Могут применяться правила регулирующие договор купли продажи. Правовое регулирование договора внешнеторговой купли-продажи


Такое определение договора купли-продажи как общего родового понятия охватывает различные разновидности купли-продажи, отличающиеся друг от друга по предмету и его назначению, субъектному составу и другим признакам. «Если содержание договора купли-продажи не отражает особенности каких-либо элементов обязательства, такой договор обычно не выделяется в источниках права в отличие от других разновидностей купли-продажи и потому он регулируется теми нормами о договоре купли-продажи, которые являются общими по отношению к специальным нормам, регулирующим отдельные разновидности купли-продажи. Чтобы отграничить эту разновидность договора купли-продажи от других его разновидностей, имеющих общепризнанные названия в юридической науке, законодательстве и практике: договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения и т. д. - можно было бы использовать название «общегражданский, или обычный договор купли-продажи» .

Договор международной купли-продажи является консенсуальным, возмездным и двусторонне обязывающим (взаимным). Консенсуальным он признается потому, что договор считается заключенным, а обязательство - возникшим с момента достижения сторонами соглашения; возмездным - потому, что интерес покупателя удовлетворяется передачей ему товара (предмета договора), а интерес продавца - предоставлением ему встречного удовлетворения в виде денежного эквивалента стоимости предмета договора; взаимным (двусторонним) - потому, что каждая сторона договора наделяется не только субъективным гражданскими правами относительно другой стороны (контрагента), но и юридическими обязанностями перед другой стороной.

Обладая всеми признаками родового понятия договора купли-продажи, договор международной купли-продажи имеет и особые отличительные черты, выделяющие его из этого общего родового понятия.

Таких отличительных черт или особенностей, присущих исключительно международной торговли, всего две:

1) стороны договорного обязательства - как правило, лица, являющиеся резидентами разных государств и их предприятия находятся на территории разных государств;

2) предмет договора в процессе его передачи от продавца покупателю должен быть перемещен через государственную границу.

Один из специалистов по правовым вопросам международной торговли И.В. Елисеев высказывает мнение о том, что... «международную куплю-продажу нельзя понимать как простую разновидность договора купли продажи, однопорядковую с другими его разновидностями, регулируемыми ГК. Но в то же время международная купля-продажа охватывается общим родовым понятием договора купли-продажи и, в этом качестве, является его частным случаем»... «Таким образом, - делает вывод И.В. Елисеев, - договор международной купли-продажи является разновидностью купли-продажи вообще, однако его нельзя рассматривать в качестве однопорядкового с другими сделками, регулируемыми § 2-8 главы 30 ГК РФ. Это - разновидность договорного типа более высокого уровня, основанная на другом классификационном критерии, нежели договоры поставки, контрактации, энергоснабжения и др.» .

В юридической литературе отмечается, что... «в российском законодательстве отсутствует законодательно закрепленная модель внешнеторгового договора, что, как показывает практика, вызывает определенные сложности в правильной квалификации разрабатываемого договора в качестве внешнеторгового» . Эти суждения следует признать вполне справедливыми. Рассмотрение договора международной купли-продажи в качестве одного из видов родового понятия договора купли-продажи обусловливает возможность и даже необходимость отражения этого соотношения в ГК РФ, а именно в ст. 454, посвященной как раз общему понятию и общим признакам договора купли-продажи. Эту статью следовало бы дополнить пунктом шестым следующего содержания:

«К договору международной купли-продажи положения, предусмотренные настоящей главой, применяются, если иное не предусмотрено нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации». Тем самым, было бы реализовано положение ч. 2 п. 2. ст. 7 ГК РФ, согласно которому... «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

В источниках международного частного права не дается определения договора международной купли-продажи. Вместе с тем, в некоторых документах указывается на отдельные признаки этого договора, которые используются для установления сферы применения соответствующего документа.

Так, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее по тексту - Венская конвенция или Конвенция) не применяется, по общему правилу, к международной купле-продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования - подпункт «а» ст. 2 Конвенции. В виде исключения и к таким отношениям допускается применение положений Венской конвенции в тех случаях, когда в любое время до заключения договора или даже в момент заключения договора продавец не знал и не должен был знать, что товар приобретается для личного, семейного или домашнего использования.

Разработанный Международным институтом унификации частного права в Риме (УНИДРУА) документ «Принципы международных коммерческих договоров» (далее по тексту - Принципы УНИДРУА), так же как и Венская Конвенция, ориентирован на сферу предпринимательства и коммерческого оборота.

Заложенная в основу названных Принципов УНИДРУА концепция, отмечает А.С. Комаров, состоит в том, чтобы исключить из сферы их применения так называемые «потребительские сделки», правовое регулирование которых направлено... «на защиту потребителя, то есть стороны, вступающей в договор не в процессе осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности» .

Назначение товаров, являющихся предметом договора, может быть использовано в качестве критерия для выделения двух разновидностей договора международной купли-продажи:

1) договор купли-продажи товаров, которые приобретаются покупателем для собственного личного, семейного или домашнего использования. Такому договору международной купли-продажи присущи черты обычного или общегражданского договора купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ) и могут быть присущи черты договора розничной купли-продажи (§ 2 гл. 30 ГК РФ);

2) договор купли-продажи товаров, которые приобретаются покупателем для использования в предпринимательской или иной экономической деятельности, коммерческом обороте или иных целях, не связанных в любом случае с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Этой разновидности договора международной купли-продажи свойственны черты, характерные для договора поставки товаров по российскому гражданскому праву (§ 3 гл. 30 ГК РФ).

Существуют различные виды договоров международной купли-продажи, среди которых выделяют:

1) Контракт разовой поставки - единовременное соглашение, которое предусматривает поставку согласованного количества товара к определенной дате, сроку, периоду времени. Поставка товаров производится один или несколько раз в течение установленного срока. По выполнению принятых обязательств юридические отношения между сторонами и, собственно, контракт прекращаются.

«Разовые контракты могут быть с короткими сроками поставки и длительными сроками поставки» .

2) Контракт с периодической поставкой предусматривает регулярную (периодическую) поставку определенного количества, партий товара на протяжении установленного в условиях контракта срока, который может быть краткосрочным (обычно один год), и долгосрочным (5-10 лет, а иногда и больше).

3) Контракты на поставку комплектного оборудования предусматривают наличие связей между экспортером и покупателем-импортером оборудования, а также специализированными формами, участвующими в комплектации такой поставки. При этом генеральный поставщик организует и несет ответственность за полную комплектацию и своевременность поставки, а также за качество.

4) В зависимости от формы оплаты за товар различают контракты с оплатой в денежной форме и с оплатой в товарной форме полностью или частично. «Контракты с оплатой в денежной форме предусматривают расчеты в определенной согласованной сторонами валюте с применением обусловленных в контракте способов платежа (наличный платеж, платеж с авансом и в кредит) и форм расчета (инкассо, аккредитив, чек, вексель)» .

5) В нашей стране широкое распространение получили бартерные сделки - товарообменные и компенсационные соглашения, которые предусматривают простой обмен согласованных количеств одного товара на другой. В этих соглашениях устанавливается либо количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары.

6) Простое компенсационное соглашение, так же как и товарообменное, предусматривает взаимную поставку товаров на равную стоимость. Однако в отличие от товарообменной, компенсационная сделка предусматривает согласование сторонами цен взаимопоставляемых товаров. В такой сделке обычно фигурируют не два товара, а значительное число предполагаемых к обмену товаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что договор международной купли-продажи - это соглашение двух лиц, по которому лицо, являющееся резидентом одного государства, - продавец - принимает на себя обязательство передать определенный объект,перемещаемый через государственную границу на территориюдругого государства, в собственность другого лица - покупателя, являющегося, как правило, резидентом иного государства, - а покупатель принимает на себя обязательство принять этот объект и уплатить за него продавцу обусловленнуюцену.

Отношения, возникающие из договора розничной купли-продажи, регулируются § 2 гл. 30 ГК. Стоит сказать - положения ГК об ϶ᴛᴏм договоре определяют особенности правового регулирования отношений между организацией, осуществляющей продажу товаров в розницу, и покупателем. Стоит заметить, что они, во-первых, регламентируют отношения, кᴏᴛᴏᴩые не урегулированы общими положениями о купле-продаже (например, по поводу информации о товаре, исполнения договора продажи товаров по образцам и с условием доставки товара покупателю и др.), во-вторых, определяют иные по сравнению с общими положениями правила (например, о последствиях продажи товаров ненадлежащего качества и т.д.) К отношениям, не урегулированным договором розничной купли-продажи, применяются общие положения купли-продажи и части первой ГК. Так, договор розничной купли-продажи исполняется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правилами о сроке, количестве, ассортименте, качестве и комплектности товара, закрепленными в общих положениях о купле-продаже, а в случае нарушения договора возмещаются убытки по правилам части первой ГК.

Отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированные ГК, регулируются Законом о защите прав потребителей и иными правовыми актами, кᴏᴛᴏᴩые принимаются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным Законом. Закон о защите прав потребителей в одних случаях конкретизирует и детализирует положения ГК о розничной купле-продаже (например, об информации, предоставляемой покупателю, и способах ее доведения), в других - устанавливает правила, не предусмотренные ГК (например, сроки удовлетворения требований покупателя и взыскание неустойки с продавца в случае просрочки их удовлетворения и др.), в третьих предусматривает иные правила, чем ГК, когда такие исключения допускаются ГК (например, о взыскании неустойки сверх убытков)

Исходя из ст. 26 Закона о защите прав потребителей Правительство РФ вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также продажи отдельных видов товаров. К первым могут быть отнесены Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит *(29), Правила продажи товаров по образцам *(30), Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами *(31) Эти Правила предусматривают особенности порядка исполнения договора (например, оплаты товара покупателем, доставки, сборки и подключения товара и т.д.), оформления договорных отношений (например, обязательства-поручения при продаже в кредит, квитанции на доставку, заказа на товар), условия договора и т.д.

Специфика отдельных товаров учтена в Правилах, утвержденных постановлениями Правительства РФ: от 19 января 1998 г. о продаже отдельных видов товаров *(32), от 19 августа 1996 г. о розничной торговле алкогольной продукцией на территории Российской Федерации *(33), от 1 ноября 2001 г. о распространении периодических печатных изданий по подписке *(34), от 15 августа 1997 г. об оказании услуг общественного питания *(35) Правила торговли отдельными видами товаров предусматривают обязанности продавца, связанные с особенностями продажи продовольственных, меховых товаров, одежды, обуви, бытовой техники, автотехники и других товаров, - предоставление дополнительной информации о товаре, проведение проверки его качества, предпродажной подготовки и т.д.

Особенностью правового регулирования договора розничной купли-продажи с участием граждан будет то, что в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать данные отношения. Следовательно, не допускается принятие министерствами и ведомствами нормативных актов в ϶ᴛᴏй области *(36)

Необходимость единообразного применения законодательства, регулирующего отношения с участием граждан, обусловила принятие Пленумом ВС РФ 29 сентября 1994 г. постановления N 7, кᴏᴛᴏᴩое содержит разъяснения по вопросам применения Закона о защите прав потребителей, в т.ч. и его положений об информации о товаре, последствиях продажи товаров ненадлежащего качества и др.

Одной из важнейших направлений земельной реформы - формирование земельного рынка и правовое регулирование его составной части - купли-продажи земельных участков.

В главе 30 Гражданского Кодекса РФ изложены основные правила купли-продажи земельных участков, которые рассматриваются в качестве недвижимости. Повышенное внимание следует уделить ст. 549-558 параграфа седьмого данной главы. Нормы данного параграфа применяются приоритетно перед нормами общих правил о купли-продажи, изложенных в первом параграфе (п. 5 ст. 454 Гражданского Кодекса РФ).

В п. 1 ст. 454 Гражданского Кодекса РФ воспроизведено традиционное общее определение договора купли-продажи, данное в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года и Гражданского Кодекса РСФСР 1964 года. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это товар уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В Гражданском Кодексе (п.1 ст. 485) особо обусловлено, что покупатель обязан совершить действия за свой счет, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа..

Гражданский Кодекс параллельно с общими положениями предусматривает особое регулирование договоров купли-продажи и иных сделок с земельными участками, по которым земля может переходить или отчуждаться от одного лица к другому (п.3 ст.129; п. 3 ст.209 Гражданский Кодекс РФ). Это связано непосредственно с тем, что земельный участок по своей природе рассматривается как природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество, и тем самым он и отличается от договоров купли-продажи обычных товаров и во многих национальных законодательствах регулируется специальными нормами, как правило, императивного характера.

Исходя из общих характеристик, договор купли-продажи земельных участков является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Предмет договора купли-продажи недвижимости включает в себя:

Продаваемое имущество;

Действия сторон соответственно по передаче, принятию и оплате продаваемого недвижимого имущества.

Любой не изъятый из оборота земельный участок может быть предметом купли-продажи.

Особенность договора, которая предусматривается земельным законодательством, является, то, что только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет, могут быть предметом купли-продажи.

Общие требования к форме договора купли-продажи земельного участка установлены в ст. 550 Гражданского Кодекса РФ: договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В том случае если форма договора купли-продажи будет не соблюдена, то это повлечет недействительность сделки. Нотариального удостоверения договора купли-продажи земельного участка не требуется, но, если стороны выразят желание, они вправе это сделать (ст. 550 Гражданского Кодекса РФ).

Специфика земли как первичного элемента понятия «недвижимость» обусловила требование об обязательной государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость к покупателю по договору (ст. 551 Гражданского Кодекса РФ). Порядок государственной регистрации предусмотрен Федеральным Законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно мнению О.В. Касьяновой практический смысл и значение специальных правил, регулирующие договор купли-продажи недвижимости, предусмотрено тем, что объекты недвижимости неотрывны от того места, где они непосредственно находятся, а договоры их продажи совершаются в любом другом месте. При заключении подобного рода сделок участникам имущественного оборота необходимо располагать информацией о правовом положении приобретаемого конкретного объекта, в частности: не обременено ли данное имущество правами третьих лиц; является ли продавец объекта недвижимости собственником соответствующего земельного участка и т.п. Тем самым эта цель и достигается путем введения обязательной государственной регистрации на недвижимое имущество.

Покупатель становится собственником приобретаемого имущества только после государственной регистрации.

Важным положения гражданского и земельного законодательства является требование о том, что при заключении договора о купли-продажи земельного участка должны быть указаны те данные, которые позволят определить размер конкретного земельного участка, определить цель использования земельного участка, а так же его кадастровую оценку.

Если эти данные отсутствуют в договоре условия о земельном участке, подлежащем передаче, считаются не согласованными сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Эти условия закон признает существенными условиями договора купли-продажи земельного участка.

Для того, что бы точно определить все необходимые параметры земельного участка к договору купли-продажи прилагается кадастровый паспорт земельного участка.В том случае, если отсутствует кадастровый паспорт участка, то он изготавливается за счет средств продавца или покупателя по соглашению между сторонами.



Кадастровый паспорт, как правило, составляется в общегосударственной системе координат. Для надежного закрепления земельного участка на местности устанавливается межевые знаки. В качестве межевого знака может служить специально оформленная точка границы участка или другого объекта.

Форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена Приказом Министерства Юстиции РФ от 18 февраля 2008 года №32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка».

Данные которые должны быть указаны в кадастровом паспорте земельного участка:

Местоположение. т.е. почтовый адрес;

Кадастровый номер;

Общие сведения;

Объекты недвижимости, размещенные на нем (если таковые имеются);

Площадь участка (в квадратных метрах);

Целевое назначение категории земель, в составе которых находится участок;

Кадастровая стоимость;

В чьем ведении находится эти земли;

Цель использования земельного участка;

Записи с указанием данных количественных и качественных характеристик земельного участка как предмета договора купли-продажи (например, кадастровый номер, адрес (местоположение), наименование, категории земли, цели ее использования, общая площадь) вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором выделены разделы, содержащие информацию о земельном участке, о здания и сооружениях, о квартирах и помещения, других объектах, входящих в состав какого либо здания (сооружения). Все эти параметры подробно описаны в Приложении №1 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также в кадастровом паспорте отображается план (чертеж, схема) земельного участка.

Согласно ст. 555 Гражданского Кодекса РФ существенным условием договора купли-продажи является цена, которая непосредственно должна быть четко определена в таком договоре. Цена, т.е. денежная сумма, которая выплачивается продавцу как эквивалент за передачу земельного участка в собственность покупателя, должна быть указана в договоре по соглашению на основании свободного волеизъявления сторон.

Согласно п.3 ст.424 Гражданского Кодекса РФ в случае когда, в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя их условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы и услуги.

Существуют следующие способы определения цены договора купли-продажи:

По взаимному соглашению сторон на основе цен на земельные участки, существующие в данной местности на данный момент, т.е. о рыночным ценам;

В качестве цены за земельные участки согласно п.5 ст.66 Земельного Кодекса РФ стороны могут принять его кадастровую стоимость.

Рыночная стоимость земельного участка определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельного участка, утвержденным распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 года №586-р.. Согласно этим рекомендациям рыночная стоимость основывается на принципах спроса и предложения, принципов замещения, принципов изменения во времени, принципов внешнего влияния, принципов наиболее эффективного использования.

В свою очередь кадастровая стоимость определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года №222. Согласно п.1.3 данных указаний кадастровая стоимость определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту РФ, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Акт определения кадастровой стоимости земельного участка оформляется для земельного участка в пределах одного кадастрового квартала. Принципы, по которым определяется кадастровая стоимость, указываются во второй главе Методических указаний.

Если говорить о передаче земельного участка, то передача земельного участка продавцом и принятие покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. В юридической литературе отмечается, что стороны вправе подписывать передаточный акт или другой документ, свидетельствующий об исполнении продавцом обязанности передать недвижимость покупателю, а не обязаны.

Действительно, в соответствии с п.2 ст. 556 Гражданского Кодекса РФ обязательство продавца передать земельный участок считается исполненным после вручения (передачи) участка покупателю и подписания сторонами документа о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, что предполагает, что стороны вправе предусматривать иной порядок передаче. В то же время, уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче земельного участка на условиях, предусмотренных договором, рассматриваются как отказ продавца от исполнения обязанности передать или покупателя от обязанности принять имущество. Таким образом, подписание документа о передаче является обязанность сторон, если иной порядок не предусмотрен законом или соглашение сторон.

Согласно пункту 3 ст. 37 Земельного Кодекса РФ в договоре купли-продажи земельного участка не могут быть установлены условия, ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельных участков в аренду, совершение иных сделок с земельными участками.

Также, продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. В том случае, если все необходимые данные будут отсутствовать в договоре, то договор будет считаться не заключенным, а соответственно сделка будет считаться недействительной в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающих существенное воздействие на использование и на стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требование о предоставление которой установлены федеральными законами. Вправе требовать уменьшение покупной цены или расторжения договора купли-продажи и возмещения причиненных ему убытков.

А в свою очередь, если говорить о продажи земель из государственной и муниципальной собственности, то согласно пункту 4 ст. 38 Земельного Кодекса РФ Правительство устанавливает порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из государственных и муниципальных земель.

Правовое регулирование земельных торгов осуществляется Гражданским Кодексом РФ, Земельным Кодексом РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №808.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, по составу участников торги являются открытыми и проводятся в форме конкурса или аукциона. Для того, что бы участвовать в торгах, соответствующий претендент представляет организатору торгов в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку и иные документы в соответствии с тем перечнем, который опубликован в извещении о проведении торгов; юридическое лицо дополнительно прилагает к заявлению нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Тот участник торгов, который предложить наибольшую цену и признается победителем. Основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи земельного участка является протокол, в котором фиксируются результаты торгов. Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.

Источники правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам относят международные договоры, отечественное законодательство, обычаи.

Практически во всех странах приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле-продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже (Закон Великобритании 1979 г. о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже).

В Российской Федерации вопрос о соотношении международного договора и отечественного закона решается следующим образом. Согласно Конституции России 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта (п. 2 ст. 7 ГК РФ). Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора. В практике международной торговли применяются следующие основные источники регулирования отношения внешнеторговой купли-продажи:

* Конвенция о признании и приведении исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.);

* Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961г.);

* Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.);

* Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим, 1980);

* Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.);

* Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.);

* Соглашение между государствами - участниками СНГ от 20 марта 1992 г. "Об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств и другие международные Конвенции, соглашения и прочие акты, регулирующие внешне-экономическую деятельность.

В России принят Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в РФ в соответствии с законодательством РФ. Особо оговорено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11).

Конституция РФ (ст.15) предусматривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем установленные законом, то применяются правила международного договора.

Применительно к внешнеэкономическим контрактам важное значение имеют 2 вида международных договоров.

К первому из них относятся договоры, устанавливающие режим торговли между двумя государствами или группой государств, например, договоры о внешнеэкономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах.

Договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов.

При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежным партнером прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит зарубежный контрагент, международные договоры первого вида. Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень цен. Межгосударственные договоренности о контингентах взаимопоставляемых товаров создают соответствующие предпосылки для получения лицензий и иных разрешений, если они необходимы, а по вопросам платежей - предопределяют контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.

Сделки, заключаемые с иностранными контрагентами, регулируются нормами права той или иной страны. Применяемое к ним право определяется по соглашению сторон Контракта. Действующее в России законодательство, как и право большинства других стран мира исходит из того, что стороны внешнеэкономической сделки свободны в выборе применимого права. Однако при его выборе возникают серьезные сложности не только у неискушенных в праве людей, но и профессиональных юристов, которые недостаточно глубоко знают иностранное право, регулирующее коммерческие отношения.

Общие нормы гражданского законодательства, регулирующие международную куплю-продажу товаров, действующие в настоящее время на территории РФ, содержится в основном в ГК РФ 1994 г. Вопрос о пределах применения Основ законодательства 1991 г. и ГК 1964г, иных нормативных актов РФ и Союза ССР, действовавших на территории Российской Федерации, необходимо решать на основе Федерального закона от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие ч. 1 Гражданского кодекса РФ".

Применение тех или иных норм ГК РФ определяется видовой принадлежностью договора. Обычно по контракту международной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Правовому регулированию договора розничной купли-продажи в Гражданском кодексе РФ посвящен параграф 2 главы 30 (ст. 492-505).

Наряду с обозначенными статьями, к правоотношениям, возникающим из договора розничной купли-продажи, применяются общие правила Гражданского кодекса о сделках, исковой давности, обязательствах, договоре, а также купле-продаже (§1 гл. 30), если они не противоречат специальным нормам, установленным для розничной купли-продажи.

В частности, к ним относятся: положения о форме сделок (ст. 158-165), их недействительности (ст. 166-181), общем трехгодичном сроке исковой давности и порядке его исчисления (ст. 196, 200), возмещении убытков в полном объеме при нарушении договора (ст. 15, 393), принципах исполнения обязательств (ст. 309, 310) и порядке заключения договора (ст. 432-443, 445, 446), его прекращении и изменении (ст. 450), сроке исполнения (ст. 457), количестве, качестве и комплектности товара (ст. 465, 466, 469, 478-480), основаниях ответственности по законной и договорной гарантиям качества (ст. 476) и др.

Наряду с ГК РФ отдельные виды договора розничной купли-продажи регулируются постановлениями Правительства РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. №918 утверждены Правила продажи товаров по образцам. При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором.

Наряду с названным действует целый ряд правил розничной купли-продажи:

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. №569;

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 и другие;

И если правовому регулированию продажи по образцам посвящены отдельные правила, то купле-продаже с использованием с автоматов кроме единственной статьи ГК больше не уделено внимание.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона "О защите прав потребителей").

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

В качестве примера можно выделить:

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1013 "Об утверждении переченя товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum128/item614.html - _ftn8 ;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке"http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum128/item614.html - _ftn11 и др.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Однако важно отметить, что в отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, например, можно выделить:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами для о защите прав потребителей" (в редакции постановления от 17 января 1997 г. №2);

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Так, например, согласно п. 3 ст. 492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Закон "О защите прав потребителей" применяется к розничной купле-продаже в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом Закон применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон "О защите прав потребителей":

Конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8-10 Закона "О защите прав потребителей");

Регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей");

Предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Важно отметить, что законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина. Права потребителей, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи.

Особое место в современном российском законодательстве, регулирующем куплю-продажу товаров, является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, антимонопольное законодательство включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.

Антимонопольное законодательство основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели антимонопольного законодательства подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). Антимонопольное законодательство, как правило, является общенациональным.

Основная категория антимонопольного законодательства - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном) товарном рынке. Антимонопольное законодательство не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.

В РФ антимонопольное законодательство появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосредующих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция РФ вместе с Законом о конкуренции, издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует антимонопольное законодательство РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенности антимонопольного законодательства РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти. Выявлены характер, специфика противоречащих антимонопольному законодательству действий (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью или частично) заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения антимонопольного законодательства и на которые не распространяются названные изъятия.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган - ФАС РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Для осуществления своих полномочий ФАС РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Особым разделом является законодательство о естественных монополиях.

Основным источником правового регулирования отношений, связанных с куплей-продажей, является Гражданский кодекс и прежде всего глава 30. В ГК сохранено традиционное определение договора купли-продажи, выражающее его неизменную суть: продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а последний обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену. Кодекс исходит из того, что закон не может и не должен регламентировать каждый шаг продавцов и покупателей. Условия продажи, по общему правилу, могут быть ими определены полностью самостоятельно. И здесь возможны многостраничные тексты договоров, являющиеся результатом тщательного согласования. Ясно, однако, что миллионы продаж совершаются в расчете на обычные для всех правила. Именно таковые предусмотрены в Кодексе на случай, если стороны не посчитают нужным установить для себя иные условия продажи.

В ГК кроме общих положений о договоре купли-продажи товаров излагаются также положения, регулирующие основные условия договора купли-продажи. Это такие условия договора купли-продажи, как предмет договора; обязанность продавца передать товар покупателю; количество товара; срок исполнения договора купли-продажи; ассортимент товаров; качество товара; комплектность товара и комплект товаров; тара и упаковка; цена товара; приемка и оплата товара покупателем; страхование товара.

Также в ГК расположены нормы, устанавливающие специальные правила в отношении отдельных видов договора купли-продажи: договоров розничной купли-продажи; поставки; поставки товаров для государственных нужд; контрактации; энергоснабжения; продажи недвижимости; продажи предприятия. В тексте ГК отсутствует полное определение указанных договоров; учитывая, что они представляют собой виды договора купли-продажи, в соответствующих нормах указываются лишь специфические признаки этих договоров, позволяющие их выделить в отдельные виды купли-продажи, и специальные (по отношению к общим положениям) правила, регулирующие соответствующие виды купли-продажи.

К договору купли-продажи применяются также содержащиеся в ГК общие положения о договоре, об обязательстве, о сделках (в части не урегулированной главой 30 ГК), например: правила о заключении, изменении и расторжении договора; об обеспечении исполнения обязательств; об ответственности за исполнение и ненадлежащее исполнение обязательств; об основаниях и последствиях недействительности сделок.

Нормы, содержащиеся в ГК, подлежат применению к правоотношениям, связанным с куплей-продажей, в определенной последовательности: сначала должны применяться специальные правила, регулирующие конкретные договоры (виды купли-продажи, например куплю-продажу недвижимости); при отсутствии таковых субседиарно применяются общие положения о купле-продаже; если же соответствующие правоотношения не регламентируются ни специальными правилами о конкретном договоре, ни общими положениями о купле-продаже, применяются нормы о сделках, обязательстве и договоре.

Наряду с ГК источниками правового регулирования отношений по купле-продаже являются также иные федеральные законы. В ряде случаев ГК сам указывает, какие федеральные законы подлежат применению к соответствующим правоотношениям. Например, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п.3 ст.492 ГК). Прежде всего имеется в виду Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются законы о поставке товаров для государственных нужд, в том числе Закон Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В некоторых случаях, предусмотренных ГК, допускается регулирование отношений по купле-продаже указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (правовыми актами).

Одним из источников правового регулирования отношений по купле-продаже являются обычаи делового оборота . Нередко ссылки на обычаи делового оборота встречаются непосредственно в нормах ГК, регулирующих как общие положения о купле-продаже, так и отдельные ее виды. Однако и при отсутствии таких ссылок стороны договора купли-продажи могут руководствоваться обычаями делового оборота в общем порядке, а именно - в тех случаях, когда соответствующее условие договора не определено императивной нормой, соглашением сторон или диспозитивной нормой (п.5 ст.421 ГК).