Езда по обочине какой. Изготовление дубликатов гос номеров


Итак, движение по обочине запрещено. Разрешена только остановка и стоянка на обочине за исключением исключений. Штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей (ч.1 ст. 12.15 КоАП). Здесь следует отметить, что движение в целях остановки (не можем же мы остановиться мгновенно, ведь закон инерции никто не отменял) по обочине относится к термину "остановка" - таково разъяснение Верховного суда РФ.

Но речь выше о попутной обочине, которая находится справа. Но что будет за обгон или просто движение по встречной обочине? Можно ли за это лишиться прав или будет штраф? Ответ на этот вопрос довольно прост и логичен, если вспомнить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.

Итак, мы знаем, что за движение по обочине положен штраф в размере 1,5 тысячи рублей, а за запрещённый обгон положен либо штраф 5 тысяч рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Это предписывает часть 4 статьи 12.15 Кодекса. Давайте взглянем на неё полностью:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу , предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.

Как видим, данное наказание предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. Теперь обратимся к ПДД, пункту 1.2 , где находятся определения используемых в этих ПДД терминов.

"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части , обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Таким образом, полоса движения является элементом проезжей части дороги. Является ли обочина проезжей частью и, как следствие, имеет ли полосы для движения? Конечно же, нет, так как она не предназначена для движения автомобилей и других транспортных средств.

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Как видим, логика здесь проста: лишение прав может быть за выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения; обочина полосой для движения не является, поэтому и лишения быть не может. Как видим, за обгон или движение по встречной обочине положен штраф в размере 1500 рублей.

Но есть один нюанс - на встречную обочину Вы попадаете либо пересекая встречную полосу, либо при сразу повороте на дорогу. Поэтому, если Вы скажете или в объяснении в протоколе укажете, что попали на встречную обочину через встречную полосу, где выезд на неё запрещён, то это уже будет квалифицировано по части 4, которая предусматривает лишение прав.

Также штраф 1500 рублей предусмотрен за обгон по обочине справа. Хотя, обгоном по определению это уже являться не будет, так как последний предусматривает выезд на встречную полосу для движения.

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Правила дорожного движения разрешают выезд на обочину, если необходимо остановиться, а рядом нет более подходящего места. За любые перемещения, в том числе езду или совершение обгона по краю дороги, предусмотрен штраф, размер которого в 2019 году стартует от 1 500 рублей. Таких нарушителей, как правило, водители не любят и пытаются воспрепятствовать им при перестроении в свой ряд для продолжения движения или блокируют обочину.

Определение обочины

Несмотря на то что движение по обочине запрещено, она является элементом дороги

Обочина представляет собой крайнюю часть дорожного полотна. Она отличается от основной проезжей части типом покрытия и/или отграничена от неё специальной разметкой - сплошной или прерывистой линией. Попытка объехать затор создаёт опасность для велосипедистов и пешеходов, которым движение здесь разрешено.

При попытках выехавшего на обочину водителя вернуться в общий поток для продолжения движения появляются ещё большие помехи. Затор увеличивается, а опасность совершения мелких аварий только увеличивается.

Нормативно-правовая база и кто штрафует

Инспектор может выписать штраф или направить дело в суд для решения вопроса о лишении водительских прав

Разделительные полосы и обочины не предназначены для перемещения машин. С правого края от дороги разрешена только стоянка или остановка. Левый край (встречная обочина) может быть использован в качестве парковочного места только в следующих ситуациях:

  • если для каждого направления движения предусмотрена отдельная полоса, а между ними нет трамвайных путей;
  • если на этом участке дороги организовано одностороннее движение.

В последнем случае грузовые машины с массой больше 3,5 тонн имеют право встать на встречной обочине только для погрузки-выгрузки товара.

  • пешеходам - при отсутствии тротуаров;
  • велосипедистам - если нет велосипедной дорожки, а самому велосипедисту уже исполнилось 14 лет;
  • мопедам, повозкам, а также верхом на лошади - при движении как можно правее и в один ряд;
  • машинам служб, обслуживающих дорожное полотно;
  • грузовым авто - для подъезда к точке погрузки/выгрузки, если других подъездных путей нет.

Фиксацией нарушений занимаются:

  • инспектора ГИБДД - составляют протокол и выносят постановление на уплату штрафа или отправляют дело к мировому судье для рассмотрения вопроса о лишении водительского удостоверения;
  • автоматические камеры слежения - по материалам фиксации ответственный сотрудник ГИБДД выносит постановление и отправляет «письмо счастья» нарушителю.

Манёвры на обочине увеличивают вероятность совершения аварий, так как:

  • поднимается пыль, ухудшающая видимость;
  • нарушается сцепка с грунтом;
  • неровности, выбоины, ямы непредсказуемо изменяют траекторию движения автомобиля.

Виновником аварии всегда будет признан двигающийся по обочине водитель:

  • он уже нарушил правила, совершая нелегальное перемещение в обход проезжей части;
  • преимущества в маневрировании у находящегося в основном ряду, а не у того, кто выезжает с обочины.

В последнем случае двигающийся в полосе водитель не обязан уступать дорогу перестраивающемуся с обочины автомобилю, даже если это приводит к намеренному столкновению транспортных средств.

Штрафы в Москве и СПб в 2019 году

Использование обочины для перемещения по МКАД не увеличивает сумму штрафа - всё те же 1500 рублей

За нарушение правил обгона и проезда по правой обочине в Москве и Санкт-Петербурге водителям придётся оплатить штраф в полторы тысячи рублей. Тогда как движение по встречной обочине будет расценено как боле серьёзное нарушение правил - выезд на «встречку», что наказывается строже:

  • штраф 5000 рублей;
  • лишение права управления транспортом до полугода.

Некоторые водители пытаются снизить сумму штрафа до 1000–1500 рублей, объясняя свой выезд на левую обочину попыткой объезда создавшего затор автомобиля. Однако ПДД не рассматривает это как препятствие, а значит, данный пункт КоАП (объезд препятствия по встречной полосе движения) в такой ситуации применить нельзя.

Если движение по встречке было совершено повторно, то наказание ужесточается в ещё большей степени:

  • лишение права управления до 12 месяцев;
  • штраф 5 000 рублей - при фиксации видеокамерой слежения.

Сколько платить в других регионах

Нарушение правил остановки и стоянки в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург наказываются более строго, тогда как передвижение по обочине по всей России штрафуется одинаково:

  • перемещение по правой обочине - 1,5 тысячи рублей;
  • перемещение по левой (встречной) обочине - штраф 5 000 рублей или лишение права управления на полгода;
  • повторная езда по встречной обочине - лишение до 1 года либо штраф в 5 тысяч рублей (при автоматической видеофиксации).

Помимо основного штрафа за езду по обочине, нарушителю может быть назначена дополнительная сумма:

  • по 500 рублей - за невключенные сигналы поворота и нарушение дорожной разметки;
  • 1500 рублей - за нарушение преимуществ пешехода;
  • от 2 до 25 тысяч рублей - за травмирование других участников движения в ходе ДТП на обочине или при выезде с неё.

Для успешного облажования штрафа необходимо соблюсти все требования при составлении жалобы

Административный кодекс однозначно трактует движение по обочине как запрещённое действие, караемое штрафом. Однако в некоторых случаях получить постановление можно и при совершении стоянки:

  • если водитель съехал на обочину и продолжил движение по ней в поисках подходящего места, необходимо останавливаться сразу;
  • если водитель в попытках перестроиться в свой ряд начал движение по обочине, необходимо ждать «окна», не трогаясь с места.

Во всех этих случаях сложно будет доказать свою правоту и оспорить выписанный инспектором штраф. Объезд затора по встречной или попутной обочине запрещён, однако при соблюдении определённого алгоритма штрафа или лишения можно избежать:

  1. Съехать на обочину.
  2. Остановиться.
  3. Выйти из машины для осмотра препятствия.
  4. Выехать на дорогу и продолжить движение.

Этот вариант возможен, если водитель находится непосредственно за остановившимся автомобилем, создающим помеху для движения.

Самые распространённые случаи оспаривания - постановления, выписанные на основании показаний камеры слежения. Механизм обжалования в этом случае следующий:

  1. Оплата штрафа по постановлению.
  2. Оформление жалобы на официальном сайте ГИБДД с приложением материалов видеофиксации, чека об оплате, объяснения ситуации водителем.
  3. Если в удовлетворении ходатайства будет отказано, то следующей инстанцией для обращения становится районный суд по месту совершения правонарушения.

Жалоба составляется в произвольной форме при соблюдении некоторых требований:

  • в шапке указано полное наименование адресата (инспекция ГИБДД или районный суд), а также персональные и контактные данные заявителя;
  • заголовок содержит суть обращения - жалоба на постановление об административном правонарушении;
  • в основной части кратко изложены обстоятельства дела со ссылкой на нарушенные нормы права;
  • в просительной части изложена просьба о прекращении производства по делу;
  • представлен перечень прилагаемых документов;
  • проставлена дата составления и подпись заявителя.

Таким образом, езда по обочине в 2019 году наказывается штрафом от полутора тысяч рублей при перемещении в попутном направлении или от пяти тысяч рублей при движении по встречному краю дороги. За такое нарушение можно остаться и без права управления любым видом транспорта на срок до 1 года.

Обочина в большинстве случаев может быть использована для остановки или вынужденной стоянки транспортного средства, если иного подходящего места нет. Лишь в некоторых случаях по ней возможно передвижение.

Что касается движения, то это не значит, что любой транспорт вправе использовать край дорожного полотна для полноценной езды. Особенно часто можно наблюдать, как некоторые смельчаки по нему объезжают пробки. Но следует знать, что это нарушение ПДД и наказывается в 2020 году штрафом.

Что такое обочина?

Дорожное полотно состоит из нескольких частей. Для движения транспорта предусмотрена проезжая часть. Обочина же примыкает к ней, находится на одном уровне или чуть ниже. Отличить ее можно по типу покрытия и разметки в виде сплошной или прерывистой линий.

Предназначение обочины определено в общих положениях п.1.2 Правил дорожного движения и используется она для:

  • движения спец.техники;
  • передвижения пешеходов при отсутствии тротуара;
  • проезда велосипедов и мопедов при отсутствии велодорожек (с условием отсутствия помех пешеходам);
  • остановки автотранспорта;
  • стоянки автотранспорта.

В ряде случаев обочина отделена от проезжей части бордюром. При его отсутствии может быть выполнена вровень или ниже, но не более чем на 4 см. Превышение уровня обочины над проезжей части запрещено ГОСТом.

Рассмотрим ситуации:

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

  • На трассе . Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Движение же по обочине категорически запрещено.

  • Задним ходом . На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.

Штрафы за езду по обочине


Нарушители Правил дорожного движения попадают под действие «Кодекса об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ. В частности случай с движением автотранспорта по обочине статьей 12.15 пункт 1 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 1500 рублей.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

  1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей .

Строже наказание, если водитель не просто выехал за пределы проезжей части, но и попал на тротуар, пешеходную или велосипедную дорожку. Тогда размер штрафа возрастает до 2 тысяч рублей .

Существуют дополнительная ответственность при въезде машины на обочину:


Кому разрешено ездить по обочине?

В п. 9.9 ПДД РФ исключением является следующий вид транспорта:

  • технике дорожно-эксплуатационных служб;
  • транспорту, осуществляющему подвоз грузов к торговым и иным объектам, находящимся в непосредственной близости к обочине и не имеющих иных путей подъезда;
  • велосипедистам при отсутствии соответствующей специально выделенной полосы (п.24.2, п.24.6);
  • мопедам (п.24.7);
  • гужевым повозкам, верховым и вьючным животным (п.25.2).

Их передвижение по обочине не является нарушением.

Езда по встречной обочине


Наиболее тяжким случаем является движение автотранспорта по обочине, примыкающей к встречной полосе. Такое правонарушение является двойным и наказывается высоким штрафом или лишением водительских прав.

Совершая такой маневр, водитель:

  • покидает свою полосу движения, т.е. использует встречную, не предназначенную для него;
  • двигается по обочине, что запрещает п.11.2 ПДД РФ.

На любом типе дороги такой маневр категорически запрещен. Наказание же применяется максимальное из предусмотренных и составляет 5 тысяч рублей или лишение прав на срок 4-6 месясев , как и для всех случаев выезда на встречную полосу.

Повторное подобное нарушение в течение одного календарного года станет основой для постановления об аннулировании водительского удостоверения сроком на 1 год.


В по обочине сейчас наказывается штрафом. При этом размер его немаленький. Однако многие нетерпеливые водители пренебрегают правилами и все равно во время заторов стараются обогнать стоящие автомобили, передвигаясь по обочине.

Что такое обочина?

В есть понятие, что обочина является элементом дороги. Ее начало обычно ограничивается разметкой 1.2.1 или 1.2.2 действующих ПДД. Если разметки нет, то, как правило, обочина отличается от покрытием. Обычно оно грунтовое.

Нужно отметить, что что обочина является элементом дороги, ездить по ней строго запрещено. Движение по обочине ПДД разрешает только в самых редких ситуациях, например, когда проезд полностью был перекрыт из-за серьезного дорожно-транспортного проишествия.

В последнее время инспекторы патрульной службы особенно строго относятся к тем нарушителям, которые, невзирая на правила, все равно продолжают обгонять или передвигаться по обочине.

Почему так строго?

На самом деле такое поведение инспекторов ДПС вполне объяснимо, если понять, почему обочина была признана элементом дороги и для кого она предназначается.

Движение по обочине разрешено исключительно пешеходам, велосипедистам или мопедистам.

На загруженных дорогах часто встречаются такие ситуации, когда нарушитель, передвигаясь по обочине, видит пешехода и начинает ему сигналить, чтобы тот незамедлительно уступил ему дорогу. Однако в таком случае водитель будет неправ, и если совершит наезд на пешехода, то в таком случае он будет наказан по всей строгости закона.

Поэтому опытные водители, которые не привыкли обгонять "пробку", настоятельно рекомендуют нарушителям не выезжать на обочину, ведь обратно заехать в ряд стоящих автомобилей будет еще сложнее.

Сумма штрафа за движение по обочине зависит в первую очередь от стороны, на какой передвигается водитель.

Итак, если нарушитель решил проехаться по обочине справа, то в таком случае инспектор, увидев это нарушение, будет готов выписать ему штраф в размере 1 500 рублей.

Есть и такие лихачи, которые, несмотря на опасность, стараются обогнать едущие автомобили и по левой обочине, то есть по встречке. Такой вызов инспектор может расценить как нарушение правил обгона и как выезд ТС на встречную полосу. Штраф за обочину в этом случае будет более серьезным. Может даже дойти и до лишения прав.

Кроме этого, если при подобном маневре водитель не смог сразу же вернуться в свою полосу движения, то ему может быть выписан и еще один штраф - за создание аварийной ситуации.

Наказание за подобный проступок - 5 000 рублей. Суд может также лишить нарушителя водительского удостоверения на срок до полугода. Если водитель решит испытать судьбу еще раз, то лишение за такое деяние будет увеличено до года.

Кому можно передвигаться по обочинам

Несмотря на такое строжайшее наказание для водителей автомобилей и на абсолютный запрет на движение автомобилей по обочине, есть категория транспорта, которая имеет право двигаться по этому элементу дороги без страха получить штраф.

К этой категории относятся автомобили дорожно-сервисных служб, а также груженые фуры. Более того, фуры имеют право и останавливаться у обочины, если пункт, куда они везли товар, находится в непосредственной близости от нее.

Также по обочине могут двигаться еще некоторые ТС, если они не создают помехи пешеходам. Среди них:

  • велосипеды, в случае если человек, который им управляет, старше 14 лет;
  • мопеды также могут продолжать движение по обочине, пункт правил 24.7 (ПДД) тому подтверждение;
  • и прочий живой транспорт.

Передвижение по обочине велосипедов

Велосепедисты, которые старше 14 лет, могут передвигаться только по специально отведенным для этого дорожкам. Они называются велосипедными. Если же таких дорожет нет, тогда взрослые велосипедисты могут ездить и по обычной дороге, приняв при этом правое положение. Правила движения велосипедистов по обочине гласят, что передвигаться по этому элементу дороги можно лишь в том случае, если велосипедных дорожек нет, а двигаться по проезжей части невозможно.

Это правило распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Если же водитель младше этого возраста, то он имеет право двигаться исключительно по тротуару или по местам, которые попадают под понятие жилой зоны.

Езда по обочине мопедов

Сейчас стоит обратить внимание на мопеды и скутеры, водители которых вообще не следуют никаким поставленным правилам. Итак, как написано в правилах дорожного движения, которые не так давно вступили в силу, водители мопедов обязаны передвигаться только по проезжей части и только прижавшись в правую сторону.

Движение мопеда по обочине также не запрещено правилами, однако это можно делать только в самых крайних случаях и только в том случае, если на обочине нет пешеходов и их передвижению мопед мешать не будет.

Стоит также отметить, что, по сравнению с велосипедом, у мопеда гораздо больше ограничений по правилам передвижения. Например, водителям мопедов категорически запрещается передвигаться по велосипедным дорожкам и по пешеходным зонам. Также им запрещается передвигаться по тротуарам.

В каких случаях автомобили могут передвигаться по обочине

Не секрет, что движение по обочине не только может стать причиной небольших дорожно-транспортных проишествий, но и способно еще больше увеличивать пробку. Кроме этого, такие шустрые нарушители раздражают и без того нервных водителей, которые уже не первый километр стоят в заторе.

Несмотря на то что правилами строго запрещается, есть и такие ситуации, когда водитель просто не видит другого выхода, как передвижение по краю дороги.

Инспекторы дорожно-постовой службы иногда закрывают глаза на подобное нарушение. Но только в исключительных ситуациях. Для того чтобы понять, какая ситуация является исключительной, необходимо привести пример.

Итак, можно представить, что на дороге произошла крупная авария. В ней пострадало несколько автомобилей. Во время удара транспортное средство вынесло на соседнюю полосу, в итоге авария перегородила движение автомобилей во все стороны. Именно в этом случае у водителя не остается никакого другого выхода, как передвижение по обочине.

Понятно, что приведенный пример является исключительной ситуацией. В других же случаях водитель должен обгонять попавшие в ДТП автомобили только по встречной полосе, но ни в коем случае не по обочине.

Как сейчас "ловят" нарушителей

Конечно, если нарушитель передвигается по обочине и увидел инспектора ДПС, он сразу же перестроится в свой ряд. В этом случае блюститель порядка может и не заметить нарушения. Но сейчас вводится новая техника для выявления нарушителей.

Например, в крупных городах уже относительно давно стали работать камеры автоматической фиксации нарушений. Нужно заметить, что многие водители относятся к этому скептически, однако те нарушители, которые уже получили штрафы за езду по обочине в размере 1 500 рублей, думают абсолютно иначе.

Действительно безоговорочное наказание рублем гораздо эффективнее, чем разговоры с инспекторами ДПС. Нарушитель получил штраф и уже обязан будет его погасить, чтобы не нажить проблем с законом. Интересно то, что это уже давно было подтверждено на реальных примерах, когда, оплатив один штраф, водитель больше не полезет для обгона на обочину.