Отчисления во внебюджетные фонды. Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами


Данные отчисления регламентируются Федеральным законом России «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ. Согласно данному Закону установлены следующие тарифы страховых отчислений:

1. В пенсионный фонд - 29 %:

    для работодателей-организаций - в размере 28 % выплат по всем основаниям, независимо от источников финансирования, за исключением выплат индивидуальным предпринимателям;

    для работников - 1 % от выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

    В фонд социального страхования - 5,4 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

    В фонд занятости населения - 1,5 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.

    В фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 % аналогичных выплат (из них 0,2 % в федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Налогооблагаемой базой по всем указанным взносам служит заработная плата, начисленная работникам предприятия.

Отчисления во внебюджетные фонды уплачиваются одновременно с получением в банке средств для выдачи зарплаты работникам.

Налоговые органы

В соответствии с Налоговым кодексом РФ право проводить налоговые проверки возложено на налоговые органы, к которым относятся центральный аппарат и территориальные подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. По запросу налоговых органов в проверках вправе принимать участие органы налоговой полиции.

В соответствии с Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1 и ст. 36 первой части Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции имеют право:

    проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции;

    беспрепятственно входить в любые производственные и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

    проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

    внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) при наличии достаточных оснований и в случаях, когда получение необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов иными способами невозможно.

Налогоплательщики имеют право потребовать от представителей налоговой полиции предъявления служебных удостоверений. Для представления сотрудникам налоговой полиции каких-либо внутренних документов, кроме бухгалтерской отчетности, являющейся по законодательству публичной, они обязаны предъявить предписание на осуществление соответствующих действий. Если речь идет о налоговой проверке, то это должно быть предписание на участие сотрудников налоговой полиции в проверке организации, подписанное руководителями соответствующего налогового органа и органа налоговой полиции. Если же речь идет о следственных действиях в связи со встречной проверкой какой-либо другой организации, должно быть предписание на осуществление соответствующих действий.

Если налоговые полицейские настаивают на изъятии документов фирмы, то и они, и представители фирмы должны руководствоваться ст. 94 Налогового кодекса РФ, в которой говорится, что сотрудники проверяющего органа обязаны предъявить мотивированное постановление об изъятии документов, подписанное руководителем проверяющего органа. Должен быть оформлен протокол изъятия документов, составленный в соответствии со ст. 99 Налогового кодекса РФ, к которому прилагается опись изъятых материалов. Необходимо помнить, что документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат (п. 5 ст. 94 Налогового кодекса).

Кроме того, согласно ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации при изъятии документов с них должны изготавливаться копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. В том случае, если невозможно изготовить и передать копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Срок возврата подлинников изъятых документов налогоплательщику законодательством не установлен. При этом указанный срок не должен превышать разумного срока, необходимого для производства по делу о налоговом правонарушении. Исключение составляют случаи передачи этих документов в правоохранительные органы для производства расследования по делам о преступлениях.

Самый эффективный способ избежать неприятных взаимоотношений с налоговой полицией - не допускать налоговых правонарушений.

Во-первых , нужно установить строгий порядок оплаты: наличные деньги должен принимать только кассир турфирмы в специально отведенном месте и только в рублях.

Во-вторых , необходимо четко и правильно оформлять все первичные документы (приходные кассовые ордера со сквозной нумерацией, путевки по форме ТУР-1 со сквозной нумерацией и др.).

В-третьих, необходимы жесткие должностные инструкции, запрещающие менеджерам фирмы принимать оплату от клиентов и устанавливающие персональную материальную ответственность за допущенные нарушения.

В-четвертых , вовремя платить налоги.

Существует четыре вида обязательных страховых взносов.

  • Пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.
  • Медицинские взносы (взносы в ФФОМС).
  • Взносы в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.
  • Взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы «на травматизм»).

Начисление и уплата обязательных страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Обязательные страховые взносы уплачивают:

  • организации и индивидуальные предприниматели — работодатели, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели без сотрудников и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.), за себя в фиксированном размере.

Если один и тот же человек подходит сразу под несколько определений, страховые взносы нужно платить отдельно по каждому основанию. Например,

  • индивидуальный предприниматель работает «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно уплатить взносы за себя и отдельно за своих работников;
  • индивидуальный предприниматель работает по трудовому договору в какой-либо организации. В этом случае организация обязана оплатить страховые взносы за ИП, как за своего сотрудника. Но это не освобождает ИП от обязанности уплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере.

К выплатам, на которые организации и ИП — работодатели начисляют обязательные страховые взносы своим сотрудникам в рамках трудового договора, в частности, относятся:

  • заработная плата,
  • премии по итогам работы за месяц, квартал или год,
  • отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск и проч.

На выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, т.е. в рамках авторских или гражданско-правовых договоров (подряда), начисляются только пенсионные и медицинские взносы. Но если подрядчик имеет статус ИП, то заказчик работ или услуг (организация — работодатель) освобождается от обязанности начислять взносы. Также взносы не начисляются на суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы в ФСС на «травматизм» по договорам подряда начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В статье 9 Закона № 212-ФЗ приведен полный перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входят, в частности:

  • пособие по больничным листам;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
  • выплаты работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;
  • государственные пособия, в том числе по безработице;
  • различные компенсационные выплаты, установленные законодательством;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;
  • суточные, полученные во время командировки и проч.

Этот список является закрытым, т.е. работодатель не может по своему желанию включать в него выплаты сотруднику, не указанные в этом списке. Например, премию по случаю юбилея или стоимость турпутевки, оплаченной работодателем. Сотрудники внебюджетных фондов считают, что подобные выплаты не связаны с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей и на них должны начисляться страховые взносы.

Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков — работодателей, не относящихся к льготной категории

В 2014 году размер предельной облагаемой базы составляет 624000 руб.

Для выплат в пенсионный фонд, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф.

Выплаты сверх предельной величины базы в ФФОМС и ФСС от взносов освобождаются.

База по взносам «на травматизм» не лимитируется и пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2014 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда, нужно применять тариф, увеличенный на 6 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Индивидуальные предприниматели в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя (не позднее 31 декабря 2014 года).

Сумма фиксированного платежа ИП в ПФР на 2014 год составляет 17328,48 руб. и в ФФОМС — 3399,05 руб.

Если доходы ИП в 2014 году будут больше 300 000 руб., то с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., нужно будет дополнительно уплатить 1% в пенсионный фонд (до 1 апреля 2015 года).

При этом общая сумма уплаченных индивидуальным предпринимателем обязательных страховых взносов в пенсионный фонд не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на страховой тариф:

1МРОТ х 8 х 12 х 26% (ставка страховых отчислений в ПФР для ИП) = 5554 Х 8 Х 12 Х 26% = 138627,84 руб.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются индивидуальным предпринимателем только на добровольной основе. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2014 году их величина равна 1 932,79 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность ИП временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Работодатели обязаны ежемесячно уплачивать обязательные страховые взносы за своих сотрудников не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Чтобы рассчитать сумму платежей, подлежащих перечислению во внебюджетные фонды, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные - за счет ФСС. В этом случае из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. А если размер пособия превышает размер взносов, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов:

  • На два платежа в ФСС - «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - нужно оформить две самостоятельные платежки, каждую со своим КБК;
  • До 2014 года пенсионные взносы также переводились двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии. Начиная с 2014 года работодатели должны перечислять всю сумму взносов одной платежкой с указанием КБК, предназначенного для учета взносов на страховую часть пенсии.

Работодатели обязаны представлять расчеты по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС поквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля.
Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Индивидуальные предприниматели и прочие «индивидуалы» не отчитываются за себя перед Фондами. Единственное исключение сделано для глав крестьянских (фермерских) хозяйств, которые в срок до 1 марта года, следующего за расчетным, сдают в ПФР расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Индивидуальные предприниматели могут уменьшить сумму единого налога на величину фиксированных страховых взносов. Подробнее об этом читайте .

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Выплаты Пенсионные взносы Медицинские взносы Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Взносы «на травматизм»
Иностранец постоянно или временно проживает в РФ
в рамках трудового договора начисляются начисляются начисляются начисляются
начисляются начисляются не начисляются
Иностранец временно пребывает в РФ
в рамках трудового договора не начисляются не начисляются начисляются
в рамках гражданско-правового договора начисляются, если договор не имеет срока, либо заключены срочные договоры общей продолжительностью 6 мес. и более в течение календарного года, и иностранец не является высококвалифицированным специалистом не начисляются не начисляются начисляются, если это предусмотрено договором
Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда
не начисляются не начисляются не начисляются не начисляются

Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Плательщиками страховых взносов являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:

1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.


2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.

3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.

Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды

Не подлежат налогообложению Освобождаются от уплаты налога

1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам.

2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации

1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп

2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов)
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период

Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:

- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;

- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;

- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.

В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.

Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.

Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).

Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

16% на страховую часть;

6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Контрольные вопросы

1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.

2. Состав социальных внебюджетных фондов.

3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?

4. Что является объектом обложения страховыми взносами?

5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?

6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?

7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.

8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?

9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Статья 387. Плательщики

1. Плательщиками взносов в государственные внебюджетные фонды (далее в настоящей главе - взносов) признаются:

1) работодатели - организации (статья 18 настоящего Кодекса); индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса); родовые (семейные) общины малочисленных коренных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, выплачивающие физическим лицам вознаграждения в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), договорами гражданско - правового характера, предметом которых является оказание услуг, а также авторскими договорами;

2) физические лица; индивидуальные предприниматели, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые (семейные) общины малочисленных коренных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, получающие доходы от экономической, а также творческой деятельности.

2. Если физическое лицо относится одновременно к обеим категориям плательщиков, указанным в пунктах 1 и 2 части первой настоящей статьи, оно рассматривается в качестве отдельного налогоплательщика по каждому отдельно взятому основанию.

3. Плательщики взносов в государственные внебюджетные фонды далее именуются налогоплательщиками, а государственные внебюджетные фонды - фондами.

4. Плательщики взносов в государственные внебюджетные фонды далее именуются налогоплательщиками.

Статья 388. Объект обложения

1. Объектом обложения для исчисления взносов, признаются вознаграждения в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами, начисленные в течение отчетного периода (месяца) в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, в том числе вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.

2. Объектом обложения для налогоплательщиков, указанных в пункте 2 части первой статьи 387 настоящего Кодекса являются доходы от экономической деятельности за вычетом затрат, предусмотренных в статье 371 настоящего Кодекса и доходов, с которых уплачены взносы у источника выплаты этих доходов в соответствии с частью третьей статьи 393 настоящего Кодекса.

Статья 389. Особенности исчисления взносов

1. Взносы в фонды начисляются на все виды вознаграждений, в том числе на вознаграждения за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника.

1) Взносы начисляются, в частности, на вознаграждения, выплаченные членам советов директоров банков, ассоциаций, акционерных обществ; не освобожденным председателям, заместителям и членам профкомов, членам комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию, а также бухгалтерам организаций, производящим операции по перечислению профсоюзных членских взносов; работникам бухгалтерий организаций, выполняющим поручения рабочих и служащих об удержании из заработка отчислений на страхование; внештатным билетным контролерам на транспорте; внештатным экспертам; председателям и бухгалтерам садоводческих товариществ, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и других аналогичных организаций.

2) Взносы начисляются также на доплаты к пособию по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3) Если работник после назначения пенсии не расторг трудовые отношения, на выплаченное ему единовременное вознаграждение также начисляются взносы.

4) Взносы начисляются на выплаты надбавок за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу, предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных.

5) на другие выплаты, указанные в статье 390, в части, превышающей установленные законодательством Российской Федерации нормы;

6) на выданные работникам денежные авансы на командировочные, представительские и другие аналогичные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами;

2. К выплатам в пользу работника относятся все выплаты, начисленные ему, в том числе по предоставлению соответствующих услуг членам его семьи. К ним относятся, в частности, следующие выплаты:

1) все виды премий, поощрительных выплат, включая стоимость подарков, независимо от размера, периодичности их выплаты и источников финансирования, в том числе единовременного характера (кроме единовременной выплаты работнику при увольнении в связи с назначением государственной пенсии);

3) суммы материальной помощи работникам, за исключением видов материальной помощи, предусмотренных пунктами 7, 8 статьи 390 настоящего Кодекса;

4) суммы материальной помощи (кроме видов материальной помощи, предусмотренных пунктами 7, 8 статьи 390 настоящего Кодекса), выплачиваемые профсоюзными комитетами председателям, заместителям председателя и членам этих комитетов, не освобожденным от основной работы;

5) суммы, начисленные работнику, по предоставлению ему и членам его семьи соответствующих услуг, в том числе по оплате экскурсий, путешествий, стационарного и амбулаторного обслуживания в медицинских учреждениях, санаторно - курортного лечения, стоимости путевок в дома отдыха и др.;

6) расходы по оплате содержания детей работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами (принадлежащих российским юридическим лицам), имеющих право на ведение соответствующей деятельности и осуществляющих ее на территории Российской Федерации;

7) займы (безвозвратные ссуды, кредиты), а также суммы, выданные работнику для погашения займов (возвратных ссуд, кредитов), кроме ссуд и субсидий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) стоимость передаваемых в личную собственность работника жилья (в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации), промышленных, продовольственных товаров и иного имущества;

9) выплаты на питание и проезд, кроме предусмотренных пунктами 11, 13 и 15 статьи 390 настоящего Кодекса;

10) стоимость наград в денежном и натуральном выражении, присуждаемых за призовые места во внутризаводских соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных мероприятиях;

11) стоимость питания спортивных судей, привлекаемых к участию в спортивных соревнованиях.

Статья 390. Выплаты, на которые не начисляются взносы

Не начисляются взносы на следующие выплаты.

1. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта), денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.

2. Государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

3. Льготы и компенсации, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за исключением доплат до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, оплату дополнительного отпуска.

4. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

5. Компенсации, выплачиваемые матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от организационно - правовых форм и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством Российской Федерации.

6. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

8. Материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

9. Единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с назначением государственной пенсии.

10. Суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам, в том числе:

1) надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации;

2) документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

3) суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, к которым в частности относятся:

а) компенсации за износ инструмента, принадлежащего работнику;

б) расходы по использованию личного транспорта;

в) компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции;

г) компенсационные выплаты, осуществляемые по нормам, утвержденным основанными на законодательстве нормативными актами Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, в виде полевого довольствия, выплачиваемого работникам при выполнении ими геолого - разведочных, топографо - геодезических и лесоустроительных работ; в виде бесплатного коллективного питания, установленного экипажам морских, речных судов, диспетчерам и членам экипажей авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота; выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно;

д.) расходы по оплате обучения работников в связи с производственной необходимостью: по подготовке (переподготовке) кадров, повышению квалификации работников на основании договоров между организациями и учебными (образовательными) учреждениями.

е) расходы по оплате проезда на участке работы работникам, трудовая деятельность которых связана с необходимостью разъездов, что должно быть подтверждено должностными инструкциями и соответствующими распорядительными документами (например, кассирам, мастерам по ремонту телевизоров и т.п.).

ж) оплату фактической стоимости найма жилья в связи со служебными командировками сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, при условии документального подтверждения этих расходов.

11. Стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно - профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению.

12. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

13. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством Российской Федерации.

14. Стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников в соответствии с законодательством Российской Федерации жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение.

15. Стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемую организацией лицам, работающим и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также судьям, работникам таможенных органов, государственным служащим и другим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Стипендии, выплачиваемые за период обучения.

17. Доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.).

18. Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых организацией по обязательному страхованию работников.

19. Суммы страховых платежей (взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты застрахованным трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая.

20. Выплаты профсоюзными комитетами (в т.ч. материальной помощи) членам профсоюза за счет членских профсоюзных взносов.

В тех случаях, если финансирование каких-либо выплат, производимых профсоюзными комитетами (приобретение путевок, расходы на культурно - массовые, физкультурные, спортивные, оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей и т.п.), осуществлялось частично за счет средств работодателя, страховые взносы начисляются пропорционально доле средств работодателя в бюджете профкома.

21. Выплаты материальной помощи, оказываемой гражданам гуманитарными организациями и благотворительными фондами, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Стоимость наград в денежном и натуральном выражении, присуждаемых за призовые места на районных, региональных, республиканских и т.п. соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных мероприятиях.

23. Выплаты неработающим пенсионерам.

24. Стоимость оплачиваемых и бесплатно выдаваемых детям работников организаций подарков.

Статья 391. Налоговая база

1. Налоговая база для налогоплательщиков, указанных в пункте 1 части первой статьи 387 настоящего Кодекса, определяется как сумма предусмотренных частью первой статьи 388 настоящего Кодекса вознаграждений и выплат каждому из работников в течение отчетного (налогового) периода.

2. Налоговая база для налогоплательщиков, указанных в пункте 2 части первой статьи 387 настоящего Кодекса, определяется за отчетный (налоговый) период в соответствии с частью второй статьи 388.

3. Сумма вознаграждения, учитываемая при определении базы обложения в части авторского договора, определяется в соответствии с статьей 371 настоящего Кодекса.

4. Предусмотренный в каждой из частей настоящей статьи.порядок определения налоговой базы производится отдельно независимо друг от друга.

Статья 392. Ставки взносов

а) 27 процентов - для налогоплательщиков, указанных в части первой статьи 387 настоящего Кодекса, кроме налогоплательщиков, перечисленных в подпункте "б" пункта 1 части первой настоящей статьи;

б) 20,6 процента - для работодателей - организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями; крестьянских (фермерских) хозяйств; родовых (семейных) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования,

2) в Фонд социального страхования Российской Федерации - 4,9 процента;

4) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,2 процента;

5) в территориальный фонд обязательного медицинского страхования- 3,4 процента;

1) в Пенсионный фонд Российской Федерации:

а) 26 процентов - для налогоплательщиков, указанных в части первой статьи 387 настоящего Кодекса, кроме налогоплательщиков, перечисленных в подпункте "б" пункта 1 части второй настоящей статьи;

б) 20,6 процента - для работодателей - организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями; крестьянских (фермерских) хозяйств; родовых (семейных) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

2) в Фонд социального страхования Российской Федерации - 4,4 процента;

3) в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 1,5 процента;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;

территориальный фонд обязательного медицинского страхования- 3,4 процента;

2. Сумма взносов определяется отдельно в части, подлежащей уплате в каждый государственный внебюджетный фонд.

За счет части взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При этом сумма взносов, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, осуществленных непосредственно плательщиком.

Статья 393. Порядок и сроки уплаты взносов

1. Отчетным (налоговым) периодом для уплаты взносов является месяц.

Налогоплательщики (работодатели), указанные в пункте 1 части первой статьи 387 настоящего Кодекса уплачивают взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения средств на оплату труда за истекший отчетный (налоговый) период.

Налогоплательщики представляют в банк платежное поручение на перечисление взносов одновременно с истребованием средств на оплату труда. При этом в платежном поручении должны указываться суммы, подлежащие зачислению в каждый конкретный фонд.

Без представления налогоплательщиком в банк платежного поручения на перечисление взносов средства на оплату труда ему не выдаются.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 2 части первой статьи 387 настоящего Кодекса, уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для этой категорией налогоплательщиков подоходного налога с физических лиц (пункт 2 части первой статьи 379 настоящего Кодекса).

3. При выплате налогоплательщиками, указанными в пункте 1 части первой статьи 387, налогоплательщикам, указанным в пункте 2 части первой статьи 387 доходов на основании заключенных между ними договоров (контрактов, авторских договоров), кроме трудовых договоров (контрактов), являющимися объектом налогообложения, суммы взносов начисляются и удерживаются у источника выплаты взносов, который в этом случае является налогоплательщиком взносов.

Статья 394. Форма декларации для исчисления и уплаты взносов

Форма декларации для исчисления и уплаты взносов и порядок ее заполнения утверждается Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

ФСНП