Когда полиция имеет право проверять ип. Порядок действий при проведении полицейской проверки


В ближайшее время выпускникам ВУЗов предстоит выбрать место работы. Достойная зарплата и социальные гарантии сделали службу в полиции достаточно престижной и востребованной. Об условиях и порядке поступления на службу в органы внутренних дел и требованиях, предъявляемых к кандидатам рассказал заместитель начальника отдела кадров и государственной службы Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте майор внутренней службы Александр Самбуев.

Александр Дагбаевич, расскажите, какие требования предъявляются к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел?

Требования к гражданам, поступающим на службу в полицию определены в ст.35 Федерального закона от 7 февраля 2011 №3-ФЗ «О полиции». На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников Законом о полиции и другими федеральными законами.

- Проводится ли конкурс при поступлении на службу в полицию?

Конкурс проводится только на замещение вакантных должностей государственной федеральной гражданской службы. А поступление на службу в полицию проводится на основе тщательного отбора кандидатов. В полицию могут попасть только самые достойные граждане: способных брать на себя ответственность, отзывчивых и сильных, сдержанных и в то же время честных, открытых и стойких.

- Наличие какого образования дает возможность поступить на службу в полицию?

В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» повышены квалификационные требования к отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел.

Так, в соответствии со статьей 9 вышеуказанного закона в число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование.

Кандидаты на должности следствия, дознания, подразделений лицензионно-разрешительной работы рассматривается лишь при наличии оконченного высшего юридического образования. В остальных случаях при назначении на должности среднего начальствующего состава необходимо наличие образования не ниже среднего специального, а на должности младшего начальствующего состава - не ниже среднего (полного) общего образования.

- В каких случаях гражданин не может быть принят в полицию? Какие существуют ограничения?

Законом о полиции оговорены случаи, при которых гражданин не может быть принят на службу в полицию. Например: гражданин осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу; имеет судимость (в том числе погашенную); является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; имеется случай прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности. Также, если представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в полицию; имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции; приобрел или имеет гражданство иностранного государства, отказался от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

- Правда ли, что теперь в полицию берут только после прохождения «детектора лжи»?

Отбор кандидатов - слишком ответственная задача, чтобы проводить его на основе гипотез. Поэтому решение о пригодности кандидата для прохождения службы принимается по результатам комплексных психофизиологических обследований, существенная роль в которых отводится исследованию на полиграфе. Через полиграф проходят сегодня все кандидаты на службу. С его помощью выявляются факторы риска: злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, контакты с криминалом, участие в незаконном обороте оружия, участие в деятельности запрещенных общественных объединений, совершение уголовных преступлений, сокрытие или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, склонность к суициду.

В ходе комплексных обследований также изучается уровень общего интеллектуального развития кандидата, его способность к логическим суждениям и умозаключениям. Еще одним важным критерием становится оценка его эмоциональной устойчивости, самоконтроля поведения и внешних проявлений эмоций. Большое значение для будущего сотрудника, особенно — оперативника, имеет уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности.

- Сколько времени проводится проверка кандидата на пригодность к службе?

Проверка кандидата проводится в течение трех месяцев со дня принятия заявления. В течение этого времени в отношении гражданина проводятся мероприятия, связанные с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки. Гражданин также направляется для прохождения медицинского и психологического обследования.

Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

- Все ли кандидаты, которые хотят служить в полиции, проходят испытания?

По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований, тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;

2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;

3) о заключении с гражданином контракта;

4) о направлении гражданина для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;

5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

- Сколько процентов отсеивается во время прохождения военно-врачебной комиссии?

Отсев при приеме на службу в полицию достаточно большой. Только на стадии прохождения военно-врачебной комиссии порядка 35-40% кандидатов признаются негодными к прохождению службы.

- Какова продолжительность испытательного срока для тех, кого приняли на службу?

Испытательный срок назначается индивидуально, может составлять от двух до шести месяцев. За это время, будущий сотрудник полиции нарабатывает навыки, изучает специфику деятельности. На период испытания указанный гражданин Российской Федерации назначается на соответствующую должность стажером.

- На какой срок подписывается контракт с сотрудником, поступившим на службу в полицию?

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ» контракт может быть заключен как на определенный срок, так и на неопределенный срок. С сотрудником полиции, впервые поступающим на службу в ОВД, заключается контракт сроком на 4 года.

- Какое денежное довольствие тех, на кого возложены задачи по охране правопорядка и борьбе с криминалом?

Реформирование системы МВД, которое длилось почти два года, нашло отражение не только в организационно-штатных изменениях и пересмотре структуры органов внутренних дел, но и в оплате труда сотрудников. Новые зарплаты, адекватные той повышенной нагрузке, которая ложится на плечи защитников правопорядка.

- Существуют ли привилегии для выпускников ВУЗов МВД России?

Да, студенты ВУЗов МВД России автоматически зачисляются на службу в органы внутренних дел с момента поступления в учебное заведение и по окончании переводятся на службу в подразделения ОВД.

У молодежи, которая желает связать свою судьбу со службой в органах внутренних дел, есть хорошие перспективы. Мы будем рады молодому, энергичному пополнению. Разумеется, предпочтение будет отдаваться физически и морально крепким кандидатам, которые хотят и могут результативно работать, готовы учиться и профессионально расти.

Пресс-служба Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте

По каким правилам проходят полицейские проверки

Сайт журнала «РНК »

Электронный журнал «РНК »

Федеральный закон от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) предоставляет полицейским большой спектр прав при проверке компаний. В частности, проверяющие могут:
— запрашивать и получать на безвозмездной основе от организаций, должностных лиц сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию. А при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений — запрашивать и получать из справки по операциям и счетам и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (подп. 4 п. 1 ст. 13 Закона о полиции);
— проводить оперативно-разыскные мероприятия, изымать при этом документы, предметы, материалы и сообщения (подп. 10 п. 1 Закона о полиции);
— получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну (подп. 29 п. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Реализация таких полномочий и выбор верного алгоритма поведения для компании на практике вызывает множество Проблема обостряется тем, что полицейские проверки проходят по негласным правилам. О неформальных методах проверяющих и способах защиты для компании расскажем в этой статье.

Досье на компанию

На этапе сбора досье сотрудники полиции проявляют интерес к компании с тем, чтобы понять, носит ли ее деятельность противозаконный характер или нет. Полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые структуры, как организована деятельность и распределен поток как компания экономит на налогах. Для этого полицейские направляют в компанию запросы о представлении документов. Как правило, перечень истребуемых документов широкий — от до книг покупок и продаж, счетов-фактур за последние три года.

Также полицейские направляют запросы в банк с просьбой предоставить выписку по лицевым счетам компании и проводят прочие гласные и негласные оперативно-разыскные мероприятия. Особенность проведения негласных оперативно-разыскных мероприятий заключается в том, что информация собирается без ведома и согласия компании. Например, прослушивают ее телефон.

Компания обязана исполнить запрос в сроки, в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения (п. 4 ст. 13 Закона о полиции). За непредоставление информации предусмотрена административная по статье 19.7 КоАП РФ: для граждан — штраф от 100 до 300 руб., для компаний — от 3000 до 5000 руб.

Часто запрос о предоставлении информации или документов содержит указание на сжатые сроки его выполнения. Руководство компании дает бухгалтерии задание срочно подготовить документы. Бумаги передаются в полицию, и только после этого у компании возникают сомнения в правомерности запроса. Сотрудники полиции вправе запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях (подп. 4 п. 1 ст. 13 Закона о полиции). Поэтому в требовании должна быть информация о проверке — номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится.

Эффект неожиданности

Основная цель второго этапа полицейской проверки — фиксация и изъятие доказательств, подтверждающих совершение преступления. Для этого проводятся гласные оперативно-разыскные мероприятия — обследуются помещения, изымаются документы, серверы и компьютеры, опрашиваются работники компании.

Обследование подразумевает изъятие документации по сделкам с Обследование помещений проводится только на основании письменного постановления, которое подписывается начальником (заместителем начальника) подразделения полиции, сотрудники которого пришли в компанию, и заверяется печатью.

Отметим, что в работе полицейских существует негласное правило. Если по делу планируется выездное мероприятие, то практически всегда оно проводится прежде любых других действий — вызовов, рассылки запросов и т. д. Объясняется эта тактика проверяющих тем, что если у полиции есть основания подозревать компанию в преступных умыслах, то нельзя показывать свой интерес к деятельности подозреваемых, не собрав предварительно все доказательства. Расчет делается на эффект неожиданности. Полицейские убеждены в том, что если сначала послать в компанию запрос, то в этот же день все доказательства вывезут или уничтожат и уже на следующий день проводить обследование на месте будет бесполезно.

Если проверяющие уже в дверях офиса, то в первую очередь нужно попросить их предъявить удостоверения. И, главное, постановление на проведение обследования. В нем должно быть указано наименование проверяемой компании, ее адрес, адрес проведения обследования, а также состав проверяющей группы. Именно с момента вынесения постановления исчисляется начало проверки. Срок ее проведения составляет 30 суток.

Нелишним будет предложить проверяющим предъявить постановление о проведении обследования для ознакомления, по просьбе компании предоставить копию постановления, об этом указать в графе для подписи об ознакомлении. Полицейские не обязаны вручать компании копию этого документа. Но на практике чаще всего оперативники разрешают ее сделать по просьбе

Цель обследования помещений, как правило, это изъятие доказательств (документов, компьютеров и т. д.). Полицейские проверки начинаются даже в отсутствие руководства компании. Поэтому как можно скорее вызовите в офис руководство и адвоката.

Руководитель организации вправе присутствовать при проведении осмотра и выемки. Все интересующие проверяющих предметы складываются в одно место, начиная с бухгалтерских документов, флеш-накопителей, внешних дисков, компьютеров конкретных работников и заканчивая записными книжками, черновиками, копиями документов, забытыми около копировального аппарата, и т. д. Важно помнить в этом случае о присутствии как минимум двух понятых. На практике понятых оперативники приводят либо сразу с собой, либо ищут тут же в соседних офисах. Реже берут в понятые кого-то из сотрудников компании.

Проверяющие не могут запрещать работникам уходить, отбирать телефоны, требовать собраться в одном месте и т. п. Но они могут попытаться применять психологическое давление для устранения сопротивления их требованиям. Важно помнить, что ограничение свободы передвижения работников под видом необходимости получения объяснений недопустимо.

При неадекватном поведении проверяющих можно позвонить в полицию и пожаловаться. Все обращения на этот телефон записываются. Позднее можно истребовать запись и обжаловать действия этого полицейского. Сотрудники полиции об этом знают и станут намного серьезнее относиться к требованиям компании.

Другой способ контроля за полицией и их понятыми — скрытое видеонаблюдение (висящий на виду видеорегистратор может быть изъят вместе с документами, а запись стерта).

Далее составляется акт обследования, в котором указываются исходные данные обследования, дается обязательная ссылка на реквизиты постановления, указываются фамилии и должности проверяющих, паспортные данные и адреса понятых. В описательной части — проведенные действия и результаты обследования. Акт подписывается всеми участвовавшими в обследовании лицами на каждом листе. Копию акта полицейские обязаны вручить руководителю (представителю) организации.

Оформление изъятий

Согласно Федеральному закону от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» если в ходе обследования что-либо изымается, то должен составляться еще один документ — протокол изъятия (а не опись, как это часто делается). В нем подробно фиксируется, что именно изымается и откуда оно изъято — из какого помещения или с какого рабочего места. Копия протокола также должна вручаться компании. Знание такой частой забывчивости оперативников поможет компании при обжаловании их действий.

Досмотр личных вещей в ходе обследования не допускается. Но лучше не носить с собой никаких документов и электронных носителей (ноутбуки, флешки и т. п.) с информацией компании. Полицейские при наличии подозрений в укрывании работником важной информации могут пойти на принцип и вызвать наряд полиции для доставления его в ОВД для личного досмотра. В этом случае проще не доводить дело до конфликта и показать содержимое сумки.

Проверяющие могут изъять всю документацию за три года, жесткие диски из компьютера или сами компьютеры с целью блокировать деятельность компании, используя это как способ давления на компанию для получения информации, обеспечения явки работников на опросы и т. п.

Если со стороны проверяющих имели место какие-то нарушения, их следует отразить в протоколе изъятия документов.

Осмотр и обыск

Под осмотром помещений понимается не только внешний (визуальный) осмотр имущества, но и вскрытие сейфов и др. Старый способ помешать такому проникновению в помещение путем объяснения «руководитель уехал в отпуск вместе с от сейфа» уже не работает и не является препятствием для оперативных работников.

В Законе о полиции закреплено право проникать в помещение в любое время суток независимо от присутствия руководителя или собственника, а также преодолевать препятствия или сопротивление. Сейф может быть разрезан, дверь взломана, хранилище вскрыто. Но при этом все должно оформляться в надлежащем процессуальном порядке, с участием понятых. Безусловно, при этом полицейские должны соблюдать принцип разумности причиняемого ущерба.

Сотрудники ОВД могут обыскать личный кабинет или портфели руководителя и В поисках следов преступлений и доказательств ни оперативные сотрудники, ни следователи не ограничены местом, временем или какими-то персональными заслугами работников, за исключением официальных, например дипломатического иммунитета. Если проверяющим необходимо получить мгновенный доступ к документам и полностью изъять доказательства преступления, в том числе черновые записи, бухгалтерские документы или кассовые аппараты, им, как правило, сделать это удается.

Правила поведения при незаконных действиях полиции

Практика подтверждает, что написание жалоб на действия следователя ни к чему не приводит. В результате уголовное дело будет на контроле у руководства ОВД до вынесения обвинительного приговора.

Не стоит пытаться искать окольные пути к проверяющим или узнавать через знакомых, почему вами интересуются, воздействовать на следователей путем «забегов с разных сторон», жалоб, попыток влияния — это только усугубит ситуацию, даст повод полиции думать, что компании есть что скрывать.

Проверяющие могут пригласить на беседу кого-либо из контрагентов компании. При этом оперативники говорят им, что в проверяемой компании идет проверка и ее руководству уже не отвертеться от уголовного дела. Это делается, чтобы контрагенты начали звонить с вопросами и просьбами расторгнуть контракты и т. д. Поэтому задача компании — заранее предупредить своих о возможности такого развития событий и предвосхитить негативные последствия.

Опрос работников организации

Практика показывает, что опросы помогают проверяющим выявлять различные схемы уклонения от Важно отличать беседу с оперативником от допроса. Если обобщить и проанализировать нормы налогового и уголовно-процессуального законодательства, то можно сделать вывод, что допросами являются официальные действия лица, фиксируемые на материальных носителях и по возможности подтверждаемые показаниями понятых либо адвоката.

Так, согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом показания свидетеля заносятся в протокол. При расследовании уголовных дел следователи руководствуются положениями пункта 1 статьи 174 УПК РФ. В частности, при каждом допросе обвиняемого следователь составляет протокол с соблюдением требований статьи 190 УПК РФ.

Если же протокол не ведется, разговор с проверяющими является всего лишь беседой. Процедуру опроса законодательство не регламентирует, что делает его исключительно добровольным мероприятием для опрашиваемого. Но проверяющие могут ввести допрашиваемое лицо в заблуждение. Последнему важно четко понимать, на каком основании и в соответствии с какими нормами закона проверяющие задают вопросы.

Порядок вызова на дачу пояснений носит уведомительный характер — по телефону или по почте. Неявку можно объяснять отсутствием времени, болезнью или ссылаться на статью 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя или своих близких.

Важно понимать, что опрос — это гласное оперативно-разыскное мероприятие, которое проводится только с согласия опрашиваемого. То есть по закону сотрудник полиции, прежде чем задать вопрос, обязан выяснить, есть ли у опрашиваемого желание на него отвечать. Право на опрос у сотрудников полиции есть, но у работника отсутствует встречная обязанность давать ответы. Такая обязанность возникает только после возбуждения уголовного дела. На стадии доследственной проверки ее нет.

Таким образом, все общение работников с проверяющими должно быть сведено к минимуму. Не стоит соглашаться давать свои паспортные данные под запись в бланк опроса (это хитрость проверяющих). Любой опрос должен происходить в присутствии гендиректора.

Прежде всего для опроса привлекают бухгалтеров. При наличии нескольких работников в бухгалтерской службе организации, помимо главного бухгалтера (как правило, более опытного и осмотрительного), опросам в большинстве случаев подвергают рядовых сотрудников расчетно-кассового подразделения. Такие работники, по мнению проверяющих, быстрее осветят нюансы интересующей сделки, не слишком задумываясь о возможных последствиях для компании.

В последнее время у проверяющих определилась тенденция вникать в механизм коммерческих операций и производственных процессов. С этой целью проводятся опросы менеджеров по продажам о подробностях совершения сделки, которая, по мнению контролеров, прикрывает вывод денег на однодневку. Или заведующего складом просят подтвердить факты оприходования и хранения приобретенного товара.

Как уже отмечалось, поскольку опрос вне рамок уголовного дела не регулируется законом достаточно четко, это дает полицейским возможность произвольно определять время, место, условия и способы беседы с сотрудниками компании. При этом законодательство не запрещает применение психологического давления на опрашиваемого. Например, ведение продолжительных тяжелых разговоров, угрозы, намеки, обман, введение в заблуждение.

Учитывая все приведенные факторы, в случае вызова работника на беседу в полицию безопаснее отправить с ним адвоката либо вовсе запретить ему туда являться.

В качестве подготовки работников к опросу не стоит чересчур плотно загружать их юридической информацией, все равно всех правовых формулировок они не запомнят и только запутаются. Необходимо разработать стратегию поведения, попросту — шпаргалку «вопросы-ответы».

На вводные вопросы проверяющих «Кем работаете, какие должностные обязанности, имеете ли право первой подписи, кто управляет счетом, из какого помещения им управляют?» ответы даются стандартные, в соответствии с официальными документами.

Далее идут вопросы — получателям денежных средств по цепочке. Напомним еще раз, что перевод денег на однодневку можно квалифицировать не только по статье 199 УК РФ (полицейским это неинтересно), но и как мошенничество.

Ответы в идеале следует давать через представителя (адвоката) в адаптированном виде с юридически грамотными формулировками.

Следует помнить, что все, что сотрудники полиции имеют право сделать в ходе проверки, они сделают и без помощи работников компании: изымут документы, зайдут в помещение и т. п. Однако зачастую оперативники доверительным тоном просят самих работников что-либо сделать, предлагая: «Откройте, пожалуйста, ящики столов», «Покажите, что у вас в сумочке», «Введите пароль на компьютере». Выполнять такие просьбы небезопасно. Есть огромная разница между тем, что сделал полицейский при проверке сам, применив свои полномочия, и тем, что сделано руками сотрудников компании добровольно. Таким образом, на любую просьбу принести, открыть, подержать лучше иметь такой ответ: «Вы извините, я не и не знаю всех ваших полномочий. Если вы имеете право это сделать, то, пожалуйста, сделайте это сами. А если не имеете, то не стоит меня просить сделать это за вас».

Не стоит пытаться физически препятствовать входу проверяющих в помещение, выхватывать у полицейских документы и иные предметы, даже если их действия, по мнению работников, выходят за рамки закона. Это всегда заканчивается силовым противодействием, в итоге которого полицейские все равно получают то, что хотели, а потом часто инициируют возбуждение уголовных дел по факту нападения на сотрудников полиции при исполнении.

Сотрудникам компании во время проверки нужно запомнить в деталях, кто, что и как делал, куда потом пошел и т. д., работать видеокамерами и диктофонами — фиксировать все, что вокруг происходит, и все, что делают полицейские. Это может стать решающим аргументом в случае спора с проверяющими. И уже после ухода проверяющих подготовить конкретные доказательства для оспаривания незаконных действий полицейских.

Работники компании не должны спрашивать у полицейских разрешения звонить по телефону, уходить домой и т. п. То, что полицейские могут запретить, они и так запретят. Если запретили, то лучше не спорить. В любом случае не ошибетесь.

А. Капкаев ,
начальник отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Юридическая фирма “Правовой сервис”»

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки - в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

Проведение опроса;

Сбор образцов для исследования;

Осуществление проверочной закупки;

Проведение оперативного эксперимента;

Исследование предметов и документов;

Наблюдение;

Обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

Прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

Оперативное внедрение;

Контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных - гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления - получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния. Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке - номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания - сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования - поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ - без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ. В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений. Этим опрос отличается от такого следственного действия - как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

Обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов.

Важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ. Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

Если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов. Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте. То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

Также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник. Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок. Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий. В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием. Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска. Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование. Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.
  4. ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

  5. При инициировании изъятий представителем компании должны отслеживаться все действия полицейских. Необходимо удостовериться, что к внутренним системам электронных носителей был ограничен доступ путем их пломбировки.
  6. Изымаемые документы по правилам должны быть упакованы в коробки, заклеены при помощи скотча и опечатаны. Каждая партия изъятых бланков скрепляется подписями всех присутствующих лиц.

Результат

Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

В форме протокола надо указать:

  • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
  • доказательную основу;
  • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ. Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

  • справки;
  • письменные рапорта;
  • пояснения физических лиц;
  • акты;
  • другие формы документов, имеющие полный перечень обязательных реквизитов, утвержденные подписями ответственных лиц.

Если помните, полицеймейстер из «Мертвых душ» был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. С тех пор прошло больше ста шестидесяти лет, но мало что изменилось. Как и во времена Гоголя, милиционеры наведываются в магазины и офисы довольно часто. Зачем они приходят, всем ясно. Но вот имеют ли право?

Попробуем разобраться.

Итак, к вам пришли. Не паникуйте и, увидев на пороге фигуру в милицейской форме (а порой, впрочем, и в штатском), поинтересуйтесь, к какому, собственно, подразделению относится сотрудник, желающий что-то у вас проверить. Ведь далеко не редкость случаи, когда такое желание возникает чуть ли не у постовых ГИБДД.

В ответ милиционер должен предъявить служебное удостоверение. Чаще всего навещают УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), Управление по налоговым преступлениям, УБОП (Управление по борьбе с организованной преступностью), Управление «Р» (борется с преступлениями в сфере высоких технологий и может поинтересоваться, например, наличием лицензий на используемое в компании программное обеспечение) и ОБППР (Отдел по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и услуг, работает только с предприятиями розничной торговли и сферы услуг).

При этом УБЭП и УБОП занимаются выявлением и расследованием случаев нарушения закона, за которые предусмотрена уголовная ответственность, а остальные управления занимаются как уголовными, так и административными делами.

Кроме удостоверения, сотрудники милиции должны иметь при себе мотивированное постановление (распоряжение или приказ) на проведение проверки, подписанное начальником ОВД или его заместителем. Обратите внимание на то, что «мотивированность» этого документа обычно сомнительна. Чаще всего указывается что–то вроде «по имеющейся информации («согласно рапорту сотрудника милиции», «по результатам оперативно–розыскных мероприятий» и т. п.), имеются достаточные данные о том, что на вашем предприятии совершается правонарушение…» Спорить со всем этим сразу не нужно. Но стоит принять к сведению - на случай возможных судебных разбирательств.

Иногда милиционеры заявляют, что для проведения проверки никакого приказа им не требуется, что они и так «право имеют». Подобные разговоры абсолютно безосновательны. В статье 28.3 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершенно ясно указано, что лишь уполномоченное лицо вправе совершать проверки и составлять по их результатам протоколы. Кроме того, такое же требование содержится в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Согласно статье 7 этого Закона, «мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора)».

Прочитайте внимательно постановление и проверьте каждый пункт. Так, в постановлении должны быть поименно указаны все лица, уполномоченные инспектировать фирму, поэтому «лишних» вполне можно вежливо попросить покинуть помещение. Другой пример. В распоряжении о проведении проверки обязательно должно быть указано наименование вашей компании или фамилия индивидуального предпринимателя, у которого и проводится ревизия. Единственным исключением может быть случай, когда постановление выписано на проведение проверки всего торгового центра или, допустим, рынка. В этом случае автоматически будут проверять все фирмы и всех предпринимателей, которые арендуют там помещения.

Если же возникает сомнение в том, что проверяющие - настоящие, то звонок в организацию, в которой работает милиционер (и которая указана в его удостоверении), поможет это выяснить. Необходимо поинтересоваться, есть ли там сотрудники с такими именами и действительно ли они направлены на проверку в вашу . Кстати, номера телефонов проверяющих органов лучше бы знать заранее, поскольку вряд ли вам их сообщит сотрудник, пришедший с проверкой. Кроме того, все данные, указанные в удостоверении, нужно переписать, а у милиционеров попросить копию постановления на проведение проверки. Если они откажутся ее предоставить, нужно попытаться сделать хотя бы ксерокопию. Ну, а в случае, если удостоверением проверяющий машет только издали, а постановление на проведение проверки у него якобы «имеется, но в машине», смело звоните 02. Скорее всего, «оборотни» исчезнут еще до приезда настоящего наряда милиции.

Проверка на пороге

В пункте 25 статьи 11 закона РФ «О милиции», который регулирует деятельность этой организации, говорится о том, что органы милиции проводят проверки только «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность». Откуда у милиции такие данные? На самом деле, возможных источников достаточно. Самый простой - получение информации о предпринимателе от самого предпринимателя. Скажете, так не бывает? Еще как бывает!

Начальник местного отдела внутренних дел (ОВД) присылает письмо бизнесмену с просьбой сообщить интересующие его данные. Это могут быть фамилия и имя директора или главного бухгалтера, информация о помещениях, занимаемых фирмой под офис, склад или сдаваемых в аренду, данные о работниках или лицензиях, сведения об уплате налогов за предыдущий год, данные из бухгалтерского баланса. В общем, просить в таком письме могут все, что угодно. Тем более что право такое милиции дано законом (п. 4 ст. 11 закона «О милиции»). Вот только спешить с предоставлением этих сведений не нужно.

Практически вся информация о фирме или индивидуальном предпринимателе, которую нужно знать милиции, имеется, например, в налоговых органах, а значит, получить ее в официальном порядке не составляет труда.

Поэтому, если такое письмо пришло просто по почте и под расписку не вручалось, можно… сделать вид, что его вообще не было. Скорее всего, на этом все и закончится. Но если вам вдруг позвонят и поинтересуются, почему вы не отвечаете на письма «органов», придется громко посетовать на традиционно плохую работу почты и попросить прислать новый запрос. И ни в коем случае не соглашайтесь отправлять документы в ответ на просьбу, изложенную по телефону. Постарайтесь в максимально вежливой форме объяснить, что вы не можете понять, что именно нужно сотрудникам милиции, поэтому вам необходим письменный запрос, как это и положено по закону. Есть шанс, что на этом этапе от вас опять-таки отстанут, как от зануды.

Если же письмо было вручено под расписку, то первое, что нужно сделать, - позвонить лицу, телефон которого указан в письме, и выяснить, по какой причине от вас требуют предоставления указанной информации. У милиции могут быть, например, претензии к вашему контрагенту, а значит, вами интересуются лишь как партнером проверяемой организации. Впрочем, запрос может быть вызван и тем, что сотрудники «органов» составляют план проверок и надеются, что, пребывая в нервном состоянии, вызванном милицейским запросом, вы сболтнете лишнее. То есть проверку вы себе организуете в этой ситуации практически собственными руками. Поэтому отправлять в милицию документы нужно строго по запрашиваемому списку, причем только копии, заверенные собственной подписью.

Нередко проверки инициируются заявлением. Легкий способ «насолить» конкуренту - организовать ему такую проверку. Для этого достаточно оставить в ближайшем отделении милиции письменное заявление о том, что продавец магазина «Одуванчик» при приобретении вами колбасы обвесил вас на двенадцать с половиной граммов. Действительно ли этот факт имел место - дело десятое. Главное, чтоб был свидетель, способный это подтвердить. Впрочем, нужно не только оставить дежурному милиционеру жалобу, но и зарегистрировать факт нарушения в журнале ОВД, а само заявление - в журнале входящей корреспонденции секретариата. Тогда проверка, скорее всего, состоится. При этом граждане, сообщающие в милицию о нарушениях, обязаны указать свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания, ведь анонимные сообщения обычно не рассматриваются и проверки по ним - не назначаются.

Вполне возможно, владелец нашего магазина никогда не узнает, по чьей жалобе к нему пришла проверка, так как милиционеры эту информацию вправе не распространять. А вот если в магазине «Одуванчик» на пресловутые двенадцать с половиной граммов обвесили самого сотрудника милиции или он при этом присутствовал, например, стоя в очереди, то в таком случае может последовать проверка по обнаруженному факту нарушения. Правда, составлять протокол милиционер имеет право только в том случае, если он находится «при исполнении».

Кроме того, милиция проводит совместные проверки, например с налоговыми органами. Делается это не потому, конечно, что каждый из них боится навещать предпринимателей в одиночку, а ввиду разграничения полномочий ведомств. Налоговики легко могут оштрафовать предпринимателя за отсутствие или неприменение контрольно–кассовой техники. Но вот проводить контрольные закупки должна только милиция - представители налоговых органов без участия милиционеров ничего «контрольно закупать» не вправе.

Существуют еще и так называемые комплексные проверки, в ходе которых в компании приходят ревизоры сразу из нескольких подразделений милиции, зачастую еще и в сопровождении ОМОНа. И это уже не безобидная проверка по заявлению гражданина, которому не выдали кассовый чек. Такой визит может начаться, как в плохом фильме, фразой «Всем на пол, руки за голову!», а закончиться запретом продавать товар, оказывать услуги, а то и приостановлением деятельности.

Правда, не так давно законодатели порадовали предпринимателей, приняв поправки в КоАП РФ. С 12 августа 2005 года контролирующие и надзорные органы в качестве обеспечительной меры смогут приостанавливать деятельность фирм на срок не более пяти суток. Приостановить же деятельность на более длительное время (максимум - 90 суток) может теперь лишь суд.

Нужно отметить еще один факт, который милиционеры не любят афишировать. Часто в ходе проверки предпринимателю предлагается своего рода сделка. Проверяющие закрывают глаза на нарушения, а в качестве ответной любезности предприниматель обязуется держать их в курсе дел своих соседей - бизнесменов, арендующих рядом офисы, торговые залы или магазины. Советы в этой ситуации давать сложно. Становиться ли негласным агентом милиции - каждый решает для себя сам.

Казнить нельзя помиловать

По результатам проверки обязательно должен быть составлен протокол, причем документ этот оформляется не абы как, а в соответствии с требованиями главы 28 КоАП РФ. А требует она указывать в протоколе следующее:

Дату и место его составления;

Должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о предпринимателе, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Адреса и места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего ответственность за данное правонарушение;

Объяснение предпринимателя (его представителя), в отношении которого возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Если хоть каких-то из вышеперечисленных сведений в протоколе недостает, то он не будет иметь в дальнейшем юридической силы. Кроме того, в документе должно быть записано, что предпринимателю, в отношении которого составлен протокол, разъяснены его права и обязанности. Подпись нарушителя должна подтверждать, что протокол он читал. Кроме того, милиционеры обычно просят написать фразу «С протоколом согласен». Обжаловать документ с такой подписью будет нелегко, поэтому если у вас есть хотя бы малейшие сомнения в том, что написано в протоколе, лучше писать «С протоколом ознакомлен, по существу дела не согласен». Не редкость - случаи, когда проверяющие вообще не составляют протокол, но требуют заплатить штраф. Это, разумеется, незаконно.

Но даже если протокол составлен точно по правилам и соответствует абсолютно всем требованиям, он не является документом, согласно которому нужно спешить платить штраф. Для этого необходимо постановление о привлечении к ответственности. В течение суток с момента составления протокола милиционеры должны направить его или начальнику ОВД, или в другой орган, который вправе назначать наказания (например, в суд или налоговую инспекцию).

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в течение 15 суток, причем нарушитель имеет право при этом присутствовать. Решение, принятое в отсутствие ответчика, незаконно, кроме случаев, когда он должным образом был извещен о дате рассмотрения, но не явился на него. Если вы по каким-либо уважительным причинам (например, из–за болезни или командировки) не можете явиться на рассмотрение, следует написать ходатайство с объяснением причин, и дело будет рассмотрено позднее. По результатам рассмотрения дело либо прекращается, либо выносится постановление о привлечении к ответственности. Копия этого документа выдается нарушителю под расписку или высылается ему по почте в течение трех дней.

Обратите внимание: номер статьи в протоколе об административном нарушении и в постановлении о привлечении к ответственности должен быть одним и тем же. Если же в протоколе указана одна статья, а штраф наложен совершенно за другое нарушение, то имеет смысл обращаться в суд, который, вероятнее всего, признает такое решение незаконным. Кроме того, контролирующие органы должны успеть наложить штраф за административное нарушение в течение двух месяцев с момента совершения нарушения. Если срок давности привлечения к административной ответственности пропущен, то штраф можно смело не платить.

В том случае, когда все документы готовы в установленные сроки и решение о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу, ему дается еще 30 дней на уплату штрафа. Если деньги в этот срок не поступили, то постановление направляется в банк, чтобы взыскать штраф из денежных средств, имеющихся на банковских счетах, а при отсутствии счета - судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа за счет имущества нарушителя.