Юридический факт в административном праве: понятие, виды, функции. Юридические факты в административном праве Юридические факты и административные правоотношения


Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются не самопроизвольно и порой не по воле его участников. В их основе лежат различные ситуации – юридические факты. Их изучение имеет большое значение в административном праве, как для ученых правоведов, так и для правоприменительной практики.

Понятие и значение юридических фактов в административном праве

Обстоятельства, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений называются юридическими фактами. Обычно это действия, иногда события. В рамках административного права (АП) это будут отношения в сфере исполнительной власти. Большую часть таких обстоятельств составляют акты органов исполнительной власти, имеющие отношение к конкретным лицам или делам.

Какие функции выполняет административное право, поможет разобраться содержание информации в данной статье:

Узнать больше про административное право как отрасль российского права, поможет содержание

Так же стоит остановиться на особенности

Эти факты представляют интерес не только для специалистов в области (АП), так как могут порождать не только административные, но и смежные правоотношения.

Просто так возникнуть не могут никакие отношения. Данному процессу всегда предшествуют определенные события или разнообразные действия, совершаемые субъектами. В совокупности они представляют собой основание для возникновения административных правоотношений, их изменения либо прекращения - иначе говоря, юридические факты.

Юридический факт: понятие

Юридический факт в административном праве определяется как обстоятельство, при котором между сторонами, в соответствии с требованиями административно-правовой нормы, должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В определении заключен и смысл названия. Юридическими они именуются по той причине, что предусмотрены прямым образом в гипотезе административно-правовой нормы и косвенным - в ее диспозиции либо санкции. В этом прослеживается четкая логическая цепочка. Как только возникают факты, обозначенные в гипотезе нормы административного права, так сразу она начинает действовать. Следовательно, лица, являющиеся ее адресатами, приобретают права и обязанности, отраженные в диспозиции.

Кроме того, юридический факт в административном праве может именоваться таковым в тех случаях, когда он совместно с его нормами обуславливает определенное содержание отношений.

Существует развернутая классификация юр. фактов по нескольким критериям, в числе которых предмет (волевой признак), характер последствий, количественный состав. Данный вопрос подробно оговаривает теория государства и права. Остановимся на основных моментах классификации.

Классификация по предмету

В зависимости от волевого признака определяются следующие виды юридических фактов в административном праве: действия (наиболее распространены) и события. Под первыми подразумеваются такие обстоятельства, которые зависят напрямую от волеизъявления человека. Совершаемые действия, в свою очередь, могут быть разделены на две категории: правомерные и неправомерные. Иными словами, соответствующие предписаниям нормы или нарушающие их.

В свою очередь, действия правомерного характера могут выражаться в двух формах: юридические акты и поступки. Их отличие заключается в том, что одни специально направлены на достижение (наступление) определенных юридических последствий, а другие нет, но, тем не менее вызывают их.

Классификация по характеру последствий, которые наступили

В зависимости от наступивших последствий юридический факт в административном праве может быть:

  • правообразующим, то есть вызывающим возникновение определенных правоотношений (прием на работу, поступление на военную службу и пр.);
  • правопрекращающим - вызывает прекращение правовых отношений (окончание вуза, увольнение и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, изменяющие правовые отношения (обмен жилой площади, перевод сотрудника на другую должность).

В понимании сути и значения данного явления могут помочь примеры юридических фактов в административном праве. Так, могут выражаться в находке лицом потерянной вещи, обнаружении клада и т. д. Кроме того, к ним можно отнести действия, заключающиеся в создании произведений литературы, искусства и науки. Одновременно с ними на результат интеллектуальной деятельности возникают авторские права. При этом автор может и не подозревать о них. Однако в любом случае он становится обладателем прав при наличии факта создания произведения.

Классификация по количественному составу

Довольно часто один юридический факт в административном праве не может привести к образованию последствий, предусмотренных правовой нормой, нужно чтобы их было несколько. К примеру, для возникновения пенсионных правоотношений необходимо наличие сразу нескольких условий: достижение определенного возраста, трудовой стаж, решение компетентного органа о назначении человеку пенсии. То есть возникает определенная совокупность фактов, которая получила название «юридический состав». Он, в свою очередь, классифицируется на несколько видов:

  • завершенные юридические составы - имеют место, когда в наличии все необходимые факты;
  • незавершенные юридические составы, то есть когда процесс накопления фактов продолжается;
  • простые юридические составы - все факты принадлежат к одной конкретной отрасли права;
  • сложные юридические составы - образуются комплексом фактов, принадлежащих к различным отраслям, причем их накопление происходит в определенной последовательности.

Функции юридических фактов

Во-первых, основная роль юридических фактов в административном праве заключается в обеспечении гарантии соблюдения на практике принципа законности, подразумевающего четкую определенность норм. Иными словами, если государство на поведение людей налагает определенные ограничения, то они как минимум должны иметь четкие и недвусмысленные границы и формулировки.

Во-вторых, как уже было сказано выше, юридические факты в административном праве обеспечивают возникновение административных правоотношений, их изменение или прекращение.

Юридические факты напрямую соотносятся с реальной жизнью людей и, по сути, представляют собой отдельный эпизод действительности, последствия которого носят правовой характер.

Административное правоотношение как разновидность правового регулирования, его специфика и структура. Роль юридических фактов в административном праве. Виды административно-правовых отношений. Обобщенная характеристика предмета административного права.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений, сфера государственного управления. Юридические факты в административном праве. Виды административно-правовых отношений и их характеристика, основные и неосновные управленческие связи.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2013

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Административное право как отрасль права и наука. История развития науки административного права. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды, формы реализации.

    реферат , добавлен 22.05.2008

    Административно-правовые формы. Понятие административно-правовых форм. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов. Административное принуждение.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2004

    Исследование понятий "административно-правовые нормы" и "административно-правовые отношения" в их взаимосвязи, рассмотрение их особенностей. Основные черты административно-правовых отношений. Ответственность участников правовых управленческих отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий, возникновение, изменение или прекращение правоотношений

Юридические факты в административном праве - те явления реальной жизни, которые приводят административно-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты административного права в субъекты конкретных административно-правовых отношений.

Являясь одним из основных элементов механизма административно-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию - обеспечивают возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной административно- -правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в административно-правовом отношении. В этом состоит их основная задача.

Юридические факты в административном праве выполняют и дополнительные функции. Прежде всего они выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных административно-правовых отношений. Так, статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено единственное основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования (выступающее в качестве юридического факта) - противоречие его норм Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ.

Одной из функций юридических фактов в административном праве является информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие административно-правовых норм на общественные отношения. При осуществлении правовой деятельности необходимо ориентироваться не только на правовые последствия определенных действий, но и учитывать юридические факты, которые эти последствия обуславливают.

Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов административно-правовых отношений, и они своими действиями способствуют их возникновению. Например, налогоплательщики обращаются в представительный орган местного самоуправления с просьбой вынести решение (юридический факт) о предоставлении льгот по уплате местного налога. Появление других юридических фактов негативно отражается на интересах субъектов, и этих фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности в порядке ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отзыв депутата, выражение недоверия должностному лицу местного самоуправления и т.д.).

Таким образом, юридические факты выступают активным, действенным элементом механизма административно-правового регулирования административно-правовых отношений. Их закрепление в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов административно-правовых отношений.

В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. Их дифференцируют по волевому признаку (события, действия), по способу связи с явлениями действительности (позитивные, негативные), по функциям юридических фактов в фактическом составе (правопорождающие, правопрепятствующие), по юридическим последствиям (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие), по виду правоотношений (материальные, процессуальные), по признаку документальной закрепленности (оформленные, неоформленные, латентные, расчетные) и др. Наиболее распространенной и значимой для административно-правовых отношений является классификация юридических фактов по волевому критерию, в зависимости от характера течения воли людей - на действия и события.

Основным определяющим видом юридических фактов в административном праве является действие - результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования. Действия можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту (действия граждан, организаций, общественно-территориальных образований), по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результаты действий), по способу совершения (лично, через представителя), по способу выражения и закрепления (документом, молчанием, жестом) и др.

В зависимости от соответствия действий требованиям административно-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные). Значение такого подразделения заключается в том, что оно охватывает две противоположные сферы правовых явлений: с одной стороны, сделки, административные акты, поступки, связанные с регулирующими правоотношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений.

Правомерные действия - основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики административно-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты.

К числу юридических поступков, являющихся основаниями возникновения административно-правовых отношений, относятся обращения граждан в органы и к должностным лицам.

Основными юридическими фактами, влекущими возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, являются юридические (индивидуальные) акты - правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия <*>. Юридические акты в административном праве представляют собой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленные на возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, иначе - это поведение указанных субъектов, оформляемое в виде принимаемых ими решений.

Государственные органы, должностные лица наделены властными полномочиями. Они в установленном порядке принимают и выдают специальные акты индивидуального регулирования - разрешения, свидетельства, ордера, постановления и т. д. Эти юридические акты также влекут возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения отдельных административно-правовых отношений могут быть неправомерные действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями. Примером такого действия может быть издание органом исполнительной власти нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству.

В административном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение административно-правовых отношений, относятся события - обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей. Вместе с тем полное отрицание волевого происхождения применимо не ко всем событиям. Многие события изначально могут зависеть от воли человека (например, рождение, смерть человека, пожар и т.д.). Поэтому различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса: события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Для другой части юридических событий характерным является их объективный характер, то, что человек не может предотвратить или ликвидировать. Несмотря на то что развитие таких событий не зависит от воли людей, уже само указание на них в нормах права (в том числе муниципального) придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов права.

Среди юридических фактов события занимают не столь значительное место. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы административного права связывают возникновение и динамику административно-правовых отношений, в первую очередь можно выделить рождение или смерть физического лица, достижение им определенного возраста, истечение определенного срока, стихийные бедствия. Юридические события, связанные с жизнедеятельностью человека, имеют значение для реализации предоставленных ему прав.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Это - юридические факты - обстоятельства , при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты - фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

  • 1. Правомерные - влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть: = юридические акты - факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом; = юридические поступки - действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
  • 2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение - виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий - правонарушений, - являются:

Преступление - правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности; = к правонарушениям относятся дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). События - явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.). Юридические факты могут быть:

По порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По форме своего проявления: - положительные - их наличие влияет на возникновение правоотношения; - отрицательные - их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др. Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

В заключении можно отметить , что правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет права. Важную роль в раскрытии механизма правового регулирования общественных отношений играет понятие правоотношения и его составляющей - субъектов правоотношения.

Можно отметить основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников правоотношений.

  • 1. Субъекты правоотношений представляют собой неопределенный круг лиц, который постоянно меняется.
  • 2. Субъекты правоотношений могут становиться таковыми помимо своей воли.
  • 3. Субъект правоотношения обладает субъективным правом по отношению к равному себе субъекту и несет обязанности по отношению к последнему.

Объект правоотношения - реальное благо, которым обладает субъект, является первопричиной правоотношения.