Медицинское социальное обеспечение. Медицинская помощь и лечение Институт медицинской помощи в сфере социального обеспечения


Добрый день, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой медицинская помощь как вид социального обеспечения. Как происходит финансирование, кто имеет право на ее получение, и другие вопросы разберем в этой статье.

Если основываться на законодательстве, то существует Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ, введенный в действие 21.11.2011 года № 232-ФЗ, который определяет статьей 32 ее понятие.

Спасение рядом

К медицинской помощи относятся следующие виды:

  • Первичная – это диагностика, профилактика и лечение заболеваний, а также реабилитация после медицинского вмешательства, сопровождение беременности и просветительская деятельность.
  • Специализированная – все то же, что и при первичной помощи, только с использованием сложной аппаратуры или узких специалистов.
  • Скорая – оказывается незамедлительно по мере обращения заболевшего или его близких при угрозе жизни и здоровью больного или пострадавшего.
  • Паллиативная – это избавление от болей и тяжелых последствий хронических заболеваний для граждан, страдающих неизлечимыми заболеваниями.

Медицинскую помощь оказывают как в специализированных медицинских учреждениях, так и по месту получения заболевания или травмы.

В зависимости от скорости доступа к телу больного различают экстренную помощь (или скорую), неотложную (она чуть помедленнее, когда нет признаков угрозы жизни) и плановую, когда сам человек записывается на прием и получает консультацию и лечение, а его заболевание не представляет угрозу его жизни.

На что обратить внимание

Народная медицина не относится к видам медицинской помощи. Заниматься народной медициной имеют право те граждане, которые получат разрешение от регионального департамента здравоохранения. А уж обращаться к таким деятелям или нет – каждый решает сам.

Первая помощь при различных травмах и авариях также не относится к видам медицинской помощи. Ее оказывают рядом находящиеся люди, зачастую не имеющие специального образования.

Откуда деньги

Финансирование медицинских учреждений всех видов, имеющих лицензию на оказание помощи и лечения, производится за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

Отчисления в фонд производятся предприятиями и организациями в процентах от суммы заработной платы всех работников. Шкала отчислений является дифференцированной в зависимости от конкретной зарплаты каждого работника.

Кроме того, для возмещения затрат на медобслуживания в регионах используются местные бюджеты, оплата платных услуг гражданами и содержание предприятиями и учреждениями ведомственных здравпунктов, санаториев, профилакториев и медико-санитарных частей, а также средства от благотворительных фондов.

Перечень услуг

Медицинская помощь включает в себя большое количество услуг по лечению и оздоровлению граждан. Назовем основные из них:

  • Медицинское освидетельствование по показаниям или требованиям закона;
  • Лечение и обследование в стационарном медицинском учреждении;
  • Поликлиническое обслуживание;
  • Профилактика заболеваний и диспансеризация;
  • Обеспечение медицинскими приборами и конструкциями (костыли, тонометры, очки и т.д.);
  • Лекарственная помощь – отпуск лекарств по льготным ценам или бесплатно социальным категориям граждан, а также по видам заболеваний (сахарный диабет и т.д.);
  • Выдача или продажа лечебных продуктов питания;
  • Уход за больным, имеющим ограничения по здоровью или возрасту.

Медпомощь как вид социального обеспечения граждан заключается в предоставлении медицинских услуг бесплатно льготных категорий граждан. Рассмотрим, какие это услуги и кому оказываются.

Почти даром

В системе гарантированного безвозмездного медобслуживания существуют виды медпомощи, которые оказываются всем гражданам, имеющим полис обязательного медстрахования.

  • Орденоносцы, ветераны войн и локальных конфликтов, герои СССР и России, Социалистического Труда.
  • Лица, принадлежащие к определенным профессиональным группам (полиция, суд, занимающие рабочие места, которые включены в список № 1 и № 2 как опасные или вредные, и т.д.).
  • Лица, требующие особой государственной заботы (инвалиды и дети-сироты).
  • Лица, пострадавшие в результате катастроф (как Чернобыльская авария), и требующие дополнительного лечения.

Что дает льгота

Льготное обслуживание предполагает оказание следующих видов услуг:

  • Прохождение всех видов лечения и осмотров без очереди.
  • Послепенсионное обслуживание в специализированных медучреждениях, где он получал медпомощь как работник одной из льготных профессиональных структур.
  • Оказание медуслуг бесплатно за пределами перечисленных в программе обязательного медстрахования (ОМС). Программы в каждом регионе могут отличаться, поэтому необходимую консультацию по видам услуг и отношению к определенным социальным группам лучше узнавать в офисе ОМС.

Установленные льготы для отдельных категорий граждан позиционируются как привилегии за имеющиеся заслуги, за принадлежность к опасным и вредным профессиям, а также за работу в зонах ликвидации природных и рукотворных катастроф и катаклизмов.

С советских времен список льготников нисколько не расширился, и можно сказать, слава богу, что не стал меньше. Работники на опасных и вредных работах должны иметь в виду, что получать льготное обслуживание они будут только в том случае, если название их профессии в точности соответствует наименованиям в Списках вредных профессий № 1 и № 2.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ, Законом об охране здоровья и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний.

Наравне с гражданами Российской Федерации нравом на охрану здоровья пользуются иностранцы, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, если международными договорами не предусмотрено иное, и беженцы. Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим на территории Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186. Согласно этим Правилам иностранным гражданам и лицам без гражданства бесплатно и безотлагательно оказывается только скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни. Что касается плановой медицинской помощи, то она предоставляется на платной основе.

24 января 2006 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения России. В соответствии с ним граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации (т.е. получившие вид на жительство), имеют равные права с гражданами Российской Федерации на бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России.

Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в России, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение скорой медицинской помощи и при возникновении у них заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Однако, несмотря на провозглашение права на охрану здоровья в Конституции РФ, по многим основным показателям, характеризующим эффективность системы здравоохранения, Россия отстает от других развитых стран. Так, средняя продолжительность жизни в 2010 г. составляла для обоих полов 69,3 лет. Этот показатель намного ниже по сравнению с другими европейскими странами (например, в ЕС в 2009 г. – 79 лет). Уровень смертности на 1000 человек составлял в 2010 г. 14,2, что выше, чем в странах Европы.

Для улучшения ситуации в России реализуются приоритетные национальные проекты в области охраны здоровья, целями которых являются:

  • – снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • – повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • – укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи в амбулаторных условиях;
  • – развитие профилактической направленности здравоохранения;
  • – удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, оказывающих на состояние здоровья благоприятное и вредное воздействие, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация должна предоставляться органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья и своевременно проходить медицинские осмотры. Лица, страдающие социально опасными заболеваниями, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения в период временной нетрудоспособности и правила поведения в медицинских организациях.

Основными принципами охраны здоровья являются:

  • – соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • – приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • – приоритет охраны здоровья детей;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • – ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • – доступность и качество медицинской помощи;
  • – недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • – приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • – соблюдение врачебной тайны.

Содержание указанных принципов раскрывается в ст. 6–13 Закона об основах охраны здоровья. При оказании медицинской помощи приоритет имеют интересы пациента. Это предполагает соблюдение этических и моральных норм, уважительное и гуманное отношение со стороны персонала медицинских организаций, учет по возможности культурных и религиозных традиций пациента, обеспечения комфортных условий пребывания в медицинских организациях, создания условий для посещения и совместного пребывания родственников с пациентом в случаях необходимости.

Государство признает охрану здоровья детей одним из важнейших условий физического и психического развития детей. Независимо от их семейного и социального благополучия дети имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий разрабатывают и реализуют программы профилактики, раннего выявления и лечения заболеваний, снижения материнской и младенческой смертности, формирования у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, организуют обеспечение детей лекарственными препаратами, продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Для реализации каждым человеком конституционного права на охрану здоровья важнейшее значение имеет принцип доступности качественной медицинской помощи. В этих целях государство стремится так организовать систему оказания медицинской помощи, чтобы максимально приблизить ее к месту жительства, месту работы или обучения пациента. Обеспечить население качественной медицинской помощью можно только при наличии необходимого количества квалифицированных медицинских работников, чтобы пациент имел возможность выбора медицинской организации и врача.

Медицинская помощь должна предоставляться в установленном порядке с соблюдением утвержденных стандартов в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

С учетом огромной территории нашей страны большое внимание уделяется транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В случаях, угрожающих жизни и здоровью пациента, медицинский работник имеет право беспрепятственного и бесплатного использования средств связи и транспорта для его перевозки в ближайшую медицинскую организацию.

Отказ в оказании бесплатной медицинской помощи, предусмотренной программой государственных гарантий или взимание платы за нее, влечет уголовную ответственность по ст. 124 УК РФ, если эти действия (бездействие) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда здоровью или смерть больного.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

  • – реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
  • – осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • – предупреждения и раннего выявления заболеваний, в том числе предупреждения социально-значимых заболеваний, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715;
  • – проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • – принятия мер по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе обучения и трудовой деятельности.

Закон об основах охраны здоровья устанавливает права отдельных групп населения в области охраны здоровья, в частности права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих по призыву и по контракту, задержанных лиц и лиц, отбывающих наказание в виде ограничения или лишения свободы, и др.

При обращении за медицинской помощью гражданин приобретает статус пациента и имеет право:

  • 1) на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • 2) выбор врача, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Для получения первичной медико-санитарной помощи пациент может выбрать медицинскую организацию (как правило, по территориально-участковому принципу) и врача-тсрапевта (-педиатра), врача общей практики (семейного врача) или фельдшера один раз в год путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача;
  • 3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  • 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
  • 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него;
  • 8) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  • 9) допуск адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  • 10) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациент может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в профессиональные медицинские ассоциации или в суд.

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях.

Информация о состоянии здоровья лиц, не достигших 15 лет или признанных судом недееспособными, сообщается их представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться пациенту в деликатной форме, а с его согласия – членам семьи или его представителю.

Пациент имеет право знакомиться с медицинской документацией и получать консультации по ней у других специалистов. По его требованию ему должны быть переданы копии медицинских документов, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.

Информация, содержащаяся в медицинских документах (о факте обращения, диагнозе и др.), составляет врачебную тайну. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя допускается:

  • – в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю (например, при заболевании несовершеннолетнего наркоманией);
  • – при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений;
  • – по запросу правоохранительных органов, органов уголовно-исполнительной системы;
  • – в целях информирования органов внутренних дел при наличии оснований полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий;
  • – в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти;
  • – в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • – по запросу органов опеки и попечительства в целях подтверждения наличия или отсутствия заболеваний, представляющих опасность для окружающих, у лиц, с которыми гражданин, выразивший желание стать усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем, совместно проживает в жилом помещении;
  • – для ведения информационных медицинских баз данных, учета и контроля в системе ОМС и т.п.

Обязательным условием для медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство не может быть отложено в связи с угрозой для жизни, вопрос о его проведении решает консилиум или лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних до 15 лет или недееспособных дают их представители (родители, опекуны).

Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства. Ему должны быть разъяснены возможные последствия отказа, о чем вносится запись в медицинскую документацию. Если существует угроза для жизни, то медицинское учреждение имеет право обратиться в суд.

Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия пациента или его представителя допускается только в отношении лиц, страдающих опасными для окружающих заболеваниями (например, инфекционными) или тяжелыми психическими расстройствами, а также лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся в соответствии с Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

К лицам, совершившим общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

Отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС образуют самостоятельную группу отношений по социальному обеспечению. Их не следует рассматривать в качестве разновидности отношений по социальному обслуживанию . Во-первых, медицинские и социальные услуги – это действия по удовлетворению разных потребностей. Медицинская услуга представляет собой совокупность манипуляций, процедур и вмешательств в целях достижения лечебного эффекта по восстановлению физического и психического благополучия организма человека. Социальная услуга – это действие по оказанию различных видов помощи (бытовой, материальной, психологической и др.) лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Если такое лицо нуждается в медицинской помощи, то она оказывается ему в рамках ОМС независимо от бытовых и социальных услуг.

Во-вторых, существует огромная разница в сфере охвата физических лиц. Обязательное медицинское страхование распространяется на все население страны, а бесплатное социальное обслуживание – только на лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию с доходами ниже регионального прожиточного минимума, не имеющих родственников, обязанных по закону их содержать.

В-третьих, источниками финансирования медицинской помощи в рамках ОМС служат, бюджеты различных уровней, страховые взносы и другие средства, а гарантированных государством социальных услуг – только бюджетные средства.

Конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь должно быть обеспечено необходимыми финансовыми средствами. Бюджетные ассигнования на нее постоянно увеличиваются, но далеко не в достаточном объеме. По оценкам специалистов, они должны достигать не менее 8% валового внутреннего продукта (ВВП).

Средства ОМС аккумулируются в ФФОМС и территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Они находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

  • См.: Право социального обеспечения: учеб, пособие / иод ред. К. Н. Гусова. М., 1999. С. 15.
  1. Закон об основах охраны здоровья граждан ;
  2. Закон об обязательном медицинском страховании ;
  3. Закон о страховых взносах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  4. Закон об обращении лекарственных средств.

Кроме этих важнейших законов принят целый ряд специальных законов, посвященных различным вопросам охраны здоровья граждан: Закон о донорстве крови; от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и др.

В Законе об основах охраны здоровья граждан приводятся определения понятий «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь»:

  • здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
  • охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти , органами местного самоуправления , организациями, должностными лицами и гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
  • под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание и восстановление здоровья и включают в себя предоставление медицинских услуг.

Таким образом, из определения понятия «охрана здоровья» следует, что данное понятие является более широким, оно включает медицинскую помощь.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды , созданием безопасных и благоприятных условий труда, благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Формирование системы охраны здоровья осуществляется на основе закрепленных в Законе об основах охраны здоровья граждан девяти принципов, которые можно разделить на две группы: 1) принципы охраны здоровья и 2) принципы оказания медицинской помощи (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Принципы охраны здоровья и медицинской помощи

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В Российской Федерации каждый человек имеет право на медицинскую помощь. Это право имеют не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства .

Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ .

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Виды и формы медицинской помощи

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи являются средства бюджетов всех уровней и средства обязательного медицинского страхования. При оказании гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией частной системы здравоохранения соответствующие расходы подлежат возмещению за счет тех же источников, из которых финансируется программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Порядок и размеры оплаты таких расходов установлены данной программой.

Составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является базовая программа обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории РФ медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

В системе обязательного медицинского страхования различаются субъекты и участники обязательного медицинского страхования (табл. 11.4).

Таблица 11.4. Субъекты и участники обязательного медицинского страхования

Определение круга застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования имеет свою специфику.

Во-первых, особенности определения круга застрахованных лиц обусловлены признаком гражданства . Согласно этому признаку, застрахованными лицами являются:

  • граждане Российской Федерации;
  • постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане , лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей);
  • лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом о беженцах.

Во-вторых, особенностью обязательного медицинского страхования является то, что застрахованными лицами являются не только работающие граждане, но и те, кто не работает (табл. 11.5).

Таблица 11.5. Застрахованные лица

Поскольку страховые взносы уплачиваются как за работающих граждан, так и за неработающих, страхователи также различаются (табл. 11.6).

Таблица 11.6. Страхователи по обязательному медицинскому страхованию

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения либо по дополнительным основаниям (в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования).

В новом законодательстве об охране здоровья граждан и обязательном медицинском страховании придается важное значение персонифицированному учету. Персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности предусматривает обработку персональных данных о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования предусматривает ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Медицинская экспертиза

От медицинской помощи необходимо отличать иные медицинские мероприятия, в том числе медицинскую экспертизу.

Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина , в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В Российской Федерации проводятся несколько видов медицинских экспертиз, в том числе:

  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-врачебная экспертиза;
  • экспертиза связи заболевания с профессией;
  • экспертиза качества медицинской помощи.

Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи , в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. Продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовременно) осуществляется по решению врачебной комиссии. При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

Медико-социальная экспертиза проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов.

Военно-врачебная экспертиза проводится для решения вопросов, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы , с прохождением военной службы.

Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Лекарственное обеспечение

Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Санаторно-курортное лечение направлено:

  1. на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
  2. восстановление или компенсацию функций организма, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности.

Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Нормативно-правовая база, на основе которой осуществляется санаторно-курортное лечение, включает акты разных уровней. Так, исходя из положений федеральных законодательных актов санаторно-курортное лечение предоставляется:

  1. в порядке государственной социальной помощи;
  2. в рамках обязательного социального страхования ;
  3. детям в качестве обеспечения их прав на охрану здоровья и медицинское обслуживание;
  4. отдельным категориям граждан, занятых на работах с особыми условиями труда;
  5. особым категориям граждан в качестве меры их социальной поддержки (например, Герои, доноры и др.);
  6. гражданам, проходившим военную службу , службу в органах внутренних дел и иную приравненную к ней службу;
  7. гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

В соответствии с Законом о государственной социальной помощи право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и ветераны войны , ветераны боевых действий, члены их семей, инвалиды (включая детей-инвалидов), лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В составе набора социальных услуг им предоставляется при наличии медицинских показаний путевка на санаторно-курортное лечение. Граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается уполномоченным федеральным органом.

Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.

В случае если указанные лица пользуются правом на получение санаторно-курортной путевки и проезда к месту лечения и обратно, из суммы предоставляемой им ежемесячной денежной выплаты вычитается стоимость двух указанных видов социальных услуг (параграф 3 главы 10).

В последние годы существенные изменения претерпел порядок правового регулирования отношений по предоставлению санаторно-курортного лечения работающим гражданам. В настоящее время эти вопросы регулируются на локальном уровне; соответствующие положения содержатся в коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях.

В небольшом объеме санаторно-курортное лечение предоставляется по системе обязательного социального страхования. Например, одним из видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях - оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

В случае временной нетрудоспособности после тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств (по специальному перечню) непосредственно после стационарного лечения гражданину предоставляется медицинским учреждением бесплатная путевка в санаторно-курортное учреждение для долечивания.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья осуществляется санаторно-курортное лечение детей. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей , лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии медицинских показаний предоставляются путевки в санаторно-курортные учреждения, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Бесплатное санаторно-курортное лечение предоставляется отдельным категориям граждан, имеющим особые заслуги.

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы имеют право на первоочередное получение в поликлинике или по месту последней работы бесплатной путевки в санаторий один раз в год, а члены их семей (супруги, родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) - за 25 % стоимости. Все виды медицинского обслуживания в санаториях, а также питание предоставляются бесплатно. Лицам, получившим путевки для санаторно-курортного лечения, предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения и обратно. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя и полного кавалера ордена Славы предоставляются вдове (вдовцу) и родителям и сохраняются за указанными лицами.

Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы также имеют право на первоочередное получение бесплатной путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год в органах, осуществляющих их пенсионное обеспечение, либо в поликлинике, либо по месту последней работы. Все виды медицинского обслуживания в санаториях, профилакториях и домах отдыха, а также питание предоставляются бесплатно.

В 2013 году вступает в силу новый Закон о донорстве крови (Закон от 9 июня 1993 г. с таким же наименованием утрачивает силу). Закон предоставляет донору (при безвозмездной сдаче крови) право на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготной путевки на санаторно-курортное лечение. Аналогичное право имеют лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России».

Право на бесплатное или льготное санаторно-курортное лечение предоставлено лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел. Например, за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на лечение в санаторно-курортных учреждениях за плату в размере 25 % стоимости путевки.

Сотрудник или гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более, при направлении на долечивание (реабилитацию) в санаторно-курортное учреждение непосредственно после стационарного лечения имеет право на бесплатное получение путевки.

Право на получение санаторно-курортного лечения предоставлено лицам, страдающим определенными заболеваниями и нуждающимся в санаторном лечении. Так, лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями.

Медицинская помощь и ее основные виды

Каждый человек сегодня имеет право на жизнь, а также на получение высококвалифицированной медицинской помощи. Эти правила закреплены в нормах международного права, а также в законодательной системе каждого современного развитого государства. В Российской Федерации право на жизнь закреплено в Конституции, где также установлено и актуализировано право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Замечание 1

Охрана здоровья является совокупностью мер, которые направлены не только на сохранение здоровья человека, но также на укрепление его физического и психического состояния.

В перспективе каждое государство стремится создать совершенную систему медицинского обслуживания, увеличить продолжительность жизни человека, его долголетие и активную жизнедеятельность. Отсюда специалисты делают вывод о том, что медицинская помощь выступает в качестве общей системы охраны здоровья граждан, которая структурируется и подразделяется на различные виды, формы и меры поддержания жизнедеятельности организма.

Деятельность, которую государство осуществляет в отношении охраны жизни и здоровья гражданина, основывается на некоторых особо значимых принципах:

  1. Соблюдение права человека на охрану здоровья;
  2. Обеспечение государственных гарантий, которые напрямую связаны с данными правами гражданина;
  3. Приоритетным направлением являются профилактические меры, которые осуществляются в области охраны здоровья граждан, а также поддержании их жизнедеятельности;
  4. Доступность для каждого человека медицинской и социальной помощи, на которую имеет право каждый гражданин, который проживает на территории государства;
  5. Органы государственной власти несут прямую ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья и жизни человека.

Согласно Конституции, в Российской Федерации социальная медицинская помощь может осуществляться по нескольким основным направлениям, а также в нескольких видах:

  • Во-первых, это первичная медицинская и санитарная помощь, которую гражданам оказывают уполномоченные учреждения и организации;
  • Во-вторых, скорая медицинская помощь, которая должна предоставлять свои услуги каждому гражданину, независимо от его пола и возраста, социального статуса, вероисповедания и этнического происхождения;
  • В-третьих, специализированная медицинская помощь, которая направлена на обеспечение граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также в связи с некоторыми заболеваниями. Сюда же следует отнести медицинскую помощь, которая оказывается гражданам, страдающим заболеваниями, которые могут быть опасны для жизни или здоровья окружающих (ВИЧ-инфицированные, носители СПИД).

Характеристики медико-социальной помощи

Медико-социальная помощь в современном обществе может быть оказана гражданам, которые относятся к категории риска. В первую очередь, это пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья, дети с врожденными или приобретенными заболеваниями, лица, которые страдают социально значимыми заболеваниями и могут быть опасны для жизни и здоровья окружающих.

К социально значимым заболеваниям специалисты относят следующие: туберкулез, инфекции, которые передаются половым путем, гепатиты В и С, болезни, вызванные иммунодефицитом человека (прежде всего, это ВИЧ), злокачественные новообразования и сахарный диабет, психические расстройства в поведении, а также болезни, которые связаны с кровью. Они могут быть опасны для жизни и здоровья окружающих, поэтому носителей этих заболеваний и инфекций в особой степени контролируют медицинские учреждения и организации. Такая медико-социальная помощь оказывается гражданам в том случае, если у них диагностированы вышеперечисленные заболевания, и, если есть документальное подтверждение того, что они могут быть опасны для окружающих.

Стационарная помощь и обслуживание предоставляется населению, и в частности лицам, которые обладают вышеперечисленными заболеваниями, в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях. Она включает в себя оказание скорой медицинской помощи гражданину при травмах, острых инфекциях и иных состояниях, в которых необходимо оказание неотложной помощи; диагностику лечения как хронических, так и острых заболеваний и травм; при беременности и родах, при послеродовой реабилитации. Также, в целом стационарная помощь направлена на то, чтобы проводить всестороннее восстановительное лечение и реабилитацию граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а их состояние здоровья не позволяет им в достаточной мере реализовывать свои потребности.

Важную роль в медицинском социальном обеспечении играет медицинская реабилитация. Она заключается в долечивании больных, а также в создании для них условий прохождения послеоперационных и иных периодов. Она осуществляется в рамках больничных учреждений, а также в иных медицинских организаций. Также сюда относятся структурные медицинские подразделения, реабилитационные центры, санатории для различных категорий граждан – пенсионеров, инвалидов, детей и родителей. Любой медицинское социальное обслуживание обеспечивается в соответствии с последними требованиями данной сферы. Приобретается дорогостоящее оборудование, производится сбор средств, важную роль играют фонды. Благотворительность также является одним из источников финансирования медицинского социального обеспечения, хотя не стоит забывать о том, что в большей степени за эту область ответственность несет непосредственно государство и его подведомственные органы.

Медицинская сфера проходит через ряд изменений, постоянно реформируется в соответствии с теми изменениями, которые происходят в социально-экономической области, а также на более глобальном уровне. Государство должно адекватно оценивать, что медицинская сфера – одна из ключевых, и что она должна быть полностью структурирована и оборудована в соответствии с требованиями и международными стандартами.

Контрольные вопросы:

1. Система медицинской помощи. Виды социального обеспечения при оказании медицинской помощи и лечении. Обеспечение лекарственными средствами.

2. Виды медико-социальной помощи: первичная медико-социальная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь; специализированная медицинская помощь; помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

3. Понятие и виды лечения: амбулаторное лечение; стационарное лечение; санаторно-курортное лечение; анонимное лечение; принудительное лечение.

Методические указания

Система медицинской (медико-социальной) помощи лишь часть общей системы охраны здоровья граждан. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ч. 1 ст. 20) при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медицинская помощь может оказываться на бесплатной и платной основах. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам в государственных и муниципальных учреждения обеспечивается в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ежегодно разрабатывается Минздравом России и утверждается Правительством РФ. На основе базовой программы в субъектах РФ утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования. Оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Медицинская помощь, которая не предусмотрена обязательной или дополнительной программой медицинского страхования, осуществляется на платной основе. В программу медицинского страхования не включаются такие виды медицинской помощи как пластические операции, смена пола и др.

В рамках медико-социальной помощи граждане также имеют право на:

На дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ;

Льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством РФ, законодательством субъектов РФ;

Медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. Дети-инвалиды обеспечиваются специализированными продуктами питания.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством РФ.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством РФ необходимыми лекарственными средствами. Согласно Постановления Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 (в ред. от 17 октября 2005 г.) в централизованном порядке определяется перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, обеспечиваемых государственным регулированием цен. Кроме того лекарственные средства могут предоставляться бесплатно:

– при лечении в стационарных лечебных учреждениях (больницах, клиниках, госпиталях и т.д.);

– при определенных заболеваниях (церебральном параличе, ВИЧ-инфекции, онкологическом заболевании, туберкулезе, бронхиальной астме, инфаркте миокарда (первые 6 месяцев), диабете, глаукоме и др.);

При оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Таким категориям граждан, как участники Гражданской и Великой Отечественной войны; участники боевых операций при защите СССР и РФ; Герои Советского Союза и России; инвалиды и др., предоставлена возможность получать лекарственные средства бесплатно, либо в денежном выражении в виде ежемесячной денежной выплаты.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Единая номенклатура устанавливает следующие виды государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, в которых оказывается медицинская помощь: больничные учреждения; диспансеры; амбулаторно-поликлинические учреждения; центры, в том числе научно-практические; учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови; учреждения охраны материнства и детства; санаторно-курортные учреждения.

В случае невозможности осуществления диагностики или лечения в РФ граждане РФ направляются на лечение за пределами территории РФ.

Виды медико-социальной помощи:

1. Первичная медико-санитарная помощь, являющаяся основным доступным видом медицинской помощи гражданам. Она оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других требующих неотложной помощи состояний, медицинскую профилактику заболеваний и др.

2. Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.

3. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Минздравом России.

4. Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказываемая гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий, врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.

5. Помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний определяется Правительством РФ и включает в себя следующие заболевания: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит В, гепатит С, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, туберкулез, холера, чума.

Понятие и виды лечения. Лечение – это вид социального обеспечения по предоставлению медицинских услуг. Лечение может быть амбулаторным, стационарным, санаторно-курортным, анонимным, принудительным.

Амбулаторное лечение осуществляется в учреждения здравоохранения, не имеющие коечного фонда круглосуточного пребывания.

Стационарное лечениеосуществляется в учреждения здравоохранения, в которых одновременно обеспечивается питание и круглосуточное пребывание.

Санаторно-курортное лечениеявляется видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и может входить в набор социальных услуг в соответствии со ст. 6.2. ФЗ «О государственной социальной помощи».

Санаторно-курортное лечение существует в двух видах:

1) санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний;

2) санаторно-курортное лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения заболеваний по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ. К таким заболеваниям относятся: заболевания беременных женщин групп риска, нестабильная стенокардия, острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции на сердце и магистральных сосудах, операции по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря, операции по поводу панкреатита (панкреонекроза), сахарный диабет.

Финансирование санаторно-курортного лечения может осуществляться за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, других источников, не запрещенных законодательством РФ. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств. Страхователи, которым установлены надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вправе осуществлять в счет указанных надбавок в порядке, определяемом ФСС России, оплату полной или частичной стоимости путевок работникам в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ.

Правом на санаторно-курортное лечение обладают застрахованные лица (в том числе лица, пострадавшие в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); граждане, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; а также дети. Особую категорию граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и пользующихся преимущественным правом на получение путевок, составляют Герои СССР, участники Великой Отечественной войны, участники войны, Герои России, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, ветераны, инвалиды.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются государственные и муниципальные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 – 24 дня.

Медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание). Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства.

Для военнослужащих направление на санаторно-курортное лечение осуществляется военно-врачебными комиссиями. Лечение осуществляется в санаториях соответствующих министерств.

Анонимное лечение больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, как и прием граждан, обращающихся за профилактической медицинской помощью, может осуществляться в наркологических учреждениях и подразделениях.

Принудительное лечение (лечение в недобровольном порядке) предусмотрено для лиц, страдающих психическими расстройствами, и назначается по решению суда. Проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров.

Задачи

1.Баландин, проживающий в г. Саратове, поехал в гости к своей матери в г. Пензу. После приезда он почувствовал общее недомогание и решил обратиться в местную поликлинику по месту жительства матери. Баландин предоставил медицинский полис, однако ему было отказано в медицинской помощи на том основании, что региональная программа оказания медицинской помощи Пензенской области отличается от Саратовской региональной программы по набору медицинских услуг и их стоимости.

Правомерен ли отказ?

2. Преподаватель вуза Орлов в результате бытовой травмы получил закрытый перелом со смещением левой плюсневой кости стопы. Врач вызванной скорой помощи предложила Орлову самостоятельно передвигаться до машины скорой помощи. Орлов был доставлен во вторую городскую больницу г. Саратова, где ему после наложения гипса отказали в предоставлении машины скорой помощи и предложили самостоятельно добираться до девятой городской больницы г. Саратова для оказания дальнейшей медицинской помощи. Добравшись до остановки, Орлов на такси доехал до больницы. После осмотра врача, Орлов был определен на стационарное лечение в травмотологическое отделение. Перед проведением операции лечащий врач поставил условия о предоставлении за свой счет флюорографической бумаги, спиц, гипса, бинтов и необходимых лекарственных средств.

На какие виды социального обеспечения имеет право преподаватель Орлов? В каком порядке и в каком объеме должна быть предоставлена медицинская помощь?

3.В два часа ночи в семье Ефимовых р.п. Дергачи Саратовской обл. заболел трехмесячный ребенок. После доставления его в районную больницу заведующая детским отделением распорядилась отказать в предоставлении медицинской помощи на том основании, что родители, возможно, сами виновны в болезни ребенка, поэтому они должны предоставить все необходимые лекарственные средства, батарейку от часов для аппарата искусственного переливания крови и оплатить услуги врачей за работу в ночное время. Кроме того, родителям было предложено доставить ребенка в детскую инфекционную больницу г. Саратова, так как в поселке нет необходимых условий для лечения, но при условии оплаты расходов доставки ребенка на машине скорой помощи.

Когда ребенок с матерью были доставлены в Саратов, заведующая детски отделением Дергачевской районной больницы отказала в предоставлении информации об их местонахождении отцу и бабушке ребенка. После лечения в Саратове матери предложили самостоятельно ежедневно являться в районную больницу для долечивания ребенка.

Какие права семьи Ефимовых нарушены? На какие виды социального обеспечения имеет ребенок и его мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком?

4.Пострадавшая от несчастного случая на производстве Сергеева узнала от совместно работающей с ней Клементьевой о том, что Сергеева имеет право на санаторно-курортное лечение. Клементьева посоветовала Сергеевой приобрести путевку в Санаторий им. Бурденко курорта Саки. В связи с этим у Сергеевой возникли вопросы:

Можно ли ей предоставлять дополнительный отпуск на санаторно-курортное лечение, если у нее нет непрерывного стажа работы на предприятии равного 11 месяцам?

в каком порядке она может оформить путевку на санаторно-курортное лечение, и может ли она самостоятельно выбрать санаторий?

если она поедет в санаторий на личном транспорте с мужем, будет ли в этом случае компенсированы расходы на бензин, проживание в гостинице во время следования?

оплачиваются ли суточные расходы пострадавшего и его сопровождающего при проезде к месту назначения и обратно (санаторно-курортное лечение, протезирование, переосвидетельствование) при нахождении в пути более одних суток?

Сохраняются ли выплаты на посторонний уход пострадавшему за период нахождения его с сопровождающим лицом в санаторно-курортном учреждении?

5.Инвалид II степени получил в поликлинике по месту жительства медицинскую справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение и, не успев получить такую путёвку, заболел.

В течение какого времени справка для получения путевки действительна? Можно ли получить денежную компенсацию за путевку?

6. Инвалид I степени Мелихов и инвалид III степени Каруев проживают в коммунальной квартире. В связи с тем, что жена Мелихова умерла, посторонний уход за ним временно стала осуществлять жена Каруева. Мелихов обратился за справкой для получения путевки для себя и для Каруевой как для сопровождающего лица. Лечащий врач отказалась выдавать справки Мелихову на том основании, что он болеет ОРЗ, и Каруевой в связи с тем, что она не является его родственницей. Кроме того, она в очередном году уже сопровождала своего мужа Каруева на санаторно-курортное лечение и не имеет право на повторное получение путевки.

Возможен ли отказ в санаторно-курортном лечении в данном случае? Кто может быть сопровождающим лицом? Имеют ли право лица, сопровождающие инвалида на санаторно-курортное лечение, на получение дополнительной путевки и льготы на проезд? Как часто можно пользоваться санаторно-курортным лечением?

7. Рабочему Скворцову, инвалиду III степени, отказано в выдаче справки на санаторно-курортное лечение, в связи с тем, что оно ему противопоказано. Не согласившись с мнением лечащего врача, Скворцов самостоятельно приобрел путевку и во время своего очередного ежегодного отпуска поехал на санаторно-курортное лечение. По возвращении из санатория Скворцов подал заявление в администрацию своей организации об оплате временной нетрудоспособности и продлении ежегодного отпуска на основании предоставленной справки из санатория. Одновременно он обратился с заявлением в органы социальной защиты населения о компенсации расходов на санаторно-курортное лечение.

Может ли быть противопоказано санаторно-курортное лечение? Можно ли самостоятельно приобрести путевку на санаторно-курортное лечение? Где и в каких случаях должны выдать больничный лист и оформить санаторно-курортную карту: в поликлинике по месту жительства или по месту лечения? Подлежат ли удовлетворению требования Скворцова?