Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования. Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации фгос до Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования


Свою деятельность образовательные учреждения строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Нормативно-правовое обеспечение - это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.

Основные задачи нормативно-правового обеспечения:

1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;

2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении

Наименование документов

Международный

Декларация прав ребенка, материалы ООН.

Федеральный

Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования).

Отраслевой

Организационно-распорядительные документы министерства образования

Региональный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления

Муниципальный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления

Наименование документов

Учреждения

Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения.

Рабочего места

Должностная инструкция, трудовое соглашение.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования .

Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:

1) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);

2) Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) Постановление от 12 сентября 2008 г. №666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении;

4) Постановление от 26 марта 2003 года №24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03".

Министерство образования РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Предлагаемый документ следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт утверждает основные принципы:

Поддержки разнообразия детства;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели:

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

ФГОС ДО является основой для разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Согласно вступившему с 01.09.2013 в силу Закона "Об образовании в Российской Федерации" вводится новый порядок оплаты услуг, предоставляемых ДОУ. До 1 сентября 2013 года вносимая родителями плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ не должна была превышать 20 процентов расходов (для родителей трех и более несовершеннолетних не более 10 процентов) на содержание ребенка, включающее присмотр и уход за ним .

В соответствии со статьей 65 Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ регулированием платы за присмотр и уход за ребенком будет заниматься учредитель ДОУ, который может снизить ее размер либо вообще не брать ее с родителей, если те попадают под отдельную категорию. Формально, данное нововведение означает, что учредитель вправе повысить плату за детсад до 100% затрат на содержание ребенка в нем. В муниципальном детсаду регулированием платы будет заниматься администрация на основе своих финансовых возможностей, в частном - его владелец.

Новый закон предполагает, что родителям будут, как и прежде, выплачиваться компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ, в размере 20% при наличии одного ребенка, 50% - при наличии двух и семьям с тремя и более детьми положено 70% от родительской платы. Однако каждый субъект РФ теперь будет самостоятельно устанавливать среднюю величину родительской платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном ДОУ, исходя из которой будет произведен расчет положенных родителям компенсаций. Ранее компенсации рассчитывались исходя из фактического размера платы родителями за пребывание и уход ребенка в ДОУ.

Средний размер родительской платы за детский сад с 1 сентября увеличиться с 1226 руб. до 1300 руб., увеличившись на 5%. Правительство будет ежемесячно отслеживать изменения размера родительской платы в каждом муниципальном образовании в целях недопущения ее необоснованного повышения Российская Федерация .

Виды нормативно-правовых актов:

1) Нормативные акты - соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;

2) Ненормативные акты - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.

3. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:

1) Конституции РФ;

2) Трудового кодекса РФ;

3) Бюджетного кодекса РФ.

Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, "базовая" модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги.

Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:

Федеральный закон "Об образовании" вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.

Так, в частности, ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.

Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода "дополнительным, содействующим элементом" по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса .

Основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

2. Положение о дошкольном образовательном учреждении детском саде (группе) компенсирующего вида для детей с ранней неврологической патологией;

3. Устав детского сада;

4. Программа развития ДОУ;

5. Образовательная программа;

6. Основная общеобразовательная программа дошкольного детства;

7. Документация на организацию образовательной деятельности;

8. Кадровые документы;

9. Должностные и рабочие инструкции сотрудников ДОУ;

10. Бухгалтерские документы;

11. Медицинские документы;

12. Хозяйственные документы;

13. Документы на организацию питания;

14. Документы на охрану труда;

15. Документы на обеспечение безопасности;

16. Документы на делопроизводство и архив;

17. Положения, регулирующие организацию жизнедеятельности в ДОУ;

18. Положение об общем собрании трудового коллектива;

19. Положение о совете трудового коллектива;

20. Коллективный договор;

21. Правила внутреннего трудового распорядка.

На уровне региона, муниципальной системы образования, самого образовательного учреждения принимается ряд документов, дополняющих представленную нормативно-правовую базу, регламентирующих в т.ч. управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педагогической системы, оказывающим существенное воздействие на её функционирование и развитие.

Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность по достижению определённых целей, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.

На разных уровнях управления по результатам выделяются: умения руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения, рассматривать результат с точки зрения качества услуг, с позиций потребителей.

Главными субъектами управления дошкольным образовательным учреждением являются заведующая и её заместитель (методист), педагоги и родители, объектами - вся система его жизнедеятельности: воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения всех его участников; повышение квалификации педагогов; материально-технические условия.

Основу управленческой деятельности заведующего ДОУ составляют принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения, функции управления, цели, задачи, содержание и механизмы управления современным дошкольным учреждением, знание которых позволит руководителю выстроить систему управления, эффективно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Нормативно-правовая база дошкольного образовательного учреждения регламентирует деятельность в целом образовательного учреждения, в т.ч. управленческую деятельность.

Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.

Рассмотрим ключевые документы.

Документы международного уровня

К документам международного уровня относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Документы федерального уровня

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:

Конституцию РФ,

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Документы регионального уровня.

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Республике Татарстан, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории республики. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.

Одним из основных документов регионального уровня в нашей республике является Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»

На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;

-Положение о родительском комитете и др.

В системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС. Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4). В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. В итоге получается такая цепочка:

дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее.

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база дошкольного образования. Современный педагог должен идти в ногу со временем, знать и грамотно применять в работе нормативно-правовые документы.

в соответствии с новыми нормативно-правовыми документамипо введению ФГОС дошкольного образования»

ФГОС ДО: КОРОТКО О ГЛАВНОМ

ФГОС ДО (федеральные государственные стандарты) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) , затрагивающий дошкольные учреждения.

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Стандарт направлен на достижениеследующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующихзадач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Для обеспечения введения ФГОС дошкольного образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

Создание организационного обеспечения введения ФГОС;

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

Создание информационного обеспечения введения ФГОС;

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.

2. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.

3. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования Основной образовательной программы данного ДОУ.

5. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.

6. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.

7. Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.

8. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)

10. Разработка:

Учебного плана, годового календарного графика;

Рабочих программ педагогов

Положения о мониторинге

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.

2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них, регламентирующих установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.

3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС ДО.

2. Разработка модели организации образовательного процесса.

3. Разработка и реализация моделей взаимодействия ДОУ и дополнительного образования детей.

4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвариативной 40%.

5. Привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ к проектированию ООП ДО.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.

2. Создание плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ в связи с введением ФГОС.

3. Разработка (корректировка) плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.

2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.

3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ДО.

4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.

5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС.

6. Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.

7. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ

1. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.

2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.

3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.

4. Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.

По организации дополнительного образования;

По организации оценки достижения планируемых результатов

«Профессиональный стандарт педагога»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования.

В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с функцией уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Т. к. в соответствии с Законом, любая школа сегодня вправе реализовывать программы дошкольного образования, возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Слайд 1 – объясняет, что же такое стандарт в педагогической деятельности.

Слайд 2 – отражает на что направлен профессиональный стандарт.

Слайд 3 – раскрывает характеристику стандарта

Слайд 4 – функции профессионального стандарта

Слайд 5 – области применения – касается приема на работу

Слайд 6 – раскрывает цель применения стандарта

Слайд 7 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ОБУЧЕНИЕ

Слайд 8 - – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ВОСПИТАНИЕ

Слайд 9 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области РАЗВИТИЕ

Слайд 10 – раскрывает незначительную часть профессиональных компетенций воспитателя

Слайд 11 - раскрывает методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Деловая игра

«Проверь сои способности»

В игре участвует весь педагогический коллектив ДОУ, который разбивается на две команды. Каждый педагог достает из коробки (мешочка, чемоданчика) номер соответствующей команды – 1 или 2. Таким образом, формируются команда №1 «Деятельность» и команда №2 «Творчество». Выбирается жюри из представителей администрации, которое оценивает правильность, оригинальность ответов, а так же чувство юмора, находчивость

1. «Разминка»

Команды высказывают свои идеи и ответы на каждый вопрос:

  • Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
  • Что делать, чтобы дети не уснули на занятии?
  • Существует ли ключ к сердцу женщины? Если да, то какой?
  • Как избавиться от лишнего веса, не ограничивая себя в еде?

2. «Стань поэтом»

Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению

Шла корова по Луне…

Подробней nsportal.ru

Нормативно-правовое обеспечение деятельности МДОУ в рамках ФГОС

(Выступление на курсах повышения квалификации на тьюторской площадке МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида»)

Тьютор: Добрый день, уважаемые коллеги.

(Слайд.)

Основными документами, регламентирующими деятельность дошкольных организаций в условиях введения ФГОС на сегодняшний день являются:

  1. Конституция Российской Федерации. (Слайд.)
  2. Конвенция ООН о правах ребенка

    Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. (Слайд.)

  3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. (Слайд.)

Федеральный закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. (Дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование.)

Закон направлен на:

  • создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства;
  • комплексную модернизацию законодательства об образовании;
  • повышение эффективности механизма правового регулирования;
  • обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования.
  1. Закон Республики Марий Эл «Об образовании в РМЭ» от 01 августа 2013 года. (Слайд.)

5. Государственная программа «Развитие образования на 2013- 2020 годы». (Слайд.)

Японский педагог Инуи Такаси говорил: «Миссия воспитателей – быть полномочными представителями ребенка перед лицом общества». И добавлял: «Выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир».

Этот постулат заложен в требованиях к кадровым условиям реализации ООП, следовательно, изменяется роль взрослого в ДОУ. Возможности и компетенции педагога- одна из ключевых точек стандарта. Данные компетенции изложены в документе (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА) . В документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. (Слайд)

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014. (Слайд.)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ установил, что ДО – это уровень общего образования, образовательные программы ДО разрабатываются в соответствии с ФГОС.

Дошкольная образовательная организация –это организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, осуществляющая присмотр и уход за детьми.

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, но не является обязательным.

Дошкольное образование направлено на:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств4
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Финансовое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных учреждений по предоставлению дошкольного образования осуществляется из бюджетов двух уровней (субъекта и муниципалитета) , а также привлечение внебюджетных средств.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Определение ФГОС

ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

Из истории образовательного стандарта. (Слайды.)

Поколения Образовательных стандартов. (Слайд.)

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

ФГОС ДО обеспечивает исполнение государственных гарантий, направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на данном этапе образования, но в отличие от школьных ФГОС не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников, не предполагает проведения промежуточных и итоговой аттестации. (Слайд.)

Этапы ФГОС. (Слайд.)

Разработчиками ФГОС стали представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Возглавляет группу директор Федерального института развития образования, академик РАО Асмолов Александр Григорьевич.

Кратко:

Ключевые вопросы введения ФГОС ДО и разработки ООП ДО, практика управления внедрением стандарта, методические аспекты работы по новым правилам раскрываются на семинаре ведущими экспертами Санкт-Петербурга и лучшими специалистами города по дошкольному образованию. Для руководителей ДОУ, их заместителей, сотрудников органов управления образованием.

Подробно:

1.Изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу дошкольного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) .

oАнализ стратегических перспектив развития дошкольного образования в РФ.

oСтандартизация системы дошкольного образования: причины и суть изменений. Задачи, проблемы и риски реализации ФГОС ДО.

oПреобразование локальных документов и актов дошкольной образовательной организации (ДОО) с учетом требований ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО.

oНезависимая оценка качества дошкольного образования. Нормативно-правовая регламентация оценки качества. Механизмы общественной и общественно-профессиональной оценки.

Профессиональный стандарт педагога как инструмент независимой оценки качества дошкольного образования.

oВнутренняя система оценки качества дошкольного образования: цели, задачи, принципы, методы, формы.

2.Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) как инструмент реализации ФГОС ДО.

oТребования к структуре и содержанию ООП ДО.

oРазработка целевого раздела ООП ДО. Целевые ориентиры как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка (ранний возраст, этап завершения дошкольного образования) .

oРазработка содержательного раздела ООП ДО. Обзор современных вариативных образовательных программ дошкольного образования. Выбор модели образовательного процесса.

Проектирование содержания образовательных областей с учетом примерной ООП ДО и вариативных образовательных программ.

oПоддержка детской инициативы. Формы, способы, методы и средства реализации содержания ООП ДО. Становление детских видов деятельности как показатель субъектности ребёнка.

Взаимодействие с семьёй.

oРазработка организационного раздела ООП ДО. Механизмы выполнения требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям и развивающей предметно-пространственной среде.

oДополнительный раздел ООПДО в виде презентации. Требования к подготовке презентационных материалов.

oЦели, принципы и формы планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Требования к планированию (целевые, содержательные, технологические) . Новые подходы к планированию в примерной основной ОПДО в соответствии с ФГОС.

3.Педагогическая диагностика (мониторинг) как оценка качества реализации ОП ДОО.

oРазработка критериев и индикаторов качества реализации образовательной программы ДОО.

oИндивидуализация мониторинга и проектирование карт развития ребенка как инструмента индивидуализации образовательного процесса.

4.Организация методической работы ДОО с учетом основных требований ФГОС.

oОпределение адекватных современной ситуации в системе дошкольного образования целей, задач, направлений и форм методической работы в ДОО.

oПрофессиональная компетентность воспитателя в контексте идей актуальных нормативных документов.

oУправление процессом разработки ООПДО.

oВзаимосвязь задач внутреннего обучения педагогических работников реализации ФГОС с выполнением задач повышения квалификации и выполнения требований профессионального стандарта «Педагог». Особенности формирования эффективного контакта с педагогом.

5.Выездное занятие в дошкольной образовательной организации Санкт-Петербурга: обмен опытом введения ФГОС ДО в деятельность организации, проектирование образовательной программы, документационного обеспечения деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

6.Круглый стол участников с возможностью презентации собственного профессионального опыта проектирования ООП ДО в соответствии ФГОС ДО.

Участники круглого стола, представившие свой опыт, получат: Свидетельство участника о представлении собственного педагогического опыта (по заявленной теме) на межрегиональном семинаре; Благодарственное письмо (письмо поддержки) за обобщение и распространение опыта на семинаре.Свидетельство и письмо выдаются от имени ЧОУ ДПО «ЦНТИ «Прогресс» и содержат регистрационный номер, подпись руководителя и печать организации. Заявка на участие в работе круглого стола оформляется в первый день семинара.

Получить программу семинара на e-mailВведите свои данные: Распечатать

Верховкина М. Е.к.с.н., доцент Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и другие специалисты.

Всем слушателям выдается Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часа (лицензия № 0327 от 25.01.2013) . Занятия проходят по очно-заочной форме. Срок обучения: заочная форма - с 23 ноября по 29 ноября 2015 года, очная форма с 30 ноября по 4 декабря 2015 года. Для оформления Удостоверения необходимо предоставить:

копию паспорта;

копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по контактным телефонам или электронной почте) ;

копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась) .

Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний пр-т, д. 36/40

Отправить заявку на участие:

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования

АКТУАЛЬНО!!!

Создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования

Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

По словам председателя рабочей группы, руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Планируется, что уже в марте первый проект стандарта дошкольного образования будет вынесен на широкое общественное обсуждение, в котором смогут принять участие как представители образовательного сообщества, так и все заинтересованные граждане.

Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» . В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Курмакаева Анна Алаксандровна
Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до

«Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО »

Нормативно -правовая база ДОУ - это совокупность законов, нормативно-правовых актов , организационных и методических документов , регламентирующих технологию создания, обработки , хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, разработанных в соответствии :

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

3. СанПин 2.4.1.3049-13

4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Устав ДОУ.

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования » (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014)

8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации , осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования , в другие организации , осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования »

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных , осуществляемой без использования средств автоматизации».

И это только часть перечисленных Федеральных законов, на которые нужно опираться в своей работе.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня : федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами , регулирующими деятельность учреждения.

Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ , который содержит нормы права , т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация , конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий .

В учреждении локальные акты , как нормативные , так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности :

Правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения , формирование структуры учреждения и органов управления );

Правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

Правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

Правовое обеспечение материально-технического снабжения;

Правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении ;

Правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами) ;

Правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения ) всех сторон деятельности

По укрупненным направлениям деятельности МДОУ правовое обеспечение управления учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов :

Локальные акты , регламентирующие деятельность органов самоуправления

Устав общеобразовательного учреждения ;

Положение об общем родительском собрании

Положение о совете родителей

Положение о Педагогическом совете

Положение о собрании трудового коллектива

Локальные акты , регламентирующие отношения МДОУ с участниками образовательного процесса

Договор об образовании с родителями (законными представителями)

Положение о приеме детей и комплектовании групп

Положение об АИС комплектовании ДОУ

Правила внутреннего распорядка воспитанников

Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей, представление льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду

Положение о порядке формирования, ведения, хранения и проверке личных дел воспитанников

Положение о защите персональных данных работников

Положение о порядке ведения, хранения личных дел сотрудников

Положение о режиме функционирования

Положение о порядке создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Положение о тарификационной комиссии

Положение «О порядке и условиях осуществления перевода воспитанников»

Положение об охране здоровья воспитанников ДОУ

Локальные акты , регламентирующие административную и хозяйственную деятельность.

Положение О порядке разработке и структуре программы развития

Положение о делопроизводстве

Положение по организации питания

Положение о бракеражной комиссии

Локальные акты , регламентирующие методическую работу

Положение о рабочей группе по созданию ООП в соответствии с ФГОС ДО

Положение об основной образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО

Положение о рабочей программе педагога ДОУ

Положение «О рабочей группе по подготовке введения и реализации ФГОС ДО »

Положение об официальном сайте в сети Интернет

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, как любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты , обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства , издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов .

Публикации по теме:

Формирование имиджа образовательной организации в контексте реализации ФГОС до Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной.

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения. Развитие и образование ни одному.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра-ведущая.

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО) стоит задача проектирования основной образовательной.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации ФГОСДО. «От того, как прошло детство, кто.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (из опыта.

Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает.

Значимость физического развития в условиях дошкольной образовательной организации «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие» Аристотель Значимость физического развития в.

Библиотека изображений:

Елена Чеснокова
Содержание документов нормативно-правового и научно-методического обеспечения системы дошкольного образования

Тема : Содержание документов нормативно-правового

и научно-методического обеспечения системы дошкольного образования

1 «Декларация прав ребенка» и «Конвенция о правах ребенка» как базовые международные документы системы дошкольного образования

Декларация (от латинского слова - провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (от латинского слова - договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, а затем ратифицировали) .

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX в. деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945 г.) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г., была в основном посвящена этим проблемам.

Декларация прав ребенка была провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Декларация прав ребенка является первым международным документом . В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение , социальную защиту и предоставление возможности получать образование , развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.

Основной ее тезис состоит в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» . Декларация призывает родителей и отдельных лиц, все организации, власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства.

Однако отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа , в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм .

В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец, 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15.09.1990) .

Конвенция содержит 54 статьи , учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Она идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка . Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире , историческую справку о преемственности документов ООН в этой области .

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» , утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, так как в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование , в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко 2 части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся к 3 части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам . Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено :

а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;

д) на воспитание уважения к окружающей природе.

Таким образом , все государства, присоединившихся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании » как основной документ отечественной системы образования

Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В законе Российской Федерации «Об образовании » содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России .

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования , к личности и обеспечивают как «внешние» социально-педагогические условия развития системы образования , так и «внутренние» собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся : гуманистический характер образования ; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования ; бесплатность общего образования ; всесторонняя защита потребителя образования .

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются : создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения ; освоение учащимися системы знаний о природе , обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов ) .

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза , которое удостоверяется соответствующим документом .

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Документ состоит из глав , главы состоят из статей.

Глава первая называется «Общие положения» . Эта глава посвящена государственной политике в области образования , законодательству РФ в области образования , языкам обучения, федеральным государственным образовательным стандартам .

Глава вторая «Система образования » посвящена таким вопросам как : понятие системы образования , образовательные программы , формы получения образования , Государственные и негосударственные образовательные организации , образовательные учреждения , устав образовательного учреждения , требования к содержанию образования педагогического процесса, требования к приёму граждан в образовательные учреждения , реализация общеобразовательных программ , дошкольное образование и другим видам образования , документы об образовании .

Дошкольному образованию уделяется отдельное внимание в данной главе в 18 статье. В данной статье определяется место родителей в системе образования детей , их обязанности, сотрудничество родителей и образовательных организаций , помощь родителям со стороны дошкольных образовательных организаций .

Глава третья посвящена управлению системой образования . В ней раскрываются вопросы полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования , полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования , компетенции и ответственности образовательного учреждения , аккредитации, ликвидации и реорганизации государственного учреждения, управления (не) государственными и муниципальными образовательными учреждениями , государственного контроля в сфере образования .

Глава четвёртая «Экономика системы образования » . Эта глава призвана регулировать вопросы в сфере отношений собственности в сфере образования , финансовом обеспечении сферы образования , прав на пользование образовательными учреждениями финансовыми и материальными средствами, рассматриваются вопросы о наличии платных услуг в образовательных учреждениях и так далее.

Пятая глава «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование ». Посвящена правам и социальной поддержке обучающихся, воспитанников, охране здоровья, правам и обязанностям родителей (законных представителей, плате, взимаемой с родителей за посещение дошкольного учреждения детьми , оплате труда работникам образовательных учреждений , права работников образовательной сферы , и наконец трудовым отношениям в сфере образования .

Шестая глава «Международная деятельность в сфере образования » . Рассматривает вопросы международного сотрудничества Российской федерации.

3. «Концепция дошкольного воспитания » как документ , определяющий парадигму современной системы дошкольного образования России

«Концепция дошкольного воспитания » одобрена решением коллегии государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 года №7/1.

Современное российское образование - это непрерывная система по-следовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное , общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование .

Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России . Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование . Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов и В. А. Петровский, которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г . В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.

Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориен-тировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы . В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании . При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие :

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического) . Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми . Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) . Задачей дошкольного образования является , прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) как базовый документ , определяющий содержание воспитания и образования дошкольников

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ».

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования . Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ » , для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт .

Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования . Вместе с группой специалистов ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.

С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам .

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента : - требования к составлению образовательных программ для ДОУ , включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части , свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений;

Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ ;

Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ .

По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся :

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства , амплификация (обогащения) детского развития.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

3. Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.

4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей, обучение их в специфически детских видах деятельности.

9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.

Стандарт преследует следующие цели :

Повышение социального статуса дошкольного образования ,

обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования ,

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования .

Стандарт решает следующие задачи :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) .

Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ .

Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования .

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами , можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования .

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказала значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечило более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования , что положительным образом сказалось на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании . Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой , но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования , повлекло глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего» , многие методики и технологии были пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

Каждая ДОО самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования . Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам . То есть, на практике мы получаем более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы , которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.