Наименование публичного обязательства. Публичные нормативные обязательства


Ирина Пименова

Публичные нормативные обязательства

Добрый день! Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении является расходным обязательством субъекта. Законом субъекта полномочия на выплату компенсации переданы муниципальным районам. Средства на данную выплату передаются в бюджеты муниципальных районов в виде субвенции. Является ли данная выплата публичным нормативным обязательством муниципального района? По какому виду расходов следует проводить выплату?

Ответил пользователь, Светлана Мартыненко (martinenko)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга компании "Гарант" (www.garant.ru),
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Согласно
п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ расходным обязательством субъекта РФ является предоставление субвенции (п. 1 ст. 85 , п. 4 ст. 140 БК РФ). В сводной бюджетной росписи бюджета субъекта РФ указанные расходы отражаются по соответствующей подгруппе видов расходов 530 "Субвенции".

В свою очередь, расходные обязательства при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий являются расходными обязательствами муниципального образования, устанавливаемыми муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), и исполняемыми за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ (абзац третий п. 1 и п. 3 ст. 86 БК РФ).

Таким образом, в сводной бюджетной росписи муниципального образования расходы, связанные с осуществлением переданных полномочий, отражаются в соответствии с общим порядком применения бюджетной классификации в части групп, подрупп и элементов видов расходов, установленном п. 5 Раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Напомним, что определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации и субъекта РФ соответственно (ст.ст. 7 , 8 БК РФ).

В силу п. 4 ст. 21 БК РФ в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются субвенции, устанавливается перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций (п. 4 ст. 21 БК РФ). Вместе с тем, порядок расходования средств субвенций из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), наряду с требованием о применении кодов целевых статей при осуществлении расходов за счет средств субвенций, также может содержать указание о применении соответствующих групп, подгрупп и элементов видов расходов.*(1)

При отсутствии в нормативном правовом акте органа исполнительной власти субъекта РФ, определяющим порядок расходования средств субвенций, предоставленных на реализацию полномочий по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении, требования об отражении расходов на выплату указанных компенсаций с применением конкретных групп, подгрупп и элементов видов расходов, особенности применения групп, подгрупп и элементов видов расходов в целях отражения их в сводной бюджетной росписи муниципального образования будут зависеть от способа реализации переданных полномочий.

В частности, если выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении осуществляется получателем бюджетныхсредств, а также бюджетным (автономным) учреждением при условии открытия ему лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, за счет бюджетных ассигнований - в сводной бюджетной росписи указанные расходы подлежат отражению по соответствующему элементу группы видов расходов 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению".

В случае если выплата указанных в вопросе компенсаций осуществляется бюджетными (автономными) учреждениями за счет средств субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, расходы на выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении в сводной бюджетной росписи муниципального образования подлежат отражению с применением соответствующих кодов видов расходов 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" и 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели".

___________

*(1) Смотрите, например:

П. 4 Порядка предоставления средств, выделенных из федерального бюджета на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, в 2014 году, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 02.04.2014 N 330;

П. 7 Порядка расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Воронежской области на осуществление переданных отдельных государственных полномочий по организации деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 20.05.2015 N 406.

Все статьи Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений (Давыдова А.Ю.)

Как известно, автономные, а также "новые" бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Однако реализация ими полномочий по исполнению публичных обязательств перед юридическими и физическими лицами делает такие учреждения "соучастниками" исполнения бюджетных полномочий. Рассмотрим порядок их осуществления.

Виды обязательств

Основная задача бюджетных и автономных учреждений — реализовывать полномочия органа исполнительной власти (органа местного самоуправления), являющегося их учредителем, в соответствующей сфере государственного сектора экономики. В то же время в силу своего социального статуса, исторически сложившихся обстоятельств и по другим причинам на БУ и АУ возложена не совсем свойственная им функция, а именно исполнение публичных обязательств соответствующего публично-правового образования.
Напомним, что согласно ст. 6 БК РФ под публичными обязательствами подразумеваются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным актом размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации). Кроме того, существуют публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации. Однако в эту категорию не входят, в частности, выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом воспитанника государственных (муниципальных) образовательных учреждений.
Так, к федеральным публичным обязательствам относится предоставление:

V социального обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования;
V ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам
федеральных государственных образовательных учреждений на обеспечение
книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной
литературы;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V пособия по беременности и родам;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Субъекты РФ и муниципальные образования на основе своих законодательных актов принимают соответствующие обязательства. Например, Законом Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО <1> (с последующими изменениями) предусмотрены такие публичные обязательства, как выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Пензенской области:
— денежная компенсация выпускникам для самостоятельного приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования) — с 1 января 2012 г. в сумме 36 922 руб.;
— ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии — с 1 сентября 2012 г. в сумме 2340 руб.;
— государственная социальная стипендия — с 1 сентября 2012 г. в сумме 780 руб.
———————————
<1> "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области".

Порядок осуществления полномочий

Порядок исполнения бюджетными и автономными учреждениями публичных и публичных нормативных обязательств устанавливается правовым актом исполнительного органа соответствующего публично-правового образования. Так, на федеральном уровне этот порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 <2> (далее — Правила N 590). Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 N 699 <3> в данный документ были внесены изменения, благодаря которым действие норм распространилось помимо бюджетных учреждений и на АУ.
———————————
<2> "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
<3> "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 590".

Обратите внимание, что осуществление соответствующих выплат по публичным обязательствам бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от платных услуг и др., нецелесообразно, а в ряде случаев может быть расценено как нецелевое использование средств. Поэтому руководители, бухгалтеры и финансовые работники бюджетных и автономных учреждений должны внимательно следить за изменениями в нормативно-правовой базе и своевременно представлять требующиеся документы в органы исполнительной власти для получения денежных средств, необходимых для исполнения публичных обязательств перед физическими лицами.
Правила N 590 регламентируют действия органов исполнительной власти, Минфина и федеральных бюджетных и автономных учреждений. В частности, АУ для получения средств на осуществление соответствующих выплат физическим лицам необходимо открыть лицевой счет в Федеральном казначействе как получателю бюджетных средств (на такую необходимость указывает и другая норма — ч. 3.14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ <4>). Согласно п. 8 Правил N 590 документы для этого следует представить в Казначейство в течение пяти рабочих дней со дня получения копии приказа (выписки из него) об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств.

Основанием для открытия указанного лицевого счета является копия приказа (выписка из него).
———————————
<4> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.07.2011).

При этом в силу п. 9 Правил N 590 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти (государственного органа), то есть учредителя. Основанием же для оплаты являются платежные документы, представленные в территориальный орган Федерального казначейства (п. 10 Правил N 590).
Согласно п. 12 Правил N 590 учреждение составляет и представляет в учредителю бюджетную отчетность в порядке, установленном Минфином <5>. В свою очередь, информация об осуществлении учреждением указанных полномочий отражается в отчете о результатах его деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества (п. 13 Правил N 590). Напомним, что порядок формирования такого отчета установлен Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н <6>.
———————————
<5> Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
<6> "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".

Таким образом, для осуществления полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами и федеральному бюджетному, и автономному учреждению необходимо:
1) наличие приказа или иного распорядительного документа органа исполнительной власти о делегировании учреждению полномочий по исполнению публичных обязательств;
2) открытие лицевого счета в органе Федерального казначейства;
3) ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности об исполнении публичных обязательств.
Кроме того, исполнение публичных обязательств в учреждениях возможно только в случае, если в нем работают, обучаются и т.п. лица, относящиеся к получателям таких выплат из соответствующего бюджета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Понятие о публичных нормативных обязательствах

Публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Определение из нормативных актов

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст. 6):

"Публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.".

Разъяснение

"Исходя из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичные нормативные обязательства устанавливаются законами или иными нормативными правовыми актами. Тогда как расходные обязательства, связанные с выплатой опекунам или попечителям вознаграждений, возникают в результате заключения с ними договоров. Таким образом, принимая во внимание, что договор об осуществлении опеки или попечительства предусматривает выплату исполнителю вознаграждения и относится к категории договоров возмездного оказания услуг, расходные обязательства по осуществлению указанной выплаты не могут быть отнесены к публичным нормативным обязательствам." (Письмо Минфина России от 03.06.2014 N 02-05-11/26678)

К примеру, Постановлением Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП утвержден Порядок санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Дополнительно

Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений (Давыдова А.Ю.)

Публичные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

С 1 января 2012 года бюджетные учреждения в новом статусе не могут выступать от имени публично-правового образования. Таким образом, исполнение публичных обязательств бюджетными учреждениями в общем порядке исполнения расходов бюджета становится невозможным.

Особый порядок осуществления «новыми» бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, определяется соответствующим высшим органом исполнительной власти: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции Федерального закона № 83-ФЗ).

Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления определен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590. Данный порядок применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти – главными распорядителями средств федерального бюджета с учетом положений части 15 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗприняты решения о предоставлении им субсидий из федерального бюджета .

Орган государственной власти передает бюджетному учреждению свои полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации, принимая соответствующий правовой акт (приказ, распоряжение).

Публичные нормативные обязательства

Данный правовой акт принимается в течение месяца со дня утверждения органу государственной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств.

Финансовое обеспечение осуществления федеральным бюджетным учреждением переданных полномочий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органу государственной власти на указанные цели. Субсидия бюджетному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ), предоставляется без учета объема выплат по исполнению переданных полномочий.

Оплата денежных обязательств по исполнению переданных бюджетных полномочий осуществляется от имени федерального органа государственной власти, передавшего полномочия, на основании платежных документов, представленных бюджетным учреждением, принявшим полномочия, в территориальный орган Федерального казначейства.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению федеральным бюджетным учреждением публичных нормативных обязательств от имени федерального органа государственной власти осуществляется в общем порядке, установленном в отношении получателей средств федерального бюджета, т.е. в соответствии с Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Федеральное бюджетное учреждение, принявшее полномочия, обязано:

  • Представлять в федеральный орган государственной власти (государственный орган) отчетность об исполнении публичных обязательств в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации получателями бюджетных средств;
  • Отражать информацию об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств в отчете о результатах деятельности федерального бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти (государственным органом).

Аналогичные порядки передачи полномочий по исполнению должны быть утверждены на региональном и местном уровнях власти.

В отношении передачи бюджетных полномочий автономным учреждениям на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликован законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», распространяющий на автономные учреждения право по исполнению ими публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, а также ведения обособленного учета указанных операций в рамках исполнения бюджета.

Любой гражданин страны вправе требовать исполнения закона или иного нормативного права, которым установлены публичные нормативные обязательства. Это договорённости, которые подлежат обязательному исполнению. Они всегда выражаются в денежной форме. В России размер обязательств и порядок индексации их суммы оговаривает Письмо Минфина РФ от 12. 07. 2012 (16-01-0855). Исключения составляют выплаты, предусмотренные статусом муниципальных служащих или государственных. Исключения касаются и тех, кто замещает должности государственные, муниципальные, в бюджетных учреждениях, военнослужащих и ещё некоторых категорий государственных работников.

Виды

Основной задачей автономных и бюджетных учреждений является реализация полномочий органов местного самоуправления или исполнительной власти, которые являются их учредителем в той сфере сектора экономики, к которой учреждение это относится. Именно поэтому им придана функция исполняющего публичные нормативные обязательства. Это так, но не для всех учреждений такая роль понятна и приятна. Тем не менее исполнять её нужно обязательно. Статья 6 БК РФ подробно разъясняет, что такое публичные нормативные обязательства. Это обязательства прежде всего расходные, и учреждение любого публичного правового образования обязано определённому кругу физических или юридических лиц произвести выплаты, установленные законом.

Сюда относится предоставление обеспечения детям, которые остались без попечения, и сиротам, получающим высшее, среднее или начальное образование в государственных учреждениях образования. Это ежемесячная компенсация педагогам, работающим в государственном секторе, чтобы обеспечить их периодическими изданиями и книгоиздательской продукцией. Публичные нормативные обязательства - это и ежегодное пособие докторантам и аспирантам для приобретения необходимой им научной литературы. Это же касается пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий по уходу за родившимся ребёнком. Перечень публичных нормативных обязательств длинен. А потому лучше подробно остановиться на самых основных.

Страховые пенсии

Закон предусматривает назначение страховых пенсий и выплаты по потере кормильца. Ими могут пользоваться граждане по обязательному пенсионному страхованию, а также находящиеся на иждивении члены их семей. Пенсионные органы принимают во внимание многие обстоятельства для того, чтобы начать выплаты по потере кормильца.

Это наличие страхового стажа, во время которого отчисления в Пенсионный фонд поступали (учитывается и сам стаж, и размер взносов, и индивидуальный коэффициент), и многие другие обстоятельства, которые установлены в статье 3 400-ФЗ. Если несовершеннолетние дети до потери кормильца получали пенсию (например - по инвалидности), но доходы кормильца единственно давали средства к существованию, они имеют право перейти на выплаты по потере кормильца.

Условия

Могут получить такую пенсию дети до 18 лет (и старше, если учатся по государственным программам в России или за её рубежами). После 23 дня рождения выплаты по потере кормильца прекращаются. Дети-инвалиды в любом случае получают страховую пенсию, даже совершеннолетние (если инвалидность получена до совершеннолетия).

Также получает выплаты любой из взрослых детей, ухаживающий за родственником или собственным ребёнком. Страховые пенсии могут получать все потерявшие кормильца то есть и тот, за кем ухаживают, и тот, кто ухаживает - публичные обязательства перед физическим лицом утверждает закон. Лишаются такой возможности только лица, которые спровоцировали смерть своего кормильца собственными действиями, но и в этом случае данный факт должен быть установлен в суде и доказан.

Пенсии военнослужащим

Все военнослужащие нашей страны имеют право получения военной пенсии. Главное условие - оставление службы, иначе пенсия военнослужащим не назначается. Всё время службы включено в выслугу лет, и льготное её исчисление тоже. Установленная выслуга не подлежит изменениям. Право на такую пенсию имеют военнослужащие двух категорий. Прежде всего, отслужившие двадцать или более лет в рядах ВС РФ, а также в ОВД, МЧС, ГПС или УИС.

Вторая категория - уволенные по причинам наступления предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с мероприятиями организационными или штатными после достижения возраста 45 лет со стажем не менее 25 лет, в том числе не менее 12,5 лет службы в ВС РФ или в ОВД, ГПС, МЧС, УИС. После выхода на пенсию военнослужащие могут не оставлять работу, если есть трудовой договор. Они будут получать и пенсию от силовых структур, и пенсию по старости от Пенсионного фонда.

Расчёт

Рассчитываются пенсии военнослужащим по общим правилам ФЗ, касающимся трудовых пенсий, то есть учитывается пенсионный капитал и среднемесячный заработок, который не был учтён, когда устанавливалась военная пенсия (выплаты силовых структур). Чтобы одновременно получать две пенсии - трудовую и военную, нужно выполнить определённые условия.

Во-первых, страховой стаж должен быть более пяти лет. Во-вторых, должен быть достигнут пенсионный возраст: женщины - 55, а мужчины - 60. В-третьих, нужно наличие или выслуге лет согласно Закону 4468-1 от 12.02.1993. Периоды службы в страховую часть трудовой пенсии нельзя включать, если они вошли в военную пенсию. Дальнейшее увеличение трудовой пенсии осуществляется вместе с индексацией страховой её части. Тут действуют общие правила.

Категории

Пенсионеры-военнослужащие должны пройти определённый срок службы в структурах ВС РФ, ОВД, ГПС, в органах контроля за оборотом психотропных веществ и наркотических средств, в органах прокуратуры или таможни, в органах и учреждениях УИС (уголовно-исполнительная система) или МЧС. Военная пенсия по выслуге лет будет назначена при следующих условиях: за 20 лет - 50% всей суммы заработной платы (денежного довольствия), далее за каждый год более 20 лет прибавляется 3% от общей суммы. В общей сложности размер пенсии не может превышать 85% от суммы всего денежного довольствия.

Военнослужащие, имеющие стаж общий трудовой 25 лет и более, в числе которых 12,5 лет - военная служба, получат военную пенсию тоже 50% от общей суммы денежного довольствия. За стаж после 25 лет каждый год будет прибавляться 1% от этой суммы. В денежное довольствие включается и стоимость продовольственного пайка, который получают военнослужащие, а также продовольственная компенсация, которая выплачивается и рядовым, и начальствующему составу.

Размеры пенсий военнослужащих

Минимальная военная пенсия не может быть ниже 100% от размера трудовой пенсии. А минимум трудовой пенсии ежегодно устанавливает федеральный закон по величине прожиточного минимума в стране. Если военнослужащий отказывается от военной пенсии, ему назначается трудовая по старости. Это происходило довольно долгое время и достаточно часто, поскольку военные пенсии ещё меньше пенсий трудовых по старости. Происходит такое и теперь. Есть регионы, где трудовые пенсии выплачиваются со значительными добавками, там от военных пенсий люди отказываются практически стопроцентно.

Если во время службы военнослужащий выполнял определённые задачи или находился в условиях чрезвычайного положения, для него предусмотрено начисление пенсии на льготных условиях. Например, месяц службы считается на шесть месяцев. Или за три, два, полтора. Те, кто служит по контракту и выполняет задачи при чрезвычайном положении, а также во время вооружённых конфликтов, трудовой стаж будет расти по формуле "месяц за три", когда один месяц в выслугу (или в трудовой стаж) засчитывается как три месяца. Это служба за пределами страны, на Кавказе, на Крайнем Севере. Районный коэффициент при начислении пенсий военнослужащим учитывается, если служба длилась на Крайнем Севере и территориях, к нему приравненных, не менее пятнадцать и двадцать лет соответственно. Действует коэффициент для проживающих в данной местности. Предельным размером такого районного коэффициента, применимого к начислению военной пенсии, является 1,5.

Отдельные категории граждан

Чтобы усилить социальную защищённость российского народа, в 1994 году вышел Указ, устанавливающий компенсационные выплаты отдельным категориям граждан. По пятьдесят рублей стали получать аспиранты и студенты в организациях образовательной деятельности, а также находящиеся по медицинским показаниям в академических отпусках. Положенные выплаты получили и работающие будущие матери - по беременности и матери по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста.

Предприятия, учреждения и организации, где эти женщины состоят в трудовых отношениях, не зависят от организационных и правовых норм в своей обязанности оплачивать компенсации. Также выплаты полагаются и женщинам-военнослужащим, которые находятся в отпуске по беременности и уходу за ребёнком. Неработающие жёны служащих рядовыми и в начальствующем составе ОВД, ГПС, МЧС, а также находящиеся в отдалённых гарнизонах тоже получают такую компенсацию. Если предприятие, где была трудоустроена женщина, имеющая детей до 3 лет, ликвидировано, она тоже имеет право на выплату пособия.

Пенсии МВД РФ

Компенсация семьям погибших сотрудников МВД выплачивается, но в минимальном размере. Практику таких позаимствовало у Министерства обороны, где давно выплачиваются пособия семьям погибших при исполнении службы. Ранее родственники полицейских (милиции) получали только единовременное вспомоществование.

Из предложенной суммы Министерство финансов сделало ряд вычетов, и потому на 2014 год при отсутствии всяческих индексаций ежемесячная выплата составляла всего 3 500 рублей вместо запланированных 20 000. В 2015 году Указ был пересмотрен и дополнен. Семьи погибших военных и полицейских с 2017 года стали получать компенсации в размере чуть менее восьми тысяч рублей.

Беженцы

Не являющиеся гражданами России, жертвы преследований по разнообразным признакам (раса, вероисповедание и т. д.), получившие соответствующее свидетельство, имеют право на получение единовременного пособия (каждому члену семьи). Размер данного пособия определяется правительством страны.

Не достигшие восемнадцатилетнего возраста и признанные беженцами на территории России получают 100 рублей, малообеспеченные граждане (инвалиды, пенсионеры, родители с детьми до 18 лет) - 150 рублей на каждого члена семьи. Нужны соответственные заявления и справки, чтобы получать такое пособие беженцам.

Справка

Миграционная служба любой территории, где граждане получали свидетельства и где они состоят на учёте, в течение дня готовит справку на получение пособия. В справке должны быть указаны сведения о беженце, претендующем на получение выплаты, после чего она удостоверяется подписями и печатью. В учётную карточку каждого гражданина, получившего такую справку, вносится соответствующая запись, а также отметка делается и в свидетельстве.

Действительна такая справка только семь дней с момента выдачи. Пособие выдаёт Сберегательный банк России. Если в статусе беженца гражданину отказано, возвращать выплаченные средства не нужно. Если же гражданин умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы для выплаты ему пособия, средства придётся возвратить.

Чернобыль

В 2016 году появились изменения в выплатах компенсаций гражданам, пострадавшим от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. стали немного крупнее.

Подвергшиеся воздействию радиации получают выплаты на каждого ребёнка возрастом до полутора лет - 3 000, от полутора до трёх лет - 6 000 рублей. В остальном пособия не изменили сумму, однако пересмотрен список населённых пунктов, которые входили в заражённую зону.

ПНО - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

ПНО:- Пенсии военнослужащим , членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия; -Тем, кто ликвидировал ЧАЭС ; -Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам ; -Социальная поддержка и доп. поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, героям войны и т.п.

Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 года

В связи с уточнением численности получателей и увеличением размеров выплат в 2014 - 2016 годах уточнены объемы бюджетных ассигнований на:

Предоставление компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Предоставление компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву.

Объемы бюджетных ассигнований на предоставление компенсации членам семей погибших военнослужащих, включенных в состав иных обязательств, определены в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в части тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Источники финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную социальную защиту граждан, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице.

Источниками финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства внебюджетных фондов.

В соответствии с 21 статьей БК РФ, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

9) здравоохранение; (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) социальная политика;

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основ­ной материальной базой пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

Назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспе­чивают гражданам Российской Федерации возможность бес­платного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медици­нских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых забо­леваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Направления повышения эффективности социальной защиты граждан заключаются в принятии упомянутых госпрограмм, результатами которых должно стать:

-(ГП «Социальная поддержка граждан»)

Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

Удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

Создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;

Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально

ориентированных некоммерческих организаций; обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;

увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями

(ГП «Развитие здравоохранения»)

Снижение смертности и потребления алкогольной продукции, потребления табака среди детей и подростков, увеличение обеспеченности врачами, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и т.д.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную (муниципальную) финансовую поддержку коммерческих организаций производственных отраслей экономики, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Предоставление гос. субсидий, так же как и налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создании и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.). Предоставление бюджетных средств как метод финансового стимулирования основано на следующих принципах. Во-первых , не делается различий между организационно-правовыми формами субъектов хозяйствования, которые могут получить соответствующие средства. Во-вторых , как правило, используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках государственной поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей

Статья 10. Виды мер стимулирования промышленной деятельности

1. Стимулирование промышленной деятельности осуществляется путем предоставления субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности финансовой, информационной и консультационной поддержки, поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки в области профессионального обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников субъектов промышленной деятельности, иных видов поддержки.

2. Особенности применения мер стимулирования промышленной деятельности в отдельных отраслях промышленности могут устанавливаться государственными программами РФ и субъектов РФ, муниципальными программами.

3. Финансовая поддержка в форме установления специальных налоговых режимов и налоговых льгот осуществляется путем:

1) установления специальных налоговых режимов или налоговых льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам;

2) освобождения от уплаты налогов субъектов промышленной деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты, включенные в перечень, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

4. Финансовая поддержка в форме предоставления займов субъектам промышленной деятельности осуществляется в том числе через фонды развития отраслей промышленности, создаваемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

1. В целях осуществления мер финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности по решению Президента РФ могут создаваться фонды развития отраслей промышленности. Учредителем отраслевого фонда от имени РФ является Правительство РФ, которое утверждает устав отраслевого фонда.

Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в том числе путем:

1) размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

2) предоставления субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, не связанных с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

Особое значение для любого региона имеет кадровый потенциал. Осуществление подготовки специалистов на основе дополнительного бизнесобразования и приглашение высококвалифицированных кадров для разработки/трансфера производственно-промышленных технологий и ведения инновационных видов бизнеса представляется достаточно узкой задачей, которую необходимо решать на уровне отдельных операционных единиц. Организация регулярного отбора и поддержки реализации перспективных проектов инновационного развития производственных предприятий (как действующих, так и вновь создаваемых), в первую очередь –проектов-«локомотивов» новых трендов в российской и мировой экономике («прорывных», а не «догоняющих» инноваций). Бюджетная поддержка.

9. Субсидии государственным (муниципальным) учреждениям: содержание, виды, особенности расчета и предоставления.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Формула для расчета субсидии на государственное (муниципальное) задание выглядит следующим образом:

а) если учреждением одновременно оказываются государственные (муниципальные) услуги и выполняются работы: SUB гз = SUB у + SUB р + NZ и;

б) если учреждением оказываются только государственные (муниципальные) услуги: SUB гз = SUB у + NZ и;

в) если учреждением выполняются только работы: SUB гз = SUB р + NZ и, где SUB гз – субсидия на государственное (муниципальное) задание; SUB у – часть субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг (рассчитывается на основе нормативных затрат на оказание услуг и количества соответствующих услуг); SUB р – часть субсидии на выполнение работ; NZ и – общий объем нормативных затрат на содержание имущества.

Для расчета нормативных затрат на оказание i-ой услуги следует исходить из суммы составляющих затрат, необходимых для оказания соответствующей услуги (как непосредственно связанных с ее оказанием, так и затрат на общехозяйственные нужды), к которым относятся затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала, затраты на оплату услуг связи и транспорта, коммунальные услуги и пр.

Нормативные затраты следует определять с учетом государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил, с обязательным использованием утвержденных натуральных нормативов или нормативов затрат в отношении отдельных составляющих нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов (порядка их определения или расчета) можно применять экспертный метод для определения соответствующих составляющих затрат в составе нормативных затрат.

На выполнение работ орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, вправе, но не обязан, утвердить нормативные затраты.

В случае принятия решения о формировании государственного (муниципального) задания для государственного (муниципального) казенного учреждения требование об утверждении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг обязательно.

Расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии на государственное (муниципальное) задание, учитываемые на лицевых счетах данных учреждений, открытых им в территориальных органах ФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы ФК, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Основная задача учреждения – выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана.

Как правило, субсидии на государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям предоставляются на основании соглашения, заключаемого с этими учреждениями органами, осуществляемыми функции и полномочия их учредителя, являющимися одновременно главными распорядителями бюджетных средств. Правила заключения такого соглашения, его форма и содержание (объемы и сроки перечисления субсидии, порядок изменения объема субсидии, предоставления отчетности и пр.) определяются в порядке предоставления субсидий на государственное (муниципальное) задание, утверждаемом соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, при использовании в очередном году остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание учреждением должны быть соблюдены следующие условия: - направления использования остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание должны соответствовать целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе; - объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Вместе с тем, как уже было указано, остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, предоставленной бюджетному или автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

10. Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.

Среди казенных учреждений - школы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Казенные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важные социальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Казенные учреждения расходуют бюджетные средства: на оплату труда работников; на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ; на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Финансирование казенных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов казенных учреждений, т.е. плана расходов казенного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.

Смета казенного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех казенных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному казенному учреждению. Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя казенного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением и содержит только его расходы.

Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных казенных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих казенных учреждений. Сводные сметы включают два вида смет: индивидуальные сметы казенных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы казенным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых казенному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить казенному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей казенного учреждения, исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня и других источников для выполнения стоящих перед ними задач.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы казенных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоящей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года казенные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган ФК. Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.