Мотив побудительная причина повод к. Мотив – это побудительная причина, повод к какому либо действию.


Еще с прошлого века мотив многими психологами трактовался как побудительная (движущая) сила, как побуждение (говорить о «побудительных» мо­тивах, как часто делается, это все равно что сказать «масло масляное»: мотив всегда побуждает либо что-то делать, либо не делать). При этом, как всегда, нестрогость в использовании понятий привела к тому, что за мотив стала приниматься любая при­чина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали любые стимулы, а «побудитель» и «побуждение» стали синонимами. При этом биологи, физиологи и психологи-бихевиористы за мотив в основном принимали внешний стимул (даже И. М. Сеченов писал, что первая причина всякого человече­ского действия лежит вне его). Между тем Г. Олпорт справедливо отмечает, что в качестве объектов, побуждающих деятельность человека, могут выступать и отсут­ствующие (представляемые или воображаемые) объекты. Таким образом, побудите­лей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (например, боль). Однако не все они могут быть отнесены к мо­тивам. Возникает вопрос: что может служить критерием различения мотивационных и немотивационных детерминант, т. е. какие причины можно рассматривать как мотивационное побуждение, а какие - нет?

Например, вы можете знать, что администратор в программе является дружелюбным человеком или что многие люди теряются, войдя в здание с неправильной стороны, Или что ближайший обеденный столчик служит хорошей едой. Одна стационарная программа берет клиентов в полевые поездки в амбулаторное отделение после выписки, чтобы обеспечить плавный переход.

Исследования показали, что предоставление клиенту имени и номера телефона на листе бумаги намного менее эффективно, чем более персонализированные методы направления. Подумайте о том, чтобы помочь вашему клиенту позвонить по телефону, чтобы назначить прием в выбранной программе. Некоторые клиенты могут захотеть позвонить по телефону из вашего офиса, тогда как другие, возможно, захотят позвонить в программу из дома и позвонить вам позже, чтобы сообщить вам, что они назначили встречу. Третьи предпочитают сначала подумать и позвонить в ваш офис на следующей сессии.

В западной психологии распространенным решением этого вопроса является различение способа (как) и причины (почему) поведения: к мотивации относят толь­ко причины. При этом считается, что мотивация отвечает за стратегическую направ­ленность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактическая реализа­ция определяются не причиной, а опытом и научением. Но, как отмечает Ж. Нюттен, в этом случае понятие «мотивация» становится излишним, так как процессы стимуляции и научения достаточны для объяснения поведения. Кроме того, с точки зрения В. К. Вилюнаса (1990), отдельные механизмы мотивации отвечают именно за способ поведения, т. е. за то, как делается.

Пусть ваши клиенты знают, что вам интересно знать, как все идет. Как предложено на листе Плана изменений, один вопрос, который следует задать клиентам, заключается в следующем: «Если по линии не удается выполнить план, что, по вашему мнению, может быть причиной?» Клиенты могут предсказать некоторые барьеры лучше, чем вы можете, и важно дать им возможность идентифицировать и сформулировать эти проблемы. Не пытайтесь предвидеть все, что может пойти не так; сосредоточиться на событиях или ситуациях, которые могут быть проблематичными, и строить альтернативы и решения в плане.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т. е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольному или непроизвольному. «Мотивация - через психику реализующая­ся детерминация», - писал С. Л. Рубинштейн. Поэтому должна быть детерминиро­вана не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затра­гивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Только после этого у человека может появиться желание или осознание необходимости реагировать на стимул тем или иным способом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив - это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимае­мое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готов­ность человека к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуж­дает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка - внутреннее осоз­нанное побуждение, принимаемое многими психологами в качестве мотива. X. Хекхаузен по этому поводу пишет, что мотивация - это побуждение к действию опре­деленным мотивом (обратим внимание: не стимулом, а именно мотивом). Последовательным сторонником точки зрения, что мотив - это осознанное по­буждение, является В. И. Ковалев. Побуждение он рассматривает как самостоятель­ный психологический феномен, хотя и проистекающий от отражения в сознании потребностей, но имеющий свою специфику. В связи с этим он отделяет мотив от установок, целей, отношений, состояний, влечений, желаний. У М. Ш. Магомед-Эминова (1987) мотив - только один из видов побуждений, наряду с потребностя­ми, диспозициями (устойчивыми свойствами личности), интересами и т. п. В то же время ряд психологов (в частности, А. А. Файзуллаев, 1985, 1987, 1989) не сводят мотив к побуждению и даже более того - отделяют мотив от побуждения.

Некоторые проблемы могут быть понятны с самого начала. Высокомотивированный клиент, сидящий в вашем офисе, может планировать посещать амбулаторную программу лечения на расстоянии 50 миль три раза в неделю, хотя такой план включает в себя как автобусные, так и железнодорожные расписания и ночные поездки. Рефералом к ​​менее удаленной программе может быть решение, хотя помощь клиенту в некоторых телефонных звонках в программу может определить участника, желающего прокатиться.

Признание препятствий для действий

Барьеры к действию часто встречаются и должны обсуждаться, если только кратко, когда обсуждается план изменений. Подумайте о конкретных стратегиях и способах поведения, а также помогите клиентам изучить, что лучше всего подходит для них. Потенциальные барьеры существуют в нескольких областях.

Таким образом, различные соотношения между мотивом и побуждением, декла­рируемые разными авторами, можно представить в виде следующих схем:

мотив -> побуждение -> действие (X. Хекхаузен),

побуждение (мотив) -> действие (В. И. Ковалев),

побуждение -> мотив -> действие (А. А. Файзуллаев).

Ограниченность этих схем очевидна. Если оторвать побуждение от мотива, то он теряет побудительную силу и говорить о нем становится просто бессмысленным. В то же время свести мотив только к побуждению также нет достаточных оснований.

Семейные отношения могут быть критическими препятствиями для инициирования и поддержания действий. Измененное поведение клиента может привести к тому, что семейные отношения не будут сбалансированы, а проблемы, которые были подавлены до тех пор, пока семейная динамика, ориентированная на поведение использования вещества, может начать проявляться. Например, клиент может захотеть вернуть контроль. сам принимал все семейные решения долгое время, может отрицательно реагировать на разделение власти. Подросток, который привык к тому, чтобы прийти и остаться незамеченным, может повредить новому комендантскому часу.

Во-первых, побудительностью обладает и потребность, о чем уже говорилось в предыдущей главе, причем побуждение можно рассматривать как состояние внутрен­него (потребностного) напряжения - состояние, одинаковое для разных мотивов.

Во-вторых, побуждение в силу своей неспецифичности не раскрывает содержа­тельную сторону мотива, не объясняет причину и смысл проявляемой человеком активности (если, конечно, не принимать, как это, к примеру, у В. И. Ковалева, за побуждение сам мотив).

Некоторые члены семьи могут испытывать глубокое негодование и критику в отношении поведения клиента что они не могут больше ждать, чтобы выразить. Такие нарушения семьи и кризисы могут способствовать возврату к употреблению психоактивных веществ, и клиенты могут предвидеть и изучить конкретные стратегии и справляться с поведением, чтобы избежать такого результата. Некоторые клиенты могут решить организовать семейное собрание в определенное время каждую неделю для обсуждения проблем и предотвращения кризисов; первый может быть запланирован в вашем офисе.

Например, побуждение к занятиям спортом может быть сначала обусловлено необходимостью укрепления здоровья, затем получением удовольствия от процесса выполнения физических упражнений, потом - стремлением достигнуть определен­ного спортивного результата и т. д.

Как видим, побуждение не дает ответов на вопросы - почему, для чего, из-за чего? А ведь понятие мотива нужно прежде всего для того, чтобы получить ответы на эти вопросы. Неслучайно X. Хекхаузен, говоря о мотивации, делает упор на том, что она должна дать ответ на вопрос «зачем?»; он отмечает, что по отношению к непроизвольной активности этот вопрос лишен смысла, поскольку ей нельзя припи­сать намерения.

Некоторым семьям предоставляется более формальная семейная терапия, которая может быть включена в план изменений. Другие клиенты могут идентифицировать уважаемого пожилого человека, такого как дед или друг, который был бы готов и мог бы выступать в качестве арбитра в семейных разногласиях. Кроме того, люди, находящиеся на выздоровлении, посещают частые встречи, что сокращает время, доступное для семьи. Клиенты могут посещать собрания во время обеденного перерыва или в другое время, которые не сокращают семейное время.

Еще одна важная проблема - это перерождение отношений или брака. Обычно мужский клиент стремится вернуться к сексуальным отношениям, а женщина осторожна из-за прошлой боли и недоверия. Затем самец реагирует на напряжение, которое развивается из-за того, что он не проявляет приверженности к сексуальной активности со стороны своего партнера. В некоторых случаях сексуальное поведение используется как устройство для контроля выздоравливающего человека, и когда ожидания выздоравливающего человека не выполняются, возникает напряженность.

В-третьих, мешает принятию побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что-то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что мотив - только то, что заставляет человека действовать. В соответствии с мотивом можно и бездействовать. Такие мотивы называют отри­цательными.

Проблемы со здоровьем представляют собой препятствия для выздоровления для многих клиентов с серьезными физическими или психическими расстройствами. Некоторые заболевают после приема лечения; другие имеют хронические состояния, которые требуют мониторинга и лечения и могут приводить к периодическим кризисам в области здравоохранения. Клиенты могут испытывать хронические боли от травм или самозабвения. Воздержание иногда обнаруживает основные психические заболевания, такие как депрессивные или психотические расстройства.

Лекарства, принимаемые для решения проблем физического и психического здоровья, могут вызывать тревожные побочные эффекты. Все эти условия и ситуации могут увеличить риск возврата к употреблению психоактивных веществ. Хотя некоторые из этих проблем не могут быть ожидаемы, клиентам, возможно, придется поддерживать поддержку и улучшения здоровья в плане. Некоторые клиенты, особенно те, кто испытывает серьезную озабоченность по поводу своего здоровья, возможно, пожелают включить график физических и стоматологических осмотров или договоренностей с конкретными врачами и клиниками для постоянного ухода за хроническими проблемами.

Признавая в большинстве случаев за мотивом побудительную силу (функцию), психологи, естественно, задумываются о том, откуда эта побудительная энергия берется. И тут снова возникают различия во взглядах об истоках побудительности. Одни считают, что побуждение берется от потребности, другие - от предмета удов­летворения потребности. Кроме того, и сама роль побуждения рассматривается по-разному. У одних - это побуждение к действию, у других - это то, что побуждает к постановке целей. Наконец, в ряде случаев побуждение как состояние, как энерге­тический заряд подменяется причиной побуждения: идеалами, ценностными ориен-тациями, потребностями, целями, интересами.

Субъекты для получения медицинской помощи могут включать в себя подачу заявок на получение льгот или проверку страхового покрытия. Например, пациент с депрессией может планировать осмотр работника психиатрической службы для оценки, если она все еще испытывает депрессию после 30 дней воздержания, или она может решить увидеть ее раньше, если ее симптомы повысят риск возврата к употреблению психоактивных веществ. Следует еще раз подчеркнуть, что некоторые клиенты нуждаются в более интенсивных услугах.

Системные проблемы в самой программе лечения могут быть препятствиями для немедленного и устойчивого выздоровления. Например, многие объекты имеют длинные очереди ожидания. Некоторым программам требуется много документов для входа, что может отвести клиентов с плохими навыками грамотности. В некоторых программах клиенты с выдающимися юридическими проблемами не принимаются. Финансовая поддержка, которую клиенты рассчитывают на лечение, может исчезнуть. Некоторые высоко мотивированные клиенты сталкиваются с значительными языковыми барьерами в местных программах, если они плохо говорят по-английски.

Конец работы -


Эта тема принадлежит разделу:

Мотивация и мотивы

Мотивация и мотивы... ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Вторая мысль и сомнения возникают даже у самых высоко мотивированных клиентов с тщательно продуманными планами изменений. Нормализовать этот опыт для клиентов и в то же время разработать конкретные планы по его решению. Это важная задача - помочь клиентам преодолеть их сомнения. Некоторые клиенты сохраняют запас дисульфирама для использования, когда они чувствуют себя подавленными побуждениями и тягой.

Социальная поддержка является важным фактором влияния на то, происходят ли изменения и поддерживается ли она. Недостаточно думать о социальной поддержке с точки зрения количества или даже качества. При лечении злоупотребления психоактивными веществами задайте вопрос о том, поддерживает ли система социальной поддержки клиента постоянное употребление психоактивных веществ. Те, у кого хорошая социальная поддержка трезвости, улучшились в целом. Те, чьи социальные сети при приеме пищи продолжали пить, имели тенденцию к меньшему воздержанию при наблюдении, важное исключение.

Все темы данного раздела:

ДЕТЕРМИНАЦИИ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лу

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
Философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значитель­ных успехов в понимании детерминации (причинности) поведения человека. Одна­ко их рационализм как философское течение обладал и крупными н

Когда у вашего клиента мало или нет значительных других, которые поощряют трезвость, важно помочь вашему клиенту построить новую социальную структуру, которая будет поддерживать усилия по изменению. Как клиницист, вы являетесь центральной поддержкой для своих клиентов, но вы не можете предоставить всю необходимую им поддержку. В общем, поддерживающий человек - это тот, кто будет слушать, а не быть чрезмерно осуждающим. Этот поддерживающий человек должен иметь полезное и обнадеживающее отношение к клиенту, а не быть критичным или ворчащим.

ТРУДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминоло­гическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляют

ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК НУЖДЫ
Слово «нужда» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985) имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность в чем-нибудь. Близко к этому и понимание нужды

В идеале, этот человек не использует или не злоупотребляет веществами и не понимает процессы зависимости и изменения вещества. Рабочий лист «План изменений» включает пространство для перечисления лиц, поддерживающих поддержку, и описание того, как они могут помочь. Как обсуждалось в главе 4, заинтересованные существенные другие могут изучить навыки и методы мотивационного опроса и стать эффективными партнерами в области изменений.

Поскольку социальная поддержка часто влечет за собой участие в клиенте в действиях, которые являются альтернативой употреблению психоактивных веществ, хорошие кандидаты на эту полезную роль могут быть близкие друзья, с которыми клиент имеет историю общих интересов, отличных от употребления психоактивных веществ. Разумеется, члены социальных групп, организованных вокруг употребления алкоголя и наркотиков, вряд ли будут предлагать такую ​​поддержку, которую ваш клиент нуждается во время выздоровления.

КАК ПРЕДМЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НУЖДЫ
Распространенным является взгляд на потребность как на отраже­ние в сознании человека того предмета, который может удовлетворить (устранить) нужду. В. Г. Лежнев (1939) писал, что если потребность н

ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОТСУТСТВИЯ БЛАГА. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ
В. С. Магун (1983) считает, что в психологии понятие «потреб­ность» неоправданно сужено и что назрела необходимость «вневедомственного» подхода к разнообразным ее феноменам. В связи с этим он полаг

В дополнение к восстановлению или возобновлению связей с полезными членами семьи и значительными другими, клиенты могут найти поддерживающих людей, например, в церквях, центрах отдыха и общинных добровольческих организациях. Чтобы сделать эти связи, поощряйте клиентов исследовать и обсуждать время в своей жизни, прежде чем употребление психоактивных веществ станет центром внимания. Спросите их, что дало смысл их жизни в то время.

Клиенты могут найти новых друзей в таких просоциальных организациях, как группы наставников, смоделированные после «Больших братьев» и «Больших сестер». Оксфордские дома и аналогичные варианты лечения и жилья имеют встроенные системы социальной поддержки. Для некоторых клиентов, особенно с хроническими физическими проблемами или тяжелыми психическими заболеваниями, группы по управлению случаями обеспечивают ощущение безопасности, структуры и поддержки.

ПОТРЕБНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ
Б. Ф. Ломов (1984) определяет потребность как объективную необ­ходимость. Однако еще К. Маркс писал, что нужда - это внутренняя необходи­мость. Следовательно, потребность может отражать не только в

ПОТРЕБНОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ
Довольно большое число психологов рассматривают потребность как состояние, в частности - как состояние напряжения (И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, П. А. Рудик и др.). С этим трудно не согласиться.

ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМНАЯ РЕАКЦИЯ
Итак, рассмотренные точки зрения на сущность потребности содер­жат ряд непреложных фактов, которые необходимо учитывать при переходе к про­блеме мотивации и мотива. Первое положение заключается в т

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Данное мною определение позволяет говорить не только о базовых, фундаментальных (первичных) потребностях человека, но и о вторичных - о потреб­ностях в знаниях, определенных средствах, умениях (П.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Последовательное углубление отражения в сознании нужды (от возникновения ощущения до понимания его причины) свидетельствует о том, что образование потребности - это стадиальный процесс. Наиболее от

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Характеристики потребностей. Потребности характеризуются модальностью (в чем именно возникает нужда), силой (степенью потребностного напряжения), остротой. Под последней

МОТИВ КАК ПОТРЕБНОСТЬ
Во многих работах потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека. Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она объяс­

МОТИВ КАК ЦЕЛЬ
(ПРЕДМЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ) В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова говорится, что цель - это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Таким образом, це

МОТИВ КАК НАМЕРЕНИЕ
К. Левин (К. Lewin, 1969) понимал намерение как такой волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку положиться на действие внеш­них стимулов так, что выполнение намеренного действия с

МОТИВ КАК УСТОЙЧИВЫЕ СВОЙСТВА (ЛИЧНОСТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ)
Точка зрения, что мотив - это устойчивые характеристики лично­сти, в основном характерна для работ западных психологов, но имеет сторонников и в нашей стране. В западной психологии устойчи

МОТИВ КАК СОСТОЯНИЕ
Такой подход (мотив как состояние) обозначен в «Философском эн­циклопедическом словаре» (1983) и в работе Р. А. Пилояна (1984), в которой он пи­шет, что мотивом называется особое состояние человека

МОТИВ КАК ФОРМУЛИРОВКА
Такое понимание мотива предложено польским психологом и пси­хотерапевтом К. Обуховским (1972). Оно весьма близко к пониманию другого польского психолога, А. Левицкого: «Мотив - это психический проц

МОТИВ КАК УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
Удовлетворенность в качестве мотива рассматривается В. Г. Асее­вым (1976), А. Г. Ковалевым (1969) и П. М. Якобсоном (1969). Наиболее подробно это понимание мотива изложено в работе последнего автор

МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС
4.1. ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «МОТИВАЦИЯ» Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Че­тыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно

ЭКСТРИНСИВНАЯ И ИНТРИНСИВНАЯ МОТИВАЦИЯ
В западной психологической литературе широко обсуждается во­прос о двух видах мотивации и их различительных признаках: экстринсивной (обус­ловленной внешними условиями и обстоятельствами) и

О ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
В. Г. Асеев (1976) считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и

СТАДИАЛЬНОСТЬ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
На необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи (В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов, Ж. Нюттен, С. Л. Руб

МОТИВАЦИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ
Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в виде нужды, влече­ния (см. рис. 5.1). Первый этап (стадия) -

МОТИВАТОРЫ
Психологические факторы (образования), участвующие в конкрет­ном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, я называю мотиваторами (мотивационными детерминантами)",

УКОРОЧЕННАЯ» МОТИВАЦИЯ.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ИМПУЛЬСИВНЫЕ («НЕМОТИВИРОВАННЫЕ») ДЕЙСТВИЯ И ПОСТУПКИ В случае выполнения человеком привычных действий процесс мо­тивации оказывается свернутым. Об этом писал еще В. В

ВНЕШНИМИ ВТОРОСИГНАЛЬНЫМИ СТИМУЛАМИ
Под внешнеорганизованной мотивацией мною понимается воздей­ствие (в основном оперативное, срочное) на процесс мотивации субъекта А со сто­роны субъекта Б (или группы других лиц, или средств массово

Реакции субъекта (принятое решение) на внешние воздействия
Надо: Повиноваться Смириться Склониться Подчиняться Сдаться С

НЕИМПЕРАТИВНЫЕ ПРЯМЫЕ ФОРМЫ ВНЕШНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта отно­сятся просьба, предложение (совет) и убеждение. Просьба. Для людей с флегматическим темпераментом просьба является мощ­ны

ВНЕШНЕЕ ВНУШЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как пси­хологическое воздействие одного человека (суггестора)

ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
К ним относятся приказы, требования и принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что

МАНИПУЛЯЦИЯ
Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению дей­ствий, необходимых для достижения манипулятором собственных

МОТИВАЦИЯ, ВЫЗВАННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЪЕКТА
Имеется немало сторонников точки зрения, что поведение челове­ка целиком определяется внешними стимулами. Как пишет А. Маслоу, деятельность человека не столько «толкается» (pushed) изнутри,

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ
Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные осо­бенности в зависимости от свойств личности. Так, К. Обуховский отмечает, что пси­хастеники предъявляют необычайно высокие требования к сво

МОТИВ КАК СЛОЖНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Как говорилось в главе 3, монистический подход к пониманию сущ­ности мотива, когда за него принимаются разные и отдельные психологические фе­номены, себя не оправдал. В то же время в каждой монисти

ГРАНИЦЫ И СТРУКТУРА МОТИВА
Из изложенного выше следует, что границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой - намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Это значит, что в структуру мотива не

ПРОБЛЕМА ПОЛИМОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Долгое время соотношение между мотивом и поведением (деятель­ностью) рассматривалось с мономотивационной позиции. Исходя из того что мотив является системообразующим фактором деятельности и поведен

ФУНКЦИИ МОТИВА
Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая - направленность этой энергии на определенный о

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВА
Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мо­тива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (пол­нота осознания структуры мотива; уверенность

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ МОТИВА
Вопрос об осознаваемости мотива, как и многие другие, относящие­ся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Во многом это связано с неодинаковым пониманием сущности мотива.

Связь выбора мотиваторов с типическими свойствами личности
Свойство личности Степень выражен­ности Компоненты мотива П д

Связь выбора мотиваторов с полом опрашиваемых
Пол опрошенных Компоненты мотива П Д My Предп.

МОТИВИРОВКА, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Вскрытие структуры мотива означает не что иное, как «залезание в душу» себе или другому человеку, а этого хочется не каждому. Нежелание человека раскрываться перед другим или признаться самому себе

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «БОРЬБА МОТИВОВ»?
Вопрос о «борьбе мотивов» обсуждается в психологической литера­туре с конца прошлого века. В. Вундт (1897) связывал борьбу мотивов с процессом выбора, а В Штерн (W. Stern, 1900) - с проявлением чел

СИЛА МОТИВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как уже говорилось, одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявления этой активности, в частности - на эффективнос

РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТИМУЛЯЦИИ
Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Проиллюстрировать эту характеристику стимулов можно отрывком из стихотворения Н.

МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ
В разделе 2 5 уже говорилось, что актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям.

МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА
Выше уже говорилось, что с началом действия (или деятельности) мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля - аппарат

МЕЧТА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МОТИВАЦИОННОЙ УСТАНОВКИ
Одним из психологических образований, относящихся к мотиваци­онной сфере человека, является мечта. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мечта определяется как предмет желаний, стремлений

ВЛЕЧЕНИЯ, ЖЕЛАНИЯ, ХОТЕНИЯ
Среди мотивационных образований особое место занимают влече­ния, желания и хотения. Как и в отношении других психологических понятий, свя­занных с мотивацией, их толкование далеко не однозначно и и

СКЛОННОСТЬ
Понятие «склонность» закрепилось в отечественной психологии в 40-е годы XX века (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн). Однако до сих пор оно не полу­чило однозначного толкования. В одном случае склоннос

ПРИВЫЧКИ
Привычки как психологический феномен до сих пор не получили достаточного освещения в психологической литературе. Неясно даже, к какому раз­делу общей психологии их относить: к мотивации или действи

ИНТЕРЕСЫ
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мо­тив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. По противоречивости суждений, высказываемых пси

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
По мнению большинства психологов, направленность личности яв­ляется сложным мотивационным образованием. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характе

МОТИВАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
А. Н. Леонтьев пишет, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения) превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. С. Л. Ру

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связа­на с доминирующими потребностями и интересами, под

И СТРУКТУРЫ МОТИВА
Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с ис­пользованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этап

ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА
Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Альбрехт Пейпер писал: «Мы от­казываемся судить о содержании сознания грудного ребен

ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА (1-3 ГОДА)
В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как пред­мет или родители, относящимися (по К. Левину) к «психическому полю», возника­ют и внутренние психические побудители - представления

ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольни­ков - игра - способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реали

ПЕРИОД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В этот период появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ре­бенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную сил

ПЕРИОД СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТРОЧЕСТВО)
В этом возрасте, называемом переходным, происходят существен­ные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созревани­ем. Как отмечал Л. С. Выготский (1984), это существенно изм

ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как отмечает Л. И. Божович, в старшем школьном возрасте на осно­ве совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития про­исходят коренные изменения в содержании и соотношении осно

В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребно­стями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кист

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманисти­ческую (общественную) или индивидуалистическую. При этом моти

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ
Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни ребен­ка. Основой их возникновения являются ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?») и развивающиеся потребности. Постоянный и непосредс

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ В СОЗНАНИИ СТРУКТУРЫ МОТИВА
Как показано А. В. Ермолиным, с возрастом (от младших школьни­ков к студентам) снижается число ответов на вопросы о причине поступка, не свя­занных со структурой мотива, и, соответственно, увеличив

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И

ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНЕИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Экономический факультет

Кафедра управления сельскохозяйственным производством

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Менеджмент

Вариант-6

Выполнил(а):

Студентка 25 потока

Шифр № 29018

Звонарева Е.В.

Проверил:

Волгоград 2011г.

Вариант 6

      Трудовой коллектив. Его структура, процесс формирования и стадии развития.

      Руководительи подчиненный.Концепция лидерского поведения.

1.Мотивация. Смысл и сущность понятия мотивации. Содержательные теории мотивации.

За тысячи лет до того, как слово "мотивация" вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации.

Ещё со времён Адама Смита традиционно считалось, что если работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. Труд часто рассматривался лишь как средство заработка. Между тем, результаты исследований свидетельствуют о том, что оплата труда является необходимым, но недостаточным условием мотивации трудовой деятельности.

Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления, что в деятельности человека находится в зависимости от:

мотивационного воздействия;

каково соотношение внутренних и внешних сил;

как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.

По происхождению потребности бывают естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания - материальными и нематериальными.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:

минимальный - обеспечивает выживание;

нормальный - поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);

уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы , т.е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.

Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет сохранить, или избавиться от него.

Можно дать следующее определение: мотивация труда - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения.

Мотив (от франц. mоtif - побуждение) выступает как, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Выделяют следующие основные типы мотивов:

Мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением;

Мотив как неосознанная потребность (желание);

Мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;

Мотив как намерение, побуждающее поведение;

Мотив как комплекс перечисленных факторов.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Функция мотивации охватывает разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности.

Мотивация – это процесс целенаправленного изменения структуры ценностей, взглядов и принципов работника для воспитания в нем осознанного желания трудиться.

Мотивация – это готовность приложения максимальных усилий для достижения организационных целей, которая обусловлена способностью этих усилий удовлетворять определённую индивидуальную потребность.

Мотивация – это процесс побуждения, стимулирования себя и других к целенаправленному поведению или выполнению определённых действий, направленных на достижение собственной цели или цели организации.

Для эффективного выполнения функции мотивации в современных условиях менеджеру (руководителю) необходимо учитывать и использовать в управленческой деятельности объективно существующую взаимосвязь таких понятий, как мотив и стимул.

Если мотив - это внутреннее желание человека удовлетворять свои потребности, то стимул - это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей (в качестве награды) за выполнение определенных действий.

Таким образом, мотивация – это динамика, так как она связана с ростом и воспитанием человека, а стимулирование – статика, так как представляет собой простое побуждение к труду с использованием основных желаний и стремлений работника.

Мотивация и стимулирование, дополняя друг друга, находятся в диалектической взаимосвязи и зависят не от объективных причин и результатов анализа, а от стиля управления, присущего руководителю и модели менеджмента, используемой в организации.

И мотивация, и стимулирование используют такие понятия как нужда, интерес, потребность, мотив, стимул, поведение.

Нужда – ощущение недостачи, нехватки чего-либо. Нужда – подсознательное чувство, которое лежит в основе всех действий любого человека и наиболее фундаментальное понятие в теории мотивации. Различают нужды первичные и вторичные. Первичные нужды – активные, те, которые тревожат человека в текущий момент и вызывают его на какие-либо действия. Вторичные – пассивные, неактивные в настоящий момент времени.

Интерес – законное желание человека удовлетворить нужду. Интерес служит основой для проявления мотивов и стимулов.

Потребность – осознанное желание человека благодаря тем или иным действия реализовать свои интересы.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.

Стимул – побуждение к действию, побудительная причина.

Поведение – действия человека, направленные на реализацию его интересов (удовлетворение потребностей и нужд) с учетом последствий и затрат.

В организации человек выбирает такой способ поведения, который принесет ему наибольшее соотношение удовлетворения и затрат на его достижение с учетом всех предвидимых последствий.

Часто работники выдвигают к создаваемой в организации системе мотивации и стимулирования следующие требования:

справедливая оплата труда;

хорошее рабочее окружение;

уверенность в завтрашнем дне;

хорошее руководство и участие в управлении;

признание достоинств и возможность продвижения по службе.

Со временем в управлении начали учитывать психологические аспекты. С появлением «теории подсознательного» Зигмунда Фрейда, приобрёл широкое распространение тезис о том, что люди не всегда действую рационально, а после проведения Хоторнских экспериментов Элтона Мэйо, получили развитие современные концепции мотивации.

Теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований распределяются на две категории: содержательные и процессуальные.

Более современные − процессуальные мотивационные теории основываются на поведении человека и учитывают её восприятие и приобретённый опыт. Сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилие на достижение желаемых результатов.