Чему учит гадкий утенок для читательского дневника. Анализ тема идея и смысл по сказке Гадкий утенок (Андерсен Х


Что является главной пищей для души? Это во многом зависит от человека, но можно назвать некоторые сочетания - считайте их душевной макробиотикой. Для одних женщин необходимы воздух, ночь, солнечный свет и деревья. Других могут насытить только слова, бумага и книги. Для третьих самое важное - цвет, форма, тень и глина. Одни женщины должны прыгать, покачиваться, бегать, потому что их душа жаждет танца. Другие жаждут покоя, как плакучие ивы.

Но есть еще один момент, заслуживающий внимания. Заблудившиеся зиготы учатся искусству выживать. Тяжело годами жить рядом с людьми, которые не могут помочь твоему расцвету. Освоить эту науку - большое достижение: ведь для многих оно остается всего лишь словом. И все же в процессе индивидуации настает этап, когда угроза получить травму в основном миновала. Теперь время переходить на следующую ступень после выживания - к исцелению и процветанию.

Если остановиться на стадии выживания, не переходя к процветанию, мы тем самым обедним себя, ограничим свою энергию только собой, а свою силу в этом мире урежем больше чем наполовину. Человек может так гордиться своим умением выживать, что оно станет помехой дальнейшему творческому развитию. Иногда люди боятся расстаться со званием выжившего и идти дальше: ведь, как-никак, это звание, знак отличия, достижение, которым можно гордиться.

Вместо того чтобы ставить умение выживать во главу угла, лучше относиться к нему не как к единственному своему достоинству, а как к одному из многих. Человек заслуживает обилия воспоминаний, медалей и наград за то, что он жил - жил по-настоящему и одержал победу. Но, когда угроза миновала, есть опасность и дальше называть себя именами, полученными в эту самую страшную пору жизни. Это создает некий настрой ума, который может нас ограничить. Не стоит основывать свою душевную самобытность исключительно на подвигах, утратах и победах, сопутствовавших трудным временам. Да, умение выживать может сделать женщину крепкой, как солонина; но на каком-то этапе, полагаясь исключительно на это свойство, она сама начинает тормозить свое дальнейшее развитие.

Если женщина постоянно твердит: "Я выжила", - хотя время для этого прошло, - ясно, над чем ей предстоит работать дальше. Нужно перестать опираться на архетип выжившей, как на костыль, иначе ничто новое не сможет появиться на свет. Я привожу пример цепкого маленького растения, которое ухитряется, несмотря на отсутствие солнечного света, влаги и питательных веществ, храбро выпустить маленький упрямый листок. Всему наперекор.

Но если вы достигли начала процветания, это значит, что теперь, когда тяжелые времена позади, нужно воспользоваться изобилием питания и света и расцвести: покрыться густой листвой и тяжелыми гроздьями цветов. Лучше называть себя именами, которые побуждают к тому, чтобы вырасти свободным существом. Это и есть процветание. Мы созданы для него.

Оставаться сумевшим выжить ребенком дольше, чем это необходимо, - значит излишне сжиться с архетипом раненого. Только осознав свою рану, хотя и сохранив ее в памяти, можно вступить в пору процветания. Процветание - вот наше предназначение на этой земле. Процветание, а не просто выживание - вот право, которое женщина получает, появившись на свет.

Так не съеживайтесь, не старайтесь стать незаметной, если в детстве вас называют паршивой овцой, белой вороной, волчонком. Близорукие люди видят в бунтарях опасность для общества. Но время доказывает, что быть непохожим на других - значит находиться на передовой, значит практически наверняка сделать оригинальный вклад, полезный и впечатляющий взнос в культуру.

Ища руководства, никогда не слушайте малодушных. Будьте к ним добры, осыпьте их благословениями, польстите им, только не следуйте их советам.

Если вас когда-нибудь называли дерзкой, неисправимой, упрямой, хитрой, неуправляемой, непокорной, мятежной - вы на верном пути. Дикая Женщина где-то рядом.

Если же вас никогда так не называли, еще не вечер. Развивайте в себе Дикую Женщину. И - Andele! - Вперед! И снова вперед!

██ ██ Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая психоанализ Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством "психоархеологических раскопок" в области женского бессознательного. Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Но она может снова проявиться в душе каждой женщины в условиях современного мира.

Контрольная работа
по детской литературе №1
«Анализ зарубежной литературной сказки»

Выполнила:
студентка
группы РЛ-31
Малаева Р.
Проверила:
Николаева С. Ю.

История создания
«Гадкий утёнок» - сказка датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, впервые опубликованная 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен.
Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Именно поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена.
Я всегда с недоверием отношусь к поискам в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты и слова автора:
«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)
Современники о внешности Андерсена:
«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
По самим местам действия сказки также можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо - это Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили гадкого утенка - столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом - одна знакомая Андерсену семья, в которой хотя и благожелательно принимали молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.
Стиль Г. Х. Андерсена
Из сказанного выше, я хочу выявить одну из особенностей стиля датского писателя – автобиографичность, которая имеет место не только в выбранной мной сказке, а также во многих других его творениях.
Впервые появившиеся на прилавках книги Андерсена поразили читателей своими героями, которые действительно были необычными. Принцессы его отличались трудолюбием и самоотвержением. В общем, его герои это обычные дети, а истории почерпнуты из обычной жизни.
Произведения Андерсена отличаются также удивительной фантастикой. Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности.
В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту.
Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык манеру письма художника.
Родниковая ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей - таковы особенности андерсеновского стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия.
Звукоподражание является важным элементом в языке андерсеновских сказок и придает ему характерность.
Звукоподражание органически слито с другой особенностью андерсеновской речи - разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.
Реальный мир в сказках Андерсена предстает таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.
Динамичность повествования - одно из характернейших свойств стиля Андерсена-сказочника.
У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели.
Мастерское умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочен его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия.
Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей.

Анализ сказки «Гадкий утенок»
Сначала обратим свое внимание на название сказки. На мой взгляд, оно отвечает на вопрос «о чем?», следовательно является темой произведения.
В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.
Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но,как и многие литературные сказки, она имеет черты других жанров.
Я думаю, что в сказке есть элемент мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становится игрушкой неподвластных ему событий.
Тема "Гадкого утенка" распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и воланами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя. Сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремится выжить, во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается – порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой хваткой.
Если говорить откровенно, то на мой взгляд, утенок не был гадким, он не вызывал у меня отвращения или неприязни. Причиной того, что его изгнали, можно считать лишь то, что он отличался от других, от окружающим. Утенок был не гадким, он был иным. Его мама увидев его сказала: «И совсем не похож на других
В сказке проявляется и стиль автора, такой как динамизм повествования:
«Пиф! Паф! - раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым облаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой. По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлёп-шлёп! И камыш раскачивался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и - шлёп-шлёп! - побежала дальше »…
Также сказка имеет психологическую окраску. Автор описывает нам душевное состояние героя с помощью его внутренних монологов:
"Это оттого, что я такой гадкий", - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда.
"Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. - Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!"
“Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!”
А также о психологической напряженности свидетельствует следующее:
«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты».
Конфликт с обществом перерастает в личный. Слова его матери, которые явно выделяются на фоне других:
“Глаза б мои на тебя не глядели!”
Эта сказка очень чувственна, мы полны переживаний в процессе чтения:
Автор сам не удерживается от сочувствия своему герою:
«Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».
Символизм в сказке. Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней матери, но большинство взрослых женщин унаследовало кое-что и от истинной, внутренней матери. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому терпит крах и лишает ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается.
Также если говорить о символах, то примечательным является образ человека, спасшего утенка изо льда. Это спасение может символизировать вызволение изо льда, т.е. спасение от недостатка чувств, безразличия.
Несмотря на то, что это сказка о животных, мы все же видим в них сходства с людьми. Это потому что автор изобразил их животными лишь внешне. Андерсен показывает нам отношения между людьми. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам предстоит
этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице; нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка. Добрый знак, когда большой утенок хорошо гребет лапками в воде - есть надежда, что из него все же выйдет толк.
Да, человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения, И особую прелесть им придает забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями.
Все персонажа этой сказке можно найти реальных аналогов среди людей. В нашей жизни мы можем встретить и «жирную утку, петуха, курицу, кота и самого героя».
«Гадкий утенок» - почти экзистенциальная драма, даже притча об одиночестве, взрослении, утрате иллюзий. Читая сказку, мы видим нелегкий путь становления главного героя. Ведь с самого начала его жизнь была сплошными испытаниями:
«Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою»
«Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры»…
«А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью»…
«Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму»…
Но несмотря на все беды и горести, несмотря на отчаяние, маленький, беззащитный утенок оказался сильнее обстоятельств, и в конце концов обрел свое счастье:
«Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами»…
В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

Қызылорда облысы, Жаңақорған ауданы, Әбдіғаппар ауылы, №213 «Қыркеңсе»орта мектебі

План Презентация

Тема: «Гадкий утёнок»

Х.К.Андерсен

Цель урока : расширить представление учащихся о литературной сказке

Задачи:

  1. Показать особенности творческой индивидуальности Х.К.Андерсена.
  2. Развить навыки выразительного чтения, умения сравнивать, анализировать,

обобщать; развитие коммуникативной речи учащихся.

  1. Воспитание уважения друг к другу, научить видеть за серой внешностью величие и благородство души.

Тип урока : комбинированный

Методы : интерактивный (обобщение, слайды), словесный – наглядный (слово учителя, беседа)

Наглядность: выставка книг Х.К.Андерсена, портрет сказочника, иллюстрации

Оборудование : интерактивная доска (презентация), магнитофон

Музыкальное сопровождение «Вальс — фантазия» М.И.Глинки .

Ход урока

  1. Организационный момент урока .

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.

Психологический настрой.

У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли гости. Но прежде чем начнем урок, давайте, создадим в классе благоприятную атмосферу.

Для этого попрошу всех присутствующих повернуться лицом к друг другу, взяться за руки, закрыть глаза и про себя пожелать друг другу самые лучшие пожелания.

Сообщение темы и цели урока: (слайд с названием темы)

Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча с великим сказочником мира Х.К.Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утёнок».Сегодня на уроке мы расширим понятие о литературной сказке, познакомимся с биографией сказочника, проследим за действиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

  1. Введение в тему урока (звучит вальс). Вступительное слово учителя:

В мире много сказок Пусть герои сказок

Грустных и смешных Дарят нам тепло

И прожить на свете Пусть добро навеки

Нам нельзя без них побеждает зло.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках «Вальса – фантазии » М.Глинки, который вы только что услышали.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты». Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

И, конечно же, нам нужны сказки. Рядом на книжной полке со сказками А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Е.Шварца находятся сказки великого сказочника мира Ханса Кристиана Андерсена.

Удивительна биография сказочника – сына бедного ремесленника, ставшего всемирно известным писателем.

(слайд – фотография писателя)

  1. Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К.Андерсене (рассказ учащихся).

1-ученик: На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется ещё один силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. Это полуостров, только совсем небольшой, и называется он Ютландия. Полуостров слегка выдвинут на север между Северным и Балтийским морями, к востоку от него сгруппированы пятна крупных и мелких островов с самыми неожиданными контурами. Вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия. Вот слегка вытянутый, похожий на кошачью лапу, остров Фюн.

Это – Дания, маленькая скандинавская страна на севере Европы. Столица Дании – Копенгаген. Из Копенгагенского порта морем можно добраться до небольшого острова Фюн. Там, в городе Оденсе родился Андерсен.

(слайд « Карта Дании»)

2-ученик : Здесь же в Оденсе, на улице Мункемёлле, есть один домик, в котором живёт память о сказочнике. Там прошло его детство. Сейчас комната с двумя выходящими на улицу пуста, и только на стенах развешены рисунки с видами Оденсе того времени.

(слайд «Дом – музей)»

3-ученик : Х.К.Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалась в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсена была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

4-ученик: Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельней (богадельня – дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по – своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя., старушкам. А те только охали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умён.

5-ученик: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережённые гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки.

В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своём стихотворении сам Андерсен:

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…»

Учитель: Всемирную славу Андерсену принесли его сказки и истории, написанные с 1835 по 1872 год. Первый его сборник «Сказки, рассказанные детям» был напечатан небольшим тиражом на дешевой бумаге под Рождество в 1835г. С этого все и началось. Будто по взмаху волшебной палочки жизнь Андерсена начала меняться, превращаясь в сказочный калейдоскоп.

Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя – это Золотая медаль Х.К.Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

По сказкам Андерсена были созданы фильмы и выпущены мультфильмы. А известный российский кинорежиссёр Э.Рязанов снял фильм о жизни Андерсена, который называется «Андерсен. Жизнь без любви».

Всего за свою жизнь Андерсен написал около 150 сказок. Вот только некоторые из них (показ книг из выставки и слайда)

Названия, каких сказок вы сможете добавить к этим сказкам?

Каждая сказка Андерсена сопровождается иллюстрациями

Первым иллюстратором сказок Андерсена был датский художник Вильгельм Педерсен. В 1845г. он нарисовал иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок». (слайд — фотография иллюстратора, иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок»)

Эпиграфом урока будут слова из сказки «Ничуть не похож на остальных!»

  1. Проверка опережающего домашнего задания (было задано прочитать полный текст сказки, знать её содержание).

Класс разделён на 3 группы. Каждая группа получает задание: пересказать содержание сказки:

1-я группа – 1 и 2 глава,

2-я группа – 3 и 4 глава,

3-я группа — 5 и 6 глава

  1. Анализ по содержанию сказки.

— Как выглядел утёнок, который вылупился последним?

Почему утка подумала, что это индюшонок?

— Куда повела утка своих утят? Как приняли птицы утят?

— Почему утёнок не понравился?

— Что даёт право утке – иностранке выносить приговор окружающим?

— Чем продиктовано желание старой утки «переделать» птенца? Зачем ей это нужно?

— Опишите птичий двор. Похожи ли птицы на людей?

— Как вы думаете, что чувствовал утёнок, когда его дразнили, клевали, толкали?

— Почему утёнок не остался в избушке, а решил идти бродить «по белу свету»?

— Почему курочке непонятно желание утёнка?

— Ответьте, пожалуйста, есть ли у разных существ, право по-разному смотреть на мир, по–разному думать? Способны ли мы видеть мир огромным и разноликим? Не навязываем ли мы друг другу своё видение мира?

Вызывает ли у вас сочувствие к гадкому утёнку, страдание, которого вызваны прежде всего тем, что он не похож на других?

Испытание за испытанием – так построена сказка.

Идея испытания не нова в сказках. Вспомните героев сказок, которые прошли через испытания.

Учащиеся называют героев сказок.

— Но все тяжкие испытания пришлись на долю старших, а этот утёнок, считающий себя безобразным, совсем малыш. «Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы»- пишет автор сказки.

  • Как же заканчивается эта сказка?
  • — Что хотел сказать автор этой историей?

— Что нужно, ребята, чтобы из гадкого утёнка превратиться в прекрасного лебедя?

Учитель: Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утёнке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

  1. Викторина «Кто и когда произносил эти слова?»

— «Ах, как велик мир!».

— «Ты такой смешной урод, что право, нравишься нам!».

— «Неси– ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!».

  • «Мы и весь свет!».
  • «Славные у тебя детки!»

— «Хорошо бы его переделать!».

— «Селезню красота не так уж нужна».

  1. Подведение итогов урока.

Составляется кластер:

Чему учит сказка Андерсена?

Не судить никого Не завидовать

Быть терпеливым Понять того, кто рядом

Уважать того, кто не похож совсем на тебя

Видеть величие души Познавать красоту жизни

Вспомните цели, которые я поставила перед вами вначале урока? Достиг ли мы её?Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы сейчас можете объяснить этот эпиграф?

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Вы все были активными, проявили ум. И вы заслуживаете благодарности. В благодарность я вас награжу завтра просмотром фильма «Гадкий утёнок» в нашем актовом зале.

А сейчас ваши оценки за урок.

  1. Выставление оценок (при ответах я раздаю жетоны: красный, зелёный, жёлтый, которые означают соответственно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
  2. Домашнее задание: в учебнике на странице 53 прочитать сказку «Конёк — Горбунок», знать её содержание.

1 группе даётся задание творческого характера- написать эссе «Уроки сказки Андерсена ».

Рефлексия : Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем вам добра.

И урок заканчивать пора.

Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» — птенец из одной многочисленной утиной семьи. От своих братьев и сестер он отличался неприглядной внешностью и большими размерами. Обитатели птичьего двора сразу невзлюбили его и старались клюнуть побольнее. Даже девушка, приносящая птицам корм, отталкивала его от остальных птенцов.

Не вынеся такого отношения, птенец убежал с птичьего двора. Он добрался до болота, и там спрятался от всех. Но и на болоте ему не было покоя – пришли охотники и начали стрелять гусей. Бедный путешественник прятался весь день от охотничьих собак, а ближе к ночи убежал с болота.

Он наткнулся на ветхую избушку, в которой жила одна старушка. У старушки были кот и курица. Старушка плохо видела, и большого некрасивого птенца она приняла за жирную утку. Рассчитывая, что утка будет нести яйца, она оставила птенца жить в своем доме.

Но со временем птенцу стало скучно в избушке. Ему хотелось плавать и нырять, а кот и курица неодобрительно относились к его желанию. И утенок ушел от них.

До самой осени он плавал и нырял, вот только лесные жители не хотели с ним общаться, настолько он был некрасив.

Но однажды на озеро прилетели большие белые птицы, при виде которых птенца охватило странное волнение. Ему страстно захотелось походить на этих красавцев, имя которым было лебеди. Но лебеди покричали, пошумели и улетели в теплые края, а птенец остался зимовать на озере.

Зима была холодная, и горемыке-утенку приходилось трудно. Но время шло. Однажды он снова увидел красивых белых птиц и решил выплыть к ним. И тут он увидел свое отражение в воде. Он был как две капли воды похож на белоснежных красавцев-лебедей. Он тоже был лебедем!

Кто знает, по каким причинам лебединое яйцо оказалось в утином гнезде? Но из-за этого маленькому лебедю пришлось перенести немало трудностей и хлебнуть много горя. Но все закончилось хорошо, и теперь его все любили и восхищались его красотой.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Гадкий утенок» состоит в том, что нельзя угадать, каким будет ребенок, когда вырастет. Возможно, сейчас ребенок непригляден и некрасив, неумел и неловок, но, повзрослев, он будет совсем другим. Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Сказка учит нас не торопить события, делать выводы вовремя. А что касается детей, то не надо среди них выбирать красивого. Если ребенок с детства будет видеть любовь и доброе к нему отношение, он сможет вырасти и стать прекрасным и душой и телом.

В сказке мне понравился персонаж утенок, потому что трудности не сломили его, он оказался твёрд духом.

Какие пословицы подходят к сказке «Гадкий утенок»?

Сколько утке не бодрись, а лебедем не быть.
Всякий считает своих гусей лебедями.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.


Произведение Андерсена «Гадкий утенок» - поистине шедевр. Главной его темой является вечная борьба добра со злом. Превращение страшненького утенка в белоснежного красавца-лебедя всего лишь оболочка, не главный смысл произведения. Основная идея в искомой доброй душе маленького утенка, которая распахнута для любви и добра. Отвергнутый и изгоняемый всеми, он не стал злым на обитателей двора, которые прогоняли его из-за того, что он был не похож ни на одного из птичьих видов обитавших там.

Он не стал винить их, а искал причину в себе, и было поверил в свое уродство и смирился с этим. Он не мог больше терпеть бесконечные напасти от обитателей птичника и решил уйти из жизни, ведь таким ему покоя в этом мире не будет. Из всех претендентов на его убийство он выбирает самых прекрасных и благородных птиц – лебедей. И он видит в них свою копию. Что может быть лучше счастливого конца сказки, победы добра над злом? Но ведь даже если бы «гадкий утенок» не был бы на самом деле прелестным созданием, он бы точно был прекрасной уткой.

Обновлено: 2012-04-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.