Муниципальное имущество может быть приватизировано способом. Приватизация и ее способы


Когда в стране наступает тяжелое финансовое положение, достаточно часто правительство принимает решение , и в первую очередь, это касается акций различных предприятий.

Приобрести в собственность различные компании может практически любой желающий, ведь нужно обеспечить выполнение всего нескольких основных условий, но при этом далеко не все потенциальные покупатели знают о том, как проводится приватизация предприятий и каким условиям нужно соответствовать, чтобы принять участие в торгах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с этим, если у человек появилось желание перекупить какие-то государственные акции, ему стоит разобраться в том, как проводится приватизация предприятий в 2020 году и когда можно принять в ней участие.

Законные основания

Порядок проведения приватизации на сегодняшний день регулируется двумя основными правовыми актами – это законы №178 и №1541.

При этом стоит отметить, что последний закон отличается ограниченным действием, а также не может распространяться на несколько видов государственной собственности, таких как:

  • природные ресурсы;
  • госрезерв.

Сама процедура передачи прав собственности в частные руки предусматривает руководство не только федеральным, но и региональным законодательством, но при этом, в первую очередь, именно регулирует правила проведения приватизации.

Помимо этого, данный закон также включает в себя информацию о том, что каждый житель России может принять участие в приватизации только один раз в своей жизни, но если речь идет о возмездной передаче прав собственности, участвовать в данной процедуре можно неограниченное количество раз.

Главные формальности оформления

Действующее законодательство предусматривает специальные нормы для проведения процедуры приватизации каких-либо предприятий. В случае нарушения данного порядка предусматривается признание договора недействительным.

Сам документ в обязательном порядке должен включать в себя информацию обо всех сторонах рассматриваемой сделки – о продавце, посреднике и приобретателе, а помимо этого в нем должно присутствовать полное наименование продаваемого предприятия с указанием его адреса, состава и стоимости активов.

Также стоит отметить, что в документе должна присутствовать информация касательно цены земельного участка в том случае, если он будет также продаваться или сдаваться в аренду физическим лицам.

Немаловажным моментом является добавление в составленный договор информации о том, в каком порядке должно передаваться предприятие, в какой форме и в какие сроки должны быть проведены платежи, а также какие присутствуют взаимные обязанности каждой из сторон. Обязательно нужно перечислить все условия, в соответствии с которым государственные активы были выставлены на продажу через аукцион.

Право собственности на указанную компанию переходит к покупателю только после того, как будет проведена регистрация купли-продажи, проведенная в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Для того, чтобы впоследствии оспорить действительность составленного договора приватизации, нужно обращаться в учреждения арбитражного или районного суда, при этом подать данное заявление может только одно из лиц, принимающих участие в процессе приватизации

Порядок и правила приватизации предприятий

В зависимости от того, какое предприятие собираются оформить в частную собственность, изменяется и сам процесс проведения данной процедуры. В частности, здесь все зависит от категории рассматриваемой организации.

Государственных

Состав предприятия, которое будет приватизироваться частными лицами, должен определяться в предварительно составленном передаточном акте, формирование которого осуществляется на основании той информации, которая указана в акте инвентаризации, аудиторском заключении или документах о рассматриваемых земельных участках.

Передаточный акт обязательно должен включать в себя все виды имущества, которые будут приватизироваться частным лицом, включая также обязательства данного предприятия, связанные с выплатой всевозможных платежей для тех лиц, перед которыми несет ответственность за нанесение вреда здоровью или жизни.

Балансовая стоимость предприятия должна рассчитываться в соответствии с данными, полученными из промежуточного бухгалтерского баланса, который подготавливается с учетом результатов, полученных в процессе проведения инвентаризации всего представленного имущества.

Цена земельных участков должна равняться их кадастровой стоимости в том случае, если унитарное предприятие преобразуется в хозяйственное общество. Также стоит отметить, что в процессе приватизации имущественного комплекса любая собственность, которая не относится к приватизируемым активам, может быть изъята в дальнейшем ее собственником.

Правительство России имеет возможность определения исключительных прав, которые не предусматривают приватизацию того или иного имущества, включенного в состав собственности унитарного предприятия.

Требования, которые заявляют кредиторы к указанной организации, должны рассматриваться в заранее определенном порядке в процессе определения точного состава имущественного комплекса, передающегося в частные руки. При этом стоит отметить, что согласие кредиторов на перевод их требований в данном случае не требуется.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что после определения точной первоначальной стоимости приватизируемого предприятия должно пройти не более шести месяцев до того момента, как компания или ее часть будет выставлена на публичные торги.

Муниципальных

Муниципальные предприятия приватизируются путем проведения трех основных этапов:

  • планирование;
  • принятие условий, на основании которых будет осуществляться процедура приватизации;
  • передача имущества в собственность частным лицам.

Стоит отметить, что в данном случае самым сложным этапом большинство экспертов называют именно планирование, так как в данном случае государственным органам нужно будет провести подробную оценку того, кто именно является собственником имущества и какие объекты они могут передать в распоряжение частным лицам.

Это достаточно сложная процедура, так как в России любые решения, связанные с приватизацией муниципальных предприятий, должно принимать непосредственно Правительство, которым в начале каждого года устанавливается перечень организаций, передаваемых в частные руки.

Унитарных

Приватизация унитарных предприятий проводится стандартно, но в данном случае есть определенный перечень объектов, которые не могут передаваться в распоряжение частным собственникам, и это жилищный фонд вместе с различными объектами инфраструктуры, а также объекты энергетики, которые используются для обеспечения нормальной жизнедеятельности жителей определенного населенного пункта.

Самым важным вопросом в данной процедуре является определение четкого состава имущества, которое не может быть приватизировано. В действующем законодательстве присутствуют довольно расплывчатые формулировки того, какие виды имущества относятся к данной категории, поэтому на практике заранее зачастую нельзя понять, что будет передано частникам, а что останется в распоряжении правительства.

При этом стоит отметить, что, если разобраться с жилищным фондом достаточно просто, то понять, какие именно объекты относятся к инфраструктуре этого фонда, не всегда так легко. В данном случае под такими объектами подразумеваются различные инженерные сети и оборудование, которое установлено внутри жилищного дома, в то время как «граница имущественной принадлежности» этих сетей устанавливается по наружным стенам этой постройки.

Ваучерных

Ваучерная приватизация предусматривает оформление предприятий в частную собственность всего в два этапа. Первый предусматривает так называемое акционирование завода, когда имеющееся государственное предприятие превращается в отрытое акционерное общество.

После этого происходят кардинальные изменения в организационной и правовой форме предприятия, а также осуществлялся выпуск акций, распределяющихся в дальнейшем между сотрудниками в соответствии с оформленными им ваучерами. Сама по себе пропорция данного распределения устанавливалась самими сотрудниками.

Каждый отдельный случай требует проведения специального собрания трудового коллектива, который должен решать, как именно должно использоваться приватизированное имущество – выделение из его состава оборудования для разных предприятий или же, наоборот, объединение разрозненных групп в полноценные организации.

Ваучерная приватизация основывается на принципе, при котором считается, что лучше всего определить судьбу компании смогут именно ее сотрудники, так как они представляют собой не просто равнодушных наблюдателей, а являются полноценно заинтересованными лицами.

На практике же такой формат показал крайне низкие результаты, так как народные массы просто не смогли приспособиться к современным рыночным условиям.

Казенных

Под «казенным предприятием» предусматривается специализированное унитарное предприятие, которое основывается на праве оперативного управления. Главным учредительным документом такой организации является ее устав, а фирменное наименование обязательно должно включать в себя определенную информацию, которая указывает на принадлежность этого органа государству.

В соответствии с законодательством казенные предприятия могли создаваться только на основе ликвидированных государственных компаний, и при этом:

  • занимались деятельностью, которая предусматривается исключительно для удовлетворения нужд государственных предприятий;
  • имели более 50% от государственных органов;
  • не могли приватизироваться на территории России в соответствии с ранее принятой государственной программой.

При этом стоит отметить, что новое казенное предприятие автоматически становится правопреемником старого учреждения, включая все имеющиеся у него задолженности. Таким образом, новый владелец берет на себя ответственность по долгам ликвидированной организации, но при этом может распоряжаться производимой ей продукцией, полученной прибылью, а также выполненными услугами или работами.

В преимущественном большинстве случаев казенные предприятия образуются на основе ликвидированных компаний. Несмотря на то, что создание подобных организаций предусматривается в принципе в любых отраслях экономики, наиболее часто их формирование происходит в области сельского хозяйства или промышленности.

Главные же условия, которым должно соответствовать казенное предприятие, являются следующими:

  • деятельность ведется только для удовлетворения нужд государственных компаний;
  • в компании более 50% от общего объема продукции закупается исключительно государством;
  • предприятие относится к числу таких объектов, которые не могут быть приватизированы в соответствии с законодательством.

В связи с этим оформление казенных предприятий в частные руки на данный момент не представляется возможным.

Доступные способы

В соответствии с действующим законодательством предусматривается всего четыре основных способа приватизации государственных предприятий:

  • продажа через специальный конкурс;
  • продажа путем проведения аукциона;
  • продажа определенной части акций, которую имеет государство в составе данного предприятия;
  • выкуп имущества.

Для выбора наиболее оптимального способа составляется специальный комитет по управлению государственным имуществом, который выносит решение на основании результатов, полученных в процессе работы комиссии по приватизации.

Выбирая наиболее оптимальный вариант оформления приватизации, в чет принимается мнение трудового коллектива, предложения потенциальных потребителей, общую сумму уставного капитала компании, а также отраслевые особенности объекта приватизации

Составление договора

При составлении договора нужно обязательно указать информацию о том, какой именно объект предоставляется в частную собственность гражданину, включая его:

  • габариты;
  • адрес;
  • количество помещений;
  • другие параметры, обеспечивающие возможность точной идентификации имущества.

Также обязательно прописываются стороны договора и ставятся подписи каждой из них. В данном случае обязательно должен оставить подпись представитель органа местного самоуправления или же компании, и затем он закрепляется печатью.

В договоре также нужно указать, на основании какого документа выполняет свои обязанности представитель органов местного самоуправления или же компании, являющейся владельцем передаваемого имущества. Если же имущество будет передаваться в собственность двух или большего количества лиц, в договоре обязательно должно быть указано, какой размер долей получает каждый из участников.

Нюансы процесса

Процедура приватизации осуществляется при участии двух сторон – покупателей и представителей органов государственной власти. При этом стоит отметить, что в данном случае в учет берется несколько нюансов. В частности, при приватизации государственных предприятий в торгах могут принимать участие только те лица, которые своевременно подали заявку.

Отказывается в оформлении имущества лицам, которые:

  • не предоставили нужный пакет документов в установленные сроки, которые были объявлены при запуске аукциона;
  • предоставили ложную информацию или фиктивные документы;
  • не соответствуют требованиям, установленным в действующем законодательстве;
  • не внесли задаток в нужном размере и в те сроки, которые были объявлены организатором торгов;
  • признаны банкротом или проходят процедуру ликвидации, если речь идет о юридическом лице;
  • прекращают свою деятельность в соответствии с решением суда или какого-либо другого уполномоченного на это органа.

Порядок приватизации - предусмотренный законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества. С.И. Комарицкий понимает под порядком приватизации решение двуединой задачи: выбор имущества, подлежащего продаже, и определение организационной схемы, по которой конкретное имущество переходит в собственность физических и юридических лиц*(451) .

Действующий федеральный закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает следующие этапы приватизации:

разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества,

принятие решения о приватизации имущества,

приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом.

Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Законодательство предоставляет иным юридическим и физическим лицам право направлять свои предложения и мнения о приватизации федерального имущества, но не придает направлению подобных предложений значимых правовых последствий, в отличие от ранее действовавшего законодательства, уделявшего большое внимание инициативе покупателей государственного имущества. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении содержатся характеристика приватизируемого имущества (наименование и иные данные, позволяющие индивидуализировать его) и способ приватизации, а также иные предусмотренные законом и необходимые для приватизации имущества сведения (нормативная цена, срок рассрочки платежа).

Порядок планирования и порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Способы приватизации - это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13


Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.

Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества являлось основным способом приватизации, хотя он и не был предусмотрен Законом 1991 г. Первоначально порядок преобразования был определен Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", который предусматривал случаи обязательного и добровольного преобразования в акционерные общества государственных предприятий или их структурных подразделений.

Преобразование унитарного предприятия можно рассматривать как разновидность реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником этого унитарного предприятия. Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, порядок составления и содержание которого определяется Законом 2001 г. Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственной собственности и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами приватизации. Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества: путем закрепления в государственной собственности 100% акций открытого акционерного общества, путем закрепления в государственной собственности иного (менее 100%) количества акций или путем использования специального права ("золотой акции"). Деятельность акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного унитарного предприятия, регулируется законодательством об акционерных обществах с ограничениями, предусмотренными законом о приватизации (ст.1 Закона об АО, гл.VII Закона о приватизации 2001 г.).

Аукцион - способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему за него наиболее высокую цену. При этом от покупателей не требуется выполнения каких-либо иных условий по отношению к объекту приватизации. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

По составу участников аукцион может быть только открытым, проведение закрытых аукционов законодательством о приватизации не допускается. По форме подачи предложений о цене (организации аукциона) также различают закрытые аукционы, на которых предложения о цене имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене), или открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20% начальной цены имущества, а также представить необходимые документы, указываемые в информационном сообщении. Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством РФ и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.

Порядок организации аукциона, в том числе участие покупателей, определение победителей, проведение расчетов, регламентируется Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.

Разновидностью аукциона является специализированный аукцион. Специализированный аукцион - способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о его проведении. Обязательным условием участия претендента в специализированном аукционе является поступление на указанный счет перечисленных претендентом денежных средств.

Законодательство предусматривает проведение межрегиональных (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем пятнадцати субъектов РФ) и всероссийских (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем двадцати пяти субъектов РФ) специализированных аукционов.

Отношения, связанные с проведением специализированного аукциона, расчетами за приобретенные акции и с организацией проведения всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов по продаже акций, находящихся в федеральной собственности, регулируются Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций*(452) открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства РФ*(453) .

Публичное предложение - новый способ приватизации, предусмотренный Законом о приватизации 2001 г. В случае, если аукцион по продаже государственного имущества был признан несостоявшимся, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения (ст.23 Закона о приватизации 2001 г.). Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой. При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения цена имущества определяется в размере 50% начальной цены несостоявшегося аукциона. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, первым подавшему в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через определенные периоды.

В том случае, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется без объявления цены (ст.24 Закона о приватизации 2001 г.). При проведении приватизации путем продажи без объявления цены претенденты направляют в запечатанном конверте свои предложения о цене государственного или муниципального имущества, которые регистрируются с указанием номера и времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Возложение на покупателя каких-либо дополнительных условий и обязательств, кроме обязательства по уплате покупной цены, осуществляется при продаже объекта приватизации по конкурсу. Конкурс - способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения им условий конкурса. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50% уставного капитала указанного общества.

Перечень условий конкурса исчерпывающе установлен в законодательстве. Условия конкурса могут предусматривать:

сохранение определенного числа рабочих мест;

переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

То есть все условия конкурса в Законе о приватизации 2001 г. носят так называемый социальный характер. Законы 1991 и 1997 гг. предусматривали проведение конкурса с инвестиционными условиями, победитель которого обязан был осуществить инвестиции в отношении объекта приватизации (мероприятия по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства).

Наличие подобных социальных условий, ограничивающих права собственника, является отличительной особенностью приватизации имущества по конкурсу. Установление таких условий при других способах приватизации не предусмотрено законом. Соблюдение некоторых условий конкурса вызывает определенные споры в связи с отсутствием в законодательстве критериев и признаков соблюдения или несоблюдения тех или иных социальных условий. Так, например, пока нет четких критериев определения понятия "сохранение профиля", не сложилась еще и арбитражная практика, и это вызывает сложности при распоряжении имуществом, приобретенным по конкурсу*(454) .

При проведении конкурса предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса только в запечатанных конвертах (закрытом виде). В течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса с его победителем заключается договор купли-продажи, включающий порядок выполнения победителем условий конкурса, в том числе порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Таким образом, законодательство предусматривает особый момент перехода права собственности на имущество к победителю конкурса - полная оплата и выполнение условий конкурса. До указанного момента победитель конкурса осуществляет владение и пользование в отношении объекта приватизации с ограничениями, предусмотренными законодательством. Так, если объектом продажи на конкурсе являются акции открытого акционерного общества, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции не вправе самостоятельно осуществлять голосование в органах управления этого общества по указанным акциям по таким вопросам, как:

внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого акционерного общества;

отчуждение, залог, сдача в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества открытого акционерного общества действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала открытого акционерного общества или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда ;

залог и отчуждение недвижимого имущества открытого акционерного общества;

получение кредита в размере более чем 5% стоимости чистых активов открытого акционерного общества;

иным вопросам, указанным в законе о приватизации (ст.20 Закона 2001 г.).

Голосование по указанным вопросам победитель конкурса осуществляет в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя могут быть также взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой. Ранее Закон 1997 г. предусматривал в случае невыполнения победителем условий конкурса безвозмездное отчуждение объекта приватизации в государственную (муниципальную) собственность. Но постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 12-П "О проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" было разъяснено, что изъятие имущества у победителя коммерческого конкурса и его возврат публичному собственнику должен осуществляться в судебном порядке*(455) . В судебной практике достаточно споров о признании недействительными сделок приватизации. По мнению судов, нарушение условий, на которых объект приватизации был приобретен по конкурсу, является основанием для расторжения сделки приватизации*(456) .

Отношения, связанные с проведением конкурса, подробно регулируются положением, которое утверждается Правительством РФ*(457) .

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ является особым способом приватизации (ст.25 Закона о приватизации 2001 г.). В отличие от всех остальных способов приватизации возмездность данного способа реализуется посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи. Вкладом в уставный капитал акционерного общества может быть любое государственное имущество, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). Наиболее часто на практике вкладом государства в уставные капиталы акционерных обществ являются находящиеся в государственной собственности акции других акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных предприятий. Таким образом государство создает вертикально-интегрированные структуры (холдинги) для управления наиболее важными отраслями промышленности (энергетика, металлургия, сырьевые отрасли: угольная, нефтяная, газовая).

Обязательным условием внесения государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества является приобретение соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием обыкновенных акций этого акционерного общества в общем количестве не менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:

при учреждении открытых акционерных обществ;

в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества допускается только в отношении обыкновенных акций.

В отношении находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ предусмотрены особые способы приватизации:

продажа за пределами территории Российской Федерации (ст.21

продажа через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст.22 Закона о приватизации 2001 г.);

продажа по результатам доверительного управления (ст.26 Закона о приватизации 2001 г.).

Все указанные способы впервые закреплены в Законе о приватизации 2001 г. и направлены на отчуждение акций на максимально выгодных условиях.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории РФ, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли, т.е. посредством биржевой торговли. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ.

Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества. Указанное лицо приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. При этом договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

Краткие выводы

1. Приватизация - это процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность). Сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество.

2. От приватизации следует отличать иные отношения, возникающие при отчуждении в частную собственность государственного и муниципального имущества. Не является приватизацией государственного имущества и регулируется иным федеральным законодательством передача имущества на основании судебного решения, а также при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями закрепленным за ними государственным имуществом.

3. В качестве субъектов "приватизационных отношений" выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны - лица, являющиеся приобретателями (покупателями) государственного и муниципального имущества.

4. Закон 2001 г. регулирует отношения по передаче в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, а также находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ.

5. Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию объектов приватизации исходя из потенциальной возможности их приватизации.

6. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом.

Под приватизацией понимают из собственности государства или муниципальных органов в собственность частного или юридического лица. Данная процедура имеет под собой законные основания и подкреплена нормативными актами. А также законом «О приватизации государственного и муниципального имущества ». Такого рода сделки будут носить гражданско-правовой характер.

В этой статье

Основные сведения

Проведение процедуры приватизации имеет гражданско-правовую основу, и, как правило, подкрепляется договорами купли-продажи. В связи с этим процесс отчуждения будет регулироваться нормами гражданского права.

Продавцом имущества, которое будет отчуждено, выступает публичный собственник. Все его функции, цели и полномочия прописаны в федеральном законе о приватизации (ст. п. 1).

Покупателями же в данном случае, выступают физические и юридические лица. Исключения будут составлять те, чья доля в уставном капитале будет более 25%. А также и иные образования публично-правового характера.

Объектами приватизации будут являться:

  • собственные комплексы унитарных организаций вместе с земельными участками, которые они занимают;
  • различные постройки как завершенного строительства, так и находящиеся в процессе, также наряду с земельными участками;
  • акции ОАО;
  • различные исторические памятники, являющиеся культурным наследием;
  • участки земли без построек;
  • жилые постройки.

Какой порядок приватизации?

Вся последовательность действий при приватизации государственного имущества является урегулированным процессом, который регламентируется нормативными актами и правовыми основами. Вся процедура должна быть исполнена в определенные сроки. И состоять программа приватизации будет из нескольких последовательных этапов.

  1. Первый этап, это необходимость разработать план приватизации (ст. 7 и 8 Закона о приватизации).
  2. Второй этап, это необходимость разработать решение об условиях и целях приватизация муниципального имущества, а также государственного (ст. 14).
  3. Третий этап, это непосредственное исполнение принятого решения, опираясь на законные акты.

Правительство РФ определяет на очередной финансовый период порядок разработки плана по отчуждению федеральной собственности. Здесь задействованы федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и местного самоуправления, унитарные предприятия, акционерные общества, юридические лица и граждане.

Те лица, которые заинтересованы в приватизации муниципального имущества, должны направить документацию с выраженным желанием, непосредственно в правительство страны.

Непосредственный порядок планирования будущего проведения приватизации будет определен органами государственной власти и местного самоуправления (согласно ст.10 Закона).

Если внимательно изучить настоящее законодательство, а именно 1 п. ст. 7 Закона о приватизации, становится понятно, что план будет утверждаться непосредственно Правительством страны. В нем будут иметься сведения обо всех объектах федеральной собственности, которые на следующий год планируется приватизировать.

Помимо перечня, план будет содержать характеристики на каждый объект собственности, и планируемый период приватизации.

В такой прогнозный план могут быть включены и стратегические предприятия страны или же их акции. Но это происходит только в том случае, когда издается президентский указ о том, что конкретное предприятие исключено из разряда стратегических , либо же участие страны в его деятельности свелось к минимуму.

Далее, составленный план должен быть направлен на рассмотрение в Государственную думу . Наряду с ним, направляется и законопроект о бюджете на следующий финансовый период.

Принятие решения о приватизации

Органом, которое вправе принимать решение про отчуждение собственности в пользу частных лиц, является Правительство РФ, в соответствии со ст. 6 и 14 действующего Закона о приватизации . Данное решение в обязательном порядке содержит:

  • Описание собственности, с указанием ее характеристик;
  • Выбранный способ приватизации;
  • Цена;
  • При наличии рассрочки – период погашения долга;
  • Прочая информация, требуемая для приватизации собственности.

Порядок, в котором будет происходить приватизация, будет определяться непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления самостоятельно.

Какие бывают способы приватизации?

Для того чтобы осуществилась приватизация государственного и муниципального имущества должны быть соблюдены все нормы, прописанные в действующем законодательстве. Согласно статье 13 Федерального закона, имеют место существовать следующие способы отчуждения недвижимости:

  1. когда унитарное предприятие переименовывают в ОАО;
  2. когда преобразовывается унитарное предприятие в ООО;
  3. при реализации государственных и муниципальных имущественных объектов на торгах;
  4. при продаже имущества государства или муниципальных органов на конкурсе;
  5. когда происходит продажа государственных акций ОАО вне территории РФ;
  6. если акции ОАО реализуются посредством торговых представителей;
  7. при публичном предложении реализации имущества;
  8. когда происходит реализация имущества государства или муниципальных органов без объявления на него стоимости;
  9. когда имущество внесено в ОАО в качестве вклада в уставной капитал;
  10. при реализации акций ОАО в результате доверительного управления.

Преобразование унитарного предприятия

Одним из способов приватизации является реорганизация на базе унитарного предприятия ОАО. В данном случае происходит закрытие одного предприятия, то есть прекращение деятельности юридического лица, и открытие другого в новой форме. Для того чтобы на законных основаниях можно было произвести данные действия, необходимо знать важный момент. Так, согласно законодательству, размер уставного капитала в унитарном предприятии должен быть выше минимального размера уставного капитала в акционерном обществе . Данные нормы регулируются правовыми актами.

Если данное положение не соблюдено, тогда приватизация таким способом невозможна. Здесь должны быть применены иные варианты для отчуждения имущества.

Проведение реорганизации унитарного предприятия в ОАО изменит не только организационную и правовую форму юридического лица, а также изменит форму собственности.

Вклад в уставные капиталы

Еще одним вариантом отчуждения собственности является именно внесение имущества в уставной капитал акционерного общества.

  1. Для того чтобы произвести вклад, необходимо получить решение Правительства, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления.
  2. Уставной капитал акционерных обществ предусматривает возможность внесения в них муниципальной и государственной собственности, а также исключительных прав.
  3. В акционерном обществе доля акций государства не может быть менее 25% и еще одна акция. Другой вариант может быть только в случае, если на это есть решение Президента относительно стратегических акционерных обществ.

Для того чтобы государственное или муниципальное имущество было внесено на счет акционерного общества, должны быть соблюдены условия:

  • во время учреждения ОАО;
  • при оплате дополнительных акций, за счет, которого будет увеличиваться уставной капитал акционерного общества.

Как показывает практика, отличаться данный способ приватизации от других будет тем, что именно договор мены будет являться правовой формой сделки, а не соглашение о купле-продаже, как в других случаях.

Отчуждение или приватизация государственного и муниципального имущества в иную собственность является способом перераспределения благ возмездным отчуждением имущества, которое ранее находилось в собственности РФ. Производится это для достижения основных целей, прописанных в государственной программе по приватизации.

  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
    • Концепция «экономической конституции»
    • Постановления Конституционного Суда РФ в экономической сфере
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
    • Счетная палата РФ
    • Центральный банк РФ
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
  • Государственная поддержка
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
    • Состав государственной собственности
    • Формы управления государственной собственностью
    • Учет государственной собственности
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Основные способы приватизации

Представим общую схему приватизации. Первоначально полномочным государственным органом принимается решение о приватизации. Затем предприятие готовится к приватизации: имущество инвентаризуется, оценивается, определяются способ, сроки и условия продажи, начальная цена объекта. Информация о приватизации объекта публикуется в официальном информационном бюллетене с указанием всех существенных сведений. При приватизации между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, включающий все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации и сроки их выполнения.

Это общая схема. Что касается конкретных способов приватизации, то Закон о приватизации 1991 г. предусматривал следующие:

  1. продажа предприятия по конкурсу;
  2. продажа предприятия на аукционе;
  3. продажа долей (акций) в капитале предприятия;
  4. преобразование предприятия в акционерное общество.

В тот период трудовым коллективам предоставлялись значительные льготы. К примеру, в 1992 г. существовало три варианта акционирования: 1) 25% привилегированных акций передаются безвозмездно, до 10% акций - со скидкой 30% от номинала, до 5% - продаются должностным лицам администрации; 2) до 51% обыкновенных акций продается трудовому коллективу; 3) 20% акций продастся со скидкой 30% коллективу, в отношении 20% акций - передается право на голосование акциями фонда имущества. При этом первоначальный взнос уплачивается в срок не более трех лет. При тогдашнем уровне инфляции рассрочка в три года представляла собой самое привлекательное кредитование. Государство могло также принять решение о закреплении «золотой акции», дающей право вето на решения общего собрания акционеров по наиболее существенным вопросам.

Закон о приватизации 1997 г. несколько расширил перечень способов приватизации, уже не подразумевая таких льгот трудовым коллективам:

  1. продажа имущества (в том числе акций) на аукционе;
  2. продажа имущества на конкурсе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ их работникам;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество;
  6. внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  7. отчуждение акций владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг.

Действующий Закон о приватизации 2001 г. предусматривает больший диапазон способов приватизации:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Исторические различия нормативных подходов любопытно проследить на примере продажи предприятия по конкурсу (представлены в таблице). Попутно вскрываются и несовершенства понятийного аппарата, и динамика законодательства. На начальном этапе смешивалось понимание предприятия как субъекта и как объекта права, на сегодняшний день объектом приватизации названо просто имущество.

Продажа государственного имущества по конкурсу

Позиции сравнения
Законодательство 1991-1997
Законодательство 1997-2001
Законодательство 2001
Договор комитета по управлению имуществом и покупателя
Договор купли-продажи

1) договор о выполнении условий конкурса;

2) собственно приватизационный договор

1) договор купли-продажи;

2) передаточный акт (после выполнения условий конкурса)

Предмет приватизационного договора Государственное (муниципальное) предприятие, при этом занимаемое помещение передается в аренду с правом выкупа

а) право на инвестиции;

б) государственное (муниципальное) имущество

Государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс
Переход права собственности С момента регистрации договора купли-продажи (сразу) После выполнения условий конкурса (в связи с этим следует предусматривать переход бремени содержания и рисков на покупателя уже в договоре о выполнении условий) Государственная регистрация перехода права собственности - не позднее 30 дней после полной оплаты имущества, выполнения условий конкурса и погашения задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды
Условия конкурса

1) сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранение профиля предприятия на определенный планом приватизации срок;

2) обеспечение сложившегося числа занятых и сложившихся социальных гарантий работникам предприятия (на срок до года);

3) обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение первого года с момента его продажи;

4) финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс приватизируемого предприятия в течение определенного планом приватизации срока.

Перечень условий конкурса исчерпывающий

Социальные условия:

1) сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;

2) переподготовка или повышение квалификации работников;

3) сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

4) ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; 5) реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Перечень социальных условий исчерпывающий.

Инвестиционные условия:

1) реконструкция, приобретение оборудования, модернизация, расширение производства;

2) тарифный и нетарифный протекционизм в отношении российских товаропроизводителей;

3) погашение задолженности перед соответствующими бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Перечень инвестиционных условий примерный

1) сохранение определенного числа рабочих мест;

2) переподготовка и (или) повышение квалификации работников;

3) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально- культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

5) проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Перечень условий исчерпывающий. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год

Юридическая судьба приватизируемого государственного (муниципального) предприятия Предприятие реорганизуется ввиду его приватизации путем преобразования, покупатель становится его универсальным правопреемником Предприятие ликвидируется учредителем (государством) после выполнения покупателем условий конкурса. По договору о выполнении условий конкурса покупатель становится сингулярным правопреемником С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством РФ

Таким образом, вопрос о правопреемстве покупателя в отношении прав и обязанностей приватизированного предприятия решался различно:

  1. период с 19 июля 1991 г. до 1 марта 1996 г. (с момента вступления в силу Закона о приватизации 1991 г. до вступления в силу второй части ГК РФ): правопреемство покупателя универсальное, поскольку в результате приватизации предприятия (как юридического лица) происходит его реорганизация;
  2. периоде 1 марта 1996 г. до 25 июля 1997 г. (вступления в силу Закона о приватизации 1997 г.): правопреемство по основным правам и обязанностям можно назвать универсальным, но из передаваемых пассивов могут исключаться (как правило, в судебном порядке по иску покупателя) долги, не включенные в договор купли-продажи в соответствии со ст. 561 ГК РФ. Реорганизация приватизируемого предприятия удлиняется по времени и проводится новым собственником предприятия в течение определенного периода времени после вступления его в права собственности;
  3. период действия Закона о приватизации 1997 г.: правопреемство покупателя сингулярное по отношению к приватизируемому имуществу приватизируемого предприятия; само предприятие либо реорганизуется, либо ликвидируется учредителем;
  4. период действия Закона о приватизации 2001 г. (с 27 апреля 2002 г. - момента вступления в силу Закона о приватизации 2001 г.): правопреемство покупателя сингулярное; унитарное предприятие прекращается. После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ответственности не несут. Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.

Без сомнения, предприятие как имущественный комплекс - весьма сложный объект. Даже тогда, когда отчуждаемое (или иным способом выступающее в качестве объекта) предприятие является, казалось бы, единственным вещным проявлением юридического лица, также существующего в организационно-правовой форме предприятия, переход права собственности на абсолютно все имущество в составе передаваемого комплекса не будет иметь места.

Хотя бы по той причине, что отчуждение предприятия как имущественного комплекса не влечет обязательного прекращения (или даже необходимой реорганизации) юридического лица - первоначального владельца, а статус юридического лица без обособленного имущества вообще (а речь здесь, безусловно, идет в первую очередь о вещах) просто немыслим. Вещное содержание предприятия - это статичное состояние комплекса, а возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вокруг вещей отношения - это динамика, внутреннее и внешнее самодвижение, саморегуляция, саморазвитие, самовоспроизводство организованной совокупности предметов материального мира 1 См.: Степанов С.А. Предприятие как имущественный комплекс по Гражданскому кодексу Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права. М., 2000. С. 51-52. .

Развитие местного самоуправления и системных подходов к нему в

современный период (1991 – по настоящее время).

В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу мсу. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов мсу были отложены на 1994 год.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г, закрепила мсу и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов мсу. В 1995 году принят ФЗ «Об общих принципах организации мсу в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов мсу и их должностных лиц. Новый ФЗ «Об общих принципах организации мсу в РФ», принятый в 2003 г, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда ФЗ полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году

В современный период система местного самоуправления развивается в соответствии с общеправовыми принципами, признаваемыми международным сообществом, установленными Конституцией РФ.

Основными задачами местного самоуправления на современном этапе являются.

Развитие народовластия, создание реальных механизмов осуществления власти народа, создание системы гарантий права

населения на местное самоуправление;

Содействие развитию гражданского общества и правового государства;

Целью государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ является обеспечение дальнейшего развития

местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства. Для достижения данной цели государственная политика в области местного самоуправления должна быть направлена на:

Обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

Создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

Обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.

Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской муниципальных образований, в собственность физ и (или) юр.лиц. Способы приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.



Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2005 г.) определяет основные способы приватизации муниципального имущества (статья 13):

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации.

Законом 2003 г. предусмотрено, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных гос.полномочий, обеспечения деятельности органов мсу, должностных лиц мсу, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются НПА органов мсу в соответствии с ФЗ «О приватизации гос и муниципального имущества».Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской муниципальных образований, в собственность физ и (или) юр.лиц.1.На аукционе продается гос или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. 2.Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию. 3.На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения гос или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. 4.Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг.Продажа гос или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. 5.Продажа гос или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.6.Внесение гос или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.