Боевая подготовка обязанности должностных лиц. Должностные обязанности начальника отделения подготовки и призыва на службу


Начальник отделения подготовки и призыва граждан к военной службе отвечает за:

Он обязан:

1. Участвовать в планировании совместной работы государственных органов и общест­венных организаций по вопросам патриотического воспитания граждан и подготовки молодежи к военной службе. Вносить в планы совместной работы предложения по улучшению военно-патриотической работы среди молодежи.

2. Оказывать практическую помощь в организации деятельности военно-патриотических, молодёжных, детских объединений и клубов.

3. Развивать и поддерживать шефские связи с воинскими частями.

4. Организовывать взаимодействие с местными органами власти, госу­дарственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования, образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования по вопросам организации и проведения обязательной подготовки граждан к военной службе.

5. Организовывать установленный учёт и отчетность по проводимой обяза­тельной подготовке граждан к военной службе.

6. Организовывать выявление юношей допризывного и призывного возрастов, не обучающихся в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях с целью прикрепления их к учебным пунктам для про­хождения обязательной подготовки к военной службе.

7. Оказывать помощь в подборе и переподготовке преподавателей курса основ военной службы.

8. Разрабатывать проекты документов о состоянии подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, составлять план подготовки на учебный год и распределять задание по муниципальным отделам Республики.

9. Организовывать и проводить инструкторско-методические сборы и занятия с должностными лицами отделов муниципальных образований Республики, руководящим составом учебных организаций, общественных объединений и образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, ответственными за подготовку молодёжи к военной службе.

10. Осуществлять контроль за подготовкой граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и образовательных организациях начального профессионального и среднего профессионального образования.

11. Изучать возможности организации подготовки граждан по военно-учётным специальностям в городах и районах Республики.

12. Обобщать сведения о результатах подготовки граждан к военной службе, организации и проведения призыва на военную службу и представлять их до 15 января – руководителям органов исполнительной власти Республики и до 20 января – в конкурсную комиссию Республики.

13. Осуществлять контроль за отбором кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования (далее ВОУПО) .

14. Проводить учебно-методические занятия с должностными лицами подчиненных отделов муниципальных образований Республики по вопросам отбора кандидатов для обучения в ВОУПО, комплектования военных образовательных учреждений из отделов районов, городов Республики.

15. Организовывать совместную работу с государствен­ными органами и общественными организациями: по физическому воспитанию молодёжи.

16. Организовывать и проводить традиционные спартакиады юношей допризывного и призывного возрастов (совместно с министерством Республики по физической культуре, спорту и туризму).

17. Организовывать руководство работой личного состава отделения и контролировать ход выполнения поставленных ему задач.

18. Знать деловые и морально-психологические качества личного состава отделения, постоянно проводить с ними работу по совершенствованию их профессиональной подготовки.

19. Участвовать в работе комиссий по проведению проверок служебной деятельности отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела военного комиссариата Республики Крым по г. Евпатория по муниципальным образованиям.

20. Анализировать работу отделов районов и городов, по подготовке граждан к военной службе, составлять обзоры по выявленным недостаткам в этой работе и доводить их до отдела военного комиссариата Республики Крым по г. Евпатория по муниципальным образованиям.

21. Организовывать мероприятия военного обучения граждан на период военного положения и на военное время.

22. Рассматривать письма, жалобы и заявления граждан.

Четкая организация на корабле невозможна без детального распре­деления обязанностей и ответственности между должностными лицами. Гл. 4 Корабельного устава ВМФ СССР определяет подчиненность, ответ­ственность и обязанности командиров и начальников всех степеней, их заместителей и помощников, а также мичманов, старшин и матросов, проходящих службу на кораблях (в частях).

Основными обязанностями всех должностных лиц являются:

Поддержание установленной боевой готовности подразделения и корабля в целом, к ведению боевых действий;

Организация боевой и политической подготовки, воспитания лич­ного состава;

Сохранение здоровья военнослужащих; ,

Личная подготовка к исполнению должностных обязанностей.

Конкретные обязанности должностных лиц подробно изложены в

ст. 87-240 Корабельного устава ВМФ СССР.

При выполнении служебных обязанностей на корабле личный состав должен руководствоваться, кроме того, общевоинскими уставами ВС СССР, правилами службы по специальности, руководствами и наставления­ми по уходу, сбережению и эксплуатации оружия и технических средств и г.д. От знания и четкого выполнения всеми должностными лицами обя­занностей, изложенных в указанных документах, зависят боеспособность и боеготовность корабля.


ГЛАВА 2. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. Общие положения

В целях подготовки кораблей и их соединений к успешному выпол­нению боевых задач и для поддержания их в постоянной высокой боевой готовности на них организуется и проводится боевая и политическая под­готовка.

Боевая подготовка организуется и проводится в соответствии со специальными курсами, правилами, методиками и программами.

Боевая подготовка - это комплекс учебных и воспитательных ме­роприятий, основа всей деятельности личного состава по подготовке ко­рабля к выполнению боевых задач и поддержанию его в постоянной бое­вой готовности.

Она проводится как в мирное, так и в военное время в течение всего года, на ходу корабля и при стоянке его на якоре (на бочке, швартовах), в условиях, максимально приближенных к боевым.

Каждому выходу в море для выполнения задач боевой подготовки должна предшествовать тщательная предпоходовая подготовка с исполь­зованием учебной базы.

Личный состав на каждом выходе корабля в море должен обучаться действиям по применению оружия и использованию технических средств в условиях борьбы за живучесть корабля и защиты от ОМП. Особое вни­мание должно быть уделено отработке действий личного состава в усло­виях противодействия противника, ограниченной видимости, при пла­вании в штормовых условиях, во льдах, в узкостях, районах интенсив­ного судоходства, при совместном маневрировании, выходе корабельной техники из строя и др.

При этом подготовленность личного состава должна быть доведена до совершенства и автоматизма, что позволит ему действовать в бою быст­ро, безошибочно, смело, решительно, инициативно. Обучение проводится дифференцированно, с учетом занимаемых должностей и уровня подго­товленности.

Основными задачами боевой подготовки являются:

Отработка организации службы на корабле в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС СССР, Корабельного устава, наставлений, курсов, правил и т.п.;

Изучение оружия и технических средств, способов их боевого ис­пользования; ,

Изучение и отработка тактических приемов использования оружия одиночным кораблем при решении свойственных ему боевых задач;отработка управления одиночными кораблями при их совместных действиях в сложных условиях;

Отработка тактического взаимодействия кораблей друг с другом при совместных действиях, а также при взаимодействии с другими вида­ми ВС СССР;

Отработка приемов борьбы за живучесть корабля, приемов защиты от ОМП;

Изучение морского театра военных действий применительно к так­тике использования одиночного корабля и соединений кораблей;

Изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

Выработка у личного состава корабля морской выучки, физичес­кой выносливости, строевой выправки и практических навыков в при­менении стрелкового оружия.

По уровню боевой подготовки корабли делятся на корабли первой и второй линии.

Корабли, отработавшие организацию службы, плавание одиночного корабля и организацию применения оружия и использования технических средств, вводятся во вторую линию. Корабли второй линии, отработав­шие установленные задачи и выполнившие соответствующие боевые уп­ражнения, переводятся в первую линию.

Главное в организации и методике проведения боевой подготовки - это практическая направленность подготовки личного состава, т.е. осво­ение ими своей специальности, приобретение навыков по обслуживанию и боевому применению оружия и использованию технических средств в бою, при борьбе за живучесть корабля.

Боевая подготовка, неразрывно связанная со всей политико-воспи­тательной работой на корабле, служит не только целям подготовки вы­сококлассных специалистов, но и воспитывает у них чувство беспредель­ной преданности нашей Родине. О высоких моральных и физических ка­чествах советских моряков, их умелых действиях по использованию боет вой техники в сложных условиях в период Великой Отечественной войны говорит следующий пример.

В одном из боевых походов 3 сентября 1943 г. ПЛ Л-20 подорвалась на мине и, получив пробоину в корпусе, легла на грунт на глубине 100 мет­ров. Экипаж с большим мужеством боролся за живучесть корабля;. Од­нако оставшегося запаса сжатого воздуха в корабельной системе было недостаточно для продувания главного балласта и всплытия лодкц. Тогда по приказанию командира БЧ-2, 3 капитан-лейтенанта Шапоренко матро­сы, ныряя в затопленном отсеке, присоединили шланги к запасным тор­педам и перепустили сжатый воздух торпед в корабельную систему. Две­надцать часов продолжалась борьба личного состава за живучесть ПЛ. В результате был продут балласт, лодка всплыла и благополучно вернулась В базу.

2.2. Виды и формы боевой подготовки

Виды боевой подготовки. Для того чтобы корабль мог успешно решать свойственные ему задачи, необходимо, чтобы его личный состав-изучил и практически освоил тактику ведения современного морс­кого боя в различных условиях обстановки, т.е. получил необходимую тактическую подготовку;

1) изучил устройство и практически освоил применение оружия и использование технических средств, т.е. прошел соответствующую спе­циальную подготовку;

2) был подготовлен к применению средств защиты от ОМП, умел оказывать помощь раненым и пораженным, умел использовать личное оружие и легководолазное снаряжение, был физически сильным, выносли­вым, имел отличную строевую выправку и умел вести борьбу за живу­честь своего боевого поста и корабля в целом, т.е, получил общую подготовку.

Исходя из этого боевая подготовка личного состава корабля включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка является главным видом боевой подготовки и предусматривает подготовку корабля к ведению морского боя, Она определяет цели и задачи специальной и общей подготовки. Важнейший ее элемент - тактическая подготовка офицерского состава кораблей и штабов.

Виды боевой подготовки представлены на рис. 5.

Формы боевой подготовки. Согласно ст. 41 Корабельного устава ВМФ СССР основными формами подготовки всех категорий личного состава корабля являются занятия, тренировки и боевые учения, а для офицерско­го состава, кроме того, самостоятельная подготовка, групповые упраж­нения и тактические летучки (рис. 6).

Занятия проводятся для изучения и практического освоения мате­риальной части оружия и технических средств своего заведования, а также для изучения других вопросов, связанных с подготовкой личного состава.

Теоретические вопросы на занятиях следует изучать только в таком объеме, который облегчает освоение оружия и техники, способствует повышению практических навыков и ремонтной подготовки личного состава.

Тренировки проводятся, систематически на всех этапах боевой под­готовки корабля. Они имеют целью привить практические навыки лич­ному составу в выполнении своих обязанностей по обслуживанию и бое­вому применению оружия, использованию технических средств и в борь­бе за живучесть, т.е. отработку, действий одиночного обучаемого путем многократного повторения этих действий.

Боевые учения являются формой подготовки БП, подразделений,

БЧ, Сл, КП и корабля в целом к применению, использованию и обслужи­ванию оружия и технических средств, а также к борьбе за сохранение их боеспособности.

Боевые учения проводятся в течение всего года, но после того как личный состав приобрел на тренировках навыки по обслуживанию и при­менению оружия и использованию технических средств. Сущность любого боевого учения заключается в создании игровой ситуации, т.е.. условны


боевых эпизодов, событий, в процессе которых обучаемые принимают^ решения согласно своим обязанностям по специальности или должности -11 в соответствии со сложившейся обстановкой.

В зависимости от масштабов проведения боевые учения подразде- ч ляются на одиночные, частные, отсечные, общие и корабельные.

Одиночные боевые учения проводятся на отдельных БП Щ и КП под руководством командиров КП и БП. Они предназначены для Щ подготовки БП и КП к обслуживанию и боевому применению оружия 1 и использованию технических средств в различных условиях боевой об- Чщ становки. Одиночные боевые учения позволяют привить старшинам и г мичманам навыки управления подчиненными, проверить их подготовлен- ность. На этих учениях отрабатываются действия личного состава БПиКП, . организация использования оружия и технических средств, в том числе " в условиях повреждения,^ материальной части, потери части личного соста- ^ ва, заражения радиоактивными, бактериальными", отравляющими вещест- Jjfc вамиит.п. V

Частные боевые учения проводятся в группах, (башнях, ‘Щ батареях) под руководством командиров. На этих учениях отрабатыва- ются взаимодействие ♦БП, (организация применения"оружия и использо- | вания технических средств, а также прививаются навыки старшинам, мичманам и офицерам в управлении подчиненными, проверяется уро* ;| вень их подготовленности.

Отсечные боевые учения проводятся в отсеках ПЛ под |

Руководством командира отсека для отработки взаимодействия личного Q , состава по борьбе за живучесть корабля.

Общие боевые учения проводятся в дивизионах, БЧ (Сл) |

Под руководством командиров (начальников) подразделений. ,

Корабельные боевые учения проводятся при участии всего личного состава корабля под руководством командира корабля | или старшего помощника командира корабля.

Основным назначением общих и корабельных боевых учений явля* ")< ется отработка взаимодействия БП и КП, организации применения ору- ^ жия и использования технических средств; привитие навыков старшинам, Ч - мичманам и офицерам в управлении подчиненными; проверка уровня подготовленности личного состава корабля.

В зависимости от целей проведения боевые учения могут быть подготовительными, тренировочными, зачетными, контрольными и показными.

Подготовительны е боевые учения -имеют целью вы­работать у обучаемых точные и правильные действия и навыки. На этих \ учениях предварительно разъясняются и показываются участникам по­следовательность и правильность действий и. приемов. Общие и корабель­ные подготовительные боевые учения проводятся в целях выработки пра- Ч вильных действий всего экипажа при отработке взаимодействия внутри БЧ (Сл) и между ними, а также для отработки отдельных элементов так­тических задач.

Тренировочные боевые учения проводятся в целях отработки у личного состава практических навыков, доведения их до автоматизма и поддержания на должном уровне Тренировочные боевые учения наиболее характерны для одиночных, частных и отсечных учений, на них определяются достигнутые нормативы.

Зачетные боевые учения организуются для проверки знаний и уровня отработки Практических навыков у личного состава, Ими должна завершиться отработка каждой задачи курса боевой под­

Контрольные боевые уч е н и я служат для проверки под­готовленности личного состава старшими командирами (начальниками).

Они могут быть внезапными или с предварительным предупреждением. ||

Показные боевые у* 1 ч. е н и я имеют целью показать офице­рам, мичманам, старшинам методику проведения учений, Они должны быть тщательно подготовлены и проводиться с хорошо обученным лич­ным составом.

Для приближения условий проведения учений к боевым необходимо прибегать к различным видам имитации (пожары, взрывы, повреждения, пробоины и др.) лишь в том случае, если личный состав освоил свои заве­дования и обучен практическим действиям по борьбе за живучесть."

При использовании средств имитации надлежит принимать меры,) исключающие возможность фактических аварий, повреждений и несчаст­ных случаев.

4 Запрещается имитировать в отсеках подводных лодок взрывы, пожа­ры с разведением огня и пробоины с поступлением забортной воды. Все эти мероприятия отрабатываются на полигонах, учебно-тренировочных судах и комплексах.

Во время боевых учений, чтобы отличите фактические случаи от ус­ловных, распоряжение, донесение и извещение предваряются словом ’’фак­тически”.

Высшей формой корабельного боевого учения является корабельное боевое упражнение, проводимое с фактическим примене­нием оружия в комплексе с подготовкой к защите от ОМП и к борьбе за живучесть при решении кораблем конкретной тактической задачи.

В зависимости от целей проведения корабельные боевые упражнения могут быть:

|В) подготовительными, проводимыми под руководством командира корабля в" целях проверки подготовленности БЧ и корабля в целом к выполнению зачетных боевых упражнений;

2) зачетными, проводимыми под руководством командира соеди­нения или его заместителей в целях оценки подготовленности корабля к решений свойственных ему задач;

3) контрольными, организуемыми по приказанию вышестоящих ко­мандиров (начальников) или инспектирующих (проверяющих) лиц в целях проверки боеготовности корабля и соответствия уровня его под­готовленности требованиям курса боевой подготовки;, .

3) состязательными, назначаемыми в целях определения наиболее^ подготовленных кораблей и стимулирования повышения качества боевой подготовки.

В целях проверки новых образцов оружия, техники и тактических приемов их использования на кораблях кроме боевых учений проводятся опытные и специальные учения.


2.3. Боевая подготовка матросов, старшин, мичманов и офицеров

Основные усилия по боевой подготовке личного состава кораблей должны быть направлены на то, чтобы его обученность полнее соответствовала возможному характеру боевых действий в современных усло­виях. При организации боевой подготовки особое внимание уделяется приобретению практического опыта по управлению оружием и техникой в дальних морских и океанских походах, поддержанию корабля в посто­янной готовности, 1 изучению боевых возможностей кораблей вероятного противника.

В Корабельном уставе ВМФ СССР боевая подготовка матросов, стар­шин и мичманов в силу различия целей и форм ее проведения рассматри­вается отдельно от боевой подготовки офицеров.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов. Под ней пони­мается выработка у личного состава необходимых качеств -для успеш­ного исполнения повседневных обязанностей в ходе службы на корабле и обязанностей в бою в соответствии со штатными должностями и обя­занностями по боевым расписаниям. Подготовка матросов, старшин и мичманов имеет целью:

1) дать твердые знания по использованию оружия и технических средств и отработать навыки в управлении ими в различных условиях боевой обстановки;

2) выработать инициативу и решительность при действиях в боевой обстановке;

3) привить необходимые навыки в морской практике и приучить к физической выносливости в походной морской обстановке;

4) привить практические навыки в борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, БГ1 и корабля в целом;

5) дать знания боевых свойств и поражающих факторов ОМП, выра­ботать практические навыки защиты от него:

* 6) привить твердые навыки в выполнении строевых приемов и приме­

нении личного оружия в бою;

7) привить навыки в оказании себе и товарищу первой медицинской помощи в бою;

8) дать мичманам и старшинам твердые знания по методике обуче­ния подчиненных и привить навыки в ее практическом применении.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов включает специ­альную и общую подготовку.

Специальная подготовка направлена на детальное изу­чение оружия и технических средств своего заведования. При проведении этого вида подготовки особое внимание обращается на отработку навы­ков по фактическому применению оружия и использованию технических средств. В процессе специальной подготовки личный состав отрабатывает нормативные показатели и взаимозаменяемость по специальности; при­обретает навыки по борьбе за живучесть оружия и технических средств

Общая подготовка включает изучение устройства корабля, потготовку, защите от ОМП, к борьбе за живучесть корабля, морскую, легководолазную, медицинскую, строевую и физическую, а также огневую подготовку из стрелкового оружия. Подготовка матросов, старшин и мичманов включает:

1) занятия по специальности;

2) тренировки по специальности и на БП; v

3) одиночные, частные и отсечные боевые учения;

4) занятия и тренировки по общей подготовке.

Занятия по специальности проводятся под руководством наиболее подготовленных командиров и начальников непосредственно у оружия и технических средств на корабле или в учебных кабинетах по группам; в группах матросов занятия проводят командиры отделений и старшины команд в масштабе команды, группы или БЧ, в группах старшин и мичма­нов с учетом специальности - офицеры в масштабе групп, дивизионов, БЧ.

Перечень тем занятий по специальности разрабатывается команди­ром БЧ (Сл) на месяц или на период отработки специальной задачи.

Тренировки по специальности проводятся под руководством коман­диров отделений и старшин команд - командиров БП и КП - для отра­ботки действий матросов и старшин по их штатной должности.

К тренировкам приступают после получения личным составом теоре­тических знаний на занятиях по специальности и первоначальных навы­ков на учебной технике. Они проводятся систематически в течение всего учебного года для отработки, поддержания и совершенствования практи­ческих навыков личного состава в выполнении своих обязанностей и нор­мативов по обслуживанию, боевому применению оружия и использованию технических средств при борьбе за живучесть.. Тренировки проводятся днем и ночью в обстановке, приближенной к боевой, на тихой воде и при качке, при получении кораблем повреждений и выходе из строя матери­альной части и при убыли части личного состава, в условиях заражения корабля. При этом на НК не менее одной трети тренировок должны про­водиться в средствах индивидуальной защиты.

Занятия и тренировки по общей подготовке в зависимости от содер­жания проводятся командирами подразделений или специалистами сое­динения. Темы занятий изложены в Правилах общей подготовки. При проведении общей подготовки изучаются общевоинские уставы ВС СССР, Корабельный устав ВМФ, ОМП и др„ а на тренировках и учениях отраба­тывается уставная организация службы на кораблях. Время на проведе­ние занятий по общей подготовке планируется на одинаковых основани­ях с другими видами подготовки.

Для изучения организации Службы, устройства корабля, средств борь­бы за живучесть и своего заведования старшинам и матросам, назначен­ным на корабль, предоставляется один месяц, после чего проверяются знания и практические навыки для допуска их к самостоятельному ис­полнению своих обязанностей, который объявляется приказом командира корабля.

Ежегодно от всего личного состава принимается зачет до знанию ор­ганизации службы, устройства корабля, средств борьбы за живучесть и уставов,

Контроль за организацией проведения всех видов боевой подготовки осуществляется командирами кораблей, их помощниками, командирами подразделений и лицами дежурной службы. В целях стимулирования более качественного освоения своей специальности и постоянного совершенствования специальных знаний и навы­ков матросам, старшинам, мичманам и офицерам присваивается квали­фикация специалистов третьего, второго и первого класса, а офицерам мичманам, кроме того, - мастера.

Важным условием повышения уровня боевой подготовки личного состава является всемерное развитие социалистического соревнования. Военнослужащие, показавшие отличные успехи в боевой и политической подготовке, приказом командира корабля (соединения) могут быть объяв­лены отличниками боевой и политической подготовки, награждены знаком ’’Отличник Военно-Морского Флота”, занесены в Книгу почета корабля.

Боевая подготовка офицеров. Растущее техническое оснащение кораб­лей предъявляет повышенные требования к подготовке морских офицеров. Подготовка офицерского состава - это важнейшее звено боевой готовности кораблей. Она ставит перед офицерами следующие цели:

Совершенствование знаний по специальности;

Обучение их четкому выполнению своих обязанностей по занимае­мой должности.

Боевая подготовка офицерского состава включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка занимает ведущее место в сис­теме подготовки офицеров. Она дает возможность выработать единство оперативно-тактического мышления, способствует правильному пони­манию стоящих перед офицерами задач и направлена:

1) на выработку навыков в оценке обстановки, производстве такти­ческих расчетов, по боевому управлению, применению оружия и исполь­зованию технических средств корабля в различных условиях обстановки;

2) на выработку командных навыков, инициативы и самостоятель­ности в принятии решений по применению оружия и использованию тех­нических средств;"

3) на подготовку к совместным действиям в составе корабельных групп и к взаимодействию с разнородными силами;

4) на изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

5) на изучение театра военных действий в целях наибольшей эффек­тивности применения оружия и использования технических средств.

Тактическая подготовка офицерского состава корабля проводится под руководством командира корабля в строгом соответствии с постав­ленными кораблю задачами.

Специальная подготовка организуется и проводится в целях привития офицерам практических навыков в грамотной и без­аварийной эксплуатации техники, умелом применении оружия и исполь­зовании технических средств и в осуществлении мероприятий по борьбе за живучесть. Она направлена:

1) на изучение и практическое освоение оружия, технических средств своего заведования;на освоение способов применения оружия, использования техни- ческих средств в бою и безаварийную эксплуатацию их в повседневных условиях;

2) на освоение средств и способов борьбы за живучесть заведуемого оружия и технических средств и привитие навыков в использовании их при частичной убыли личного состава, повреждениях, а также при сни­жении тактико-технических данных по различным причинам;

3) на привитие методических навыков в обучении подчиненных.

Подготовка офицеров по специальности проводится специалистами

соединения и командирами БЧ корабля, а приобретение ими практичес­ких навыков регулярно осуществляется на тренировках по специальности, на КП корабля по применению оружия, систем управления и использо­ванию технических средств своего заведования, по выполнение долж­ностных обязанностей в бою, по борьбе за живучесть оружия и техничес­ких средств в различных условиях обстановки.

Общая подготовка офицеров проводится под руководством стар­шего помощника (помощника) командира корабля в течение всего года. Она включает в себя те же вопросы, что и общая подготовка матросов, старшин и мичманов.

Основными формами боевой подготовки офицеров являются:

1) самостоятельная подготовка;

2) занятия (лекции, доклады, семинары и т,п.);

3) тренировки на КП, тренажерах, в специальных кабинетах;

4) групповые упражнения и тактические летучки;

5) общие и корабельные боевые учения.


2.4. Подготовка корабля.

Планирование и учет боевой подготовки

Подготовка корабля имеет целью боевое слаживание всего экипажа корабля и-подготовку его к выполнению свойственных кораблю боевых задач. Основной формой подготовки корабля в целом является кора­бельное боевое учение (КБУ). "

Каждое КБУ проводится в определенной тактической обстановке, соответствующей содержанию отрабатываемой задачи курса боевой под­готовки. При этом огневые задачи выполняются в комплексе с задачами по борьбе за живучесть оружия, технических средств и корабля в целом.

Особое внимание следует обращать на подготовку кораблей к дейст­виям в сложной обстановке, при этом должна соблюдаться последова­тельность в усложнении условий плавания и выполнения задач.

К проведению корабельных боевых учений следует приступать после того, как будут отработаны КП, БЧ и Сл корабля.

Темы этих учений определяются исходя из курсовых задач, отраба­тываемых кораблем, а темы и сроки общих боевых учений как подго­товительные мероприятия по подготовке корабля в целом выбираются в соответствии с темами предстоящих корабельных учений.

Планирование и учет боевой подготовки. Планирование боевой под­готовки - чрезвычайно ответственный, сложный и творческий процесс, требующий от офицеров глубоких теоретических знаний, практического опыта, знания руководящих документов. От качества планирования в прямой зависимости находятся последовательность проведения меропри­ятий боевой подготовки и ее уровень. В основу планирования боевой подготовки положен достигнутый фактический уровень подготовки личного состава, техническое состояние корабля и сроки отработки курсо­вых задач, устанавливаемые командиром соединения. Планированием боевой подготовки руководит командир корабля.

Основными документами по" планированию и учету боевой подготовки на корабле являются журналы боевой подготовки (ЖБП). Их ведут старший помощник (помощник) командира корабля, а в БЧ (Сл) - командиры БЧ (начальники Сл).

Командир корабля обязан систематически контролировать ход боевой подготовки. Того же он должен требовать от заместителей, коман­диров БЧ и начальников Сл,

Основными способами личного контроля являются проверка знаний подчиненных, присутствие на занятиях, тренировках и учениях, анализ материалов учета и достигнутых качественных показателей боевой й политической подготовки.

повышать культуру межнационального общения; заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей; учитывать их национальные чувства, вероисповедание, традиции и обычаи;

проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;

принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками;

создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.

79. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, незамедлительно докладывать обо всех преступлениях и происшествиях в подчиненной воинской части (подразделении) непосредственному начальнику, а командир воинской части, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции.

При осуществлении полномочий органа дознания командир воинской части руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

80. Командир (начальник) обязан обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части (подразделении):

направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и строгого выполнения всеми военнослужащими требований общевоинских уставов;

организовывать правильное размещение подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях, вооружения, военной техники и другого военного имущества в парках и на складах;

предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;

проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы в суточном наряде; организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению службы суточного наряда;

устанавливать порядок посещения военнослужащих, выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, увольнения из расположения воинской части военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, убытия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за территорию закрытых военных городков, пропускного режима и требовать его соблюдения;

(см. текст в предыдущей редакции)

организовывать и поддерживать внутренний порядок в полевых условиях (лагерях) и в других местах временного размещения воинской части (подразделения).

81. Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан:

в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих;

руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.

82. Командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, организовывать материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание:

организовывать прием и ввод в строй поступающих в воинскую часть (подразделение) вооружения и военной техники, лично проверять готовность личного состава к их приему и эксплуатации;

организовывать планирование, эксплуатацию вооружения и военной техники, осуществлять контроль за их техническим состоянием, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;

организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества, его подвоз и выдачу подчиненным; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности;

обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства, соблюдать штатную и финансовую дисциплину;

знать положения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющие права, свободы и обязанности военнослужащих и устанавливающие для них социальные гарантии и компенсации, обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию этих положений;

организовывать ежегодную диспансеризацию подчиненных военнослужащих и регулярное (не реже одного раза в квартал) санитарно-эпидемиологическое обследование военных объектов питания, проживания и бытового обслуживания, принимать другие меры по охране здоровья и медицинскому обеспечению военнослужащих;

заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;

организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб;

принимать меры по целевому и рациональному использованию земельных участков, находящихся в пользовании воинской части.

83. Командир (начальник) обязан совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением):

повышать свои военные, педагогические, правовые знания и совершенствовать методические навыки;

знать вооружение и военную технику, порядок их боевого применения (использования), технического обслуживания, ремонта, хранения и эвакуации;

знать нормативные правовые акты Российской Федерации в пределах установленного правового минимума, нормы международного гуманитарного права и действовать в строгом соответствии с ними, а также требовать от подчиненных их соблюдения;

вырабатывать у себя и у своих подчиненных системный подход к решению поставленных задач, деловитость, критическое отношение к результатам своей служебной деятельности; учитывать в работе предложения подчиненных;

умело распределять работу и обязанности между подчиненными, осуществлять контроль за исполнением приказов;

всемерно укреплять единоначалие, развивать в себе целеустремленность, ответственность, предусмотрительность, принимать меры по сплочению воинского коллектива;

действовать в пределах предоставленных ему прав самостоятельно, в тесной взаимосвязи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, не преследующими политических целей, коллективами предприятий, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранами военной службы, поддерживая и приумножая традиции воинской части (подразделения); проводить собрания, воинские ритуалы, спортивные праздники и другие мероприятия с приглашением на них представителей общественности, членов семей военнослужащих;

организовывать состязания среди личного состава и подчиненных подразделений, руководить ими в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением);

систематически подводить с подчиненными итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, поддержания внутреннего порядка и определять меры по улучшению полученных результатов; регулярно рассматривать эти и другие вопросы жизни и быта на общих собраниях военнослужащих, учитывать выработанные на них предложения при решении в воинской части (подразделении) соответствующих задач.

84. Командир (начальник) в целях соблюдения установленного порядка прохождения военной службы подчиненными военнослужащими обязан:

всесторонне изучать деловые и морально-психологические качества подчиненных путем личного общения с ними, повседневно заниматься их воспитанием;

осуществлять подбор, расстановку и аттестацию офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая выводы аттестационной комиссии;

руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать гласность намеченных перемещений военнослужащих, создавать кадровый резерв и условия для преемственности руководства путем сочетания опытных и молодых кадров;

своевременно осуществлять (представлять в порядке подчиненности соответствующие документы) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий, увольнение с военной службы, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы;

лично проводить беседы со своими подчиненными;

поощрять подчиненных за особые личные заслуги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе и строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

Командир воинской части должен не реже двух раз в месяц в установленное распорядком дня время принимать по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, а командир подразделения - своих подчиненных во время, свободное от несения ими боевого дежурства (боевой службы), исполнения ими обязанностей в суточном наряде и занятий.

85. Командир (начальник) обязан руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой:

определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;

направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);

принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать, обобщать и распространять передовой опыт, организовывать проведение конференций, совещаний, смотров и выставок и участвовать в их работе;

поощрять военнослужащих, добившихся наилучших творческих результатов.

86. Командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.

87. В случае временного убытия командир (начальник) для исполнения своих обязанностей оставляет заместителя. Если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях - старший по воинскому званию. Вступивший в командование докладывает об этом старшему командиру (начальнику).

88. Вновь назначенный командир воинской части вступает в командование на основании предписания или приказа старшего командира (начальника). О вступлении в командование командир воинской части объявляет в приказе и докладывает старшему командиру (начальнику).

Вновь назначенного командира воинской части (подразделения) представляет личному составу воинской части (подразделения) старший командир (начальник).

89. Вновь назначенные командиры воинских частей (кораблей), подразделений, начиная от командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) и выше, при приеме должности производят опрос военнослужащих воинской части (корабля), подразделения в целях выявления их обращений (предложений, заявлений или жалоб), последующего их изучения и принятия по ним решений (приложение N 6).

90. Срок приема и сдачи дел и должности командира полка и командира отдельного батальона (кораблей 1, 2 и 3 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителя командира полка по вооружению и заместителя командира полка по тылу - не более 20 дней, командира батальона и командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) - не более 5 дней, начальников служб - не более 15 дней. Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником).

Окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

91. Командир воинской части производит прием и сдачу дел и должности лично в присутствии представителя старшего командира (начальника).

Для приема и сдачи дел и должности приказом старшего командира (начальника) назначается комиссия, которая проверяет общее состояние воинской части, отдельно наличие и состояние вооружения, военной техники, боеприпасов и их учет, а также отдельно войсковое и финансовое хозяйство воинской части и составляет акты.

В акте о приеме и сдаче дел и должности указываются: списочный и наличный состав воинской части; состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы, воинской дисциплины, безопасности военной службы; морально-психологическое состояние личного состава.

В акте о приеме и сдаче вооружения, военной техники и боеприпасов указываются: количество вооружения, военной техники и боеприпасов, числящихся по документам, и их фактическое наличие; качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов; условия их содержания и хранения.

В акте о приеме и сдаче войскового и финансового хозяйства указываются: квартирно-бытовые условия личного состава; наличие и состояние зданий, сооружений, инвентаря и оборудования; состояние территории военного городка; наличие и правильность использования земельных участков; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического и другого военного имущества как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств. К акту прилагаются документы на право пользования земельными участками.

Акты подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и представляются на утверждение старшему командиру (начальнику).

92. Командир подразделения производит прием (сдачу) дел и должности лично на основании приказа по воинской части.

О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части.

Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения, состояние боевой готовности, боевой подготовки, воинской дисциплины, морально-психологическое состояние личного состава, наличие и состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества, состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих.

Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Боевая подготовка



Целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания (слаживания) подразделений (формирований), воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для ведения боевых действий и выполнения задач в соответствии с предназначением, формирования у военнослужащих высоких боевых и морально-психологических качеств. Б.п. является основным видом повседневной деятельности соединений и воинских частей. Занятия по боевой подготовке проводится как в мирное, так и в военное время. Целью Б.п. является достижение и поддержание боевой выучки личного состава, его физической готовности, слаженности расчётов экипажей, подразделений (формирований), воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) на уровне, обеспечивающем надёжное и своевременное выполнение задач по подготовке и ведению боевых действий в соответствии с их предназначением в любых условиях обстановки.

Б.п. в РВСН организуется и проводится со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала согласно требованиям законов, регламентирующих военную службу, положений военной доктрины РФ, уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командующего РВСН, Наставления по боевой подготовке РВСН, Программ и Курсов боевой подготовки.

Б.п. включает в себя: идивидуальную подготовку военнослужащих и гражданского персонала; подготовку и слаживание (боевое слаживание) подразделений (формирований), воинских частей и соединений; подготовку и слаживание органов управления (штабов).

В ходе Б.п. проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, отработка нормативов по предметам Б.п., определённым Наставлением по Б.п. РВСН, в ходе которых военнослужащие изучают и отрабатывают приёмы и правила действий в бою; назначение, устройство, порядок эксплуатации и боевого применения вооружения и военной техники; положения общевоинских уставов, а подразделения (формирования), воинские части и соединения отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач (задач по предназначению).

Индивидуальная подготовка военнослужащих включает в себя обучение по оперативно-тактической (ОТП), тактической (тактико-специальной) подготовке (ТСП), специальной подготовке (СП), технической подготовке (ТехП), методической подготовке (для офицеров, прапорщиков и сержантов), вождению боевых машин (ВБМ) и предметам общевойсковой подготовки: огневой, строевой, физической, инженерной, топографической, автомобильной, военно-медицинской, радиационной, химической и биологической защиты, общевоинских уставов, основ обеспечения защиты государственной тайны, обеспечению безопасности военной службы, обеспечению пожарной безопасности (для офицеров и прапорщиков), противопожарной обстановке (для солдат и сержантов) и общественно-государственной подготовке.

Индивидуальная подготовка гражданского персонала включает в себя обучение по специальной и общественно-государственной подготовке; для гражданского персонала, несущего боевое дежурство или выполняющего специальные обязанности в составе формирований и команд по боевому расчёту части, кроме того, по тактико-специальной подготовке; для стрелков ВОХР – по стрелковой подготовке и по вопросам службы охраны.

Подготовка и слаживание подразделений (формирований), воинских частей и соединений, органов управления (штабов), как правило, проводится в ходе занятий по ОТП,ТСП и СП.

Все занятия в ходе индивидуальной подготовки военнослужащих и гражданского персонала планируются и проводятся в интересах ОТП и СП и служат для выработки, поддержания и совершенствования у них знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения специальных обязанностей по боевому расчёту в аоставе расчётов, смен, подразделений (формирований и команд), воинских частей, групп боевого управления (ГБУ), оперативных групп (ОГ) пунктов управления подразделений, воинских частей и соединений; обучения порядку выполнения мероприятий планов перевода с мирного на военное время, планов боевых действий (планов применения).

Требования к знаниям, умениям и навыкам военнослужащих по предметам обучения, темы, содержание занятий и время на их изучение определяются Организационно-методическими указаниями по оперативной, мобилизационной, боевой подготовке и боевому дежурству РВСН, Программами боевой подготовки, разрабатываемыми для каждой категории обучаемых, подразделений (формирований) и воинских частей.

Руководство Б.п. командиры (начальники) всех степеней осуществляют лично и через штабы и службы. Командование РВСН, объединений (полигона) организуют Б.п. в подчинённых объединениях (соединениях, полигоне) и несут ответственность за уровень их обученности и слаженности. Командиры соединений, воинских частей и подразделений являются непосредственными руководителями Б.п. и несут персональную ответственность за уровень Б.п. подчинённых органов управления (штабов), воинских частей и подразделений.

Лит.: Концепция боевой подготовки ВС РФ, Приказ МО РФ № 71, 2001; Блинов В.И., Карпов О.И., Худяков А.М. и др. Методика боевой подготовки. Учебное пособие. - М.: ВА РВСН, 1998; Белогуров В.И., Карпов О.И., Худяков А.М. и др. Организация боевой подготовки. Тексты лекций. - М.: ВА РВСН, 2004.

Щербович В.М.