Индусы убили мусульман. Легко ли быть мусульманином в стране священных коров



© Getty Images
29/6/2017

Индия дожна положить конец преступлениям на почве ненависти к мусульманам

Индийские власти должны обеспечить, чтобы те, кто несёт ответственность за публичные линчевания и другие преступления на почве ненависти в отношении мусульман в ряде штатов, не остались безнаказанными, - заявила сегодня Amnesty International в Индии.

За период с апреля 2017 года в Индии убили по меньшей мере десятерых мужчин-мусульман; есть все основания предполагать, что это были преступления на почве ненависти, происходившие в условиях растущей исламофобии в стране. Эти нападения способствовали растущему чувству незащищённости у многих мусульман, кроме того, они обострили религиозную напряжённость. Двадцать восьмого июня в целом ряде городов по всей Индии пройдут демонстрации против нападений на мусульман.

«Преступления на почве ненависти, совершённые, по всей видимости, с полной безнаказанностью, вызывают глубокую обеспокоенность. Многие из них были совершены в штатах, где у власти находится «Бхаратия Джаната Парти» (БДП). К сожалению, и премьер-министр, и ряд ключевых министров в правительстве практически никак не выразили того, что относятся с осуждением к подобному проявлению насилия», - заявил Аакар Патель, исполнительный директор представительства Amnesty International в Индии.

«Кампания БДП по защите коров, по всей видимости, придала смелости вершащим самосуд группировкам, которые, вероятно, в ряде случаев действуют с молчаливого одобрения властей штатов. В то же время лидеры БДП игнорировали или, что ещё хуже, оправдывали подобные нападения».

«Растущую тенденцию исламофобии необходимо пресечь немедленно. Премьер-министр Индии, ведущие лидеры БДП и ключевые министры правительства должны немедленно прервать своё молчание и безоговорочно осудить произошедшие нападения. Полицейские департаменты штатов должны обеспечить, чтобы виновные в их совершении были привлечены к ответственности».

«В ряде случаев имели место стихийные линчевания со стороны толпы; среди них - нападения на далитов, заподозренных в незаконной перевозке коров, убийство предполагаемых торговцев детьми в Джаркханде, а также линчевание полицейского в одной из мечетей в Кашмире. Все эти нападения вызывают глубокое сожаление и указывают, по всей видимости, на ослабление принципа верховенства закона».

Недавние преступления на почве ненависти к мусульманам

Джаркханд, 27 июня

Усман Ансари, фермер на молочной ферме, был избит толпой из примерно 100 человек, часть его дома была сожжена; как сообщается, это произошло после того, как недалеко от его дома обнаружили мёртвую корову. Представители полиции сообщили журналистам, что нападающие также швыряли в них камнями, при этом 50 полицейских были ранены.

Западная Бенгалия, 24 июня

В Северном Динаджпуре, штат Западная Бенгалия, толпа до смерти избила Насирула Хака, Мохаммеда Самируддина и Мохаммеда Насира, троих строительных рабочих, как утверждается, за кражу коров. На сегодняшний день дело об убийстве заведено, арестованы трое подозреваемых. Тем не менее полиция штата придерживается мнения, что у этого нападения не было религиозных мотивов.

Харьяна, 22 июня

15-летнего Джунаида Хана зарезали в поезде в Харьяне, после того как спор из-за мест в вагоне перерос в нападение на почве религиозной принадлежности. Джунаида называли «муллой», «пожирателем говядины», перед тем как зарезать, с него сорвали молельную шапочку. Его брат был тяжело ранен. По сообщениям очевидцев, попавшим в СМИ, в нападении участвовало по меньшей мере 20 человек. Полиция штата задержала одного.

Раджастан, 16 июня

44-летний Заффер Хуссейн умер после того, как его избили гражданские чиновники в Пратапгархе, Раджастан; он помешал им фотографировать и снимать на видео женщин, испражнявшихся на открытом воздухе; такое видео снималось под предлогом проходящей санитарной кампании. В отчёте о вскрытии говорится, что Хуссейн умер от сердечной недостаточности, однако его семья и очевидцы утверждают, что его забили до смерти. В отношении комиссара местного муниципалитета и троих муниципальных служащих было возбуждено дело об убийстве. Ни одного ареста полиция пока не проводила.

Махараштра, 26 мая

Двое мусульман, торгующих мясом, подверглись нападению агрессивных защитников коров в Малегаоне, штат Махараштра, по подозрению в хранении говядины. На видеозаписи происшествия видно, как мужчин жестоко избивали и оскорбляли, им приказали выкрикивать «Джей Шри Рам» (Приветствую Бога Раму). Девять человек были арестованы. Тем не менее, двоим торговцам мясом также были предъявлены уголовные обвинения в «оскорблении религиозных чувств».

Уттар-Прадеш, 2 мая

65-летнего Гулама Мохаммеда избили до смерти в Буландшахре, штат Уттар-Прадеш, после того, как прошёл слух, что из деревни тайно бежали мусульманин и индуска. Как утверждается, нападающие были членами «Хинду юва вахини» - националистической индуистской группировки, проводившей кампанию против «джихада любви» – якобы существующем заговоре мусульманских мужчин, имеющим целью соблазнять индуистских женщин и обращать их в ислам. Полиция штата арестовала троих человек.

Ассам, 30 апреля

В Нагаоне, штат Ассам, толпа линчевала Абу Ханифу и Риазуддина Али по подозрению в краже коров. Полиция завела дело об убийстве, но пока не проводила никаких арестов.

Джаркханд, 6 апреля

19-летнего Мохаммеда Шалика привязали к столбу и забили до смерти, как сообщается, причиной стали его романтические отношения с индуистской девушкой. Три человека были арестованы, однако полиция утверждает, что произошедшее убийство не было случаем проявления межобщинного насилия.

Раджастан, 1 апреля

55-летний фермер Пехлу Хан, содержавший молочную ферму, и четверо других мусульман стали жертвами вспышки уличного насилия недалеко от шоссе в Альваре, штат Раджастан. Хан умер через два дня. Толпа несправедливо обвинила мужчин в незаконной торговле коровами. После убийства министр внутренних дел Раджастана сделал заявление, оправдывающее это убийство, утверждая, что Хан принадлежал к семье, занимавшейся незаконной торговлей коровами. Трое человек были арестованы.

В индийском штате Джамму и Кашмир, где большинство населения составляют мусульмане, вспыхнули массовые беспорядки. Попытка провести выборы обернулась трагедией: восемь человек погибли, сотни оказались за решеткой. Но главное - мусульмане просто не пришли на избирательные участки, объявив правительству бойкот. Почему это произошло и как вообще живется последователям ислама под властью - разбиралась .

Испорченный праздник

Воскресенье 9 апреля 2017 года должно было стать для Джамму и Кашмира праздничным днем. Жителям нескольких округов мусульманской части региона и его летней столицы Шринагара предстояло выбрать депутата в нижнюю палату индийского парламента - Лок Сабху. Были открыты полторы тысячи участков, на которые, как ожидалось, явятся 1,2 миллиона избирателей, чтобы решить, кто из девяти кандидатов достоин представлять штат в Нью-Дели.

Праздника не получилось. Вечером Шринагар и другие города напоминали скорее место битвы: повсюду валялись камни, выломанные из мостовых. Более десяти участков для голосования были разгромлены, два сожжены. В морги доставили восемь трупов с пулевыми ранениями, десятки человек попали в больницы, сотни были задержаны - таков итог массовых столкновений армии и протестующих по всей Кашмирской долине.

Но что хуже всего - голосование сорвалось. Невзирая на предвыборную агитацию, на участки пришло всего семь с небольшим процентов избирателей. Бойкот выборов в штате Джамму и Кашмир, где большинство населения исповедуют ислам, оказался для правительства Нарендры Моди неприятным сюрпризом. Ранее находившаяся у власти в Нью-Дели партия Индийский национальный конгресс (ИНК) с переменным успехом находила с бунтующим регионом общий язык, упирая на секулярную идеологию и общеиндийскую идентичность независимо от религии. Но как будет договариваться с кашмирцами правительство Моди, в составе которого нет ни одного мусульманина?

Есть два ислама

В Индии с давних пор было два вида ислама. Первый - ислам торговцев: на юге полуострова Индостан купцы с Малабарского берега добровольно принимали религию Пророка, чтобы облегчить связи с торговыми партнерами из Аравии и с восточного побережья Африки. Второй - ислам завоевателей - пришел в Индию с севера: его несли волны арабов, тюрков, персов и монголов. Этот ислам, в отличие от торгового, оставил после себя кровавый след: насильственные обращения, снос индуистских храмов и строительство на их месте мечетей, убийства «неверных» и продажа их в рабство. Мусульмане сохранили привилегированное положение и при английском владычестве - неудивительно, что особой любви к ним индусы не питали.

В 1947-м Британская Индия была разделена на две части: преимущественно мусульманские регионы были выделены в отдельную страну - Пакистан, «Землю чистых». Границу проводили по живому: массовое переселение правоверных в Пакистан, а индусов и сикхов в Индию сопровождалось страшной резней, погибли сотни тысяч человек, более 12 миллионов лишились крова.

После разделения страны две трети мусульман оказались в Пакистане, треть - в Индии, сознательно предпочтя жизнь представителей религиозного меньшинства в родном краю.

Великий мусульманский заговор

На официальном уровне до последних лет ситуация с мусульманами выглядела довольно неплохо. Правительство ИНК, большую часть времени возглавлявшее страну, делало все, чтобы подчеркнуть, что мусульмане - такие же граждане республики Индия, как и индусы, христиане или буддисты. Последователи ислама трижды становились президентами страны и не раз занимали министерские должности - к примеру, в последнем правительстве ИНК было два министра-мусульманина, включая главу Салмана Кхуршида.

Однако за порогами правительственных кабинетов наблюдалась заметная диспропорция. В 2005-м 14 процентов индийцев считали себя мусульманами, при этом в бюрократическом аппарате и в армии они составляли лишь 2,5 и три процента соответственно - несмотря на то, что они многократно демонстрировали свою лояльность родному государству.

Мусульмане и индусы

Со времени обретения Индией независимости процентное соотношение мусульман и индусов в ней непрерывно изменяется в пользу мусульман. Главным образом это происходит за счет более высокой рождаемости. В 1951 году индусы составляли 84,1 процента всего населения Индии, в 2011-м - 79,8 процента. За то же время число мусульман выросло с 9,8 до 14,23 процента и сейчас составляет 172,3 миллиона человек.

На низшем, коммунальном, уровне исламофобские настроения часто приводили к погромам, мусульмане в долгу не оставались. Самым знаменитым, пожалуй, стал Гуджаратский погром 2002 года: индусские националисты обвинили мусульман в поджоге поезда с паломниками и устроили массовое избиение правоверных, в результате которого погибли почти две тысячи человек. Главным министром штата тогда был нынешний премьер Нарендра Моди - с тех пор к нему прочно прилипло клеймо ненавистника мусульман.

Антиисламские настроения в большинстве индийских штатов подпитывались многочисленными легендами вроде « ». Когда после переписи 2011 года индийское правительство промедлило с публикацией ее результатов, по стране сразу поползли слухи, что власти намеренно скрывают данные, чтобы не вызвать народных волнений из-за того, что мусульмане теперь составляют пятую часть населения Индии и вскоре захватят ее всю.

Не такой уж он и страшный

Исламофобия сыграла немалую роль в победе на выборах 2014-го правой «Бхаратия джаната парти» (БДП): ее лидер Нарендра Моди активно использовал националистические лозунги во время предвыборной кампании. Мусульмане восприняли приход к власти Моди с опаской - не только из-за его риторики, но и из-за того, что БДП шла на выборы в союзе с ультраправыми индусскими организациями.

Поводов для беспокойства у мусульман хватает до сих пор: представители индусских радикалов, которые вольготно чувствуют себя при правительстве Моди, регулярно поливают ислам грязью с высоких трибун. Так, идеолог крайне правой организации «Шив Сена» и член парламента Санджай Раут предлагает лишить мусульман избирательных прав, а его коллега из «Хинду Махасабхи» Садхви Дева Тхакур и вовсе выступил за поголовную стерилизацию всех христиан и мусульман в стране.

Но слова остаются словами, а судят в основном по делам. За три года пребывания Моди у власти не было зафиксировано ни одного крупного погрома (хотя радикальные «гау ракшаки», коровозащитники, нет-нет да и нападут на мусульман, подозревая их в убийстве священных животных), а мечети не начали превращать в индусские храмы. По последним опросам, мусульманская община Индии разделилась - часть ее относится к Моди и его правительству отрицательно, надеясь на возвращение к власти ИНК, другая часть активно его поддерживает в надежде на то, что при Нарендре Моди Индия расцветет и в выигрыше останутся все жители страны.

При этом сам Нарендра Моди активно демонстрирует, что не намерен ссориться с мусульманами. Выступая на митинге в сентябре 2016 года, премьер заявил: «Не вините мусульман, лучше помогите им. Они не электорат, которым политики торгуют на избирательном рынке, их не за что ненавидеть. Признайте их своими».

Многие мусульманские политики увидели тогда в словах Моди попытку привлечь голоса правоверных на предстоящих в феврале 2017-го выборах в Уттар-Прадеше - самом населенном штате страны, который дает больше всех депутатов в парламент.

Нарендра Моди действительно разыграл тогда мусульманскую карту, но сделал это совсем иначе.

Во имя большинства

Уттар-Прадеш - самый сложный в электоральном плане штат Индии. Там проживают 38,5 миллиона мусульман - 19,3 процента всего населения штата.

Традиционно местные политические партии Уттар-Прадеша в борьбе за голоса исламской общины гарантировали правоверным все больше привилегий, что раздражало индусов. Не случайно именно в Уттар-Прадеше за прошедшие годы было зафиксировано больше всего инцидентов на религиозной почве - 450 с момента избрания Моди премьером. Руководство БДП использовало это недовольство, сделав ставку в предвыборной агитации на восстановление попранных прав большинства.

«Если в деревне есть кладбище, там должно быть и место для кремации, - объявил Моди на одном из митингов. - Если компании отменяют плату за электроэнергию на время Рамадана, они должны это делать и на время Дивали». Слова премьера собравшиеся встретили аплодисментами.

Наряду со многими другими факторами противопоставление по линии «индусское большинство - мусульманское меньшинство» сыграло важную роль в сокрушительной победе БДП, буквально раздавившей местные влиятельные партии, много лет находившиеся у власти в штате. Люди голосовали против заевшихся мусульман, пользующихся незаслуженными привилегиями.

Одним из самых активных поборников этого тезиса был местный политик Йоги Адитьянатх - ярый индусский националист, прославившийся массовыми обращениями христиан в индуизм, призывом ко всем, кому не нравится йога, убираться из Индии и обещанием превратить Индию в «чисто индусское государство». Адитьянатх выступал против квот в парламенте для женщин, провозглашая: «Если мужчина развивает в себе женские черты, он становится подобен богу, но если женщина развивает в себе мужские - она превращается в демона. Надо хорошенько проверить все эти западные идеи насчет освобождения женщин: подходят ли они нам».

Но среди мусульман он известен в основном благодаря приписываемому ему призыву к индусам разрывать могилы мусульманок и насиловать их трупы в отместку за все страдания, причиненные последователями Пророка. Скорее всего, Йоги никогда этого не говорил, однако дурная слава приклеилась к нему намертво.

Назначение Йоги Адитьянатха сыграло немалую роль в том, что происходит сейчас в Кашмире. Оппозиция активно использовала этот факт, чтобы дестабилизировать обстановку и подорвать позиции правящей в штате , пытавшейся найти общий язык с Нарендрой Моди.

«Поздравляем главного министра Мехбубу Муфти, - гласил издевательский твит, размещенный одним из оппозиционных лидеров. - Ваши друзья и союзники только что избрали человека, который призывал насиловать трупы мусульманок».

В итоге в проигрыше оказались и власти, и оппозиция: кашмирцы предпочли последовать призыву сепаратистских лидеров и вообще не ходить на выборы. Но главное - в проигрыше оказалось правительство в Нью-Дели: благодаря опоре на индусов оно выиграло выборы в одном штате, но получило бойкот в другом, и теперь ему предстоит что-то с этим делать.

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? (слабонервным не смотреть!!!)

XXI век и погромы? Обычное явление…

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? Также трудно представить мусульманина в качестве жертвы этой агрессии. Бесспорно. Стереотипы действуют магически. Мирный буддист и агрессор мусульманин – это да, вполне понятный и укладываемый в сознании образ. Однако жестокие события в Бирме красноречиво показали, что не всегда наши убеждения соответствуют действительности. И хотя кто-то, может, и попытается свалить вину на жертву, всё же очевидно, чёрное трудно будет перекрасить в белое.


Ужасные события почему-то не всколыхнули, как модно говорить, прогрессивное человечество, не вызвали волну негодования у законопослушных граждан, оттого и не видно ни протестов, ни пикетов в защиту гонимого и угнетаемого народа. Тогда, как и за меньшие прегрешения, некоторые страны превращаются в изгоев, правительству Мьянмы даже бойкот не догадались объявить. Хотелось бы узнать, почему же происходит такая несправедливость в отношении целого народа, и отчего до сих пор эта проблема никак не решается? Попытаемся понять…



История проблемы

Рохинджа – это исповедующий Ислам народ в Мьянме, коренные жители территории современного штата Ракхайн, до этого имели своё государство под названием Аракан. Территория, населяемая рохинджа, была присоединена к Бирме только в 1700-х годах. Согласно переписи, в 2012 году число мусульман, проживающих в Мьянме, составило 800 000 человек, по другим данным, их больше ровно на один миллион. Организация Объединенных Наций считает, что они являются одним из самых преследуемых меньшинств в мире. И это преследование берёт своё начало ещё со времён Второй мировой войны, когда японские войска вторглись в Бирму, которая была тогда под британским колониальным господством. 28 марта 1942 в городах Минбая и Мрохаунг националистами Ракхайна было убито около 5000 мусульман.

В 1978 году 200 тысяч мусульман бежали от кровавой военной операции в Бангладеш. В 1991-1992 гг. туда отправилось ещё 250 тысяч человек, а 100 тысяч – в Таиланд.

Летом прошлого года при попустительстве местной власти произошла новая вспышка массовой резни мусульман. Весной этого года утихшее было насилие набрало ещё большие обороты. По некоторым данным, на сегодняшний день уже убито 20 тысяч (!) мусульман, а сотни тысяч беженцев не могут получить гуманитарную помощь. Современное притеснение ведётся на другом уровне и более изощрёнными методами. Власть втравливает в резню буддистских монахов, полиция и армия безучастны к погромам, а порою даже принимают участие на стороне угнетателей.


Рохинджа не только истребляют физически, на протяжении десятилетий этих несчастных людей изгоняют, ущемляют, подвергают ужасному физическому и эмоциональному насилию со стороны правительства Мьянмы. Объявив мусульман иностранцами, так как их считают всего лишь переселенцами из Бангладеш, рохинджа лишили гражданства. В Мьянма проживает огромное количество малочисленных народов. Правительство признаёт 135 различных этнических меньшинств, но рохинджа среди них нет.

Преследуемый народ «подчиняют» различными способами, среди которых абсолютный и необоснованный запрет большинством буддийских общин на работу мусульман в частном или государственном секторе, а также запрет на службы в полиции или вооружённых силах. Или если кого и возьмут на работу в редких случаях, то вменяют в обязанность соблюдение ими буддистских ритуалов, что, конечно, несовместимо с Исламом. Они подвергаются современному рабству посредством принудительного труда. Вследствие того, что национальное правительство отказывает им в праве на гражданство у себя на родине, многие их земли конфискованы, и их перемещение по стране ограничено, имеет место дискриминационные ограничения на доступ к образованию. Также существует строгое ограничение на каждую мусульманскую семью иметь не более двух детей, согласно законам Бирмы. А чтобы создать семью им надо заплатить несколько сотен долларов. Живущие же по никаху, не состоящие в «законном» браке, жестоко преследуются и наказываются тюремным сроком.


А цивилизованный мир делает вид…

И гонения по религиозному признаку, ущемление прав и как граждан, и как человека можно было бы как-то терпеть. Однако убийства и погромы никак не могут оставить равнодушным. Убивают не на войне, целыми сёлами уничтожается мирный, ни в чём не повинный народ, гибнут женщины и дети. Их сжигают заживо! И каким надо быть циником или негодяем, чтобы как-то пытаться оправдать такое бесчинство!

В зависимости от того, кто подаёт информацию, картина конфликта сильно различается и отражает политическую (религиозную) позицию информационных агентств. Бирманские негосударственные средства массовой информации называют ситуацию «иммигрант против хозяина», спровоцированную этническими рохинджа. Да, было изнасилование двумя рохинджа женщины-бирманки. За это их приговорили к смертной казни. Преступники получили сполна. В этом году произошёл спор в ювелирной лавке. Понятно, что криминал есть везде и Бирма не исключение. И это – повод, но не причина для массовой резни, бесчеловечность которой не с чем сравнить. Откуда у вчерашних соседей такая ненависть, такое бессердечие? Представьте себе, как можно обливать бензином и поджигать живых людей, тех, кто ни в чём не виновен, тех, у которых семьи, дети, такие же, как и у тебя?! Они их за животных считают или тараканов, которых давить надо? Те в ужасе орут, кричат, в агонии, в муках… Не укладывается в голове.


То, что кошмарно для европейцев или американцев для остальных людей как будто игра? У них такая же кожа, нервы и боль. Или их не стоит показывать по новостям? Отчего же тогда западный мир, хозяин нашего эфира, не кипит от возмущения? Робкие голоса правозащитников слышны в узких кругах, на широкую аудиторию неслышную. Организация «Amnesty International» говорит: «Ситуация в северном штате Ракхайн остаётся очень напряжённой». Организация «Human Rights Watch» сделала обширный доклад о том, как ущемляются права рохинджа, задокументировала факты жестокости и насилия со стороны властей. Но даже их умудряются обвинять в предвзятости, говорят о каких-то складах с оружием…

Опять злополучные двойные стандарты. Ну и что, что Бирма выглядит лакомым куском для экономики и политики Запада. Страна привлекательна в плане добычи нефти, газа, меди, цинка, олова, вольфрама, железной руды и пр. Выходит, что 90% рубинов мира, которые добываются в Бирме, дороже и ценнее человеческих жизней. Рохинджа не видны за этими блестящими камешками.

Что говорить, если даже лидер бирманской оппозиции и лауреат Нобелевской премии 1991 года, Аун Сан Су Чжи непростительно проигнорировала бедственное положение мусульман рохинджа и не сказала ни слова о трудностях и несправедливости, которые обрушились на них…



Исламские страны молчать не будут

Радетели прав человека, мировой жандарм – США, моментально реагирующие на ущемление человеческого достоинства, не посчитало нужным даже обратиться к бирманских властям по этому поводу. Европейский союз предпринимал дипломатические инициативы, чтобы остановить резню мусульман рохинджа. И были даже отправлены в Мьянму несколько экспертов для изучения обстоятельств произошедшего.

Может, не так громко как хотелось бы, но всё же посильные действия в борьбе с происходящим беспределом пытаются оказать представители репрессируемых мусульман Мьянмы. Один из них, Мухаммед Юнус, за поддержкой обратился к руководству Турции, призвав его и весь мир вмешаться в ситуацию с уничтожением рохинджа. В свою очередь, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к ООН с требованием разрешить ситуацию на западе Мьянмы, сравнив происходящее там с массовыми убийствами в Газе, Рамалле и Иерусалиме.


Многотысячные демонстрации против геноцида мусульман в Мьянме также прошли в целом ряде стран: Иране, Индонезии, Палестине, Пакистане, Таиланде и др. В ряде стран манифестанты требовали от своих правительств оказать давление на руководство Бирмы, чтобы защитить исповедующих Ислам людей.

Не может ни один истнный человек оставаться равнодушным к творимому злу по отношению к братьям по вере. И к небратьям тоже несправедливости не допустит. Кто-то сделает дуа-мольбу в защиту притесняемых, другой словом поддержит. Есть и те, кто способен с оружием встать на защиту. Мир таков, что притеснения и даже убийства людей, в частности мусульман-рохинджа, легко могут остаться безнаказанными. Вечно так продолжаться будет ли? Ничто не вечно под луной, как говорят друзья бирманцев мудрые китайцы.

До Кадырова за народность рохинджа заступился Эрдоган

Прозвучавшие в интернете Кадырова, воскресное стояние у посольства Республики Союз Мьянмы в Москве и массовый митинг в Грозном в защиту преследуемых в далекой стране мусульман неожиданно заставили россиян обратить внимание на малоизвестную широкий публике проблему.

На самом деле уходящее в историю противостояние в преимущественно буддистской Мьянме с гонимым мусульманским меньшинством давно вызывает озабоченность в мире – как на правительственном уровне, так и в правозащитной среде.

Что такое Мьянма? В свое время эта страна в Юго-Восточной Азии была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»).

Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь.

С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром).

В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты.

– Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа...

Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества.

Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море.

Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами.

Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе - и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» - от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка - как это произошло, скажем, на Филиппинах.

Ситуация особенно обострилась после того, как в октябре прошлого года десятки человек атаковали три мьянманских погранпоста, в результате девять пограничников были убиты. После этого в штат Ракхайн были введены войска. Более 20 тыс человек бежали в Бангладеш. В феврале 2017 года был опубликован доклад ООН , созданный на основе опросов беженцев: в нем приводятся шокирующие факты внесудебных расправ над рохинджа со стороны местных националистов, а также силовиков, групповых изнасилований и т. д.

Только за последние дни в Бангладеш бежали около 90 тыс. представителей рохинджа. Это случилось после того, как 25 августа повстанцы из «Араканской армии солидарности рохинджа» атаковали десятки полицейских постов и армейскую базу в Ракхайне. Последующие столкновения и военное контрнаступление унесли по меньшей мере 400 жизней. Власти обвиняют боевиков в поджогах домов и убийствах гражданских лиц, а правозащитники винят в том же армию. И еще до Рамзана Кадырова в защиту бирманских мусульман на прошлой неделе выступил турецкий президент Эрдоган, назвавший происходящее геноцидом, о котором «все молчат»...

После стихийного митинга мусульман у посольства Мьянмы в Москве в защиту единоверцев митинг прошел и в Грозном - в нем приняли участие около миллиона человек.