Северный дачник - новости, каталог, консультации. Об объявлении амнистии в связи с вступлением в должность Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича


Официально дачная амнистия, то есть упрощенный порядок оформления прав на земельные участки и постройки для граждан, вступила в силу еще в 2006 году. Однако по оценкам экспертов до сих пор не меньше трети владений дачников остаются незарегистрированными. А около половины всех оформленных участков не прошли межевание (сейчас закон позволяет такую "вольность", но выгодно заключить сделку без уточнения границ участка шансов мало).

Как грамотно действовать, чтобы оформить в собственность загородный участок и постройки на нем с наименьшими затратами времени, денег и нервов - в очередном выпуске нашей рубрики.

"Справка от царя Гороха"

Начнем с самой простой и в то же время очень распространенной ситуации, часто вызывающей переживания и вопросы у землевладельцев. Речь идет о случаях, когда хозяин участка имеет документ, где говорится о праве на землю, но… документ этот выдан еще "при царе Горохе". О государственной регистрации права собственности на участок в такой "грамоте", как правило, не упоминается, а порой еще и стоит пугающая отметка о том, что свидетельство является временным. "Что делать?", - недоумевают владельцы "старых" документов, куда бежать, каким образом подтверждать свои права на землю и как срочно это нужно делать.

Ответ - утешительный: если документ о праве на участок был выдан вам по правилам, которые действовали в момент его оформления - как бы давно это ни было - то ваше право на землю признается полноценным и действительным по сей день. Поясним: современная система государственной регистрации прав на недвижимость была введена с 31 января 1998 года. До этого действовали различные нормы, в том числе законным способом оформления прав на недвижимость считались акты с печатями местных органов власти, документы, заверенные БТИ, и проч. Соответственно, если у вас на руках оказалась подобная справка, и она в свое время была выдана с соблюдением установленного порядка, то причин для беспокойства, скорее всего, нет.

На заметку: юридические гарантии для вас сформулированы в пункте 9 статьи 3 федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (о действительности ранее выданных документов, удостоверяющих права граждан на землю), а также в пункте1 статьи 6 федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (о признании ранее возникших прав на землю).

Оформлять или не торопиться?

Итак, мы выяснили главное: при наличии даже самого «старого» документа о праве на участок ваши права на землю являются юридически действительными. И, в принципе, вы можете даже вообще ничего не предпринимать: согласно пункту 1 статьи 6 упомянутого закона № 122-ФЗ госрегистрация ранее возникших прав проводится ПО ЖЕЛАНИЮ их обладателей. В то же время практикующие юристы советуют все же не пренебрегать процедурой регистрации, чтобы получить современное подтверждение ваших прав на участок: свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости. Дело в том, что такой документ потребуется, как только вы решите заключить какую бы то ни было сделку с земельным участком: продать, обменять, подарить вашу дачу, заложить ее в банке для получения жилищного кредита или для строительства нового загородного дома и т.д.

Обратите внимание: по закону госрегистрация ранее возникшего права может быть проведена одновременно с регистрацией перехода этого права, то есть самой сделки (пункт 2 статьи 6 ФЗ № 122). Таким образом, можно с удобством совместить две процедуры и даже немного сэкономить: госпошлина будет взиматься только за регистрацию сделки (тот же пункт 2 статьи 6).

Однако на практике такой вариант реален главным образом в ситуациях, когда сделки совершаются между родственниками, близкими знакомыми и в других случаях доверительных отношений. "Посторонние" покупатели, банки, выдающие кредиты под залог недвижимости, и прочие "чужие" требуют свидетельство о госрегистрации права собственности непосредственно перед заключением сделки. Сама по себе "одиночная" регистрация ранее возникшего права на основании "старого" документа проводится с оплатой госпошлины, равной половине стандартного размера, взимаемого за госрегистрацию прав на объекты недвижимого имущества. На сегодня полный размер такой пошлины за оформление прав на дачные, садовые, огородные участки, а также участки для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) составляет 200 рублей.

Пользование превращается… в собственность!

Еще одна не менее распространенная и столь же перспективная для землевладельца ситуация - наличие какого-либо из следующих документов о правах на участок :

- акт (постановление, распоряжение, решение) местного органа власти о предоставлении участка в пожизненное наследуемое владение либо в постоянное (бессрочное) пользование;
- акт (свидетельство) о праве пожизненного наследуемого владения либо о праве постоянного (бессрочного) пользования участком;
- акт (свидетельство) органа власти о праве на участок без указания вида этого права;
- акт местного органа власти о предоставлении участка без указания вида права;
- выписка из похозяйственной книги, выданная органом местного самоуправления владельцу участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.

Если у вас есть любой из перечисленных документов и при этом участок относится к категории садовых, дачных, предназначенных для огородничества, ведения личного подсобного хозяйства либо для индивидуального жилищного строительства, то право собственности оформляется в упрощенном порядке. А именно: вы можете сразу, без каких бы то ни было предварительных процедур подавать заявление о государственной регистрации права собственности на участок в территориальный орган Росреестра по месту нахождения участка.

Помощник юриста практики "Комплексная правовая безопасность бизнеса" Канаева А.С.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 21.12.2011 года № 330-ФЗ, который в народе прозвали «налоговой амнистией».

Данный закон вносит многочисленные поправки в действующий Налоговый кодекс и иные законы, среди изменений: уточнение размеров налоговых вычетов по НДФЛ на детей,освобождение услуг в сфере культуры и искусства от налогообложения, распространение остатка имущественного налогового вычета на покупку недвижимости пенсионерами на три предшествующих налоговых периода и т.д. Но самым важным нововведением стало списание недоимки по налогам, задолженности по пеням, начисленным за указанную недоимку, а также задолженности по штрафам. При этом списанию подлежат недоимки и задолженности, образовавшиеся у налогоплательщиков – физических лиц , по состоянию на 1 января 2009 года .

Данная амнистия не распространяется на недоимку по налогам, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся у физических лиц в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием частной практикой .

Таким образом, данная норма устанавливает, что любые физические лица, не являющиеся ИП, частнопрактикующими адвокатами, нотариусами, арбитражными управляющими и т.п., освобождаются от ответственности за непогашенную задолженность по налогам, пеням (начисленным на задолженность по этим налогам), штрафам, существовавшую на 1 января 2009 года. Это касается лиц, к которым:

· налоговый орган не успел предъявить требование об уплате (требование направляется, по общему правилу, в течение 3 месяцев с момента обнаружения недоимки),

· либо предъявил требование, но не успел обратиться в суд (в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате),

· либо в отношении таких граждан уже вынесено решение суда о взыскании недоимки по налогам, но налоговый орган не успел предъявить исполнительный документ к исполнению. Заявления налоговых органов о взыскании с граждан недоимок по налогам рассматриваются в судах общей юрисдикции в порядке приказного производства (абзац 6 статьи 122 ГПК РФ), а вынесенный судебный приказ является исполнительным документом (пункт 2 части 1 статьи 12 ФЗ «Об исполнительном производстве»), который предъявляется к исполнению в течение трех лет со дня выдачи (часть 3 статьи 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Учитывая, что срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (часть 1 статьи 113 НК РФ), необходимость принятия закона, предусматривающего налоговую амнистию по долгам до 2009 года, представляется более чем сомнительной.

Так, если физическое лицо имеет задолженность по уплате налогов, образовавшуюся в результате налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, до 1 января 2009 года, то со дня совершения такого правонарушения по день вступления в силу закона о «налоговой амнистии» прошло как раз 3 года, и срок исковой давности истек. А если срок исчисляется со следующего дня за отчетным налоговым периодом, в котором нарушение было совершено (ст.ст. 120, 122 НК РФ), то по правонарушениям, совершенным в 2008 году и ранее, срок также истекает к 1 января 2012 года, а на правонарушения, совершенные после 1 января 2009 года, «амнистия» уже не распространяется. В итоге, по всем правонарушениям, независимо от способа исчисления срока давности, срок исковой давности истек, и амнистия здесь по большому счету бессмысленна.

Есть лишь одно исключение, когда закон № 330-ФЗ будет действительно применим: статья 113 НК РФ предусматривает случай приостановления течения срока исковой давности, когда налогоплательщик препятствует проведению выездной налоговой проверки – срок начнет течь вновь с момента устранения обстоятельств, ставших основанием для приостановления. Таким образом, если к 1 января 2012 года давностный срок по вышеуказанной причине не истек, задолженность, ставшая поводом проведения проверки, списывается, а гражданин освобождается от ответственности, так как он «попадает под амнистию».

Таким образом, амнистия, установленная законом № 330-ФЗ, в целом носит чисто «технический» характер: законом «черным по белому» теперь закреплено освобождение от ответственности по уплате задолженностей, хоть эти задолженности и без амнистии невозможно было бы взыскать в связи с истечением давностного срока. С другой стороны, не секрет, что в базе данных ФНС на многих физических лицах «висели» долги многолетней давности, а также ошибочно внесенные сведения о задолженностях. С вступлением в силу нового закона налоговики смогут «подчистить» базы данных.

В последнее время все чаще слышны разговоры о том, что судьи должны быть более гуманны и, вместо того чтобы лишать человека свободы, наказать его солидным штрафом или исправительными работами. По статистике, в нашей стране с каждым годом количество заключенных уменьшатся. Впервые об амнистии-2012 заговорил президент во время своего ежегодного Послания белорусскому народу и парламенту. Он поручил подготовить проект, чтобы в июле на свободу смогли выйти многие заключенные. Традиционно амнистия приурочена ко Дню Независимости, который белорусы отмечают 3 июля.

Эта амнистия мало чем будет отличаться от предыдущих. Правда, не обошлось без новшеств. Нововведения закона этого года касаются возможности освобождения лиц, совершивших экономические преступления, при условии надлежащего поведения и полного возмещения ущерба государству. Также, по данным БелТА, впервые предусмотрена возможность снижения срока наказания для лиц, которые совершили некоторые коррупционные преступления. Департамент исполнения наказаний уже подготовил проект закона и внес его на рассмотрение в парламент, обсуждение по нему назначено на 27 июня. По предварительной информации, на свободу выйдет около 2,8 тысячи осужденных, еще семи тысячам смягчат наказание и сократят срок на один год.

По данным сайта МВД , в прошлом году во время амнистии было освобождено 2300 человек. Практика показывает: рецидив среди амнистированных небольшой. Ведь на свободу выходят люди, которые совершили нетяжкие преступления и впервые преступили закон.

Кто выйдет на свободу?

Несовершеннолетние;

Беременные женщины;

Женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей;

Инвалиды I и II групп;

Больные онкологическими заболеваниями;

Участники ликвидации последствий на ЧАЭС ;

Пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС;

Ветераны боевых действий на территории других государств;

Лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности, и преступления, относящиеся к категории менее тяжких, но при условии возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Кого амнистия не коснется?

Тех, к кому уже раньше применялась амнистия;

Заключенных, которые не возместили ущерб, причиненный преступлением;

Граждан, не вернувших государству доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности;

Особо опасных рецидивистов;

Тех, кто не возместил расходы на детей, находящихся на государственном обеспечении;

Объявленных в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания;

Тех, кто злостно нарушает установленный порядок во время отбывания наказания;

Осужденных, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления;

Приговоренных к пожизненному заключению.

ЦИФРА

31 042 - столько заключенных было в Беларуси в 2011 году. В прошлом году Генпрокуратура сообщала, что один заключенный обходится государству в 430 тысяч в месяц.

Руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет :

1. Освободить от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока лиц, впервые осужденных за преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 159 1 , 159 4 , 171, 171 1 , частью первой
статьи 172, статьями 173 1 , 173 2 , 174, 174 1 , 176, 177, частями первой и второй статьи 178, статьями 180, 181, 191, 192, 193, частями первой, второй, и пунктом "а" части третьей статьи 194, статьями 195, 196, 197, 198, 199, 199 1 , 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, если до окончания срока исполнения настоящего Постановления эти лица выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

2. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.

3. Освободить лиц, подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день его вступления в силу, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящего Постановления.

5. Прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, предусмотренных статьями 146, 147, 159 1 , 159 4 , 171, 171 1 , частью первой статьи 172, статьями 173 1 , 173 2 , 174, 174 1 , 176, 177, частями первой и второй статьи 178, статьями 180, 181, 191, 192, 193, частями первой, второй и пунктом "а" части третьей статьи 194, статьями 195, 196, 197, 198, 199, 199 1 , 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, если лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении указанных преступлений, выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

6. Освободить от наказания осужденных, подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда, не вступивший в законную силу.

7. Не распространять действие пунктов 1 - 3 и 6 настоящего Постановления на осужденных:

1) совершивших преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, перечисленными в пункте 1 настоящего Постановления, в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными Уголовным кодексом Российской Федерации;

2) ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;

3) ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С. Нарышкин