Американские линкоры первой половины 20 века. Лучшие боевые корабли ХХ века (10 фото)


Однажды мне попался на глаза рейтинг 10 лучших кораблей ХХ века, составленный каналом Military Channel. По многим пунктам с выводами американских экспертов сложно не согласиться, но что неприятно удивило, в рейтинге не было ни одного русского (советского) корабля.
В чем смысл подобного рейтинга, спросите вы. Какое практическое значение он имеет для настоящего Военно-морского флота? Красочное шоу с корабликами для обывателя, не более того.

Нет, все намного серьезнее. Во-первых, с вами не согласятся создатели тех самых «корабликов». Тот факт, что именно их корабли были выбраны среди тысяч других конструкций – это признание работы их коллектива, а зачастую и главное достижение всей их жизни. Во вторых, эти своеобразные эталоны показывают, в каком направлении движется прогресс, какие силы военно-морского флота являются наиболее эффективными. Ну и в третьих, подобный рейтинг – гимн достижениям Человечества, ведь многие из представленных в списке военных кораблей являются шедеврами морской инженерии. В сегодняшней статье я постараюсь исправить некоторые, на мой взгляд, ошибочные выводы экспертов Military Channel, а лучше, давайте вместе порассуждаем в виде такого несколько информационно – развлекательного спора на тему 10 лучших военных кораблей ХХ века.

Теперь самый важный момент - критерии оценки. Как видите, я намеренно не использую фразы «самый большой», «самый быстрый» или «самый мощный»…Лучшим признается только тот тип корабля, который принес максимальную пользу своей стране, оставаясь при этом интересным с технической точки зрения. Исключительно высоко ценится боевой опыт. Большое значение играют тактико-технические характеристики, а также такие незаметные, на первый взгляд, параметры, как количество единиц серии и срок активной службы в боевом составе флота. Плюс капля здравого смысла. Вот, например, «Ямато» - самый крупный линкор, когда-либо построенный человеком, мощнейший линкор своего времени. Был ли он лучшим? Разумеется, нет. Создание линкоров типа «Ямато» стало грандиозным провалом Императорского флота по критерию «стоимость/эффективность», своим присутствием он принес больше вреда, чем пользы. «Ямато» опоздал, время дредноутов закончилось.
Ну а теперь, собственно, сам список:

10 место - серия фрегатов «Оливер Хазард Перри».

Один из самых распространенных типов современных военных кораблей. Количество построенных единиц серии – 71 фрегат. Уже 35 лет состоят на вооружении военно-морских сил 8 стран мира.
Полное водоизмещение - 4200 тонн

Основное вооружение – пусковая установка Мк13 для запуска ЗУР «Стандард» и ПКР «Гарпун» (боекомплект - 40 ракет).
Имеется ангар на 2 вертолета системы LAMPS и 76-мм артиллерия.
Основной целью программы «Оливер Х. Перри» было создание недорогих эскортных фрегатов УРО, отсюда трансокеанская дальность хода: 4500 морских миль на 20 узлах.

Почему такой замечательный фрегат на последнем месте? Ответ прост: малый боевой опыт. Боевое столкновение с иракской авиацией получилось не в пользу фрегата – USS "Stark" едва живой уполз из Ормузского залива, получив в борт два “Экзосета". Но, в целом, «Оливеры Перри» уже много лет непрерывно несут вахту в самых напряженных точках на Земле – в Персидском заливе, у берегов Кореи, в Тайваньском проливе…

9 место - Атомный крейсер «Лонг-Бич»

USS "Long Beach" (CGN-9) стал первым в мире ракетным крейсером, а также первым крейсером с ядерной энергетической установкой. Квинтэссенция передовых технических решений 60-х годов: радары с фазированной антенной решеткой, цифровая БИУС и 3 новейшие ракетные системы. Создавался для совместных действий с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». По назначению – классический эскортный крейсер (что не помешало в ходе модернизации вооружить его «Томагавками»).

В течение нескольких лет (спущен на воду в 1960) честно "нарезал круги" вокруг Земли, ставя рекорды и веселя публику. Затем занялся более серьезными вещами – до 1995 года прошел все войны от Вьетнама до "Бури в пустыне". Несколько лет находился на передовой линии в Тонкинском заливе, контролируя воздушное пространство над Северным Вьетнамом, сбил 2 МиГа. Вёл радиотехническую разведку, прикрывал корабли от налетов авиации ДРВ, спасал из воды сбитых летчиков.
Корабль, с которого началась новая ракетно-ядерная Эпоха флота, имеет право быть в этом списке.

8 место – «Бисмарк»

Гордость Кригсмарине. Самый совершенный линейный корабль на момент спуска на воду. Отличился в первом же боевом походе, отправив на дно флагман Королевского флота «Худ». Принял бой со всей британской эскадрой и погиб, не спустив флага. Из 2200 человек команды спаслось лишь 115.
Второй корабль серии - «Тирпиц», за годы войны не сделал ни одного залпа, но одним своим присутствием сковал огромные силы союзников в Северной Атлантике. Английские летчики и моряки предприняли десятки попыток уничтожить линкор, потеряв огромное количество людей и техники.

7 место – Линкор «Марат»

Единственные дредноуты Российской Империи – 4 линкора типа «Севастополь» - стали колыбелью Октябрьской революции. Они достойно прошли сквозь вихри Первой Мировой и Гражданской войны, а потом сыграли свою роль и в Великой Отечественной. Особенно отличился «Марат» (бывший «Петропавловск», спущен на воду в 1911 году) - единственный советский линкор, участвовавший в морском сражении. Участник Ледового похода. Летом 1919 подавил своим огнем восстание в Кронштадском укрепрайоне. Первый в мире корабль, на котором была испытана система защиты от магнитных мин. Принял участие в Финской войне.

23 сентября 1941 года стало роковым для «Марата» - попав под удар немецкой авиации, линкор лишился всей носовой части и лег на грунт. Тяжело раненный, но не сложивший оружия линкор продолжал защищать Ленинград. Всего за годы войны «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, что сделало его одним из самых «стреляющих» линкоров в мире.

6 – тип «Флетчер»

Лучшие эсминцы Второй Мировой войны. Благодаря своей технологичности и простоте конструкции были построены огромной серией – 175 единиц (!)
Несмотря на относительно невысокую скорость, «Флетчеры» имели океанскую дальность хода (6500 морских миль на 15 узлах) и солидное вооружение, включавшее пять 127-мм орудий и несколько десятков стволов зенитной артиллерии.
За время боевых действий потеряно 23 корабля. В свою очередь, «Флетчеры» сбили 1500 японских самолетов.
Пройдя послевоенную модернизацию, еще долго сохраняли боеспособность, служа под флагами 15 государств. Последний «Флетчер» был списан в Мексике в 2006 году.

5 место – авианосцы типа «Эссекс»

24 ударных авианосца этого типа стали становым хребтом ВМС США в годы войны. Активно участвовали во всех боевых операциях на Тихоокеанском театре военных действий, прошли миллионы миль, были лакомой целью для камикадзе, но, тем не менее, ни один из «Эссексов» не был потерян в боях.
Огромные для своего времени корабли (полное водоизмещение – 36 000 тонн) имели на своих палубах мощное авиакрыло, что делало их господствующей силой на Тихом океане.
После войны многие из них прошли модернизацию, получили угловую палубу (тип «Орискани») и оставались в действующем составе флота до середины 70-х годов.

4 место – «Дредноут»

Построенный всего за 1 год огромный корабль, полным водоизмещением 21 000 тонн, произвел революцию в мировом кораблестроении. Один залп HMS "Deadnought" был равен залпу всей эскадры броненосцев времен Русско-Японской войны. Поршневая паровая машина впервые была заменена на турбину.
Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе вывалиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: «Хорошо сделано».
«Дредноут» стал именем нарицательным, что позволяет в этом абзаце говорить обо всех кораблях этого класса. Именно «Дредноуты» стали основой флотов передовых стран мира, засветившись во всех морских сражениях Первой Мировой войны.

3 место – эсминцы типа «Орли Берк»

На 2012 год в составе ВМС США находится 61 Иджис-эсминец, каждый год флот получает еще по 2-3 новые единицы. Вместе со своими клонами - японскими эсминцами УРО типа «Атаго» и «Конго», "Орли Берк " является самым массовым в истории боевым кораблем с водоизмещением свыше 5 000 тонн.
Самые совершенные на сегодняшний день эскадренные миноносцы способны наносить удары по любым наземным и надводным целям, бороться с подводными лодками, самолетами и крылатыми ракетами, и даже обстреливать космические спутники.
Комплекс вооружений эсминца включает в себя 90 вертикальных пусковых установок, из них – 7 «длинных» модулей, что позволяет разместить до 56 крылатых ракет «Томагавк».

2 место – линкоры типа «Айова»

Эталон линейного корабля. Создателям «Айов» удалось найти оптимальное сочетание огневой мощи, скорости и защищенности.
9 орудий калибра 406 мм
Основной бронепояс – 310 мм
Скорость хода – свыше 33 узлов
4 линкора этого типа успели принять участие во Второй Мировой войне, войне в Корее, войне во Вьетнаме. Затем наступила долгая передышка. В это время шла активная модернизация кораблей, были установлены современные ЗРК, 32 «Томагавка» еще больше усилили ударный потенциал линкоров. Полный комплект артиллерийских стволов и бронирования оставили без изменений.
В 1980 году у побережья Ливана вновь заговорили гигантские пушки «Нью-Джерси». А потом была "Буря в пустыне", поставившая, наконец, точку в более чем 50-летней истории кораблей этого типа.

Сейчас «Айовы» выведены из боевого состава флота. Их ремонт и модернизация признаны нецелесообразным, линкоры за полвека полностью выработали свой ресурс. Три из них превращены в музеи, четвертый – «Висконсин», до сих пор тихо ржавеет в составе «Резервного флота».

1 место – авианосцы типа «Нимитц»

Серия из 10 атомных авианосцев, общим водоизмещением 100 000 тонн. Самые крупные военные корабли в истории человечества. Последние события в Югославии и Ираке показали, что корабли этого типа способны стереть с лица земли не самые маленькие страны за считанные дни, в то время как сами «Нимитцы» останутся невосприимчивы к любому противокорабельному оружию, за исключением ядерных зарядов.

Только Военно-Морской Флот Советского Союза ценой огромных усилий и затрат мог противостоять авианосным ударным группировкам, используя сверхзвуковые ракеты с ядерными боевыми частями и орбитальные группировки разведывательных спутников. Но даже самые современные технологии не гарантировали точное обнаружение и поражение подобных целей.
В настоящий момент «Нимитцы» являются полноправными хозяевами Мирового океана. Регулярно проходя модернизацию, они останутся в действующем составе флота до середины ХХI века.

Однажды мне попался на глаза рейтинг 10 лучших кораблей ХХ века, составленный каналом Military Channel. По многим пунктам с выводами американских экспертов сложно не согласиться, но что неприятно удивило, в рейтинге не было ни одного русского (советского) корабля.
В чем смысл подобного рейтинга, спросите вы. Какое практическое значение он имеет для настоящего Военно-морского флота? Красочное шоу с корабликами для обывателя, не более того.

Нет, все намного серьезнее. Во-первых, с вами не согласятся создатели тех самых «корабликов». Тот факт, что именно их корабли были выбраны среди тысяч других конструкций - это признание работы их коллектива, а зачастую и главное достижение всей их жизни. Во вторых, эти своеобразные эталоны показывают, в каком направлении движется прогресс, какие силы военно-морского флота являются наиболее эффективными. Ну и в третьих, подобный рейтинг - гимн достижениям Человечества, ведь многие из представленных в списке военных кораблей являются шедеврами морской инженерии. В сегодняшней статье я постараюсь исправить некоторые, на мой взгляд, ошибочные выводы экспертов Military Channel, а лучше, давайте вместе порассуждаем в виде такого несколько информационно - развлекательного спора на тему 10 лучших военных кораблей ХХ века.

Теперь самый важный момент - критерии оценки. Как видите, я намеренно не использую фразы «самый большой», «самый быстрый» или «самый мощный»…Лучшим признается только тот тип корабля, который принес максимальную пользу своей стране, оставаясь при этом интересным с технической точки зрения. Исключительно высоко ценится боевой опыт. Большое значение играют тактико-технические характеристики, а также такие незаметные, на первый взгляд, параметры, как количество единиц серии и срок активной службы в боевом составе флота. Плюс капля здравого смысла. Вот, например, «Ямато» - самый крупный линкор, когда-либо построенный человеком, мощнейший линкор своего времени. Был ли он лучшим? Разумеется, нет. Создание линкоров типа «Ямато» стало грандиозным провалом Императорского флота по критерию «стоимость/эффективность», своим присутствием он принес больше вреда, чем пользы. «Ямато» опоздал, время дредноутов закончилось.
Ну а теперь, собственно, сам список:

10 место - серия фрегатов «Оливер Хазард Перри».

Один из самых распространенных типов современных военных кораблей. Количество построенных единиц серии - 71 фрегат. Уже 35 лет состоят на вооружении военно-морских сил 8 стран мира.
Полное водоизмещение - 4200 тонн
Основное вооружение - пусковая установка Мк13 для запуска ЗУР «Стандард» и ПКР «Гарпун» (боекомплект - 40 ракет).
Имеется ангар на 2 вертолета системы LAMPS и 76-мм артиллерия.
Основной целью программы «Оливер Х. Перри» было создание недорогих эскортных фрегатов УРО, отсюда трансокеанская дальность хода: 4500 морских миль на 20 узлах.


Почему такой замечательный фрегат на последнем месте? Ответ прост: малый боевой опыт. Боевое столкновение с иракской авиацией получилось не в пользу фрегата - USS "Stark" едва живой уполз из Ормузского залива, получив в борт два “Экзосета". Но, в целом, «Оливеры Перри» уже много лет непрерывно несут вахту в самых напряженных точках на Земле - в Персидском заливе, у берегов Кореи, в Тайваньском проливе…

9 место - Атомный крейсер «Лонг-Бич»


USS "Long Beach" (CGN-9) стал первым в мире ракетным крейсером, а также первым крейсером с ядерной энергетической установкой. Квинтэссенция передовых технических решений 60-х годов: радары с фазированной антенной решеткой, цифровая БИУС и 3 новейшие ракетные системы. Создавался для совместных действий с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». По назначению - классический эскортный крейсер (что не помешало в ходе модернизации вооружить его «Томагавками»).

В течение нескольких лет (спущен на воду в 1960) честно "нарезал круги" вокруг Земли, ставя рекорды и веселя публику. Затем занялся более серьезными вещами - до 1995 года прошел все войны от Вьетнама до "Бури в пустыне". Несколько лет находился на передовой линии в Тонкинском заливе, контролируя воздушное пространство над Северным Вьетнамом, сбил 2 МиГа. Вёл радиотехническую разведку, прикрывал корабли от налетов авиации ДРВ, спасал из воды сбитых летчиков.
Корабль, с которого началась новая ракетно-ядерная Эпоха флота, имеет право быть в этом списке.

8 место - «Бисмарк»


Гордость Кригсмарине. Самый совершенный линейный корабль на момент спуска на воду. Отличился в первом же боевом походе, отправив на дно флагман Королевского флота «Худ». Принял бой со всей британской эскадрой и погиб, не спустив флага. Из 2200 человек команды спаслось лишь 115.
Второй корабль серии - «Тирпиц», за годы войны не сделал ни одного залпа, но одним своим присутствием сковал огромные силы союзников в Северной Атлантике. Английские летчики и моряки предприняли десятки попыток уничтожить линкор, потеряв огромное количество людей и техники.

7 место - Линкор «Марат»

Единственные дредноуты Российской Империи - 4 линкора типа «Севастополь» - стали колыбелью Октябрьской революции. Они достойно прошли сквозь вихри Первой Мировой и Гражданской войны, а потом сыграли свою роль и в Великой Отечественной. Особенно отличился «Марат» (бывший «Петропавловск», спущен на воду в 1911 году) - единственный советский линкор, участвовавший в морском сражении. Участник Ледового похода. Летом 1919 подавил своим огнем восстание в Кронштадском укрепрайоне. Первый в мире корабль, на котором была испытана система защиты от магнитных мин. Принял участие в Финской войне.


23 сентября 1941 года стало роковым для «Марата» - попав под удар немецкой авиации, линкор лишился всей носовой части и лег на грунт. Тяжело раненный, но не сложивший оружия линкор продолжал защищать Ленинград. Всего за годы войны «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, что сделало его одним из самых «стреляющих» линкоров в мире.

6 - тип «Флетчер»


Лучшие эсминцы Второй Мировой войны. Благодаря своей технологичности и простоте конструкции были построены огромной серией - 175 единиц (!)
Несмотря на относительно невысокую скорость, «Флетчеры» имели океанскую дальность хода (6500 морских миль на 15 узлах) и солидное вооружение, включавшее пять 127-мм орудий и несколько десятков стволов зенитной артиллерии.
За время боевых действий потеряно 23 корабля. В свою очередь, «Флетчеры» сбили 1500 японских самолетов.
Пройдя послевоенную модернизацию, еще долго сохраняли боеспособность, служа под флагами 15 государств. Последний «Флетчер» был списан в Мексике в 2006 году.

5 место - авианосцы типа «Эссекс»


24 ударных авианосца этого типа стали становым хребтом ВМС США в годы войны. Активно участвовали во всех боевых операциях на Тихоокеанском театре военных действий, прошли миллионы миль, были лакомой целью для камикадзе, но, тем не менее, ни один из «Эссексов» не был потерян в боях.
Огромные для своего времени корабли (полное водоизмещение - 36 000 тонн) имели на своих палубах мощное авиакрыло, что делало их господствующей силой на Тихом океане.
После войны многие из них прошли модернизацию, получили угловую палубу (тип «Орискани») и оставались в действующем составе флота до середины 70-х годов.

4 место - «Дредноут»


Построенный всего за 1 год огромный корабль, полным водоизмещением 21 000 тонн, произвел революцию в мировом кораблестроении. Один залп HMS "Deadnought" был равен залпу всей эскадры броненосцев времен Русско-Японской войны. Поршневая паровая машина впервые была заменена на турбину.
Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе вывалиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: «Хорошо сделано».
«Дредноут» стал именем нарицательным, что позволяет в этом абзаце говорить обо всех кораблях этого класса. Именно «Дредноуты» стали основой флотов передовых стран мира, засветившись во всех морских сражениях Первой Мировой войны.

3 место - эсминцы типа «Орли Берк»


На 2012 год в составе ВМС США находится 61 Иджис-эсминец, каждый год флот получает еще по 2-3 новые единицы. Вместе со своими клонами - японскими эсминцами УРО типа «Атаго» и «Конго», "Орли Берк " является самым массовым в истории боевым кораблем с водоизмещением свыше 5 000 тонн.
Самые совершенные на сегодняшний день эскадренные миноносцы способны наносить удары по любым наземным и надводным целям, бороться с подводными лодками, самолетами и крылатыми ракетами, и даже обстреливать космические спутники.
Комплекс вооружений эсминца включает в себя 90 вертикальных пусковых установок, из них - 7 «длинных» модулей, что позволяет разместить до 56 крылатых ракет «Томагавк».

2 место - линкоры типа «Айова»


Эталон линейного корабля. Создателям «Айов» удалось найти оптимальное сочетание огневой мощи, скорости и защищенности.
9 орудий калибра 406 мм
Основной бронепояс - 310 мм
Скорость хода - свыше 33 узлов
4 линкора этого типа успели принять участие во Второй Мировой войне, войне в Корее, войне во Вьетнаме. Затем наступила долгая передышка. В это время шла активная модернизация кораблей, были установлены современные ЗРК, 32 «Томагавка» еще больше усилили ударный потенциал линкоров. Полный комплект артиллерийских стволов и бронирования оставили без изменений.
В 1980 году у побережья Ливана вновь заговорили гигантские пушки «Нью-Джерси». А потом была "Буря в пустыне", поставившая, наконец, точку в более чем 50-летней истории кораблей этого типа.

Сейчас «Айовы» выведены из боевого состава флота. Их ремонт и модернизация признаны нецелесообразным, линкоры за полвека полностью выработали свой ресурс. Три из них превращены в музеи, четвертый - «Висконсин», до сих пор тихо ржавеет в составе «Резервного флота».

1 место - авианосцы типа «Нимитц»

Серия из 10 атомных авианосцев, общим водоизмещением 100 000 тонн. Самые крупные военные корабли в истории человечества. Последние события в Югославии и Ираке показали, что корабли этого типа способны стереть с лица земли не самые маленькие страны за считанные дни, в то время как сами «Нимитцы» останутся невосприимчивы к любому противокорабельному оружию, за исключением ядерных зарядов.

Только Военно-Морской Флот Советского Союза ценой огромных усилий и затрат мог противостоять авианосным ударным группировкам, используя сверхзвуковые ракеты с ядерными боевыми частями и орбитальные группировки разведывательных спутников. Но даже самые современные технологии не гарантировали точное обнаружение и поражение подобных целей.
В настоящий момент «Нимитцы» являются полноправными хозяевами Мирового океана. Регулярно проходя модернизацию, они останутся в действующем составе флота до середины ХХI века.


29.04.2015 25 385 0 Jadaha

Наука и техника

Считается, что как класс военных судов линейные корабли появились только в XVII веке, когда сформировалась новая тактика морских сражений.

Эскадры выстраивались друг против друга и начинали артиллерийскую дуэль, финал которой определял и исход битвы.

Однако если подразумевать под линейными крупные боевые суда с мощным вооружением, то история таких кораблей уходит вглубь тысячелетий.


В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нем помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.

Самым распространенным типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами весел. Однако в 256 году до н. э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами весел). Римляне еще неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» - устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.

По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжелых метательных устройств.

Длина - 45 метров

Ширина - 6 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - около 250 человек

Вооружение - абордажный «ворон»


Распространено мнение, что защищенные броней суда появились во второй половине XIX века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея...

Речь идет о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).

Первые упоминания об этих кораблях относятся еще к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.

Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота - секибунэ - имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищенными броней кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.

В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными веслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Длина - 30-36 метров

Ширина - 9-12 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - 130 человек

Количество орудий - 24-40


Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.

Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на веслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.

Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.

Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.

Венецианские верфи были государственным предприятием, окруженным 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.

Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Длина - 40 метров

Ширина - 5 метров

Двигатель - парус, весла

Скорость - б узлов

Грузоподъемность - 140 тонн

Экипаж - 150 гребцов


Самый крупный парусный линейный корабль XVIII века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).

Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи - из мексиканской сосны.

В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырехдечный корабль.

14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.

Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».

Длина - 63 метра

Водоизмещение - 1900 тонн

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 144


Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.

Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учетом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли еще два аналогичных корабля - «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.

Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.

В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.

На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.

В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Длина - 64,4 метра

Ширина - 12,1 метра

Скорость - до 12 узлов (22 км/ч)

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 130


Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 гг.), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Петр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.

Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.

К началу XX века кораблестроение ушло далеко вперед, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.

В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.

В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Длина - 103,5 метра

Ширина - 19,2 метра

Скорость - 14,36 узла

Мощность - 8296 л. с.

Экипаж - 440 человек

Вооружение - четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек


Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, -именно на них был реализован принцип «аll-big-gun» («только большие пушки»).

Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841 -1920 гг.). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже.

Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.

К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».

Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.

В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Длина - 160,74 метра

Ширина - 25,01 метра

Скорость - 21,6 узла

Мощность - 23 000 л. с. (расчетная) - 26350 (на полном ходу)

Экипаж - 692 человека (1905 г.), 810 человек (1916 г.)

Вооружение - десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек


Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).

Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина - 14 февраля 1939 года - в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.

Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.

Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».

На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалетов.

Длина - 251 метр

Линкоры господствовали на море более трехсот лет, достигнув пика своего совершенства во время Второй мировой войны. Наличие линкоров в веке XX было сродни обладанию ядерным оружием в XXI. В этих морских левиафанах воплощались самые передовые конструкторские идеи. Мощные и дорогостоящие корабли в условиях безудержной гонки вооружений устаревали буквально за три-четыре года, и их серийная постройка становилась чрезвычайно обременительной даже для самых богатых стран.

Но, вопреки всем ожиданиям, их жизнь слишком коротка. Стальные гиганты не смогли устоять перед авиацией, превосходившей корабельную артиллерию и по дальности действия, и по способности поражать линкоры в самые уязвимые места. Но перед тем как уйти на задворки истории, эти гиганты смогли громко хлопнуть дверью, вписав свои имена в пантеон морской славы.

"Адмирал граф Шпее" (12 100 тонн)

Этот корабль стал врагом Британии номер 1 и объектом охоты для самого мощного военного флота в мире. После Первой мировой войны немецкий флот стал жертвой ограничений тоннажа и вооружения своих кораблей согласно условиям Версальского договора. Однако благодаря гению немецких инженеров удалось превратить жертву в охотника посредством создания нового класса кораблей – "карманных линкоров" типа "Дойчланд", вооруженных, как линкор, но обладающих скоростью хода, как крейсер.
Всего было построено три таких корабля, "Адмирал граф Шпее" был последним в серии и самым технически совершенным. Корабль настолько понравился Гитлеру, что тот лично создал эскиз бронзового орла, ставшего эмблемой линкора (прежде чем стать диктатором, Гитлер был художником).

"Адмирал графе Шпее" был неплохо защищен – с учетом внутренней переборки толщина вертикальной защиты достигла 140 мм (100+40), что должно было защитить крейсер от 152-мм, а на определенных дистанциях - от 203-мм снарядов. Была усилена также горизонтальная защита, площадь броневой палубы стала больше, а над погребами боеприпасов достигал толщины 70 мм. Общий вес бронирования корабля составил 3000 тонн – 25% стандартного водоизмещения (12 100 тонн). Другой козырной картой немецкого графа была уникальная для того времени силовая установка. Впервые на столь крупных кораблях установили дизели в качестве единственного типа двигателя. Дизелей было 8, модели M-9Zu42/58, 9-цилиндровых, с максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об./мин. (максимальная продолжительная мощность 6655 л.с.), и 4 вспомогательных, модели M-5Z42/58, 5-цилиндровых, с максимальной мощностью 1450 л. с. при 425 об./мин. Недостатки этих двигателей, такие как шумность и вибрация, с лихвой перекрывались огромной дальностью плавания. Также такая двигательная установка позволяла набрать полный ход в считанные минуты. Паротурбинным кораблям противника для этого требовалось от 30 минут до часа.

Система управления огнем "Адмирала графа Шпее" была одной из самых совершенных на то время и позволяла вести огонь с исключительной точностью. Новая 283-мм пушка (немцы официально называли ее "28 см", и поэтому в литературе она часто значится как 280-мм) с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышения в 40 могла стрелять 300-килограммовыми снарядами на расстояние 42,5 км. Всего "карманный линкор" располагал шестью такими орудиями, которым ассистировали 6 - 150-мм, 8 - 37-мм и 12 - 20-мм зенитных автоматов и 8 торпедных установок калибра 533 мм. Также на корабле базировалось два гидросамолета Arado 96.

Гибель: 13 декабря 1939 года около 6 часов утра "Адмирал граф Шпее" столкнулся с эскадрой английских крейсеров - тяжелым "Эксетер", легкими крейсерами "Аякс" и "Ахиллес". В ходе боя "Адмирал граф Шпее" практически уничтожил "Эксетер" и серьезно повредил два других крейсера. Хотя повреждения "Адмирала графа Шпее" оказались не очень велики, корабль зашел в порт Монтевидео для ремонта, но правительство Уругвая, зависящее от англичан, дало только три дня на ремонт корабля. Этого было мало, и капитан решил затопить линкор, хотя у него были все шансы на победу. Командир "карманного линкора" Hans Langsdorff взял на себя всю ответственность за потерю корабля, а южноамериканские газеты назвали его трусом. Немцы были того же мнения.

"Бисмарк" (50 900 тонн)

Следующий линкор, о котором нельзя не рассказать, конечно же, "Бисмарк". При его постройке немцы решили проигнорировать версальские соглашения. И сделали по-настоящему отличный корабль, лучший в мире линкор, как считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи – конструкторы смогли уместить на "Бисмарке" невероятное количество оружия. Корабль был вооружен восемью 380-мм и двенадцатью 150-мм орудиями, шестнадцатью 105-мм зенитками, шестнадцатью 37-мм и двенадцатью 20-мм автоматами, 2 торпедными аппаратами.

Под стать вооружению была и защита – броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки - 350 мм. Конструкция днища была специально спроектирована и обеспечивала высокую противоторпедную защиту, а мощные броневые палубы защищали от артиллерийского огня и бомбардировок. При выбранной толщине броня могла выдерживать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км, и взрыв торпеды с весом заряда 250 кг ТНТ (тринитротолуол). Однако такой гигант не был неповоротливым – он мог развивать скорость в 30,1 узла, это был один из лучших показателей в мире для таких кораблей. Также на линкоре базировалось 6 разведывательных гидросамолетов, которые запускали специальной катапультой.

"Бисмарк" был грозным противником и смог это доказать на море, когда на его перехват вышли линкоры Королевского Британского флота Hood (41 600 тонн) и "Принц Уэльский" (43 786 тонн). Hood выпустил шесть залпов по "Бисмарку", после чего немецкий линкор накрыл англичанина ответным залпом главного калибра с дистанции 18 км. После попадания 800 кг снарядов мощный взрыв разорвал Hood пополам. Британцы были в шоке, они не верили, что гордость их флота может потонуть. Дело было не в потере одного военного корабля - как будто вся империя потерпела поражение. "Принц Уэльский" поспешил выйти из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Гибель: Черчилль был в ярости и приказал отправить четыре линкора и два авианосца на потопление "Бисмарка". Последний мог с легкостью уйти от противника, но в судьбу немецкого гиганта ввязался "случай". После атаки самолетов-торпедоносцев одна из торпед повредила винты и заклинила руль. "Бисмарк" не только потерял ход, но и управление. Он не мог вести точный огонь по противнику, поэтому английские линкоры, не боясь, подошли к неуправляемому немцу и расстреляли его практически в упор. "Бисмарк" погиб, но так и не сдался – линкор ушел под воду с поднятым флагом.


"Ямато" (72 810 тонн)

Этот корабль можно вполне назвать сверхлинкором. Размеры "Ямато" поражают: длина – 263 метра! Ширина около 37 метров, высота – 39 м. Водоизмещение – 72 810 тонн. Каждое из девяти его орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Огневую мощь дополняли шесть 155-мм, восемнадцать 127-мм и пятнадцать 25-мм орудий.

Корабль имел весьма совершенную систему управления огнем главного калибра тип 98, которая состояла из двух электромеханических вычислителей-компьютеров. Защищен был корабль лучше, чем все другие линкоры за всю историю кораблестроения. Толщина бортового броневого пояса составляла 410 мм. Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши – 200 мм, пола – 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Главный пост управления огнем защищали 150-мм плиты. Правда, нужно отметить, что за исключением румпельных отделений и палубной брони в оконечностях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии.

Японское командование так сильно берегло "Ямато" и однотипный ему "Мусаси", что за все время войны им так и не удалось встретиться на море с вражескими линкорами. Японские моряки печально шутили по этому поводу: "В мире есть три самые большие и бесполезные вещи - это пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор "Ямато".
Гибель: седьмого апреля, начиная с полудня, "Ямато" подвергся атаке американской авиации с палуб пяти авианосцев одновременно (всего 227 машин).

Линкор устоял, а вот японская авиация не выдержала, оставив левиафана без прикрытия с воздуха. Вторая волна американских самолетов добила гиганта – в "Ямато" попало пять торпед и шесть авиабомб. После чего в 14.23 взорвался носовой погреб (500 тонн взрывчатки), пламя поднялось в воздух на 2 км. Дым от взрыва был похож на ядерный гриб высотой 6 км. Потери американцев –10 самолетов и 12 летчиков.

"Миссури" (57 000 тонн)

Этот корабль можно назвать последним линкором XX столетия. "Миссури" был спущен на воду 29 января 1944 года и на протяжении пятидесяти лет был символом военно-морской мощи США. На его борту 2 сентября 1945 года в 9.02 по токийскому времени был подписан Акт о капитуляции Японии.

В ходе постройки "Миссури" особое внимание было уделено защите его башенных орудий и погребов с боеприпасами. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту, равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый.

Вооружен американец был более чем достаточно – каждая орудийная башня линкора "Миссури" (2 носовые, 1 кормовая) имела три 406-мм орудия, самые мощные из всех, что когда-либо устанавливались на военных кораблях ВМС США. 406-мм снаряд имел невысокую начальную скорость – всего 700 м/с, но огромный вес – 1220 кг! При таких баллистических характеристиках попадания сверху через палубу вражеского корабля на больших дистанциях могли стать фатальными: от них защищала только 10-дюймовая броня, позволительная разве что для японских сверхгигантов типа "Ямато".

Последний раз главный калибр линкора "Миссури" сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции "Буря в пустыне". А до этого корабль в 1980-е годы прошел модернизацию, получив стратегическое оружие – крылатые ракеты "Томагавк", а также противокорабельные ракеты "Гарпун", автоматизированные зенитные артиллерийские комплексы "Вулкан-Фаланкс", современное радиоэлектронное оборудование и средства радиоэлектронной борьбы. И все же эксплуатация такого гиганта была непозволительной роскошью для американцев.

Поэтому 21 марта 1992 года линкор "Миссури" направился в родной порт. Вскоре дни корабля были сочтены, но он совершил еще один символический церемониальный вояж. Линкор вернулся в Перл-Харбор, чтобы побывать на месте, где Япония втянула США во Вторую мировую войну. Для мощного боевого корабля USS Missouri – символа всех линкоров Второй мировой войны – это было путешествие назад во времени.

31 марта 1992 года на верфи в порту Лонг-Бич оборудование линкора было демонтировано. Последний линкор XX столетия был выведен из строя. А 4 мая 1998 года передан в музей Перл-Харбора.

Двадцатый век по праву считается золотым периодом для кораблестроения. Мощнейшие, гигантские плавучие города, начиненные новейшим вооружением и ядерным реактором, могут в течение десятилетий существовать в автономном режиме. Основным оружием становятся баллистические ракеты, выпущенные с морской авиации или корабля. Такую технику не остановит даже самая толстая бронь. Основным способом защиты становятся системы противовоздушной обороны. После окончания Второй мировой войны расстановка сил на планете меняется. США уходят далеко вперед от всех остальных морских держав. А начиналось столетие со знаменитых броненосцев и революционных дредноутов.

Самый сильный корабль в начале 20 века

Броненосцы, получившие свое распространение в последние десятилетия 19 века, считались мощнейшими кораблями в мире. Как и их предшественники – деревянные парусные линкоры, они действовали в составе боевого соединения – эскадры. Во время сражения морские гиганты выстраивались в линию так, чтобы в момент залпа орудий быть повернутыми бортом к противнику. Такая тактика была необходима для достижения максимальной огневой мощи.

Русско-Японская война – оборона Порт-Артура, Цусимское сражение

После проведения реформ в Японии – Реставрации Мэйдзи, Страна Восходящего Солнца начала проводить агрессивную внешнюю политику, которая затронула и Россию. Николай II уделял много внимания Дальнему Востоку, укрепление своих границ было главной задачей российского царя. Япония же искала повод для начала военных действий.

Для базирования тихоокеанского флота необходимо найти незамерзающий порт. На российских границах такой территории не было. Поэтому в 1898 году было подписано соглашение, согласно которому китайский Порт-Артур предоставлялся России в аренду сроком на 25 лет. Первая тихоокеанская эскадра, в составе которой были знаменитые броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь». Японская армия негативно отреагировала на такое соседство.

Русские боевые корабли, отправленные в Порт-Артур, имели длину 112 м, водоизмещение 11,5 тысяч тонн. Скорость достигала 16,5 узла. Автономность плавания – 3 750 морских миль. Главный броневой пояс был обшит 368-мм сталью, основное вооружение – 254-мм плитами. Вооружение включало 4 305-мм пушки, 12 152-мм техники, 12 47-мм оружий, а также 6 торпедных аппаратов, включающих до 50 мин.

В январе 1904 года произошла внезапная атака на Порт-Артур со стороны Японского флота. Из строя было выведено несколько русских кораблей, через 3 месяца Россия выдвинула оставшиеся судна в море, но проиграла сражение.

После гибели всей первой тихоокеанской эскадры Балтийский флот сформировал вторую и отправил ее к восточным границам. Поход занял полгода. В 1905 году вблизи острова Цусима 30 российских кораблей поджидало более 120 единиц Японского императорского флота. Исход был предрешен. Россия потеряла значительную часть броненосцев.

Дредноут (1906) – Великобритания

Новый британский линкор « » (HMS Dreadnought), построенный в 1906 году в Великобритании, стал родоначальником нового класса кораблей, названных в его честь. Своим появлением он мгновенно сделал устаревшими все действующие броненосцы. Огромное мощнейшее судно являлось самым сложным техническим устройством своего времени.

«Беллерофон» 1907 год

Главный калибр состоял из 305-мм пушек, которые располагались парами на 5 башнях. Средний калибр не был даже включен в состав вооружения корабля. Выполнялся новый принцип, звучащий как «all-big-gun» – «только большие пушки».

Все последующие линкоры, придерживающиеся этого правила, назывались дредноутами. Страны, претендующие на звание сильных морских держав, стремились иметь в распоряжении хотя бы один такой корабль. Лидерами выступали Англия и США. Россия также участвовала в гонке вооружений – в ее составе находилось 4 дредноута, головным кораблем выступал «Севастополь».

Новые технологии военного флота

Развитие артиллерии позволило продолжать гонку производства дредноутов в начале 20 века. Позднее скорострельные большие пушки стали применяться и на других боевых кораблях, а также в качестве береговой обороны.

Огромные тяжелые установки, расположенные на палубе, позволяли осуществлять выстрелы из пушек большого калибра. Самыми мощными были японские 460-мм орудия Типа 94, установленные на линкорах «Ямато» времен Второй мировой войны.

Вместе с размером артиллерии важным показателем была скорострельность. Советская установка АК-130 осуществляет до 45 выстрелов в минуту. С 1985 года она состояла на вооружении эсминцев проекта 956.

Палубная авиация – реактивные самолеты

В годы Первой мировой войны находилась в зачаточном состоянии. В качестве техники использовались гидросамолеты. Проводились первые испытания, в дальнейшем разрабатывались механизмы для взлета и посадки самолета на палубу движущегося корабля. Вторая мировая война уже активно использовала данный вид вооружения. Боевая авиация показала свое превосходство над всеми остальными видами морской техники.

Появление реактивных самолетов ускорило процесс создания морских платформ в лице авианосцев. Большинство крупных морских стран начали проектировать гигантские судна нового типа.

Ракетное вооружение

На каждый вид нового оружия необходимо было искать противодействие. Когда стало понятно, что пушки не работают против самолетов, началась разработка ракетного вооружения. Страны, входящие в состав НАТО, выдвинули идею начать «ракетную войну в море». Так, со второй половины 20 века началась разработка новых видов техники, которые разделяли на 3 группы:

  • Система зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО);
  • Управляемое ракетное оружие (УРО);
  • Противолодочное управляемое ракетное оружие (ПЛУРО).

Система ПВО и ПРО

Появление ЗУРО, УРО и ПЛУРО в одной стране вело к созданию аналогичных устройств в других государствах. Необходимо было искать методы защиты от агрессивной техники. Так появилась система Противоракетной обороны (ПРО). Для обеспечения безопасности со стороны воздуха использовались установки противовоздушной обороны (ПВО).

Морские мины

Получили свое распространение в годы Первой и Второй мировых войн. Они устанавливались в местах наиболее вероятного прохождения противника. Боевое судно, в том числе незаметная вражеская подводная лодка, являлись целью морских мин. Для их расстановки применяли специальные корабли, называемые тральщиками. Позднее были разработаны торпедные аппараты, которые имели возможность устанавливать минные заграждения.

Атомный реактор

Использование атомных реакторов на военных кораблях стало очередным рывком в сфере военно-морского флота. Ядерная корабельная энергетическая установка обеспечивала движение боевой единицы, а также функционирование всех электрических и паровых устройств.

  • В 1954 году США построили первый в мире корабль с атомным реактором на борту. Им стала подводная лодка «Наутилус».
  • В 1958 году СССР ответил на американский вызов, введя в строй атомную субмарину «Ленинский комсомол».
  • В 1961 году США получили на вооружение первый военный надводный атомоход – ракетный крейсер «Лонг Бич».
  • В этом же 1961 году США стали обладателями первого в мире атомного авианосца «Энтерпрайз». Все последующие американские авианосцы оснащались атомным реактором.
  • В 1980 году СССР поставил на вооружение свой первый военный атомоход – крейсер «Киров». Гражданский атомный ледокол «Ленин» начал свою службу в далеком 1959 году.

Беспилотники

В конце 80-х годов 20 века США первыми начали применять тактические беспилотные летательные аппараты (БЛА). Впервые они были использованы в 1990 году во время операции «Буря в пустыне».

Позже начали создаваться беспилотники, движущиеся по воде, под водой и гибридные образцы. Такие устройства выполняют различные боевые задачи, при этом отсутствует риск гибели человека, управляющего данным вооружением. Дальнейшее развитие техники продолжилось в следующем 21 веке.

Конструкции боевых кораблей 20 века

Линкоры – Дредноуты

Все линкоры, построенные после появления британского «Дредноута», придерживались правила «all-big-gun». Это значит, что основное вооружение имело один калибр – самый большой из возможных. При этом, чем большую огневую мощь выдавал корабль, тем более защищенным он должен быть – ведь противник обязательно будет стремиться оснастить свои судна как минимум аналогичным вооружением. Следовательно, бронирование дредноута должно выдерживать собственный вид орудий.

Страны, претендующие на звание лидеров морских держав, имели в распоряжении хотя бы один такой корабль. Началась так называемая «дредноутная лихорадка».

Америка имела достаточно средств для постройки большого количества мощных кораблей. Начиная строительство нового класса судов одновременно с главной морской державой – Великобританией, она получила шанс сравняться по мощности. Новый Свет не упустил этой возможности, в результате чего в 20 веке он стал новым властелином морей.

Россия также участвовала в гонке вооружений – в ее составе находилось 4 дредноута, головным кораблем выступал «Севастополь».

Авианосцы

После внедрения морской авиации логичным продолжением развития дредноута стал авианосец. Они имели еще больший размер. На борту базировались десятки самолетов, необходима была площадка для взлета и посадки воздушных судов. Для обслуживания гигантских плавучих городов требовалось до 5000 человек.

Развитие ядерных установок позволило увеличить автономность плавания до десятков лет, необходимо было только своевременно пополнять провиант. Такая огромная машина была слишком заметна в океане, а значит уязвима. никогда не идет в поход в одиночестве. Рядом с ним всегда находятся десятки сопровождающих боевых кораблей, в том числе незаметные субмарины.

Авианосец Зейдлиц (Seydlitz) – 1943 год

Мощность авианосцев определяют по следующим показателям:

  • Вид и количество авиационного вооружения;
  • Количество осуществляемых взлетов и посадок за определенный промежуток времени;
  • Оперативная подготовка авиации для выполнения боевых задач;
  • Длительная автономность плавания, при необходимости удобство дозаправки в открытом море.

Бесспорным лидером по числу и мощности авианосцев выступали США. Все остальные страны находились далеко позади.

Битва авианосцев в Коралловом море (1942)

Одним из самых значимых боев между авианосцами можно назвать сражение в Коралловом море между флотом Японии с одной стороны и США с Австралией с другой. Это была первая в мире битва, когда ВМС противоборствующих стран не видели друг друга. С кораблей не был выпущен ни один снаряд. Бой осуществлялся при помощи авиации.

Схватка длилась 4 суток. За этот период было потоплено по одному авианосцу с каждой стороны. Кроме того, Императорский флот потерял 92 самолета, Союзнические силы – 69. Произошло первое стратегическое поражение Японии в годы Второй мировой войны.

Подводные лодки

Первые попытки создания подводных лодок начались еще в 19 веке. Свое распространение они получили в годы мировых войн. Незаметные для надводных судов субмарины подплывали к транспортникам или вражеским боевым единицам и атаковали.

Развитие подлодок стало еще одной причиной, по которой дредноуты стали уязвимыми. Неся в себе самое опасное вооружение, они являлись главной целью противника. Неудивительно, что все подводные корабли в первую очередь пытались устранить линкоры.

Использование атомных реакторов позволило субмаринам в течение многих месяцев находиться под толщей воды и продолжать изучение территории, не оповещая об этом противника.

Проект 941 «Акула» (1980) – СССР

Самой большой подводной лодкой в мире, построенной в 20 веке, считается советская атомная субмарина «Акула». На XXVI съезде КПСС Брежнев намерено называл ее «Тайфун», таким образом он хотел запутать американцев. Полное водоизмещение составляло рекордные 48 000 тонн, длина 172 метра.

Проект К-222 «Золотая рыбка» (1968) – СССР

Самая скоростная субмарина была также построена в СССР. Свое неофициальное имя подлодка получила вследствие дорогой стоимости. На испытаниях в 1970 году корабль показал скорость в подводном положении, равную 44,7 узла, что являлось самым высоким показателем в мире. Ни одна торпеда, существовавшая в те годы, не могла догнать советскую машину.

Тип «Огайо» (1981) – США

В 1981 году в строй вошла первая атомная подводная лодка в мире, на вооружении которой находились баллистические ракеты. До 1997 года на службу заступили еще 17 аналогов.

Эсминцы

Появление новых видов вооружения требовало создания универсальной и скоростной боевой единицы, способной защищать громоздкие дредноуты (а позднее авианосцы), выполнять разведывательные функции, сопровождать грузы, обеспечивать противовоздушную оборону, при необходимости расставлять минные заграждения. Таким многоцелевым судном стал эскадренный миноносец.

Эсминец типа «Арли Берк» (1989)

Эсминец « » стал первым кораблем из одноименной серии, выпускающейся в США до настоящего времени. Спуск на воду был осуществлен в 1989 году. На борту судна находилось самое современное тактическое ударное и ракетное вооружение систем класса «корабль-воздух» и «корабль-корабль».

Самый сильный корабль в конце века

20 век – век развития технологий и появления ядерного вооружения. Наряду с созданием технических новинок проектировались огромные грозные корабли, несущие в себе смертоносные орудия. Главным достижением ушедшего столетия стало появление атомного реактора и использование морской авиации. Авианосцы и атомные подводные лодки стали опасными инструментами, способными уничтожить целые города.

Авианосцы типа «Нимиц» – США

С 1975 года до конца 20 столетия американские военно-морские силы приняли на вооружение 8 авианосцев типа «Нимиц». Еще 2 были построены в 21 веке. Данная боевая единица является самой большой по водоизмещению – свыше 100 тысяч тонн. Два атомных реактора позволяют проводить в океане десятки лет. Для обслуживания одного корабля требуется экипаж, состоящий из 3 200 человек, еще 2 800 необходимо для обеспечения работы авиации.

  • Судно участвовало в операции «Орлиный коготь». В 1980 году с авианосца «Нимиц», находящегося у берегов Ирана, были отправлены 8 вертолетов с солдатами специального назначения на борту. Они должны были освободить американцев, которых удерживали экстремисты в здании посольства США в Тегеране. Кампания не задалась с самого начала. Заложников освободить не удалось.
  • В 1981 году при посадке самолета EA-6B Prowler произошла авария, в результате которой погибло 14 человек, еще 45 было ранено.
  • В 1991 году «Нимиц» принимал участие в операции «Буря в пустыне».

Морские державы в 20 веке

Флот США 20 века

В конце 19 века военно-морские силы начали активно наращивать потенциал. В числе первых они вступили в гонку вооружений, строя броненосцы, а затем дредноуты. Участие во Второй мировой войне показало превосходство американских судов над всеми остальными.

Америка стала инициатором создания НАТО, получив поддержку со стороны многих стран-лидеров. Годы холодной войны и периода запугивания социалистических стран во главе с СССР способствовали дальнейшему развитию вооружения. В результате произведенных усилий США ушли далеко вперед от господствующей в океане в 19 веке Великобритании. Основным конкурентом оставался Советский Союз. Но по ряду кораблей, например, авианосцев, никто не мог догнать американский флот. И это не случайно, Америка расположена вдалеке от территорий, где происходят основные мировые события. Следовательно, ей необходимо иметь огромную автономную плавучую базу, с которой будут совершаться вылеты. Борясь с засекреченным СССР, США пытались незаметно подобраться к его границам. Необходимо было развивать подводное кораблестроение.

Флот России 20 века

В 20 век для был самым сложным периодом. Участие в двух мировых войнах, а перед этим война с Японией подорвала российский флот. Вместе с этим происходили внутренние глобальные перемены. Смена управления в 1917 году и изменение политического режима приостановили строительство некоторых видов кораблей. Со второй половины 20 века проектировка новейшего вооружения была возобновлена. Но последующая перестройка и развал Союза вновь остановили развитие флота.

Несмотря на это, СССР и Россия в течение всего столетия входили в пятерку сильнейших военно-морских стран мира. Они были единственной страной, способной сдерживать агрессивную политику США. На появление новых американских субмарин или других кораблей они тут же отвечали аналогичным судном собственного производства. Лишь авианосная группа кораблей не могла конкурировать с главным соперником. Такое положение было обусловлено нежеланием строить хоть и мощные, но в то же время самые уязвимые корабли в мире. Наибольшее внимание уделялось подводным лодкам, несущим в себе самое современное вооружение.

Флот Британии 20 века

Создание «Дредноута» стало самым запоминающимся в 20 веке для . В дальнейшем она внесла большой вклад в усовершенствование нового класса кораблей. С началом Второй мировой войны строительство огромных боевых судов приостановили. Необходимо было сдерживать немецкие субмарины, для этого не нужны новые морские монстры – авианосцы.

В послевоенные годы адмиралтейство отдавало предпочтение боевым единицам с атомным реактором. Они были более быстроходны и автономны. Являясь членом НАТО, Англия участвовала в холодной войне на стороне США. СССР считался потенциальным врагом. Для сдерживания возможной агрессии со стороны Северной Атлантики проектировались корабли, способные функционировать в условиях вечной мерзлоты.

Флот Германии 20 века

Агрессивная политика в первой половине 20 века привела к двум мировым войнам. Всемирная дредноутная лихорадка охватила и Пруссию. Всего было построено 19 кораблей, способных на равных сражаться с аналогичными судами противника. После 30-х годов флот ежегодно пополнялся эскадренными миноносцами и подводными лодками. Шла усиленная подготовка к новым сражениям. Первые столкновения показали, что легко не будет. Начатое строительство авианосцев было заморожено.

После поражения одна часть Германии находилась под контролем НАТО, во второй базировалась армия СССР. О создании собственного мощного флота не приходилось и мечтать. Лишь в последние годы 20 века страна смогла объединиться и практически с нуля нарастить военно-морские силы.

Флот Японии 20 века

Удивительно быстро Япония смогла войти в число стран, имеющих мощный военно-морской флот. Проведенные в 19 веке реформы полностью поменяли риторику японцев. Их агрессивные действия вылились в войны: сначала с Китаем, затем с СССР, а после этого с половиной мира. Поражение в 1945 году поставило точку. С этого момента Стране Восходящего Солнца запрещено было иметь флот. Лишь в конце 20 века она начала восстанавливать утраченную мощь, но в рамках существующих ограничений.

Флот Франции 20 века

Продолжала соперничать с ведущими морскими державами по количеству и огневой мощи кораблей. В числе первых она производила новейшие эсминцы и дредноуты. Начало Второй мировой войны остановило наращивание сил. Вторая половина 20 века показала, что французов не стоит списывать со счетов. Они хоть и строят свои боевые единицы неспешно, но при этом уверенно входили в топ 5 сильнейших флотов мира.

Флот Испании 20 века

Когда-то самый могущественный флот мира – , в начале 20 века имел удручающий вид. Поражение в войне с США в конце 19 столетия сыграло в этом немаловажную роль. В течение следующих нескольких десятилетий Испания восстанавливала свой флот. Начало Второй мировой войны негативно отразилось на кораблестроении. После 50-х годов ВМС продолжили наращивание огневой мощи, но больше так и не попали в пятерку величайших флотов столетия.

Прошлый век запомнится всему миру благодаря мировым войнам, действия которых происходили не только на суше, но и в океане. Последующая холодная война вынуждала разрабатывать огромное количество новейшего вооружения. Опыт предыдущих сражений позволил определить самые уязвимые места. Каждая новая разработка у противника требовала еще более сложных и мощных орудий в собственном флоте.