Нормативно правовое поле качества дошкольного образования. "нормативно-правовая база функционирования дошкольного образования"
Елена Чеснокова
Содержание документов нормативно-правового и научно-методического обеспечения системы дошкольного образования
Тема : Содержание документов нормативно-правового
и научно-методического обеспечения системы дошкольного образования
1 «Декларация прав ребенка» и «Конвенция о правах ребенка» как базовые международные документы системы дошкольного образования
Декларация (от латинского слова - провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения.
Конвенция (от латинского слова - договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, а затем ратифицировали) .
Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX в. деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945 г.) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г., была в основном посвящена этим проблемам.
Декларация прав ребенка была провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
Декларация прав ребенка является первым международным документом . В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение , социальную защиту и предоставление возможности получать образование , развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.
Основной ее тезис состоит в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» . Декларация призывает родителей и отдельных лиц, все организации, власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства.
Однако отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа , в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм .
В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец, 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15.09.1990) .
Конвенция содержит 54 статьи , учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.
Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Она идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка . Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире , историческую справку о преемственности документов ООН в этой области .
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» , утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.
Статьи 12-17 носят особый характер, так как в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.
Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.
Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование , в том числе получение бесплатного и обязательного начального.
Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.
Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.
Статьи 41-45 относятся ко 2 части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.
Статьи 46-54 относятся к 3 части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.
Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам . Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено :
а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;
б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;
д) на воспитание уважения к окружающей природе.
Таким образом , все государства, присоединившихся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании » как основной документ отечественной системы образования
Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В законе Российской Федерации «Об образовании » содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России .
Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования , к личности и обеспечивают как «внешние» социально-педагогические условия развития системы образования , так и «внутренние» собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.
К ним относятся : гуманистический характер образования ; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования ; бесплатность общего образования ; всесторонняя защита потребителя образования .
Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются : создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения ; освоение учащимися системы знаний о природе , обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов ) .
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза , которое удостоверяется соответствующим документом .
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Документ состоит из глав , главы состоят из статей.
Глава первая называется «Общие положения» . Эта глава посвящена государственной политике в области образования , законодательству РФ в области образования , языкам обучения, федеральным государственным образовательным стандартам .
Глава вторая «Система образования » посвящена таким вопросам как : понятие системы образования , образовательные программы , формы получения образования , Государственные и негосударственные образовательные организации , образовательные учреждения , устав образовательного учреждения , требования к содержанию образования педагогического процесса, требования к приёму граждан в образовательные учреждения , реализация общеобразовательных программ , дошкольное образование и другим видам образования , документы об образовании .
Дошкольному образованию уделяется отдельное внимание в данной главе в 18 статье. В данной статье определяется место родителей в системе образования детей , их обязанности, сотрудничество родителей и образовательных организаций , помощь родителям со стороны дошкольных образовательных организаций .
Глава третья посвящена управлению системой образования . В ней раскрываются вопросы полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования , полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования , компетенции и ответственности образовательного учреждения , аккредитации, ликвидации и реорганизации государственного учреждения, управления (не) государственными и муниципальными образовательными учреждениями , государственного контроля в сфере образования .
Глава четвёртая «Экономика системы образования » . Эта глава призвана регулировать вопросы в сфере отношений собственности в сфере образования , финансовом обеспечении сферы образования , прав на пользование образовательными учреждениями финансовыми и материальными средствами, рассматриваются вопросы о наличии платных услуг в образовательных учреждениях и так далее.
Пятая глава «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование ». Посвящена правам и социальной поддержке обучающихся, воспитанников, охране здоровья, правам и обязанностям родителей (законных представителей, плате, взимаемой с родителей за посещение дошкольного учреждения детьми , оплате труда работникам образовательных учреждений , права работников образовательной сферы , и наконец трудовым отношениям в сфере образования .
Шестая глава «Международная деятельность в сфере образования » . Рассматривает вопросы международного сотрудничества Российской федерации.
3. «Концепция дошкольного воспитания » как документ , определяющий парадигму современной системы дошкольного образования России
«Концепция дошкольного воспитания » одобрена решением коллегии государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 года №7/1.
Современное российское образование - это непрерывная система по-следовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное , общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование .
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России . Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование . Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов и В. А. Петровский, которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г . В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориен-тировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы . В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании . При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие :
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического) . Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми . Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.
4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) . Задачей дошкольного образования является , прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
4 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) как базовый документ , определяющий содержание воспитания и образования дошкольников
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ».
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования . Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ » , для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт .
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования . Вместе с группой специалистов ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.
С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам .
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента : - требования к составлению образовательных программ для ДОУ , включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части , свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений;
Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ ;
Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ .
По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся :
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства , амплификация (обогащения) детского развития.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
3. Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.
4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей, обучение их в специфически детских видах деятельности.
9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.
Стандарт преследует следующие цели :
Повышение социального статуса дошкольного образования ,
обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования ,
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования .
Стандарт решает следующие задачи :
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) .
Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ .
Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования .
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами , можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования .
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказала значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечило более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, это повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования , что положительным образом сказалось на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании . Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой , но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования , повлекло глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего» , многие методики и технологии были пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
Каждая ДОО самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования . Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам . То есть, на практике мы получаем более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы , которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
Нормативно-правовая база РФ по дошкольному образованию состоит из:
Законодательных актов;
Указов Президента РФ;
Постановлений правительства РФ;
Ведомственных правовых актов (приказов,
распоряжений, писем Министерства
образования и науки РФ);
Законов и нормативных правовых актов
субъектов РФ.
Международные документы в области образования
- Всеобщая декларация прав человека (1948)
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14.12.1960) ратифицирована Россией - начальное образование является бесплатным и обязательным.
- Конвенция о правах ребенка (1989)
Российское законодательство в области дошкольного образования
- Конституция РФ ст.43 – общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года:
Приоритет образования в политике государства;
Бесплатное дошкольное образование – для всех желающих;
Обеспечение педагогическими кадрами с высшим образованием
- зарплата воспитателей- на уровне средней в образовании;
- право на получение досрочной пенсии (25 лет педагогической деятельности)
Указ Президента РФ В.В.Путина от 7.05.2012 № 599 „О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки“
Обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования в возрасте от 3-х до 7 лет.
К сентябрю 2012 года принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от 3-х до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в т.ч. в частных дошкольных образовательных учреждениях.
- В числе проблем отмечены дефицит услуг дошкольного образования, невысокий уровень качества дошкольного образования.
- Для повышения доступности дошкольного образования необходимо развитие всех форм дошкольного образования: семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центр игровой поддержки, инклюзивное образование, развитие негосударственного сектора наряду со строительством дошкольных учреждений.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Цель программы:
Обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям социально-ориентированного развития РФ
Задачи:
Обеспечение инновационного характера базового
образования;
Модернизация институтов системы образования как
инструментов социального развития;
Создание современной системы непрерывного
образования, подготовки и переподготовки профессиональных
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
- модернизация общего и дошкольного образования как инструментов социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
- достижение во всех субъектах стратегических ориентиров образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализацией детей;
- будут созданы стажировочные площадки;
- модели воспитательных систем, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся;
- современные модели, обеспечиващие образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей;
- модели формирования культуры безопасного образа жизни, психолого - педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
- создание площадки для обучения управленческих кадров.
Предполагается развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в т.ч. в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей;создание всевозможных центров для обучения детей с ОВЗ, одаренных детей.
Развитие системы оценки качества образования (в т.ч.дошкольного)
- Разработка моделей оценки качества всех уровней образования, в т.ч.дошкольного.
Программой предусматривается внедрение и поддержка государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
- Новая школа- это институт, соответствующий целям опережающего развития;
- новый учитель – совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры, условия для развития спорта, здорового образа жизни, современные условия организация питания, информационные технологии;
- взаимодействие с родителями, семьей, сообществом;
- переход на новые образовательные стандарты;
- поддержка талантливых детей;
- расширение самостоятельности ОУ.
ФЗ „Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“ от 24.07.1998 №124
Защита прав детей- при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей.
Принятие решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, является государственной или муниципальной собственностью, осуществляется экспертиза последствий, т.е.экспертная оценка последствий.
Имущество (земля, здания)образовательных учреждений, переданное им в оперативное управление, может использоваться только в этих целях.
ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6.10.2003 №131
- Предоставление бесплатного общедоступного дошкольного образования является расходным обязательством муниципалитетов.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.2660-10 /постановление Главного государственного врача РФ №91/
Закон РФ „Об образовании“ от 10.07.1992 №3266-1
Закон РФ «Образование в Российской
Федерации» от 31.12.2012
- Постановление правительства РФ от 30.12.2006 №849 „О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования“.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении/Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562 Введено в действие постановлением правительства РФ 16.04.2012 № 300/
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования /Приказ МО и Н РФ от 23.11.2009 №655/
- Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования./Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 №2151/
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении:
/Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562/
- ДОУ реализует основные программы дошкольного образования и осуществляет уход и присмотр за детьми.
- Задачи ДОУ:
- Охрана жизни,укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- Обеспечение познавательно-речевого,социально-личностного,художественно-эстетического и физического развития воспитанников.
- Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине,семье.
- Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- Взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного развития;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Детский сад;
- Детский сад для детей раннего возраста;
- Детский сад для детей предшкольного возраста;
- Детский сад присмотра и оздоровления;
- Детский сад компенсирующего вида;
- Детский сад комбинированного вида;
- Детский сад общеразвивающего вида;
- Центр развития ребенка.
- При необходимости могут быть открыты группы по присмотру и уходу за детьми, семейные группы.
- Детский сад работает по образовательной программе учреждения, создаваемый им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы и ФГТ.
ДОУ создается учредителем и регистрируется в установленном законом порядке.
ДОУ должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
ДОУ может осуществлять платные образовательные услуги за рамками основной деятельности.
Режим работы учреждения и порядок комплектования детьми определяется учредителем.
Организация питания возлагается на ДОУ.
Медицинское обслуживание обеспечивается органами здравоохранения.
При приеме детей с ОВЗ ДОУ обеспечивает условия для организации коррекционной работы.
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста /Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 №03-132/
«Закон об образовании РТ“.
Стратегия развития образования в РТ на
2010-2015 годы –комплексная
государственная целевая программа.
«О введении нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений в РТ»/Постановление Кабинета Министров РТ от 30.04.2008 №279/
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовая база современного д ошкольного образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 Министерство образования и науки РФ от 28.02.2014г. № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 года № 08-10 «О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОРБРАЗОВАНИЯ» Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО; Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО; Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО; Создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
Актуальные направления мероприятий по реализации ФГОС ДО Мониторинг условий реализации ФГОС ДО в субъектах РФ (май 2014г. – декабрь 2016г.) Ведение федерального реестра примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС (постоянно после утверждения приказа Минобрнауки РФ). Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО (июль 2014г. – декабрь 2016г.). Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО (2014-2016г.). Научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО (2014-2016г.) Информационное сопровождение в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО (сентябрь 2013-декабрь 2015г.)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы ОУ (часть 5 статьи 108) в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 05.08.2013г. № 08-1049 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПРИСМОТРА И УХОДА ЗА ДЕТЬМИ С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных ОУ (группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности) Семейные дошкольные группы (на дому у воспитателя государственных и муниципальных ДОУ). Группы кратковременного пребывания на базе ДОУ, школ, учреждений доп.образования (группы адаптации для детей от 6 мес. до 2 лет, группы развития, группы «Особый ребенок» для детей инвалидов, группы для подготовки детей к школе и др.) Присмотр и уход за детьми с привлечением ИП (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние д/с и т.д.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Психолого-медико-педагогическая комиссия создается, чтобы своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Комиссия проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и дает рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания. Состав комиссии и порядок ее формирования не изменились. Расширены полномочия комиссии. Она вправе проводить мониторинг, как учитываются ее рекомендации по обучению и воспитанию детей в образовательных организациях и в семье (с согласия родителей). Также на комиссию возложен учет данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на подведомственной территории. Прописана процедура обследования детей в комиссии. Это возможно по письменному заявлению родителей или по направлению соответствующей организации с письменного согласия родителей. Медицинское обследование детей 15 лет и старше допускается только с их согласия. Все обследования и консультации бесплатны. Родители могут присутствовать при обследовании, обсуждать его результаты. Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер. При несогласии с ним они вправе его обжаловать. Для остальных органов и организаций заключение комиссии является основанием для создания соответствующих условий обучения и воспитания ребенка. Вся информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставлять ее кому бы то ни было без письменного согласия родителей запрещено (исключение - предусмотренные законом случаи).
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 « Об осуществлении мониторинга системы образования » Мониторинг включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. На основе этих сведений проводится непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования. Распределены полномочия государственных и местных органов по проведению мониторинга. Так, Рособрнадзор собирает и анализирует информацию в части контроля качества образования и выявления нарушений законодательства. В целях мониторинга используются данные федерального статнаблюдения, обследований (в т. ч. социологических) образовательных организаций, сведения, размещенные в сети Интернет и СМИ. Также учитывается информация, поступившая от организаций и граждан. Мониторинг проводится не реже 1 раза в год. Его процедура, сроки и показатели устанавливаются уполномоченными органами. Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России. Закреплен перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Установлены новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Они содержат должностные обязанности, требования к уровню знаний и квалификации работников. Характеристики применяются для разработки должностных инструкций и могут использоваться всеми образовательными организациями. Конкретный перечень должностных обязанностей определяется с учетом особенностей организации труда и управления. Приведены квалификационные характеристики должностей руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. Все работники образования независимо от занимаемой должности обязаны знать нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; психологические и физиологические особенности разных детских возрастов; современные образовательные технологии; компьютерные программы по организации образовательного процесса; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Профессиональный стандарт «Педагог» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» Для размещения информации на сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» Подразделы: Основные сведения Структура и органы управления ОО Документы Образование Образовательные стандарты Руководство Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода)
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 18.07.2013г. № 08-950 «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГРАЖДАНАМ –ПОТРЕБИТЕЛЯМ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» Наличие и состав органов общественно-государственного управления ДОУ (совет ДОУ, попечительский совет, родительский совет и т.д.), их компетенция, полномочия, состав, график проведения заседаний, контактная информация. Сроки, повестка, решения заседаний пед.советов, советов трудового коллектива, других коллегиальных органов ДОУ. Организация внеучебной деятельности обучающихся (экскурсии, походы и т.д) и отчеты по итогам проведения таких мероприятий. Мероприятия, проводимые ДОУ во внеучебное время (работа кружков, секций, клубов и т.д.) Исчерпывающий перечень услуг, оказываемых ДОУ гражданам бесплатно в рамках реализации ОП в соответствии с ФГОС. Сведения о возможности, порядке и условиях внесения добровольных пожертвований Сроки, места и условия проведения конкурсных мероприятий различного уровня, а также информация о результатах участия детей и родителей в данных мероприятиях. Проведение в ДОУ праздничных мероприятий Телефоны, адреса регионального представителя Уполномоченного по правам детей, региональной Общественной палаты, региональной и муниципальной службы социальной защиты, службы психологической поддержки детей и родителей.
Локальные акты дошкольной образовательной организации
По научно-методическому обеспечению Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.12) Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
По организационному обеспечению Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.25) Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. Договор образовательного учреждения с учредителем. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.
По кадровому обеспечению Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»). Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.
По информационному обеспечению 1.Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. 2.Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.29; приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»
По финансовому обеспечению Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг").
По материально-техническому обеспечению Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДО к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно -образовательного процесса и оборудования помещений. -Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета) -Положение о музыкальном зале. -Положение о физкультурном зале. -Положение об изостудии и т.д.
Литература: Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Т.В.Волосовец. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 456 с. Интернет-ресурсы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Свою деятельность образовательные учреждения строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Нормативно-правовое обеспечение – это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.
Основные задачи нормативно-правового обеспечения:
1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;
2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении
Уровень |
Наименование документов |
Международный |
Декларация прав ребенка, материалы ООН. |
Федеральный |
Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования). |
Отраслевой |
Организационно-распорядительные документы министерства образования |
Региональный |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления |
Муниципальный |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления |
Уровень |
Наименование документов |
Учреждения |
Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения. |
Рабочего места |
Должностная инструкция, трудовое соглашение. |
Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.
Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования .
Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:
1)Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ);
2) Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) Постановление от 12 сентября 2008 г. № 666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении;
4) Постановление от 26 марта 2003 года № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
Министерство образования РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Предлагаемый документ следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт утверждает основные принципы:
Поддержки разнообразия детства;
Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели:
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
ФГОС ДО является основой для разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Согласно вступившему с 01.09.2013 в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» вводится новый порядок оплаты услуг, предоставляемых ДОУ. До 1 сентября 2013 года вносимая родителями плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ не должна была превышать 20 процентов расходов (для родителей трех и более несовершеннолетних не более 10 процентов) на содержание ребенка, включающее присмотр и уход за ним .
В соответствии со статьей 65 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ регулированием платы за присмотр и уход за ребенком будет заниматься учредитель ДОУ, который может снизить ее размер либо вообще не брать ее с родителей, если те попадают под отдельную категорию. Формально, данное нововведение означает, что учредитель вправе повысить плату за детсад до 100% затрат на содержание ребенка в нем. В муниципальном детсаду регулированием платы будет заниматься администрация на основе своих финансовых возможностей, в частном – его владелец.
Новый закон предполагает, что родителям будут, как и прежде, выплачиваться компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ, в размере 20% при наличии одного ребенка, 50% - при наличии двух и семьям с тремя и более детьми положено 70% от родительской платы. Однако каждый субъект РФ теперь будет самостоятельно устанавливать среднюю величину родительской платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном ДОУ, исходя из которой будет произведен расчет положенных родителям компенсаций. Ранее компенсации рассчитывались исходя из фактического размера платы родителями за пребывание и уход ребенка в ДОУ.
Средний размер родительской платы за детский сад с 1 сентября увеличиться с 1226 руб. до 1300 руб., увеличившись на 5%. Правительство будет ежемесячно отслеживать изменения размера родительской платы в каждом муниципальном образовании в целях недопущения ее необоснованного повышения Российская Федерация .
Виды нормативно-правовых актов:
1) Нормативные акты – соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;
2) Ненормативные акты – это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.
3. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:
1) Конституции РФ;
2) Трудового кодекса РФ;
3) Бюджетного кодекса РФ.
Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, «базовая» модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги.
Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:
Федеральный закон «Об образовании» вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.
Так, в частности, ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.
Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса .
Основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:
1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
2. Положение о дошкольном образовательном учреждении детском
саде (группе) компенсирующего вида для детей с ранней
неврологической патологией;
3. Устав детского сада;
4. Программа развития ДОУ;
5. Образовательная программа;
6. Основная общеобразовательная программа дошкольного детства;
7. Документация на организацию образовательной деятельности;
8. Кадровые документы;
9. Должностные и рабочие инструкции сотрудников ДОУ;
10. Бухгалтерские документы;
11. Медицинские документы;
12. Хозяйственные документы;
13. Документы на организацию питания;
14. Документы на охрану труда;
15. Документы на обеспечение безопасности;
16. Документы на делопроизводство и архив;
17. Положения, регулирующие организацию жизнедеятельности в
18. Положение об общем собрании трудового коллектива;
19. Положение о совете трудового коллектива;
20. Коллективный договор;
21. Правила внутреннего трудового распорядка.
На уровне региона, муниципальной системы образования, самого образовательного учреждения принимается ряд документов, дополняющих представленную нормативно-правовую базу, регламентирующих в т.ч. управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Выводы по первой главе
Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педагогической системы, оказывающим существенное воздействие на её функционирование и развитие.
Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность по достижению определённых целей, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.
На разных уровнях управления по результатам выделяются: умения руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения, рассматривать результат с точки зрения качества услуг, с позиций потребителей.
Главными субъектами управления дошкольным образовательным учреждением являются заведующая и её заместитель (методист), педагоги и родители, объектами – вся система его жизнедеятельности: воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения всех его участников; повышение квалификации педагогов; материально-технические условия.
Основу управленческой деятельности заведующего ДОУ составляют принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения, функции управления, цели, задачи, содержание и механизмы управления современным дошкольным учреждением, знание которых позволит руководителю выстроить систему управления, эффективно управлять дошкольным образовательным учреждением.
Нормативно-правовая база дошкольного образовательного учреждения регламентирует деятельность в целом образовательного учреждения, в т.ч. управленческую деятельность.
Курмакаева Анна Алаксандровна
Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до
«Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО »
Нормативно -правовая база ДОУ - это совокупность законов, нормативно-правовых актов , организационных и методических документов , регламентирующих технологию создания, обработки , хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, разработанных в соответствии :
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Конвенция о правах ребенка
3. СанПин 2.4.1.3049-13
4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
6. Устав ДОУ.
7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования » (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014)
8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации , осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования , в другие организации , осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования »
10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)
11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»
12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных , осуществляемой без использования средств автоматизации».
И это только часть перечисленных Федеральных законов, на которые нужно опираться в своей работе.
Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня : федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами , регулирующими деятельность учреждения.
Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ , который содержит нормы права , т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация , конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий .
В учреждении локальные акты , как нормативные , так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности :
Правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения , формирование структуры учреждения и органов управления );
Правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;
Правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;
Правовое обеспечение материально-технического снабжения;
Правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении ;
Правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами) ;
Правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения ) всех сторон деятельности
По укрупненным направлениям деятельности МДОУ правовое обеспечение управления учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов :
Локальные акты , регламентирующие деятельность органов самоуправления
Устав общеобразовательного учреждения ;
Положение об общем родительском собрании
Положение о совете родителей
Положение о Педагогическом совете
Положение о собрании трудового коллектива
Локальные акты , регламентирующие отношения МДОУ с участниками образовательного процесса
Договор об образовании с родителями (законными представителями)
Положение о приеме детей и комплектовании групп
Положение об АИС комплектовании ДОУ
Правила внутреннего распорядка воспитанников
Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей, представление льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду
Положение о порядке формирования, ведения, хранения и проверке личных дел воспитанников
Положение о защите персональных данных работников
Положение о порядке ведения, хранения личных дел сотрудников
Положение о режиме функционирования
Положение о порядке создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса
Положение о тарификационной комиссии
Положение «О порядке и условиях осуществления перевода воспитанников»
Положение об охране здоровья воспитанников ДОУ
Локальные акты , регламентирующие административную и хозяйственную деятельность.
Положение О порядке разработке и структуре программы развития
Положение о делопроизводстве
Положение по организации питания
Положение о бракеражной комиссии
Локальные акты , регламентирующие методическую работу
Положение о рабочей группе по созданию ООП в соответствии с ФГОС ДО
Положение об основной образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО
Положение о рабочей программе педагога ДОУ
Положение «О рабочей группе по подготовке введения и реализации ФГОС ДО »
Положение об официальном сайте в сети Интернет
Положение о внутренней системе оценки качества образования
Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.
Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, как любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты , обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства , издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов .
Публикации по теме:
Формирование имиджа образовательной организации в контексте реализации ФГОС до Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной.
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.
Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения. Развитие и образование ни одному.
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра-ведущая.
Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО) стоит задача проектирования основной образовательной.
Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации ФГОСДО. «От того, как прошло детство, кто.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (из опыта.
Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает.
Значимость физического развития в условиях дошкольной образовательной организации «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие» Аристотель Значимость физического развития в.
Библиотека изображений: