Основные положения нового пенсионного законодательства. Новое в законодательстве о пенсиях работающим пенсионерам.


Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

является ежемесячной денежной выплатой, исчисленной исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статье 4 вышеуказанного закона, право на нее имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета находится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете.

В случае, если у лица на накопительном счете менее 5% от этого размера, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

Размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных страховых взносов, взносов по инициативе , а также по программе государственного софинансирования пенсии и других видов софинансирования. С помощью следующей формулы можно рассчитать, какую сумму ежемесячно будет получать гражданин:

НП = ПН / Т,

  • НП - размер накопительной пенсии;
  • ПН - сумма всех пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного лица;
  • Т - предполагаемый срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы

Санкции со стороны западных стран, падение цен на нефть и другие обстоятельства создали определенные трудности для экономики России. В связи с высказыванием премьер-министра Д.А. Медведева о том, что «для индексаций у нас денег нет не только для Крыма, у нас ни для кого их нет» , стоит подумать, насколько целесообразна была реформа 2015 года. Что ждет существующую

Развитие экономического кризиса вынуждает чиновников сокращать расходы. Оптимизации подлежат практически все статьи расходов, в том числе направленные на пенсионное обеспечение. Последние новости свидетельствуют о масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году, которые обсуждаются в правительстве.

Кризисная пенсия

Падение нефтяных котировок привело к снижению доходов от экспорта «черного золота». В результате проявились структурные проблемы отечественной экономики. Когда стоимость барреля удерживалась выше 100 долларов, с выполнением социальных обязательств не возникало трудностей. В нынешних условиях проблемы пенсионной системы выходят на первый план. Без кардинальных реформ сбалансировать бюджет Пенсионного фонда будет крайне проблематично.

Экономия на пенсионном обеспечении началась еще в прошлом году, когда правительство отказалось идти на полноценную индексацию страховых пенсий. В результате в феврале текущего года выплаты были повышены на 4%. При этом инфляция по итогам 2015 года достигла отметки 12%. В правительстве допускают повторную индексацию пенсий в 2016 году, при условии улучшению экономической ситуации.

Кроме того, индексация не коснулась работающих пенсионеров. Еще на год продлена заморозка пенсий, что вызывает обоснованную критику со стороны экспертов.

С 1 января 2017 года стартует повышение пенсионного возраста для госслужащих – выход на пенсию для мужчин и женщин возможен соответственно с 65 и 63 лет. Данная мера затронет свыше 70 тыс. граждан.

Неизбежность реформ

Реформирование действующей пенсионной системы необходимо осуществить до конца года, считает экс-глава Минфина Алексей Кудрин. Власти должны определиться с ключевыми параметрами и пересмотреть принципы социального обеспечения.

Действующие принципы пенсионного обеспечения не соответствуют экономическим реалиям, что вынуждает чиновников каждый год вносить очередные изменения. Подобная практика увеличивает уровень неопределенности, что оказывает негативное воздействие на российскую экономику.

Ежегодная заморозка добровольных накоплений может подорвать доверие к данному инструменту. Общий объем накопленных средств достигает 3,7 трлн руб. Данные ресурсы инвестируются в развитие экономики, однако неопределенность с дальнейшей судьбой накоплений приведет к последующему оттоку средств.

Кроме того, в нынешних условиях правительство не сможет обеспечить стабильное повышение пенсий. Количество пенсионеров на одного рабочего продолжает увеличиваться, что в среднесрочной перспективе угрожает устойчивости выбранной модели пенсионного обеспечения.

Профильные министерства продолжают обсуждать возможные варианты изменений существующих механизмов выплаты пенсий.

Инициативы Минфина и Минтруда

Проект реформы, предложенный профильными министерствами, отразится сразу на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Чиновники предлагают пересмотреть основные подходы: действующие тарифы, правила индексации, добровольные взносы и компенсации из бюджета.

Минфин рассчитывает повысить эффективность администрирования страховых взносов. Для этой цели сбором платежей будут заниматься представители Федеральной налоговой службы. Кроме того, чиновники планируют перейти на единый страховой тариф, по которому будет облагаться вся заработная плата.

В нынешних условиях, когда девальвация ускорила рост цен, ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции является проблематичной. Чиновники продолжают обсуждение возможных вариантов изменения принципов индексации, однако окончательное решение еще не принято.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость проведения полной индексации пенсий в 2017 году. При этом многое будет зависеть от темпов восстановления российской экономики. Ранее подобную идею озвучивали представители Минэкономразвития.

Изменения с 2017 года приведут к отмене пенсий для работающих пенсионеров. Также в Минфине предлагают пересмотреть принципы оформления досрочных пенсий. В частности учителя и медики лишатся права выходить на пенсию раньше установленного срока.


Минтруда выступает с инициативой изменения страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы (в 2016 году 796 тыс. руб.) и 10% от суммы превышения. Разрабатывается два варианта повышения тарифов:

  1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тариф от суммы превышения до 8,75%. В таком случае поступления в Пенсионный фонд увеличатся на 56,4 млрд руб. в следующем году и более чем на 125 млрд в 2018 году.
  2. Сохранить базовый тариф на уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). В результате поступления в 2017-2018 гг. увеличатся соответственно на 53 и 107 млрд руб.

Тариф для работников, занятых на опасном производстве, планируют повысить с 8 до 15%. Для сотрудников, работающих на вредном производстве, данный показатель будет увеличен с 2-7% до 5-11%.

Повышение страховых тарифов осложнит и без того трудное положение представителей бизнеса, считают в Минэкономразвития. Кроме того, данная инициатива ухудшит инвестиционную привлекательность российской экономики.

В свою очередь представители Минтруда предлагают повысить минимальный стаж для получения страховой пенсии до 30 лет. Данное нововведение позволит сэкономить до 60 млрд руб. бюджетных средств в течение трех лет.

Отдельным вопросом, на котором настаивают представители экономического блока, является тема повышения пенсионного возраста. В частности необходимость данной меры подчеркивает глава МЭР Алексей Улюкаев. Однако представители Минтруда считают подобную инициативу преждевременной и не соответствующей принципам социальной справедливости.

Данные предложения будут обсуждаться на правительственном уровне, после чего будет сформирован итоговый список изменений механизмов выплаты пенсий в России, вступающих в действие в 2017 году. С учетом непопулярности некоторых мер, окончательное решение будет принято после выборов в Госдуму, считают эксперты.

Какой в точности будет пенсия с 1 января 2017 года работающим пенсионерам последние новости не сообщают, однако, уже известно, что граждан, продолжающих трудовую деятельность и после выхода на заслуженный отдых, ожидают глобальные изменения. Конечно, слишком оптимистичными их назвать нельзя, но, как говорят чиновники и сотрудники государственного пенсионного фонда, страна сейчас не в том положении, чтобы позволять себе сверхнормативные траты. К этому нужно отнестись с пониманием и дождаться, когда ситуация в экономике стабилизируется и начнет постепенно улучшаться.

Общие положения о социальном обеспечении

В действующем российском законодательстве прописан такой пункт, как право граждан продолжать трудовую деятельность даже после достижения пенсионного возраста. Людям пожилого возраста, оставшимся на своем рабочем месте, помимо зарплаты, осуществляется выплата пенсий в плановом режиме. Однако, если размер пенсионного обеспечения оказывается ниже, чем уровень регионального прожиточного минимума, социальная надбавка им не начисляется.

Пенсионные средства составляются из взносов, которые переводят в ПФ за своих сотрудников работодатели на протяжении всего времени работы человека на предприятии. Благодаря этому сумма накоплений на лицевых счетах граждан постоянно растет, и люди получают право на ежегодную плановую надбавку к страховой части государственного пособия. Размер этого бонуса вычисляется исходя из объема взносов, которые сложились за весь рабоче-страховой период.

Последние изменения в правилах начисления пенсий работающим пенсионерам


В связи со сложной экономической ситуацией, наблюдающейся в России в последние 2 года, правительственные чиновники проявляют максимум фантазии и используют любые возможности для сокращения выплат из государственного бюджета. Сначала МинФин прекратил проводить перерасчет пособий по возрасту в соответствии с реальным уровнем инфляции и плановая индексация пенсий составила в первом полугодии 2016 года всего 4%, вместо 5,5%-6%, на которых настаивали представители социального блока. На все обвинения в чрезмерной экономии государственных средств г-н Силуанов ответил следующее: «На сегодняшний день страна переживает не самые лучшие времена. На энергоносители цена упала, а инвесторы с большой осторожностью дают деньги даже на очень перспективные проекты. Мы просто вынуждены соблюдать режим самой жесткой экономии и внедрять такие непопулярные меры, как отмена пенсий некоторым категориям граждан, например, работающим пенсионерам. Учитывая 2 триллиона бюджетного дефицита у нас просто нет иного выхода».

Конечно, такие слова главы российского финансового ведомства особого оптимизма у населения не вызвали, но, когда его позицию поддержал Дмитрий Медведев, всем стало совершенно очевидно, что в самое ближайшее время работающие пенсионеры не будут получать пенсию, а сохранят за собой только зарплату по основному месту службы.

Спустя несколько недель в прессе появилось уточнение относительно грядущего нововведения. Его озвучили чиновники, принимающие непосредственное участие в подготовке поправки к внесению на голосование в Государственную Думу. Из их слов стало ясно, что лишатся пенсий не все граждане, сохранившие за собой рабочие места уже после достижения пенсионного возраста, а только те, чей официально подтвержденный годовой доход согласно данным налоговой декларации превысит сумму в 1 миллион рублей в год.

Пенсия сразу же вернется и будет выплачиваться в прежнем объеме если:

  • пожилой человек уволится с работы;
  • годовой доход опустится ниже установленного государством уровня.

Будут ли платить пенсию работающим пенсионерам в повышенном объеме и когда

После сообщенных правительством невеселых новостей относительно отмены гособеспечения, в обществе стали ходить самые неожиданные и порой откровенно нелепые слухи относительно того, что ожидает работающих пенсионеров в самом ближайшем будущем. Высказывались разные предположения и делались очень странные прогнозы, но летом 2016 года представители власти донесли до людей информацию об изменениях в расчете социальных гарантий для работающих пенсионеров. Причем, на этот раз чиновники не сократили выплаты, а наоборот подняли их.

В силу вошло постановление о том, что пособия должны быть откорректированы, но не на какой-то одинаковый для всех тружеников процент, а исключительно в индивидуальном порядке. Прибавку предлагалось высчитывать исходя из:

  1. возраста претендента;
  2. объема заработной платы.

То есть, чем более длительный период времени гражданин находится на честно заслуженном отдыхе, тем на меньшее количество лет разделится сумма уплаченных за него работодателем страховых взносов. В результате этих финансовых манипуляций пенсия заметно увеличится и прожить на нее станет немного проще.

Что будет новое в пенсионном законодательстве в 2017 году

Закон о пенсии с 2017 года для работающих пенсионеров в корне изменит правила социального обеспечения в стране. Об этом во время планового заседания Совета федерации сообщил Министр труда России Максим Топилин. Он утешил население информацией о том, что на данном этапе правительство решило не отказываться полностью от выплаты фиксированной части госпособия. «Мы планируем ввести эту меру только с 1 июля 2017 года и специально сообщаем об этом заранее, чтобы общество привыкло в предстоящему нововведению, а наши сотрудники успели подготовить весь пакет документов, необходимый для корректного принятия закона».

Помимо этого, министр отметил, что рабочая группа внесла некоторые коррективы в проект постановления и немного приподняла минимальную планку годового дохода, при которой работающий пенсионер сможет получать и зарплату, и пенсию. Изначально планировалось лишить гособеспечения всех, кто в год зарабатывает более 1 миллиона рублей, но в итоге эту цифру заменили на 1,2 миллиона. Таким образом изменения коснутся лишь 220 тысяч россиян, а всю остальную многомиллионную армию работающих пенсионеров не затронут.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"


Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.


Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920


Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10 , пункта 1 статьи 16 , пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10 , , 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.


Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.


Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.


Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.


Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.


Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Уже несколько лет российское сообщество ждет решения властей в отношении пенсионной реформы. Проект разрабатывался долго, с поправками и доработками. Он был принят депутатами лишь в третьем чтении. В результате новый закон о пенсиях 2017 года был подписан В.В. Путиным в мае текущего года, а вступит в силу в первый день будущего года.

На этом этапе закон предусматривает работников государственных и муниципальных органов. Закон не трогает тех, кто к данному моменту уже заработал право по прежнему законодательству на заслуженный отдых или выслужил определенное число лет.

Содержание нового закона о пенсиях 2017 года

Итак, закон о пенсии, вступающий в силу с 1 января 2017 года, предполагает:

  • повышение возраста выхода на заслуженный отдых работников госорганов до 60 лет, а в будущем предельный возраст составит 65 лет;
  • более продолжительный срок возможен для таких должностей, как советник и помощник государственного лица;
  • те сотрудники, которым уже сегодня установлен возраст в 65 лет, далее продолжать госслужбу не смогут;
  • закон о пенсиях госслужащих 2017 года позволяет руководящим работникам занимать свой пост до 70 лет, но для них изменен порядок утверждения продления;
  • выйти на заслуженный отдых работники государственных и муниципальных учреждений смогут по выслуге лет, но предел будет увеличен, сейчас выслугой считаются 15 лет, начиная с начала будущего года, минимальный стаж для госработника будет постепенно увеличиваться до 20 лет.

Пенсия по достижении возраста или выслуге лет

Закон о пенсиях госслужащих 2017 года содержит графики постепенного увеличения возраста выхода на заслуженный отдых работников государственных и муниципальных учреждений. Он будет возрастать каждый 6-12 месяцев, и в итоге составит для лиц мужского пола – 65 лет, для женщин – 63 года. Но положения нового закона коснутся не только чиновников, но и народных избранников, и сотрудников аппарата государственных органов. По выслуге лет, без выработки стажа госработники смогут выйти на заслуженный отдых в следующих случаях:

  • ликвидация госоргана, где состоит на службе сотрудник;
  • если в аппарате сокращается штат;
  • достижение лимитированного, согласно закону, возраста;
  • по инвалидности или ухудшению здоровья;
  • по заявлению, по достижению установленного возраста.

Пенсия по выслуге лет будет выплачиваться вместе с пенсионными средствами по старости. Депутаты могут рассчитывать на 55-процентную надбавку, если проработают на своем месте не менее 5 лет. Чтобы заслужить 75-процентную надбавку, следует исполнять полномочия не менее 10 лет.

Новый закон о пенсии 2017: изменения для остальных граждан РФ

В новом законе о пенсиях госслужащих 2017 года предусмотрена реформа, в результате которой будут высвобождены денежные средства, которые, согласно положениям, пойдут на увеличение денежного содержания обычных пенсионеров. А это немалые средства, поскольку на сегодняшний день в инстанциях государственного и муниципального формата трудятся более одного миллиона чиновников. По первоначальным подсчетам экспертов, экономический потенциал предполагает только в первые годы 600 миллионов рублей ежегодно.

Также закон отменяет накопительную часть, вернее она предполагается, но приобретает добровольный характер. Кроме этого, предусмотрено снижение индексации пенсионных денежных выплат. Точные цифры пока неизвестны. Отменен досрочный выход на заслуженный отдых для граждан, трудящихся на вредном производстве. Если пенсионер продолжает работать, то он рискует потерять зафиксированную сумму денежных выплат.