Внесение изменений в бюджетную смету. Требования к составлению бюджетной сметы (Сизонова О.) Сроки утверждения бюджетной сметы


Смета — это расчетный документ, формирующийся при планировании бюджета казенными учреждениями. Согласно ст. 6 БК РФ, в БС отражаются утвержденные лимиты бюджетных обязательств. Унифицированная форма по ОКУД — 0501012 (Приказ Минфина № 112н от 20.11.2017).

В 2019 году вышестоящим органом, регламентирующим ведение БС для казенных учреждений, является главный распорядитель средств из бюджета того регионального или муниципального уровня, в котором функционирует определенное КУ. ГРБС вправе изменить порядок подготовки и подачи плановой документации, а также утвердить свои расчетные бланки.

Смета формируется сроком на финансовый год и плановый период. Основа ее заполнения — утвержденные главным распорядителем показатели бюджета и доведенные до учреждения ЛБО. Сформированный документ является основой для составления плановой документации для ведения учреждением закупочной деятельности (план закупок, план-график).

План финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета

У бюджетников и автономных учреждений также есть своя разновидность планово-расчетной документации — план финансово-хозяйственной деятельности. Однако понятия БС и ПФХД не тождественны. Эти плановые документы имеют ряд явных различий:

  1. АУ и БУ вправе распределять и использовать поступления от приносящей доход деятельности на свое усмотрение. Организации данного уровня также могут самостоятельно вносить изменения в раздел ПФХД «Приносящая доход деятельность». Все доходы от предпринимательской деятельности КУ распределяются как доходность бюджета (за исключением пожертвований), поэтому распоряжаться такими поступлениями казенные учреждения могут только после вступления в силу изменений в действующее законодательство.
  2. БС формируется на очередной финансовый период — год и утверждается главным распорядителем. Внесение изменений в смету также регулирует ГРБС. ПФХД составляется одновременно на финансовый год и плановый период и утверждается учредителем АУ, БУ. Порядок внесения изменений регламентирует Минфин РФ.
  3. БС формируется по показателям доходов и расходов, которые в любом случае должны быть равными. ПФХД состоит из поступлений (субсидии на ГЗ и МЗ, целевые средства, инвестиции из бюджета, поступления от оказания основных и платных услуг и иной приносящей доход деятельности) и выплат, причем выплаты не всегда равны поступлениям.
  4. БС разрабатывается согласно нормативам Приказа № 112н в разрезе классификации расходов бюджета, ПФХД регулируется Приказом Минфина № 81н от 28.07.2010.

Как заполнять

Смета формируется на основании полученных КУ уведомлений об объемах финансирования. Все ЛБО учитываются в строгом соответствии с их целевым назначением. Объемы финансирования распределяются постатейно на основании КБК (Приказ Минфина № 65н от 01.07.2013).

Первый раздел БС предназначен для отражения расходов, направленных на выполнение функций органов местного самоуправления, КУ либо его подразделения.

Во второй раздел вносятся денежные средства, которые предназначены для бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов.

Третий раздел отведен для прочих затрат, которые не были учтены в предыдущих разделах.

Четвертый раздел — заполнение итогов по первым трем блокам БС. При формировании БС необходимо составить обоснование для каждой расходной статьи — дополнительные расчетные формы.

БС должна быть составлена в течение 10 рабочих дней после доведения до КУ лимитов бюджетных обязательств.

Сформированную, проверенную и подписанную главным бухгалтером БС утверждает руководитель КУ. Согласовывает плановый документ, а также все приложения-обоснования к ней руководитель ГРБС (при необходимости). В том случае, если расчеты не будут согласованы вышестоящим органом, они будут считаться нецелевыми, а БС могут признать недействительным документом.

" № 1/2017

Комментарий к приказу Минфина РФ от 30.09.2016 № 168н.

Минфин Приказом № 168н скорректировал основной документ, регламентирующий порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, – Общие требования. Нововведения следует применять на федеральном уровне с 2017 года, а на региональном и местном – с 2018 года. Рассмотрим их более подробно.

Формирование и ведение сметы в системе «Электронный бюджет».

В силу обновленных положений п. 1 Общих требований формирование и ведение бюджетной сметы федерального государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления (муниципального органа) и органа управления государственными внебюджетными фондами (далее – учреждение) должно осуществляться с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»).

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

В системе «Электронный бюджет» обеспечена возможность:

  • формирования и ведения бюджетной сметы на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств;
  • формирования обоснований (расчетов) плановых сметных показателей;
  • направления утвержденных бюджетных смет с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей главному распорядителю бюджетных средств;
  • формирования и ведения свода бюджетных смет.

Порядок подключения учреждений, финансируемых из федерального бюджета, к системе «Электронный бюджет» был изложен в Письме Минфина РФ № 21-03-04/74624 . В нем сообщалось, в частности, о необходимости подключения до 29 декабря 2016 года к названной системе:

  • сотрудников, действующих от имени главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, ответственных за формирование и ведение бюджетной сметы главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, как получателя бюджетных средств, утверждение бюджетных смет подведомственных учреждений, формирование и утверждение свода бюджетных смет (в случае принятия соответствующего решения);
  • сотрудников подведомственных федеральных казенных учреждений, ответственных за формирование и ведение бюджетной сметы.

Процесс подключения к системе «Электронный бюджет» федеральных учреждений складывается из следующих этапов:

1. Минфин предоставляет полномочия на формирование заявок на регистрацию уполномоченных лиц в системе руководителям учреждений, включенных в сводный реестр, порядок ведения которого утвержден Приказом Минфина РФ от 23.12.2014 № 163н. Информация о предоставлении полномочий направляется на адрес электронной почты учреждения, указанный в сведениях сводного реестра.

2. Сотрудники учреждений, зарегистрированные в системе и обладающие полномочиями на составление заявок на регистрацию лиц, уполномоченных на формирование и ведение бюджетной сметы, направляют заявки согласно приложениям 1, 2 к Письму Минфина РФ № 21-03-04/74624 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени учреждения.

Если должность лиц, наделенных полномочиями по утверждению заявок на регистрацию уполномоченных лиц или полномочиями по утверждению бюджетной сметы, ниже заместителя руководителя учреждения, к заявке прикрепляется электронный образ организационно-распорядительного документа, подтверждающего полномочия указанных лиц подписывать документы от имени учреждения.

3. Уполномоченные лица, названные в заявках на регистрацию, подключаются к системе не позднее трех рабочих дней с даты подачи заявки. Информация о подключении направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и на почту сотрудника, сформировавшего соответствующую заявку. При выявлении несоответствия заявки на регистрацию требованиям к оформлению и (или) при наличии оснований для отказа в регистрации уполномоченных лиц заявки на регистрацию возвращаются без исполнения с указанием причины отказа. Выявленные несоответствия и (или) основания для отказа отражаются в системе.

4. Минфин организует ежедневный мониторинг за ходом подключения сотрудников учреждений к системе, информация с результатами мониторинга размещается на официальном сайте Минфина (http://minfin.ru) в разделе «Деятельность/Электронный бюджет/Подключение к системе «Электронный бюджет»/Федеральный уровень/Порядок подключения».

Общие требования к составлению (ведению) сметы.

Согласно уточнениям, внесенным в п. 3 Общих требований, составление бюджетной сметы предусматривает установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств не только по обеспечению выполнения функций учреждения, но и по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидий бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Такие дополнения повлекли за собой обновление формы бюджетной сметы и формы, предназначенной для изменения ее показателей (приложения 1 и 2 к Общим требованиям). Теперь названные формы включают в себя четыре раздела:

  • в разделе 1 указываются расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций учреждениями (см. ст. 70 БК РФ);
  • в разделе 2 – расходы учреждений, осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;
  • в разделе 3 – расходы учреждений, не отнесенные к разделам 1 и 2;
  • в разделе 4 – итоговые показатели по всем разделам.

Отметим также, что дополнять форму сметы какими-либо реквизитами, разделами, а также предусматривать правила ее заполнения главный распорядитель средств бюджета больше не вправе. Данные положения исключены из п. 5 Общих требований.

В силу изменений, внесенных Приказом № 168н в п. 6 Общих требований, составлять проект бюджетной сметы на очередной финансовый год следует в соответствии с порядком и по форме, которые установлены главным распорядителем средств бюджета. Образец формы проекта сметы, приведенный в приложении 2, исключен из списка рекомендуемых форм.

Что касается обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы, они должны формироваться в процессе составления проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаться при утверждении сметы учреждения по общим правилам, установленным гл. III Общих требований.

Утверждение бюджетной сметы.

Пунктом 8 Общих требований предусмотрено, что бюджетная смета:

  • учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается его руководителем или иным уполномоченным им лицом;
  • учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, – руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета;
  • обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, – руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

В силу дополнений, внесенных в указанный пункт, смета должна утверждаться не позднее 10 рабочих дней со дня доведения учреждению в определенном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Порядок доведения лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета установлен Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н.

Впоследствии утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, должны быть направлены главному распорядителю бюджетных средств (п. 10.1 Общих требований).

Ведение бюджетной сметы.

По общему правилу, изложенному в п. 11 Общих требований, ведение бюджетной сметы предполагает внесение в нее изменений в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом суммы увеличения объемов сметных назначений отражаются в форме со знаком плюс, а уменьшения – со знаком минус. Корректировка сметы осуществляется путем утверждения поправок показателей:

а) изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема ЛБО;

б) изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;

в) изменяющих распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

г) изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Согласно дополнениям, предусмотренным Приказом № 168н, скорректировать смету также можно будет путем утверждения поправок показателей, изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы.

Порядок утверждения изменений, внесенных в показатели бюджетной сметы, аналогичен тому, что применяется для утверждения самой сметы. К представленным на утверждение изменениям прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, сформированные в соответствии с положениями п. 6 Общих требований. После этого форма изменений с обоснованиями (расчетами) направляется главному распорядителю бюджетных средств (п. 14.1 Общих требований).

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Формирование и ведение бюджетной сметы должно осуществляться в системе «Электронный бюджет».

2. Форма бюджетной сметы и форма, предназначенная для изменения ее показателей (приложения 1 и 2 к Общим требованиям), скорректированы, а форма проекта бюджетной сметы исключена из списка рекомендуемых форм, предусмотренных Общими требованиями.

3. Показатели бюджетной сметы теперь должны включать расходы на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидий бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

4. Утверждать бюджетную смету следует не позднее 10 рабочих дней со дня доведения учреждению лимитов бюджетных обязательств.

5. Утвержденная бюджетная смета (изменения в нее) с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей направляется главному распорядителю бюджетных средств.

Приказ Минфина РФ от 30.09.2016 № 168н «О внесении изменений в Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н».

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Письмо Минфина РФ от 13.12.2016 № 21?03?04/74624 «О направлении формы заявки на подключение к системе «Электронный бюджет» в части формирования и ведения бюджетной сметы».

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2010, N 11

Законодательное определение понятия бюджетной сметы впервые было закреплено в Бюджетном кодексе РФ лишь 1 января 2008 г. Тогда же начал действовать и Приказ Минфина России от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (далее - Приказ N 112н). В связи с реформированием бюджетной сферы Минфин России внес изменения в Приказ N 112н. И теперь бюджетные сметы будут формироваться только казенными учреждениями, а у бюджетных учреждений смету заменит План финансово-хозяйственной деятельности.

Нормативная база

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2011 г. изменяет правовой статус существующих бюджетных учреждений и вводит новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения.

Согласно изменениям, внесенным Законом N 83-ФЗ (ст. 13) в Бюджетный кодекс РФ, казенные учреждения с 1 января 2011 г. будут финансироваться на основании бюджетной сметы.

В целях реализации ст. 13 Закона N 83-ФЗ Минфин России своим Приказом от 30.07.2010 N 84н внес изменения в упомянутый Приказ N 112н. Таким образом, установлены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, которые вступят в силу с начала будущего года (далее - Общие требования).

Далее мы будем говорить об Общих требованиях в отношении казенных учреждений. Однако следует иметь в виду, что согласно п. 2 Приказа N 84н такие требования будут применяться и к тем бюджетным учреждениям, которые в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) не будут получать бюджетные субсидии, а будут финансироваться на основании бюджетной сметы. Напомним, что для федеральных бюджетных учреждений решение о порядке финансирования в переходный период принимает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета. Что же касается бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений, то форма их финансового обеспечения в переходный период устанавливается соответственно законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (ч. 15 и 16 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).

Поговорим более подробно о бюджетной смете и об изменениях, внесенных в Общие требования Приказом N 84н.

Бюджетная смета

Итак, согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, то есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего субъекта. Данные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году.

Таким образом, бюджетная смета - важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых казенным учреждением. Бюджетная смета может изменяться, дополняться и уточняться .

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится (ст. 221 БК РФ). Однако необходимо , чтобы установленный главным распорядителем порядок непременно соответствовал Общим требованиям, установленным Минфином России, то есть с 1 января 2011 г. требованиям, установленным Приказом N 112н в редакции Приказа N 84н.

Согласно дополнению, внесенному в ст. 221 БК РФ Законом N 83-ФЗ, в случае, если казенное учреждение является органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, то бюджетную смету утверждает непосредственно руководитель этого органа.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы

Руководствуясь Общими требованиями, главные распорядители должны разработать и утвердить для подведомственных казенных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения смет (далее - Порядок), который будет учитывать специфику деятельности данного ведомства.

В настоящее время каждый главный распорядитель бюджетных средств разработал и утвердил такой Порядок. Например , для учреждений, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, действует Порядок, утвержденный Приказом агентства от 25.12.2007 N 2847.

Руководствуясь Законом N 83-ФЗ и Приказом N 84н, главные распорядители могут выбрать любой вариант действий : как внести поправки в существующий нормативный акт, касающийся порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, так и издать новый нормативный акт. Главное, чтобы Порядок соответствовал действующим законодательным и другим нормативным правовым актам.

Так, следует иметь в виду, что согласно дополнению, внесенному Приказом N 84н, Общие требования устанавливают требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы не только государственного (муниципального) казенного учреждения, но и его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета.

Таким образом, если у казенного учреждения есть обособленные (структурные) подразделения , осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе учреждения), то они также должны составлять бюджетную смету . В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению.

В целях реализации данной нормы руководитель казенного учреждения может утвердить Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для своих обособленных подразделений, разумеется, руководствуясь при этом Порядком, утвержденным ему главным распорядителем бюджетных средств.

Руководитель учреждения может не утверждать отдельный Порядок, и тогда обособленные (структурные) подразделения учреждения будут руководствоваться непосредственно Порядком, утвержденным учреждению главным распорядителем.

Порядок составления, утверждения и ведения смет должен устанавливаться в форме единого документа.

Составление проекта сметы

Отметим, что ни Бюджетный кодекс, ни другие нормативные документы не устанавливают последовательность действий, необходимых для составления, утверждения и ведения сметы. К сожалению, необходимые поправки в нормативные документы до настоящего момента так и не были внесены.

Между тем составлению и утверждению бюджетных смет предшествует очень важная работа по планированию расходов в предстоящий период. Об этом свидетельствует норма ст. 158 БК РФ, в которой, в частности, закреплено, что одним из бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) является планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований.

Однако очевидно, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может спланировать расходы (свои и подведомственных ему распорядителей и учреждений), только опираясь на данные, представленные ему соответственно подведомственными распорядителями и учреждениями.

Поэтому на этапе составления проекта соответствующего бюджета участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств. Эти расходы они должны обосновать, то есть привести расчеты или пояснить иным способом, отразить в проекте бюджетной сметы и представить данный проект своему главному распорядителю (распорядителю).

Вот именно необходимость составления проекта бюджетной сметы и не была закреплена ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в каком-либо ином нормативном документе. И только согласно изменениям, внесенным Приказом N 84н в Общие требования, этот пробел был ликвидирован.

Установлено, что в целях формирования сметы учреждения на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет проект сметы на очередной финансовый год. Более того, приведен рекомендуемый образец проекта сметы (Приложение N 2 к Общим требованиям).

Установлено также, что формировать проект бюджетной сметы на очередной финансовый год необходимо в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, то главный распорядитель средств бюджета при установлении Порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.

Учитывая это, главные распорядители бюджетных средств должны четко изложить в Порядке и алгоритм формирования проектов бюджетных смет, в том числе сроки формирования и представления проектов смет. Раньше главные распорядители это, как правило, не указывали, поскольку у них не было правовых оснований. Теперь такие основания появились, в связи с чем главным распорядителям необходимо будет внести в свои документы необходимые поправки.

Кроме того, у главных распорядителей теперь будет нормативно закрепленное право требовать от своих подведомственных распорядителей и учреждений проекты смет.

Сведения, полученные из проектов бюджетных смет своих подведомственных распорядителей и учреждений, главный распорядитель обобщает и передает финансовому органу в качестве обоснования бюджетных ассигнований, учитывая при этом и свои потребности.

Напомним, что с 1 января 2009 г. планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

После того как будет принят бюджет, следует исполнение бюджета, организация исполнения которого возложена на соответствующий финансовый орган. Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган составляет и ведет отдельный документ - Сводную бюджетную роспись .

Порядок составления и ведения Сводной бюджетной росписи, а также Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей утверждает сам финансовый орган. Например , на федеральном уровне указанный Порядок утвержден Приказом Минфина России от 17.12.2008 N 143н.

Руководитель финансового органа утверждает Сводную бюджетную роспись, показатели которой должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Между тем в Сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Перечень таких случаев приведен в ст. 217 БК РФ. Закон N 83-ФЗ этот перечень дополнил: изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены и в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений .

Одновременно с утверждением Сводной бюджетной росписи руководитель финансового органа утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления.

Утвержденные показатели Сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Главные распорядители в свою очередь доводят до распорядителей и получателей бюджетных средств показатели Сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и ЛБО на очередной финансовый год также до начала очередного финансового года.

На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.

С момента доведения до учреждения бюджетных ассигнований и ЛБО начинается следующий важный этап - составление и утверждение бюджетной сметы.

Таким образом, все мероприятия, связанные с бюджетной сметой, условно можно разделить на три этапа :

  • составление проекта сметы;
  • составление и утверждение бюджетной сметы;
  • ведение бюджетной сметы.

Составление бюджетной сметы

Статья 162 БК РФ относит к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств (а значит, и казенного учреждения) не только исполнение бюджетной сметы, но и ее составление. Таким образом, казенное учреждение само составляет для себя смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие деятельность учреждения, разработанные и установленные (согласованные) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов ЛБО.

Составить смету - это значит установить объем и распределить направления расходования средств бюджета согласно лимитам бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций учреждения на один финансовый год.

Показатели сметы формируются по кодам Классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией кодов статей (подстатей) Классификации операций сектора государственного управления.

Главные распорядители, распорядители средств бюджета, учреждения вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Раньше Общие требования не устанавливали форму бюджетной сметы. Главные распорядители могли самостоятельно разработать ее с учетом особенностей своей деятельности. При этом Общие требования содержали перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в форме бюджетной сметы.

Согласно изменениям, внесенным в Общие требования Приказом N 84н, в Приложении N 1 к Общим требованиям теперь приведен рекомендуемый образец формы сметы .

Форма бюджетной сметы, как и форма ее проекта, содержит практически одинаковые реквизиты с той лишь разницей, что форма проекта сметы содержит дополнительные показатели, обосновывающие необходимость выделения средств учреждению. Например , указываются обязательства учреждения: действующие и принимаемые.

При установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы главный распорядитель средств бюджета имеет право дополнить форму сметы еще дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. В случае если главный распорядитель средств бюджета в Порядке составления, утверждения и ведения сметы предусмотрит порядок согласования сметы учреждения, то согласование оформляется на смете грифом согласования. Данный гриф включает в себя слово "Согласовано" , наименование должности должностного лица (включая наименование учреждения), согласовавшего смету учреждения, личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.

Форму бюджетной сметы утверждает главный распорядитель. К представленной на утверждение смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Причем эти обоснования являются неотъемлемой частью сметы. Такое дополнение внес Приказ N 84н.

Это очень важно, так как именно при помощи этих документов главный распорядитель устанавливает необходимость расходов учреждения.

Если учреждение реорганизовано, то его смета составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной сметы

Смету главного распорядителя утверждает руководитель данного главного распорядителя средств бюджета.

Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распорядителя средств бюджета. Но главный распорядитель может предусмотреть и иной порядок утверждения.

Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений , находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета также имеет право в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения . Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в случае доведения государственного (муниципального) задания до подведомственного учреждения предоставляет в установленном им порядке руководителю учреждения право утверждать смету учреждения . При этом руководитель главного распорядителя, распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Если будут выявлены нарушения бюджетного законодательства РФ, допущенные соответствующим учреждением при исполнении сметы, то руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета имеет право в установленном им порядке ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения).

Что же касается сметы обособленного (структурного) подразделения учреждения, то ее утверждает руководитель учреждения, в составе которого создано данное подразделение (п. 8 Общих требований в редакции Приказа N 84н).

Ведение бюджетной сметы

Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Согласно дополнению, внесенному Приказом N 84н, изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении N 3 к Общим требованиям. Форма этого документа практически аналогична форме бюджетной сметы. Но обязательно нужно указывать номер изменений, чтобы не перепутать показатели бюджетной сметы.

Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс", и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус".

Так, в смете может изменяться :

  • объем сметных назначений - в случае изменения ЛБО, доведенных до учреждения. Например , в силу объективных причин и возложенных бюджетных полномочий главный распорядитель (распорядитель) перераспределил ЛБО (в пределах утвержденных ему ассигнований и ЛБО) между подведомственными учреждениями;
  • распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;
  • распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО;
  • распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;
  • распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, детализируемым главным распорядителем, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Изменения в смету, требующие изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО, утверждаются после того, как в установленном порядке будут внесены изменения в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств.

Статья 217 БК РФ определяет, в каких случаях показатели Сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Это:

  • недостаточность бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств. При этом общий объем указанных ассигнований не может превысить 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
  • изменение состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений);
  • вступление в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
  • использование средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;
  • распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе;
  • иные основания, связанные с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете;
  • перераспределение бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом;
  • увеличение бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. При этом увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не должно превышать 10%;
  • проведение реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Очевидно, что любое изменение бюджетных ассигнований и ЛБО повлечет за собой и изменение показателей бюджетной сметы конкретного бюджетного учреждения.

Утверждаются изменения в смету в том же порядке, в каком утверждается бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило. Так, если ее утверждал руководитель главного распорядителя средств бюджета, значит, он и должен утвердить изменения показателей сметы. Если же руководитель главного распорядителя предоставил право утверждать смету руководителю распорядителя или руководителю учреждения, то эти же должностные лица и должны утверждать изменения показателей сметы.

Е.А.Александрова

советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

  • шапка;
  • табличная часть;
  • итоговые результаты сметы.

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель

Процесс по составлению бюджетной сметы казенного учреждения требует кропотливой работы специалистов планово-финансовой службы и занимает достаточно много времени. Для того чтобы утвердить бюджетную смету, учреждению сначала на стадии формирования бюджета на очередной финансовый год необходимо провести соответствующие расчеты сметных плановых показателей и составить проект бюджетной сметы.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится , в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином (ст. 221 БК РФ). Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в том же порядке. При этом если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, главный распорядитель средств бюджета при установлении указанного порядка вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.

Общие требования к составлению сметы. В настоящее время действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее – Общие требования).

Главный распорядитель средств бюджета вправе определить в таком порядке особенности для отдельных подведомственных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:
– данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;
– результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;
– данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.
Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа. В качестве примера приведем некоторые из них:
– Приказ Минздрава РФ от 18.03.2013 N 141 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации";
– Приказ Минтруда РФ от 26.12.2012 N 630 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации";
– Приказ Минкультуры РФ от 18.11.2010 N 711 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений".
Структура бюджетной сметы. В приложениях к Общим требованиям приведены рекомендуемые к применению формы:
– бюджетная смета (свод смет учреждений) (ф. 0501012);
– проект бюджетной сметы (ф. 0501014).
В соответствии с рекомендуемыми формами бюджетная смета (проект бюджетной сметы) состоит из содержательной и оформляющей частей. Оформляющая часть содержит следующие обязательные реквизиты:
– гриф согласования, который включает в себя слово "согласовано", наименование должности согласовавшего смету учреждения должностного лица (включая наименование учреждения), его личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования (в случае если главным распорядителем средств бюджета предусмотрен порядок согласования сметы учреждения);
– гриф утверждения, который включает слово "утверждаю", наименование должности лица, утверждающего смету, его личную подпись, расшифровку подписи и дату утверждения;
– наименование формы документа, финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения, и дату составления;
– наименование учреждения, составившего документ, распорядителя бюджетных средств, главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета;
– наименование бюджета;
– единицу измерения: рубли (наименование иностранной валюты);
– таблицу, содержащую различные коды, в том числе по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), код по перечню (реестру) главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, по БК, по ОКАТО;
– гриф подписи руководителя учреждения (уполномоченного лица), руководителя планово-финансовой службы и исполнителя, содержащий наименование должности, личную подпись, расшифровку подписи и дату подписания.
В содержательной части в таблице устанавливаются объемы и распределение направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (п. 3. Общих требований).

Отметим, что согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:
– оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
– оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
– уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
– возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией: раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, код статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). При этом главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Например, расходы учреждения на оплату материальных запасов, отражаемые по коду 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, могут быть распределены по аналитическим кодам:
– 340/1 – медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы;
– 340/2 – продукты питания;
– 340/3 – горюче-смазочные материалы;
– 340/4 – котельно-печное топливо;
- 340/5 – прочие материальные запасы.

По своей структуре форма проекта бюджетной сметы аналогична форме бюджетной сметы. Основное отличие в том, что в форму проекта бюджетной сметы включены дополнительные показатели, в которых отражается информация о действующих и принимаемых (планируемых к принятию) обязательствах (на основании расчетов).

К сведению: главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе дополнить форму сметы необходимыми реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. При формировании главным распорядителем свода смет учреждений сводная смета может содержать обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в ведении главного распорядителя.

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
К представленной на утверждение бюджетной смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющиеся неотъемлемой частью сметы.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись