Нормы права содержащиеся в других федеральных законах. Гражданское законодательство находится в ведении


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 497-ФЗ)

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарии к статье

1. В п. 1 коммент. ст. воспроизводится п. "о" ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут принимать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Данные правила применяются и тогда, когда нормы гражданского права содержатся в комплексном нормативном акте, состоящем из норм различной отраслевой принадлежности. Так, ФЗ "О рекламе" от 18 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864) и иное законодательство о рекламе, регулирующее отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении РФ и ее субъектов, ни в ведении субъектов РФ, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере (постановление КС от 4 марта 1997 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 3 ФЗ от 18 июля 1995 г. "О рекламе" // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1372).

Вместе с тем нормы гражданского права могут содержаться в правовых актах семейного, земельного, жилищного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, которое относится к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Такие правовые акты могут приниматься субъектами РФ, если они не противоречат нормативным актам РФ.

По ранее действующему законодательству субъекты РФ могли принимать гражданско-правовые акты в любой сфере законодательной деятельности, включая гражданское законодательство, которое в настоящее время отнесено к ведению РФ. Если такие нормативные акты были приняты до введения в действие Конституции РФ, то содержащиеся в них нормы гражданского права могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции РФ и ГК (п. 3 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

2. В соответствии с п. 2 коммент. ст. гражданское законодательство включает в себя только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Тем самым подчеркивается, что принятие законов, обладающих более высокой юридической силой, является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать. Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ обозначены как "иные правовые акты", а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти".

Практическое значение такого разграничения состоит том, что оно позволяет ограничить сферу действия подзаконных нормативных актов. Так, в соответствии с п. 1 ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Это означает, что только принятый Государственной Думой РФ нормативный акт может определять случаи и порядок ограничения правоспособности или дееспособности. Однако в п. 1 ст. 422 ГК предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Это предполагает, что обязательные для сторон правила могут содержаться не только в нормативном акте Государственной Думы РФ, но и в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Разграничение терминов "закон" и "иные правовые акты" проводится в ГК достаточно четко и последовательно, чего нельзя сказать о понятии "гражданское законодательство". Так, в ст. , , 7 и др. термином "гражданское законодательство" охватываются нормативные акты, принятые не только законодательными, но и исполнительными органами власти РФ. Это соответствует и ст. 71 Конституции РФ, в которой понятием "гражданское законодательство" охватываются как законы, так и подзаконные нормативные акты, состоящие из норм гражданского права. Именно в этом смысле понятие гражданского законодательства используется в настоящем комментарии.

3. В абз. 2 п. 2 коммент. ст. установлено верховенство ГК над другими законами, содержащими нормы гражданского права. Необходимость такого верховенства обусловлена тем, что ГК - отраслевой кодифицированный нормативный акт, призванный обеспечить единство и взаимосогласованность всей системы гражданского законодательства в целом. Поэтому нормы права, содержащиеся в других актах гражданского законодательства, должны соответствовать ГК. В случае же насущной необходимости принятия правовых актов, не соответствующих ГК, вместе с их принятием необходимо вносить соответствующие изменения в ГК. К сожалению, нередко этого не происходит, и принятые в противоречии с ГК законы подрывают систему гражданского законодательства.

От случаев несоответствия отдельных законов нормам ГК следует отличать ситуацию, когда вновь принятый закон содержит нормы гражданского права, которые конкретизируют или дополняют ГК, не входя с ними в противоречие. Принятие таких законов не только не исключено, но и прямо предусмотрено самим ГК (см., напр., ст. 47, 51, 65, 87 и т. д.)

4. В соответствии с п. 3 коммент. ст. среди подзаконных нормативных актов гражданского законодательства наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК и иным законам и могут регулировать любые отношения, входящие в предмет гражданского права. При этом указы Президента РФ либо конкретизируют положения, содержащиеся в ГК и иных законах, либо призваны урегулировать общественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, но еще не урегулированы соответствующим законом или не нуждаются в гражданско-правовом урегулировании на законодательном уровне.

5. В п. 4 коммент. ст. закреплено правило, в соответствии с которым Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, только на основании и во исполнение ГК, иных законов и указов Президента РФ. Это означает, что нормотворческая деятельность Правительства РФ в гражданско-правовой сфере ограничена, и оно может принимать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, только тогда, когда это необходимо для реализации соответствующих законов и указов Президента РФ.

6. В п. 5 коммент. ст. закреплены последствия противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ ГК или иному закону. В таких случаях субъекты гражданского права и правоохранительные органы должны руководствоваться ГК или соответствующим законом.

7. Сформированное в п. 6 коммент. ст. правило подлежит расширительному толкованию. Во-первых, правила гл. 1 ГК рассчитаны на действия и применение норм гражданского права, содержащихся не только в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, но и тех норм, которые закреплены в ГК и других законах, а так же в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти. Так, правило о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы (п. 1 ст. 4 ГК), применяется к любым нормативным актам гражданского законодательства. Во-вторых, действие и применение норм гражданского права определяются не только гл. 1 ГК, но и другими главами ГК, а так же иными законами и подзаконными нормативными актами. Так, правило о введении в действие и применении федеральных законов на территории РФ установлены Законом РФ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801).

8. В п. 7 коммент. ст. говорится о нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, которые в системе гражданского законодательства занимают нижнее место и обладают наименьшей юридической силой. Поэтому они должны не только не противоречить законам и иным правовым актам, содержащим нормы гражданского права, но и издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами. В противном случае нормативные акты федеральных органов исполнительной власти применению не подлежат.

Гражданское законодательство

Гражданское законодательство - совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав ; регулируют договорные и иные обязательства , а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве , свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.

Российское гражданское законодательство

Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации , ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права:

  • Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , регулирующих гражданско-правовые отношения .
  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации , которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы . Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам.

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное , лесное , водное, горное и ряд других.

Ссылки

  • Нормативные документы по гражданскому законодательству

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гражданское законодательство" в других словарях:

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормы гражданского права (см. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО), описывающие основания возникновения и порядок осуществления права собственности и вещных прав, интеллектуальной собственности, регулирующие договорные обязательства,… … Энциклопедический словарь

    В РФ совокупность норм, определяющих правовой статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридический словарь

    Гражданское законодательство - состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51 ФЗ,… … Словарь юридических понятий

    Гражданское законодательство - см. Гражданско правовые отношения … Российская энциклопедия по охране труда

    Гражданское законодательство рф - (англ. civil legislation) отрасль законодательства, определяющая правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность норм права, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридическая энциклопедия

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность актов гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодатель ство находится в ведении РФ. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Гражданское законодательство - это система нормативных актов, содержащих нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ в состав гражданского законодательства включаются ГК РФ и иные принятые на его основе… … Большой юридический словарь

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права: законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента … Юридический словарь современного гражданского права

    Совокупность нормативных актов различной юридической силы, содержащих нормы гражданского права. В соответствии со ст. 3 ГК РФ в состав Г.з. включаются только законы, причем лишь федеральные (согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское… … Энциклопедия юриста

Книги

  • Гражданское законодательство Израиля , . Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран" . В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный…
  • Гражданское законодательство и судебная практика. Проблемы взаимодействий. Монография , Аюшеева Ирина Зориктуевна, Булаевский Борис Александрович, Белов Валерий Евгеньевич. Представленная монография посвящена вопросам взаимодействия гражданского законодательства и судебной практики. В ней рассматриваются общие и конкретные вопросыроли и значения судебной…

Официальный текст :

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий юриста :

В пункте 1 данной статьи воспроизводится норма статьи 71 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (определены в статье 72 Конституции).

Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральному Закону. В случае противоречия между последним и иным актом субъекта РФ будет действовать Федеральный Закон (пункт 5 статьи 76 Конституции).

Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ.

В пункте 2 статьи 3 ГК содержится новое понятие гражданского законодательства. Если до принятия Гражданского Кодекса термин "законодательство" использовался для суммированного обозначения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в настоящее время Гражданский Кодекс под гражданским законодательством понимает лишь сам кодекс и принятые в соответствии с ним Федеральный Законы. Данное нововведение прямо вытекает из статьи 10 Конституции, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В пункте 2 статьи 3 ГК в гражданское законодательство вводится еще одна важная новелла. Устанавливается верховенство Гражданского Кодекса по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер. В системе гражданского законодательства Гражданский Кодекс занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. Введение новых норм гражданского права требует внесения соответствующих изменений в Гражданский Кодекс.

В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после Федеральных Законов занимают указы Президента РФ. Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, при условии их не противоречия Гражданскому Кодексу и иным Федеральным Законам. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна категория преследует цель конкретизации норм гражданского права и иных действующих Федеральных Законов. Вторая категория норм предназначена для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция и Гражданский Кодекс позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в статье 3 ГК, они принимаются на основании и во исполнение Гражданского Кодекса и иных законов, указов Президента РФ. Гражданский Кодекс не предусматривает возможности для Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рамки их реализационно-обеспечительского назначения.

В пункте 5 статьи 3 ГК говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться Гражданским Кодексом или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание. Указанное противоречие может проявляться в двух возможных вариантах.

Первый вариант предполагает прямое нарушение Гражданского Кодекса, предусматривающего в целом ряде статей возможность изменения содержащихся в нем правовых норм лишь на основании закона.

Второй вариант может иметь не столь очевидный характер. Подобного рода ситуация встречается тогда, когда непосредственно Гражданский Кодекс не оговаривается, каким нормативным актом должно вводиться то или иное правовое регулирование, например новое вещное право. В этом случае следует руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства.

К нормам гражданского права, содержащимся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, применяются общие правила главы 1 Гражданского Кодекса, касающиеся их действия во времени и применения в пространстве. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ применяются на всей территории РФ, если иное не оговорено соответствующим указом или постановлением, при условии, что они официально опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации". Не подлежат опубликованию лишь указы Президента РФ и постановления Правительства РФ или их определенные пункты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

В пункте 6 статьи 3 ГК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ объединены в одну группу подзаконных нормативных актов под названием "иные правовые акты". По своей юридической силе они следуют непосредственно вслед за гражданским законодательством. Нормы гражданского права могут содержаться также в актах, издаваемых министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (агентствами, службами и пр.). Это так называемые ведомственные нормативные акты. Органы исполнительной власти подобные акты могут принимать лишь в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими Федеральными Законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их регистрации. Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами.

1. Конституция Российской Федерации . Конституцией РФ провозглашаются основные принципы судопроизводства в Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны непосредственно руководствоваться Конституцией РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора" (ч. 2 ст. 1 ГПК РФ).

Международные договоры. Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре, аналогичные правоотношения, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона.

3. Федеральные конституционные законы . В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Отношения в области гражданского судопроизводства регулируются и ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ . Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2003 г.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ГПК РФ, другими федеральными законами, а также ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" определяет требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий и компетенцию мирового судьи, прекращение и приостановление его полномочий и др.

Иные федеральные законы. Существует значительное число федеральных законов, которые могут быть отнесены к источникам процессуального права. Например, ФЗ "Об исполнительном производстве" , ФЗ "О судебных приставах".

В законах материально-правового характера содержатся процессуальные нормы, которые регулируют отношения, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции, распределением обязанностей по доказыванию, допустимостью доказательств и т.д. Это, например, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и др.

Положения всех федеральных законов могут применяться в гражданском судопроизводстве только в части, не противоречащей ГПК РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ . В науке вопрос о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионным. Эти постановления не являются законами, но их правовой статус по отношению к действующему законодательству дает основание рассматривать такие акты применительно к проблеме источников гражданского процессуального права.

Судебный прецедент - вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору.

Однако нельзя не сказать о том, что в современной науке гражданского процессуального права выдвигаются предложения о признании права судебных прецедентов. По мнению некоторых авторов, в России существуют потребность и возможность перехода к праву судебных прецедентов, под которыми понимаются (для судов общей юрисдикции) постановления Верховного Суда РФ по конкретным делам, что в значительной степени способствовало бы обеспечению правильного и единообразного применения федерального законодательства всеми судами Российской Федерации и облегчило бы их работу.

Любая юридическая наука опирается на источники права, которые регулируют правоотношения между субъектами. Не является в этом случае исключением и отрасль- гражданское право. Если обратиться к понятию гражданского законодательства в широком, а не узком его смысле, то можно прийти к выводу, что оно представляет совокупную систему источников, которые содержат в себе ключевые нормы ГП.

Понятие источников права и гражданского права

Толкование дефиниции «источники гражданского права» приводится каждым ученым, который имеет отношение к юридической науке. Поэтому современная литература дает массу определений этой категории. По словам Шершеневича, источники гражданского процессуального права - это формы, используемые для выражения ключевых норм права, изучение которых является обязательным механизмом для знакомства субъектов с «миром» права.

Предусматривается и иное понятие данному явлению.

Так, источники гражданского процессуального права - это механизм выражения и фиксации ключевого содержания всех норм гражданско-правовых отношений, которые воплощаются на практике в строго объективированной форме.

Современная юридическая наука выделяет несколько основных видов источников ГП. Самая распространенная классификация содержит в себе важнейшие источники гражданского права:

  • Нормы МП и международные договора, ратифицированные Россией (закреплено ст. 7 ГК РФ).
  • Конституция РФ - как главный нормативный акт на территории государства.
  • Гражданское законодательство, в котором главенствующая роль закреплена за Гражданским кодексом, а также иные ФЗ, которые принимались в строгом соответствии с ГК РФ и регулируют правоотношения между субъектами гражданского права.
  • Иные НПА, в том числе Указ Президента, Постановления, изданные Правительством, а также другие акты, принимаемые органами госвласти и подвластными Министерствами.
  • Правовые обычаи, которые затрагивают систему делового гражданского оборота.

Данная классификация источников ГП относится к романо-германскому типу. Иными словами, классификация подразумевает разделение этих источников на две категории:

  • Нормативные правовые акты, к которым причисляются указы, постановления, ФЗ, инструкции и договоры.
  • Источники ненормативного типа, а именно обычаи.

Иерархия нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования. Система нормативных актов гражданского права

Нормативные правовые акты подлежат строгой иерархии. Конституция РФ, а именно ст. 15, закрепляет основополагающие принципы и нормы МП, как один из важнейших механизмов гражданско-правового регулирования. Исходя из этого, договоры, принятые на международном уровне, и нормы МП превалируют над российским законодательством, занимая при этом почетное первое место в иерархии НПА. Иными словами, действие источников гражданского права международного уровня будет приоритетно на территории государства, что закрепляет собой Конституция РФ.

Далее классификация источников ГП отдает приоритетную роль Конституции России, как основному государственному закону. Толкование норм права, зафиксированных в Конституции, позволяет сделать вывод о том, что все нормативные акты, принимаемые на территории России, не должны противоречить конституционным нормам. Если будет выявлен факт противоречия, НПА отменяется по решению Конституционного суда.

Важное место в иерархии источников ГП занимает Гражданский кодекс. Если выявлены коллизии в применении тех или иных норм гражданского законодательства, то уполномоченные органы, в том числе и суд, будет опираться на основные принципы и нормы, которые содержит Кодекс. Действующий Гражданский кодекс РФ подразделяется на 4 основные части, каждая из которых имеет характерные особенности.

Общая иерархия источников ГП невозможна без ФЗ. Подобные законодательные акты имеют специальный характер, так как упорядочивают собой отдельные стороны и виды гражданско-правовых отношений.

Подзаконные нормативные акты (указ, постановление, инструкции, приказы) также воплощают собой источники гражданского процессуального права. В иерархии НПА они занимают предпоследнее место. При этом большинство из указанных видов актов имеют нормативный характер и обязательны к исполнению.

Обычаи делового оборота завершают собой иерархию источников ГП. Толкование понятия «обычай» дается в любой юридической литературе. Обычай - это норма права, которая подкрепляется давностью применения. Правовые обычаи имеют характерные особенности, которые выделяют их из системы источников ГП.

Виды источников гражданского права Российской Федерации: законодательные акты и подзаконные нормативные акты

Общая система НПА подразумевает следующие виды источников гражданского права: законодательные акты и подзаконные нормативные акты. Толкование каждого из перечисленных источников можно считать отдельной темой для разговора, поэтому предоставим только общее толкование и содержание смысла каждого из них.

  • Законодательные акты. Классификация законов позволяет выделить два основных вида: федеральные законы, принимаемые органами исполнительной власти на высшем уровне, законы субъектов РФ, действие которых распространяется лишь на определенный регион России. Кроме того, толкование ст. 76 Конституции РФ позволяет разграничить ФКЗ и ФЗ. При этом ФКЗ имеют превосходящую юридическую силу по сравнению с ФЗ. Особое место среди законодательных актов занимает ГЗ, а в частности, Гражданский кодекс РФ. По той причине, что настоящий Кодекс занимает весомую позицию в иерархии источников, то все иные НПА должны приниматься в строгом соответствии с кодифицированными нормами. Гражданский кодекс прямо устанавливает, что «все принципы и нормы ГП, которые включены в другие НПА, должны соответствовать настоящему Кодексу». Кодекс состоит из 4 самостоятельных частей, каждая из которых содержит принципы регулирования правоотношений в конкретных областях ГП. Иными словами, Кодекс представляет собой основу для дальнейшего развития и становления гражданского законодательства в РФ.
  • Подзаконные нормативные акты. Толкование отдельных принципов ГП зафиксировано в подзаконных НПА. В свою очередь ПНПА подразделяются на несколько основных видов:
    a. Указ Президента. Общая характеристика этого источника права позволяет говорить о том, что Указ Президента имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с другими актами подзаконного характера. Указ Президента может регулировать собой любые вопросы, которые относятся к компетенции главы государства. Если Гражданский кодекс или ФЗ имеет норму права, которая направлена на урегулирование вопроса, затронутого в подзаконном акте, тогда Указ Президента РФ может быть отменен по решению Конституционного суда.
    Указ Президента подписывается главой государство лично. При этом подобный подзаконный акт может иметь ненормативный характер. В данном случае Указ Президента направлен, например, на утверждение определенного лица на должность.
    b. Постановление Правительства РФ. Стоит на ступень ниже, чем Президентский указ. Понятие постановления позволяет говорить об императивном характере подзаконного акта. Данный вид актов также содержит принципы и нормы ГП, которые, однако, не должны вступать в противоречия с НПА.
    c. Ведомственные распоряжения, приказы и иные инструкции.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Система источников ГП подразумевает выделение в отдельную категорию НПА, изданных компетентными органами на уровне государства.

Согласно законодательству РФ, издание таковых актов может осуществляться в следующих формах:

  • Постановление. Особенности данного типа актов состоят в том, что они содержат ответ на конкретный вопрос или решение определенной проблемы, а также носят нормативный характер.
  • Приказ. Если проанализировать понятие данного акта, то главный смысл НПА состоит в его распорядительном характере.
  • Распоряжение. Особенности данного акта состоят в том, что они принимаются по злободневным вопросам и направлены на решение проблем, связанных с управленческой деятельностью.
  • Правила - данный нормативный акт подразумевает собой регламентацию определенного порядка управленческой деятельности.
  • Инструкция регулирует конкретные стороны управленческой деятельности, осуществляемой органами госвласти.
  • Положение - акт, который устанавливает определенный статус органа госвласти. Документ подразумевает определение границ компетенции органа власти.

Комплексные нормативные акты

Понятие комплексных нормативных актов давно применяется в юридической науке. Здесь речь идет о нормативных актах, которые включают в себя принципы и нормы из различных отраслей права, в частности, и гражданского. Примером подобного акта выступают Инструкции ЦБ РФ.

Применение указанного вида актов обуславливается только в тех ситуациях, когда законодатель должен установить соответствие норм из нескольких отраслей права.

Нормы международного права, международные договоры

Так как Российская Федерация наделена статусом участника международных отношений, то действие норм МП на территории государства является превалирующим.

Об этом гласит Конституция РФ.

При этом главенствующую роль среди источников международного права занимают международные договоры, подразумевающие участие множества сторон. Если быть проще - конвенции. Большую роль в становлении Гражданского права в РФ играют и иные формы международных договоров, что обусловлено ст. 15 Конституции РФ.