Сказка на тему безопасность дома. Картотека художественных произведений для чтения детям по формированию основ пожарной безопасности


© unsplash.com

Детские сказки – это просто кладезь намеков и прямых, и тонких. Главное, умело повернуть их в нужную сторону в разговорах с детьми. Журналист Наталья Калашникова расспросила детского психолога и специалиста по детской безопасности Ольгу Бочкову о том, как увидеть известные сказки в нужном ракурсе и расшифровать имеющиеся в них послания.

«Волшебник Изумрудного города», Александр Волков

Правило №1: Игнорировать правила безопасности – это безрассудство!

«"Буря, идёт страшная буря! – закричал он. – Прячьтесь скорее в погреб, а я побегу, загоню скот в сарай!" Анна бросилась к погребу, откинула крышку. – "Элли, Элли! Скорей сюда! " – кричала она. Но Тотошка, перепуганный рёвом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не захотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон. "Я вычитала в своей волшебной книге, что домик всегда пустует в бурю…" Элли смущённо ответила: "Это правда, сударыня, во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой…" – "Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!"»

Если во время бури надо прятаться в погребе, так и делайте, неоправданный риск может иметь очень серьезные и опасные последствия. К сожалению, даже волшебники не могут предусмотреть подобные безрассудства.

Правило №2: Бесплатный сыр бывает только в мышеловке

«Вдруг Элли заметила впереди столб и на нём доску с надписью: "Путник, торопись! За поворотом дороги исполнятся все твои желания!!!" Элли прочитала надпись и удивилась. – "Что это? Я попаду отсюда прямо в Канзас, к маме и папе?" Элли обрадовалась, забыла обо всём на свете и бросилась вперёд. Тотошка следовал за ней с весёлым лаем».

Если вам предлагают исполнить все желания где-то за поворотом, остановитесь и подумайте: а проверенный ли это источник, и с чего бы ему исполнять желания всех незнакомых ему людей? Чем больше обещания, тем больше разочарование, да еще и с опасностью для жизни, как и вышло у Элли.

Правило №3: Никогда не отходи далеко от родителей, если находишься в незнакомом месте

«Железный Дровосек и Страшила, увлечённые всё тем же интересным спором, что лучше – сердце или мозги, не заметили, что Элли убежала, и мирно шли по дороге. Внезапно они услышали крик девочки и злобный лай Тотошки».

Этот отрывок хорошо подходит для родителей – иногда детям требуются секунды, чтобы попасть в переделку, будьте внимательны и не отпускайте ребенка ни на шаг. А еще лучше – учите его правилам безопасности!

Правило №4: Только трус нападает на беззащитных и слабых

«Эта мирная беседа была прервана громовым рычанием. На дорогу выскочил огромный лев. Одним ударом он подбросил Страшилу в воздух; тот полетел кувырком и упал на краю дороги, распластавшись, как тряпка. Лев ударил Железного Дровосека лапой, но когти заскрипели по железу, а Дровосек от толчка сел, и воронка слетела у него с головы. Крохотный Тотошка смело бросился на врага. Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперёд и загородила собой Тотошку. – "Стой! Не смей трогать Тотошку!" – гневно закричала она. Лев замер в изумлении. – "Простите, – оправдывался Лев. – Но я ведь не съел его…" – "Однако ты пытался. Как тебе не стыдно обижать слабых! Ты просто трус!" – "А… а как вы узнали, что я трус? – спросил ошеломлённый Лев. – Вам кто-нибудь сказал?.."».

Трус, чтобы казаться смелым, лезет в драку первым, рассчитывая напугать врага, которого он очень сильно боится сам. Если кто-то запугивает или задирает тебя, держись уверенно, не пугайся и не давай себя в обиду. А лучше – уйди от обидчика.

«Маша и Медведь», русская народная сказка

Правило №5: Отправляясь в лес, подготовься

«Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась».

Правила сбора в лес самые простые:

Яркая одежда, заряженный телефон, компас, свисток;

отходить друг от друга можно максимум на два метра.

А если заблудились:

Остановиться, осмотреться и позвать на помощь;

уходить со своего места, тем более искать наугад дорогу - крайне опасно и неизвестно, куда может привести!

«Гадкий утенок», Ганс Христиан Андерсен

Правило №6: Не стоит терпеть пустую критику и грубое обращение

«"Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты, видно, хочешь быть умнее кота и нашей госпожи, не говоря уже обо мне! Не дури и будь благодарен за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь кое-чему научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда поступают истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да сыпать искрами!" – "Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят!" – сказал утёнок».

Тут вывод очевиден: если кто-то попробует сказать вам подобное тому, что сказала курица гадкому утенку, непременно сделайте так же, как этот мудрый парень! Идите подальше от этого места и этого человека!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Александр Пушкин

Правило №7: Отправляясь на прогулку, предупреди родителей.

«Делать нечего. Она, / Чёрной зависти полна, / Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе Чернавку, / И наказывает ей / Сенной девушке своей/ Весть царевну в глушь лесную / И, связав её, живую / Под сосной оставить там/ На съедение волкам. / Чёрт ли сладит с бабой гневной? / Спорить нечего. С царевной / Вот Чернавка в лес пошла / И в такую даль свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась»

Если вы собираетесь погулять, даже с кем-то знакомым, предупредите близких о том, с кем и куда вы идете. В случае с царевной ее отец знал бы, к кому первому идти с вопросом - что стало с дочкой.

Чернавка, хоть и по-доброму относилась к Царевне, выполняя приказ, была готова ее убить. Очень редко, но в жизни такое бывает, что человек, знающий вас и относящийся к вам с симпатией, может сделать зло. Мы не можем подозревать всех, но можем научиться соблюдать правило – если тебя кто-то куда-то зовет «сначала уточни у близких, можно ли пойти».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни.

В сказках накоплена вековая мудрость народа. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок.Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Порою этот «урок» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Сказки - это учебник, по которому ребенок начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить дети. Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, можно научить детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир.

Сказки - верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка - ложь, но в ней урок … . Порою этот «урок» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Сказка заставляет размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. И если не просто читать сказочную историю, а и обсуждать прочитанное с родителями и одноклассниками, то можно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности.

Актуальность исследования . На уроках окружающего мира, когда мы изучали правила безопасного поведения дома и на улице, я заинтересовалась соблюдают ли герои моих любимых сказок эти правила. Для этого я проанализировала детские сказки и выяснила какие правила безопасного поведения не знали и нарушали сказочные герои. Сказки позволяют не запугивая учить детей находить выходы из сложных жизненных ситуаций, учиться быть бдительными и осторожными.

Гипотеза: Сказки — это красивые жизненные учебники, которые учат ребят безопасному поведению в повседневной жизни.

Цель исследования: В короткие сроки, на примере сказок дать детям знания о правилах безопасного поведения в жизни.

Объект исследования : русские народные и авторские детские сказки.

Предмет исследования: безопасное поведение учащихся дома и на улице.

Формы исследования: чтение и анализ поучительных сказок.

2. Основная часть.

Правила безопасности в детских сказках.

Когда мы произносим слово «сказка», перед нами возникает прекрасный сказочный мир, живущий таинственной сказочной жизнью, согласно необычным сказочным законам. Сказки о безопасности - это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит младших школьников обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. А.С. Пушкин писал: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Я попробовала найти этот урок в детских сказках.

Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взяла любимые сказки и постаралась выделить в них главное: «Каким правилам безопасности нас учат сказки?»

Всем ребятам известна сказка «Кот, лиса и петух» .

Эта сказка пример того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого. Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»

Нужно громко звать на помощь, если ты попал в беду.

А теперь вспомним сказку про Красную Шапочку . В сказке Шарля Перро можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»).

Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми.
Вспомним, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам в сказке «Волк и семеро козлят»? Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос. Он очень умело притворился близким и родным и добился осуществления своего злого замысла.

Нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей, прежде чем принять от кого-то подарок .

Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос.

Не гуляй один в незнакомых местах.

Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть его.

Родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей .

Ушла одна в лес Машенька из сказки «Три медведя» и заблудилась. А Маша из сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли друг друга.

Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе

А теперь давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.

В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» Кай решил прокатиться с ветерком, прицепил санки к экипажу Снежной королевы и оказался на Северном полюсе.

Нельзя нарушать правила дорожного движения!

3. Практическая ценность.

Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Результаты работы можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Здоровье и безопасность».

4. Заключение

В результате проведенного исследования сказок я сделала важный вывод: многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». В русских народных сказках встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы - читатели, можем получить урок. В сказках заложен глубокий смысл, позволяющий ребенку постигать эту жизнь на наглядных примерах, суть, дающая возможность учиться распознавать, где добро, а где зло, какая дорога приведет к радости, а какая, к горю... .

Таким образом, моя гипотеза о том, что русские народные сказки — это красивые жизненные учебники, которые учат нас, как вести себя правильно, подтвердилась.

5. Список литературы

Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. - СПб: Детство-пресс, 2007. − 145 с.

Анастасова, Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы. Методические рекомендации / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2009. - 144 c.

Гнусарева, Е. Ф. Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников / Е. Ф. Гнусарева // Дошкольное воспитание. − 2011. − № 3. − С. 45-51.

Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2014. - 92 с.

Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.-381 с.

Сборник. Народные русские сказки

Как только малыш отправляется в свое первое путешествие по дому, умиление резко сменяется страхом. Сколько опасностей таит в себе Ваше жилище! А что будет, когда он начнет делать первые шаги по улице! Малышу интересно абсолютно все, и он не знает, что многое из того, что его окружает, совсем не безопасно. Ребенок обязательно должен осознать суть запрета, без объяснений и доказательств малыш не сможет усвоить Ваш запрет и быстро забудет его. Если же Вы сможете легко и доступно объяснить, чем именно грозит нарушение конкретного запрета, Вы не только добьетесь необходимого результата, но и поднимите свой авторитет в глазах крохи. Причиной многочисленных бед, которые грозят малышу, в первую очередь является отсутствие жизненного опыта. Дайте ребенку возможность учиться не на своих ошибках, а на чужих. Надеемся, что наши сказочные герои помогут Вашему крохе усвоить несколько основных правил безопасности.

Правила детской безопасности. Сказка про высокий дуб.

Правила детской безопасности. Сказка про электрический ток

Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь, и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в "темный лабиринт". Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки.
- Интересно, - подумал Алеша. - А вдруг там кто-то живет?
Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?
Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.
- Как красиво! - подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.
- Это же маленькие человечки! - вдруг понял мальчик.
Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда, как можно дальше.
Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.
Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.
Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:
- Подойди, подойди к розетке!
- Ну, уж нет! - ответил Алеша и отполз от розетки подальше. - Я теперь к электричеству близко не подойду.
Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку.

Правила детской безопасности. Сказка про пожар.

Однажды полез Алеша на стол за конфетами и увидел спички. Конфеты пестрой горкой возвышались в белой блестящей вазочке, а спички лежали рядом в маленьком аккуратном коробке с красивой картинкой. Мальчик тут же забыл про сладости и потянул коробок к себе. Алеша часто видел, как мама включает газ и подносит к конфорке горящую спичку. На плите тут же расцветал большой голубой цветок. Алеша знал, что это огонь. Хотя ему и говорили, что огонь страшный, он никогда не верил, потому что огонь был красивый, и на него было интересно смотреть. Он как будто манил к себе.
Никого из взрослых на кухне не было, и Алеша решил сам сделать такой же красивый огненный цветок. Тем более, что ничего сложного в этом нет! Надо всего лишь чиркнуть спичкой и поднести ее к плите.
Спички были такие красивые, такие одинаковые, светленькие, с аккуратными темными головками. Алеша взял одну и чиркнул по коробку. В тот же миг случилось что-то страшное: из-под спички выскочила крохотная искорка и начала плясать по кухне, поджигая все вокруг. Где она останавливалась, там немедленно появлялось черное горелое пятно. Кухня наполнилась гарью, дымом, и раздался ужасный голос:
- Спасибо тебе, непослушный мальчик! Ты снял волшебное заклятие, наложенное на меня добрым волшебником Меридоном много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой спичке и сказал, что я смогу освободиться только тогда, когда какой-нибудь ребенок чиркнет спичкой по коробку и появится искра. Но все дети знают, что спички в руки брать нельзя, поэтому долгие годы томилась я в темнице. Наконец-то, мне попался ты, замечательный непослушный Алеша!
Голос захохотал совсем близко и на Алешу глянуло из дыма ужасное огненное лицо с черными глазами.
- Тебя заколдовал добрый волшебник? - испуганно спросил он. - Значит, ты злая?
- Да, я злая колдунья Огнинда! Теперь я смогу доделать до конца свое важное дело1
- А какое у тебя дело? - дрожащим голосом поинтересовался Алеша.
- Я должна сжечь всю землю, чтобы не осталось ни кустика, ни травинки, ни листочка, ни домика, ни человека!
- Как? - совсем перепугался Алеша. - А что же тогда останется?
- Огромный костер, - ответила Огнинда и начала колдовать:
Силы злые, ко мне,
Солнце скройся в огне!
Крени, вени, ламя!
Разгорайся пламя!
Крени, вени, раз, два, три!
Все вокруг меня гори!
Колдунья плясала по кухне. Алеша стоял чуть живой от ужаса: вместо волос у нее был черный дым, вместо рук - огненные струи. Она махала ими и ела все подряд: стол, полки, занавески. А потом она посмотрела на Алешу и раскрыла свой огромный рот.
Тут Алеша не выдержал и бросился бежать. Он выскочил из дома и увидел, как Огнильда машет ему из окна своими огненными руками:
- Никуда ты от меня не спрячешься! Я все равно найду тебя и съем!
- Что я наделал! - расплакался Алеша. - Зачем я взял спички? Ведь говорила мама, что нельзя их трогать!
Вдруг на плечо ему села маленькая бабочка.
- Это ты освободил Огнидльду? - спросила она.
- Я, - виновато ответил Алеша. - Помоги мне, пожалуйста, все исправить!
- Это очень сложно. Нам надо торопиться, пока Огнильда не сожгла все вокруг. Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к волшебнику Меридону, только он может победить Огнильду.
- Как же я на тебя сяду, вон ты какая маленькая, - грустно сказал Алеша.
- Но я же не простая бабочка. Ведь простые бабочки не разговаривают. Я добрая фея Лионелла. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и ты станешь таким маленьким, что легко уместишься между моих крыльев.
В ее лапках появилась тоненькая как волосок золотая палочка:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Уменьшайся, уменьшайся,
В крошку-гнома превращайся!
Раз - и Алеша стал меньше хлебной крошки! Два - у него на голове появился зеленый колпачок, а на ногах зеленые сапожки с золотыми пряжками. Три - и вот они уже в воздухе!
- А зачем ты превратила меня в гнома? - перекрикивая ветер, спросил Алеша.
- Мы летим в волшебную страну, туда простым людям нельзя! - ответила фея.
Внизу под ними проносились зеленые леса, цветочные поляны, реки и горы, потом они летели над синим морем, и, наконец, усталая бабочка приземлилась на берегу изумрудно-зеленого острова.
Алеша сразу понял, что остров волшебный, потому что здесь все разговаривали: и птицы, и букашки, и даже деревья.
- Привет, - прочирикала неизвестная пестрая птичка. - А чего это от тебя гарью пахнет?
Алеша сразу вспомнил про свою беду и перестал любоваться замечательными диковинками, которые его окружали. И ничего ему уже было не интересно: ни танцующие цветы, ни поющий ветер, ни кувыркающиеся муравьи.
- Я освободил Огнильду! - прошептал Алеша.
- Какой ужас! - воскликнула птичка. - Как же такое могло произойти? Ведь все знают, что Огнильда может освободиться, только если ребенок возьмет в руки спички. Или… Нет, не может быть! Ты заколдованный мальчик? Ты брал спички?!
- Да! - кивнул Алеша. - Теперь я хочу все исправить.
- Отнеси его к Меридону, пожалуйста! - попросила Лионелла пеструю птичку. - Я так устала, что не могу лететь дальше.
- Конечно! Скорее садись на меня! Нельзя терять ни минуты! - и птичка взмыла в голубое небо, унося Алешу на своей пушистой спинке.
Остров сверху был круглым, как тарелка. Посреди него возвышалась высокая гора, на склонах которой росли деревья. Только одна дорога вела к самой вершине горы, на которой блестел золотыми куполами дворец доброго волшебника Меридона.
Волшебник оказался дома. Он сидел в кресле из облаков и читал огромную толстую книгу. Она висела перед ним в воздухе, а маленькие мотыльки переворачивали страницы. Меридон оказался высоким старцем с длинной белой бородой и седыми волосами. На нем был белый плащ и высокий остроконечный колпак.
Едва только Алеша вошел в зал, где сидел волшебник, как сгустились сумерки. Меридон нахмурился. Он посмотрел на Алешу, всплеснул руками и воскликнул:
- Как ты мог взять в руки спички? Ведь детям запрещено их трогать! Ай-ай-ай.
Он начал летать по залу и хватать с полок свитки с колдовскими заклинаниями.
- Не то, опять не то, - волновался он.
Наконец Меридон нашел нужный свиток.
- Скорее, у нас совсем не осталось времени!- крикнул он Алеше. Мальчик подбежал к нему, волшебник встал на серебряный коврик, накрыл Алешу своим белым плащом и, хлопнув в ладоши, быстро проговорил:
День и ночь,
Горы прочь,
Расступись леса-поля,
Повернись скорей земля!
На летающем ковре
У Алеши во дворе!
Раз - и они оказались в Алешином дворе. Но сначала мальчик даже не узнал, куда он попал. Все вокруг выгорело, было черным, а на пепелище плясала Огнильда.
Меридон взмахнул волшебной палочкой и прокричал:
- В стакане вода!
В доме беда!
В клетке птица!
Огнильда - в темнице!
С неба хлынул серебряный дождь. Злая колдунья завыла, рассыпалась на миллион искр и превратилась в огненную собаку.
Добрый волшебник опять взмахнул своей волшебной палочкой и повторил заклинание. Огнильда опять взорвалась огненным салютом и превратилась в костер.
- Ай, как плохо! Своим непослушанием, Алеша, ты сделал ее очень сильной. Мне не справиться с ней! - в ужасе сказал Меридон. Его волосы растрепались, а волшебный белый плащ покрыли черные пятна копоти.
Алеша совсем отчаялся, но тут им на помощь пришла пожарная команда. На большой красной машине пожарные ворвались во двор и начали поливать Огнильду водой. Она зашипела, превратилась в маленький костерок, потом в искру, а потом в последний раз вспыхнула и осыпалась на землю кучкой пепла.
Алеша посмотрел на сгоревший дом и заплакал.
- Никогда больше не буду брать в руки спички. Такая маленькая спичинка, и такая огромная беда!
- Не плач! - погладил его по голове Меридон. - Это хорошо, что ты все понял. Я же волшебник. Я могу вернуть все обратно.
Он начал водить в воздухе волшебной палочкой и что-то шептать. Алеша зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что от пожара не осталось и следа. Дом, двор, деревья стояли как и раньше. Он оглянулся вокруг, Меридона нигде не было.
- А как же я? - испугался Алеша. - Я что, так и останусь гномом?
Но никто ему не ответил, потому что он был таким крошечным, что никто его не видел и не слышал.
Алеша сел в высокую траву и стал думать, что ему делать. Если бы все можно было вернуть обратно, то ни за что на свете не дотронулся бы он до спичек. Но время нельзя вернуть назад. И доброго волшебника теперь тоже не вернуть.
- Не плач, - услышал он вдруг тихий голосок. - Я помогу тебе.
- Лионелла! - обрадовался Алеша. Это действительно была фея. Она отдохнула и вернулась к Алеше, чтобы превратить его снова в мальчика.
Лионелла дотронулась до него волшебной палочкой и пропела:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Все, отныне ты не крошка!
Становись опять Алешкой!
Раз - и Алеша снова стал прежним.
- Спасибо тебе, - прошептал он бабочке и побежал домой.
С тех пор Алеша никогда больше баловался со спичками.

Правила детской безопасности. Сказка про запрещенные вещи.

Однажды Алеша гулял на площадке. Он бродил, загребая сандаликами песок и камушки. Иногда Алеша останавливался и тряс ногой, чтобы посмотреть на золотистую струю песка, вытекавшую из сандаликов. Он представлял себя пиратом на Золотом острове, где все было из золота, песок тоже. Лучше всего песок набирался в песочнице. Алеша решил сделать кучку повыше, чтобы песок набрался и в новые носочки. Он копал, копал, и вдруг наткнулся на что-то твердое. Это оказалась красивая коробочка. Она была лаковая, блестящая, с красивыми загадочными картинками на боках, темно-синюю крышечку украшали непонятные значки. Алеша пригляделся и вдруг понял, что эти значки все время меняются. Они как маленькие живые букашки ползали по кругу и переливались всеми цветами радуги. Мама, конечно, говорила, что нельзя ничего подбирать на улице, но это ведь не спички, и не откушенная кем-то конфета, и не грязный фантик, и не липкая пробка от сладкого сока, а потрясающая, очень нужная вещь. Для чего она ему нужна, Алеша еще не решил, но оставить ее валяться на улице он просто не мог. Попыхтев некоторое время, он так и не смог открыть замечательную коробочку.
- Не беда, - мудро решил Алеша. - Потом, дома открою.
Он с трудом запихнул ее в кармашек, едва не порвав штаны, и отправился на поиски новых сокровищ. Но больше ничего интересного сегодня не попалось, и Алеша с добычей вернулся домой.
- Ты ничего на улице грязного не трогал? - строго спросила мама.
- Нет, - уверенно ответил Алеша и посмотрел на маму честными-пречестными глазами.
- Ну ладно, иди мой руки, и будем обедать - мама ушла в кухню, а Алеша бросился со всех ног прятать свое сокровище.
Открывать коробочку он решил ночью, потому что днем мама могла заметить его новую находку и выбросить в помойное ведро. Этого он никак не мог допустить, поэтому терпеливо ждал вечера. Ему так не терпелось поскорее заглянуть в шкатулочку, что он безропотно съел кашу, выпил молоко, почистил зубы, умылся и быстренько лег спать.
Мама забеспокоилась и спросила:
- Ты хорошо себя чувствуешь?
- Хорошо, хорошо, - закивал головой Алеша.
Мама потрогала его лоб, покачала головой и вышла, поцеловав Алешу на ночь.
Как только за мамой закрылась дверь, Алеша тут же вскочил с постели и полез под кровать, куда он днем спрятал найденную коробочку. Алеша переживал, что в темноте ее трудно будет найти, но едва наклонился, как тут же увидел, что его находка светится в темноте загадочным голубым светом. Коробочка, которая днем была синей, теперь стала ярко-красной. Загадочные значки стали двигаться быстрее. Только Алеша протянул к коробочке руку, как услышал за дверью мамины шаги. В одно мгновение нырнул он под одеяло и затих.
Мама подошла к кроватке и еще раз потрогала его лоб. Потом снова поцеловала и вышла, тихонько закрыв за собой дверь.
Алеша кубарем скатился на пол и нырнул к коробочке. Она светилась уже фиолетовым цветом.
Алеша осторожно дотронулся до нее одним пальчиком. Коробочка была теплая. Тогда он достал ее из-под кровати и начал искать замочек. Но все стенки были гладкими, и крышка тоже. Коробочка не открывалась.
- Надо поддеть ее чем-то острым, - решил Алеша.
В соседней комнате перестал работать телевизор, это родители легли спать.
Алеша на цыпочках вышел из комнаты и прокрался в кухню. Из ящика стола он достал острые ножницы, которые ему строго-настрого запретили брать в руки, и бегом вернулся к коробочке. В комнате было светло. Лампа не горела, свет лился от стола, на котором он оставил загадочную шкатулочку. Алеша подошел поближе и понял, что она открылась сама. Когда мальчик заглянул туда, прямо на него со дна коробочки выскочил маленький красный человечек в красном кафтанчике, красной широкополой шляпе с острым верхом и крохотных красных сапожках. Он подмигнул Алеше хитрым глазом и пнул коробку с карандашами, лежавшую рядом. Карандаши упали на пол и раскатились. Человечек рассмеялся противным дребезжащим смехом.
- Привет, Алеша, - хихикнул он. - Ну, что? Повеселимся?
Алеша отступил от него на шаг, не зная, нравится ему человечек или нет. Под ногу ему попал один из карандашей, Алеша замахал руками и упал, больно ударившись об пол.
- Ух, ты, как весело! - запрыгнул на него красный человечек. Он вскочил на другой карандаш, пробежался по нему и тоже упал рядом с Алешей.
- Эх! - радостно взвизгнул человечек и тут же вскочил на ноги. - Давай играть вместе!
- Давай, - ответил Алеша, потирая ушибленную ногу. - А как тебя зовут?
- Нельзяй!
- Чего? - не понял Алеша.
- Меня зовут Нельзяй!
- А почему у тебя имя такое странное? - удивился Алеша.
- Я всегда делаю то, что нельзя. Потому что нельзя всегда самое интересное. А то, что можно, скучно!
- Точно,- согласился Алеша. - А как ты коробочку открыл? У меня не получалось.
- Это же волшебная коробочка, - хихикнул Нельзяй. - Как только ты не послушался маму и подобрал мою шкатулку на улице, я смог открыть первый замок. Ведь на улице ничего нельзя подбирать! А раз нельзя, а ты сделал, значит, правило нарушено. Вот первый замок и открылся. Когда ты принес эту шкатулку домой, я смог открыть второй замок. Ведь ничего нельзя с улицы приносить домой, а ты принес. Значит, еще одно правило нарушено. Вот второй замок и открылся. А потом ты взял на кухне острые ножницы, которые тебе трогать запрещено. И последний третий замок открылся. Благодаря твоему непослушанию я смог освободиться из заколдованной шкатулки, и теперь мы с тобой натворим дел.
- А мама ругаться не будет? - осторожно спросил Алеша.
- Нет, наоборот, она будет только рада, - ответил Нельзяй.
- Как же она будет рада, если я буду делать то, что она запрещает? - на всякий случай решил уточнить Алеша.
- Это будет сюрприз! - развеселился Нельзяй. - Все мамы любят сюрпризы. Не трусь, тебе со мной понравится!
Нельзяй взмахнул рукой и бросил на ножницы маленький светящийся мячик. Мячик подпрыгнул и осыпал их светящейся розовой пылью. Ножницы тут же ожили, подпрыгнули и цапнули Алешу за пижамку.
- Ай, - отскочил он в сторону и посмотрел на большущую дырку, которую прокусили ножницы в его пижамной курточке.
- Сидеть! - прикрикнул Нельзяй на ножницы. Потом он повернулся к Алеше и сказал:
- Вот вечно они так! То порежут, то продырявят, то больно поцарапают. Тебе еще повезло.
- Ничего себе - повезло, - пробормотал Алеша. - Не зря мама говорила, что ножницы лучше не трогать.
И они пошли бродить по темной квартире в поисках приключений. Ножницы семенили сзади и клацкали в темноте зубами, то и дело надрезая что-то на своем пути: то занавески, то скатерть, то обои.
- Ну, - Нельзяй неожиданно остановился, и Алеша налетел на него в темноте. - Что еще тебе тут нельзя?
- Мне нельзя открывать вот этот шкаф, - Алеша показал на большой стенной шкаф, в котором хранились папины инструменты, мамины порошки, бабушкины баночки со всякими чистящими средствами и дедушкины ведерки с краской и клеем.
- Ух ты, как интересно! - закричал Нельзяй, распахнув шкаф.
Первым делом он бросил свой волшебный мячик в папин ящик с инструментами. Мячик подпрыгнул и осыпал инструменты зеленой светящейся пылью.
- Вжик! - взвизгнула пила и вывалилась на пол прямо к Алешиным ногам.
- Ай, - прыгнул в сторону испуганный мальчик. И очень вовремя, потому что пила, пританцовывая, начала пилить пол в коридоре:
Я пилю, пилю, пилю,
Я сама себя хвалю!
Зубом я по полу еду,
Пропилю дыру к соседу!
- Кошмар, - всплеснул руками Алеша. - Она же сейчас и правда дырку в полу сделает!
- Отлично! Ты сможешь ходить с соседям в гости по веревочной лестнице! - успокоил его Нельзяй.
В ящике под слоем светящейся пыли опять что-то зашевелилось. Послышался металлический звон и на пол начали выпрыгивать гвозди. А за ними с грохотом упал молоток. Гвозди бросились в рассыпную: как маленькие букашки побежали они по полу, по стенам, по потолку, но молоток не отставал и лупил их по шляпкам, забивая в обои, в линолеум и даже в дверную обивку:
- Я веселый молоток,
Обобью весь потолок!
Мне все гвозди по плечу!
Догоню - приколочу!
Алеша в ужасе смотрел, во что превращается коридор.
- Боюсь, что маме это не понравится, - прошептал он.
- Что ты там бормочешь? - прыгнул к нему на плечо Нельзяй. - Самое интересное еще впереди!
Из коробки выбралась папина дрель, серьезно огляделась, нахмурилась, да как начала дырявить все подряд:
Гладких стен я не терплю:
- Я в них дырочки сверлю!
И в одежде, и в комоде:
Будет все по нашей моде!
Папина куртка превратилась в решето, на мамино пальто сыпались опилки, сквозь дырявые стены потянулся в квартиру холодный воздух.
- Что ты наделал! - в отчаянии воскликнул Алеша. - Родителям это не может понравится!
- Ой, ну что ты так разволновался, - не успокаивался Нельзяй. - Пальто сейчас постираем!
Он бросил на пачку порошка свой волшебный мячик.
Прыг! Пачка уже на полу. Важно посмотрев на Алешу, она отправилась в ванную:
- Я стираю, я стираю,
Грязь и пятна убираю!
Наведу я красоту
И верну вам чистоту!
Нельзяй уцепился за рукав пальто, подергал и, оборвав вешалку, потащил его вслед за гордо вышагивавшей пачкой. Из ванной послышался плеск воды. Алеша только собрался пойти посмотреть, что там происходит, как оттуда выглянул Нельзяй и метнул в шкаф несколько разноцветных мячиков.
- Прыг! Скок! Плюх! - это слезали на пол баночки и бутылочки с разными чистящими средствами.
- А это еще зачем? - закричал Алеша.
- А чтобы лучше постиралось! - ответил Нельзяй. Он откручивал крышечки и сыпал на мамино пальто все подряд.
- Ба-бах! - из ванны взметнулся огонь и от маминого пальто остались лишь обгорелые лоскутки.
- Ой, - присел от страха Алеша.
- Ничего, это часто случается, - успокоил его Нельзяй и вытолкал Алешу из ванной.
На прихожую было страшно смотреть. Алеше даже страшно было подумать, что утром скажут родители. Он жалобно расплакался.
- Ну, ладно, ладно, не ной! - замахал руками Нельзяй. - Сейчас мы все исправим!
- Как? - изумился Алеша.
- Закрасим все! Родители тебе еще спасибо скажут. Они проснуться, а коридор как новенький!
- Может, не надо? - неуверенно качнул головой Алеша.
- Надо, - сдвинул брови Нельзяй и метнул в шкаф пригоршню волшебных шариков.
- Шлеп, плюх, шмяк! - дедушкины ведерки с краской выскочили из шкафа, сорвали и отбросили прочь крышки.
- Ничего, что кисти нет!
Все раскрасим в белый цвет!
Стены, вешалку в углу!
Лужа краски на полу!
Ведра бегали, толкались, расплескивали краску, оставляя повсюду белые масляные брызги.
- Так, - задумчиво сказал Нельзяй, не обращая внимания на Алешу, пытавшегося загнать всех обратно в шкаф. - Дырки в полу и в стене надо заклеить клеем.
Он порылся в карманах и достал последний шарик. Прицелившись, Нельзяй бросил его в тюбик с клеем.
- Бамс! - перекувырнулся тюбик.
- Берегись: я супер клей!
Уступи мне путь скорей!
Если я тебя схвачу.
Ни за что не отпущу!
Клей шагал по коридору, а за ним тянулась липкая блестящая дорожка.
- Надо что-то делать! - решил Алеша. - Вот что получается, когда не слушаешься. Не зря родители запрещали мне все это трогать.
- А теперь, - сказал Нельзяй, - надо взять нож и сделать на дверях красивый узор.
- Да, - клацкнули подоспевшие ножницы. - Давай мы его позовем!
- Ты же говорил, что мне будет весело, - подошел к Нельзяю Алеша. - А мне совсем не весело. Не хочу больше с тобой играть. Нельзя брать вещи, которые взрослые специально прячут от детей. Не зря папины инструменты, мамины порошки, бабушкины баночки со всякими чистящими средствами и дедушкины ведерки с краской и клеем запрятаны в шкафу. И ножницы тоже трогать нельзя. Вон они как кусаются!
- Ну и не играй, - махнул рукой Нельзяй. - Мне такой друг тоже не нужен!
- Да! - поддакнули ножницы и снова цапнули Алешу за пижамку.
- Ха-ха-ха, - развеселился Нельзяй.
- Ах, так! - разозлился Алеша. - Ну, держись!
Он подбежал к Нельзяю и со всей силы толкнул его в липкую дорожку, оставленную тюбиком клея.
- Ой, - запищал Нальзяй. - Я, кажется, прилип! Освободи меня сейчас же!
- Как бы не так, - подбоченился Алеша. - Сначала наведи здесь порядок!
- Не люблю порядок, - захныкал Нельзяй и попытался оторвать ноги от пола. Но ничего у него не вышло. Он сердито надул губы и сказал Алеше:
- Ладно, будь по твоему! Только я больше с тобой никогда на приду поиграть!
- Вот и замечательно! Не нужны мне тут всякие Нельзяи. Я буду делать только то, что мама разрешает! - ответил Алеша.
Нельзяй тяжело вздохнул, махнул рукой и прошептал:
- Эй, волшебная пыльца!
Начинай-ка все с конца!
Собирайся в шар опять,
Начинай все убирать!
Не успел Алеша и глазом моргнуть, как все начало кружиться и носиться вокруг него: все баночки, бутылочки, порошки, инструменты, ведерки с краской мигом вернулись на свои места, мамино пальто, путаясь в рукавах, прибежало обратно и запрыгнуло на вешалку, а все дырки в полу, на одежде и в мебели мигом исчезли. И только липкая дорожка от тюбика с клеем блестела посреди коридора.
- Ну, отпусти меня теперь, - захныкал Нельзяй.
- А ты сними сапоги и беги босиком, - сказал ему Алеша. - Ведь только твои сапожки приклеились к полу.
Нельзяй тут же выскочил из сапог и побежал прятаться в волшебную шкатулку. Едва он исчез из коридора, как тюбик с клеем важно прополз мимо Алеши, скатывая в аккуратный рулончик блестящую клейкую дорожку. Раз - и он тоже спокойно улегся на полку, захлопнув за собой дверцу шкафа. Потом на всякий случай выглянул и спросил:
- Алеша, ты точно понял, что взрослые не просто так запрещают брать опасные предметы и подбирать на улице неизвестно что, даже если тебе покажется, что это очень нужная и хорошая вещь?
- Точно, я все понял! - ответил Алеша. - Мне бы теперь от этого хулигана избавиться!
- Ну-ну, - удовлетворенно кивнул клей и спрятался в шкафу.
- Топ-топ-топ, - послышался у Алеши под ногами еле слышный топоток. Это красные сапожки Нельзя со всех ног бросились догонять своего хозяина.
Когда Алеша зашел в комнату, шкатулка по-прежнему стояла на столе, только она была закрыта и не светилась больше в темноте. Он поставил ее под кровать, а утром, едва мама зашла в комнату, чтобы разбудить его, он вскочил и сказал:
- Мамочка, я тебя вчера обманул! Я подобрал на улице коробочку. Сегодня я отнесу ее обратно и никогда больше ничего не буду подбирать. Я теперь всегда буду тебя слушаться.
Мама поцеловала Алешу и накормила на завтрак вкусными оладушками. А потом он вышел на улицу и положил коробочку под куст.
Коробочка полежала там минутку, а потом превратилась в фантик. Но дети проходили мимо и не смотрели на него. Тогда знаки на крышке опять зашевелились, и фантик превратился в конфету. Но и на конфету послушные дети не обращали никакого внимания. Правда, одна девочка хотела было ее поднять, но потом вспомнила, что мама не разрешила подбирать на улице всякие находки, и пошла дальше.
- Безобразие, - проворчал Нельзяй. И превратил конфету в маленькую игрушку. До сих пор он лежит на улице и ждет, пока какой-нибудь непослушный ребенок возьмет его домой.

Правила детской безопасности. Сказка про животных во дворе

Однажды Алеша и его друг Виталик сидели на скамеечке во дворе и думали, чем бы таким заняться. Мимо пробежала большая лохматая собака.
- Бедненькая, - серьезно сказал Виталик. - Наверное, она бездомная.
- Точно! - подтвердил Алеша. - Смотри, какая грязная и лохматая.
- А мне бабушка рассказывала недавно такую интересную сказку, про животных, - вспомнил Виталик. Жили-были в далеком королевстве, в Счастливой стране, добрые и ласковые люди. Они никогда не сорились, ни с кем не воевали и целыми днями пекли сдобные булочки с маком. Их страна была очень красивая и спокойная. Над зелеными лесами летали пестрые птички, над цветущими лугами порхали бабочки и мотыльки, в прозрачных реках и озерах резвились золотые рыбки. Но на самой границе их замечательного королевства мрачной кляксой расползлось топкое болото. Никто никогда даже близко не подходил к нему, потому что все знали: в самой середине, в серой топи живет злая колдунья Завидильда. Она всегда всем завидует, и стоит ей только увидеть чью-то улыбку, как она сразу же постарается навредить. Добрые жители не хотели ссориться с колдуньей, потому что они вообще ни с кем и никогда не ссорились. Поэтому они и не ходили к этому страшному болоту.
Но колдунья все про них знала и мечтала стереть с лица земли эту счастливую страну. Думала она, думала, и придумала. Целый месяц по ночам варила она свое колдовское зелье в большом черном котле. Болото стонало и булькало, подвывая ее заклинаниям.
- Что это за странное свечение над болотом? - спрашивали друг у друга жители Счастливой страны. - Может быть, злая колдунья становится доброй?
Но они ошибались. Однажды это свечение превратилось в столб волшебной пыли. Столб рос и рос, становился все толще, все выше, потом он ударился о луну и рассыпался в пыль. Злой колдовской ветер подхватил волшебную пыль и развеял ее над Счастливой страной. Пылинки оседали на улицах и домах, попадали на жителей и на их детей. Когда утром взошло солнце, оно увидело страшную картину: Счастливый город исчез, словно его и не было никогда, а по увядшей траве бродили бездомные кошки и собаки. Это были жители Счастливой страны, которых злое колдовство Завидильды превратило в животных.
Добрые волшебники собрались на Общий Совет. Их очень взволновала беда, случившаяся в этой доброй и светлой стране. Но колдовство Завидильды оказалось очень-очень сильным. Они ничего не могли сделать без помощи людей.
Самый старый и мудрый волшебник долго листал древние книги и, наконец, сказал:
- Да будет так! Жители Счастливой страны разбредутся по городам и деревням. Они так и останутся кошками и собаками, но каждый из них должен найти доброго хозяина. Люди должны жалеть и заботиться о них. Когда последний житель Счастливой страны найдет хозяина, все они снова превратятся в людей и смогут вернуться домой.
Он ударил о землю магическим посохом и взмахнул рукой. С тех пор добрые люди по всей земле жалеют бездомных животных, ухаживают за ними, подкармливают и помогают им. Но пока еще не все жители Счастливой страны нашли добрых хозяев.
- Вот такая сказка, - грустно закончил Виталик.
- Надо догнать эту собаку и взять ее домой, - обрадовался Алеша. - Может быть, она последняя жительница этой страны!
- Я боюсь, - ответил Виталик. - Мама мне не разрешает трогать животных на улице. Она говорит, что только взрослые могут помогать бездомным собакам и кошкам. Потому что не все они жители Счастливой страны. Есть просто злые и голодные, которые могут укусить и поцарапать.
- Ерунда, - убежденно сказал Алеша. - Эта точно из Счастливой страны. Сейчас мы ее помоем, потом покормим, а потом отведем ко мне домой.
- А как же мы ее помоем, - испугался Виталик. - Я ее ловить не буду. Вдруг и правда укусит!
- Эх ты, трус! - презрительно покачал головой Алеша, взял игрушечное ведерко, набрал воды из лужи и плеснул на спящую в тени собаку. Пес с лаем подпрыгнул, оскалил зубы и понесся к перепугавшимся мальчишкам.
Через мгновение Алеша и Виталик, как два спелых яблочка висели на ближайшем дереве, а собака прыгала внизу, пытаясь схватить их за штаны.
- Да, - с сожалением сказал Алеша. - Это точно не заколдованный житель Счастливой страны.
- А я что тебе говорил? - всхлипнул Виталик, поджимая ноги. - Мама же говорила, что нельзя трогать животных на улице. Представляешь, если бы на площадке не было дерева?
Алеша не хотел представлять площадку без дерева, потому что тогда неизвестно чем бы закончилось умывание незнакомой собаки.
В этот раз мальчишкам повезло: собаке надоело лаять на них, и она убежала по своим делам, весело задрав хвост бубликом. Они еще чуть-чуть повисели, потом спрыгнули и стремглав разбежались по домам. Больше ни Алеша, ни Виталик не приставали к собакам и кошкам во дворе. Потому что сказка про жителей Счастливой страны - всего лишь придуманная история, а у собак и кошек очень даже настоящие когти и зубы, так что лучше их не трогать!

Правила детской безопасности. Сказка про незнакомцев, с которыми никуда нельзя ходить

Однажды теплым летним вечером Алеша и его друг Виталик придумали замечательную игру. Они забирались на пластмассовую горку, кричали друг другу:
- Вижу новую планету! Приземляемся! Покинуть космический корабль!
После этого они с визгом и гиканьем скатывались вниз и шли в разведку. Иногда один из них изображал Землянина, а другой - инопланетное чудовище. Землянин всегда побеждал, поэтому роли на каждой планете обязательно менялись, чтобы никому не было обидно.
Стало совсем темно, мама позвала Виталика домой. А Алеша уходить не хотел. Его мама тоже уже выглядывала в окно и кричала:
- Сынок, пора ужинать и спать!
Но новая игра оказалась такой интересной, что Алеша решил провести разведку на следующей планете без Виталика.
- Все, последняя планета и домой! - решил мальчик и начал карабкаться на горку.
- Вижу Фиолетовую планету! - закричал он сам себе. - Команда! Приготовиться к высадке!
Он взял с собой игрушечную рацию и съехал вниз.
- Приветствую тебя, Землянин! - раздалось у него над ухом.
Алеша удивленно поднял голову и увидел улыбчивого старичка.
- Здравствуйте, - вежливо ответил Алеша. - А Вы кто?
- Я житель Фиолетовой планеты! - ответил старичок.
- Но Вы совсем не похожи на инопланетянина, - разочарованно сказал Алеша.
- Конечно, ведь на самом деле мы находимся на Земле. Я должен выглядеть как обычный человек! - объяснил старичок. - А хочешь слетать ко мне в гости?
- Как это? - удивился Алеша.
- Просто. Мой звездолет спрятан недалеко отсюда. Я его тщательно замаскировал. Мы можем быстренько слетать и посмотреть Фиолетовую планету. Ты, ведь, еще ни разу не летал на настоящем Звездолете? - усмехнулся старичок в белую бороду.
- Нет, не летал, - вздохнул Алеша. - Но мне нельзя без спросу уходить со двора с незнакомыми людьми. Мама рассердится!
- Давай познакомимся! - предложил старичок. - Меня зовут Черногроз.
- А меня - Алеша, - ответил мальчик.
- Ну, вот и познакомились! - обрадовался Черногроз. - Теперь ты можешь со мной пойти?
- Вообще-то нет, - осторожно ответил Алеша. - Мне нельзя ходить с теми, кого не знает моя мама. Может быть, Вы сначала познакомитесь с ней?
- Нет, - нахмурился Черногроз, - мне со взрослыми знакомиться нельзя.
- Почему? - расстроился Алеша.
- Потому, - непонятно ответил старичок. - Ладно, прокачу на звездолете кого-нибудь другого мальчика, не такого трусливого, как ты.
- Я не трус, просто мама не разрешает! - воскликнул Алеша.
- Я и не говорю, что ты трус. Жаль, что ты не сможешь потрогать луну, увидеть звезды близко-близко и познакомиться с жителями Фиолетовой планеты. У нас там растут настоящие конфетные деревья.
- Это как? - заинтересовался Алеша.
- Обыкновенно: есть деревья леденцовые, на них растут леденцы, есть карамельные, на них гроздьями висят карамельки, а есть шоколадные, на них шоколадные конфетки, а иногда даже целые шоколадки! А еще у нас повсюду клумбы, на них вместо цветов пряники и печенье, и дорожки на нашей планете выложены арахисом в шоколадной глазури и конфетками "морские камешки". Но, конечно, самое обидное, что ты не сможешь увидеть город игрушек.
- Город игрушек? - печально переспросил Алеша.
- Да, там повсюду лежат игрушки, ты мог бы взять любые: и машинки, и конструктор, и разные головоломки, и многое другое.
- А сколько игрушек можно взять? - не удержался Алеша.
- Сколько влезет в звездолет. Ты не волнуйся, он у нас большой, даже больше, чем грузовик, больше, чем автобус, почти как дом! - замахал руками Черногроз.
- А мы не долго? - спросил на всякий случай Алеша.
- Нет! Мы только туда и обратно. Ты не волнуйся, мама даже заметить не успеет, что ты уходил со двора! - обрадовался старичок.
- Ладно, - махнул рукой мальчик. - Побежали!
Черногроз крепко схватил его за руку, и они что есть духу побежали по дорожке, прочь со двора.
Бежали они долго. Алеша даже устал и запыхался.
- Далеко еще? - спросил он, еле поспевая за прытким инопланетянином.
- Нет, совсем чуть-чуть осталось! - ответил старичок.
Они остановились у большого серого дома, и старичок потянул Алешу в подъезд.
- Погоди, - испугался Алеша. - А где же звездолет?
- Это и есть звездолет, - сердито сказал Черногроз. - Я же сказал тебе, что замаскировал его! Ты что, не помнишь?
- Помню, - ответил Алеша. Ему стало очень страшно, заходить в темный подъезд не хотелось. Дом совсем не был похож на замаскированный космический корабль.
- Пошли! - дернул его за руку Черногроз. - Пора лететь, а то у нас на Фиолетовой планете скоро стемнеет, и ты не сможешь полазать по конфетным деревьям и погулять по городу игрушек.
Алеша решительно шагнул в подъезд. Как только дверь за ними захлопнулась, все загудело, затряслось в темноте начали вспыхивать разноцветные звездочки, потом вдруг черная стена перед ними уехала вниз, и Алеша со старичком оказались в холодной серой пещере.
- А где же кнопочки и лампочки? - спросил Алеша. - Как ты управляешь кораблем?
- Ха-ха-ха! - страшно захохотал Черногроз и хлопнул в ладоши. В то же мгновение Алеша оказался в клетке. Он потряс решетку, она была холодная и шершавая. На решетчатой дверце висел большой замок.
- Я к маме хочу, - тихо сказал Алеша.
Черногроз противно захихикал и начал плясать вокруг клетки. Он кружился и подпрыгивал, борода у него исчезла, он стал высоким и страшным: вместо ног копыта, вместо лица - волчья морда, на плечах черная мантия, а в руках сверкающая волшебная палочка.
- Ты злой инопланетянин? - спросил Алеша. - И ты сказал неправду про конфетные деревья и про город игрушек?
- Я вообще не инопланетянин! - прогрохотал Черногроз. - И нет никакой Фиолетовой планеты. Я все придумал, чтобы заманить тебя в свой замок. Я великий злой колдун! Теперь я смогу сварить волшебное зелье и стать всемогущим! Я завоюю весь мир!
- А я тебе зачем? - заплакал Алеша.
- Волшебное зелье мы должны выпить вместе: когда непослушный мальчик попробует мое зелье, он превратится в меня, а когда я выпью то, что осталось, я превращусь в него, в обычного мальчика, и мне будет открыт вход в мир людей! Тысячу лет я собирал колдовские травы, все у меня было, не было только непослушного ребенка! Сотни лет я искал мальчика, который согласится пойти с незнакомцем, но все они были послушными, никого не удавалось мне уговорить, и вот, наконец, я встретил тебя!
- А зачем тебе весь мир? - спросил Алеша.
- Чтобы сделать его серым и холодным, как моя пещера, чтобы дети никогда больше не смеялись, цветы не росли, чтобы не было Нового года и праздников, чтобы все люди жили в подземелье! - грозно сказал злой волшебник.
- Что я наделал, - прошептал Алеша. - Не зря мама говорила, что нельзя никуда ходить с чужими! Из-за меня теперь весь мир пропадет. И даже мама с папой! Почему я не послушался?! Если бы только можно было все вернуть назад!
Но ничего уже было не изменить. Алеша совершенно замерз и упал духом. Он никак не мог придумать, как бы освободиться из клетки и помешать коварному замыслу Черногроза.
Тем временем злой колдун развел огонь, повесил над ним хрустальный котел и начал колдовать: Трава Борагор
С вершин Черных гор,
Трава Гарареса
Из дремучего леса,
Цветок Чуга-юга
Со сгоревшего луга,
Синий мох Фаргалы
С подводной скалы.
Волшебный кристалл,
Что сто лет я искал!
Костер мой искрись,
Зелье варись! Из-под котла взметнулось яркое пламя, искры рассыпались по всей пещере, зелье запузырилось, завыло и начало клокотать. Черногроз помешивал его своей волшебной палочкой и что-то нашептывал совсем тихо. Так тихо, что Алеша ни одного слова не смог разобрать. Ему было очень-очень страшно.
- Готово! - радостно закричал Черногроз. - Теперь надо подождать, пока оно остынет и все! Сколько лет я ждал, и дождался!
- Какой ужас! - подумал Алеша. - Столько лет этот злой колдун не мог захватить мир, а я своим непослушанием все испортил!
Тем временем Черногроз зачерпнул золотым половником волшебного зелья из котла, налил его в серебряный кубок и пошел к Алеше, произнося последнюю часть заклинания:
- В черную птицу
Пусть превратится
Зелье мое!
Буль-муль-куль-пьё!
За его спиной волшебное зелье выскочило из котла, завертелось, превратилось в огромный шар, потом растеклось по пещере, потом собралось в толстый столб, у него стали расти крылья, голова, появились загнутый черный клюв и лапы, на которых тут же заблестели страшные железные когти, затопорщились черные перья. Страшная птица взмахнула крыльями и вылетела в окно.
- Пей, - пртянул Черногроз Алеше колдовской кубок.
И тут Алеша понял, как он может спастись: раз уж он не послушался родителей, то и Черногроза он тоже не послушается! Алеша схватил кубок и выплеснул зелье на колдуна.
- Ай-ай-ай! - закричал злой волшебник. - Что ты наделал! У меня больше нет зелья!
Он сначала позеленел, потом покраснел, потом съежился и превратился в крохотного человечка. Из норки в углу пещеры выскочила мышка, схватила его и потащила к себе.
- Какая забавная игрушка. Посажу его в клетку, пусть развлекает моих мышат! - пискнула она и помахала Алеше лапкой.
Клетка, в которой сидел Алеша открылась, и он выбежал из пещеры. Раз, и он оказался на улице, в своем родном городе, перед серым домом, в который привел его Черногроз. Перед подъездом толпились люди. Они что-то громко обсуждали и размахивали руками. Алеша подошел поближе и увидел огромную кучу черных перьев.
- Это был самолет, он рассыпался в воздухе, и посыпалось вот это! - говорила одна тетенька.
- Нет, - это кто-то выбросил много-много подушек, набитых пером, - говорила другая.
Все спорили и ругались. Больше всех ругался дворник, который только что убрал весь двор. Неожиданно черные перья начали таять на глазах, их становилось все меньше и меньше, а потом они совсем исчезли!
- Вот так чудеса! - сказали все хором и разошлись по своим делам. Люди еще долго обсуждали случившееся и обсуждали, что же это могло быть. И только Алеша знал, что это все, что осталось от страшной черной птицы, в которую превратилось волшебное зелье.
Он быстро-быстро бежал домой, потому что на улице было уже совсем темно. Во дворе с фонариком ходили родители, соседи и милиционер.
- Алеша! - бросилась к нему мама. - Где же ты был? Мы так испугались!
- Меня похитил злой волшебник Черногроз! - сказал Алеша.
- Как это "похитил"? - сурово сдвинул брови милиционер. - Когда похищают, надо громко кричать и звать на помощь. Никто во дворе ничего не слышал!
- Ну, не похитил, - покраснел Алеша. - Я сам с ним пошел.
- Как сам? - ахнули все.
- Он обещал мне показать конфетные деревья и город игрушек,- вздохнул Алеша. - Вот я и поверил. Но я его победил и смог вернуться.
- Но я же тебе говорила, что с чужими нельзя ходить! Это никогда не заканчивается ничем хорошим! - всплеснула руками мама.
- Тебе повезло, - с умным видом сказал Виталик, который тоже участвовал в поисках Алеши. - Волшебник мог оказаться белее могущественным, и тогда тебе ни за что не удалось бы так легко победить его. Вот я никогда не хожу с незнакомыми людьми. Я с ними даже не разговариваю!
- Молодец! - погладил Виталика по голове милиционер. Алеше он погрозил пальцем и спросил: - Теперь ты понял, что родителей надо слушаться и с чужими людьми уходить со двора нельзя?
- Понял, - виновато сказал Алеша.
Папа подхватил его на руки и понес домой.
- Как хорошо, что у этой сказки счастливый конец, - сказала мама. - Тебе просто повезло. Больше так не делай!
- Не буду! - пообещал Алеша и сдержал свое обещание. Теперь Алеша знал, что все, что говорят незнакомые люди, может оказаться неправдой. Даже если эти люди очень симпатичные и безобидные, очень может быть, что в кармане у них волшебная палочка для злых чудес! С незнакомцами он больше никуда со двора не уходил. Даже если его звали попить чаю с пирожными, или посмотреть щенков, или поиграть в конструктор, или покататься на настоящем космическом корабле. Лучше играть с Виталиком и придумывать новые планеты. Это намного интереснее и безопаснее!

Серия сообщений " ":
В этой рубрике собраны сказки, которые воспитывают или обучают ребенка. Эти сказки можно прописывать вместо таблеток детям, так как они имеют лечебный эффект!

Жил-был в лесу маленький Зайчик. И была у него особенность тащить все домой, что он найдет в лесу. Однажды в лес пришли туристы.

Они остановились на привал, поели, убрали за собой и пошли дальше. Зайчик сидел за кустом и с интересом наблюдал за ними. И увидел, как у одного туриста из кармана выпала какая-то коробочка. Что это были спички, Зайчик не знал. Он подобрал их и принес в лесную деревню. В деревне жили бобры, зайцы, белки, лоси, олени и много других животных.

Прискакал Зайчик в деревню, показал свою находку друзьям. Волчонок сказал: «Это спички. Мать говорила, что маленьким детям нельзя с ними играть. Может произойти пожар». А Зайчик ему отвечает: «Это маленьким нельзя, а я уже большой». Взял Зайчик маленькую красивую спичку и зажёг ею по коробочке. Загорелась спичка. Зайчик ожог лапку. Испугался и бросил ее на землю.

Загорелся сухой мох, пламя взвилось вверх. Хорошо, что Волчонок был рядом и погасил огонь. «Плохой ты, Зайчик, нельзя так делать, а то будет беда и леса, и зверям, птицам» — сказал он. «Будешь ты меня учить! Я и сам умный» — ответил Зайчик и сам поскакал дальше. Сел под елкой, чтобы его никто не видел, достал спички и начал ими чиркать по коробочке. Увидела это Белка и говорит: «Огонь — страшная сила. Он может принести великое зло. Спички сделаны не для того, чтобы с ними дети гуляли. Не играй с ними, а то может быть пожар». «И ты ещё меня учить будешь» — возмутился Зайчик. «Прыгаешь по деревьям и прыгай дальше, не мешай мне».

Побежал Зайчик назад в деревню, спрятался в домике, чтобы его никто не видел, и давай снова чиркать и смотреть, как они красиво горят. Вдруг спичка сломалась и отскочила на зайчикову постель из сухих листьев. Листья сразу же загорелись. Пламя перекинулось на стены, и Зайчик один не мог потушить. Он так испугался, что спрятался в шкафу. Едкий дым ел глаза. Зайчик выскочил на улицу и закричал во всю мощь: «Пожар! Пожар! Помогите!»

Все звери были в лесу. Хорошо, что рядом пролетала Сорока. Она затрещала на весь лес: «Сюда, сюда, все сюда! Тушите огонь! Зайчик домик поджёг!» Вызвали спасателей-бобров. Дядя Бобр и его команда начали носить воду в вёдрах и заливать огонь. А Зайчик заливался слезами и говорил: «Я больше никогда не буду брать спички!» Огонь потушили, но домик сгорел. Дядя Бобр строго сказал всем малышам, которые собрались у пожарища: «Никогда не берите спички в руки, не играйте с ними, а то будет, как Зайчику. Мог бы сгореть весь лес, и тогда нам негде было бы жить».
Зайчику домик отстроили, но с тех пор он запомнил, что нельзя играть со спичками. А вы, ребята, знаете об этом?