Главный инспектор по пожарному надзору. Что проверяют инспектора пожарного надзора


Профессия пожарного инспектора относится больше к мужской сфере деятельности. Это офицер МЧС, который следит за соблюдением закона ради предотвращения пожаров. Он проверяет здания, офисы, производственные помещения, магазины и другие объекты на соответствие требованиям пожарных норм и правил, выдает предписания с перечнем выявленных нарушений и конкретными сроками их устранения. Инспектор по пожарному надзору может привлекать нарушителя к административной ответственности, накладывать штрафы либо выносить предупреждение.

Места работы

Инспектора пожарной безопасности работают в городских и районных пожарных инспекциях Государственной пожарной службы, которая входит в состав МЧС России.

История профессии

Согласно архивным документам первые органы пожарного надзора появились в России в середине XV века. В начале XX века были созданы специальные комиссии при пожарных отделах, проводившие пожарно-технические обследования зданий промышленных предприятий, складов и других объектов. Тогда и появилась профессия пожарного инспектора.

Обязанности пожарного инспектора

Основные обязанности пожарного инспектора таковы:

  • разработка нормативных документов по пожарной безопасности;
  • проверка и обследование объектов на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • выдача предписаний по устранению нарушений пожарной безопасности;
  • наложение административных взысканий на нарушителей.

Иногда обязанности пожарного инспектора предполагают участие в расследовании случившихся пожаров.

Требования к пожарному инспектору

Основное требование к пожарному инспектору:

  • наличие высшего образования — юридического или технического;
  • отличное знание правил пожарной безопасности, действующих строительных нормативов;
  • готовность к ненормированному рабочему дню.

Образование

Чтобы стать пожарным инспектором нужно получить высшее образование, например, закончить Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. Или пройти переподготовку по направлению «Пожарная безопасность» в специализированном учебном центре, если высшее образование у вас уже есть.

Зарплата пожарного инспектора

При всей сложности и ответственности профессии, получает пожарный инспектор не много. В зависимости от стажа работы его доход составляет от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Зарплата пожарного инспектора может быть выше только в случае, если он трудится сверхурочно или занимает руководящую должность.

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (, утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

    Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

    За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

    Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

    Обжалование результатов проверки

    Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

    Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Инспектор государственный по пожарному надзору" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки по образовательно-квалификационному уровню магистра (специалиста), бакалавра. Без требований к стажу работы. Последипломное образование в сфере гражданской защиты.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- законодательство в сфере пожарной безопасности;
- права предоставлены административным и уголовным законодательством;
- документы, регламентирующие деятельность органов государственного пожарного надзора;
- законодательную и нормативную базу в сфере лицензирования деятельности противопожарного назначения;
- государственные строительные нормы в части, касающейся требований безопасности и защиты объектов, конструктивные особенности зданий и сооружений различного назначения;
- правила по охране труда;
- характеристики пожароопасных веществ, материалов, технологий производств, пожарного снаряжения и специального оборудования, которым оснащен пожарно-спасательные подразделения;
- технологию ликвидации пожаров в соответствии с их характеристиками и классификации;
- требования к установок пенного, порошкового и других способов тушения пожаров;
- средств противопожарного водоснабжения;
- основные методы работы на компьютере и соответствующие программные средства.

1.4. Инспектор государственный по пожарному надзору назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Инспектор государственный по пожарному надзору подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Инспектор государственный по пожарному надзору руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Инспектор государственный по пожарному надзору во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Выполняет работы на одном из направлений деятельности соответствующего органа государственного пожарного надзора.

2.2. Осуществляет контроль за соблюдением законодательно-нормативных требований в области пожарной безопасности во время проектирования, строительства, реконструкции, технического переоснащения и эксплуатации зданий, сооружений, других объектов независимо от форм собственности и видов деятельности, а также за разработкой и изготовлением пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, наличием сертификатов соответствия по вопросам пожарной безопасности на продукцию и материалы, соблюдением лицензионных условий субъектами хозяйственной деятельности по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения, устранением причин и условий, способствующих возникновению и распространению пожара.

2.3. Участвует в разработке организационно-технических мероприятий по профилактике пожаров.

2.4. Применяет нормы законодательства в области административного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального права.

2.5. Приостанавливает или запрещает работу предприятий и отдельных производств, эксплуатацию зданий, сооружений, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, некачественных систем и средств противопожарной защиты, работу производственных участков, агрегатов, эксплуатацию отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети; проведение пожароопасных работ, действие выданных разрешений на право проведения таких работ.

2.6. Принимает участие в приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов, а также в отводе территорий под строительство, проведении испытаний новых образцов пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции.

2.7. Проводит экспертизу (проверку) проектной и иной документации, а также состояния пожарной безопасности объектов на соответствие нормативным актам по вопросам пожарной безопасности.

2.8. Дает разрешение на ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и другого назначения, внедрение новых технологий, передачи в производство образцов новых пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, на аренду любых помещений и начало работы вновь созданных предприятий.

2.9. Проводит в соответствии с законодательством проверки и дознания по сообщениям и заявлениям о преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности.

2.10. Осуществляет контроль за подготовкой работников, учащихся и студентов по вопросам пожарной безопасности.

2.11. Координирует деятельность местных, добровольных и ведомственных пожарных подразделений, оказывает им необходимую методическую помощь.

2.12. Составляет отчетность в сроки и по формам согласно установленному порядку.

2.13. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.14. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Я вижу, что в Положение оГПН (820 постановление Правительства РФ) никто не заглядывал.

8. Осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - начальник структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и его заместители;
3) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, сотрудники структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

4) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их заместители;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2008 N 771)
5) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2008 N 771)
6) главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники отделов (отделений) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, и их заместители;
(пп. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 N 777)
7) государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - сотрудники отделов (отделений) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях;
(пп. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 N 777)
8) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их заместители;

9) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2005 N 629, от 22.10.2008 N 771)

Как обеспечить пожарную безопасность на объектах - в многоквартирных домах, общественных учреждениях, частном секторе? Как часто должны проходить проверки пожарной безопасности коммерческих организаций? Каковы результаты применения риск-ориентированного подхода? Что делать, если вы стали свидетелем нарушения правил пожарной безопасности? Об этом на "горячей линии" "Пожарная безопасность: обязанность государства, ответственность граждан" с читателями "Российской газеты" побеседовал Ринат Еникеев, директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Ринат Шамилевич, выступая недавно в Госдуме, министр МЧС Владимир Пучков сказал, что разработаны планы по пожарной безопасности до 2030 года, которые будет утверждать президент. А что это даст в целом для страны? И как это коснется обычных граждан? Сколько денег на это потребуется?

Ринат Еникеев: Да, действительно нами в стенах министерства разработаны основы государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Это концептуальный документ стратегического планирования. Документ нацелен на предупреждение оперативных событий, связанных с пожарами. Нацелен на снижение количества погибающих людей при пожарах, и на снижение материального вреда, который мы имеем после пожаров. Он определяет основные векторы развития системы обеспечения пожарной безопасности, связанные с развитием пожарной техники новых технологий обязательно отечественного производства. Развитие системы профилактики пожарной безопасности. Развитие системы добровольчества в Российской Федерации. Развитие системы новых форм и методов в работе по предупреждению пожаров. Основные пути развития и основные результаты нацелены на снижение пожаров, погибших и иных последствий деструктивных событий от стихийных бедствий.

Рустам из Москвы. Когда все-таки решат проблемы с парковками во дворах жилых многоквартирных высотных домов? Не проехать пожарной машине к жилому дому из-за плотно заставленных автомобилями дворов. Я сам пожарный, мне порой хочется "выть на луну" оттого, что творится у нас во дворах. Где надзор, где контроль, где справедливость?

Ринат Еникеев: Тема острая, особенно для мегаполисов. Возьмем самый крупный город, где на душу населения приходится наибольшее количество машин. Это Владивосток. Там на каждом по 3-4 японских автомобиля. В Москве проживает более 12 миллионов человек. Поэтому проблема парковок, она понятна, но это сегодня комплекс мер по реализации и выполнению требований противопожарных нормативов лежит на органах государственной власти регионов. Должны предприниматься соответствующие меры. Парковки-перехваты стараются внедрить. Например, московские власти делают разметки в виде красок перед зданиями-сооружениями, и пишут: "Остановка запрещена. Место стоянки для пожарной техники". Много различных вариантов решения этих проблем. Еще раз повторю, это мера первичная. Органы местного самоуправления, региональные власти должны этим озадачиваться.

С другой стороны, приведу пример, что если человеку негде ставить машину, он как бы то ни было все равно поставит ее около своего дома. Мы пришли, оштрафовали, он на следующий день снова поставил или другой поставил. Это уже не случай, когда надо приходить точечно и применять меры обязательного принуждения, это уже стало явлением, которое нужно решать в комплексе. Градостроительными решениями, программами перспективного развития территорий. Поэтому прийти оштрафовать мы можем, но решение вопроса стоит гораздо глубже. Эти меры нужно применять совместно с чиновниками местными, развивать территории, места парковок предусматривать, делать их платными, бесплатными, дифференцировать.

Сергей Владимирович из города Москвы. Требуется ли дополнительная правовая защита деятельности органов пожарнадзора. В частности, привлечение к более строгой ответственности при увольнении лиц, которые нажимают без необходимости "тревожную кнопку" о пожаре или вызывают пожарную службу, к таким же действиям как о заведомо ложном сообщении об акте терроризма?

Ринат Еникеев: Спасибо за вопрос. У нас произошла череда заведомо ложных вызов специальных служб. Это отвлечение их от постоянной работы, это ослабление караулов, это затраты на те мероприятия, которые сопряжены с угрозой жизни людей. То есть отвлечение техники, сил и средств от тех целей и задач, ради достижения которых они создавались. Безусловно, это карается, за такие действия предусмотрены меры и административной, и уголовной ответственности. Что касается уголовной - это хулиганство, когда неоднократно человек действует таким образом. Что касается разовых случаев, есть меры административного воздействия, есть статья Кодекса об административных правонарушениях соответствующая. Практика тоже имеется. Вы сами знаете, что необходимы оперативно-розыскные мероприятия данных лиц, органы надзора этим правом не наделены, но при работе с органами внутренних дел, у нас есть случаи, когда мы выявляли таких лиц, доставляли в органы внутренних дел, составляли протокол и приводили человека в суд, который назначал меру административного воздействия.

Татьяна Ефимова, Москва. Неоднократно обнаруживала на своем балконе окурки, которые бросают жильцы верхних этажей. Писала объявления в подъезде. После этого все равно все повторялось. Что делать в такой ситуации, куда обращаться?

Ринат Еникеев: Во-первых, конечно же, в органы надзора обращаться, органы государственного надзора МЧС России. Это можно квалифицировать как нарушение требований пожарной безопасности. Самый лучший вариант - это видеофиксация такого нарушителя. Мы принимаем такие заявления, стараемся оперативно реагировать на все такие факты. То же самое касается и петард и пиротехнических изделий, которые взрывают рядом с балконами. Можно через сайт МЧС направить обращение. Но я бы посоветовал вам знать своего участкового. Вы знаете своего полицейского, также должны знать участкового и по линии пожарной безопасности, комплексной безопасности. То есть сотрудника МЧС России. У вас тоже такой есть. Быть с ним в контакте, позвонить ему в таком случае. Он обязан зарегистрировать ваш звонок в журнале учета сообщений о происшествиях и отработать его.

Вопрос, пришедший по электронной почте от Андрея. Службы пожнадзора категорически отказываются согласовывать проекты строительства по их завершению до начала строительно-монтажных работ (СМР). Почему? Вместе с тем, сразу после завершения строительства, они появляются для проверки и несмотря на полное соответствие проекту, всегда находятся причины для запрета эксплуатации только что построенного объекта. Предпринимательские риски и финансовые потери кратко возрастают при переделке после завершения СМР.

Ринат Еникеев: Действительно, надзорные органы МЧС России раньше до 2007 года участвовали в рассмотрении проектов и принятии в эксплуатацию завершенных строительством объектов и территорий, участвовали в согласовании отвода земель под строительство. После 2007 года все это аккумулировалось и у нас сегодня функции пожарного надзора и функции приемки объектов закреплены за органами строительного надзора. Они подчинены регионам России, как правило, кроме грандиозных каких-то объектов: газовых сооружений и нефтяных. Поэтому служба губернатора отвечает за это. Но мы рады всегда проконсультировать и оказать помощь.

Может ли анонимное обращение являться основанием для проведения внеплановой проверки?

Ринат Еникеев: Анонимное обращение не может являться основанием для проверки. Но на анонимное обращение, если оно связано со сведениями, составляющими уголовно-наказуемое деяние, например, заложена мина, обязательно реагируют и будут реагировать. А если это анонимное (сообщение): мой конкурент по продаже мороженого нарушает требования, у него сигнализация неисправна, посмотрите - сходите, я не называюсь, но я его не люблю- внеплановые проверки не проводятся, и прокурор, даже если к нему обратится надзорный орган, обязан отказать в проведении такой проверки.

Александр, Реутов, Московская область. Совсем недавно в Ростове-на-Дону произошел пожар в гостинице, здание горело как свечка, в новостях говорили о том, что для внешней отделки использовались горючие материалы. Скажите, участвуют ли инспекторы надзорной деятельности в приемке вновь построенных объектов? Кто контролирует, насколько пожаробезопасны материалы, которые применяются для строительства и отделки?

Ринат Еникеев: Александр, спасибо за вопрос. Злободневный вопрос. Кто виноват, к сожалению, прямо сейчас я вам не смогу сказать, нужно разбираться, по конкретно этому пожару разбираются надзорные органы совместно с представителями органов внутренних дел, расследуют причины, обстоятельства, приведшие к пожару. Отобраны образцы проб, профматериалы, направлены на экспертизу в испытательную пожарную лабораторию. Поэтому выводы конкретно по этому пожару делать рано. Что касается вашего вопроса, как надзорные органы МЧС России влияют на это. Когда вводится объект в эксплуатацию, а у нас ростовский объект вводился зимой этого года в эксплуатацию, мы, к сожалению, я опять повторюсь, не участвуем в приемке объекта в эксплуатацию с 2007 года. Компетенция пожарного надзора при приемке в эксплуатацию за органами строительного надзора. Законодатель наделил его этим правом, чтобы все было в одном окне. Чтобы строителю не надо было распыляться, ходить к пожарным, к санэпидемнадзору. Все виды надзоров сосредоточены у Госстройнадзора при приемке в эксплуатацию объектов. Как только приемка завершилась, всё, объект передан, вот здесь уже МЧС России его берет на учет. И может прийти (с проверкой) через четыре-пять лет в зависимости от рисков.

Добрый день, меня зовут Алексей. Я индивидуальный предприниматель. У меня такой вопрос. Где можно узнавать о плановых проверках? И как часто по новым правилам инспектор должен ходить с этими проверками?

Ринат Еникеев: Алексей, у вас надзорные каникулы, вас вообще никто не может проверять за исключением органов следствия и прокуратуры. И то, если на вашем объекте совершается преступление. Поэтому вы сегодня свободны. Единственное, вы должны направить уведомление о том, что вы обязуетесь выполнять все требования и нормативы, связанные и с пожарной безопасностью, с Роспотребнадзором, и т.д. Уведомление направить в органы МЧС и Роспотребнадзор. А так, в отношении вас действуют надзорные каникулы. Вас никто не вправе проверить. Только с санкции прокурора. Если к вам пришли с санкцией прокурора, тоже не волнуйтесь, покажите все. У нас сегодня требования прозрачны и понятны. Если есть какие-то вопросы, обратитесь к своему инспектору участковому. Он вам будет обязан разъяснить, проконсультировать.

Добрый день, меня зовут Руслан. Я из Химок. Скажите, пожалуйста, я слышал, что рискоориентированный подход предполагает уменьшение количества проверок в отношении предпринимателей. Не ставит ли это под угрозу пожарную безопасность организаций, а так же лично безопасность сотрудников?

Ринат Еникеев: Это не ставит под угрозу, по крайней мере, пока не поставило под угрозу. Наша рискоориентированная модель была разработана не просто в стенах министерства, над ней работали научно-исследовательские институты, наши университеты, академии. Были использованы научные методы в этой работе, поэтому сегодняшняя модель себя оправдывает. Естественно, необходимо ее движение вперед. Пересматривать какие-то пункты с учетом перестановки акцентов. Например, больницы, которые не горели, надо чуть-чуть поменьше (проверять), а торговые центры, допустим "РИО", такой типологии исполнения, на которых были пожары, может быть, их стоит и в другую группу (риска перенести). Но у нас и динамические показатели есть, если объект горел, он на следующий год автоматом переносится в более высокую категорию риска. Это все урегулировано нормами 806 Постановления Правительства Российской Федерации. Сегодняшняя модель позволяет нам обеспечивать безопасность людей на объектах и территориях. И мы справляемся с этим. И статистика этому свидетельствует.

От Федора Смольянинова из Тамбова вопрос. Весной по радио слышал, что жечь мусор рядом с частным домом можно на расстоянии не меньше, чем 50 метров. Это так? Если да, то каким документом определено? И как могут наказать, если расстояние будет меньше?

Ринат Еникеев: Если мы говорим о горении сухой травянистой растительности, уничтожении сухой травы, особенно по весне и по осени - около 15 тысяч правонарушителей только за этот летний сезон, не считая осенний. Это и главы округов местного самоуправления, это и юридические лица, организации. Среди них есть и фермерские хозяйства, к сожалению. Это и граждане. Наибольшее количество, конечно, граждан участвует в этом во всем. Мы их привлекаем, назначаем им штрафы, предупреждаем. Скажем так, справляемся с этим, потому что переходов пожаров в леса и переходов пожаров на объекты и территории в результате пала сухой травянистой растительности у нас сокращается.

Что касается 50 метров. Такой норматив есть. Здесь мы уже уходим из полей, чуть-чуть в сторону населенных пунктов. Норматив есть - 50 метров. Естественно, если 49, 48 и меньше, это уже имеет место состав правонарушения. И человек может подвергнуться мерам административного воздействия. Таких случаев тоже у нас много. Их порядка, может быть, 700-800, в черте города. Но, все-таки особый предмет у нас те территории, которые прилегают к населенным пунктам.

Лариса Соколова, Московская область, город Железнодорожный. Вопрос по огнетушителям. Недавно в телевизионной передаче проводили проверку огнетушителей, которые продаются в специализированных магазинах. Оказалось, что 70 % приобретенных и испытанных образцов порошковых огнетушителей нерабочие. И даже при небольшом пожаре огонь потушить будет невозможно. Знает ли об этой ситуации инспектор надзорной деятельности? Как узнать, исправлен ли огнетушитель, который я приобретаю для защиты своего дома?

Ринат Еникеев: Есть надзорные каникулы, а все торговцы огнетушителями, естественно, это малый бизнес. Но это не означает, что надзорные органы самоустранились от этой работы. Когда у нас есть информация или заявление физических и юридических лиц, но, повторяю, не конкурентов, мы готовим соответствующие материалы, обращаемся в органы прокуратуры за разрешением. Если они нам разрешают, мы выходим на этот объект, изымаем образцы, делаем экспертизу. В случае подтверждения того, что мы имеем дело с контрафактной продукцией, возбуждаем дело об административном правонарушении и применяем санкции вплоть до конфискации продукции. Как узнать, исправен ли огнетушитель. Обязательно на каждый огнетушитель должен быть паспорт. Если вы для квартиры берете, для загородного дома, для использования в быту, подойдет огнетушитель углекислотный. Им можно тушить электроустановки до тысячи вольт. И он не портит мебель. Но углекислота тряски не любит, а порошок более спокоен. Каждый выбирает сам сегодня. Сегодня водоэмульсионные есть огнетушители. Есть хладоновые, газовые различные. Эффективность у всех разная.

Вопрос Владимира Кравченко из Костромы. Посещая родственников в корпусе стационара отделения хирургии глаза 13 сентября 2017 года, почувствовал запах гари и нажал кнопку с надписью "нажать при пожаре". И никаких действий не произошло. Сирены не завыли, из колонок ничего не говорилось, хотя они висят по коридору. Сказал медсестрам, что есть запах гари и надо что-то предпринять, они сказали, что это пригорела еда в микроволновке. На вопрос, почему не сработала сигнализация, сказали, что она уже давно не работает. Как такое возможно в медицинском заведении с лежачими больными? Спускаясь вниз, на каждом этаже нажимал кнопку извещения о пожаре, но так ничего не произошло.

Ринат Еникеев: Больницы с учетом рискоориентированной модели - это объекты, которые представляют высокий риск, опасность, мы туда обязательно приходим раз в три года, проверяем их. Более того, и профилактические мероприятия ежегодно - по два раза. Мы смотрим, проверяем и работаем с дирекцией этих учреждений. Объекты с компактным проживанием инвалидов, больных, детей, престарелых и так далее - это особые объекты.

Работа всех противопожарных систем на сегодня на данных объектах обеспечена. Они у нас сегодня находятся в работоспособном состоянии. Я вполне допускаю то, что на тот момент, когда этот человек приходил, там система была в неработоспособном состоянии. Да, надо выходить по конкретному случаю, смотреть. Может быть, перерезали строители, как часто бывает, пришли сварщики из соседней организации, что-то рубанули, болгаркой срезали, система отключилась - всякое бывает. Но когда человек приводит в действие ручной извещатель, сигнализация не срабатывает, идет сигнал на пульт.

Он правильно сделал. Он должен был дать сигнал о пожаре, когда почувствовал запах гари. Он его дал. Я вполне допускаю, что сигнал пришел к этому товарищу, у которого в ручном режиме все: управление эвакуацией, нажать на тревогу и так далее. Он, вполне возможно, увидел датчик, который сработал, и позвонил, что у вас там, дежурной сестре. А там ему сказала: у меня все нормально. - Ты точно уверена? - Да, точно уверена. Может, пришел и сам посмотрел. Может быть, и не так. Может быть, она действительно не работала, может, какие-то еще признаки он увидел. Но то, что я услышал, это не означает, что сигнализация неисправна. Вполне возможна, что она исправна.

Свои вопросы вы всегда сможете задать на сайте МЧС в разделе "Общественная приемная" или в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности"