Самообразование педагога как ключевое требование профессионального стандарта. Семинар "профессиональное самообразование педагога в условиях реализации фгос" Самообразование учителя в условиях фгос


Елена Никифорова
Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС»

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав свои знания, умения и навыки, полученные мною в процессе учебы в высшем учебном заведении, курсов повышения квалификации, полученного практического опыта , пришла к выводу, что одним из эффективных способов повышения педагогического мастерства является самообразование .

Свой путь в самообразование начала с поставленной перед собой профессиональной задачи- приблизить уровень свих знаний путем самообразования , к профессиональному стандарту педагога . Моя самостоятельная работа по самообразованию взяла свое начало с курсов переподготовки в Ставропольском государственном педагогическом институте по профилю «Тифлопедагогика » в 2013 году, с курсов повышения квалификации в Ставропольском краевом институте развития образования теме : «Эффективность развития дошкольных организаций на этапе внедрения ФГОС »2015г. Курсы повышения квалификации позволили мне углубиться в разработку и применение проектной деятельности с детьми, составить индивидуальную программу по работе с детьми инвалидами , с которыми я работала в 2012-2014г , разработать рабочую программу по работе с дошкольниками .

Еще одна из форм самообразования используемая мною , участие в вебе нарах 2014г-2015г по теме : «Система психологического сопровождения детей дошкольного возраста» и «Реализуем ФГОС ДО : художественно-эстетическое развитие детей», где в режиме онлайн познакомилась с применением федеральных государственных стандартов, системой психологического контроля в других образовательных учреждениях, с использованием современных педагогических технологий . Это подтолкнуло меня созданию личного сайта и не одного, а двух : на сайте работников образования и на МААМЕ, так как каждый сайт предлагает участие в различных конкурсах, как для педагогов , так и для детей. Для контакта с другими педагогами и обмена полученной информацией была создана личная электронная почта.

Интернет ресурсы стали для меня активной формой самообразования , в ноябре этого года на сайт образовательного учреждения была предоставлена демо-версия курсов повышения квалификации дистанционного обучения Санкт-Петербургского Центра Дополнительного образования, где мною были прослушаны и изучены интересующие темы : по профилактике синдрома «эмоционального выгорания педагога » ; по организации современного образовательного пространства деятельности педагога . Это информация дала в полной мере переоценить свои силы в подготовке к образовательной деятельности, к организации образовательного пространства в групповой комнате. Прослушанный видиоматериал поспособствовал к детальному изучению нормативной базы : Закона об образовании, Федеральных государственных стандартов, Профессионального стандарта педагога .

Для работы по самообразованию в полном объеме , мною написан план работы (структура прилагается в раздатке, который составляется ежегодно в соответствии с поставленной годовой задачей образовательного учреждения на год. В пунктах плана указывается тема, запланированная по самообразованию , источник информации, форма отчета и срок отчета. Темы подбираются с учетом индивидуального опыта . Они всегда связанны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы . Например, одна из тем самообразования написания открытой образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с элементами гендерного воспитания к ноябрю этого года. Источником подготовки к занятию являлось : интернет ресурсы, методическая литература, изучение и работа в программе киностудия (нарезка видиоматериала) . Формой отчета стал сам конспект открытой образовательной деятельность, а результатом проделанной работы является полученный диплом второй степени на Всероссийском конкурсе для педагогов на сайте «МААМ» и победитель «Золотого поста» конкурса для педагогов . Размещение своего материала на сайте, обмен опытом работы дает мне возможность самоутвердиться как педагогу . Повысить свой профессиональный уровень, и получить за свою работу соответствующую оценку в виде сертификатов, дипломов, грамот необходимых в дальнейшем для аттестации.

В плане четко определены формы отчета, которые неоднократно являлись частью педагогического совета . Формы отчета многообразны : здесь и работа с периодическими изданиями (изучение статей в журналах, и участие, подготовка в семинарах, открытых мероприятиях для педагогов , родителей.

Из опыта работы , могу сказать что, знания полученные мною по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника всегда дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет меня как педагога сравнивать , анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

Считаю, что успешность педагога в профессиональном росте зависит от него самого , от его старших и опытных коллег по работе , руководителя учреждения. Методическая работа в учреждении необходима. Правильно организованная работа по самообразованию , должна стать стимулом как для повышения профессионального роста педагога , так и для развития его личности.

Публикации по теме:

Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Не.

Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.

Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации ФГОС в ДО В новый учебный год я, как и многие другие педагоги дошкольных учреждений, вступила в ожидание внедрения Федерального государственного стандарта.

Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Методическое объединение воспитателей Тема: Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности.

ПЛАН (ПРОГРАММА) ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ФИО педагога Проняева Ольга Владимировна

На период с 01.10.2016 по 01.05.2017 года

Анализ проблем профессионально – педагогической деятельности:

Отсутствие квалифицированных кадров для реализации профессионального стандарта педагога,

Недостаточно разработана система методической работы по введению профессионального стандарта педагога,

Недостаточно знаний в области данной проблемы.

Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

Ознакомление с новыми нормативно – правовыми документами по вопросам профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

Ознакомление с нормативно – правовыми документами:

1. Изучение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013 г. N 544н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общегообразования) (воспитатель, учитель)" профессионального стандарта педагога.

2. Изучение постановления правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

4. Изучение приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).

5.Изучение передового опыта из методических журналов, газет, сайтов, образовательных ресурсов.

1.Формирование банка нормативно – правовых документов ДОУ регламентирующих введения профессионального стандарта.

2.Принять участие в вебинаре по теме самообразования.

3.Оформление выдержек из документов по реализации профессионального стандарта педагога

4.Размещение информации о профессиональном стандарте педагога на стенде в методическом кабинете «Для вас, педагоги!»

5. Разработка памятки для педагогов по теме: «Что такое профстандарт?»

Ноябрь-январь

Определить и проанализировать уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Разработать анкеты, опросники для выявления трудностей и методических потребностей педагогов.

Проведение мониторинга соответствия профессиональных компетенций педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта.

1. Аналитическая справка по мониторингу соответствия профессиональной компетенций педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта.

2.Составление графика повышения квалификации педагогов и курсовой переподготовки.

3.Разработка индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов ДОУ по результатам мониторинга.

4. Разработка семинара для педагогов с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО».

5. Опрос педагогов

Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС

Тэрыца Е.Г.

Учитель математики и информатики и ИКТ I квалификационной категории

МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №13»

Учитель - одна из древнейших профессий, и самое главное - то, что она никогда не устареет. Может меняться устройство общества, устаревать и уходить в небытие политические и социальные структуры, технический прогресс может вытеснять человека из всех сфер деятельности... но!!! Никогда никакая машина не заменит настоящего учителя-человека, никакая политика не отменит обучения подрастающего поколения взрослым и мудрым поколением преподавателей. Мы живем в XXI веке – веке науки и техники. И все же целью современного учителя остается извечная цель – научить быть человеком. Учитель должен уметь прорваться в души учеников сквозь компьютеры, мобильники и помочь живому общению между людьми, научить видеть красоту реального мира. Современный учитель должен иметь четкие и ясные ответы на вопросы: что мы учим, зачем мы это учим, как мы это учим, и где это можно применить в жизни.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Что же такое самообразование? Самообразование- это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым способом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранения здоровья школьников. Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведениях, но которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения, развивающего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа и т.д. Необходимость самообразования диктуется с одной стороны самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, а с другой стороны реалиями и тенденциями непрерывного образования, связанные с постоянно меняющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций. На современном этапе растет потребность педагога в самореализации. Это те педагоги, которые готовы перестраивать свою деятельность, умело решать новые более сложные задачи.

Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы. Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его .

Основные направления плана самообразования:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;

4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;

5) применение полученных теоретических знаний на практике.

План реализации данных направлений учитель составляет самостоятельно.

Какие же ожидаемые результаты?

    Повышение качества преподаваемого предмета;

    Проведение открытых уроков перед учителями школы и города;

    Увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических кружков;

    Доклады и выступления;

    Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям;

    Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;

    Обобщение опыта по исследуемой теме;

    Доклады, выступления на заседаниях ШМО и ГМО, обмен опытом.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми:

    Изучение нормативных документов.

    Интернет-ресурсы для организации учебной деятельности.

    Изучение психологических вопросов в рамках интернет- среды.

    Участие педагога в сетевых творческих группах.

    Участие в сетевых профессиональных конкурсах, форумах.

    Изучение вопросов по организации деятельности учащихся.

    Участие в вебинарах.

    Создание блока учителя или классного руководителя.

    Участие учащихся в сетевых форматах.

Поскольку управленческая стратегия приднестровского образования ориентирована на Россию, мы с особым вниманием изучаем опыт россиян в области реформы в образовании. Модернизация системы образования - требования времени. Государственная политика должна учитывать особенности региона и перспективные цели развития общества. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на развивающиеся потребности личности, общества, государства; расширение пространства образования современных педагогов.

Таким образом, «педагогом новой формации» может быть назван только постоянно стремящийся к саморазвитию, самореализации педагог.

Литература

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина

Самообразование педагога

Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Санаторная школа-интернат № 2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» г. Магнитогорска М.Б. Баландина

ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Самообразование педагога целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности). 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): в рамках курсовой подготовки в ИПКРО с использованием дистанционных технологий 3) групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег) проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений – занятия школы молодого педагога. 4) индивидуальная самообразовательная работа

Каковы могут быть результаты самообразования учителя: повышение качества преподавания предмета; разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Технология организации самообразования педагогов самообразования педагогов 1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" 2‑й этап – Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный). Включает в себя: · Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. · Изучение периодической печати. · Знакомство с работами других педагогов. · Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

3‑й этап – Практический этап, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. На данном этапе педагог может: · Разработка конспектов занятий с использованием инновационных педагогических технологий · Создать собственные методические пособия.· Участвовать в работе конференций, семинаров. 4‑й этап – Итоговый этап (отчет). Формы отчета: · Презентация проекта. · Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта. · Мастер – классы. · Участие в конкурсах «Педагог года ». · Неделя педагогического мастерства.

Как определить тему самообразования Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.

Определение актуальности: Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

С формулировать тему самообразования, выделить ее актуальность Формулируйте темы по схемам: ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО. Например: И спользование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания ребенка. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается.

Как правильно формулировать тему самообразования I часть (основная часть: содержит проблему) II часть (связующее звено) III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема) Совершенствование … Формирование… Интеграция … Развитие … Организация … Осуществление … Применение … Использование … Управление… Повышение … Разработка … Реализация … Создание как средство… … как условие… …аспект… …фактор… …основа… …механизм… развития … совершенствования … активизации … повышения … оптимизации … эффективности … реализации

« Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» Слишком общая « Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» Н езавершенная « Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках » Слишком повседневная

Этапы работы над темой самообразования ЭТАПЫ Выступления по теме самообразования 1 год Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач. Выступление с сообщением на МО 2 год Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы. Выступление с докладом на педсовете

3 год Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование. Выступление на НМС 4 год Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации Выступление на конференциях, открытые мероприятия 5 год Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы Выступления на конференциях, мастер – классы для педагогов

Цель самообразования (например) изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии. р асширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования и зучение методической литературы по теме……. в недрение в практику новых…….(методов приемов) посещение семинаров и конференций по проблеме…… Посещение открытых мероприятий коллег Проведение самоанализа и самооценки собственных мероприятий Разработка и реализация системы мероприятий (событий, уроков) посредством……. технологий

Примерные темы самообразования: Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка. Игра как средство воспитания, обучения и развития личности Организация совместной деятельности родителей и детей как средство расширения поля позитивного общения в семье Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания Воспитание здорового образа жизни как основы развития личности Формирование у учащихся общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни Методы и формы воспитания толерантного отношения к окружающим как составляющая часть коммуникативной культуры личности.

Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию" Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.

Обработка результатов Подсчитайте общую сумму баллов. 55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. 36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. 15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Использованная литература Петрова Н.В. Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции. festival.1september.ru/ articles /.. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.-2010.-№5. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8. Норенко, Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко // Школьное планирование.- 2010.-№5. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3. Ермоленко, Г. Начни с себя: Метод проектов в системе повышения квалификации /Г. Ермоленко //Спорт в школе. Газет а Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№7. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№ 2.