.

По словам главы государства, планируемые мероприятия позволят не только оснастить армию и флот современными образцами вооружений и техники, но и дадут возможность сформировать научно-технический задел для разработки принципиально новых видов оружия. Путин добавил, что в ходе формирования и реализации новой Госпрограммы вооружений "следует принимать во внимание, что намеченные планы выполняются в условиях импортозамещения". Президент подчеркнул, что соответствующая программа активно реализуется. Он напомнил, что по итогам совещания, которое прошло в Рыбинске несколько недель назад, было признано, что в рамках реализации политики импортозамещения военной продукции "были достигнуты хорошие результаты".

При этом Путин подчеркнул, что предстоит сделать гораздо больше. "Имею в виду развитие отечественной электронно-компонентной базы, реализацию контрактов полного жизненного цикла военной продукции, а также синхронизацию сроков подготовки необходимой инфраструктуры с поставками нового вооружения", - сказал глава государства.

Доля современных вооружений в сухопутных войсках

"Отмечу, что к концу 2017 года доля современных вооружений в Сухопутных войсках должна составить 42%, а в ВДВ - 58%", - сказал президент. - В предстоящий программный период важно не только продолжать наращивать данный показатель, но и придать системе вооружений сил общего назначения новое качество". Он отметил, что решение этих задач напрямую зависит от возможностей организации ОПК.

По мнению главы государства, необходимо оценить производственно-технический мощности промышленности, в том числе и потенциал для их дальнейшего развития. Путин уточнил, что в рамках совещания будут заслушаны доклады главнокомандующего сухопутными войсками, командующего ВДВ, а руководители интегрированных структур и организаций ОПК проинформируют участников совещания по проблемам реализации спланированных мероприятий. Президент также добавил, что на совещании будут рассмотрены вопросы о состоянии Сухопутных и Воздушно-десантных войск, а также перспективы из развития с учетом формирования Госпрограммы вооружений до 2025 года.