Православие все время хочется шутить смеяться. Вера православная - смех - алфавит


1. Священное Писание о смехе

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение (Еф. 5, 4).

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4, 8-10).

Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев.
Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием (Иов. 8, 20-21).

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.
И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радости бывает печаль (Притч. 14, 12-13).

О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» (Еккл. 2, 2).

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых (Еккл. 7, 3-5)

2. Смехотворство

Смехотворство – это грех безвременного, неуместного смеха, неразрывно связанный с грехами празднословия, пустословия, осуждения, злословия, лжи, клеветы, соблазна, кощунства.

Св. Феофан Затворник пишет об основной причине страсти смехотворства:

"Это глазеры, говоруны, спорники. Шатаясь по площадям, торжищам, улицам и домам, все разведывают, и не дивно, что и нарочно подсматривают, вступают в споры, откуда задоры, распри, брани и все нестроения в обществах. «Живущим в праздности, - пишет Феодорит, - свойственны пустословие, говорливость, бесполезное любопытство». Экумений указывает и причину того. «Бог дал нам, говорит он, ум деятельный. Потому, когда мы удаляем его от дел (богоугодных), он, не имея возможности пребывать в бездействии, вдается в дела диавольские, в любопытство, болтливость, наговоры, смехотворство и подобное ». То же пишет и Феофилакт: «Ум наш приснодвижим; потому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, в разведывание, как живут другие, а отсюда в пересуды, празднословие и пустословие».

Преп. Иоанн Лествичник:

Безвременный смех... иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею) .

Св. Василий Великий пишет:

«Грех, творимый языком и на деле, весьма удобен и многообразен. … Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других... Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: постыдные, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, празднословие, лживые клятвы, ложные свидетельства (наговоры, оклеветания) – все это и гораздо еще большее число зол – это произведение языка. …

Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или делать даже доброе не к созиданию веры значит оскорблять Святого Божия Духа .

Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также... и пустое слово, например, возбуждающее смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное".

«Душевную радость изъявить светлою улыбкою не противно приличию, поколику только выражается написанное: сердцу веселящуся, лице цветет (Притч. 15, 13). Но смеяться громко, всем телом приходить в невольное сотрясение свойственно человеку необузданному, неискусному, не умеющему владеть собой».

Преп. Симеон Новый Богослов:

Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей.

Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Таин, но очищает себя от всякой скверны, от чревоугодия, от злопамятства, от дел злых и слов срамных, от смехов бесчинных, от скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутри движения, - и таким образом приемлет Царя славы; напротив, в тех, которые недостойно причащаются Пречистых Таин, стремительно врывается диавол и входит в сердце их, как случилось с Иудою, когда он причастился вечери Господней; почему и говорит божественный Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11, 28-30).

Святитель Тихон Задонский:

Многие не считают пороком празднословие... Но Христос говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

Преп. Варсануфий Великий и Иоанн Пророк объясняют причины смехотворства :

Вопрос 451 . Один христолюбивый муж спросил того же старца: нередко случается, что, когда я нахожусь с некоторыми людьми … нередко к словам присоединяется и бессмысленный смех, и как то делается совершенно вопреки моему желанию, то я весьма скорблю о сем и недоумеваю, что мне делать. …

Ответ. Так случается с нами от зависти диавола. Он, желая, чтобы ни мы не получили пользы, ни беседующие с нами, приносит нам такие плевелы для того, чтобы, если возможно, соблазнить и беседующих с нами. Страх же Божий бывает чужд всякого смущения, всякого беспорядка и молвы. Итак… вникнем тщательно в свое сердце, отчего мы смущаемся и смеемся, ибо в страхе Божием нет смеха. Писание говорит о безумных: «глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир. 21, 23). И слово безумных бывает смущено и лишено благодати. О праведном же говорит: «муж благоразумный едва тихо улыбнется».

3. Разрушительность смехотворства

Смехотворством душа окрадывает сама себя и ввергает в море грехов.

1) Смех изгоняет добродетели

По свидетельству святых отцов, смех изгоняет добродетели, убивает любовь, от него иссякает плач о грехах, теряется покаяние, угасает живая вера, страх Божий. Оно отворяет двери души, чрез которые тотчас выходит сердечная теплота благоговения, внимания, трезвения, молитвы . Смехотворство опустошает душу.

Преп. Ефрем Сирин ясно учит о разрушительном действии смеха:

«Начало душевного развращения... - смех и вольность. Когда увидишь в себе то, ... знай, что пришел ты в глубину зол. Не переставай молить Бога, чтобы избавил тебя от той смерти... смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф. V, 4), разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях».

«Ничто не делает настолько сообщниками мира тех, которые в мире преданы пьянству и блуду, и не удаляет нас столько от сокровищ премудрости и познания тайн Божиих, как смехотворство и дерзновенное парение мыслей».

Преп. Иоанн Лествичник:

«Многословие и смехотворство порождают ложь… Ложь есть истребление любви.

Как воск тает от огня, так и плач легко истребляется от молвы, телесных попечений и наслаждений, в особенности же - от многословия и смеха».

«Многоглаголание есть … дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы».

«Достигши плача, всею силою храни его, ибо прежде совершенного усвоения он весьма легко теряется, и, как воск тает от огня, так и он легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждений, в особенности же от многословия и смехотворства.

Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех.

…Часто одно слово истребляет плач, но было бы чудно, если бы одно же слово и возвращало оный».

Св. Феофан Затворник:

«…болтливость, смехотворство, празднословие, шутки. Они налагают молчание на внутреннее слово духа - молитву».

Древний патерик , изречения старцев, состарившихся в подвижничестве:

«Еще сказал, что смех и дерзость подобны огню, пожигающему тростник».

Преп.авва Исаия:

"Не отверзай уст своих... для смеха, ибо это есть признак рассеянной и нерадивой души.

Где смех, там нет ни благочиния, ни страха Божия, ни внутреннего душевного хранения.

Если прорвется между вами какое смехотворное слово, остерегайтесь позволять гласу (смеха) вашему возвыситься до услышания, ибо это знак необученности и бесстрашия Божия, потому что нет стражи внутри вас".

Преп. Нил Синайский:

Берегись излишнего смеха; он расслабляет душу , а душа, расслабев, легко свергает с себя узду закона.

Преп. Амвросий Оптинский говорил о смехотворстве:

«Смех изгоняет страх Божий.

Дерзка и смела от смеха – страха Божьего, стало быть, нет.

Смеяться поменьше, а то от этого недолжные помыслы приходят.

Если помыслы будут говорить: никаких больших грехов нет, что смеетесь много – (большой грех)».

Св. Иоанн Златоуст называет смехотворство «демонской работой» и говорит о его губительности:

«Оттого всё низвратилось и пало; смехотворством сделалось у нас всё - и взаимное обращение, и вежливость; нет ничего обстоятельного, ничего твердого . … и к удивлению, даже во время самой молитвы многие не перестают смеяться; диавол всюду торжествует, всех связал, всеми обладает; Христос безчестится и изгоняется; церковь ставится ни во что. Ужели вы не слышите слов Павла, который говорит: "сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам]" да изъемлются от вас (Еф. 5:4)? …А ты все же смеёшься? … скажи мне: чему ты смеёшься? Слышал ли ты, чтобы Христос когда-нибудь делал это? Никогда, - напротив скорбел Он часто. Когда Он смотрел на Иерусалим, плакал; когда представлял себе предателя, возмущался; когда намеревался воскресить Лазаря, плакал; а ты смеёшься? Если тот, кто не скорбит о грехах других людей, достоин осуждения, то может ли удостоиться прощения тот, кто не скорбит о своих собственных грехах и смеётся? Настоящее время есть время печали и скорби, сокрушения и смирения, борьбы и подвигов; а ты смеёшься? Ужели не знаешь, как обличена была Сарра? Ужели не слышишь слов Христа, который говорит: "Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лук. 6, 25)? … Но, быть может, некоторые до того рассеянны и легкомысленны, что даже смеются и при этой укоризне, именно потому, что мы говорим теперь о смехе; таково свойство легкомыслия таково - разнузданности, что даже укоризна нечувствительна. …

Но скажешь: что за зло - смех? Не смех - зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. … Служи Богу со слезами, чтобы ты мог омыть грехи ».

«Между тем наши учителя не только похоть искореняют, не только действие (преступное) подвергают наказанию, но осуждают и бесстыдный взгляд, и оскорбительные слова, и непристойный смех…

А между тем, мы только и говорим, что внушит дьявол: то насмехаемся, то острословим; то проклинаем и обижаем, то клянемся, лжем и преступаем клятвы…

… Я требую слез, проливаемых не на показ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и в безмолвии, слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали, проливаемых единственно для Бога...

Если и ты плачешь так же, то подражаешь своему Господу. И Он ведь плакал о Лазаре (Ин. 11:31), об Иерусалиме (Лк. 19:41), и возмутился духом об Иуде (Ин. 13:21). Да и часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся, или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел, - почему и ни один из евангелистов не упомянул о том. Также и Павел, что он плакал, и плакал три года день и ночь, сам о том свидетельствует (Деян. 20:31), и другие о нем говорят то; а чтобы когда-либо смеялся, об этом нигде не говорит ни сам он, ни другой апостол, ни один из святых, ни о нем, ни о ком другом ему подобном. Об одной только Сарре говорит Писание (Быт. 18:12), за что она и получила упрек, также о сыне Ноевом, который за то из свободного сделался рабом. Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха . Скажи мне, чему без меры радуешься и смеешься, когда подлежишь такой ответственности, должен некогда предстать на страшный суд и дать строгий отчет во всем, что сделано тобою в жизни? Мы должны дать отчет во всех произвольных и непроизвольных грехах своих… Тебе нужно будет дать такой строгий отчет, а ты сидишь и смеешься, шутишь и думаешь о забавах? Но скажешь: какая польза, если вместо этого буду плакать? Громадная польза, - такая, что нельзя и выразить словом. На суде человеческом, сколько ни плачь, не избежишь наказания, когда определение сделано; а здесь, если только вздохнешь - и приговор уничтожен, и прощение получено. Вот почему Христос так часто и говорит нам о слезах и называет плачущих блаженными, а смеющихся бедными.

… При всем том некоторые столь бесчувственны, что, несмотря на сказанное, говорят: лучше мне никогда не плакать, но дай Бог всегда смеяться и играть. Что может быть безрассуднее такой мысли? Не Бог, а дьявол учит играть. Выслушай, что случилось с играющими: “И сел народ, - говорит Писание, - есть и пить, а после встал играть” (Исх. 32:6). Так вели себя содомляне, так вели себя жившие пред потопом. О первых говорит Писание, что они в гордости, и в изобилии, и “пресыщении и праздности” (слав. - в сытости хлеба сластолюбствовали) (Иез. 16:49). А жившие при Ное, столько времени видя созидаемый ковчег, беззаботно веселились, нимало не думая о будущем; за это самое всех их и погубил наступивший потоп, и всю вселенную подверг тогда кораблекрушению.

Итак, не проси у Бога того, что получается от дьявола. Богу свойственно давать сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное, целомудренное и воздержное, кающееся и умиленное. Вот дары Божии, потому что в них мы имеем наибольшую нужду. В самом деле, нам предстоит трудный подвиг, борьба с невидимыми силами, брань с духами злобы, война с началами, со властями; и хорошо, если бы мы, при всем тщании, трезвенности и бдительности, могли устоять против этого свирепого полчища. Если же будем смеяться, играть и всегда предаваться лености, то еще прежде сражения падем от собственной беспечности. Не наше дело постоянно смеяться, забавляться и жить весело; это дело лицедеев, зазорных женщин, и людей на то предназначенных, тунеядцев, льстецов; не званным на небо, не написанным в горнем граде, не приявшим духовное оружие свойственно это, но тем, которые обрекли себя дьяволу. Это он, он самый изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых, и ослаблять силы их духа . На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город. Чего Павел велел бегать (Еф. 5:4), - я разумею пустословие и шутки, - то дьявол убеждает любить; и что в этом есть самого худшего, то бывает поводом к смеху. Когда представляющие смешное в театре скажут что-либо богохульное и срамное, тогда многие, будучи еще безумнее их, смеются, забавляются этим... и за такое удовольствие сами себе готовят огненную пещь. Ведь те, которые хвалят говорящих такие речи, тем самым поощряют их к ним; а потому и наказанию, которое назначено для смехотворцев, справедливее падать на смеющихся, потому что если бы не было ни одного зрителя, то не было бы и действующего. …Впрочем, не в извинение их говорю это, но чтобы вас вразумить, что от вас собственно берется начало и корень этого беззакония, от вас, которые тратите на это целый день, подвергаете посмеянию честное супружество, посрамляете великое таинство. Поистине не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работе ».

Св. Иоанн Златоуст особенно обличал тех, кто позволял себе смех в Божием храме, как творящих дело диавола и бесчестие святыне:

«и церковь ведь наполняется смехом. Один скажет острое слово, и смех тотчас распространяется между сидящими; и к удивлению, даже во время самой молитвы многие не перестают смеяться; диавол всюду торжествует, всех связал, всеми обладает; Христос бесчестится и изгоняется; церковь ставится ни во что ».

Поэтому входить в церковь следует тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога. Вследствие величины греха смех в святом месте или над святым человеком навлекает на согрешившего неотвратимое Божие наказаниена кощунника.

Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского свидетельствует, что насмешка над святым, как кощунство, хула на Духа Святого, обитающего в нём, наказывается Богом:

«Однажды, когда святитель Христов Григорий Неокесарийский возвращался из города Команы, где был для избрания и посвящения епископа, некие иудеи захотели посмеяться над ним и показать, что он не имеет в себе Духа Божия.

Для этого на пути, где должно было идти святому, иудеи положили одного из своих товарищей, как бы умершего, нагим, а сами стали над ним рыдать. Когда чудотворец шел мимо их, они начали молить его, чтобы он оказал умершему милость и покрыл тело его одеждою. Он снял с себя верхнюю одежду и, отдав им, пошел дальше.

Иудеи стали радостно насмехаться и ругаться над святым, говоря: "Если бы он имел в себе Духа Божия, то узнал бы, что лежит человек не мертвый, а живой", - и стали звать своего товарища, чтобы он встал. Но Бог воздал им за такое поругание, сотворив товарища их на самом деле мертвым. Они, думая, что он уснул, толкали его в ребра, чтобы пробудить, и громко взывали над ним, но ответа не было, ибо он уснул вечным сном. Видя его мертвым, они стали рыдать уже на самом деле; так смех обратился для них в плач, и похоронили мертвые мертвеца своего».

Пролог в поучениях
описывает другой случай наказанного кощунства:

«Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к его мощам. По пути ему встретился знакомый и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» «Иду помолиться святому Артемию», - был ответ. Встретившийся, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь». Шедший к великомученику не ответил на насмешку и, совершив при мощах святого молитву, пошел домой. Что же? На обратном пути его действительно застигла жестокая болезнь: он почувствовал нестерпимую боль в теле, оно местами стало отекать, и он не в состоянии был дойти до дома. Так как на пути стоял дом того самого насмешника, то ему ничего не оставалось, как побрести туда. И, придя, он почувствовал, что болезнь его еще более усилилась. На него напало нечто вроде беснования, язык его онемел, и казалось, он вот-вот умрет. Однако через некоторое время он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась из-за насмешника, сказал: «За что я так страдаю? Не из-за слов ли моего друга?» Тот же, со своей стороны, начал укорять больного и снова насмехаться. Между ними дело дошло уже до явной ссоры, так что многие останавливались и спрашивали о причине ссоры. Больной пересказал им о своей встрече с другом по пути к святому Артемию и о его кощунстве и, сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но, о ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: «Увы мне! Горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и прославили Бога и святого угодника: «Праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочий тобою да вразумлены будут не вменять в хулу и посмех чудеса, бывающая от Бога святыми Его угодники» (Прот. В. Гурьев. Пролог) .

Архимандрит Рафаил (Карелин):

"Святитель Иоанн Златоуст... сравнивает язык шута и сквернослова, когда они становятся на молитву, с рукой, обмазанной навозом, которой человек хочет коснуться хитона Господня.

Шутки и брань представляют собой карикатуру на человека. В каждой шутке - надругательство над человеческой личностью, унижение ее, стремление заменить его лицо уродливой рожей, как в кривых зеркалах, которые показывали в балаганах. В шутке исчезает уважение к человеку как образу и подобию Божиему. А вместе с уважением пропадает любовь. Если во время плача сердце человека смягчается, то во время шуток оно становится жестким, как камень.

Во время шуток и смеха ум человека помрачается , он не может мыслить о чем-либо высоком и святом, он ищет в других уродства. Насмешка - это радость о том, что человек, образ Божий, одет в одежду, вывернутую наизнанку. Первым шутником был Хам, который надсмеялся над наготой отца, а еще раньше - демон, посмеявшийся доверчивости первозданных людей. Недаром демона называют шутом и нередко изображают в одежде скомороха. Шутка - это короткий приступ истерики, при котором человек освобождается от какой-то накопившейся в его душе энергии. Он как бы выбрасывает ее вон, в лицо другого, как плевок. Этим он будто бы снимает противоречия, накопившиеся в его душе. Этот выброс энергии, связанный с помрачением сознания, приносит видимое облегчение, но по сути дела это облегчение той же природы, что и сквернословие, то есть благодаря унижению другого у человека возникает иллюзия своего собственного достоинства.

Говорят, что от шуток бывает хорошее настроение, - это неправда. После продолжительных шуток и смеха человек чувствует опустошение . Отмечено, что карикатуристы и клоуны в своей личной жизни отличаются угрюмым и раздражительным характером, а нередко и приступами черной меланхолии, как будто шутки и смех - это темные провалы души, в которых гаснет свет ума и исчезают духовные силы . Если человек, выслушав дюжину анекдотов и вдоволь посмеявшись над ними, станет на молитву, то он воочию увидит безобразие своей души. Есть психический комплекс шутника, который везде и всегда ищет несоответствия и уродства; для него вся жизнь - постоянный парадокс. Если он не шутит в течение одного часа, то чувствует какой-то внутренний дискомфорт, как пьяница, лишенный алкоголя, или наркоман, оставшийся без наркотиков, словно какие-то силы распирают изнутри его душу. Ему в полном смысле этого слова становится плохо. Он начинает шутить с такой жадностью, с какой голодные набрасываются на пищу. Человек настолько привыкает шутить, что шутит почти машинально. В его подсознании происходит постоянный поиск и обработка шуток. Он шутит даже неожиданно для самого себя. Когда такой человек начинает молиться, молитва у него порой превращается в кощунство. Привычка заставляет его искать уродливые ассоциативные образы, как бы некое передразнивание молитвенных слов.

Диавол - любитель и ценитель шуток. Это - невидимый режиссер той клоунады, которая происходит в уме человека. Самое страшное последствие греха в том, что он удаляет от души благодать Духа Святого. Нигде на иконах не изображены смеющиеся или улыбающиеся святые, ибо смех лишает человека самопознания, а шутки - покаяния. Зато диавол нередко изображается с оскаленными в улыбке зубами. … Господь сказал: «Горе смеющимся» (ср.: Лк. 6, 25) - горе, потому что они изгоняют Духа Святого из своей души; горе, потому что они насмехаются над человеком - образом и подобием Божиим, а через творение - над Творцом; горе, потому что они теряют драгоценное время жизни; горе, потому что лишают себя глубины покаяния и чистоты молитвы».

2) Умножение страстей

Расточая добродетели, смехотворство делает человека добычей страстей . Святые отцы учат, что смехотворство порождает множество грехов, таких, как злословие, ложь, осуждение, уныние, нерадение, расслабление, непокорство, дерзость, кощунство, хулу на Святого Духа.

Преп. Иоанн Лествичник пишет, что смехотворство – одно из порождений страсти чревоугодия, и те страсти, которые он перечисляет вслед за смехотворством, бывают и его порождениями:

«Море злых помыслов, волны скверн, глубина неведомых и неизреченных нечистот от меня происходят. Дщери мои суть: леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние, - самая лютая из всех страстей».

Святые отцы указывают на связь смехотворства и любодеяния и предостерегают, что за неуместным и неумеренным смехом следует блудное искушение.

Св. Иоанн Златоуст:

Смех делает слабыми узы целомудрия, смех отталкивает, смех не воспоминает о страхе Божием, смех не боится угрозы геенны, смех - путеводитель блуда , шутливость - изобличение необузданного человека, смехотворство производит то, что мы впадаем в беспечность…

Отечник (Изречения старцев, преимущественно египетских, особливо же старцев Скита, которых имена не дошли до нас):

Нечистота есть осязание любострастное своего и чужого тела, также смехотворство и свободное обращение с другими.

Св. Феофан Затворник:

«У всех святых подвижников находим указание, что пусторечие и смехотворство состоят в прямой связи с похотию. Кто смехотворит, сам находится в состоянии похотном, которое чрез пусторечие свое распространяет он и вокруг. Святой Златоуст и говорит: «Не произноси слов, ни шутливых, ни постыдных, - и ты угасишь пламя, ибо слова ведут к делам. Как там (выше, говоря против раздражительной страсти) уничтожил Апостол ссоры, поддерживающие гнев, так теперь отсекает сквернословие и шутки, ведущие к распутству ».

Преп. Иоанн Лествичник:

Безвременный смех... иногда рождается от беса блуда , а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею).

Преп. Феодор Студит:

Почитай... смех блудодеянием.

Преп. Варсануфий Великий и Иоанн:

Вопрос 455 . Что есть свободное обращение и непристойный смех?

Ответ. … А как вообще сказано о свободном обращении, что неполезно иметь его, так и в смехе не должно медлить и давать себе свободу, но воздерживать помысл, чтобы благопристойно миновать тот смех. Ибо пусть те, которые дают себе в нём свободу, знают, что они впадают от сего и в блуд .

4. Как победить склонность к смехотворству?

Святые отцы открывают нам, что источник смехотворства – в неимении страха Божия, которое порождает в душе лукавство, расслабление, вольность обращения с ближними. Соответственно этому они указывают и путь для борьбы с неуместным (грешным) смехом: утвердить себя в страхе Божием, прилежать молчанию, кротости и смирению, молитвенно призывать имя Божие, поучаться от Священного Писания в том, что каждое наше слово должно быть исполнено благодати . Если же наш смех происходит не от греха, а от природной весёлости, то надо всячески стараться, чтобы не соблазнить им ближнего и оставаться в пределах благопристойности, потому что вольность в обращении с ближним, неизбежно связанная со смехом, всегда таит в себе опасность оскорбить, обидеть или соблазнить его. Необходимо стараться приобрести навык благопристойного и сдержанного общения. Также следует трезвиться , чтобы неумеренностью в смехе не дать над собой власть страсти блуда.

Святые отцы советуют ограничивать и даже избегать общения с теми, кто подвержен страсти смехотворства.

Преп. Варсануфий и Иоанн учат, как избежать искушения смеха во время бесед:

Вопрос 451. Ответ. … Страх же Божий бывает чужд всякого смущения, всякого беспорядка и молвы. Итак, прежде беседы утвердим себя в страхе Божием и вникнем тщательно в свое сердце, отчего мы смущаемся и смеемся, ибо в страхе Божием нет смеха . Писание говорит о безумных: «глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир. 21, 23). И слово безумных бывает смущено и лишено благодати. О праведном же говорит: «муж благоразумный едва тихо улыбнется». Итак, если возбуждаем в себе памятование о Боге и мысль о том, что мы должны беседовать с братиею нашею со смирением и безмолвным помыслом , размышляем о сем и имеем всегда пред глазами Страшный суд Божий, то приготовление сие изгоняет из сердца нашего всякое лукавое помышление, ибо где безмолвие, кротость и смирение , там обитает Бог. Сказанного будет тебе достаточно для руководства при случающихся беседах. Если же враг будет упорствовать вести с нами брань, думая своим бесстыдством уловить и низложить нас, то не будем ослабевать, чтобы он не увлек нас в свои сети. Но из первого случая извлечем себе урок и так далее; сказано: «семь раз упадет праведник, и встанет» (Притч. 24, 16). …Но более всего будем помнить, что необходимо нам призывать святое имя Божие, ибо где Бог, там всё - благое ; очевидно же, что где диавол, там всё - злое. …вспомним же, что сказал, святой апостол Павел: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4, 6). И если будем поучаться в сем, то по благоутробию Своему Вседержитель Бог подаст нам совершенное устроение в страхе Своем. Тому слава вовеки, аминь.

Вопрос 455. Что есть свободное обращение и непристойный смех?

Ответ
. Свободное обращение бывает двух родов: одно происходит от бесстыдства и есть корень всех зол, а другое происходит от веселости; впрочем, и это последнее не совсем бывает полезно тому, кто держится оного. Но так как только крепкие и сильные могут избежать обоих, а мы по немощи нашей не можем сделать сего, то, по крайней мере, допустим иногда то свободное обращение, которое проистекает от веселости, наблюдая чтобы не подать чрез него брату повода к соблазну. Находящиеся среди людей, если они несовершенные, еще не могут избавиться от сего второго рода свободного обращения. А если не можем, то да послужит нам сие в назидание, а не в соблазн, в особенности когда постараемся сокращать соединенную с ним беседу, потому что многословие не очень полезно, хотя бы, по-видимому, и не заключало в себе ничего непристойного. То же самое надобно сказать и относительно смеха, ибо он есть отрасль свободного обращения. У кого со свободным обращением соединено сквернословие, очевидно, и смех такого человека имеет скверну; если же свободное обращение происходит от веселости, то очевидно, что и смех его бывает лишь веселый. А как вообще сказано о свободном обращении, что неполезно иметь его, так и в смехе не должно медлить и давать себе свободу, но воздерживать помысл, чтобы благопристойно миновать тот смех . Ибо пусть те, которые дают себе в нём свободу, знают, что они впадают от сего и в блуд.

Преп. Исаак Сирин:

«Перед друзьями своими ходи благоговейно ; когда будешь так поступать, принесешь пользу и себе и им, потому что душа часто под предлогом любви свергает с себя узду осторожности. Остерегайся бесед, потому что не во всякое время они полезны. В собраниях предпочитай молчание, потому что удерживает оно от многого вреда».

«Кто любит смех и любит осмеивать людей, тот да не будет тебе другом, потому что ведет тебя к привычке предаваться расслаблению. Не весели лица своего с тем, кто распущен в жизни своей; но берегись, чтобы не возненавидеть его; если же пожелает восстать, подай ему руку и до смерти прилагай попечение о том, чтобы приобрести его. Если же ты еще немощен, то отвращайся и от врачевания сего, ибо сказано: дай ему конец жезла твоего, и проч.»

(Об этом читаем у преп. Иоанна Пророка: «Держи еще у себя сего слугу, обучая его и себя через него. И если он исправится - хорошо. Если же по прежнему будет вести себя и ты потерпишь его Бога ради, то и это хорошо, ибо получишь воздаяние за терпение. Но когда увидишь, что ты не в силах терпеть, но получаешь через него вред, то отпусти его, приводя себе в память словá одного из святых: «Когда видишь, что кто-нибудь утопает в реке, не давай ему руки твоей, чтобы он и тебя не увлек с собою, но подай ему жезл твой, и если возможешь спасти его посредством жезла, то хорошо будет, если же нет, то пусти жезл, чтобы и тебе не погибнуть вместе с утопающим » (Ответ на вопрос 660 )).

Св. Феофан Затворник:

Старайтесь навыкнуть, и навыкнете так, что будете видеть смешное и не надсмеетесь.

Св. Василий Великий:

"Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо оберегать душу , чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву".

Святитель Димитрий Ростовский:

"Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть «неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,- говорит апостол (Иак. 3, 9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил.

Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда , как сказал Господь (Мф. 12, 36). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140, 3-4). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» (Пс. 38, 2-3)".

5. Для чего нам дана способность смеха

Св. Иоанн Златоуст:

«Способность смеха дана нам для того, чтобы мы употребляли её, когда увидим друзей после долгой разлуки, чтобы, когда увидим какого-нибудь изнурённого и павшего духом, ободрить его улыбкою, а не для того, чтобы хохотать и постоянно смеяться; способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась. И плотская похоть лежит в нашей природе, но отсюда не следует, будто непременно нужно удовлетворять ей или употреблять её без меры; но нужно управлять ею, и мы не говорим: она внедрена в нас, потому мы и должны удовлетворять ей. Служи Богу со слезами, чтобы ты мог омыть грехи. …

Итак, будем плакать, возлюбленные, будем плакать, чтобы поистине посмеяться, чтобы поистине возрадоваться во время действительной радости. Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистою, а та - радость действительная, не притворная, не заключающая в себе ничего неискреннего, не имеющая никакой примеси. Будем же радоваться тою радостью, будем стараться - её получить ; а получить её возможно не иначе, как избирая здесь не приятное, но, полезное, и даже испытывая некоторую скорбь добровольно, и с благодарностью перенося все случающееся. Таким образом мы сможем сподобиться и царствия небесного…»

Св. Григорий Богослов даёт совет, что шуткой можно остудить гневающегося:

«Назову тебе один искусственный способ. Хотя он и не достоин внимания тех, которые предпочитают кротость, однако назову, потому что он может погашать неприятность... Пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех - самое сильное оружие к победе над гневом... Того, кто оскорбляет человека, не сердящегося на его нападения, но смеющегося над ним, это всего более огорчает и обессиливает. Напротив, если встречает он себе сопротивление, это приносит ему некоторое удовольствие, потому что доставляется новая пища гневу, а гнев ему весьма приятен».

Преп. Иоанн Лествичник пишет об истинном веселье - о духовном смехе, благодатной радости очищенной покаянием души:

«Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к Нему радовался душевным смехом. Отыми грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам, ибо когда нет раны, то не нужен и пластырь. У Адама прежде преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда грех упразднится; ибо тогда отбежит болезнь, печаль и воздыхание (Исайи 35, 10)».

«Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (то есть радость).

…Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие , как мед заключается в соте. Чему же из сего научаемся? Тому, что такое умиление есть поистине дар Господень . ...Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом».

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


О смехе

Из книги архиепископа Иоанна (Шаховского) , изданной в серии , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех - несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица.

Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете (см.: Лк 6, 25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки.

Благостная улыбка есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются, не смеясь. Смех как полнота чистой радости есть состояние будущего века. «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21). Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!).

Анекдотический смех, которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла и тщеславно смеша других, все это - болезнь духа. Можно сказать даже точнее: это - симптом болезни духа.

В мире духов живут нечистые духи; они видны бывают на лицах, закатывающихся смехом... Ангельская радость озаряет лицо улыбкой.

Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже - убийства... Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Едкий смех - не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это - пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.

Острота слова всегда взрезывает душу. Но острота, будучи даже одинаковой у двух ножей - хирургического и разбойничьего, производит совсем разное действие. Одна, взрезывая, пропускает свет небесный и теплоту Духа или вырезает гноение, обрезает мертвость; другая - безблагодатная острота - режет, кромсает душу и часто убивает.

Остры только святые, и только святое остро. Грязные же духи пародируют остроту, и много людей в мире изощряется в высказывании себя чрез эти остроты.

Предел духовной нечистоты смеха - гомерический хохот, гоготание... Такой смех настигает людей недалеко от обильных трапез.

Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него - помощью невидимых хранителей его - чисто и ясно.

Святые светили миру и плачем своим, и улыбкой. Как дети. Ибо только у детей и у подлинно верующих во Христа людей есть чистота жизни, видимая телесными глазами, даже в чертах лица.

Просто и чисто все у детей, еще не коснувшихся тленного духа. Смерть еще не выявилась в усмешке их смертной природы, им дана весна жизни, как начаток и как воспоминание рая; и вот, они чисто смотрят, чисто смеются, нелукаво говорят, легко плачут, легко забывают свой плач...

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф 18, 3)... Ясно - почему.

Из всех живых существ смех подарен только человеку. Звери смеяться не умеют. Коты правда, улыбаются, и не только в стране чудес. Ещё в реальности ржут кони, «хохочут» попугаи - но всё это экстраполяция нашего умения смеяться на мир животных. Получается, что, в числе прочих очень высоких признаков, смех делает нас людьми? Или как это понимать? Ясно одно - в способности человека смеяться скрывается важная тайна.

Среди многочисленных трудов, изучающих смеховые явления, хочется выделить исследовательскую работу выдающегося советского филолога Владимира Проппа, поскольку он рассматривает смех и как физиологический процесс, и как аспект нравственности, с которой так тесно связана культурная деятельность человека.

Произведение Проппа «Проблемы комизма и смеха» начинается очень ёмкой цитатой: «Самая полная и наиболее интересная попытка перечисления видов смеха сделана не философами и не психологами, а теоретиком и историком советской кинокомедии Р. Юреневым, который пишет так: „Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущённый. Можно ещё и увеличить этот перечень: весёлый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!“». Кажется, список достаточный? Но Пропп добавляет очень важное направление: смех насмешливый, осмеивающий, издевающийся…

Перечень не полный, но в нём видно, что весь спектр человеческой души - от дьявольского зла до святейшего добра - может быть выражен посредством смеха. Выходит, что сам по себе смех не хорош и не плох - как и слёзы. Святые отцы объясняют, что слова Господа «блаженны плачущие» относятся к тем, кто изливает слёзы раскаяния, сопереживания. Но слёзы, проливаемые из-за ревности, обиды, уныния, невозможности отомстить - блаженными быть не могут. Точно так же и смеховая реакция окрашивается состоянием нашей души и от этого может стать как блаженной, так и губительной для нас.

В итоге своих исследований Пропп выводит, что смеховая реакция, вызванная и «низким комизмом» площадных увеселений пьяной толпы, и высоким штилем сатирических литературных шедевров, и злой смех, и добрый смех - берут начало от одного истока, порождены одним и тем же механизмом, вследствие которого человека начинает сотрясать хохот.

Базовая причина, вызывающая смеховой рефлекс - это узнавание неправильности, смещения, парадокса, искажения, непристойности, подмены, перевёртыша.

Вот простейшие примеры для иллюстрации пропповской формулы: «В рукава просунул руки - оказалось - это брюки». Смех вызывает эта ошибка, связанная со схожестью рукава с брючиной.

Ещё пример: «Воробышек прискакал и коровой замычал: Му-у-у!». С самого детства мы привыкаем - чуть где что-то перепутано, искажено - и «будто лампочки, включаются улыбки».

А вот медвежонок в цирке, одетый как человек - в кепке, штанах да ещё и с гармошкой. Нам смешно, потому что это пародия на человека, карикатурное подражание. Встретим подобного медведя в тайге, с ног до головы голого, в чём мать родила - и будут нам хихоньки-хахоньки…

По этой же причине никто не смеётся, когда человек в костюме идёт по столичному тротуару. Ну идёт себе и идёт, ровно идёт, не шатается, не прыгает на одной ноге. Правильно идёт. Но если бедняге случилось споткнуться и, нелепо размахивая руками, шмякнуться на мягкое место с совершенно мультяшным выражением лица - большинство из нас инстинктивно хихикнет. Потому что любое человеческое падение - это неправильность!

Механизм определения неправильного встроен в наши головы как датчик, и реакция смехом на отклонение от нормы так же естественна и неподконтрольна, как реакция слезами на внезапную резкую боль.

Вот вы слышали хоть один анекдот о счастливой, благополучной семье? И я тоже нет. Но сколько анекдотов об изменах, о несчастных, разбитых семьях! Существование анекдотов об изменах - это доказательство того, что в мироздании есть незыблемые закономерности. Безумная вспышка смеха, сопровождающая даже пошлые анекдоты, доказывает, что норма есть! Независимое знание, присутствие в нас «неписаных законов» заставляет автоматически сравнивать с ними любой объект, любое явление. Смех - как первичный диагноз миру: отклонения от нормы имеются!

Иногда человечество пытается «переписать закон», подменить нормы, например, ввести постулат о том, что супружеские узы - это формальность - и поднимает знамя «свободной любви». Но нравственные модусы не так просто из человека вытравить. Среднестатистического индивида можно, конечно же, инвазировать мыслями о нормальности однополых браков. Но и он не сможет удержаться, чтобы, услышав анекдот о том, как женятся Вася и Петя, не прыснуть смехом, обличающим всякое искажение. А дальше, по Юреневу, - каким именно смехом: злорадным или соболезнующим, осуждающим или похабным, грустным или придурковатым, и так далее. Смех, как фонтан, выносит наше внутреннее содержание на свет Божий - и может продемонстрировать как золотой песок духовных приисков, так и грязь Авгиевых стойл. Кто во что вляпался, так сказать.

А вот ещё другой род анекдотов: «Эти двое поспорили, кто больше высунется из окна скоростного поезда. Выиграл тот, кто лежит в правом гробу».

Существование чёрного юмора, который запускает в зону смеховой культуры трагические вещи, такие как смерть, ранения, увечья, весьма возможно, является доказательством того, что и смертность наша, и всякая другая уязвимость плоти - это свойства, изначально неестественные для сотворённого Богом человека. На подсознательном уровне мы это понимаем. И поэтому когда смерть не касается нас лично и мы способны абстрагироваться от боли утраты и страха небытия, - тогда мы смеёмся над смертью просто как над неправильностью.

Выходит, смех доказывает, что истина есть и отклонение от неё ненормально. Теперь понятнее, почему в Евангелии нет эпизодов, где бы Иисус Христос хохотал. Тот, Кто Сам является Истиной и Любовью, на отпадение от истины и любви, на грехопадение, ведущее к гибели, наверное, будет реагировать как-то иначе, по другим психо-физическим законам. Сочетание двух природ в Иисусе Христе, человеческой и Божественной, определило Его особую власть и над неизбежностью смерти, и над неизбежностью смеха…

Господь не хохочет над грешником, но использует против греха лезвие иронии. Вот он изобличает показную тщательность в соблюдении внешних ритуалов, соединённую с потворством грехам против воли Божией: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (Мф. 23, 24).

Вот трагическая ирония Христа о нашем человеческом желании всё разрешать самим, мимо Божией воли, ведь мы лучше знаем, как надо: Кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? (Лк. 12, 25–26).

А вот эпизод, когда лукавые люди, желающие подловить Христа на слове, спрашивают: Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Христос просит принести ему динарий, уточняет, чьё там изображение и надпись. Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк. 12, 16–17). Ироничная и отрезвляющая пощёчина всей истории человечества: бряцающие динарии - дань князьям мира сего, исполнение духовных заповедей - нетленная дань Богу.

В православной эссеистике есть множество замечательных пассажей, доказывающих, что Иисус Христос не осуждал добрый смех, не запрещал веселье. Конечно, трудно представить Его на свадьбе в Кане Галилейской веселящимся, как обычный гость. Но, как говорят богословы, тем более невозможно представить Христа насупленного, с осуждением взирающего на хохочущих молодожёнов. Уж такой бы ни за что не обратил воду в вино, когда оно кончилось в самый разгар веселья.

И чем глубже погружается, напитывается евангельским духом сердце человеческое, тем меньше сопровождаются гаденьким смешком сюжетишки типа «муж пришёл домой, а там жена с любовником»… Ну жалко дуру до слёз, и мужик тоже хорош…

Святые над чужими грехами не смеялись. В какой-то момент и у всякого христианина греховная неправильность может вызвать уже не смех, а целительную серьёзность - потому что путаница и пошлость имеют тенденцию пускать корни и править балом.

Но пока мы не святые, обличающая искажения смеховая реакция остаётся для нас важным способом возрастания над собой. Потому что смеховой инстинкт - это прежде всего подсказка: стоп, здесь что-то не так. Потому что смех может помочь расстаться с собою неправильным. Потому что смех может помочь преодолеть боль неудачи. Потому что смех может помочь пробить панцирь гордыни - и тогда лучики сердца осветят глаза в улыбке над самим собой.

Оказывается, что смеховые истерики даже от кашля помогают! Когда мои племянники заболевают бронхитом, моя сестрица лечит их… смехом. Она читает им весёлые рассказы, стараясь вызвать у них приступы неудержимого хохота. Если нужно, дощекочет - и тогда заливистый детский смех переходит в глубинный кашель, который хорошенько очищает лёгкие от слизи.

Возможно, когда изобличаешь свои собственные неправильности, глупости, недостатки - смех помогает очиститься от слизи душевной. Важность, слащавость, нетерпимость, спесь, показушность, рвение не по уму и выпендрёж - это слизь, которая часто вредит здоровому дыханию православного христианина. Правильно это? Да нет. Поэтому на прощанье посмеёмся над собой - вспомним рефлексивный, а значит, очень православный анекдот.

Закончив службу, священник объявил:

В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чём пойдёт речь, прочитайте дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил:

Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.

Почти все присутствовавшие подняли руки.

Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, - сказал священник. - У Марка нет семнадцатой главы.

Ветхозаветная серьезность была с энтузиазмом подхвачена молодым еще христианством. Во-первых, оно отвергало все, что было присуще язычеству, включая воспевание веселья и плотской любви. Во-вторых, ранние христиане каждую минуту ожидали конца света, что не очень-то располагало к земным радостям.

Из доктрины и практики церкви нещадно изгонялось все, что напоминало о веселье и смехе.

Если в священных книгах кто и смеется, так это отрицательные герои, безбожники и маловеры. Например, в Евангелии "смеются" и "усмехаются" только фарисеи, не верящие в Христа, или распинающая Его толпа. Спаситель и его апостолы так серьезны, что даже сам вопрос "смеялся ли Христос?" воспринимался как ересь и кое-кого привел на костер.

Суровый монашеский дух заставлял считать любой смех преступлением, достойным адских мук. Святой Ефрем Сирин писал: "За какую вину Ханаан подпал вечной клятве? Не за то ли, что посмеялся над праведником? Ибо не за худое какое-либо дело осужден, но за один смех подвергся он страшной ответственности... Кто не побежит со страхом от шуток, которыми приобретено проклятие? Если дьявол внушает тебе повеселиться и смеяться под видом любви, то и Ханаан, веселясь, посмеялся и стал под клятвою. Послушай премудрого Соломона, который вопиет и объявляет тебе о вреде, сокрытом в смехе".

Отцы церкви любили цитировать Евангелие от Луки: "Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете". Смех называли "грехом Хама", проявлением дерзкого самомнения и неуважения к другим.

При этом от смеха полагалось отличать веселость и безобидные шутки, которые помогали сохранять бодрость и предохраняли от уныния. Так шутить любили многие святые и даже основатель монашества Антоний Великий. Когда кто-то осудил его за такое поведение, Антоний подозвал этого человека к себе, дал ему в руки палку и велел согнуть - сначала немного, потом больше. "Палка сломается", - возразил противник юмора. "Вот видишь, - сказал тогда Антоний. - Так и человека нельзя заставлять нести подвиги сверх силы. Если бы я не шутил иногда с моими учениками, они бы впали в уныние и лишились той бодрости, которая поддерживает их теперь." Вот еще образцы монашеского юмора.

Один монах был недоволен монастырским верблюдом. Старец сказал ему: ”Хоть он и ленив, но все же работает целую неделю и ничего не пьет, А сколько людей на свете пьют и потом целую неделю не работают!”

Старец, сорок лет живший в пустыне, рассказывал: "Когда саранча попала мне в похлебку в первый раз, я все вылил на землю. Во второй раз я выбросил саранчу, а похлебку съел. В третий раз я съел и похлебку, и саранчу. А теперь сам ловлю саранчу для похлебки ".

На Западе и Востоке христианство пошло разными путями. Католичество нашло компромисс с земными радостями, в том числе со смехом. На праздники священники и аббаты устраивали в храмах спектакли и шутовские церемонии и сами принимали в них участие.

Некоторые богословы убеждали, что в смехе и радости нет ничего плохого, если человек угождает этим Богу.

Знаменосцем такого движения выступил святой Франциск из Ассизи, который радовался буквально всему на свете. Даже к диким зверям он обращался "брат заяц" или "брат волк". Из круга последователей Франциска вышла легенда о клоуне, который, зайдя в храм и став перед иконой Пресвятой Богородицы, пожелал принести ей что-нибудь в дар и начал жонглировать и кувыркаться перед ее образом, ведь ничего другого он не умел. Когда монахи хотели его прогнать, сама Богородица сошла с иконы и утерла пот с его лица.

Конечно, такие настроения не могли не вызывать возмущения официальной церкви. Поднялась сильная реакция против смеха и особенно против шутников-скоморохов, которых поторопились причислить к колдунам и "слугам дьявола"*. Если не удавалось отправить на костер их самих, в огонь летели музыкальные инструменты, пестрые наряды, сборники смешных историй. Причем протестанты преследовали весельчаков еще ревностнее, чем католики. К XVI веку вся Европа превратилась в царство серьезности и богобоязненности. Только на Руси раздавались еще погудки скоморохов, но скоро и за них взялись ревнители чистоты веры - в 1648 году "бесовские игрища" были запрещены под страхом суровой кары.

Православная церковь и раньше относилась к смеху куда строже католиков. Даже обычный смех святой Дмитрий Ростовский считал признаком "детского нрава, сластолюбивого сердца, слабой, немужественной души".

Еще больше осуждалась насмешка, в которой "грех смехотворства" соединяется с "грехом осуждения". Даже в XX веке отец Александр Ельчанинов писал: "Смех {не улыбка) духовно обессиливает человека". Другой видный современный богослов, архиепископ Иоанн Шаховской, размышлял: "Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира".

Такое отношение к смеху еще довольно либеральное. Большинство православных продолжают отвергать смех как таковой, а заодно и все современное общество, тесно связанное со "смеховой культурой". Немудрено, что часто такой подход выглядит ханжеством. При этом многие старые и новые секты заманивают паству обещанием всяческих радостей. Этим и раньше занимались русские хлысты и американские шейкеры, которые пели и плясали, чтобы угодить Богу. Сегодня в арсенале сектантов самые разные увеселения - от пения молитв до совместных попоек и группового секса. Впрочем, все это уже ближе к психиатрии, чем к вере в Бога..

Количество записей: 775

Здравствуйте! В Храм я начала ходить совсем недавно. Грешно жила, не задумывалась ни о чем, хотя в Бога верила всегда. Недавно потеряла взрослого любимого сына и мир перевернулся. Наш батюшка нашел для меня в те страшные минуты нужные слова. Утешение я нахожу в молитвах. Но всегда, если я начинаю свой разговор с Господом Богом нашим, я начинаю плакать. Я молюсь и плачу. Если прихожу в Храм и стою в определенном месте, слезы льются просто ручьем. Може, Бог гневается на меня и не хочет принимать мои молитвы? Но они действительно идут от всего сердца! Мне очень хотелось бы иметь наставника в вопросах православия. Много вопросов, а задать их некому. Не хотелось бы набираться разума у бабушек. Они тоже не всегда говорят правильные вещи.

Галина

Галина, в слезах нет ничего плохого, а слезная молитва вообще очень ценна пред Богом. Не смущайтесь по поводу слез, молитесь с твердой верой, что Бог Вас слышит. А вот духовника Вам действительно надо искать. Может быть снова обратиться к тому Вашему батюшке, ведь он уже однажды нашел для Вас те самые, нужные слова.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, меня много лет мучает совесть за грех - я в молодости забеременела и пришлось вступить в брак, ребенка я не хотела и будучи беременной думала об этом и не желала, соответственно, ничего хорошего. Теперь моя дочь выросла, я ее очень люблю, но она не может найти ни работу, несмотря на хорошее образование, ни выйти замуж, с 12 лет у нее мысли о самоубийстве. Она крещеная, молится и посещает церковь, ничего не помогает, поклонялись святым мощам, тоже не помогает. Я в отчаянии, что я могу сделать для неё, на исповеди была, молюсь. Как мне искупить мой грех, не представляю. Спасибо.

Елена

Дорогая Елена, если Вы в молодости не смогли подарить своему ребенку материнскую любовь, то сейчас как раз время наверстать упущенное. Не ищите в сегодняшнем положении как-то мистики, проблема в психологическом плане. Ваша поддержка дочери и сердечное участие в ее жизни поможет ей. А покаяние было нужно не для дочери, а для Вас самой. Надеюсь, что Ваше посещение храма и исповеди не было одиночным эпизодом. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Мне 16 лет. В последнее время очень сильно унываю. Пропало желание молиться, даже какое-то отвращение к молитве появилось. Стала очень раздражительной, постоянно в душе волнение, все свои переживания просто "заедаю" пищей. Чувство какой-то пустоты, не хочется ничего делать, чувство будто живу бессмысленно. Пытаюсь себя как-то настроить на хорошее, но не получается. Я раньше с охотой молилась, в течение дня старалась чаще вспоминать о Боге, а теперь вообще не хочу... Помогите мне, пожалуйста.

Мария

Бывает, Мария. Бывает и такое. Нам же никто не пообещал, что, раз уж встали на путь верующего человека, то пойдем по нему легко и непринужденно, всегда будет хотеться молиться и что-то доброе делать. Нет, бывают и другие состояния. Только на них не надо зацикливаться, а напротив - каяться и покаянием их отгонять.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Беременные часто молитвенно обращаются к Божией Матери. Есть икона, которая называется "Помощница в родах". Перед этим образом возносят такую молитву:
"О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою (имя), приди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюся и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь."
Кроме того, (если нет токсикоза) я бы посоветовал Вам чаще причащаться Святых Христовых Таин, хотя бы два раза в месяц. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Так получилось, что я стала общаться с протестантами, мы вместе посещаем больницы и дома престарелых, помогая, беседуя с людьми. Сама я православная. Перед любым делом они молятся, скажите, могу ли я общаться с ними, не грех ли это? И нужно ли мне молиться с ними?

Света

Дорогая Светлана, не лучше ли Вам организовать свой кружок для посещения немощных и больных? Кроме того, что нельзя одобрить совместную молитву с инославными, Вы еще своим участием помогаете распространять ложную религию среди людей.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Пожалуйста, объясните мне с точки зрения церкви, почему во время чтения молитвы меня одолевает ужасная зевота, с чем это связано? И во время посещения храма тоже самое... Я крещеная, но крестили меня после развода моих родителей. Отец мусульманин. Имеет ли это какое-либо отношение? Спасибо. Благодарю за ответ!

Виктория

Виктория,
зевота вызвана недостатком кислорода в крови во время усиленной мозговой деятельности. Зевают школьники и студенты, зевают дома и на работе.
Молитва же требует от нас особенного напряжения наших душевных и умственных способностей. Глубокий вдох восполняет недостаток кислорода.
Только это имеет отношение к описанному явлению.
Когда крестили, кто отец - не важно.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Может быть, мой вопрос немного странный, но мне очень хочется узнать, дабы быть уверенной, что мои молитвы будут услышаны. Дело в том, что когда я молюсь и прошу о чем-то у Бога, то делаю это про себя (в уме), правильно ли это? И как правильно просить об упокоении души моего умершего мужа? Спасибо.

Оксана

Оксана, то, что Вы молитесь в уме, правильно. Если при этом Вы не слишком отвлекаетесь от слов молитвы, так и продолжайте молиться, это совершенно нормально и естественно.
А в отношении молитв об усопших - есть канон за умершего (или за единоумершего, как его иногда еще называют) и молитва, их можно найти по этой ссылке: http://www.soborjane.ru/index/kanon_za_edinoumershego/0-2237 . Для крещеных усопших обязательно нужно заказывать церковное поминовение и, конечно, не забывать поминать их и в домашней молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, сейчас я болею, и врач сказал не вставать, но когда приходят плохие и пошлые мысли, я встаю и иду к иконе. Скажите, во время болезни (ангина) можно молиться в постели?

Маша

Да, Маша, можно молиться и в постели, если болезнь связана с постельным режимом. Лучше побольше лежите, поскорее выздоравливайте и будете молиться так, как Вы привыкли.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Мне 26 лет. Мы с мужем венчаны, очень хотим детей. Живем 3 года и ничего не происходит. Этим летом специально ездили в Самару, ходили в Крестный ход (3 дня). Посещаем церковь, стали соблюдать посты. Но, к сожалению, ситуация не меняется. Душевное равновесие еще осложняется тем, что уже 4 месяца я не могу найти работу. Иногда посещают мысли, для чего я вообще живу? Стараюсь гнать их, понимаю, что все от лукавого. Но бывает иногда сложно совладать с собой. В последнее время стала задумываться, что надо просто смириться, отпустить ситуацию, положиться во всем на Бога... Просто очень тяжело осознавать, что кому-то дети даются очень просто, часто даже тем, кто их совсем не хочет. Я же, наоборот, всю свою жизнь только и мечтала о семье, детях. О карьере почти и не задумывалась. А сейчас получается так, что ни детей, ни работы... Очень тяжело бывает порой, вплоть до отчаяния. Благо, муж меня поддерживает, спасибо ему огромное. Надеюсь на Ваш совет. Спаси Господи...

Марина

Здравствуйте, Марина! В этой ситуации действительно главное – смирение. Не оставляйте Ваших чаяний и не переставайте молиться, посещать святые места. Можно, например, съездить в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому. Я лично знаком со многими людьми, которым по молитвам батюшки Серафима Господь подавал чад. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Недавно узнала о святых Гурии, Самоне и Авиве, купила иконку и хочу помолиться им. Нашла три молитвы этим святым. Как будет правильно: прочитать все три или выбрать какую-то одну?

Олеся

Олеся, и то, и другое правильно. Поступите в этом случае так, как подскажет Вам душа.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, у меня сложные, но очень важные для меня вопросы, они взаимосвязаны. Уже больше года я через мольбу искренне прошу Бога выполнить одну мою просьбу, она не связана с деньгами или прочими материальными благами, а связана с моим другом. Просьба эта для Бога очень легко выполнима, ничего особенного в ней нет. Почему Бог мне не помогает? Второй вопрос связан с первым, точнее, с этим человеком, моим другом. Уже год, даже чуть больше, я прошу Бога об укреплении дружбы, хотя она и не трещит по швам (хотя об этом далее), она не устраивает, хочется более крепкой дружбы и об укреплении я молю уже год, в целом ничего не меняется, изредка то лучше станет, то хуже.

Вчера я попросил Бога в молитве ответить мне? будем ли мы дружить в будущем, и весьма понятный ответ, если это не совпадение, меня удручил и вывел из колеи, все рушится. Вопросы такие, в дополнение к первому:gПочему Бог не меняет эту ситуацию в лучшую сторону, хотя я уже год в основном об этом его прошу? Я разочаровался в силе молитвы, но не в Боге, как вновь в нее поверить, только когда Бог услышит?

Роман

Роман, не сомневайтесь, Бог, внимая Вашей молитве, уже исправляет ситуацию, как Вы говорите, "в лучшую сторону", будем принимать то, что нам дается, как лучший и наиполезнейший для нас вариант.
Нам бы сподобиться вымолить вечную дружбу со Святыми, чтобы они приняли нас в свой сонм на Небе, а дружба человеческая – вещь преходящая, частенько бывает и не на пользу. Молитесь о вечном.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Большое спасибо за Ваш ответ! Дело в том, что я из Японии, православные церкви далеко от моего города, священники у нас - японцы, японский язык я еще не выучила. Дома у меня есть иконы, молюсь каждый день, но ответа на свои молитвы я не получила.

Наталья

Здравствуйте, Наталья! Прямого ответа Вы и не можете получить. Господь действует не напрямую, а через людей, через различные обстоятельства.
Вот список православных приходов в Японии, где можно исповедоваться на русском языке - например, в храме св. Александра Невского (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Мэгуро; адрес: Tokyo, Meguro-ku, Simo-Meguro, 6-2-2; Тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected]; причт: протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый;
Язык богослужения: церковнославянский) или св. Николая Чудотворца (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Токио; адрес: 2-12-17 Hon-komagome Bunkyo-ku Tokyo 113, Japan; тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected], сайт: www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie; причт:протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый; язык богослужения: церковнославянский), или если это далеко – Вы можете им позвонить, там подскажут, возможна ли где-то еще в Японии исповедь на русском языке.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки! Недавно на одном сайте был выложен ролик с православной молитвой к Божьей Матери - прекрасное исполнение под музыку. Много замечательных отзывов, и я поблагодарила исполнителей. И тут - ложка дёгтя: какая-то совсем молодая девчонка давай оскорблять верующих, я не сдержалась и пыталась её вразумить, но нарвалась на такой гадкий поток с её стороны - хула на Бога в чистом виде, вспоминать противно, что она писала. Угомонить её попытались ещё несколько человек, но безрезультатно - ну, это и понятно. Вопрос: стоит ли вообще реагировать на таких людей как в интернете, так и в жизни - переубедить их невозможно, но и позволять поносить имя Бога тоже нельзя (отсюда вырастают пуссирайоты). Как правильно себя вести?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Надо помнить, что Бог поругаем не бывает, и отвечать за свои дела придется каждому. Вступать в подобные споры с людьми неверующими и явно агрессивно настроенными против Бога и Церкви я не советую, потому что они изначально не настроены слушать и принимать аргументы. Такие споры бессмысленны и приносят духовный вред.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, во время месячных как и где можно молиться, и можно до иконы дотрагиваться?

Мария

Здравствуйте, Мария! Молиться можно и дома, и в храме. Главное - нельзя принимать участия в Таинствах и прикасаться к святыням: иконам, Кресту, мощам святых угодников Божиих.

иерей Владимир Шлыков

Скажите, пожалуйста, святой отец! Когда читаешь молитву дома, надо ли голову прикрывать платочком?

Галина

Большинство благочестивых женщин молятся и дома, как в храме – с покрытой головой.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! 30 сентября у меня умер отец, раб Божий Александр. В последнее время он говорил, что не доживет до 47 лет, будто чувствовал. Я православная, верующая, но, как это бывает в наше время или в силу возраста, в церковь ходила редко, молитвам меня никто не учил. Хочу узнать у Вас, всё ли я делаю правильно: папу мы отпели в небольшой церкви, на 3 и 9 день заказывали панихиду. В 7 церквях и храмах я заказала сорокоуст, каждый день читаю литию перед иконами, в том числе и перед той, с которой папу отпевали. Каждое воскресенье езжу в церковь, оставляю еду там и кормлю птиц. Как ещё мне можно помочь моему родному человеку? Он так мучился при жизни, очень нервничал, выпивал от этого. А последний год у него одни неудачи были и сердце не выдержало…

Евгения

Евгения, вы все правильно сделали. Есть, конечно, некие "народные" веяния в том, что Вы делаете, например, сорокоуст именно в семи церквях или обязательное кормление птиц, но и эти дела очень хороши, если не придавать им излишне мистического значения, а совершать в простоте и в память об усопшем.
Вам еще нужно подать заказную записку на Литургию в сороковой день и совершить панихиду. И не забывайте о милостыне в его память: даже кормление птиц – это милостыня, но надо совершать милостыню и для людей.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я человек верующий, крещенный. Каждый день дома читаю утренние и вечерние молитвы, по возможности читаю каноны, акафисты и молитвы. В двунадесятые и великие праздники хожу в храм. Во время Божественной Литургии и Богослужения в храме, примерно от начало службы и до середины, мне становится плохо (головокружение, кисти рук потеют, зеваю и такое состояние, что я вот-вот упаду, хочется выйти из храма, чтоб подышать свежим воздухом), примерно после пения Символа Веры мне становится хорошо, нормализуется состояние. При чтении молитв дома такого плохого состояния у меня нет. Пожалуйста, подскажите, почему так происходит со мной и что мне делать, чтоб избавиться от такого плохого состояния? Заранее благодарен Вам.

Георгий

Георгий, во-первых, не бойтесь того, что с Вами происходит и не отступайте от молитвы и храма. Это – действие падших духов, бесов, которые не терпят от нас ничего доброго и препятствуют всеми своими силами, когда мы идем по пути спасения. Это состояние со временем должно пройти, только не поддавайтесь на их "провокации" и не уходите со службы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Раб Божий Георгий обращается к Вам. Вопрос у меня такой. Я крещен уже 20 лет назад. Считал себя христианином, но в церковь ходил только по праздникам (и то не всегда), заповеди Божьи, можно сказать, не исполнял. На исповеди и причащении за это время был всего только один раз. Был подвержен всем грехам. И вот, настало сейчас то время, когда продолжать жить так стало для меня невозможным. Я, как блудный сын, вернулся к Господу нашему Иисусу Христу. Начал с покаяния. Сейчас стараюсь жить по его заповедям. Посещаю раз в неделю церковь. Стараюсь соблюдать посты. Утреннее молитвенное правило соблюдаю перед иконостасом, который сделал себе. А вот вечернее правило соблюдать перед ним(иконостасом) нет возможности. Поэтому я ложусь в постель. На моем сотовом телефоне есть аудиозапись вечернего правила. Я включаю его и вместе со священником, который его читает, молюсь. Можно ли считать, что я соблюдаю вечернее молитвенное правило? Ведь я перед Богом в постели. Чувствую себя нарушающим. Не является ли это нарушением? Спасибо!