Новое в трудовом законодательстве с


Татьяна Гежа,
Главный эксперт-консультант управления обучения клиентов ЗАО «ТЛС-ГРУП»

Каждый год в трудовом законодательстве происходят существенные изменения. 2015-2016 годы не стали исключением. Рассмотрим произошедшие и ожидаемые изменения подробней.

Из судебной практики
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства теперь составляет 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Изменена ст. 5.27 КоАП РФ. Теперь статьей регулируется ответственность только за нарушения трудового законодательства, без учета нарушений по охране труда. В статье появилось новое наказание за нарушение трудового законодательства - предупреждение. Оформляется предупреждение в письменной форме и выносится, если нарушение трудового законодательства совершено впервые. Статьей предусмотрена дифференцированная шкала штрафных санкций.

Статья 5.27 КоАП РФ - нарушения Размер штрафа (руб.)
Должностное лицо ИП Юридическое лицо
Часть 1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов Предупреждение или штраф 1000-5000 1000-5000 30000-50000
Часть 2. Фактическое допуск к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем 10000-20000 и на граждан 3000-5000
Часть 3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем 10000-20000 5000-10000 50000-100000
Часть 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение 10000-20000 или дисквалификация 1-3 года 10000-20000 50000-70000
Часть 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение Дисквалификация 1-3 года и на граждан штраф 5000 30000-40000 100000-200000

Введена новая статья 5.27.1 КоАП РФ, в которой предусмотрена дифференцированная шкала штрафных санкций за нарушение требований охраны труда. В этой статье также появилось такое наказание, как предупреждение.

Статья 5.27 КоАП РФ - нарушения
Размер штрафа (руб.)
Должностное
лицо
ИП Юридическое лицо
Часть 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ Предупреждение или штраф
2000-5000
2000-5000 50000-80000
Часть 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или штраф
5000-10000
5000-10000 60000-80000
Часть 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров… 15000-25000 15000-25000 110000-130000
Часть 4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 20000-30000 20000-30000 130000-150000
Часть 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение 30000-40000
или дисквалификация
1-3 года
30000-40000
или приостановление
деятельности до 90 суток
100000-200000
или приостановление
деятельности до 90 суток

В ст. 19.5 КоАП РФ введена часть 23. Штраф за невыполнение предписания инспектора ГИТ существенно повышен.

По результатам проведенной проверки административный штраф может быть наложен за каждый отдельный проступок
При проведении проверки инспектор ГИТ вынес шесть постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении и подверг должностное лицо организации к административным наказаниям в виде административного штрафа за каждое выявленное нарушение трудового законодательства.
Спор дошел до Верховного Суда РФ.
Согласно позиции ВС РФ по всем шести делам каждый из выявленных фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, даже если нарушения являются аналогичными (Постановление Верховного Суда РФ № 60-АД14-16).
То есть при нарушении трудового законодательства работодателем административная ответственность в виде штрафа может налагаться за каждый проступок по отдельности.
Изменен порядок документального оформления командировок
08.01.2015 вступили в силу принятые изменения в Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки». Теперь работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебное задание оформлять не нужно, пункт 6 Постановления утратил силу. Также не нужно оформлять командировочное удостоверение. Теперь в соответствии с п. 7 Постановления фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.
В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.). В соответствии с п. 19 Постановления теперь командировочное удостоверение также не требуется при направлении работника в командировку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы. Дата пересечения государственной границы РФ определяется по проездным документам (билетам). 08.08.2015 в Постановление были внесены дополнительные поправки. Было уточнено, что работники направляются теперь в командировку на основании письменного решения работодателя.
Выдача трудовой книжки работнику на руки
Работодатели и раньше по заявлению работника выдавали ему на руки трудовую книжку. Однако в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек работодатель был обязан выдавать трудовую книжку на руки работнику лишь в день увольнения (ч. 3 п. 35 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»). При этом ответственность за трудовую книжку, утерянную работником, несло должностное лицо, выдавшее работнику трудовую книжку (Письмо Роструда от 18.03.2008 № 656-6-0). Теперь, с 01.01.2015, работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи письменного заявления работником выдать трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения) (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). При этом работник обязан вернуть трудовую книжку работодателю в течение трех рабочих дней с момента ее получения в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение) (ч. 4 ст. 62 ТК РФ).
В трудовой книжке можно ставить штамп с наименованием организации
Использование штампа при внесении в трудовую книжку сведений о наименовании работодателя не регламентировано ни Правилами ведения и хранения трудовых книжек (Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), ни Инструкцией по заполнению трудовых книжек (Постановление Минтруда
России от 10.10.2003 № 69). По мнению Роструда (Письмо Роструда от 19.08.2015 № 1922-6-1), использование штампа с наименованием организации при ведении трудовой книжки не является нарушением, если на нем указаны полное и сокращенное (при его наличии) наименования организации. При этом, по мнению Роструда, штамп приравнивается к записи в трудовой книжке.
Учетный период при суммированном учете
В соответствии со ст. 104 ТК РФ, если в организации по условиям работы вводится суммированный учет рабочего времени, учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца. Такое правило было установлено с 01.01.2014. Однако с 01.07.2015 для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по причинам сезонного и (или) технологического характера, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца. Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем год.
Повышен федеральный МРОТ
Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»» установлен новый федеральный МРОТ. С 01.01.2016 он составляет 6 204 руб. в месяц.
Расторжение срочного трудового договора с беременной женщиной
С 11.07.2015 внесены изменения в ст. 261 ТК РФ. Если срочный трудовой договор истекает в период беременности женщины, работодатель обязан по ее письменному заявлению и c предоставлением медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить трудовой договор до окончания беременности. Если же женщине был предоставлен отпуск по беременности и родам, то срочный договор заканчивается последним днем этого отпуска, т. е. срочный трудовой договор в этом случае заканчивает свое действие последним днем отпуска по беременности и родам.
Мотивированный отказ в приеме на работу
В соответствии с ч. 5 ст. 64 ТК РФ по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Однако с 11.07.2015 работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования (Федеральный закон от 29.06.2015 № 200-ФЗ «О внесении изменения в ст. 64 ТК РФ»).
Запрещение заемного труда
С 01.01.2016 вступил в силу Закон № 116-ФЗ, который внес изменения в ТК РФ и Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Данным Законом введено понятие заемного труда. Это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Статьей 56.1 ТК РФ введен запрет на заемный труд. При этом в ТК РФ введена новая глава 53.1, которая регулирует труд работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Статьей 18.1 Закона № 1032-1 определено, что предоставлять сотрудников по таким договорам смогут только отдельные частные агентства занятости, которые должны будут пройти специальную аккредитацию, другие юридические лица, в том числе иностранные, а также взаимозависимые компании (в том числе иностранные), которые смогут перераспределять персонал внутри своей компании (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ № 1032-1 в редакции Закона № 116-ФЗ).
Также к этим организациям установлен достаточно жесткие требования. В частности, уставный капитал таких организаций должен быть не менее одного миллиона рублей, и такая организация не может применять специальные налоговые режимы. Частное агентство занятости сможет предоставлять персонал принимающей стороне максимум на 9 месяцев (п. 10 ст. 18.1 Закона РФ № 1032-1). В некоторых случаях частные агентства занятости смогут заключать с некоторыми работниками, направляемыми на работу в другие организации, срочный трудовой договор (ч. 3 ст. 341.2 ТК РФ).
К таким работникам относятся:

В ст. 18.1 Закона РФ № 1032-1 также определены случаи, когда предоставлять персонал принимающей стороне будет запрещено:

  • основной коллектив объявил забастовку;
  • в компании заказчика объявлен простой или введен режим неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения;
  • основным работникам компании-заказчика задерживается выплата зарплаты;
  • компания-заказчик находится в состоянии банкротства;
  • временные работники приглашаются на рабочие места, условия труда на которых отнесены к вредным 3-й и 4-й степени или опасным.

Численность предоставляемых работников не должна превышать 10% среднесписочной численности работников принимающей стороны.
Если компании-заказчику потребуется привлечь большее количество персонала, нужно будет получить согласие профсоюза (п. 10 ст. 18.1 Закона РФ
№ 1032-1). В соответствии со ст. 341.1 ТК РФ заработная плата «арендованных» работников не должна быть ниже, чем заработная плата работников принимающей стороны, а также компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях, устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой принимающей стороной.
Обязательность применения профессионального стандарта
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Понятие «профессиональный стандарт» появилось в ТК РФ еще в 2012 году.
Начиная с 2013 года, Минтрудом России было разработано и утверждено более 600 профессиональных стандартов. Для чего нужны профессиональные стандарты?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 профессиональные стандарты применяются:

  1. работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  2. образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  3. при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

На сегодняшний день применение профессиональных стандартов не является обязательным для работодателей.
Однако 01.07.2016 вступает в действие Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ, который вводит в ТК РФ новую ст. 195.3, которая определяет порядок применения профессиональных стандартов.
Так, данной статьей определено, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований будут являться обязательными для применения работодателями.
В этой связи Минтруд РФ выпустил разъяснения на тему обязательности применения профстандартов, в которых указал, что для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты не являются обязательными для применения.
Освобождение малых предприятий от плановых проверок
14.07.2015 вступила в силу новая редакция Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Введена новая ст. 26.1, которая устанавливает мораторий на проведение плановых проверок с 01.01.2016 по 31.12.2018 в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ.
Данное освобождение распространяется только на проверки, которые проводятся в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
Это, в частности, проверки Роспотребнадзора, Росздравнадзора, противопожарной службы, а также и государственной инспекции труда.
Однако не смогут воспользоваться этой возможностью те организации, в отношении которых:
1) вынесено и вступило в силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения:

2) принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).
Также данной статьей установлены правила, по которым субъект малого предпринимательства (организация или ИП) сможет заявить в контролирующий орган об исключении сведений о себе из ежегодного плана проверок.


В текущем году в области законодательства, регулирующего трудовые отношения, в силу вступило несколько разных изменений, которые будет полезно знать каждому работнику, в том числе, имеющему иностранное гражданство, а также всем работодателям. Представляем подробно обзор самых главных нововведений этого года.

Все изменения 2015, коснувшиеся трудового законодательства, невероятно важны, поскольку они затрагивают не только трудовые отношения на территории Республики Крым и г. Севастополь, но и вопросы установления штрафных санкций за нарушения норм законов, а также порядок расчета трудового стажа.

О труде в Крыме и Севастополе

Федеральный закон № 377-ФЗ от 29.11.2014 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности регулирования труда у работодателей соответствующих регионов, в частности правила привлечения иностранных граждан к труду и порядок выплаты местным гражданам пособия по безработице.

На территории указанных субъектов с января 2015 года применяются общие положения трудового законодательства, которые действуют в РФ. Однако, иначе все выглядит в отношении выплат пособий по безработице:

  1. если пособие, которое было назначено до 21 февраля 2014 года, превышает максимальный размер выплат, предусмотренный Правительством России, то пособие будет выплачиваться в размере максимальной величины;
  2. если пособие, которое было назначено до 21 февраля 2014 года, напротив, меньше размера выплат, предусмотренного Правительством России, то пособие будет выплачиваться с доплатой за счет федерального бюджета.

Трудовые книжки на руки

Федеральный закон № 216-ФЗ от 21 июля 2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" (с изменениями и дополнениями) вносит небольшие правки в порядок выдачи трудовых книжек на руки работникам.

Начиная с января 2015 года каждый работодатель обязан выдать своему работнику на руки трудовую книжку по его письменному заявлению, при этом, не позднее трех рабочих дней с подачи последнего. Однако, попросить ее выдать работник может лишь по причине предоставления в органы обязательного социального страхования, что должно быть подтверждено документально. Когда органами трудовая книжка будет возвращена работнику, он обязан в течении трех рабочих дней вернуть ее работодателю.

Профстандарты для разных профессий

В 2015 году Министерство труда РФ активно издавало приказы об утверждении профстандартов для различных профессий. Так, были приняты стандарты для таких профессий, как «Специалист в области охраны труда», «Ветеринарный врач», «Полевод», «Бухгалтер», «Педагог» и другие. Документы, регулирующие сферу:

  1. Приказ Минтруда России № 522н от 04 августа 2014 г.;
  2. Приказ Минтруда России № 540н от 04 августа 2014 г. ;
  3. Приказ Минздрава России № 526н от 17 сентября 2014 г.

Интересно, что к 2015 году планировалось создать и утвердить 800 профстандартов, но к середине 2014 было готово только 200, а к ноябрю часть из них была еще только в стадии разработки.

Использование стандартов для профессий обязательно только в отношении унитарных предприятий, бюджетных учреждений и компаний с государственным участием, остальные организации могут руководствоваться ими по своему желанию, например, в вопросах составления должностных инструкций, формирования кадровой политики или разработки различных кадровых документов.

Особенности труда научных работников

Федеральный закон г. № 443-ФЗ от 22 декабря 2014 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей" дополнил Трудовой кодекс РФ новой главой 52.1.

Нормами закона было установлено, что трудовые договора, которые были заключены с научными работниками, могут являться срочными или бессрочными. Кроме того, замещение большей части должностей может происходить лишь на конкурсной основе, но для непрерывности научного процесса возможен прямой наем работника на конкурсную должность с заключением трудового договора не более, чем на один год.

Вне зависимости от срока , руководителями государственных научных организаций не могут быть лица старше 65 лет. По достижению ими соответствующего возраста, лица с их письменного согласия могут быть переведены на другие должности. Срок в должности руководителя может быть продлен до 70 лет в исключительных случаях.

Расчет страхового стажа для страховой пенсии

Постановление Правительства РФ № 1015 от 02 октября 2014 г. устанавливает порядок определения страхового стажа и, прежде всего, фиксирует перечень документов, на основании которых можно правильно посчитать и подтвердить трудовой стаж – это трудовая книжка, трудовой договор, авторский договор, лицензионный или гражданско-правовой договор и прочие.

Также, документом предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа в различных нестандартных ситуациях, например, утеря трудовой книжки. В этом случае стаж может быть установлен на основании свидетельских показаний коллег работающего.

Досрочная пенсия по старости

Постановление Правительства РФ № 665 от 16 июля 2014 г. вводит поправки относительно перечня профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию. В частности изменились правила исчисления периодов работы. Которые дают право на получение пенсии досрочно, а также сам порядок ее исчисления. Теперь размер пенсии, полученной досрочно, будет определяться согласно индивидуального пенсионного коэффициента, который, в первую очередь, определяется исходя из суммы заработной платы и уплаченных с них сумм взносов.

Ответственность за нарушения трудового законодательства и штрафы 2015

Федеральный закон № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" своими нормами установил целый ряд новых штрафов за нарушение трудового законодательства, предусмотренных статьей 5.27 КоАП РФ, это:

  1. штраф за повторное нарушение трудового законодательства для должностных лиц составляет от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 50 до 70 тысяч рублей;
  2. штраф за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, для должностных лиц составляет от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 50 до 100 тысячи рублей;
  3. штраф за фактическое допущение к работе работника, не уполномоченного на такую работу, если работодатель отказывается признать факт трудовых отношений между ними, для граждан – от 3х до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Кроме того, КоАП РФ был дополнен статьей 5.27.1, которая устанавливает ответственность в области охраны труда. Теперь за несоблюдение порядка проведения специальной оценки условий труда, на должностных лиц налагается штраф от 20 до 30 тысяч рублей, на компании – от 70 до 100 тысяч рублей. При повторном аналогичном нарушении наказание становится строже: для должностных лиц предусмотрен штраф от 40 до 50 тысяч рублей с возможностью его дисквалификации, для организаций 0 от 100 до 200 тысяч рублей либо приостановление деятельности до 90 дней.

Также стоит отметить, что при нарушении работодателем правил охраны труда в части допуска к работе работника без специальной защиты, не обученного соответствующим правилам или без медицинских документов, первый может быть подвержен штрафу до 130 тысяч рублей за каждого работника.

В последнее время законодатель достаточно активно совершенствует трудовое законодательство. Вносится огромное количество поправок не только в Трудовой кодекс РФ, но и в иные нормативные акты, связанные со сферой трудовых отношений, в частности, с 1 января 2015 г. значительно усиливается ответственность за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим основные изменения, которые должен знать как работодатель, так и работник.

Изменения в оценке условий труда

С 1 января 2014 г. вместо ранее проводимой аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, направленная на обеспечение безопасности работников в процессе их труда. При этом обязанности по ее организации и финансированию полностью возлагаются на работодателя. Если нет оснований для проведения внеплановой оценки, то специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Суть этой процедуры заключается в том, что сначала осуществляется идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а затем проводится оценка уровня их воздействия на работника. В результате чего каждому рабочему месту присваивается один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Если рабочее место признается небезопасным, работнику устанавливаются гарантии и компенсации, в т.ч. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Если же работодатель будет уклоняться от проведения такой оценки или нарушать порядок ее проведения, то с 1 января 2015 г. он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ с возложением на него штрафа в размере до 80 000 рублей.

Изменения в обязательных условиях трудового договора

С 1 января 2014 г. изменениями в ст. 57 Трудового кодекса РФ для всех работодателей введена новая обязанность - указывать в трудовом договоре с каждым работником условия труда на рабочем месте, а для работников, работающих во вредных условиях труда, еще и прописывать гарантии и компенсации, полагающиеся за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Регулирование труда научных работников

С 1 января 2015 г. внесены следующие изменения в правовое регулирование труда научных работников, руководителей научных организаций (их заместителей):

Закреплен единый подход к назначению на должности научных работников во всех научных организациях;

Установлен предельный возраст для замещения должностей руководителей (их заместителей) - 65 лет. Есть возможность продлить срок пребывания в указанных должностях до 70 лет;

Трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров. Трудовые договоры с руководителями (их заместителями), которые достигли 65 лет или достигнут этого возраста в ближайшие 3 года, сохраняют действие до истечения установленных в них сроков, но не более чем до 1 января 2018 г.

Мобильность трудовых ресурсов

С 1 января 2015 года у работодателя есть возможность получить сертификат на привлечение трудовых ресурсов, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и дает ему право на получение финансовой поддержки. Порядок получения такого сертификата определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. В рамках данной программы с работником заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор не менее чем на три года, в котором указываются меры поддержки, порядок и условия их предоставления.

Заемный труд запрещается

В мае 2014 г. в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 56.1. о запрете заемного труда. Данная норма вступает в силу с 1 января 2016 г. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника.

Предусмотрена также и новая глава в Трудовом кодексе РФ - гл. 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Работодатель может направлять своих работников к физическому лицу для личного обслуживания, ведения домашнего хозяйства, а к юридическим лицам - для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняется место работы, для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Кто же может быть таким работодателем? Во-первых, частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории России и прошедшие аккредитацию), во-вторых, юридические лица, если работники с их согласия направляются временно к определенным юридическим лицам (аффилированным по отношению к направляющей стороне; являющимся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями акционерного общества; являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной).

С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличивается с 5 554 рублей до 5 965 рублей в месяц (Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования.

Усиление ответственности за нарушение трудового законодательства

Одной из мер по улучшению условий труда работников и снижению уровня производственного травматизма стало усиление ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Значительные изменения произошли в сфере административной ответственности. Так, в 2014 г. в КоАП РФ была предусмотрена одна общая статья - ст. 5.27., которая устанавливала меры административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 2015 г. в КоАП РФ внесены изменения в ст. 5.27., конкретизирующие ответственность за разные виды правонарушений, и введена новая статья - 5.27.1., которая устанавливает меры ответственности за отдельные нарушения в сфере охраны труда. Например, максимальный размер штрафов в прежней редакции ст. 5.27. КоАП РФ составлял для должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей, а в новой редакции ст. 5.27. КоАП РФ максимальный размер штрафа возрос в несколько раз: для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 20 000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Что касается охраны труда, то появилась совершенно новая статья - 5.27.1. КоАП РФ, которой дифференцируются размеры штрафов за административные правонарушения:

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда - штраф для должностных лиц от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей;

За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ее непроведение) штраф для должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей, для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей;

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей, для юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей;

За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф для должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц - от 130 000 до 150 000 рублей;

За повторное совершение аналогичных административных правонарушений штраф для должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Внося изменения в ст. 4.5. КоАП РФ, законодатель увеличил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 2 месяцев до 1 года. Такой продолжительный срок давности позволит привлечь к административной ответственности в несколько раз больше работодателей, нарушающих законодательство о труде.

Стоит отметить, что с 1 января 2014 г. в Уголовном кодексе РФ претерпела изменения и ст. 143 «Нарушение требований охраны труда», в результате чего уголовная ответственность стала дифференцированной в зависимости от того, погиб один человек или больше. Если нарушение требований охраны труда повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, то предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере - до 400 000 рублей, а если привело к смерти одного или нескольких лиц, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.

Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство - это сбережет его «кошелек» и обеспечит работников нормальными условиями труда.

Николаенко Татьяна, советник коллегии адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнёры», г. Москва.

Автор статьи даёт нам перечень изменений трудового и иного, связанного с трудовым, законодательства, однако перечень этот неполный и довольно несистематизированный. Многие из предложенных новелл не нуждаются в комментариях (например, изменение МРОТ).

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части особых условий труда претерпела изменения лишь в замене слов «компенсации за тяжёлую работу и» на слова «гарантии и компенсации за», но работодатель и ранее был обязан включать условие о «компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте» (в редакции 2006 года).

Остановимся на проблеме введения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда». Изменения трудового законодательства, в связи с принятием этого закона, вступили в силу с 1 января 2014 года.

Основные изменения, которые были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда» (далее по тексту - Федеральный закон № 421-ФЗ):

1) Статьёй 3 Федерального закона № 421-ФЗ вносится изменение в ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому при исчислении квоты для приёма на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.

2) Статьёй 4 Федерального закона № 421-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования)», согласно которому в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

3) Статьёй 5 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, согласно которым ужесточается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда в сравнении с предыдущей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) Статьёй 9 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, ст. 33.2 дополнена п. 2.1, которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. Величина тарифа страховых взносов зависит от установленного в результате специальной оценки условий труда класса условий труда, к которым относятся оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

5) Статьёй 10 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». П. 3 ст. 27 изложен с учётом того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочих местах по работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

6) Статьёй 11 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в Кодекс добавлена ст. 5.27.1, согласно которой предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или отсутствие её проведения. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

7) Статья 12 Федерального закона № 421-ФЗ вносит значительные изменения в Трудовой кодекс РФ в связи с законодательством о специальной оценке условий труда. Изменения касаются реализации прав работниками, которые предоставлены им законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностей работодателей по соблюдению законодательства о специальной оценке условий труда. Так, согласно новой редакции ст. 117 Трудового кодекса РФ, работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней (минимально), если условия труда работников на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и опасным условиям труда.

8) Статьёй 13 Федерального закона № 421-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Статья 58.3 указанного Федерального закона дополнена ч. 2.1, согласно которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от класса условий труда, установленного при проведении специальной оценки условий труда.

В целом, по прошествии года с небольшим надо признать, что не все вопросы специальной оценки рабочих мест ясны работодателям. Что касается тех рабочих мест, что существовали на момент принятия ФЗ «О специальной оценке условий труда» и были аттестованы, здесь нет никаких сомнений. Однако сложности существуют для компаний, которые уже после вступления в силу вышеназванного закона вводят в штатное расписание новые должности, безусловно имеющие вредные и опасные характеристики работы, и принимают работников из других организаций, где ранее была проведена аттестация рабочих мест и работник твёрдо знал, что он имеет право на компенсацию за вредные условия труда, дополнительный отпуск и досрочную пенсию.

Однако ФЗ «О специальной оценке условий труда» никоим образом не связывает специальную оценку условий труда с той аттестацией рабочих мест, что проводилась ранее. Таким образом, иногда складывается ситуация, когда работник на той же должности, но в иной компании, при проведении специальной оценки условий труда может получить класс вредности ниже, чем у него был ранее, без изменения существенных условий труда, что, несомненно, приводит к проблемам в социальной сфере и вынуждает работодателя устанавливать дополнительные льготы для работников путём внесения их в коллективный договор либо локальные нормативные акты компании.

В связи с часто встречающимися вопросами об изменении статуса работника с точки зрения оценки вредных и опасных условий труда Минтруд России дал «Разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда» от 15 декабря 2014 года.

Одно из разъяснений Минтруда указывает, что «к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведённой до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтверждённого результатами проведения специальной оценки условий труда».

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда. При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Что изменилось в трудовом законодательстве с 1 января 2015 года? Редакция Rabota.ru подготовила обзор важнейших правовых нововведений. 2014 год оказался небогат на неожиданности и революционные изменения, но ряд нововведений определенно заслуживает внимания работодателей и соискателей.

1. Новый порядок для мигрантов

Правовая база. Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 13.1, 13.3, Федеральный закон № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Что изменилось. Мигрантам из стран, с которыми у России нет визового режима, больше не потребуется разрешение на работу. Вместо этого гастарбайтеру необходимо будет приобрести специальный патент. Патенты существовали и раньше, но давали право только на работу у физических лиц, не являющихся ИП. Теперь же по такой же упрощенной схеме мигрант сможет устроиться на любую подходящую ему работу. В патенте указывается должность и вид трудовой деятельности, следовательно, владелец патента сможет работать только по указанной в документе профессии. Стоимость патента — от 40 до 60 тысяч рублей за 12 месяцев в зависимости от региона с возможностью продления еще на 12 месяцев.

Для получения патента необходимо пройти медицинский осмотр, уплатить налог и сдать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства. Заявление на выдачу патента нужно подать в местное отделение ФМС в течение 30 дней с момента въезда в страну. Патент действует только на той территории РФ, к которой относится выдавшее его подразделение ФМС. «Визовые» мигранты по-прежнему должны получать разрешение на работу.

От ряда лишних хлопот избавлены и работодатели. С 1 января у них нет необходимости информировать налоговую инспекцию и службу занятости о приеме на работу иностранного гражданина и о его увольнении. Соответственно, отменяется ответственность за неуведомление. Однако о заключении трудового или гражданского договора с иностранным работником будет необходимо оповестить территориальное подразделение ФМС (то, которое выдало иностранцу патент).

2. Пенсионная реформа

Правовая база. Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"».

Что изменилось. Пенсионная реформа заслуживает отдельного подробного рассмотрения, пока стоит упомянуть важные формальные изменения.

Трудовой пенсии больше не будет. Данный термин перестал существовать, на смену ему пришли два новых: страховая и накопительная пенсия. Оба вида пенсии формируются в своем порядке.

Размер страховой пенсии измеряется не в рублях, а в так называемых пенсионных коэффициентах, которые зависят от стажа работы (в том числе воинской службы или отпусков по уходу за ребенком) и от размера страховых взносов, то есть от заработной платы будущего пенсионера. В полном объеме страховая пенсия будет формироваться для тех, кто начнет работать в 2015 году или позже. Для остальных сохраняются все сформированные для них до этого года пенсионные права.

Работник может заключить договор с негосударственным пенсионным фондом, и 6% от его зарплаты будут не конвертироваться в пенсионные коэффициенты, а направляться на счет его накопительной пенсии. Накопительная пенсия исчисляется в рублях, а ее размер будет зависеть от суммы начислений и от процентов с доходов от инвестиций, которыми занимается НПФ.

3. Российское трудовое законодательство в Крыму и Севастополе

Правовая база. Федеральный закон № 229-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Что изменилось. До 1 января в Республике Крым действовал переходный период, работодатели могли руководствоваться украинским трудовым законодательством в части, которая не противоречит законодательству РФ. С 1 января 2015 года российское трудовое законодательство начинает действовать в полном объеме.

В частности, прекращают действовать условия трудовых договоров, не соответствующие российским законам. Трудовые книжки, оформленные в соответствии с украинскими нормами, замене не подлежат (точнее, подлежат только по желанию работника), но их ведение продолжается по нормативам РФ. Документы об образовании или квалификации работников признаются в порядке, установленном федеральными законами РФ.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, полученные в рамках украинского законодательства, действительны в течение пяти лет. Если этот срок истек до 1 января 2015 года, то результаты аттестации признаются действительными до 1 января 2016 года.

4. Ужесточение ответственности за нарушение трудового законодательства

Правовая база. Ст. 5.27, 5.27.1 и 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"».

Что изменилось. С 1 января вступили в силу поправки в КоАП, в которых конкретизируются отдельные виды нарушений трудового законодательства и ужесточается ответственность:

1) за фактическое допущение к работе не уполномоченным лицом, если при этом работодатель отказывается признать трудовые отношения: для граждан: от 3000 до 5000 руб.; для должностных лиц: от 10000 до 20000 руб. (ранее — от 1000 до 5000 руб.);

2) за уклонение от оформления договора или оформления гражданского договора, фактически регулирующего трудовые отношения: для должностных лиц: от 10000 до 20000 руб. (ранее — от 1000 до 5000 руб.); для предпринимателей без образования юридического лица: от 5000 до 10000 руб. (ранее — от 1000 до 5000 руб.); для юридических лиц: от 50000 до 100000 руб. (ранее — от 30000 до 50000 руб.).

Также ужесточается ответственность за нарушение требований охраны труда и вводится наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (понятие, пришедшее на смену аттестации):

  1. за нарушение требований охраны труда: для должностных лиц и предпринимателей без образования юридического лица: от 2000 до 5000 руб.; для юридических лиц: от 50000 до 80000 руб.;
  2. за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда: для должностных лиц и предпринимателей без образования юридического лица: от 5000 до 10000 руб.; для юридических лиц: от 60000 до 80000 руб.;
  3. за допуск к работе без обучения и проверки знаний требований охраны труда: для должностных лиц и предпринимателей без образования юридического лица: от 15000 до 20000 руб.; для юридических лиц: от 110000 до 130000 руб.;
  4. за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты: для должностных лиц и предпринимателей без образования юридического лица: от 20000 до 30000 руб.; для юридических лиц: от 130000 до 150000 руб.
Также к ответственности могут привлечь организацию, которая проводит спецоценку. Согласно недавно введенной статье 14.54, за нарушения установленного порядка специальной оценки условий труда должностным лицам грозит штраф в размере от 20000 до 30000 руб., а организации — от 70000 до 100000 руб.

5. Возможность получить трудовую книжку на руки

Правовая база. Ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"».

Что изменилось. Ранее работник имел право получить только выписку из трудовой книжки. С 1 января трудовую книжку можно будет получить на руки по письменному заявлению для оформления обязательного социального страхования.

Вернуть книжку необходимо в течение трех рабочих дней со дня ее получения в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование.

С 1 января 2015 года, законодательство по трудовым соглашениям РФ не претерпело значительных изменений, нововведений.

Ушедший год не радовал неожиданностями и изменениями инновационного плана, хотя на некоторые моменты всё-таки стоит обратить внимание.

Причем это достойно внимания не только работодателей, но и лиц, которые находятся на территории РФ временно или собираются здесь проживать постоянно.

1. Новый порядок, коснувшийся мигрантов
Правовая база Федерального закона № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», ст. 13.1, 13.3, Федерального закона № 357 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» потерпела незначительные изменения, они способны усовершенствовать трудовые отношения граждан, которые на территории РФ находятся временно или в силу каких-либо обстоятельств.

Изменения коснулись мигрантов, прибывших из стран у которых отсутствует визовый режим с Россией. Начиная с 2015 года разрешения на работу заменены специальным патентом . Он и раньше существовал, но имел некоторые ограничения, которые позволяли работать мигрантам только у физических лиц, не относящихся к ИП. Благодаря этим нововведениям у них появляются широкие возможности по устройству на такую работу, которая им больше всего подходит. Заполняя патент, соискатель обязан указать вид своей трудовой деятельности, только прежде важно все хорошо продумать, так как по такому патенту работать можно только по указанной должности. Патент действует на протяжении 12 месяцев и может быть продлен еще на такой же период времени, его стоимость колеблется от 40 до 60 тысяч рублей.

Процедура получения патента включает в себя прохождение медосмотра, уплату налога и сдачу экзамена по русскому языку, законодательства и истории. Заявления на выдачу этого документа важно предоставить в течение 30 дней со дня въезда на территорию страны. Для этого важно посетить местное отделение ФМС. Важно знать, что он действует на территории того территориального подразделения, к которому относится подразделение ФМС.
Что касается мигрантов, которые посещают страну по «визам», то они как и прежде обязаны оформлять разрешение на работу. Значительно освобождены от хлопот бюрократического плана работодатели в этом году. С 1 числа нового года, они не должны отчитываться в службу занятости по поводу приема или увольнении мигрантов. Таким образом, прежняя ответственность о не уведомлении автоматически отпадает. Единственным условием отчетности теперь для каждого работодателя является оповещение территориальных подразделений ФМС, которое осуществляло выдачу патента иностранным гражданам, о том, что человек вышел на работу.

2. Пенсионная реформа
Базовый документ относится к Федеральному закону № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральному закону № 424- ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральному закону № 216- ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации и признании утративших силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях».

Эта тема имеет особый статус, который требует наиболее подробного изучения. Начиная с 2015 года такой термин, как трудовая пенсия, больше не существует, на смену этому статусу пришли такие виды пособия как накопительная и страховая пенсия. Для того чтобы начинать оформляться согласно перечисленных нововведений существует особый порядок.
Если речь идет о страховой пенсии, то ее начисление производится не в рублях, а в специальных пенсионных коэффициентах. Этот своеобразный вид «валюты» имеет полную зависимость от стажа работы , который может включать в себя прохождение воинской службы и даже отпуск по уходу за ребенком, а также размера страховых взносов иными словами от заработной платы, будущего пенсионера. Важно отметить, что эти нововведения касаются только тех людей, которые начинают работать с 2015 года и позже. Уже состоявшиеся пенсионеры продолжают получать весь социальный пакет сформированных до изменений прав.

По поводу накопительной пенсии следует сказать следующее. Каждый работник имеет полное право оформиться на договорной основе в пенсионным фонде негосударственной структуры. При этом его отчисления на счет накопительной пенсии будут составлять 6 % и это уже будут не пенсионные коэффициенты. Начисления по накопительной пенсии исчисляются в рублях, и размер ее будет напрямую зависеть от процентов доходов с инвестиций и суммы начислений. Доходами с инвестиций занимаются НПФ.

3. Российское трудовое законодательство в Крыму и Севастополе
Базовый документ опирается на Федеральный закон № 229 - ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Изменения коснулись действующего переходного периода, который был актуален до 1 января 2015 года, начиная с этой даты трудовое законодательство РФ здесь действует в полном объеме. До этого руководители компаний и предприятий руководствовались не противоречивыми пунктами украинского трудового законодательства. На сегодняшний день все пункты условий трудового договора, которые не соответствуют законам РФ, уже не действуют. Все документы об образовании или квалификации являются действительными согласно порядка, который установлен федеральными законами РФ. Все трудовые книжки, которые действовали в Украине, по желанию работника могут остаться у него, только их дальнейшее заполнение производится исходя из нормативов РФ.

Что касается аттестации, которую работники проходили в Украине, действуют на протяжении 5 лет. В случае, когда срок аттестации истекает на 1 января 2015 года, то она продлевается на год вперед.

4. Нарушение трудового законодательства и ужесточение ответственности
Изменения правовой базы согласно ст.5.27, 2.27.1 и 14.54 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон № 421 - ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были отмечены поправками в КоАП. Здесь ужесточается ответственность по конкретным видам нарушений. Здесь введены штрафные санкции за допущение к работе лица, которое не признает трудовые отношения. В основном это суммы, которые колеблются от 3000 до 5000 руб. Если лицо должностное, то суммы с аналогичных перерастают в более весомые, а именно от 10000 до 20000 руб.
Уклонение от оформления гражданских договоров и договоров, которые могут фактически урегулировать трудовые отношения суммы штрафов могут начинаться от 3000 и заканчиваться 100000 руб. все это будет зависеть от статусов лиц юридического характера или предпринимателей.

Нарушения требований охраны труда также наказуемы значительными суммами штрафов, которые могут составлять от 2000 до 130000 руб. Эти нарушения включают в себя несоблюдение требований охраны труда, нарушения порядка проведения специальной оценки труда , за допуск к работе без проверки знаний, за плохое обеспечение работниками средствами индивидуальной защиты. Помимо того, что могут понести ответственность отдельные лица, к ответственности могут быть привлечены также организации, на которых лежит ответственность по проведению спецоценок. Для организаций суммы штрафов установлены в размерах от 20000 до 100000 руб.

5. Трудовая книжка, возможности получить ее на руки
Изменения коснулись ст.62 Трудового кодекса РФ , Федеральный закон № 216 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».

Обязательное социальное страхование не обходится без данных, размещенных в трудовой книжке. Именно поэтому ее необходимо предъявить в специальную инстанцию. Раньше для этого было достаточно выписки из трудовой книжки. С начала 2015 года книжку можно получить на руки. Для этого достаточно написать заявление. После оформления обязательного социального страхования, согласно действующего закона, в течение трех рабочих дней, ее нужно вернуть работодателю.