Дошкольной образование в нормативно правовых актах рф. Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования


Базовыми международным документами в области регулирования дошкольного образования являются: - Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г. Она провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или др. убеждений, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущества, рождения и др. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь. - Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов. В Российской Федерации дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими). Основой нормативно-правового регулирования является Конституция РФ, где в ст. 43 указано, что каждый имеет право на образование,и гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый Гос.Думой 21 декабря 2012 г. и вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Согласно ему, целями дошкольного образования являются: - формирование общей культуры - развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств - формирование предпосылок учебной деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Цель образовательных программ дошкольного образования: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. По итогам освоения программ промежуточные и итоговые аттестации не проводятся. Родители (законные представители) дающие детям дошкольное образование в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих ДОУ, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. N655) Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений. Также есть "Концепция дошкольного воспитания" как документ, определяющий парадигму современной системы дошкольного образования в России. Нормативно-правовое обеспечение ступеней школьного образования Ст66

Составитель: , к. пс. н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Вопрос №1. Образование как сфера нормативно-правового регулирования. 1

Вопрос №2. Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования. 2

Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав ребенка и образования. 3

Вопрос №4. Нормативно-правовые документы в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: необходимый пакет. 5

Задания для самостоятельной работы.. 8

Задание 1. 8

Задание 2. 9

Список литературы для самостоятельной работы.. 9

Вопрос №1. Образование как сфера нормативно-правового регулирования.

Вопрос №2. Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования.

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер:

Федеральное законодательство,

Законодательство субъектов Федерации,

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя основные законы государства, профильные законы (например, «Об утверждении ФЦПРО»), непрофильные законы (например, «О языках народов РФ») и подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ, нормативно-правовые акты Минобразования и науки и других министерств).

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует общие вопросы образовательной деятельности на основе Закона об образовании, общие вопросы, которые недостаточно разработаны в федеральном законодательстве, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, отношения в смежных с образованием сферах.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную правозащитную организацию.

Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав ребенка и образования.

В контексте вопросов образования дошкольников следует руководствоваться основными правовыми актами международного и федерального законодательства. Дадим краткую характеристику ключевым документам.

1. Всеобщая декларация прав человека занимает ведущее место среди законодательных актов. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать полному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

4) содействовать деятельности Организации Объединен­ных Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины XX столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI в.

2. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

3. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке «Конвенции» решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. «Конвенция» признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. «Конвенция» - синтетический документ, педагог должен выработать свои пути по реализации этого документа.

Вопросы реализации идей «Конвенции» это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В нем специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями поведения. Закон вводит понятие «социальных служб» для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации.


5. Закон РФ «Об образовании» (нач. 90-х г. г.). Право ребенка – дошкольника на образование гарантируется государством. Это закон посвящен образованию детей дошкольного возраста. В нем указывается. Что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и, именно, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его, как личности. Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимости коррекции развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.

6. Национальная доктрина образования в РФ выступает политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. Политическая и декларативная составляющая документа более весомы, чем его правовое содержание. Доктриной впервые задан вектор развития российского общества в контексте развития образования. Документ определяет задачи, стоящие перед российской системой образования, сообщает о государственных гарантиях гражданам на получение образования и об изменении подходов к качеству образования, определяет единые цели воспитания и обучения, условия для сохранения единого образовательного пространства, развития демократичности государства.

В доктрине отражена общегосударственная идея, лежащая в основе содержания образования и направленная на возрождение духовности и нравственности населения, формирование современного научного мировоззрения, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.

7. Концепция дошкольного образования была утверждена в 1989 г. Ее авторы, . Она положила начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования. Концепция и последовавшие за ней нормативные документы Министерства образования РФ положили начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования.

8. В 1999 г. впервые Министерством Образования был выпущен информационный каталог-справочник по дошкольному образованию, в который включены программы и пособия для педагогов и детей, отвечающие государственным стандартам в области дошкольного образования и Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время на территории РФ действует шесть рекомендованных Министерством Образования РФ отечественных комплексных программ дошкольного образования («Радуга», «истоки», «Развитие», «Одаренный ребенок», «Детство», «Кроха»), три отечественные комплексные Программы непрерывного образования – «Из детства в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность» и Программа «Сообщество».

9. Типовое Положение о ДОУ (1995 г.). в соответствии с Законом РФ «Об образовании» закрепилось право ДОУ самостоятельно выбирать Программу из вариативных программ. Это подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов РФ. Его основное положение конкретизируются в нормативных документах каждого ДОУ. Министерством Образования был предложен пакет образцов таких документов, главный из них – Устав ДОУ. Типовое Положение регулирует деятельность государственных муниципальных ДОУ всех видов.


10. В условиях модернизации образования внимание привлекает ФЗ «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования» (на 2006-2010 гг.), Областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в 2010-2013 годах », приказ Минобразования и науки «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и разработка проектов образовательных стандартов для деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы имеет своей стратегической целью обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ , формирования системы непрерывного образования.

Целью развития образования в Костромском регионе является обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики региона и общественным запросам.

Развитие дошкольного образования в Костромской области предполагает:

Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;

Совершенствование качества дошкольного образования;

Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования;

Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования.

В документе обозначается существующий на сегодня ряд нерешенных проблем. Так, в системе дошкольного образования Костромской области сохраняется дефицит мест. В условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационные образовательные программы и технологии обучения сложилась потребность в информационном и научно-методическом обеспечении. Остаются вопросы и в оснащении учреждения медицинских кабинетов, изоляторов, систем оповещения о пожаре, систем тревожной сигнализации.

Вопрос №4. Нормативно-правовые документы в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: необходимый пакет.

Характеризуя необходимый пакет нормативно-правовых документов при осуществлении работы в дошкольном образовательном учреждении, представляется возможным определить такие составляющие: международные документы, законы федерального уровня, региональные законодательные акты и локальные акты образовательного учреждения.

Международные документы являются основой при построении ориентиров и основных механизмов образовательного процесса, взаимодействия с ребенком. Следует самостоятельно ознакомиться и в адекватной форме познакомит участников образовательного процесса (в том числе, детей и родителей) с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка.

Федеральные законы являются нормативной основой при разработке программных и организационных документов учреждения. С ними должны быть ознакомлены все педагоги учреждения. Сюда относятся

Основной федеральный документ, регламентирующий образовательную сферу «Закон об образовании»,


Положение, раскрывающее идеологические направления в современном образовании (Национальная доктрина образования РФ),

Постановления, распоряжения правительства РФ (Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО 2006-2010)), Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», и многие другие,

Приказы Минобразования и науки РФ по следующим вопросам: перспективы развития образования в РФ, проблемы охраны здоровья и физического воспитания детей, проблемы взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Эти вопросы освещаются в методических рекомендациях и информационных письмах Минобразования и науки РФ,

Типовые положения («Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное в 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 000 от 01.07.95),

Разработанные концепции и проекты в области дошкольного образования (Концепция дошкольного образования 1989 года, проекты стандартов дошкольного образования 2008 года).

Непростая ситуация, сложившаяся в современной системе дошкольного образования РФ, осложняется еще и тем, что до сих пор не разработан и не утвержден Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт должен опираться на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.

Двенадцать лет назад, в 1996 г., приказом Министра образования Российской Федерации были установлены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Эти требования относятся как к образовательным программам и педагогическим технологиям, так и к характеру взаимодействия персонала с детьми. Как говорится в самом документе, Временные требования действуют до введения Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, работа над которым проводится в настоящее время.

1. С одной стороны (как уже было отмечено нами выше), право дошкольного образовательного учреждения на выбор программы закреплено законодательно (как уже отмечалось нами выше) в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (1995 г.). При этом специалисты в области дошкольного образования предостерегают, что не следует использовать в работе с детьми программы, которые не прошли соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне.

2. С другой стороны, узаконено положение, согласно которому: «Рекомендация к использованию программы (гриф) не является единственной гарантией получения высокой оценки деятельности ДОУ в ходе проведения его аттестации. Оценка образовательной деятельности комплексно учитывает не только качество программ, на основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации. Опыт показывает, что целый ряд программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». («О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» (письмо Минобразования России от 02.06.98 № 89/34-16.)


При этом Государственный образовательный стандарт дошкольного образования находится в стадии разработки.

На региональном уровне педагогам необходимо знакомится с региональными законодательными актами (например, закон Костромской области о гарантиях прав ребенка в Костромской области), приказами и рекомендациями областных и муниципальных органов управления образованием.

На уровне образовательного учреждении основным документом, регламентирующим осуществление работы воспитателя, становится программа работы. Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, оно самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В соответствие с официальным документом «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития» (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 24.03.95 г. №42/19-15 за подписью зам. министра образования РФ) гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» получили следующие программы:

А. Комплексные программы:

- «Радуга» - разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитании НИИ общего образования, руководитель;

- «Развитие», «Одаренный ребенок» - разработаны коллективом научных сотрудников Детского центра РАО (под ред.);

- «Золотой ключик» - разработана коллективом педагогов и психологов под руководством.

К основным комплексным программам дошкольного образования также отнесены: «Гармония развития» (); «Детский сад - дом радости» (), «Детство» (, и др.); «Истоки» (под ред.), «Из детства - в отрочество» (под ред.), «Кроха» (, и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. ,); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. ,).

Б. Парциальные программы:

- «Красота. Радость. Творчество» (, и др.);

- «Росинка. В мире прекрасного» (,);

- «Художественный труд» ();

- «Природа и художник» ();

- «Камертон» ();

- «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху», (,);

- «Малыш» ();

- «Музыкальные шедевры» ();

- «Ритмическая мозаика» ();

- «Программа развития речи детей дошкольного возраста» ();

- «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000» ();

- «Росинка. Расту здоровым» () и др.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15), где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка ; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.


Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности ; свободное время , предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т. д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Любая программа дополняется рядом локальных актов , принятых учреждением. Основным документом, регламентирующим деятельность учреждения, является Устав, принятый на общем собрании трудового коллектива. В перечень локальных актов входят положения, правила, инструкции, программы (программы развития, образовательная программа), планы, штатное расписание, расписание занятий , приказы и распоряжения заведующего ДОУ, решения Совета педагогов, решения Совета ДОУ, коллективный договор , договоры о взаимоотношениях родителей (законных представителей) и МДОУ. Важный блок локальных документов составляют инструкции, обеспечивающие здоровье и безопасность всех участников образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы

! Задание 1.

Познакомьтесь с содержанием федеральных документов, регламентирующих вопросы образования и воспитания. Оцените, как отраженные в них ориентиры и приоритеты реализуются в работе Вашего учреждения.

Представьте ответ по следующей схеме:

! Задание 2.

Дайте краткую характеристику основных результатов, положенных в основу образовательной деятельности, осуществляемой вами в дошкольном образовательном учреждении.


Ваши ___________________________________________________________

Список литературы для самостоятельной работы

1. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. – М., 2006.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утв. распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. // Вестник образования, №6, 2002.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. . – М., 2006.

4. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. – М., 2008.

5. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М., 2008.

Сайт «Патриоты России» // http://www. patriot-rf. ru/law/norm/fed/patriot_2006-2010.html

Сайт Министерства образования и науки РФ // http:///dok/fz/vosp/

Сайт Федерального агентства по образованию – полезные страницы

http://www. /young_people/vospitanie_detey/

http://www. /ntp/fp/ (федеральные целевые программы)

http://www. /ntp/fp/chil/ (ФЦП «Дети России» на 2007-2010 гг.)

Сайт Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. Подпрограмма «Одаренные Дети» // http://www. odardeti. ru/static. php? mode=index

Вопросы для самопроверки

Как в целом, в самых общих чертах, можно охарактеризовать изменения, произошедшие в законодательстве российской системы дошкольного образования в период с 1990-х гг. по настоящее время? Какие новые формы организации дошкольного образования получили в последние годы широкое распространение? Какой документ заменяет Государственный образовательный стандарт дошкольного образования? В каком году он был принят? Кем утвержден? На какие основные ориентиры должен опираться образовательный стандарт? В чем заключается противоречие ситуации, сложившейся в настоящее время в обеспечении государственного контроля за качеством дошкольного образования? Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути преодоления этого противоречия?





Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 2. Система образования Статья 10. Структура системы образования 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: …2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции;


Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам … за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе... Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.




1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;


5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.




Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.




Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;


Стандарт направлен на решение следующих задач: 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.




Статья 2 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.






Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 1 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;




ФГОС дошкольного образования II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.




ФГОС дошкольного образования Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
ФГОС дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.


ФГОС дошкольного образования Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой- либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


ФГОС дошкольного образования 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.


ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;


ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.





Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.

Рассмотрим ключевые документы.

Документы международного уровня

К документам международного уровня относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Документы федерального уровня

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:

Конституцию РФ,

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Документы регионального уровня.

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Республике Татарстан, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории республики. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.

Одним из основных документов регионального уровня в нашей республике является Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»

На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;

-Положение о родительском комитете и др.

В системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС. Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4). В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. В итоге получается такая цепочка:

дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее.

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база дошкольного образования. Современный педагог должен идти в ногу со временем, знать и грамотно применять в работе нормативно-правовые документы.

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании:

Федеральное законодательство РФ,

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные акты образовательного учреждения.

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ и других министерств. Например:

Конституция РФ

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1.09.2013г.)

Закон РФ от 01.01.2001 N 3266-1 «Об образовании» (действует до 01.09.2013г.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2562 г."Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (действует до 01.09.2013г.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда ".

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Костромской области, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории области. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ и др.


Например:

Закон Костромской области от 4 марта 2010 г. N 585-4-ЗКО "О нормативах расходов на нормативное подушевое финансирование государственных образовательных учреждений Костромской области" (вступил в силу с 1 января 2011 года)

Закон Костромской области от 01.01.01 г. N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области" (с изменениями и дополнениями)

Постановление администрации Костромской области от 01.01.01 г. N 333-а "Об областной целевой программе "Развитие системы образования Костромской области в годах".

На муниципальном уровне принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, не противоречащие федеральному и региональному законодательству. Например:

Постановление Администрации г. Костромы от 01.01.01 г. N 589 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Костромы"

Постановление Администрации г. Костромы от 2 апреля 2010 г. N 630 "Об утверждении типовых должностных инструкций руководителей муниципальных образовательных учреждений города Костромы"

Постановление Администрации г. Костромы от 01.01.01 г. N 4497 "Об утверждении Положения "О группах кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Костромы"

Решение Думы города Костромы от 01.01.01 г. N 141 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие дошкольного образования в городе Костроме в период с 2008 по 2011 год" (с изменениями и дополнениями).

На локальном уровне (уровень образовательного учреждения) принимаются правовые акты , регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о родительском комитете и др.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России (в том случае, если они ратифицированы в РФ). В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет отдается нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную право защитную организацию.

Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, регламентирующих права ребенка

В контексте вопросов образования дошкольников следует руководствоваться основными правовыми актами международного, федерального и регионального законодательства в области прав ребенка. Рассмотрим ключевые документы.


1. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке Конвенции решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция ООН - синтетический документ, педагог должен выработать свои пути по реализации этого документа.

Вопросы реализации идей Конвенции - это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) провозглашает первоочередной задачей - обеспечение благополучия детей, рассматривает вопросы поддержки детей-инвалидов, а также других детей, находящихся в крайне трудных условиях. Всемирная Декларация определяет, что всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к ответственной жизни в свободном обществе. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.


4. Конституция РФ (1993 г.) провозглашает, что « материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст.38).

5. Семейный кодекс РФ (1996 г.) определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Глава 11 кодекса регламентирует права несовершеннолетних детей, закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст.55), право ребенка на защиту (ст.56), право ребенка выражать свое мнение (ст.57), право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58), право на изменение имени и фамилии ребенка (ст.59), имущественные права ребенка (ст.60).

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998 г.).

Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В Законе уделяется внимание таким процессам, как социальная адаптация ребенка, социальная реабилитация ребенка, отдых детей и их оздоровление и др.

7. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) – основной нормативный правовой акт в области образования. В период с 1992 по 2010 гг. в Закон вносились многочисленные изменения и дополнения. Сегодня педагогическое сообщество обсуждает новый проект федерального закона «Об образовании».

Право ребенка – дошкольника на образование гарантируется государством. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, В Законе особо отмечается, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012 г.)

Устанавливает следующие типы образовательных организаций:

Дошкольная образовательная организация

Общеобразовательная организация

Профессиональная образовательная организация

Образовательная организация высшего образования.

Дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Статья 47 настоящего закона регламентирует правовой статус педагогических работников и определяет их академические и трудовые права.

Академические права и свободы:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;


3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года ;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск , продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статья 48 закона называет обязанности педагогических работников:


1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда ;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2562 определяет ДОУ как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

Воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» закрепилось право ДОУ самостоятельно выбирать Программу из вариативных программ. Это подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов РФ.


На сегодняшний день в Российской Федерации существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:

1) детский сад;

2) детский сад общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными направлениями развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

3) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

4) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

5) детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей, обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, проведении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, в приобщении детей к общечеловеческим ценностям, организации взаимодействия с семьей для полноценного развития ребенка.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития , труда и защиты прав потребителей.

10. Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» (1998 г.) регулирует отношения по осуществлению мер обеспечения прав и законных интересов ребенка, а также отношения по реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Костромской области. Действие настоящего Закона распространяется на всех детей, проживающих или временно находящихся на территории Костромской области: граждан Российской Федерации, в том числе вынужденных переселенцев, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев.

Задания для самостоятельной работы

! Задание 1.

Познакомьтесь с содержанием федеральных и региональных документов, регламентирующих вопросы образования и воспитания. Оцените, какие направления государственной политики реализуются в работе Вашего учреждения.

Представьте ответ по следующей схеме:

Изученные нормативные документы федерального уровня:

Изученные нормативные документы регионального уровня:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственные ориентиры и приоритеты, которые наиболее полно реализуются

в Вашем учреждении:

Государственные ориентиры и приоритеты, реализации которых необходимо уделить больше внимания:

! Задание 2.

Предложите ответы на вопросы.

Ваша ___________________________________________________________

1. Какой документ РФ определяет, кто такой ребенок?

_____________________________________________________________________________

Какой нормативно-правовой акт РФ определяет тип, вид и категорию ОУ?

_____________________________________________________________________________

Какие дошкольные учреждения существуют сегодня в России?

Назовите первый международный документ о правах детей?

_____________________________________________________________________________

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?

_____________________________________________________________________________

! Задание 3.

Прочитайте ситуации, определите, нарушены ли здесь права ребенка (если да, то какие)? Аргументируйте свои ответы соответствующими статьями из нормативно-правовых актов:

Ваша ___________________________________________________________

Ситуация 1.

Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2.

Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш и жалуется: «Он отнял мою машинку!»

Ситуация 3.

Воспитатель обсуждала в присутствии ребенка его родителей, говорила, что они не занимаются ребенком, он им не нужен, поэтому и забирают его из детского сада самым последним.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы для самостоятельной работы

1. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. – М., 2006.

2. , Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

3. Копытова образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. – М., 2008.

5. Феклин правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие /. – М.: Арсенал образования, 2009.

6. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М., 2008.

Сайт «Патриоты России» // http://www. *****/law/norm/fed/patriot_.html

Сайт Министерства образования и науки РФ // http://*****/dok/fz/vosp/

Сайт Федерального агентства по образованию – полезные страницы

http://www. *****/young_people/vospitanie_detey/

http://www. *****/ntp/fp/ (федеральные целевые программы)

http://www. *****/ntp/fp/chil/ (ФЦП «Дети России» на гг.)

Сайт Федеральной целевой программы «Дети России» на гг. Подпрограмма «Одаренные Дети» // http://www. *****/static. php? mode=index

Вопросы для самопроверки

Как в целом, в самых общих чертах, можно охарактеризовать изменения, произошедшие в законодательстве российской системы дошкольного образования в период с 1990-х гг. по настоящее время? Какие новые формы организации дошкольного образования получили в последние годы широкое распространение? В чем заключается противоречие ситуации, сложившейся в настоящее время в обеспечении государственного контроля за качеством дошкольного образования? Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути преодоления этого противоречия? Какие моменты в учреждениях дошкольного образования, по Вашему мнению, не урегулированы нормами права? Какие формы работы используются в Вашем образовательном учреждении для правового просвещения родителей?