Объекты и субъекты хозяйственных правоотношений. Объекты хозяйственных правоотношений


Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Казанский институт (филиал)

Российского государственного торгово-экономического университета

На тему: "Хозяйственные правоотношения"

По дисциплине: Хозяйственное право

Выполнила: студентка 4 курса

Факультета менеджмент

организации, 41 группы

Хуснутдинова Г.Р.

Преподаватель: Закиров Р.Ю.

Казань – 2009



1. Понятие,
признаки и содержание хозяйственных правоотношений

2. Виды

3. Основания
предпринимательских правоотношений

Заключение

Список
использованной литературы



Введение

Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием,
поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за плечами слишком долгий
опыт командно-административных методов руководства экономикой. Страну
захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери. В
этих условиях основными действующими лицами в экономике страны становятся
предприниматели.

Для того чтобы сдерживать эту стихию, необходимы новые формы
и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений
предпринимателей.

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства
претерпело существенные изменения.

Согласно п.1 ст.2 ныне действующего Гражданского кодекса
Российской Федерации предпринимательская деятельность – это самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном
законом порядке.

Предпринимательские правоотношения представляют собой форму
существования предпринимательского права.

Правоотношения каждой отрасли права имеют свои субъекты,
специфические объекты, а также выделяющиеся по своему содержанию и конструкции
субъективные права и юридические обязанности.



1. Понятие, признаки и содержание хозяйственных
правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются
урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения,
возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с
ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также
отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные
отношения, т.е. отношения предприниматель – предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения
предприниматель – орган управления).

Вместе эти группы образуют хозяйственно-правовые отношения,
единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений
предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности
сторон, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера,
но тесно связанные с предпринимательскими, например, отношения, связанные с
образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д.

В эту группу отношений включены отношения по
государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке
конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового
регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность
адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах
компетенции органа управления.

В сфере экономики эти две группы отношений тесно
взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных
актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и
управления ими.

Особенности хозяйственных правоотношений:

Хозяйственные правоотношения – это один из видов
общественных отношений;

хозяйственные правоотношения всегда носят правовой характер,
так как возникают на основе норм права;

эти правоотношения всегда складываются по поводу и в связи с
осуществлением предпринимательской деятельности;

эти правоотношения возникают между субъектами
предпринимательской деятельностью и распространяются на лиц, которые
осуществляют эту деятельность без регистрации;

предпринимательские правоотношения носят комплексный
межотраслевой характер, т.к сочетают в себе частно-правовые и публично-правовые
средства;

хозяйственные правоотношения одновременно выступают и в
качестве отрасли права и в качестве нормы основных отраслей права;

эти правоотношения тесно взаимосвязаны с другими
правоотношениями.

Как любые другие общественные отношения урегулированные
нормами права, предпринимательские отношения имеют определенную структуру и
включают в себя объект правоотношения, субъекты правоотношения и содержание
правоотношения.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего
возникает правоотношение. К объектам предпринимательских прав относятся:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта предпринимательского
права;

4) нематериальные блага, используемые при ведении
предпринимательской деятельности (фирменное наименование, товарный знак,
коммерческая тайна и др.).

Субъекты правоотношения – это конкретные его
участники, наделенные взаимными правами и обязанностями.

Особенность предпринимательских отношений по сравнению с
гражданскими отношениями – их субъектный состав. По субъектному составу
отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую
Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования

Граждане без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ), а
также юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью.

В предпринимательских отношениях за основу берется понятие
"хозяйствующий субъект".

Хозяйствующий субъект – это лицо, осуществляющее
предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий
субъект" шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая
организация – учебное заведение, – не будучи предпринимателем, может участвовать
в хозяйственном обороте.

Необходимо различать понятие "субъект
предпринимательского права" и "субъект предпринимательского
правоотношения". Субъекты предпринимательского права определяются в нормах
права общим "родовым" образом, как вообще граждане – предприниматели,
коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления,
учреждения и организации и т.д. Они могут в течение длительного времени не
вступать ни с кем в предпринимательские "хозяйственные правоотношения.

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Субъекты
предпринимательских правоотношений – наделенные обязанностями и правами в сфере
хозяйствования. Субъекты предпринимательского права могут быть субъектами
предпринимательских (хозяйственных) правоотношений, если имеются три условия:

а) предпринимательско-правовая норма, предусматривающая
права или/ и обязанности субъекта;

б) предпринимательская правоспособность и дееспособность
субъекта;

в) основание возникновения, изменения прекращения
правоотношения (юридический факт).

Права всегда субъективны, т.к. носят диспозитивный характер,
и их использование зависит от воли субъекта. Обязанности, как правило,
закреплены либо в нормативном правовом акте либо в договоре.

Для уяснения конструкции правоотношения в теории права
обычно прибегают к делению прав на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит
неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не
препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право
организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета,
формирование себестоимости продукции и др.

Относительными являются права с корреспондирующей им
обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в
силу заключенных предпринимательских договоров.

Права и обязанности в конкретном правоотношении всегда взаимосвязаны.
Если у одного субъекта возникает какое-либо право, то у его контрагента
появляется соответствующая обязанность.



2. Виды предпринимательских правоотношений


объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения;

абсолютно-относительные вещные правоотношения;

абсолютные правоотношения по ведению собственной
хозяйственной деятельности;

неимущественные предпринимательские правоотношения;

1. К абсолютным вещным правоотношениям относится право
собственности, которое дает его субъекту возможность владения, пользования и
распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно
используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного
имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной
собственности.

2. К абсолютно-относительным вещным правоотношениям
относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они
являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет,
пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих
возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном
правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении
государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной
хозяйственной деятельности складываются по поводу ведения собственной
деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта,
ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных
обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им
предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если
нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или
в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим
субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например,
если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению
бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности,
формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам,
складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если
субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут
потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших
для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения
складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами
хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный
знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая
тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся
правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает
конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного
правоотношения трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои
неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства заключаются в том, что
участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный
субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать
услуги. Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу
взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают,
подразделяются на четыре основных вида1:

1) хозяйственно-управленческие;

2) внутрихозяйственные;

3) территориально-хозяйственные;

4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных
обязательств необходимо обратить внимание:

на основания возникновения;

на участников хозяйственных правоотношений;

на источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами
государственных органов. Например, такие обязательства могут возникать в
результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего
субъекта, издания акта налоговым органом и т.д.

Источниками правового регулирования отношений указанного
характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры
государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих
субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса. Среди
таких актов можно назвать Закон о конкуренции, Закон о техническом
регулировании и др.

Хозяйственно-управленческие обязательства возникают в соответствии
с законодательством о местном самоуправлении, и в первую очередь в соответствии
с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали
между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними
и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного
руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе
внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями. Эти
обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы, но при
взаимодействии обособленных подразделений организаций, получивших право
открытия расчетных и текущих счетов, обязательства могут реализовываться и
непосредственно в товарно-денежной форме. Во внутрихозяйственных обязательствах
для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а
для другой – обеспечение условий их выполнения. Взаимодействие может быть и
взаимным. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту
оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

Источниками правового регулирования обязательственного
внутрихозяйственного взаимодействия являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют
собой отношения территориальных субъектов (субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные
отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем
большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях,
прямо предусмотренных законом, – акт органа власти или местного самоуправления.
Согласно заданию или договору, хозяйствующий субъект обязуется произвести для
данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров,
оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование
имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется
финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но
носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в ней имеет количественное
и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между
несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо
основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые
увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например,
директивное планирование применяется в отношении казенных предприятий.

3. Основания предпринимательских правоотношений


Юридический факт – это такие жизненные
обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или
прекращение правоотношений.

По волевому признаку юридические факты подразделяются на
действия и события. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется
прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают
преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События
выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Правопорождающими
события могут быть в отношениях страхования имущества и предпринимательских
рисков.

Действия – факты, зависящие от воли и сознания людей.
В свою очередь они делятся на:

правомерные, т.е. соответствующие требованиям
правовой нормы (например, заключение договора);

неправомерные, нарушающие предписания норм права (совершение
правонарушения). Например, указания органа государства, данные с превышением
компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Правомерные действия в свою очередь подразделяются на юридические
акты
и юридические поступки .

Юридические акты это такие правомерные
действия, которые субъект совершает с целью достичь определённой цели:

Акты-предписания, акты-соглашения (договоры);

акты-разрешения;

акты одностороннего характера.

К числу первых относятся, например, предписания
антимонопольного органа. К актам-соглашениям следует отнести предпринимательские
договоры организаций. В результате одностороннего акта-заявления арбитражным
судом применяется исковая давность.

Юридические поступки – это такие правомерные
действия, которые совершаются без определённой цели, либо имеют определённую
цель, но в результате возникают непредусмотренные правоотношения.



Заключение

И так, хозяйственные правоотношения это урегулированные
нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в
процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной
деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по
государственному регулированию предпринимательской деятельности. Предпринимательские
отношения имеют определенную структуру и включают в себя объект
правоотношения, субъекты правоотношения и содержание правоотношения.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции,
объектам и содержанию бывают: абсолютные вещные, абсолютно-относительные вещные,
абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности,
неимущественные предпринимательские правоотношения, хозяйственные обязательства.

Основанием возникновения, изменения или прекращения
предпринимательских правоотношений является юридический факт.



Список использованной литературы

1.
Ершова, И.В. Предпринимательское право. Учебник, М.: ИД "Юриспруденция",
2006.

2.
Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие, – М.: Издательство
РДЛ, 2001. – 912 с.

3.
Беляева О.А. Предпринимательское право России. Курс лекций, М.: "Экзамен",
2006

4.
Гражданский кодекс РФ

Хозяйственные правоотношения

Субъектами или участниками хозяйственных правоотношений, регулируемых нормами хозяйственного права, являются:

1. индивидуальные граждане;

2. юридические лица, т.е. предприятия, организации, осуществляющие хозяйственную деятельность;

3. РФ как государство в целом;

4. субъекты РФ и муниципальные образования.

Хозяйственные отношения между перечисленными субъектами кроме хозяйственного права регулируются гражданским, административным и финансовым отраслями права.

Права и обязанности хозяйствующих субъектов, регулируемые хозяйственным правом, вытекают из:

· договоров, предусмотренных законом;

· актов государственных органов власти;

· различных судебных решений;

· на основании приобретения имущества на законных основаниях.

Защита прав хозяйствующих объектов осуществляется различными путями:

1. признание права;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3. в результате самозащиты прав;

4. в результате взыскания убытков;

5. компенсация морального ущерба и др.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своей собственности в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, несет за него ответственность и может быть истцом и ответчиком в суде (ГК РФ ст.48).

По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации обычно не занимаются предпринимательской деятельностью, так как извлечение прибыли для них является основной целью. Они могут быть созданы в виде потребительского кооператива, общественной и религиозной организации (объединения), фонда, учреждения и объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов). Коммерческие же организации по организационно-правовой форме могут быть разделены на:

· хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере);

· хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью):

· производственный кооператив;

· унитарное предприятие.

Учредительными документами являются:

· Устав для АО

· Учредительный договор для товарищества

· Устав и учредительный договор для ООО.

Учредительный договор заключается, а Устав утверждается. Учредители юридического лица - основатели юридического лица, которые принимают участие в образовании его имущества и берут на себя обязательства согласно юридическим документам. Кроме обязательств учредительные документы определяют порядок и условия распределения прибыли между учредителями, порядок управления деятельностью юридического лица, а также порядок выхода учредителей из состава юридического лица.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определенном законом. Все юридические лица, прошедшие регистрацию, в том числе и коммерческие, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит сведения о всех юридических лицах: вновь созданных, реорганизованных, а также ликвидированных, независимо от их государственно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности. После государственной регистрации юридическое лицо обязано в установленном порядке в 10-дневный срок встать на налоговый учет в государственную налоговую инспекцию.

Юридические лица, кроме финансированных за счет учредителей, отвечает по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. Если банкротство юридического лица вызвано его учредителями или другими юридическими лицами, которые не имеют права давать указания данному юридическому лицу, на таких лиц накладывается ответственность, т.е. ответственность лица, которое в соответствии с правовыми нормами или условиями учредительных документов несет ответственность за другое юридическое лицо.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) может быть проведена либо по решению учредителей, либо по решению уполномоченных государственных органов (суда).

При слиянии юридических лиц права и обязанности присоединяются, при разделении - разделяются между новыми юридическими лицами. При реорганизации юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, к вновь возникающему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Учредители или руководящий орган юридического лица, проходящего преобразование, обязаны в письменном виде уведомить об этом своих кредиторов. Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим юридическим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется в следующих случаях:

· Когда истек срок, на который оно создано;

· В связи с достижением цели, ради которой создавалось это предприятие;

· По решению суда.

Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией, может быть ликвидировано в случае признания его банкротом. При принятии решения о ликвидации юридического лица об этом должно быть сообщено органу, где осуществлялась регистрация юридического лица. Этот орган совместно с учредителями обязан создать ликвидационную комиссию и установить срок и порядок ликвидации юридического лица.

Объектами в ХП являются материальные и нематериальные блага, на достижение которых направлены действия субъектов этих отношений.

Объектами хозяйственных правоотношений являются˸ вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом˸

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно , что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество ʼʼабсолютноʼʼ, т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с ᴇᴦο правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших ᴇᴦο право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов." 2015, 2017-2018.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются, отношения урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями .

Хозяйственные правоотношения представляют между собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании и сводится к субъективным правам и обязанностям данных субъектов.

Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Хозяйственное право включает в себя предпринимательскую деятельность субъектов, таким образом, правопорождающими фактами будут являться именно действия совершаемые субъектами данных правоотношений. Например, заключение хозяйственного договора. А относительно событий, «события не играют здесь существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств» . Например, стихийное бедствие (наводнение, ураган и др.) может явиться основанием для уменьшения или снятия ответственности коммерческой организации, не исполнившей по этой причине договорные обязательства.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

Вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

Работы и услуги;

Неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна);

В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям и различны

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на: абсолютные и относительные .

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченому лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • абсолютные вещные правоотношения;
  • абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  • абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  • неимущественные абсолютные правоотношения;
  • обязательственные правоотношения .

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом . Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования . У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - отчерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и др. . Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения (относительные) . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой . Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

Хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

Внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

Оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

Территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями) .

Вопросы к теме:

1.Что представляет собой Хозяйственное право как отрасль права ?

2.Какие группы отношений включает в себя Хозяйственное право?

3.Что входит в предмет хозяйственного права?

4.Определите принципы хозяйственного права?

5. Какой метод присущ для хозяйственного права?

6. Как развивалась наука Хозяйственного права?

7.Раскройте вопрос о составе хозяйственного законодательства?

8.Что понимается под хозяйственными правоотношениями, их состав?


Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности

Основные термины: предпринимательская деятельность; субъекты предпринимательской деятельности;самостоятельная деятельность;рисковая деятельность;имущественная ответственность;систематическое получение прибыли; формы предпринимательской деятельности;особая форма предпринимательства; права предпринимателя; обязанности предпринимателя;лицензия; предмет лицензирования; приостановление действия лицензии; прекращение действия лицензии.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Законодательство о предпринимательстве

Понятие предпринимательской деятельности содержится не только в ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., но и в Гражданском кодексе Республике Беларусь вступившим в силу 1 июля 1999г. В настоящее время, следовательно, существует два легальных определения предпринимательской деятельности, так в Законе о предпринимательстве, она определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица .

В ч.2 п.1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления .

Определение, данное ГК Республики Беларусь, рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, что дает возможность отличить предпринимательство от иных видов деятельности. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки:

· Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и осуществлять сделки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

· Это рисковая деятельность . Риск, в предпринимательской деятельности – это основной стимул для принятия правильного и обдуманного решения при осуществлении хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений.

· Деятельность осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность . Отличительной особенностью ответственности субъектов хозяйствования является ответственность, наступающая независимо от вины. Предприниматель будет освобождаться от ответственности лишь в случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.

· Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (доходов), т.е. это коммерческая деятельность, приносящая систематически определенный доход. Если же изначально не преследовалась эта цель, следовательно, эту деятельность нельзя было бы назвать предпринимательской.

· Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Перечисленный в законе перечень деятельности не является исчерпывающим;

· Осуществлять предпринимательскую деятельность могут лишь лица, зарегистрированные качестве субъектов предпринимательской деятельности в установленном законом порядке - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

В ч.3 ст. 1 Закона о предпринимательстве указываются виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской. Так, не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и гражданами, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Это проявляется в издании различных нормативных правовых актов со стороны государственных органов в пределах их компетенции.

Перечень основных актов законодательства достаточно велик и, тем не менее, можно выделить из них самые основные:

· Конституция Республики Беларусь 1994 года;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

· Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г. ;

· Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г. ;

· Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. ;

· Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»;

Кроме указанных основных актов законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, существует специальное законодательство, устанавливающее правовые основы регулирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах деятельности: банковской, биржевой, страховой, инвестиционной, внешнеэкономической и других.

Субъекты и формы предпринимательства. Государственная

регистрация субъектов хозяйствования

Статья 1 Закона о предпринимательстве устанавливает возможность осуществления предпринимательской деятельности в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц . Это означает, что в качестве субъектов предпринимательства могут выступать, как физические, так и юридические лица. Относительно юридических лиц, следует отметить, что в предпринимательской (хозяйственной) деятельности могут участвовать не только юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) частной формы собственности, а также юридические лица, в основе которых лежит государственная собственность, что значительно расширяет круг субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности и указывает на возможность участия в таковой государства, в лице своих полномочных представителей.

Статья 17 ГК Республики Беларусь, определяя правоспособность граждан, указывает на возможность граждан:

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

иметь другие права в сфере предпринимательства .

Содержание ст. 2 Закона о предпринимательстве очерчивает круг субъектов предпринимательской деятельности - это физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, а также в предпринимательстве могут участвовать группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей .

На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь .

Следует обратить внимание на существующие в законодательстве ограничения в занятии предпринимательством отдельных категорий граждан. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. «О государственной службе», предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, они не могут оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого они является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (далее – Закон о государственной службе) . Статьей 15 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» предусматривается отнесение государственных налоговых инспекторов к категории государственных служащих, следовательно, на них распространяются требования Закона о государственной службе . Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992г. «О статусе военнослужащих» запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим .

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

- частное предпринимательство , осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

- коллективное предпринимательство , осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда (ст. 3 Закона о предпринимательстве).

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации, на что указывает норма ст. 22 ГК Республики Беларусь.

Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.

Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:

без государственной регистрации;

если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы;

в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства, либо о начале осуществления которых субъекты хозяйствования не уведомили соответствующие регистрирующие и налоговые органы в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 (с изм. и доп.) (далее - Положение от 16 марта 1999г.) ;

при осуществлении производственной деятельности (выполнении работ, оказании услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое в порядке, установленном законодательством.

Доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (п.5 Положения от 16 марта 1999г.) .

Порядок государственной регистрации определяется в соответствие с основными положениями установленными: ГК Республики Беларусь, Законом о предпринимательстве, а также нормами Положения от 16 марта 1999г. №11.

С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо приобретает статус индивидуального предпринимателя физическое лицо.

Органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов хозяйствования являются:

облисполкомы (Минский горисполком) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

Министерство финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

Министерство юстиции - торгово-промышленных палат;

администрация свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;

облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы – иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Согласно п. 14 Положения от 16 марта 1999г., регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют:

проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства;

государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра;

систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования путем принятия соответствующих решений;

создание ликвидационной комиссии и назначение ее председателя или ликвидатора;

публикацию данных о ликвидированных (прекративших деятельность) в установленном порядке субъектах хозяйствования;

иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Для государственной регистрации предоставляются заявление и перечень необходимых документов установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в 20-дневный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.

Целью государственной регистрации является:

· осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;

· проведения налогообложения в предпринимательстве;

· получения статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей, в целях осуществления сбалансированности экономики;

· предоставления необходимой информации всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам о субъектах хозяйственной деятельности.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения.

К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов); внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия); оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров); территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).