Какими правами обладали патриции в римском обществе. Патриции – это элита древнеримского общества


Занин С.В.

Изгнание Тарквиния Гордого

Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". До нас дошло достаточно много свидетельств античных историков и писателей об этой борьбе, но связанных и последовательных рассказов - только два. Великого римского историка Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Оба писали свои сочинения в разные эпохи и с разными целями, поэтому иногда противоречат друг другу. Но оба историка, увлекаясь рассказом действительно волнующих событиях, тем не менее, трепетно относились к устной традиции рассказа о них. Записанные ими истории - предания и предмет гордости римского народа. Послушаем их рассказ.

По мере расширения римской территории и увеличения населения, прежнее исключительное положение патрицианских родов не могло остаться низменным. Борьба сословий началась, согласно преданию, еще в конце царского периода. Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский следующим образом излагают ход этой борьбы. Первым шагом по пути к распространению политических прав за пределы немногих патрицианских семей наши источники считают реформу Тарквиния Древнего; этот царь присоединил к старинным Рамнам, Тициям и Луцерам ряд новых семей, не образовав из них самостоятельных триб, но включив в прежние под названием Рамнов, Тициев, Луцеров-младших, и дав им тем самым право участия в народном собрании. Часть плебеев (по свидетельству Ливия - 100) получила даже доступ в сенат, в качестве "отцов младших народов". Эта первая мера облегчила дальнейшее улучшение положения плебеев, ближе всего реформу Сервия Туллия, нашедшего себе поддержку в них. Традиция приписывает Сервию не одну военную реформу, но и политическую; разделив народ на классы и центурии, Сервий вместе с тем, по словам римских историков, положил начало центуриатным собраниям, доступным и для патрициев и для плебеев, обладающих необходимым цензом. Этих завоеваний, согласно преданию, чуть не лишились при Такрвинии Гордом, все царствование которого, с момента вступления на престол, было сплошным насилием и нарушением законом. Явно стремясь к расширению своей власти, Тарквиний все реже и реже совещался с сенатором и почти не созывал народных собраний, а решал дела единолично. Затаенное недовольство царем было подогрето насилием над женой Коллатина – Лукрецией, совершенным сыном Тарквиния. Народ объявил Тарквиния Гордого лишенным престола, подверг его с семьей изгнанию и решил навсегда уничтожить царскую власть. Созванное центуриатное собрание избрало двух консулов – преемников царской власти, но с известными ограничениями, с течением времени все увеличивавшимися. Между прочим, уже в первый год республики консул Публий Валерий провел ряд законов, давших ему прозвание Публиколы ("чтящего народ"). Среди законов Валерия обращает на себя внимание не снабженная санкцией закон о провокации – закон об апелляции, позволивший гражданину, осужденному в пределах Рима или 1 мили от него к уголовному наказанию, обратиться к народу с жалобой, до рассмотрения которой приговор не приводится в исполнение. В самом начале республики число сенаторов было поплнено членами из плебеев – "приписанные к Сенату отцы".

1 Патриции - представители коренного населения Лация - области, в которой возник Рим (карта). 300 патрицианских родов имели представителей в Сенате и избирались на все должности в государстве.

Удаление плебеев на Священную Гору

Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие 260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.

Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано, и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев. Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.

Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии, но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки, стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в 300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов", которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны; не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10 таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии. Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители – Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к следующему:

а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после первого отшествия, а также десять судей;

б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;

в) признаются собрания народа по трибам.

Плебеи получают доступ к высшим государственным должностям


Наивысшего развития законотворчество достигло в Риме. Римское общество было устроено сложно, и законы римлян должны были учитывать отношения между плебеями и пат
рициями, квиритами (гражданами Рима) и жителями других городов и местностей Италии, обладавшими меньшими правами. Так, кроме квиритов, подданными Рима являлись и латиняне - жители латинских колоний, но прав у них было меньше, чем у квиритов. Изначально они не могли заседать в Сенате и принимать непосредственное участие в управлении государством, занимая выборные должности. Еще меньшими правами обладали пере- грины- «чужестранцы», граждане государств, присоединенных к Риму, но не сопротивлявшихся, а сдавшихся на милость победителя. Законы римлян учитывали также права собственников, кредиторов, должников, права различных сословий - сенаторов, всадников и прочих. Причем по мере развития общества и смены форм правления Рима менялись и законы. Так, сначала латиняне, а затем и перегрины во времена Римской империи все-таки были уравнены в правах с остальными гражданами. Они получили возможность жениться на римских гражданках и занимать любые должности в государстве. Закон императора Каракаллы объявил всех подданных Римской империи римскими гражданами. Ближе к концу Римской империи некоторые «чужестранцы» даже становились императорами, например, Филипп Араб, бывший ливийцем, то есть варваром, и правивший Римом с 244 по 249 гг. н. э.
Долгую борьбу за равенство в правах с патрициями вели в Риме плебеи. Трижды они

уходили из города, недовольные своим положением, и каждый раз добивались новых уступок. Эта борьба продолжалась около 200 лет, с V по III вв. до н. э. В середине V в. плебеи добились записи законов, по которым разбираются судебные дела. В 494 г. до н. э. была утверждена должность народных трибунов - официальных защитников прав плебеев, имевших право присутствовать на заседаниях сената и приостанавливать его решения, если они ущемляют права плебеев. Затем плебеи получили право занимать в Риме государственные должности, а в 367 г. до н. э. получили право занимать высшую выборную должность республики - становиться консулами. Один из двух консулов Рима, избиравшихся на год, обязательно должен был быть плебеем. В 287 г. до н. э. было издано постановление, гласившее, что народное собрание имеет право издавать законы. В конце концов плебеи были полностью уравнены в правах с патрициями.
Законы в Римской республике предлагал обычно консул, а во времена империи - император. Потом законы обсуждались в сенате и принимались Народным собранием. Во времена империи роль народного собрания обесценилась. Спорные вопросы решались в римском суде. Судья - претор - выносил окончательное решение, а до этого обе стороны имели право выступить с речью в Сенате. Можно было говорить эту речь самому, а можно было и нанять оратора.

Свод законов и прав римских граждан был составлен специально учрежденной для этого коллегией в 451-450 гг. до н. э. и издан в виде Двенадцати таблиц. Таблицы содержали основные правила заключения сделок между патрициями и плебеями, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Начертанные на деревянных и бронзовых таблицах тексты законов и прав были размещены на центральной площади Рима - Форуме.
Система римского права оказала большое влияние на формирование современной системы права.

Еще по теме РИМСКОЕ ПРАВО - КЛАССИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

  1. § 24. Превращение владения в право собственности через давность по римскому праву, по французскому закону и по другим законодательствам
  2. 14. РИМСКОЕ ПРАВО: ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
  3. § 8. Значение формы в договоре. - Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. - Историческое значение формы в русском законодательстве.
  4. 4. АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВО ОБЩЕГО РЫНКА О СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (ст. 85 и 86 Римского договора)
  5. 12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. была борьба патрициев с плебеями. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, а они пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Когда Рим приобретал приращения к своей государственной земле, пользование отдельными ее участками предоставлялось на правах бесплатной оккупации одним патрициям, а плебеи, участвовавшие в войнах и платившие налоги, как раз этими войнами и налогами, наоборот, доводились до настоящего разорения. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко.

Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и тело: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и подвергать наказаниям. Плебеи не хотели переносить несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. В самом начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибунов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

Учреждение трибуната. В 494 г., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны, которых было сначала два, а потом вскоре десять, могли выбираться только из плебеев и равным образом лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, тебисциты, которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом «veto» (т.е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие-либо права отдельных лиц из плебса.



Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными, и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их «veto». В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: дело в том, что трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины - патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для дальнейшей борьбы между сословиями.

Патриции дозволили плебеям иметь своих защитников лишь под влиянием боязни, что плебс покинет город, но впоследствии были не прочь отнять эту уступку.

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. Спурий Кассий, которого патриции обвинили в стремлении к захвату власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Кассия и не думали исполнять обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, бывших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.



Плебеи были недовольны и тем, что во всех обыкновенных гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне. Плебс стал добиваться, чтобы составлены были во всеобщее сведение писаные законы, подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII в. В 461 г. об этом сделано было предложение в трибутных комициях одним трибуном (Каем Терентилием Ар-сою), и так как патриции на это не давали согласия, то плебс десять лет сряду выбирал постоянно одних и тех же трибунов, пока их упорство не увенчалось успехом. Патриции уступили. Для написания законов в 451 г. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей, которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть. Таким образом, децемвиры должны были и управлять государством; даже должность трибунов временно была также отменена. В 450 г. полномочия комиссии были продолжены, и в состав ее вошло несколько плебеев. Когда законы были наконец готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях. Во главе децемвиров стоял честолюбивый и властолюбивый Аппий Клавдий.

После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.

Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.

Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, включая Россию, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином, прописанная в конституции РФ?

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ( ):
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. "

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание - миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж..па есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ( ):
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. "

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:


Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:


4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции, которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия (Италия)

Национальная фашистская партия (Германия

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:


То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис. Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка ):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos, “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик , с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:


И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб, вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

Древнеримскому обществу была характерна двойственность. Особенно сильно это заметно на примере основных сословий: плебеев и патрициев. Если первые практически ничего не имели, то вторые обладали всеми правами и властью.

Социальные классы Древнего Рима

Древнеримскому обществу была свойственна строгая иерархичность. Население делилось на свободнорожденных граждан, тех, кто не обладал гражданскими правами, и рабов.

Самая большая разница была между плебеями и патрициями. Почти вся история Древнего Рима - это непрекращающаяся вражда между двумя этими классами.

Кто такие патриции? Это, прежде всего, господствующий класс в Риме. Но, кроме того, слово это имеет еще несколько значений.

Римские патриции: происхождение

Интересен перевод слова «патриции» - оно означает «отцовские», поскольку происходит от латинского pater (отец). Связано это с тем, что патриции жили по законам строгого патриархата, где наследование идет только по мужской линии. В Древнем Риме отец семейства имел над домочадцами и никто не имел права оспаривать его решения. Члена семьи он мог наказать любым способом, продать в рабство или даже убить.

Согласно традиции, в Риме было 300 патрицианских родов. Каждый представитель отдельного семейства имел родовое имя. Римляне, принадлежащие к числу представителей аристократии, носили три имени. Первое было личным, их в Риме использовалось небольшое количество. Второе - это как раз родовое имя. И третье - так называемое семейное. Например, Юлий - родовое имя одного из древних патрицианских родов.

Патриции - это также самое первое В глубокой древности племена латинов, этрусков и сабинов стали первыми полноправными жителями этого города. Со временем они превратились в привилегированное сословие и стали называться патрициями. Это слово стало синонимом «аристократии. Патриции были самыми крупными землевладельцами в стране.

Функции и обязанности привилегированного класса

Патриции - это не только господствующий класс, но и высшие чиновники Древнего Рима. Изначально только они могли избираться в Сенат и занимать должности жрецов. Проведение религиозных обрядов и церемоний тоже было исключительным правом патрициев. Из их числа избирались военачальники и судьи. Много позже, когда число патрицианских родов значительно сократилось, правителям Рима пришлось дать возможность участвовать в управлении империей и представителям низшего сословия.

Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние

Практически вся история великой империи - это внутренние противоречия, связанные с борьбой двух его основных классов. Плебеи, которые представляли простой народ, постоянно добивались улучшения своего тяжелого положения. Так как именно они составляли основную часть римского войска, им было чем шантажировать аристократию. Несколько раз они отказывались участвовать в сражениях, если их условия не будут приняты. Патриции это не могли изменить или как-то повлиять на плебеев, и вынуждены были идти на уступки. Постепенно плебеям удалось добиться права избрания собственных должностных лиц, которые следили, чтобы их немногочисленные права не ущемлялись патрициями.

Постепенно представителей древних римских родов становилось все меньше. Сначала их число сократилось до 18, потом до 14 семейств. Этому способствовали длительные на которых гибли патриции и строгий запрет на браки не с представителями родов - основателей Рима. В конце концов, к первым годам нашей эры, древние патрицианские семейства исчезли. Если раньше стать патрицием можно было только по праву рождения, то теперь титул патриция мог дать император.