Каждый гражданин рф обладает на ее территории. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации


1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Комментарий к Статье 6 Конституции РФ

1. Гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость отношений гражданства определяется их постоянным характером: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства.

Правовой характер связи лица с государством, образующей отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние. Оно представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности. От него зависит напрямую объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица.

Конституция относит законодательство о гражданстве к ведению РФ. На основании комментируемой статьи должен разрабатываться федеральный закон.

Был принят Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О российском гражданстве" (в ред. от 31.05.2002) (далее - Закон о гражданстве 1991 г.). В преамбуле Закона указывалось, что он призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РСФСР, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту и покровительство РСФСР гражданам РСФСР, находящимся за ее пределами. Закон о гражданстве устанавливал прежде всего те общие основы, которые определяли сущностные черты отношений гражданства. В нем устанавливалось (ст. 2), что российское гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Он не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство и т.д. Не имело правового значения и время приобретения гражданства. Отныне российское гражданство носило открытый и свободный характер. Это выражалось в том, что согласно указанному Закону в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен (ст. 1). Содержащийся в нем запрет на лишение человека гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

Закон о гражданстве устанавливал (ст. 3), что приобретение гражданства РСФСР иностранными гражданами допускается при условии их отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР. Однако в нем устанавливалось, что гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым есть соответствующий договор РСФСР.

Законодатель исходил из принципа сохранения российского гражданства лицами, проживающими за пределами страны (ст. 4). Закон гарантировал гражданам РСФСР защиту и покровительство за пределами республики (ст. 5). В нем устанавливалось, что гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора РСФСР (ст. 1).

Подписанный 31 марта 1992 г. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ отнес к ведению федеральных органов государственной власти РФ гражданство Российской Федерации. Таким образом, решение вопросов гражданства республик в составе РФ оставалось в ведении органов власти республик. В Законе ничего не говорилось о едином гражданстве, однако этот важнейший принцип гражданства в условиях федеративного устройства закреплялся посредством признания того, что граждане РСФСР, постоянно проживающие на территории республики в составе РСФСР, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2).

За время своего действия Закон о гражданстве 1991 г. подвергался изменениям и дополнениям. 17 июня 1993 г. Верховный Совет РСФСР внес в него некоторые изменения и дополнения*(15). В связи с изменением наименования государства в Законе слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" было решено заменить словами "Российская Федерация". Отменено положение Закона, предусматривающее необходимость отказа от прежнего гражданства при желании приобрести российское гражданство, расширен круг бывших граждан СССР, имеющих права на приобретение гражданства в порядке регистрации, а также восстанавливаемых в гражданстве РФ, и т.д.

В Законе о гражданстве 1991 г. говорилось о том, что в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу Закона о гражданстве заявляют о своем желании приобрести гражданство РСФСР. Федеральный закон от 06.02.1995 N 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" слова "в течение трех лет со дня вступления в силу" Закона о гражданстве заменил словами "до 31 декабря 2000 года".

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 16.05.1996 N 12-П*(16) признал не соответствующим Конституции п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободного своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство РФ в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от основания приобретения. В ней нет упоминания о федеративном характере гражданства, а сами принципы Федерации и гражданства изложены в разных статьях Конституции и составляют самостоятельные основы конституционного строя. Более того, закрепляя перечень субъектов Федерации и устанавливая важнейшие критерии их правосубъектности (ст. 5), Конституция не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе РФ, не говоря уже о других субъектах. Таким образом, с момента принятия Конституции 1993 г. в Российской Федерации устанавливалось только одно гражданство - гражданство РФ, а решение всех вопросов, связанных с гражданством в Российской Федерации, было отнесено к исключительному ведению РФ (п. "в" ст. 71).

Однако все эти новеллы не нашли отражения ни в действующем законодательстве РФ и ее субъектов, ни в практике работы как федеральных, так и региональных органов государственной власти. Никаких существенных изменений в законодательство, вытекающих из действующей Конституции, не вносилось. Более того, органы государственной власти РФ и ее субъектов вели себя в вопросах гражданства таким образом, как будто этой Конституции вообще не существует.

Таким образом, в Российской Федерации в области гражданства сложилось совершенно ненормальное положение, при котором практика деятельности как федеральных, так и региональных органов находилась в явном противоречии с Конституцией. В значительной мере это объяснялось тем, что сам действующий Закон о гражданстве 1991 г. устарел и многие его положения не соответствовали ни Конституции, ни реалиям российского общества.

4 мая 1997 г. Президент РФ внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий 25 различных изменений и дополнений, направленных на упорядочение решения вопросов российского гражданства, основанное на опыте его реализации. Однако законопроект не был принят Государственной Думой.

Надо сказать, что в нашей стране на выработку политики в сфере законодательства о гражданстве и на развитие самого законодательства о гражданстве существенное влияние оказывала политическая борьба. Свидетельством тому стал принятый Государственной Думой Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в ред. от 18.07.2006). В этих условиях возникла острая необходимость в подготовке нового федерального закона о гражданстве РФ, направленного на укрепление российской государственности, создание единого правового пространства, последовательное отражение интересов государства и личности при решении вопросов гражданства. Дополнительным стимулом к подготовке нового законодательства явилось также подписание Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве.

Новый закон - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 01.10.2008) (далее - Закон о гражданстве 2002 г.), вступил в силу 1 июля 2002 г. В нем содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. В соответствии с этим Законом (ст. 2) вопросы гражданства РФ регулируются Конституцией, международными договорами РФ, Законом о гражданстве РФ, а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами РФ.

Закон исходит из того, что гражданство РФ является единым и равным, независимо от основания его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства. Отказ от конституционного закрепления суверенитета республики в составе РФ является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России.

В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства РФ (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Таким образом, ни само по себе проживание за пределами РФ, ни его длительность не могут быть основанием для прекращения гражданства РФ. Таким основанием может быть лишь волеизъявление самого гражданина. Согласно указанному Закону (п. 4 ст. 4) гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 61) новый Закон закрепляет принцип, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Тем самым устанавливаются важные гарантии защиты интересов российских граждан.

Согласно ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Тем самым констатируется приверженность России международному принципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих на ее территории, что согласуется, в частности, с п. "б" ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве. Закон закрепляет принцип двойного гражданства (ст. 5). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ.

В соответствии со ст. 8 Закона заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц, а расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Закон о гражданстве 2002 г. признает гражданами РФ лиц, имеющих гражданство РФ на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Закон устанавливает условия, при которых лица сохраняют свое гражданство. Повторяя в основном норму Закона о гражданстве 1991 г., Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 8) внес в нее лишь некоторые редакционные изменения. Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами страны, направлено на поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Оно ликвидирует складывающиеся годами представления о том, что проживание граждан за границей, не связанное с исполнением ими служебного долга, заслуживает осуждения.

Закон о гражданстве 2002 г. установил новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство РФ по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство РФ в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).

Рассматриваемый Закон внес существенные изменения в порядок приема в гражданство РФ. Он устанавливает общий порядок приема в гражданство РФ (ст. 13), а также основные требования к тем, кто обращается с заявлением о приеме в гражданство. Одним из таких требований является отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства. Вместе с тем этот Закон предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство.

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как со своей исторической родиной.

Кроме того, Закон предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). При этом законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим Законом о гражданстве 1991 г. основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ существенно расширены, конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ. В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане, лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство РФ. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет. Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство РФ, понимаются не бывшие граждане РСФСР, а бывшие граждане именно Российской Федерации. Закон устанавливает (ст. 16) также основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве РФ.

Согласно указанному Закону приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ.

В отличие от Закона о гражданстве 1991 г. в новом Законе не предусмотрен институт почетного гражданства, хотя в регионах России он продолжает использоваться.

Законом о гражданстве 1991 г. предусматривались два способа выхода из гражданства: общий - по ходатайству гражданина и упрощенный - в порядке регистрации, которым могли воспользоваться лица, заявившие о намерении выйти из гражданства РФ, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имели иное гражданство либо сами они выехали на постоянное место жительства в другое государство.

Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 19) устанавливает, что непременным условием выхода из гражданства РФ является добровольное волеизъявление лица. Предусматриваются две процедуры выхода из гражданства: общий порядок для лиц, проживающих на территории России, и упрощенный - для лиц, проживающих за ее пределами. Более конкретно, чем в Законе о гражданстве 1991 г., решается в новом Законе вопрос об оптации как основании выхода из гражданства. Как гласит его ст. 21, при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы Российской Федерации граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанному преобразованию, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Как и Закон о гражданстве 1991 г., последующий Закон содержит норму (ст. 26), имеющую цель предусмотреть возможные варианты решения вопросов гражданства детей при их усыновлении гражданами РФ и иностранными гражданами и во многом сходную с аналогичной нормой прежнего Закона. Однако она отличается и некоторыми особенностями. В Законе о гражданстве 2002 г. предусмотрено несколько вариантов решения вопроса о гражданстве детей при их усыновлении (удочерении). Новый Закон впервые в истории отечественного законодательства о гражданстве детально регулирует вопросы гражданства детей, над которыми установлены опека и попечительство. В нем имеется ст. 27, содержащая общепринятые и оправдавшие себя на практике нормы регулирования гражданства детей, которые соответствуют положениям СК. Законом о гражданстве 2002 г. более подробно регламентируются вопросы о гражданстве недееспособных лиц (ст. 27).

Новый Закон сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как "наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства". В него также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Положение Закона о гражданстве 2002 г. о двойном гражданстве полностью согласуется с наиболее распространенной и законодательной, и правоприменительной практикой иностранных государств и со ст. 7, 14 и 15 Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. сохранил основные положения прежнего Закона, касающиеся лиц без гражданства, внеся в них ряд редакционных уточнений. Так, внесено изменение в определение лица без гражданства, под которым понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства, а сокращение безгражданства отнесено к числу основных принципов гражданства РФ. По-новому сформулирован сам этот принцип: "Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4).

После принятия Закона о гражданстве 2002 г. в процессе проводимого в стране обмена паспортов СССР образца 1974 г. на новые российские паспорта обнаружилось, что более 1 млн человек, приехавших в Россию после распада Советского Союза и до принятия Закона о гражданстве 2002 г., оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди приехали в Россию, жили и работали, участвовали в ее политической жизни. Многие из них служили в российской армии. Однако, не приобретя после переезда в Россию российского гражданства, они оказались лицами без гражданства. Сложившаяся ситуация нуждалась в принятии ряда мер по ее разрешению, включая и внесение соответствующих корректив в новый Закон о гражданстве, которые также способствовали проведению нашей страной эффективной иммиграционной политики. Такие коррективы были внесены Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".

Указанный Федеральный закон установил, что упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, которые: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате лицами без гражданства. К этим положениям, содержащимся и в Законе о гражданстве 2002 г., он также добавил, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом 2002 г., если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; б) состоят в браке с гражданами РФ не менее трех лет; в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ.

Кроме того, данный Закон установил, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ, установленного Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство. В нем указывалось, что иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом и без представления вида на жительство, если они до 1 июня 2006 г.*(17) заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Закон устанавливал, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ. Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории РФ и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

В Законе также указывается, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве, и без представления вида на жительство.

Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" в Закон о гражданстве 2002 г. были внесены изменения, связанные с наименованием органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции. Отдельным редакционным изменениям этот Закон подвергся и в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами, лицами, имеющими двойное гражданство".

Конституционность отдельных положений Закона о гражданстве 2002 г. неоднозначно оценивалась Конституционным Судом. Так, в связи с жалобой одной из гражданок Конституционный Суд определил, что оспариваемые положения п. "а" ч. 1 ст. 12 Закона о приобретении ребенком гражданства РФ по рождению, не препятствуют лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства РФ по рождению, если только это лицо не утратило гражданства РФ по собственному свободному волеизъявлению (см. Определение КС РФ от 21.04.2005 N 118-О*(18)).

Конституционный Суд рассмотрел также жалобу на нарушение конституционных прав ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. и ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве 2002 г. (Определение КС РФ от 24.05.2005 N 235-О*(19)). Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данных законов, по своему содержанию не направлены на лишение граждан возможности признания их гражданами РФ по рождению, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

2. Гражданство является первоосновой взаимоотношений человека и государства. Это выражается в том, что объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они принадлежат лишь гражданам соответствующего государства. Поэтому каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. В Законе о гражданстве 2002 г. (ст. 4) указывается, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Как уже отмечалось, одним из важнейших принципов гражданства РФ является принцип, запрещающий возможность лишения гражданства РФ или права изменить его.

В советский период лишение гражданства было наиболее распространенным основанием прекращения гражданства по инициативе государства. Оно являлось обязательным атрибутом советского законодательства о гражданстве, что предоставляло властям свободу чинить незаконные репрессии. Широкое использование советскими властями лишения гражданства для защиты своеобразно понимаемых ими интересов государства давно уже вызывает справедливую критику. При этом институт лишения гражданства часто рассматривался как атрибут тоталитаризма, совершенно неприемлемый в демократическом обществе.

Однако сам институт лишения гражданства здесь ни при чем. Достаточно сказать, что он используется в законодательстве многих зарубежных государств отнюдь не тоталитарного толка. Кроме того, не исключает возможности его использования в интересах государства и международное право. Однако, не будучи изначально институтом тоталитаризма, институт лишения гражданства был настолько дискредитирован советским властями, использовавшими его в целях политической борьбы и для расправ с инакомыслящими, что дальнейшее его применение в российском постсоветском законодательстве стало просто невозможным.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина".

В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся: соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2); уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3); получение основного общего образования (статья 43, часть 4); забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3); уплата налогов и сборов (статья 57); охрана природы и окружающей среды (статья 58); защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан: забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12-17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Налоги

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и полностью уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом: знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и другими. Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанность конкретизирована федеральным законом РФ от 10 января 2002 года номер 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Исполнение этой обязанности регулируется федеральным законом РФ от 28 марта 1998 года номер 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Воинская обязанность не является обязательной для всех граждан РФ. На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с федеральным законом РФ от 25 июля 2002 года номер 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" .

Гражданство - это не столько цвет и название паспорта, сколько особая связь человека с государством. Особая, устойчивая и тесная, потому что только гражданин имеет право участвовать в жизни своего государства и управлять государственными делами - напрямую (например, на государственной службе) или опосредованно (голосуя, участвуя в выборах и т.д.). Неграждане таких прав не имеют, а лица-бипатриды (с двойным гражданством) могут быть ограничены в ряде прав. И это не та дискриминация, по поводу которой надо ломать копья: вполне понятно желание государства быть управляемым лишь теми людьми, которым есть до него дело. И только до него, а не до пары-тройки других государств (где теплее и больше платят).

Впрочем, если вы видите в Конституции РФ слово "каждый" ("каждый имеет право" , "каждому гарантируется" и т.д.), то это касается всякого, кто законно находится на территории России, и от наличия или отсутствия гражданства это не зависит.

3. Конституционные права и свободы граждан

С одной стороны, современный человек куда более свободен, чем его предки. Однако это не значит, что каждый из нас эдакий "анархист-индивидуалист" - границ и запретов меньше не стало. Быть может, эти запреты менее грубы и очевидны, потому что предполагается, что мы, плод эволюции и прогресса, современные и свободные люди, сами, по своей доброй воле, должны ограничивать свои желания, хотения и свободы в интересах других людей, общества и мирного сосуществования в духе братства и взаимопонимания. Что мы сами, без принуждения осознаем свои обязанности друг перед другом, в духе солидарности и взаимовыручки.

Что, все не так? Звучит фантастически? Но ведь это тот самый идеал, который все мы в состоянии приблизить и претворить в жизнь. Это идеал, а не все те "учения" и "практики", построенные на проповедях крайнего эгоизма и манипулирования, и неважно - людьми или Вселенной. По сути, это путь к разрушению - сначала личности, затем личных связей, потом и общества. Все эти "учения" избавляют не от психологических проблем, а от ответственности. Когда некие "психотерапевты" начинают убеждать в том, что для возвращения мира в душе надо возлюбить себя, порвать все "узы" (семейные, родительские, дружеские), признать, что помогать другим вредно, то у нормального человека возникает, как правило, чувство неловкости и отторжения. Что-то внутри как бы восстает. Что именно - совесть или страх наказания в принципе не так важно (в целях нашего разговора). Главное, что человек осознает: в обществе нельзя не иметь обязанностей друг перед другом. Потому что правовое положение личности - этот совокупно и права, и свободы, и обязанности.



Да, кстати. Вы, случайно, не думаете, что конституционные права - это что-то эфемерное, от чего можно отмахнуться рукой и метким замечанием, что в вашем подъезде это все не действует? В таком случае специально для вас: Конституция РФ обладает высшей юридической силой на всей территории страны. Это особое свойство, делающее Основной Закон уникальным и единственным, оно означает, что:

Нормы Конституции РФ всегда главенствуют над положениями иных законов (и тем более актов исполнительной власти);

Все законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции РФ органами и по установленной в ней процедуре;

Если закон или нормативный акт противоречит Конституции РФ, то он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Не верите? Попробуйте поколотить соседа, и тогда уже святость конституционных прав наглядно продемонстрирует полиция.

Итак, права делятся на две категории - те, которые считаются абсолютными (т.е. не могут быть ограничены ничем и никогда), и права относительные, т.е. те, которые при определенных условиях для достижения определенных целей могут быть ограничены.

Абсолютные права известны всем:

Право на жизнь;

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

Право на свободу совести, свободу вероисповедания;

Право на судебную защиту и правосудие;

Право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению (наказанию).

Что до остальных, относительных прав, то их реализация может быть ограничена или приостановлена, но на определенный срок и при определенных условиях (например, при введении чрезвычайного или военного положения). Также права принято делить на личные, политические, социальные, экономические, культурные, экологические. И несомненно, этот список будет пополняться по мере дальнейшего развития человечества, поскольку людская фантазия безгранична.



Часто задают провокационный вопрос: что, по-вашему, по-юридически, важнее - интересы одного или интересы коллектива? По-нашему, по-юридически, отвечу, что интересы одного крайне важны, но и права коллектива не могут строиться на подавлении и (или) ущемлении права индивида (за исключением, опять-таки, чрезвычайных ситуаций, когда возникает угроза жизни народа и нации). Если же в мирных условиях соблюдение коллективных прав ведет к ущемлению прав отдельного человека, то, скорее всего, цели данного коллектива однозначно аморальны и антигуманны.

Личные права перечислены в ст. ст. 20 - 29 Конституции РФ, и они:

Принадлежат каждому от рождения;

Принадлежат каждому, независимо от наличия и (или) отсутствия гражданства;

Не могут быть отняты у человека произвольно;

Необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства;

Связаны с частной жизнью.

Право на жизнь (ст. 20) - естественное, неотчуждаемое право каждого человека. В житейском смысле и на бытовом уровне право на жизнь обеспечивают, в частности, мероприятия медицинского характера, сохранение среды обитания, правила о необходимой обороне (не говоря уже об уголовном законе).

Государство гарантирует охрану достоинства личности (ст. 21). На бытовом уровне это означает, что никакое воздействие, даже если оно вызвано неправомерным поведением, не может умалять человеческого достоинства. Никто не должен быть подвергнут насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право как минимум на уважительное отношение и чуткость. Так что соседа, упорно курящего на лестничной клетке и пойманного с поличным, никак нельзя извалять в дегте и перьях и провести по дому на метле - даже с извинениями.

Неприкосновенность личности (ст. 22) подразумевает, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. То есть того же курильщика никак нельзя замуровать в его собственной квартире, чтобы он курил только там.

К тому же Конституция РФ гарантирует неприкосновенность жилища (ст. 25). По общему правилу это означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Но и мешать выйти из собственного жилища тоже никто не имеет права. Только не смейтесь. Вот вам случай из практики.

Жильцы многоквартирного дома, доведенные до отчаяния шумом в одной из квартир, сначала пытались вести переговоры, а когда договориться не удалось, просто замуровали дверь, залив щели между дверью и косяком быстротвердеющим составом типа силикона.

Закон предусматривает различные меры ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и сообщений. На конституционном уровне закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации относительно его частной жизни (ст. 24). Даже если соседка славится на весь город развеселым поведением, но при этом жить никому не мешает, то обличать ее, называя общепринятыми терминами, и тем более развешивать объявления - дело еще не уголовное, но все же административное. Для сведения: ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 тыс. руб.

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). В житейском смысле это означает, в частности, что ни регистрация (по-старому - прописка), ни ее отсутствие не лишают каких-либо законных прав.

Пример: у вас с соседями общий тамбур, и к нему входная дверь, ключи от которой соседи не хотят давать, потому что вы тут "не прописаны".

Что делать в такой ситуации? Я бы предложила продемонстрировать свидетельство о праве собственности, а также сослаться на п. 2 ст. 247 ГК РФ, согласно которому "участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации" .

Если и это не действует, то надо звать участкового, двух свидетелей и вскрывать замки. Или же можно привести человека, которому соседи доверяют (другие соседи, главный по подъезду, председатель товарищества собственников жилья (жилищно-строительного кооператива) или тот же участковый) с тем, чтобы он в свою очередь объяснил, что это совладелец, не вор и имеет точно такие же права. Или просто приехать с "болгаркой", срезать петли, дождаться, когда совладельцы вызовут полицию - и уже после предъявить документы.

А как вам такой психологический этюд: в отсутствие соседей залить замок быстротвердеющим составом, дождаться, чтобы соседи отчаялись попасть домой, и появиться с приветливым видом, предлагая врезать новый замок и поделить комплекты ключей по-братски? Надеюсь, вы понимаете, что эти последние варианты предлагает психолог?

Право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ) означает, что проживание на территории, традиционно занимаемой людьми другой национальности, не может быть основанием для ущемления прав. Более того, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Свобода совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ) подразумевает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Однако Российская Федерация - светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Поэтому, если соседи грубо нарушают общественный порядок (разводят грязь, шумят и т.д.), то ссылка на свободу вероисповедания вряд ли найдет понимание у участкового.

Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ) - важные права. Все верно: никто не имеет права контролировать мысли человека, его убеждения и мнения. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Свобода мысли означает, что ее можно высказать без негативных последствий для себя, свобода слова означает безусловное право человека высказываться и доносить свои мысли до общественности. Однако, если человек начинает доносить свое мнение, нанося его несмываемым маркером на стены дома, на дверь обидчика, особенно если это мнение высказывается в непринужденной форме, то это уже не свобода слова, а правонарушение (например, ст. 5.61 "Оскорбление" КоАП РФ) или даже преступление (например, ст. 214 "Вандализм" УК РФ).

Что касается политических прав , то в контексте нашего разговора, пожалуй, имеет значение такое право, как право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Право на обращение - весьма действенное и важное средство защиты гражданами своих прав. К слову, это не только право, но и в некотором роде обязанность - по крайней мере в той степени, в какой мы как граждане должны участвовать в жизни государства. Обращения граждан (заявления, жалобы и предложения) - это канал информирования властей, источник информации, необходимой для оперативного решения важных вопросов. Однако есть такая категория граждан, которые свято уверены в своей писательской одаренности и безнаказанности. Они пишут годами и томами, причем порой удивительные вещи:

- "указанный сосед сверху пускает по трубам удушающий газ";

- "сверху завели джакузи, вибрация спускается по стояку и действует на мое здоровье";

- "жилица квартиры N кормит голубей, которые гадят мне на балкон";

- "общая выгребная яма заполняется соседями быстрее, поэтому мы терпим убытки по откачке" .

Если это безобидные бредни, которые никому не мешают, то почему бы нет? Иное дело, если пишутся чудовищные обвинения, а по приезду полицейских следует невинное: "Претензий не имею" . Тут уже пора задуматься о привлечении к ответственности, например, за клевету, или же за заведомо ложный донос, в зависимости от ситуации.

Следующее значимое политическое право - право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Общественные объединения призваны решать проблемы граждан, что называется, по-свойски, без вмешательства государственной власти. Однако надо понимать, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, а также никто не может быть лишен права на защиту своих интересов.

Например, членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в это товарищество. Следовательно, собственник жилья, который не выразил желание вступить в товарищество собственников жилья путем подачи заявления, не является его членом. Это личное право и никто не сможет насильно заставить вступить в объединение.

Закрепление в Конституции РФ группы социально-экономических прав призвано служить идеалу - избавить людей от нужды и страха за будущее. Как правило, это именно идеал, вещь недостижимая, потому что объем, степень гарантий и реализации данных прав зависят от мировой экономической конъюнктуры, состояния национальной экономики и, разумеется, от ресурсов государства. Социальную и экономическую защищенность провозгласить легче, чем гарантировать. Именно поэтому, надо полагать, при формулировке данных прав используются такие оценочные (не скажу расплывчатые) формулировки, как "справедливые и благоприятные условия" , "достойная жизнь" и т.д. Еще раз повторим очевидное: реализация данных прав сильно зависит от состояния экономики. В идеале эти права должны обеспечиваться буквально из последних сил: ст. 2 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" призывает участников обеспечивать данные права "в максимальных пределах имеющихся ресурсов" .

В нашем случае государство делает следующее:

Обеспечивает законодательное закрепление таких условий хозяйственной деятельности, чтобы дать людям возможность в самом деле пользоваться всеми декларированными правами и свободами;

Устанавливает минимальные гарантии - минимальный размер оплаты труда (МРОТ), пенсии, пособия, иные гарантии социальной защиты;

Устанавливает бесплатное базовое образование;

Обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пенсионеров, развитие социальных служб;

Контролирует соблюдение закона и обеспечивает соблюдение прав и свобод, а также защиту указанных прав и свобод, в том числе судебную защиту.

Конституция РФ закрепляет следующие социально-экономические права и свободы (ст. ст. 34 - 44):

Свободу предпринимательской деятельности;

Право частной собственности, в том числе на землю;

Свободу труда и право на труд в надлежащих условиях;

Право на отдых;

Охрану прав лиц с семейными обязанностями;

Право социального обеспечения;

Право на жилище;

Право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду;

Право на образование;

Свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, в том числе преподавания;

Право пользования учреждениями культуры.

Право частной собственности занимает важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод. Конституция РФ признает и защищает частную собственность (равно, впрочем, как и другие формы собственности, в том числе государственную, о чем очень часто почему-то забывается). Признание и защита частной собственности есть основа конституционного строя, и принудительное отчуждение имущества (проще говоря - его лишение) даже ради самых общих нужд (государственных) возможно лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

Итак, Конституция РФ безо всяких оговорок и ограничений провозгласила право граждан (и их коллективов-объединений) иметь собственность, но необходимое условие: не нарушать прав и законных интересов иных лиц (ч. ч. 1, 2 ст. 36).

Еще одно важнейшее право в сфере экономики - трудовые права человека (ст. 37 Конституции РФ). Их суть сводится к свободе распоряжаться своими силами, талантами, к праву трудиться в надлежащих условиях. Государство отказалось от роли единственного работодателя, но не устранилось от регулирования трудовых отношений. Оно запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, утверждает право на защиту от безработицы и т.д. У нас каждый имеет право на труд и на свободную реализацию своих способностей, включая частное предпринимательство, в том числе с использованием своего жилья для этих целей - закон это не запрещает. Однако есть ряд нормативов и правил, которые надо соблюдать, и об этом будет отдельный разговор.

Семья, материнство, детство находятся под особой защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). В системе гарантий - пособия, выплаты и особые условия для семей с детьми, многодетных семей и т.д. Но, опять-таки, ни наличие детей, ни их количество не может служить оправданием нарушения правил общежития и прав других людей вообще.

Например, если родители разрешают своим детям бегать по общему холлу дома (фактически по подъезду) и играть в шумные игры, а это мешает другим людям (в том числе грудным детям, которые днем хотят спать), то, полагаю, есть повод для серьезного разговора - сначала с родителями, потом с участковым и с органами опеки.

Конституционно закреплено право на жилище , которое включает в себя в том числе право на неприкосновенность жилища и запрет на произвольное лишение его (ст. 40). У этого замечательного права есть и обратная сторона: соседа, который годами не платит коммуналку, за которого расплачивается весь дом, нельзя лишить его квартиры. Правда, чисто теоретически можно. Согласно ст. 446 ГПК РФ "взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание..." .

Но на практике такое случается крайне редко, и, судя по всему, долг по коммунальным услугам должен быть сопоставим с ценой квартиры.

Особый интерес представляет установление на конституционном уровне ответственности за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

Под сокрытием понимается не только утаивание, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей.

Граждане вправе регулярно получать достоверную и своевременную информацию:

О факторах, способствующих сохранению здоровья или, напротив, оказывающих вредное воздействие на него;

О санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания;

О продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и т.д.

Эта информация предоставляется местными властями или через СМИ, или непосредственно гражданам по их запросам . Оба варианта являются абсолютно законными. И граждане, и организации, и властные структуры, виновные в причинении вреда здоровью, обязаны возместить данный вред в полном объеме, - если только не будет доказано, что вред причинен не по их вине, - плюс потерпевший вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда (конкретный размер определяется судом в денежной сумме). Кроме этого, в некоторых случаях возможно наступление уголовной ответственности, например, за неоказание помощи больному, угрозу убийством, загрязнение водоемов и воздуха, нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехнических изделий.

4. О злоупотреблении правом

Ежедневный бокал вина крайне полезен для здоровья, а ящик - почти смертелен. С этим, думаю, большинство согласится. Злоупотребление вообще для здоровья вредно.

Как-то раз довелось увидеть такую картину. Дети играли в песочнице, и среднеразмерный, но бойкий бутуз отбирал у других совочки-формочки. Пришел еще один, покрупнее, и неформальный лидер распространил притязания на него. Несколько раз совочки-формочки отдавались, а потом этот крупный просто огрел лидера "совком". И сквозь могучий рев прозвучала историческая фраза: "Ты не имеешь права!"

Хорошо. А сколько взрослых, назубок знающих, на что они имеют право (не без помощи телевизионных просветителей), неизменно готовы ломать копья за права и равенство - но только до тех пор, пока речь не заходит об их собственности? И тогда во дворах вырастают колья и парковочные "костыли", и кто-то начинает считать, что, начертив на асфальте номер своей машины (квартиры), приобрел право на кусок двора, и что он может безнаказанно прокалывать шины "нарушителю". Или хозяин одного участка строит сарай, захватывая часть участка соседа, или запрещает проводить коммуникации по границам своего владения. Или разжигает особо вонючий костер, подгадав, чтобы смог шел на соседний участок. Или складывает пакеты с "выдержанным", недельным мусором прямо у соседских дверей. Или непрерывно что-то ремонтирует, используя тяжелую артиллерию и навыки подрывника, приобретенные в армии.

Злоупотребление правом - непривычное словосочетание, хотя так часто в "крестовом походе за свои права" люди оттаптывают ноги другим. Говоря научно, злоупотребление правом - это когда, с одной стороны, человек вроде бы ничего не нарушает, а с другой - ущемляет права других людей. Интересно, что римские юристы были уверены, что никто не может считаться злоумышленником, если пользуется своим правом. Наверное, тут дело в том, что у древних не было автомобилей, перфораторов и такого богатого воображения, как у нас. Ну, как можно было тогда вообразить, что право - эффективнейший инструмент предотвращения зла (вреда, ущерба, убытков) - можно употребить именно во зло!

Что интересно: формально нарушения может и не быть.

Например, водитель, который из вредности обгоняет вас и бьет по тормозам, может ссылаться на то, что резкое торможение было продиктовано необходимостью предотвратить аварию. Или, напротив, кто-то едет слишком медленно, мешая остальным водителям развивать разрешенную скорость.

Злоупотребление правом может проявляться как в аморальном поведении, так и в поведении нецелесообразном. Поступающий аморально действует вразрез с общепризнанными нормами поведения, общепринятыми понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Действующий нецелесообразно (проще говоря - назло) может достичь этой же цели вполне законными путями, но поступает деструктивно - просто так, из вредности.

Принято считать, что злоупотребление - это исключительно умышленный акт использования своего права во вред другим лицам. Однако жизнь показывает, что человек, злоупотребляющий правом, может искренне верить в том, что делает доброе дело и исправляет несправедливость. Порой самый отъявленный злодей даже не подозревает о том, что кому-то вредит.

Принято выделять два вида случаев злоупотребления правом:

1) злоупотребление правом с целью причинить вред (для любителей кроссвордов: это называется "шикана");

2) злоупотребление правом, совершенное без намерения причинить вред, но вред причиняющее.

Если цель действия - причинить вред, то это уже серьезно, это правонарушение. Тут начинают работать нормы административного права. Если же не было намерения причинить вред, но он был причинен, то действуют правила гражданского права. В результате злоупотребивший правом:

Может быть лишен конкретного способа защиты права;

Может быть лишен прав на материальный объект или результат вообще, если он был получен в результате злоупотребления правом;

Может быть лишен самого права в целом;

Обязан возместить убытки и т.д.

Никогда не слышали о таком? Вполне закономерно: применение этих санкций во многом зависит от усмотрения суда, т.е. для применения их необходимо как минимум обращение в суд и решение в вашу пользу. Следует признать, что это довольно хлопотное дело, тем более что по умолчанию предполагается, что участники гражданских правоотношений действуют добросовестно и разумно (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Каждому известно, что то, что справедливо, не всегда добро. Но, строго говоря, правовая наука вообще не о добре и зле, а о справедливости и несправедливости. Поэтому даже попытка закрепить законодательно запрет на злоупотребление справедливостью - дело важное. Если каждый из нас будет только законными способами стремиться к получению частной выгоды и эта выгода будет идти на пользу обществу, то это к добру - и для общества, и для каждого из его членов. Государство дает людям широкий спектр прав и гарантии их защиты, но если граждане склонны реализовывать свои права исключительно в своих интересах, то такому государству не выжить. И установление такого парадокса, как защита от злоупотребления правом, направлено именно на то, чтобы защитить того, кто имеет право, от себя самого. Заставить, так сказать, возлюбить ближнего, как самого себя. Что, как известно, ни одному государству пока не удалось...

И оно от бессилия устанавливает жесткие, порой сложно объяснимые рамки поведения?

Это абсолютно не так (по крайней мере, если вы не хотите стать лидером правозащитников).

5. Об обязанностях

Государство обязано обеспечить права человека, но взамен оно вправе требовать эталонного поведения. И именно это поведение закрепляется в нормативных правовых актах, причем в них же определяются санкции, меры ответственности за невыполнение установленных правил.

Обязанность - это то, как надо себя вести. Если не все понимают, что надо вести себя правильно, то включается механизм, который в законном виде есть только у государства, - это принуждение. Очевидно, что этот механизм может применяться лишь в строго определенных случаях, иначе правоохранительная функция государства превращается в карательную.

Итак, обязанности - непременная составляющая правового статуса личности, тесно связанная с правами и свободами человека и гражданина. Именно поэтому обязанности закреплены в той же главе Конституции РФ, что и права и свободы. Вряд ли можно о ком-то сказать, что у него есть одни обязанности или только права (если, конечно, речь не идет о младенцах и маленьких детях).

Так же, как и в случае с правами, разделяют обязанности человека и гражданина: одни из них вытекают из связи человека и государства (гражданства), другие не связаны с этим статусом и возлагаются на каждого. В Конституции РФ закреплены основные обязанности человека и гражданина, которые: носят всеобщий характер; не зависят от конкретного правового статуса лица; закрепляются на высшем, конституционном уровне, т.е. те, что обеспечивают нормальное функционирование самого государства и, в конечном счете, жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечет юридическую ответственность, установленную законом.

Особо подчеркну, что ни один гражданин не должен уклоняться от исполнения своих обязанностей. Это правило в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей закреплен в ч. 2 ст. 6 Конституции РФ.

Обязанность N 1: соблюдать Конституцию РФ и законы. Это касается не только людей (граждан и неграждан России), но и органов власти (государственной и муниципальной), должностных лиц, объединений. Конечно, все обязанности в итоге сводятся именно к соблюдению закона, тем более что несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечет за собой юридическую ответственность, установленную законами.

Обязанность N 2: уважать права и свободы других лиц. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Это важнейшее условие свободы и правопорядка, направленное против гражданского эгоизма, пользования своими правами за счет других, а в итоге - против конфликтов и права сильного.

Обязанность N 3: платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить федеральные, региональные и местные налоги обусловлена необходимостью пополнять бюджет. Важно отметить, что Конституция РФ обязывает платить налоги, только установленные законом, - все остальные сборы незаконны и не могут вменяться в обязанность граждан. Законы, которые устанавливают новые налоги и (или) ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ). Помимо налогов, надо платить еще и сборы, т.е. платежи за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления (например, государственную пошлину).

Обязанность N 4: получить основное общее образование. Причем родители (или иные лица, их заменяющие) обязаны обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Нарушение этой обязанности не влечет какой-либо ответственности, так что это скорее напоминание о том, что если ваше чадо не получит основное общее образование, то жизнь его весьма усложнится.

Обязанность N 5: заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Не вдаваясь в анализ, подчеркну главное: человек несет личную ответственность за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Этого требуют нормы морали и простая забота о будущем. И это настолько важно, что пренебрежение обязанностью может повлечь за собой уголовную ответственность (например, по ст. 156 "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" УК РФ).

Обязанность N 6: сохранять природу и окружающую среду. Оставляя в стороне глобалистику, заострим внимание на том, что эта конституционная обязанность распространяется и на дачников, и на любителей походов, и на пользователей земли общего пользования - все они при владении, пользовании и распоряжении своей землей обязаны воздерживаться от действий, способных нанести ущерб окружающей среде либо нарушить права и законные интересы других лиц. К этой же группе обязанностей относится необходимость гуманного обращения с животными, соблюдения санитарно-ветеринарных и зоологических требований. Кроме этого, оберегая животных от заболеваний, тем самым оберегают и людей, потому что некоторые болезни животных передаются и нам.

Обязанность N 7: заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Об этой обязанности упоминаю для полноты картины, не так-то просто привести пример применительно к теме нашего разговора (наверное, этот вопрос актуален для тех, кто живет в историческом центре города или в здании, признанном соответствующей ценностью). В любом случае речь идет не только о защите исторического и культурного наследия, бережном отношении к памятникам истории и культуры, но и о равном праве на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.

Обязанность N 8: защита Отечества. Эта обязанность, безусловно, святая, тем не менее вряд ли будет раскрыта в процессе нашего разговора (не та тема). Отмечу только, что это - обязанность гражданина, а не просто человека.

Вот в самом кратком виде то, что надо знать о наших обязанностях как меры минимально необходимого поведения, которое требуется для жизнеспособности государства и обеспечения нормального существования его граждан, включая защиту их прав. Замечу заодно, что обязанное лицо должно не просто пассивно подчиняться установленным правилам, но и активно участвовать в процессе реализации обязанностей, стараться сделать чуть больше того, что следует, а также стремиться к тому, чтобы воплощение в жизнь обязанностей стало свободным, созидательным, возможно, даже творческим процессом. Безусловно, наиболее удобной позицией будет традиционная "хата с краю", но, согласитесь, что конституционные обязанности устанавливаются не просто так, а в интересах всего общества и каждого отдельного гражданина, в том числе нас с вами.

6. В чем суть самозащиты?

Один умный человек, внимательно выслушав мой доклад о правах, обязанностях и злоупотреблениях, задал мне вполне законный вопрос: "Это все понятно. А дальше что?" И то верно - что? Все, в общем-то, и так знают, что права есть и что нехорошо употреблять свои права другим во вред. И любой знает ключевую фразу: "Обращайтесь в суд". Но многие ли доходят до этого самого суда, особенно если речь идет о соседских склоках? Тут участкового ждешь не дождешься, глотая слезы и считая минуты.

В связи с этим очень интересным представляется вопрос о самозащите. Что по этому поводу говорит закон? Как это выглядит на практике? Где грань между самозащитой и самоуправством?

Не так много людей знают, что ни защита государства, ни покровительство общественности не исключают и не заменяют самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав всеми законными способами. Впрочем, это в большинстве случаев не от лени или из вредности, а по причине неосведомленности. Попробуем исправить ситуацию.

Самозащита - это самостоятельное осуществление управомоченным лицом фактических и (или) правовых действий с целью устранить нарушение права.

Необходимым условием самозащиты является факт нарушения права.

Самозащита прав входит в ряд других способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ), при этом оговаривается, что:

Самозащита гражданских прав допускается;

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Обратите особое внимание на слова "сп

Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которое ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и, прежде всего обязанностей государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме, и так же за пределами страны.

Только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти.

Конституция (ч. 3, ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Государственные органы не имеют права безосновательно отказывать людям в их желании принять российское гражданство.

В мире насчитывается около 200 государств и каждое из них имеет свое гражданство. Гражданство – это неизменный атрибут суверенного государства.

Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство . Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ с согласия того лица, которому оно предоставляется.

Двойное гражданство означает наличие у гражданина России гражданства (подданства) иностранного государства . Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Такая ситуация всегда исключение , ибо по общему правилу за гражданином, состоящим в гражданстве конкретной страны, не допускается принадлежность к гражданству другого государства.

Иностранный гражданин – физическое лицо, которое не является гражданином страны проживания, но имеет доказательства своей принадлежности к другому, то есть иностранному государству.

На иностранцев в России распространяется национальный режим. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами России, если федеральным законом не предусмотрено иное. Также предусмотрены определенные ограничения для иностранцев. Так, они не могут пользоваться политическими правами, находиться на государственной и муниципальной службе. В то же время иностранные граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью, получать образование, работать на строительстве жилищных комплексов, заниматься адвокатской практикой. Также Они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления.

Лицо без гражданства – это довольно ограниченная категория лиц, которые не имеют официального доказательства своей принадлежности ни к стране пребывания, ни к иному государству . По своему правовому статусу лица без гражданства близки к иностранным гражданам. На них распространяются те же ограничения, что и на иностранных граждан. Состояние безгражданства может возникнуть в случае, если гражданин одной страны вышел из ее гражданства, а другое государство не предоставило ему своего гражданства.

Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть восемнадцати лет. Дети подразделяются на малолетних и несовершеннолетних. Соответственно различается и их дееспособность во всех ситуациях, и прежде всего в вопросах гражданства. Малолетние следуют гражданству родителей автоматически. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет дают письменное нотариальное удостоверенное согласие на изменение своего гражданства.