Программа обучения по охране труда для для водителя легкового автомобиля. Программа обучения водителя автомобиля


Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя автомобиля 3 класса

Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных

работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.

Работник в процессе стажировки должен выучить:

назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" или "С", правила дорожного движения

Есть мотивационные курсы для менеджеров, чтобы подчеркнуть важность приверженности и быть творческими, показывая, что благодаря решимости, настойчивости, дисциплине и самоотверженности можно достичь наших целей. Что не заставляет их перестать быть первоклассными водителями, которые знают эту работу, страсть к профессии и приверженности. Однако для сегодняшних водителей и на переполненном рынке возможности обучения, предлагаемые компанией, дают им больше технических знаний. В настоящее время в процессе транспортировки грузов и пассажиров существует много технологий.

основы безопасности движения

правила технической эксплуатации автомобилей (относящихся к водителям)

правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов

основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок

признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения

Обучение также помогает новым водителям удостовериться, что им нравится то, что они делают. Или перевозчики требуют чего-то большего? Ответственность за безопасное движение, предотвращение несчастных случаев и выполнение обязательств. Имейте коготь, воля, чтобы расти и носить рубашку.

Получение и использование ограниченной лицензии в период ожидания

Запрет на вождение является автоматическим для тех, кто признан виновным в вождении в условиях нарушения или с чрезмерным уровнем алкоголя в крови. Это устройство предотвращает запуск автомобиля, когда он обнаруживает алкоголь в дыхании водителя и записывает данные об использовании автомобиля.

порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов

правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках

правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин

влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля

способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий

Случаи полного запрета вождения и сроков

Невозможно получить ограниченную лицензию, если. Судья запретил это в своем решении; лицензия, которая была отозвана, является одной; водитель не имел действительных водительских прав во время преступления, которое привело к запрету на вождение. Однако необходимо подождать до конца минимального периода, в течение которого вождение полностью запрещено.

Судья, налагающий санкцию, может также принять решение продлить минимальный период, в течение которого не может быть применена ограниченная лицензия. Для самого разрешения требуются сборы, но также за установку устройства в транспортном средстве и ежемесячную аренду самолета.

приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях

правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля

правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:

Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С".

Получение новой водительской лицензии после периода затемнения

Лицензия водителя, которая была отозвана, больше не существует. Лицо, которому запрещается движение, автоматически не восстанавливает его в конце периода затемнения. Она должна соответствовать определенным условиям, чтобы получить новую лицензию.

Оценка, которая учитывает

Условия получения новой водительской лицензии зависят от количества и типа преступлений, совершенных за 10 лет до отзыва лицензии.

Основным условием получения новой лицензии является успешное завершение оценки, которая должна быть сделана либо в реабилитационном центре для алкоголиков или наркоманов, либо в больнице, которая предлагает реабилитационную службу для таких лиц. Продолжительность оценки короче для первого нарушения правил алкоголя или нарушения сна. Тем не менее, полная оценка, которая может занять несколько месяцев, требуется, если лицо, подавшее заявку на получение новой лицензии, имеет.

Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет.

Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.

Был признан виновным в нарушении отказа от проведения координационных испытаний или отказа от дыхания или образца крови; уже был осужден за одно или несколько других преступлений за предыдущие 10 лет. Если требуется суммарная оценка, человек сможет получить новую лицензию, если они пройдут эту итоговую оценку и успешно завершит курс по изучению алкоголя или наркотиков.

Новая, более ограничительная лицензия в некоторых случаях

Если сводная оценка не удалась, лицо должно пройти полную оценку. Во всех случаях, когда требуется полная оценка, лицо может получить новую лицензию, если они пройдут оценку. Тем не менее, человек должен будет управлять транспортным средством, оснащенным устройством блокировки зажигания с использованием алкоголя. Это обязательство может длиться от 1 до 3 лет, но также может быть наложено на всю жизнь, в зависимости от типа преступления и истории последних десяти лет.

Буксирование прицепов весом до 750 кг.

Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

Оформление путевых документов.

Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.

Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство.

Владелец лицензии учащегося на момент совершения правонарушения сможет получить лицензию ученика, если он выполнит требуемую оценку и должен завершить свой период ученичества. После этого он может получить лицензию на вождение транспортного средства, оборудованного устройством блокировки зажигания с использованием спирта. В этом случае продолжительность варьируется в зависимости от типа правонарушения и фона.

Информационная система опасных материалов на рабочем месте

Перевозка опасных материалов

Наша подготовка для водителей следует за мыслью об этом регулировании. Он описывает, среди прочего, ответственность водителей и обработчиков, а также требования к упаковке, маркировке и документации.

Безопасная работа платформы и подъемной платформы

Теоретическая и практическая подготовка продолжительностью 8 часов в соответствии с требованиями действующих норм безопасности и в соответствии с положением о гигиене и безопасности труда.

Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов.

Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля.

Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.

Кроме этого программа стажировки включает в себя ознакомление работника;

Профилактическое вождение погрузчиков

По окончании этого обучения работник сможет безопасно, эффективно и эффективно проверять и управлять подъемной платформой и платформой. Теоретическая и практическая подготовка 8 часов в соответствии с требованиями действующих норм безопасности и в соответствии с положением о здоровье и безопасности.

Предоставляет работнику безопасный способ управлять погрузчиком в соответствии с правилами превентивного вождения, чтобы он / она мог идентифицировать различные типы аварий, распознавать типы вилочных погрузчиков, их характеристики и их режим питания; понимать и применять различные понятия, касающиеся концепции стабильности; выявление и предотвращение ситуаций опрокидывания; применять знания различных систем кормления, их особенности и опасности, а также соответствующие меры безопасности для каждой системы и быть знакомыми с элементами проверки, характерными для каждого типа вилочных погрузчиков, и каждый энергосистема.

  • С рабочим местом.
  • С прилегающей к рабочему месту территорией.
  • С оборудованием,приспособлениями,инструментом,которые используются в работе.
  • Инструкциями с требованиями безопасности заводов изготовителей оборудования на котором будет работать работник.
  • Основными производственными факторами,которые возникают при данном технологическом процессе.
  • Опасными зонами машин, механизмов на участке.
  • Инструкциями предприятия по охране труда.
  • Инструкциями предприятия с пожарной безопасности.
  • Инструкциями предприятия по электробезопасности
  • Наявными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
  • Требованиями внутреннего трудового распорядка.
  • Местом нахождения средств пожаротушения.
  • Местом нахождения медицинской аптечки.
  • Местом аварийного отключения оборудования от электросети.
  • Требованиями безопасности при работе с грузоподьемным оборудованием.

Работник за время стажировки должен:

Общее состояние здоровья и безопасности на строительных площадках

Теоретическое 30-часовое обучение состоит из 20 модулей. По этим причинам общий курс по охране труда и технике безопасности на строительных площадках является необходимым условием для получения сертификата компетентности, который дает право держателю работать на строительной площадке.

Экологическая квалификация для галогенуглеродов

Кроме того, работник будет лучше оснащен для выявления опасностей и опасностей на рабочем месте и принятия мер по их устранению. Сертификат, выданный Объединенной ассоциацией охраны здоровья и безопасности. Теоретическая подготовка продолжительностью 7 часов.

  • Выучить и усвоить на практике безопасные приемы и методы подготовки рабочего места.
  • Выучить и засвоить на практике безопасные методи и приемы в процессе выполнения работ.
  • Выучить и засвоить на практике безопасные приемы и методы работы после окончания основной работы.
  • Выучить и засвоить безопасные приемы и методы своих действий при возникновении пожара, и аварийных ситуаций.
  • Выучить и усвоить безопасные методы и приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой медицинской помощи.
  • Выучить устройство и усвоить принципы работы первичных средств пожаротушения и научиться ими пользоваться.
  • Практически усвоить безопасные приемы и методы работы без нарушений требований охраны труда.

Разработал ________________

После этого обучения работник сможет выбирать, использовать и обрабатывать галогенуглероды, минимизируя воздействие на окружающую среду в соответствии с действующими нормами. Теоретическое обучение с симулятором продолжительностью 4 часа. После этого тренинга работник сможет понять и выполнить блокировку с использованием карточек-замков, формы выпуска оборудования и оборудования блокировки.

Это обучение не стандартизировано для всех компаний, поэтому важно указать, для какой компании вы должны выполнить регистрацию для регистрации. Теоретическая подготовка продолжительностью 4 часа по безопасности для работы в комнатах чанов. После этого обучения работник сможет распознать ряд танковых комнат, объяснить и описать рабочую область серии, определить и найти неотъемлемые риски для работы сейф.


Ключевые проблемы

  • Для чего нужна программа обучения по охране труда водителей?
  • Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения?
  • Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения?
  • Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда?
  • Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля?

Водитель автомобиля - одна из наиболее распространенных профессий работников; ее представители выполняют свои трудовые обязанности в организациях, на предприятиях и в учреждениях различного отраслевого профиля. Поскольку автотранспорт является средством повышенной опасности, к профессии водителя предъявляются особые требования по обучению охране труда. Они отражены в особенностях аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

8-часовое обучение. После этого обучения работник сможет определить, что такое замкнутое пространство, знать правила и различные типы замкнутого пространства; знание статистики аварий и потенциальных опасностей, встречающихся в замкнутых пространствах, надлежащим образом использовать измерительное устройство для обнаружения различных газов; знание легковоспламеняющихся газов и токсичных газов, а также симптомы в присутствии или отсутствии этих газов.

Знать ответственность различных заинтересованных сторон; продуть и проветрить закрытое пространство; использовать необходимое оборудование и документы при входе в замкнутые пространства. Этот тренинг не был стандартизирован для всех компаний, но были адаптированы для охвата наиболее крупных компаний, на которые распространяются правила, поэтому важно указать, какую компанию вам необходимо соблюдать до регистрации активность.

К выполнению работы по профессии «Водитель автомобиля» допускается работник не моложе 18 лет, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе. Учеба проводится по специальной программе обучения по охране труда водителей. Чтобы ее создать, нужно учесть некоторые особенности профессии.

Теоретические и практические занятия продолжительностью 8 часов. В конце этого курса кандидат сможет узнать о рисках падения и принять необходимые меры для безопасной работы. Знать некоторые статистические данные о падениях путем определения обязанностей соответствующих лиц; определить риск падения; знание критериев использования и производства оборудования, конструкций и оборудования, а также знать и выбирать из возможных вариантов защиты.

Вывеска дорожных работ

Соглашение с Квебекской ассоциацией транспорта и дорог. 4-часовая подготовка, необходимая для работы в качестве сигнального агента в министерстве транспорта Квебека. Это обучение направлено на всех, кто хочет стать сигнальным персоналом, направляющим движение вокруг участка дорожного строительства.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения, утвержденных в установленном порядке соответствующими министерствами.

Для чего нужна программа обучения охране труда водителей

Помимо профессионального обучения, необходимого для получения прав на управление транспортным средством, водители автомобилей обязаны учиться правилам охраны труда. К этому их обязывает Трудовой кодекс (ст. 225 ТК РФ), Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 (п. 2.2.1 Порядка обучения), ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (разд. 3 и 4) и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003) (п. 10.5) , утвержденные постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.

Пожарная безопасность-Пожарный 1 неполный рабочий день

Соглашение с Национальной школой пожарных Квебека. Соглашение с Чарльзбургским транспортным учебным центром. Обучение 615 часов, ведущих к диплому профессиональных исследований в области грузовых перевозок.

Индивидуальное обучение в следующих областях

Подлежит обязательству начальной квалификации и непрерывного обучения.

Какое учебное устройство?

Однако это освобождение от первоначальной подготовки не применяется, если соответствующий водитель никогда не выполнял профессиональную деятельность вождения или не прервал эту деятельность более 10 лет. Водители не обеспокоены. По окончании обучения водители должны иметь «квалификационную карточку водителя».

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Хотели бы вы узнать, что такое обучение, а также даты и места проведения? Найдите здесь учебное предложение в Окситании! Для получения информации о возможностях обучения в Окситании вы также можете связаться с бесплатными номерами. Поиск обучения - это поисковая система, которая позволяет вам знать не только обучение, доступное в регионе, но и их даты и места. Поиск возможен по ключевым словам, местоположению, датам, финансированию, цели обучения, условиям. Также можно напрямую искать региональные учебные организации.

Из-за своей сложности этот инструмент недоступен в режиме комфортного чтения. Водители мобильного вспомогательного оборудования эксплуатируют военные транспортные средства всех видов, будь то обычные автомобили, оборудование для удаления снега или внедорожники.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

  • Трудовой кодекс;
  • Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29;

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь - Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

Перечень нормативных правовых актов, рекомендуемых для подготовки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля

  1. Трудовой кодекс.
  2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  3. ГОСТ 12.0.003-74* ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  4. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  5. ГОСТ Р 51709-2001*«Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  6. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  10. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  11. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  13. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  14. Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса России от 13 июля 2006 г. № 82 (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  15. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 .
  16. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73 (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
  17. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.
  18. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  19. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 642н (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  20. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ Р М-008-99).
  22. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002).
  23. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
  24. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  25. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
  26. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. - М.: ЭНАС, 2012.

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например - бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. Пунктом 3.2 ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:


После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (п. 3.5 ГОСТ 12.0.004-90). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?

Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин - свою?

Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?

Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, - это постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ, ПОТ РМ 027-2003.

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

Алексей ТИХОНОВ, заместитель директора
ООО «Малое научно-производственное предприятие
"Охрана труда 90”» (Москва)