Социально-экономические, культурные права и свободы граждан. Социально-экономические и культурные права и свободы Социально экономические и культурные права граждан


В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь.

По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Некоторые (например право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации.

Право на экономическую деятельность . Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.



В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и, прежде всего Гражданским кодексом РФ.

Право частной собственности . Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.

Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов, возможна также конфискация в административном порядке, но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночными ценами.

Трудовые права и свободы . Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом принудительного труда.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда.

Действующим законом запрещены некоторые виды забастовок. Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Защита материнства, детства и семьи . Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью.

Право на социальное обеспечение . Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.

Право на жилище . Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Есть категории граждан, которые выделяются Конституцией как имеющие право на приоритетное и льготное обеспечение жилищем. Речь идет о малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище гражданах, которых государство обязуется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов бесплатно или за доступную плату. Право на жилище для таких лиц осуществляется как бы за счет общества с целью социальной защиты определенной части населения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Граждане имеют право и на медицинскую помощь в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г., а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

Право на образование . Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

Свобода творчества . Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации). Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений.

Право на участие в культурной жизни . Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основной документ об этих трех видах прав человека- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(МПЭСКП)

Контроль за соблюдением МПЭСКП возложен на Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

В семидесятые годы ХХ века в обществе закрепилось устойчивое разделение прав человека на три группы. К первой относятся личные и политические, ко второй - социальные и культурные, а также экономические. Третья группа - коллективные. В данной статье речь пойдет о таком явлении, как экономические, социальные и культурные права человека.

История деления

Как говорит в своем докладе председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин, социальные, экономические и культурные права человека были изначально закреплены в СССР. В эту категорию вошло то, что отстоял народ в борьбе за свое достойное положение. Эта категория давно закреплена законодательно, в том числе и на межнациональном уровне. На сегодняшний день международные организации часто подчеркивают важность этой группы прав для каждого.

Личные права принадлежат человеку от самого его рождения, и их никто не может у него отнять. Так, каждый имеет право на жизнь, достоин того, чтобы его уважали, обладает абсолютной свободой и может отстаивать неприкосновенность своей частной собственности и личной жизни. Если необходимо, любой может потребовать судебного разбирательства и отстаивать свое право на презумпцию невиновности.

Есть и исключения в плане общедоступности. Некоторые из прав могут принадлежать исключительно гражданам определенного государства. Или, к примеру, вступать в действие в момент достижения человеком совершеннолетия.

К коллективным правам относятся право на мир, на разоружение, на здоровую окружающую среду и т. п.

Экономические и социальные права человека

К этой группе относятся те факторы, что определяют экономического положение человека в обществе, дают ему гарантию экономической защищенности и создают условия, в которых люди не будут знать нужды.

  • В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 году, каждый может выбрать работу по своему вкусу и потребностям. Человек должен работать в приемлемых и комфортных условиях и быть защищенным государством от безработицы. За равный труд люди должны получать равную плату. Каждый работник, естественно, имеет право на справедливое вознаграждение, способное обеспечить его самого и его семью. При необходимости заработная плата должна дополняться социальными выплатами со стороны государства. Каждый человек для того, чтобы отстаивать свои интересы, может создать профсоюз самостоятельно либо вступить в уже действующий. Также право на труд поддерживается другими международными актами: Европейской социальной хартией 1961 года и пактом ООН о социально-экономических и культурных правах 1966 года.
  • Человек должен не только трудиться, но и надлежащим образом отдыхать. Поэтому рабочее время должно быть разумным в плане длительности. Человеку должно быть предоставлено право на оплачиваемый отдых.

Иные социальные права граждан

  • Некоторые люди имеют право на социальное обеспечение. Человек должен ощущать поддержку общества в случае постоянной или временной нетрудоспособности, вынужденной безработицы, в случае достижения пенсионного возраста и потери кормильца и др.
  • Любой имеет право на жилище. Надлежащим образом обеспеченное, закрепленное за ним законодательно, пригодное для проживания.
  • Каждый человек имеет право на достойный уровень жизни - пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальную защиту. При этом распространяются эти гарантии не только на самого гражданина, но и на всю его семью.
  • Всем гражданам должен быть обеспечен достойный медицинский уход. Лекарства, поддержание больниц на должном уровне, качественные услуги, квалифицированный персонал, соблюдение конфиденциальности при оказании помощи. Медицинская помощь должна быть доступна для всех! Ни о какой дискриминации не может быть и речи.

Конечно же, государство должно заботиться о своих гражданах и не допускать нарушения их интересов. Но, как мы видим, это в полной мере не удалось реализовать пока ни одному государству. Тем не менее тенденция повышения уровня защиты прав граждан в обществе все же есть.

Нарушение права на охрану здоровья

Грубым нарушением является отказ бесплатных медицинских учреждений лечить человека, обосновав это отсутствием у него прописки в соответствующем регионе. Ведь если у человека есть полис, его обязаны лечить вне зависимости от того, где он прописан. Но иногда для этого нужно переоформить страховые документы. Это абсолютно бесплатно.

Проблемы здравоохранения

Другой проблемой является низкий уровень обслуживания во многих медицинских учреждениях нашей страны. Отсутствие необходимого оборудования, жизненно важных лекарств, коррупция. Многие больницы находятся в действительно плачевном состоянии, и пребывание в них, как это ни парадоксально звучит, может обернуться ухудшением состояния здоровья.

Настоящим спасением для многих являются благотворительные фонды. С их помощью можно привлечь внимание государственных органов и как можно большего количества людей к проблемам здравоохранения. Благодаря таким фондам строятся новые больницы, закупается дорогостоящее оборудование и привозятся из-за рубежа жизненно необходимые лекарства. Но тем не менее проблема доступности здравоохранения для граждан все же остается острой. Можно сказать, что социальные права человека в этом случае ущемляются.

Культурные права человека

  • Право на образование. Обучение должно быть доступным для каждого. Оно должно быть приемлемым и адаптируемым. Государство гарантирует бесплатность начального обучения, но высшее образование только стремится к тому, чтобы стать бесплатным и доступным для всех. Отдельно в международных актах подчеркивается, что все преподаватели должны обладать "академической свободой". Запрещена какая-либо дискриминация в сфере образования.
  • Право на доступ к культурным ценностям. Для того чтобы государство должным образом развивалось в различных сферах, его граждане, конечно же, должны иметь доступ к культурным ценностям и культурному наследию государства. Человек должен иметь возможность свободно распоряжаться достижениями духовной сферы: развиваться творчески, приобретать новые знания и делиться своим опытом, в том числе и с последующими поколениями. Также он вправе требовать устранения обстоятельств, препятствующих его свободному доступу к культурным ценностям.

  • Право принимать непосредственное участие в культурном развитии общества.
  • Право заниматься творчеством, самовыражаться.

  • Право пользоваться результатами научного прогресса и иные культурные права и свободы человека.

Право на доступ человека к культурной жизни

Каждый человек имеет право приобщаться к духовной жизни общества, пользоваться учреждениями культуры. К ним относятся библиотеки, музеи, архивы и другие подобные объекты. Они должны находиться в свободном доступе для всех. Ведь как иначе человек будет развиваться духовно и даже физически, участвовать в жизни общества, передавать свои знания и оставаться двигателем прогресса?

Проблема доступа к культурным ценностям в России

К сожалению, в настоящее время в России существует огромная проблема доступности духовных ценностей, что нарушает культурные права человека РФ. К примеру, в подавляющем большинстве городов России вообще отсутствуют детские театры. Да и со взрослыми не все гладко. Пятая часть всех театров сосредоточена в Московской области и в Москве. Может ими похвастаться и Санкт-Петербург. О театрах в небольших городах и глубинке и говорить не приходится. Обычно их там просто нет.

Уровень образования во многих учебных заведениях России также оставляет желать лучшего. Во многих провинциальных школах отсутствуют необходимые учебники, иная обучающая литература, необходимое оборудование. Родители школьников вынуждены приобретать книги самостоятельно и зачастую по весьма завышенным ценам.

Последствия нарушения свободного доступа граждан к культурным ценностям

В результате более половины населения России не может получить доступ к культурным ценностям в должном объеме. Таким образом возникает социальное неравенство. Население, не находя у себя на малой родине должного уровня жизни, стремится уехать жить в другое место. Это является одним из факторов, влияющих на отток людей из маленьких городов. А это, в свою очередь, влечет уже другие проблемы, уже не относящиеся прямым образом к духовной сфере.

Это одна из причин того, почему нельзя нарушать культурные права человека и гражданина, и почему они охраняются государством и международными актами.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво-бод относятся:

    1. свобода предпринимательства,
    2. свобода творчества,
    3. право частной собственности,
    4. право на труд, отдых, забастов-ку,
    5. право на охрану семьи, социальное обеспечение,
    6. право на жилище,
    7. право на охрану здо-ровья,
    8. право на образование,
    9. право на участие в культурной жизни и др.

Провозглашая наше государство социальным, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) обязывает его заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом имеется в виду не опека над человеком, а создание в этих целях благоприятных правовых, экономических, образовательных и культурных возможностей для всех людей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Право на экономическую деятельность

Конституционное право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ, принятый на основе Конституции РФ (1993 г.), определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Граждане иностранных государств и лица без могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях" и других нормативных актах.

Право частной собственности

"Право частной собственности охраняется законом", - говорится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Для понимания этой правовой нормы важно уяснить содержание понятия "частная собственность". Дело в том, что в правовой литературе и законодательных актах понятие "частная собственность" употребляется в двух значениях:

    1. только вещные права на определенную вещь или совокупность вещей;
    2. различные формы хозяйствования, осуществляемые разными субъектами.

Упомянутые субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность как физических лиц (индивидов), так и юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и др.).

В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ речь идет о собственности в обоих указанных значениях. Следовательно, под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права частной собственности на вещь, принадлежащую частному лицу (физическому или юридическому), так и охрану прав этого частного лица на осуществление экономической деятельности.

Подробнее

Владение - фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом) или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках".

Пользование - извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - полная или частичная передача прав на него другим лицам.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Современное право России следует пониманию природы, роли и пределов частной собственности, характерному для первоначального этапа развития буржуазного общества, провозглашавшего право частной собственности "священным и неприкосновенным".

В результате произошедшей эволюции стран Запада западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Обществу стало очевидно, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с соответствующим возмещением.

Конституционные гарантии реализации права частной собственности:

    1. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда(ч. 3 ст. 35);
    2. принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

И, наконец, гарантией права частной собственности является и право наследования, порядок реализации которого регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Учитывая особую значимость земли, право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст. 36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом стал Земельный кодекс РФ.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Конституция РФ, следуя требованиям международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает труд свободным (ч. 1 ст. 37). Свобода труда означает, что сам человек делать выбор - работать или не работать.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" установлен ряд требований к работникам прокуратуры - гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении "необходимых профессиональных и моральных" и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) "О занятости населения в РФ" предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ" носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закрепляя это право за каждым человеком, Конституция РФ устанавливает, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41).

Нет сомнений в том, что право на здоровье и медицинскую помощь имеет огромное социальное значение, ибо здоровье - это высшее благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают свою ценность многие другие блага. Вот почему согласно Конституции "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). К этому положению тесно примыкает правовая норма Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).

С этим правом человека корреспондирует закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Право на жилище

Конституция РФ 1993 г. также закрепляет право каждого на жилище (ч. 1. ст. 40).

Орган государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Правда, Конституция РФ признает категории граждан - это малоимущие и другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, - которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Право на образование

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:

    • обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
    • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
    • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения".

Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.

В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.

Свобода творчества

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Таким образом, государство принимает на себя обязанность не только предоставить своим гражданам свободу интеллектуального творчества, но и берет под защиту интеллектуальную собственность - результаты интеллектуальной деятельности.

Свобода творчества обеспечивается каждому, кто занимается творческим трудом - творит, создает произведения художественной литературы, художникам, работающим в области изобразительного искусства, скульпторам, композиторам, режиссерам, ученым, преподавателям вузов, изобретателям...

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать, рисовать, сочинять.

Свобода творчества каждого отдельного человека является непременным условием культурного прогресса общества, инструментом человеческого самопознания, самовыражения и самосовершенствования.

Право на участие в культурной жизни

К социально-культурным правам относится право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 44) говорится: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям". Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает человеку возможность духовно обогащаться путем приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

Социально-экономические и культурные права и свободы составляют особую группу конституционных прав и свобод человека. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечивать социально значимые потребности личности.

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Рыночная экономика основана на свободе индивида и на соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как естественных, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Граждане могут самостоятельно определять сферу экономической деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Экономическая деятельность может осуществляться и с применением наемного труда с соблюдением норм трудового законодательства. Статус индивидуального предпринимателя приобретается после государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и постановки их на налоговый учет. На отдельные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, необходимо получить специальное разрешение - лицензию.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ). Содержание права частной собственности составляет право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Под владением понимается фактическое обладание принадлежащим собственнику имуществом. Пользование - извлечение из имущества его полезных качеств, т.е. возможность осуществлять потребление данного имущества. Распоряжение - возможность определять судьбу имущества, выражающаяся в полной или частичной передаче прав на него другим лицам. Правомочия собственника подлежат защите от всякого, кто их нарушил или создает препятствия для их осуществления.

Все субъекты права собственности юридически равны перед законом. Каждый может иметь на праве собственности любое имущество - движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства.

Судебная практика

В Постановлении от 16 мая 2000 г. Конституционный Суд РФ отметил, что понятием «имущество» в его конституционно-правовом смысле охватываются не только вещи и вещные права, но и права требования, в том числе принадлежащие кредиторам.

Законом установлены некоторые ограничения права собственности в части изъятого из оборота имущества в интересах охраны экологической и общественной безопасности и здоровья населения. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда только в предусмотренных законом случаях. Это возможно, в частности, в порядке конфискации в виде наказания либо в порядке реквизиции для государственных нужд. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

гЬ Судебная практика

В другом деле Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос, связанный с выплатой Сбербанком компенсаций по вкладам граждан, определил, что право граждан на восстановление и обеспечение сохранности их ценностей и денежных сбережений может быть признано реализованным в полном объеме соответствующими федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство. Вместе с тем само по себе осуществление предварительной компенсации (а равно дополнительной предва-

рительной компенсации) не означает, что были разработаны и приняты все возможные меры, направленные на восстановление и защиту сбережений граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. № 133-0).

Конституция РФ гарантирует право наследования.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Среди социально-экономических прав и свобод человека особое значение имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию - право на труд. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Конституционное право на свободный труд означает:

  • 1) возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать;
  • 2) свободный выбор рода деятельности или профессии;
  • 3) запрещение принудительного труда.

Право на труд предполагает право на защиту от безработицы со стороны государства. Законодательство запрещает необоснованные увольнения. Право на защиту от безработицы регламентируется Законом РФ от

19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Свобода труда включает право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Справедливые и благоприятные условия труда предполагают право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Отдых является социальным благом, необходимым условием жизнедеятельности человека, восстановления его сил после работы. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха.

На конституционном уровне признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора установлены Федеральным законом от

В Конституции РФ провозглашено право на защиту государством семьи, материнства и детства (ст. 38). В федеральном законодательстве предусматриваются материальные гарантии материнства и детства, которые включают в себя различного рода пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п. Основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для стабилизации материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности». Система приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей предусмотрена Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р).

Полное и гармоничное развитие личности возможно только в семье, поэтому государство объявляет ее предметом своей заботы и защиты. Особенность положения ребенка как в семье, так и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагаются на родителей либо на лиц, их заменяющих. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

К социально-экономическому праву относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Содержанием этого права является гарантированная возможность получения государственных пенсий и социальных пособий. Основные виды социального обеспечения предоставляются в рамках и за счет средств государственного социального страхования. Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии - Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения, например содержанием нуждающихся в этом несовершеннолетних в детских домах, социальным обслуживанием на дому и др.

Государством поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституция РФ закрепляет право на жилище (ст. 40), содержание которого составляют:

  • 1) защита жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище;
  • 3) бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Важнейшим социальным правом является право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), которое предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Под здоровьем понимается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Конституция РФ возлагает на государство обязанности по осуществлению мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также создание таких условий, когда каждый человек может выбрать виды и методы медицинской помощи. В охрану здоровья включаются меры политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  • 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • 3) приоритет охраны здоровья детей;
  • 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • 6) доступность и качество медицинской помощи;
  • 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • 9) соблюдение врачебной тайны.

В Конституции закрепляется, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Следующим социальным правом, гарантируемым Конституцией РФ, является право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (ст. 42). Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимает совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Каждый имеет право на получение своевременной, правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

К основным принципам охраны окружающей среды, на которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов власти юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, относятся:

  • 1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • 2) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • 3) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • 4) ответственность органов власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • 5) независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • 6) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством и др.

К числу социально-экономических прав относится право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающимся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права призвана дать возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В России устанавливаются следующие уровни образования : основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах :

  • 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • 2) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • 5) свобода и плюрализм в образовании;
  • 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Право на образование может быть реализовано в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Право на свободу творчества, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи.

Для справки

Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности.

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. Конституция РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества (ч. 5 ст. 29), а также беспрепятственное создание творческих союзов, свободу преподавания. Важное значение имеет создание эффективной системы охраны и защиты прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.

Право каждого на участие в культурной жизни предполагает:

  • 1) право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;
  • 2) право на защиту государством культурной самобытности человека;
  • 3) право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
  • 4) право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством;
  • 5) право собственности в области культуры и др.

Право на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры.