Функции внутренней безопасности предприятия. Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания


– подразделение предприятия, специально созданное для защиты его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц, и функционирующее в соответствии с законом РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Служба безопасности малого предприятия – неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затра­ты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % от всех расходов на производство. В Западной Европе ассигнования на мероприя­тия, связанные с обеспечением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимо­сти охраняемых ценностей. В России эти цифры не превышают одного про­цента. Вместе с тем отказ предприятий от необходимых мер защиты, экономия на защитных мероприятиях, по сути, способствуют развитию преступности.

Необходимость службы безопасности определяется следующими причинами. Правоохрани­тельные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государст­ва, занимаются вопросами предупреждения и пресечения преступлений и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпывается перечень причин, по которым страдает безопасность эконо­мических субъектов. Назовем хотя бы нарушение деловой этики служащими предприятия, а также организациями-партнерами. Последствия этих наруше­ний зачастую весьма серьезны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтересованы обнародовать факты о мошенничестве своих работни­ков, сведения о потерях от криминальной конкуренции, а потому сами про­водят служебное расследование, пытаются устранить негативные последст­вия собственными силами. Образуется своего рода пробел между компетенцией государственных правоохранительных органов и потребно­стями предприятий в защите своей безопасности. Этот пробел в значитель­ной степени и восполняют службы безопасности. Вместе с тем, нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные задачи по борьбе с преступностью, включая оперативно-розыскные, следственные, су­дебные, сохраняются за государственными правоохранительными органами. Службы безопасности на предприятиях решают задачи превентивного характера, предупрежде­ния преступлении, затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, под­лежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности. Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъекта­ми. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопас­ности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты.

В некоторых случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для защиты от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной персонал предприятия возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы защиты, опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.

Мероприятия по обеспечению безопасности можно проводить в разовом порядке или периодически. В этом случае необходимо обращаться в правоох­ранительные органы, частные специализированные организации, оказывающие услуги в области сыска, охраны, установки и ремонта технических средств, информационного бизнеса, а также в союзы предпринимателей. Можно огра­ничиться оборудованием помещений охранной и противопожарной сигнализа­цией. Для разовой перевозки материальных ценностей, обеспечения личной безопасности руководителей – использовать услуги охранных фирм. При на­личии потребности в проверке физических и юридических лиц – обратиться в специализированные организации, оказывающие информационные услуги.

Вместе с тем в случае обращения руководства предприятия по вопросам безопасности к негосударственным организациям, специализирующимся в области сыска, охраны, предоставления технических средств защиты следует иметь в виду следующее. Сотрудничество с такими организациями требует больших финансовых затрат; неизбежен доступ к информации предприятия, иногда весьма конфиденциальной, что может привести к ее утечке. Нередко предприятие, оказывающее охранные услуги, не имеет государственной ли­цензии на частную охранную деятельность. В таком случае вероятнее всего, что «телохранители» причинят не меньше неприятностей, чем предполагае­мые злоумышленники. Такого рода услуги могут оказаться по существу ор­ганизационной формой легального рэкета.

Практика показывает, что руководство предприятий все более ориентирует­ся на создание собственных служб безопасности. Об этом говорят результаты социологического исследования, проведенного Всероссийским научно-исследовательским инсти­тутом МВД. Сотрудники банковских учреждений, в том числе и их, руководи­ли, заполняли анкету по вопросам экономической защищенности банков и физической безопасности их сотрудников. Две трети опрошенных считают создание собственных служб безопасности делом либо абсолютно необходимым, либо жела­тельным. Ни один из руководителей банков не отказался от этой идеи на том основании, что имеются законные возможности обращаться за помощью в правоохранительные органы.

Цель создания и деятельности службы безопасности малого предприятия – обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции. Службы безопасности призваны оградить предприятия от применения по отношению к ним методов криминальной конкуренции и иной деятельности, наносящей ущерб вследствие нарушения законодательства или деловой этики.

Важнейшие направления деятельности службы безопасности малого предприятия заключаются в следующем:: обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия; защита коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата; исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия; предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия; создание условий, способствующих сохранению руководством предприятия контроля над делом; противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов по­дучить соответствующие рычаги управления. Подразделения службы безопасности выполняют охранные, информационно-аналитические, организаторские, воспита-тельные, директивные и контрольные функции.

Службы безопасности малых предприятий могут включать следующие основные подразделения: режимное; сыскное; охранное: техническое; информационное; аналитическое.

Режимное подразделение создается, когда предприятие располагает коммерческой тайной или в его деятельности большое значение имеет иная информация конфиденциального характера.

Сыскное подразделение создается при значительном объеме работ, свя­занных с выполнением функций сыска, когда имеются основания полагать, что предприятие может стать объектом промышленного шпионажа.

Охранное подразделение создается в случаях, когда необходимо ограничить или исключить посещение предприятия посторонними лицами, если в помещениях имеются материальные ценности (оборудование, вычислительная, множительная техника) или финансовые средства, проводятся работы закрытого характера, хранится секретная информация или предметы, содержащие коммерческую тайну.

Техническое подразделение необходимо, когда имеются основания предполагать, что в отношении объектов предприятия будут использоваться технические средства разведки, когда безопасность предприятия обеспечивается преимущественно с помощью технических средств – охранной и противопожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и т. п.

Информационное подразделение создается при существенном объеме данных, имеющих значение для защиты предприятия и сложных процедурах их обработки в течение ограниченного времени.

Аналитическое подразделение необходимо при наличии сложной обстановки, многоплановых угроз безопасности предприятия, множественности возможных субъектов криминальной конкуренции.

Кроме создания службы безопасности на малом предприятии, о назначение которой сказано выше, необходимо решать и задачу обеспечения личной безопасности самого предпринимателя.

В силу своей природы рынок таит много опасностей для добросовестного предпринимателя, действующего в зоне повышенного риска и прямых угроз со стороны конкурентов и криминальных структур. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что предпринима­тель – главное действующее лицо рынка и стержень любой эко­номической системы. Поэтому проблема защиты его интере­сов от противоправных посягательств, обеспечения безопас­ности личности приобретает особую остроту и значимость не только в личностном, но и экономическом плане.

Защиту личности и обеспечение безопасности предприни­мателя в современных сложных условиях наиболее целесооб­разно рассматривать с системной позиции на основе комплекс­ного подхода.

Концептуальная модель безопасности личности охватыва­ет следующие основные блоки: объекты угроз личности; угрозы; посягательства; места пребывания; время; методы защиты; направления защиты; средства защиты.

Соблюдение, рассмотрение и реализация сути и содержа­ния каждого блока и составит комплекс мероприятий по обес­печения безопасности личности.

Как известно, невозможно дать рекомендации на все слу­чаи жизни, особенно если это касается таких ситуаций, когда одна из сторон, имеющая злонамеренные замыслы, старается действовать скрытно, незаметно. Процесс подготовки преступ­ления против личности диалектически включает в себя взаи­мосвязанные части: защиту и нападение. Наличие высокого уровня защиты, готовность к выявлению и отражению попы­ток совершения преступления нейтрализуют действия зло­умышленников. Поэтому проблему личной безопасности мож­но изучить, если будут определены условия, без которых пре­ступление невозможно.

Личная безопасность в определяющей степени зависит от самого человека, соблюдения им соответствующих правил пре­досторожности, норм поведения, физической и психологичес­кой готовности к отражению угроз. Заботящийся о себе обя­зан служить самому себе.

Важнейшим элементом личной безопасности является в первую очередь информационная защита, которая включает:

Сокрытие предпринимателем, членами его семьи, ближай­шим окружением информации, которая в случае ее использования преступником, может нанести ущерб предприни­мателю;

Четкие инструкции родственником ближайшего окружения о том, какие сведения о предпринимателе им следует хра­нить в тайне;

Своевременное информирование предпринимателя родствен­никами и близкими (обратная связь) о всех фактах подо­зрительного, необоснованного интереса к нему, указываю­щего на возможный сбор сведений о нем.

Предприниматель сам должен не только ана­лизировать и изучать степень своей безопасности, но обяза­тельно вести учет всех сведений и фактов, являющихся, по его мнению, подозрительными. Это необходимо для последующе­го использования следственными органами в целях предотвраще­ния преступных действий или розыска и задержания преступ­ников.

Одним из активных способов защиты личности является личная охрана, в том числе и самоохрана, которая должна вклю­чать в себя охрану предпринимателя в рабочее и нерабочее время, при проведении мероприятий, сопровождение и охрану членов семьи.

Должен быть создан единый комплекс мероприятий по обес­печению безопасности предпринимателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели в лекции вопросы экономической безопасности малого предприятия торговли, основные составляющие внутрифирменной экономической безопасности, а также внутренние и внешние угрозы безопасности малого предприятия торговли. Кроме этого, рассмотрели вопросы о службе безопасности малого предприятия, обеспечении личной безопасности предпринимателя и общих правилах безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузанова Я.В., Ярочкин В.И. Корпоративная разведка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 304 с.

2. Бузанова Я.В., Ярочкин В.И. Системы защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 256 с. – (Технологии безопасности)

3. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 768 с.

4. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с. – (Серия «Учебник для вузов»)


В должностные обязанности специалиста службы безопасности входит:

Обеспечение правовой и организационной защиты компании и коммерческой тайны;
- обеспечение соблюдения стандартов безопасности компании, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима;
- организация видеонаблюдения, патрулирования территории;
- обеспечение сохранности ТМЦ, предотвращение хищений;
- проверка соискателей, проверка подлинности предоставленных документов, подготовка заключений, оформление документов о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну;
- взаимодействие с правоохранительными, контрольно-ревизионными органами, частными охранными структурами;
- участие в служебных расследованиях фактов хищений и нарушений режима безопасности, подготовка материалов для передачи в правоохранительные органы.

Заработная плата и требования работодателей

Средняя заработная плата специалиста службы безопасности в Москве составляет 50 000 руб., в Санкт-Петербурге - 40 000 руб., в Волгограде - 24 000 руб., в Воронеже - 25 000 руб., в Екатеринбурге - 32 000 руб., в Казани - 25 000 руб., в Красноярске - 29 000 руб., в Нижнем Новгороде - 28 000 руб., в Новосибирске - 32 000 руб., в Омске - 25 000 руб., в Перми - 29 000 руб., в Ростове-на-Дону - 29 000 руб., в Самаре - 29 000 руб., в Уфе - 25 000 руб., в Челябинске - 29 000 руб.

Должность специалиста службы безопасности открыта соискателям с образованием не ниже среднего специального. Кандидатам необходимо знать законодательство о безопасности и частной охранной деятельности, основные характеристики технических средств охраны и видеонаблюдения, владеть компьютером. Конкурентным преимуществом обладают соискатели, отслужившие в армии и МВД, с опытом работы в охранных структурах. Зарплатные предложения для специалистов без опыта работы на данной позиции в Москве начинаются от 35 000 руб., в Санкт-Петербурге - от 25 000 руб.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт соискателям с высшим образованием и опытом работы специалистом службы безопасности от 1 года. Работодатели предупреждают кандидатов о возможных командировках и разъездном характере работы: большинство компаний подбирают сотрудников с личным автомобилем. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, составляют от 40 000 до 50 000 руб. в Москве, от 32 000 до 40 000 руб. в городе на Неве.

Третий зарплатный диапазон - для специалистов службы безопасности с опытом работы от 3 лет. Работодатели отдают предпочтение кандидатам с высшим юридическим образованием. Обязателен опыт работы в компаниях по профилю работодателя, опыт проведения служебных расследований. Приветствуется опыт работы в правоохранительных органах. Зарплатные предложения в этом диапазоне в Москве достигают 67 000 руб., в Северной столице - 50 000 руб.

На максимальный заработок могут рассчитывать специалисты службы безопасности со стажем работы более 5 лет. Обязателен опыт работы в правоохранительных органах, опыт представления интересов компании в суде. Зарплатный максимум для специалиста службы безопасности в Москве - 100 000 руб., в Санкт-Петербурге - 80 000 руб.

Регион Диапазон I Диапазон II Диапазон III Диапазон IV Медиана
(без опыта работы специалистом службы безопасности) (с опытом работы от 1-го года) (с опытом работы от 3-х лет) (с опытом работы от 5-ти лет) (средняя заработная плата)
Москва 35 000-40 000 40 000-50 000 50 000-67 000 67 000-100 000 50 000
Санкт-Петербург 25 000-32 000 32 000-40 000 40 000-50 000 50 000-80 000 40 000
Волгоград 15 000-20 000 20 000-24 000 24 000-32 000 32 000-50 000 24 000
Воронеж 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Екатеринбург 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Казань 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Красноярск 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-55 000 29 000
Нижний Новгород 20 000-22 000 22 000-28 000 28 000-36 000 36 000-55 000 28 000
Новосибирск 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Омск 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Пермь 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Ростов-на-Дону 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Самара 20 000-23 000 23 000-28 000 28 000-38 000 38 000-60 000 29 000
Уфа 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Челябинск 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-38 000 38 000-60 000 29 000

Портрет соискателя

Сфера безопасности традиционно мужская: сильный пол составляет большинство кандидатов (97%). Молодежи до 30 лет среди претендентов - 15%, специалистов от 30 до 40 лет - 38%, от 40 до 50 лет - 34%, старше 50 лет - 13%. 81% соискателей имеет диплом вуза. 62% специалистов службы безопасности имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

Специалист службы безопасности на предприятии

Исследовательский центр портала Superjob в октябре 2015 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Специалист службы безопасности на предприятии» в 15 городах России. Подробнее...

Чтобысоздать службу безопасности, крупным компаниям достаточно выделить средства из бюджета. Гораздо труднее решить подобную задачу малому и среднему бизнесу.

Собственная служба безопасности малому предприятию кажется излишней роскошью. Однако многие руководители недооценивают важность этой службы. Ведь именно она защитит то, что вы создавали. Задачу по созданию службы безопасности в организации можно упростить, разбив ее на пять этапов.

Как предприятию создать свою службу безопасности

Шаг 1. Определить цель

Прежде всего ответьте на вопрос: зачем предприятию служба безопасности? Потенциальные угрозы различны: от криминальных до неочевидных. Одна из них – хищение имущества компании работниками и недобросовестными контрагентами. Другая – необоснованные претензии налоговых и правоохранительных органов. В некоторых компаниях угрозой может стать даже некомпетентность персонала.

Пример. Служба безопасности мебельной фабрики выявила потенциальную угрозу – рядом открыли АЗС. Заправка не соответствовала нормам безопасности, поэтому вероятность пожара была велика. В этом случае пострадали бы склады и продукция фабрики. Служба безопасности компании собрала материалы, подтверждающие незаконность АЗС, и передала их в органы надзора. В результате заправку закрыли.

Шаг 2. Поставить задачи

После того как вы определите, какие риски грозят компании, оцените последствия. Работу службы безопасности направьте на преодоление конкретных угроз. Число остальных функций минимизируйте.

Расставляя приоритеты, советуйтесь с человеком, которому вы доверите руководство службой безопасности своего предприятия. Так, защита ювелирной компании направлена на пресечение хищений со стороны работников и на предотвращение нападений преступников. IT-компании важно защитить продукты интеллектуального труда от шпионажа и хищения. В первом случае речь пойдет о создании службы охраны, во втором – службы конкурентной разведки.

Пример. Директор предприятия по производству комбикорма для животных создал службу экономической безопасности. За два месяца она выявила схему хищения, которой долго пользовались сотрудники. Водитель, получив материалы от поставщика, по дороге делал остановку, сгружая часть пособникам. На предприятие он завозил на 10–15% меньше материалов. Кладовщик, который был в доле, приходовал материалы в первоначальном объеме, списывая их в производство. Третий участник схемы – сотрудник производства – подписывал бумаги о получении материалов. Дальше материалы перерабатывали в готовый продукт.

Схему раскрыли так: служба безопасности установила сканер на проходной. Обнаружили, что в середине кузова автомобиля есть пустое место. Дальше установили контроль за движением сырья на всех этапах производства, проводили беседы с работниками. Получив доказательства, устроили внезапную ревизию, которая выявила недостачу. После раскрытия схемы экономия на себестоимости продукта составила 10%

Шаг 3. Сформировать отдел

На крупных предприятиях подразделение безопасности отвечает за ряд направлений: юридическая защита, работа с персоналом и т. д. Но в малом и среднем бизнесе это невозможно. Если возложить все задачи на небольшое подразделение, то у него не будет времени на выявление реальных угроз для компании. Оптимальный состав службы безопасности для малых фирм – три человека:

  • начальник службы, лучше бывший оперативный работник;
  • заместитель начальника, например следователь или аналитик;
  • специалист, это может быть аудитор.

Как обманывает служба безопасности: 9 мошеннических схем

Способы обмана собственника бизнеса зависят от размера компании, ее организационной структуры и степени вовлеченности учредителя в дела фирмы.

Как мошенничают самые доверенные люди - сотрудники службы безопасности, узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный директор».

Желание тратить меньше на службу безопасности обоснованно. Она не увеличивает прибыль, а предотвращает потери, которых может и не быть. Однако не экономьте на трех статьях.

  1. Зарплата сотрудников. Доходы специалистов службы безопасности должны соответствовать доходам других сотрудников. Цифра зависит от региона, но не ниже оплаты в правоохранительных органах: от 50 до 120 тыс. руб. – для рядового сотрудника, не менее 200 тыс. руб. – для руководителя службы.
  2. Доступ к информационным системам. Вашей службе безопасности понадобятся системы для проверки контрагентов, например: «Спарк», «Кронус» и т. п. На это нужно 100–300 тыс. руб. в год. Сюда же включите оперативные расходы сотрудников службы, которые составят не менее 100 тыс. руб. в год.
  3. Переподготовка сотрудников. Обучение на курсах дает знание о новых видах угроз, позволяет наладить связи со службами безопасности других компаний. На это заложите 100 тыс. руб. в год.

В целом на содержание службы безопасности придется тратить не меньше 3 млн руб. в год. Оценив затраты, вы, возможно, сделаете вывод, что дешевле отдать функции безопасности на аутсорсинг. Помните: в этом случае полностью контролировать безопасность компании не удастся. Сторонняя организация может создавать проблемы ради увеличения бюджета и расширения штата.

Шаг 5. Найти специалистов

Оценивая кандидата на должность начальника службы безопасности, обратите внимание на его послужной список. Обязанности должны быть аналогичны поставленным задачам.

Для охраны объекта подойдет человек, служивший в отделе вневедомственной охраны в МВД, или бывший сотрудник ФСО. Для защиты коммерческой тайны, предотвращения хищений нужны бывшие оперативные сотрудники МВД, ФСКН, ФСБ. Лучше тот, кто имел опыт руководящей работы, но не занимал высоких постов: руководитель группы, отдела. Выбирая между бывшим оперативником уголовного розыска и сотрудником отдела противодействия экономической преступности, предпочтите второго.

Пример

В компании решили создать службу безопасности. Заместитель директора посоветовал своего друга, который работал начальником отдела в правоохранительных органах. У него было высшее юридическое образование, 15-летний опыт оперативной работы. Приглашенный сотрудник обнаружил:

  • обманные действия поставщиков сырья и покупателей;
  • хищения персонала;
  • нарушения в работе предприятия.

Начальник службы безопасности наладил систему учета материалов, поручил охране проверять грузы и документы. Изменили график дежурства охранников: поставили их на объекты, а не на посты. Контракты на поставку продукции заключали только после проверки фирм. Выявили контрагентов с плохой репутацией. Установили дополнительные видеокамеры, технический контроль по периметру предприятия. Кроме того, служба безопасности провела анализ документов компании. Обнаружили, что на только что построенную газовую котельную нет лицензии. Это позволило избежать претензий со стороны правоохранительных органов.

Дополнительные рекомендации по организации службы безопасности на предприятии

  1. Если у компании небольшой штат, то служба безопасности предприятия может состоять из одного человека. Компания сэкономит на оплате труда. Но останется риск подкупа этого сотрудника недобросовестными конкурентами или криминальными структурами.
  2. Подбирая кандидата на роль начальника службы безопасности, не стоит ограничиваться близкими знакомыми. Не у всякого директора есть друг детства, который служил в МВД. Не все бывшие оперативники в период службы занимались раскрытием преступлений или безопасностью объектов. Подобранный по такому принципу руководитель может неправильно оценить вашу благосклонность и отнесется к порученному делу спустя рукава.
  3. Начальник службы безопасности принимает решения в условиях цейтнота. Например, о приостановке отгрузки товара недобросовестному контрагенту. Наделите начальника службы безопасности полномочиями не ниже заместителя директора.
  4. В контракте с начальником службы безопасности пропишите жесткие штрафные санкции, если он необоснованно воспользуется возложенными на него полномочиями. Поручите руководителям отделов сообщать вам о злоупотреблениях со стороны службы безопасности предприятия. Обяжите начальника службы докладывать о результатах работы и эффективности отдела.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Экономическое развитие нашего государства напрямую зависит от стабильного функционирования предприятий, увеличения их экономического потенциала в условиях рыночных отношений. Опыт свидетельствует, что организация современной предпринимательской деятельности нуждается в создании надежной службы безопасности (СБ) предприятия в условиях существования рисков.

Наиболее распространенными рисками в наше время являются:

    угроза потери имущества;

    неудовлетворительное состояние экономической безопасности предприятия (наличие фактов недостачи, возможность свободного несанкционированного доступа посторонних лиц к документам, материальным ценностям и т. п.);

    угрозы работникам физической расправой.

    Кроме того, создание СБ может быть обусловлено:

    необходимостью постоянного или временного физического сопровождения или охраны отдельных лиц предприятия;

    желанием создать условия тотального контроля деятельности работников.

При наличии таких предпосылок руководитель предприятия определяет основные направления обеспечения безопасности предприятия и результат, которого необходимо достичь, т. е. определяет политику безопасности.

Политика безопасности предприятия - это общие направления действий и принятия решений, обеспечивающих достижение целей безопасности предприятия. Этими целями могут быть:

    укрепление дисциплины труда и повышение его производительности;

    защита законных прав и интересов предприятия и персонала;

    укрепление интеллектуального потенциала предприятия;

    сохранение и увеличение собственности;

    повышение конкурентоспособности произведенной продукции;

    максимально полное обеспечение руководства предприятия достоверной оперативной информацией о деятельности структурных подразделений (дочерних предприятий, филиалов);

    недопущение зависимости от случайных и неустойчивых деловых партнеров;

    осуществление проверок отдельных видов деятельности предприятия и т. п.

В зависимости от целей обеспечения безопасности могут создаваться различные варианты структуры службы безопасности. Рассмотрим структуру СБ, состоящую из отделов финансовой разведки, физического сопровождения и охраны, расследований и мониторинга, финансового аудита (рис .).

Образец структуры СБ

Отдел финансовой разведки

Цель деятельности: своевременное выявление и представление руководству предприятия закрытой информации о реальных и потенциальных внешних угрозах его функционированию.

Осуществляет:

    выявление и представление руководству информации, игнорирование которой станет потенциальной угрозой потери активов, с целью предупреждения правонарушений, затрагивающих экономические интересы предприятия;

    изучение отрицательных и криминальных аспектов теневой экономики и рынка, мониторинг законодательства по финансовым вопросам;

    определение надежности деловых партнеров, проверку их кредитоспособности, выявление и документирование фактов нарушений прав владельцев товарного знака.

Отдел физического сопровождения и охраны

Цель деятельности: предупреждение и противодействие преступным посягательствам.

Осуществляет:

    комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и непосредственную защиту определенных лиц от противоправных посягательств (причинение ущерба им, членам их семей и их имуществу);

    охрану объектов предприятия, сопровождение грузов;

    взаимодействие с правоохранительными органами и негосударственными охранительными структурами.

Целесообразно использовать для подготовки должностных инструкций работников основные положения Инструкции об организации служебной деятельности специальных подразделений милиции охраны «Титан», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 25 ноября 2003 года № 1432.

Отдел расследований и мониторинга

Цель деятельности: выявление и документирование обстоятельств совершения действий, представляющих потенциальную опасность для предприятия, мониторинг отдельных направлений его деятельности.

Осуществляет:

    расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятия, документирование обстоятельств совершения краж, растрат и т. п.;

    надзор за четкой формулировкой прав, обязанностей и ответственности каждого работника; систематическую оценку работы каждого работника в необходимом объеме;

    организацию работы в критических точках (стратегических сферах, видах деятельности);

    защиту научно-технической информации и принимает меры по выявлению лиц, занимающихся экономическим шпионажем;

    разработку перечня сведений, представляющих коммерческую тайну, и перечня сведений, не подлежащих разглашению посторонним лицам с целью личной безопасности работников и предприятия;

    разработку инструкции по охране коммерческой тайны, содержащей основные требования по ее защите, и памяток работникам по ее сохранению;

    разработку правил ведения секретного делопроизводства и правил приема посетителей на предприятии.

Коммерческая тайна предприятия - сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, не являющиеся государственной тайной, разглашение (передача, утечка) которых может причинить ущерб его интересам.

Состав и объем сведений, представляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия. Сведения, не представляющие коммерческой тайны, определены постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 1993 года № 611.

Ответственность за разглашение сведений, представляющих коммерческую тайну предприятия, и порядок охраны таких сведений устанавливаются законодательными актами Украины.

Определяется перечнем сведений, представляющих коммерческую тайну предприятия, который утверждается руководством предприятия и доводится до ведома работников под роспись.

Отдел финансового аудита

Цель деятельности:

    организация и проведение контрольных мероприятий;

    выявление упущений и недостатков организационного, нормативно-правового и финансового характера, которые могут стать причиной ухудшения имущественного состояния предприятия;

    разработка предложений по устранению отрицательных последствий.

Осуществляет:

    контрольные мероприятия (ревизию, проверку, оценку, расследование и изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия или отдельных ее аспектов);

    надзор за надежностью системы контроля на предприятии;

    надзор за доступом к ресурсам и их учетом;

    сверку учетных данных с фактическими, организует и проводит инвентаризацию имущества и обязательств предприятия;

    оценку общих результатов деятельности;

    оценку отдельных операций, процессов и видов деятельности;

    распределение и закрепление функций и задач за структурными подразделениями;

    внедрение порядка отчетности работников о проделанной работе; определение объектов, объемов и сроков отчетности;

    учетную политику, внедрение форм бухгалтерского учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации;

    разработку правил документооборота и технологий обработки учетной информации, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета.

Общие вопросы деятельности СБ предприятия

Структура СБ предприятия и положение об этой службе утверждаются приказом руководителя предприятия (образец Положения см. в приложении ). Кроме того, нормативными документами предприятия целесообразно утвердить:

    распределение и закрепление функций и задач за структурными подразделениями СБ;

    должностные инструкции работников с четким определением их подчиненности и подотчетности;

    порядок отчетности работников о проделанной работе; объекты, объемы и сроки отчетности;

    учетную политику, формы бухгалтерского учета, порядок и способы регистрации и обобщения информации;

    правила документооборота и технологии обработки учетной информации, дополнительные системы счетов и регистров аналитического учета.

Необходимо подчеркнуть, что структура СБ зависит от имеющихся или предвиденных рисков для предприятия, поэтому может изменяться или реформироваться. Внедрение системы мониторинга и оценки рисков даст возможность сосредоточиться на решении основных задач СБ и сэкономить человеческие и материальные ресурсы предприятия.

Основные задачи СБ

Определение (идентификация) рисков предусматривает установление всех видов рисков, способных повлиять на деятельность предприятия в целом или отдельные ее аспекты, с целью определения наиболее рисковых сфер деятельности и установления ответственности за управление рисками в соответствующей сфере.

Идентификация рисков должна быть постоянным процессом с обязательным учетом изменений в сфере деятельности предприятия и правовой среде.

В ходе осуществления идентификации рисков необходимо информировать руководство предприятия о рисковых сферах, относительно которых должны проводиться мероприятия с целью их предотвращения или ограничения, а также определения их приоритетности.

Идентификация всех рисков предусматривает их классификацию по уровню отрицательных последствий, например по шкале: «высокий», «средний», «низкий», «допустимый».

Если в структуру СБ входит отдел финансового аудита, функционирование которого предусматривает осуществление внутреннего финансового контроля на предприятии, нужно определиться с контрольными функциями других структурных подразделений предприятия. При этом целесообразно избегать сосредоточения в одном структурном подразделении функций по получению, распределению и списанию ресурсов на нужды производства.

Такими контрольными функциями могут быть:

    распределение обязанностей и полномочий;

    контроль доступа к информации и ресурсам и их учету;

    контроль достоверности проведенных операций;

    сопоставление учетных данных с фактическими;

    оценка общих результатов деятельности предприятия;

    оценка отдельных операций, процессов и видов деятельности;

    мониторинг выполнения работниками предприятия своих должностных обязанностей.

Авторизация и подтверждение - определение правил осуществления операций и требований к ним; осуществление всех операций только по разрешению (согласованию) руководителя предприятия (заместителя, руководителя определенного структурного подразделения) на всех уровнях управления; возможность четкого определения лиц, причастных к осуществлению операций; документирование и учет всех операций, контрольных процедур, обязанностей, полномочий и задач; сохранение документации.

Распределение обязанностей и полномочий - обязанности, полномочия и ответственность за осуществление всех операций должны распределяться между работниками. Каждый работник получает утвержденные должностные инструкции с четким определением прав, обязанностей и ответственности.

На одного работника не должны возлагаться обязанности и полномочия по осуществлению всех ключевых операций (указанное ограничение можно распространить и на лиц, состоящих в родстве).

Обязанности относительно полномочий на осуществление операций, непосредственное их проведение, учет и контроль должны, по возможности, распределяться между разными работниками. Кроме того, с учетом специфики деятельности предприятия целесообразно изменять обязанности и полномочия работников (ротация, замена в связи с отпуском, больничным, на время обучения и т. п.).

Нужно учесть, что сговор работников может привести к потерям или ограничению результативности указанной функции.

Небольшая численность работников предприятия может являться ограничением для применения соответствующих процедур контроля, которые должны компенсироваться установлением других приемлемых процедур контроля.

Контроль за доступом к информации и ресурсам и их учету. Доступ должен быть ограниченным (возможным исключительно для определенных работников, ответственных за сохранение и использование информации и ресурсов).

Объем ограничения зависит от уровня риска потери каждого отдельного вида ресурсов. При определении уровня риска должна учитываться ценность ресурса (стоимость, ликвидность и т. п.).

Ограничение доступа к ресурсам и их учету, а также закрепление ответственности за сохранение и использование ресурсов должны периодически проверяться и оцениваться.

Контроль за достоверностью проведенных операций должен осуществляться путем анализа имеющейся информации до и после проведения таких операций.

Сопоставление учетных данных с фактическими. Учетные записи должны постоянно сверяться с соответствующими документами при осуществлении операций. Учетные данные о наличии активов сравниваются с фактически имеющимися.

Оценка общих результатов деятельности осуществляется на их соответствие поставленным задачам, а также условиям результативности и эффективности использования имеющихся возможностей. Если при осуществлении оценки устанавливается несоответствие этим показателям, определенные процессы и операции должны пересматриваться с целью их усовершенствования.

Оценка отдельных операций, процессов и видов деятельности. Операции, процессы и отдельные виды деятельности должны периодически пересматриваться для обеспечения уверенности в том, что они отвечают правилам, процедурам и другим требованиям.

Мониторинг выполнения работниками предприятия своих должностных обязанностей предусматривает четкое формулирование прав, обязанностей и ответственности каждого работника предприятия; надлежащую организацию работы на рисковых направлениях деятельности; мониторинг функций, осуществляемых работниками предприятия во время выполнения возложенных на них обязанностей с целью предотвращения неэкономичных, неэффективных расходов; оперативное реагирование на смену законодательного поля.

Конечно, решение тех или иных задач, на выполнение которых будет ориентирована деятельность СБ, потребует соответствующих умений и навыков работников СБ и создаст новый риск: накопления в указанном подразделении важной информации. Потеря ее в результате увольнения работников СБ или ненадлежащего выполнения ими своих служебных обязанностей может привести к необратимым последствиям. Таким образом, выражение «кадры решают все» в этом случае более чем актуально.

Создав надлежащие условия работы для наемных работников, необходимо определить основные принципы кадровой политики на предприятии, ведь риск принятия на работу работника, потенциально способного вследствие действий или бездеятельности руководства причинить ущерб, довольно значителен.

Кадровая политика должна предусматривать:

    определение правил принятия работников на работу и их освобождения, вопросы карьерного роста, оценку их деятельности, мотивации;

    установление и соблюдение системы конкурсного отбора на замещение вакантных должностей;

    своевременное ознакомление работников с возложенными на них обязанностями, существующими правилами и порядком, изменениями в соответствующей сфере деятельности и законодательстве;

    определение для каждого уровня должностей требований относительно уровня образования, опыта и квалификации работников; обеспечение их соблюдения и периодического повышения.

Нужно отметить, что между результатом, которого необходимо достигнуть, и укомплектованием подразделения СБ работниками с соответствующими навыками и опытом существует определенная зависимость.

Так, если СБ необходимо сосредоточиться только на финансовой безопасности, персонал должен обладать аналитическими способностями, иметь опыт работы ревизора, аудитора или бухгалтера (табл. 1 ).

Таблица 1. Зависимость результата от квалификации персонала

Результат

Квалификация работника (опыт работы)

Должен знать

Обеспечение самого эффективного использования всех видов ресурсов с целью предотвращения рисков и обеспечения стабильного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики Высшее образование финансово-экономического направления по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста.
Стаж работы по специальности (на должностях аудитора, ревизора, бухгалтера) - не менее 3 лет
Основные положения нормативно-правовых актов, инструктивные и методические документы, регулирующие вопросы организации и осуществления финансового контроля, а также развитие соответствующих сфер (областей) экономики; основы управления, экономики, права, управления персоналом и рынка труда; основные принципы работы на компьютере и соответствующие программные средства
Защита информационных ресурсов и потоков от угроз несанкционированного доступа Высшее образование по направлениям эксплуатации и обслуживания средств вычислительной техники по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста.
Стаж работы по специальности (специалист в области информационных технологий) - не менее 2 лет
Основные положения нормативно-правовых актов, инструктивные и методические документы, регулирующие вопросы организации и ведения хозяйственной деятельности в сфере информационных технологий; нормативные, инструктивные и методические документы по статистическому учету; порядок автоматизированной обработки информации и формирования необходимых информационных баз данных; условия эксплуатации компьютерной техники, применения программных и других технических средств обработки информации; технологии разработки программных средств; практику применения действующего законодательства в этой области; формы и методы работы со средствами массовой информации; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты
Защита научно-технической информации (продукции)
Стаж работы по специальности - не менее 3 лет
Основные положения нормативно-правовых актов, инструктивные и методические документы, регулирующие вопросы защиты научно-технической продукции, нормативные, инструктивные и методические документы по вопросам регистрации прав интеллектуальной собственности
Физическое сопровождение и охрана Высшее образование юридического направления по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста.
Стаж работы по специальности (в правоохранительных органах, частных охранительных структурах) - не менее 5 лет.
Соответствующая физическая подготовка
Основные положения нормативно-правовых актов, инструктивные и методические документы, регулирующие вопросы физической защиты и охраны собственности и граждан

Вместе с тем необходимо учесть основные факторы, существенно влияющие на функционирование СБ (табл. 2 ).

Таблица 2. Факторы влияния на функционирование СБ

Фактор

Влияние руководителя предприятия

Риск

Экономическая целесообразность Финансовый
Стоимость финансовых расходов на обеспечение СБ не должна превышать оптимального уровня, поскольку теряется экономический эффект от ее функционирования
Создание службы, функционирование которой будет сведено только к «проеданию бюджета»
Законность Правовой
В ходе функционирования СБ возможны случаи представления недостоверной информации о деятельности отдельных лиц
Потеря квалифицированных работников (их переход к конкурентам).
Рассмотрение споров в судебном порядке
Компетентность Кадровый
Работники СБ должны выполнять поставленные перед ними задачи на профессиональном уровне, а при необходимости - специализироваться по основным направлениям функционирования предприятия
Принятие на работу работников с низким профессиональным опытом или уволенных с предыдущего места работы за нарушение действующего законодательства
Эффективность Кадровый
Создание условий, в соответствии с которыми работники СБ в случае увольнения не могли бы использовать информацию с целью причинения ущерба предприятию.
Работа СБ направлена на минимизацию рисков
Получение конкурентами информации, представляющей коммерческую тайну предприятия.
Неэффективная деятельность СБ может стать причиной как потери ресурсов, так и изменения ее кадрового состава
Дублирование функций Организационный
Возможны случаи, когда функции СБ идентичны функциям служб внутреннего аудита
Конфликт между указанными подразделениями, неэффективное использование бюджета на содержание этих структур

Очень важно установить четкие правила для всех сотрудников СБ. Так, например, руководитель СБ, его заместители, руководители структурных подразделений должны:

    осуществлять отбор работников с учетом их моральных, профессиональных и деловых качеств;

    ие законодательству. При этом учитываются уровень знаний, опыт и профессиональные навыки подчиненных;

    принципиально реагировать на факты ненадлежащего поведения подчиненных, в том числе по сообщениям (обращениям) работников предприятия;

    предотвращать возникновение конфликта интересов у подчиненных, а в случае возникновения - оказывать содействие его оперативному разрешению;

    объективно оценивать работу подчиненных, морально и материально их поощрять, налагать взыскания и применять другие меры воздействия согласно законодательству.

ПОЛОЖЕННЯ
про службу безпеки

1. Загальні положення

1.1. Служба безпеки (СБ) є структурним підрозділом підприємства і підпорядковується безпосередньо керівникові підприємства.

1.2. СБ у своїй діяльності керується Конституцією, законами України, нормативно-правовими актами, інструктивними та методичними документами, що регулюють питання організації та здійснення фінансового контролю, та цим Положенням.

1.3. Діяльність СБ здійснюється на підставі плану роботи та відповідних доручень керівництва.

1.4. Чисельність працівників СБ визначається штатним розписом.

2. Основні завдання

Основні завдання СБ:

2.1. Забезпечення функціонування та сталого розвитку підприємства.

2.2. Організація взаємодії (у разі необхідності) з підрозділами служб безпеки інших підприємств.

2.3. Проведення моніторингу загроз і ризиків, виявлення їх факторів та джерел, здійснення превентивного впливу на них відповідно до чинного законодавства України.

2.4. Вироблення механізму мінімізації загроз і ризиків, здійснення комплексу заходів, що забезпечують безпеку підприємства.

3. Функції

СБ відповідно до своєї компетенції та покладених на неї завдань виконує такі функції:

3.1. Створює умови безпечного функціонування підприємства, протидіє незаконній діяльності корумпованих осіб та організованій злочинності.

3.2. Організовує розслідування фактів втрати документів, що становлять комерційну таємницю, та іншої інформації, розголошення якої може завдати шкоди інтересам підприємства.

3.3. Організовує взаємодію та координацію роботи з державними правоохоронними органами та недержавними охоронними структурами щодо захисту інтересів підприємства від посягань злочинних елементів, сприяє попередженню, викриттю та припиненню злочинних дій у фінансовій сфері.

3.4. У разі необхідності захисту працівників підприємства при виконанні ними службових обов’язків, організовує взаємодію з відповідними підрозділами Міністерства внутрішніх справ України для практичного вирішення цих питань згідно з чинним законодавством.

3.5. Інформує керівника підприємства про факти зловживань, інші правопорушення з боку працівників підприємства та організовує проведення службових розслідувань.

3.6. Забезпечує конфіденційність та збереження інформації про діяльність підприємства.

4. Права

СБ відповідно до покладених на неї завдань має право:

4.1. Одержувати в установленому порядку від посадових осіб підприємства та його структурних підрозділів документи, довідки, розрахунки, інші документи та матеріали, необхідні для виконання покладених на неї завдань.

4.2. Створювати інформаційно-аналітичні бази даних.

4.3. Залучати за згодою керівника підприємства відповідних спеціалістів для розроблення і здійснення заходів, спрямованих на посилення безпеки.

4.4. Інформувати керівництво підприємства про випадки, коли відповідні підрозділи або посадові особи не надають документи, інші матеріали, необхідні для вирішення порушених питань.

5. Керівництво

5.1. СБ очолює начальник, який призначається на посаду та звільняється з неї наказом керівника підприємства в порядку, передбаченому чинним законодавством.

5.2. Начальник СБ, у межах своєї компетенції, здійснює організаційно-розпорядчі та консультативно-дорадчі функції, зокрема:

5.2.1. Здійснює керівництво діяльністю СБ, організовує та координує його роботу і несе відповідальність за виконання завдань, покладених на СБ.

5.2.2. Визначає ступінь відповідальності працівників СБ за неналежне виконання ними посадових обов’язків.

5.2.3. Здійснює раціональний та ефективний розподіл функціональних обов’язків між працівниками СБ, складання та дотримання графіків їх відпусток.

Служба безопасности может включать следующие основные подразделения: режимное; сыскное; охранное; техническое; информационное; аналитическое. Режимное подразделение создается, когда предприятие располагает коммерческой тайной или в его деятельности большое значение имеет иная информация конфиденциального характера.

На подразделение возложены, как правило, следующие функции:

Определение состава сведений, представляющих собой коммерческую тайну;

Подготовка инструкций о порядке работы с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

Допуск сотрудников к работе с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

Организация и ведение закрытого делопроизводства;

Учет документов, содержащих коммерческую тайну, а также фактов ознакомления с ними;

Оценка документов, материалов, образцов, выходящих за пределы предприятия, на наличие в них сведений для служебного пользования, коммерческой тайны;

Контроль за выполнением требований режима работы, посещений предприятия.

Особый режим работы вводится, в частности, в служебных помещениях, где находятся сотрудники, имеющие дело с информацией ограниченного распространения; в помещениях производственного назначения, если коммерческую тайну составляют образцы или технологическая информация.

Режимное подразделение взаимодействует с аналитическим подразделением службы безопасности в части, касающейся определения состава сведений, подлежащих закрытию, и мер их защиты. Она получает от него сведения о характере взаимосвязи коммерческой тайны с другими служебными сведениями, позволяет составить представление о коммерческой тайне по параметрам и характеристикам, которые сами по себе к категории коммерческой тайны не относятся.

Взаимодействие с охранным подразделением осуществляется по вопросам посещений предприятия.

Совместно с техническим подразделением службы безопасности решаются вопросы использования технических средств для осуществления режимных мероприятий, контроля за доступом к документам, иным носителям конфиденциальной информации.

Контакты с информационным подразделением службы безопасности необходимы по вопросам фиксации объема осведомленности сотрудников, создания автоматизированной системы в интересах режимного подразделения.

Вместе с сыскным подразделением расследуются факты утечки информации.

Необходимо сотрудничать со всеми подразделениями предприятия по вопросам организации в них режима секретности проводимых работ.

Сыскное подразделение создается прежде всего при значительном объеме работ, связанных с выполнением функций сыска, когда имеются основания полагать, что предприятие может стать объектом промышленного шпионажа.


Это подразделение выполняет следующие функции:

Занимается проверкой физических лиц и социальных организаций, попадающих в поле зрения службы безопасности предприятия;

Ведет изучение отдельных сотрудников, клиентов предприятия, жителей ближайшего окружения, в действиях которых содержатся угрозы безопасности предприятия;

Занимается разработкой и проведением специальных мероприятий в отношении предприятий-конкурентов.

Сыскное подразделение взаимодействует:

С кадровым аппаратом - при проверке кандидатов на работу, а в случае надобности - и персонала фирмы;

Со всеми подразделениями предприятия по вопросам расследования фактов криминальной конкуренции;

С правоохранительными органами, службами безопасности других предприятий, с частными детективными агентствами.

Охранное подразделение создается в случаях, когда необходимо ограничить или исключить посещение предприятия посторонними лицами, если в помещениях имеются материальные ценности (оборудование, вычислительная, множительная техника) или финансовые средства, проводятся работы закрытого характера, хранятся секретная информация или предметы, содержащие коммерческую тайну.

Основными объектами охраны являются руководители и сотрудники предприятия, офисы, складские помещения, производственные цеха, транспортируемые грузы, финансовые средства.

В функции охранного подразделения входят:

- охрана зданий, сооружений, помещений;

- физическая охрана руководителей предприятия, отдельных лиц из числа сотрудников;

- разработка и осуществление пропускного режима;

- охрана грузов при их транспортировке;

- выявление угроз безопасности охраняемым объектам.

Важную роль в работе этого подразделения играет учет посещений, дежурств и происшествий в специальных журналах. В них фиксируются наблюдения, результаты контрольных проверок, замечания, жалобы, факты срабатывания охранной сигнализации, распоряжения, происшествия.

В составе охранного подразделения иногда создается мобильная группа, прибывающая на место происшествия в случае угрозы жизни и здоровью сотрудников предприятия или в иных, заранее определенных ситуациях.

Охранное подразделение взаимодействует прежде всего с техническим подразделением по вопросам оборудования охранной, противопожарной и иной сигнализацией, ее обслуживания и ремонта.

От сыскного подразделения оно получает сведения, характеризующие обстановку в окружении охраняемого объекта.

Взаимодействие с аналитическим подразделением необходимо в прогнозировании обстановки вокруг охраняемого объекта. Важно также установить сотрудничество с расположенным поблизости подразделением органов внутренних дел.

Численность охранного подразделения зависит от количества и состава охраняемых объектов, решаемых задач, режима охраны (круглосуточный, ночной) и работы его сотрудников (обычно в течение суток или 12 часов).

Техническое подразделение необходимо, когда имеются основания предполагать, что в отношении объектов предприятия будут использоваться технические средства разведки, когда безопасность предприятия обеспечивается преимущественно с помощью технических средств - охранной и противопожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и т.п.

Техническое подразделение целесообразно создавать отдельно, если имеются, по крайней мере, два других подразделения службы безопасности, использующих в своей работе технические средства.

Техническое подразделение осуществляет:

Разработку инженерно-технической и технической стороны системы защиты предприятия;

Заказ, приобретение, установку и настройку технических средств защиты (сигнализации, видеонаблюдения, связи, пожаротушения);

Мелкий и средний ремонт техники, профилактические мероприятия;

Экспертизу рынка технических средств защиты; техническое обеспечение мероприятий сыскного подразделения;

Мероприятия по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа, а также противодействию ему с использованием технических средств.

Взаимодействие с информационным подразделением требуется для проведения работ по присвоению категории объектам вычислительной техники, использованию средств защиты от утечки информации по техническим каналам.

Совместно с охранным подразделением решаются вопросы, связанные с разработкой концепции охраны, установкой различного рода технических средств, а с сыскным подразделением - технического обеспечения проводимых специальных мероприятий.

Нужно также сотрудничать с другими подразделениями предприятия, особенно при проведении мероприятий по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа и противодействию ему.

Информационное подразделение создается при наличии существенного объема данных, имеющих значение для защиты предприятия, и сложных процедур их обработки в течение ограниченного времени.

Это подразделение ведет:

Сбор, накопление, хранение и обработку информации, имеющей значение для защиты бизнеса, в том числе в интересах других подразделений службы безопасности;

Разработку и развитие информационной системы службы безопасности;

Программных средств защиты информации. Информационное подразделение взаимодействует с другими информационными системами предприятия и сторонними организациями. Сведения могут поступать из всех подразделений предприятия, в том числе из других подразделений службы безопасности, специализированных информационных организаций, как частных, так и государственных. Зачастую целесообразно использовать также данные из открытых источников.

В некоторых крупных российских фирмах и банках информационные подразделения службы безопасности занимаются исключительно сбором сведений о зарубежных компаниях, используя, в частности, такие источники, как информацию торговых палат, консульских отделов посольств, банков-корреспондентов. Учитывая невысокие качество, полноту и оперативность, значительную стоимость информации при такой организации работы, следует признать ее недостаточно эффективной.

Предпочтительным представляется обращение за сведениями о зарубежных фирмах к специализированным информационным организациям.

Аналитическое подразделение создается в случае наличия многоплановых угроз безопасности предприятия, множественности возможных субъектов криминальной конкуренции.

Основные функции аналитического подразделения:

Разработка концепции защиты бизнеса, ее стратегии; анализ угроз безопасности предприятия;

Выявление вероятных субъектов криминальной конкуренции; постановка задач перед другими подразделениями службы безопасности;

Аналитическое обеспечение мероприятий по локализации последствий конкретных фактов криминальной конкуренции. Аналитическое подразделение получает информацию непосредственно от руководителей предприятия и службы безопасности, информационного подразделения службы безопасности.

Аналитическая работа предполагает построение моделей в сфере безопасности предпринимательства (методик различного рода обследований, расчета возможного ущерба от утечки информации, продажной стоимости коммерческой тайны; методики управления безопасностью коммерческой тайны и предпринимательства) и проведение исследований с использованием указанных моделей и методик.

При отсутствии аналитического подразделения его функции выполняют начальник службы безопасности и руководители предприятия.

С целью нейтрализации экстремальных ситуаций, а затем и устранения угрозы для безопасности предприятия может быть создана специальная группа особо доверенных лиц. Она должна действовать на постоянной основе. В ее состав входят глава предприятия, руководители филиалов, финансовый директор (главный бухгалтер), начальник и юрисконсульт службы безопасности. В отдельных случаях в решении конкретных вопросов могут участвовать и пользующиеся доверием представители правоохранительных органов.

К основным функциям группы относятся:

Оценка экстремальных обстоятельств;

Принятие решений по выходу из кризиса;

Управление деятельностью предприятия в экстремальных условиях;

Разработка подходов к разрешению чрезвычайных ситуаций, основных принципов деятельности в целях защиты;

Определение возможных затрат, состава и содержания проводимых мероприятий.

При проведении заседаний группы действует принцип конспирации. Вместе с тем о содержании принимаемых решений в пределах допустимого нужно обязательно информировать коллектив фирмы.

Деятельность каждого из подразделений службы безопасности в большей или меньшей степени требует юридической поддержки, особенно в условиях нестабильности российского законодательства. В этой связи в штат службы безопасности на предприятии часто включают юрисконсульта, специализирующегося на вопросах защиты бизнеса от криминальной конкуренции.

Некоторые предприятия, не испытывающие финансовых проблем, создают собственные службы инкассации, прежде всего в составе подразделений охраны службы безопасности. Существуют и частные службы инкассации, хотя хорошее техническое оснащение и высокая зарплата работников этих служб не всегда гарантируют высокое качество. Поэтому предпочтительным является использование возможностей Российского объединения инкассации - государственного хозрасчетного подразделения Центробанка России

(Росинкас), услуги которого отличаются гарантированной поддержкой со стороны милиции; наличием у сотрудников специальной подготовки; жесткой регламентацией деятельности в любой, даже внештатной ситуации; периодической ревизией деятельности; обязательным страхованием перевозимых грузов.

В настоящее время нередко в одном здании размещается несколько предприятий. В таком случае создается, как правило, единая служба безопасности, которая ведает пропускным режимом, охраной помещений и сотрудников всех находящихся в этом здании

предприятий.

В связи с криминализацией кредитно-финансовой сферы в коммерческих банках создана система внутреннего контроля. Соответствующее самостоятельное подразделение, подчиненное непосредственно главе банка, должно контролировать как операции банка, чтобы не допустить слишком рискованных сделок, так и деятельность отдельных его сотрудников.

Служба внутреннего контроля банка обладает следующими правами:

Получает необходимые для проведения проверки документы: приказы и распорядительные документы, бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы;

Определяет соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства;

Входит в помещение проверяемого подразделения, в помещения, используемые для хранения документов, наличных денег и ценностей, в компьютерный зал с обязательным привлечением руководителя либо сотрудника проверяемого подразделения;

Выдает временные (до решения руководства банка) предписания о недопущении действий, результатом которых может стать нарушение федерального или банковского законодательства, принятие на себя чрезмерных рисков.

Имеются факты создания служб безопасности, детективных агентств преступными структурами для получения легального доступа к оружию и в целом для прикрытия противоправной деятельности. В отдельных случаях у сотрудников СБ правоохранительные органы обнаруживают незарегистрированное оружие.

Такого рода службы безопасности насчитывают большое число сотрудников. Так, в печати приводились данные о том, что служба безопасности финансовой группы «Мост» (В. Гусинский) насчитывала более 600 человек. Это намного больше, чем реально требуется для обеспечения безопасности банка, даже самого крупного. Высказываются опасения, что цели создания такой мощной вооруженной группировки не исчерпываются обеспечением защиты предпринимательства, и она может быть использована для решения задач разведки либо для достижения политических целей. Отдельные авторы пытаются обосновывать, что подобного рода структуры через имеющуюся у них информацию, финансовые ресурсы, возможность проведения независимой экспертизы, право выхода с законодательной инициативой, референтные (лоббистские) группы в инстанциях могли бы стать серьезными рычагами власти на уровне отдельного региона.

В связи с этим задача государственных органов заключается в пресечении попыток использовать негосударственные структуры безопасности в политических целях и, в частности, в контроле за численностью СБ фирм. Так, возможно использование соответствующих организационных нормативов, которые бы связывали, например, численность персонала фирмы с количеством сотрудников фирменной полиции.

Анализ работы подразделений служб безопасности показывает, что значительное место в ней занимает взаимодействие, в том числе с внешними организациями, предприятиями, правоохранительными органами. Это, например, необходимо в таких случаях, как постановка офиса на сигнализацию в местном отделении милиции, организация поста охраны, заключение соглашения об обмене информацией по вопросам безопасности, взаимной помощи в экстремальных ситуациях, проведение регулярных совещаний с представителями служб безопасности других предприятий, частных детективных и охранных агентств. Такого рода соглашения заключаются на двусторонней или многосторонней основе.

Основные организационные структуры внутрифирменного управления защитой предпринимательства представлены на рис. 1.