Три основные религии мира - верования с многовековой историей. Чем отличаются научные теории от религиозных


Вера — один из непререкаемых критериев религиоз-ности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежден-ности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для под-ражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая вер-сия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, осно-вывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатич-ном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.

Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безоснова-тельной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как про-мысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получа-ет все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудоч-ных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.

Изучением научного познания в современной философии занимается …

эпистемология

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем,

требующих изменения познавательного аппарата частных наук,

называется…

методологической

К характерным особенностям научной картины мира относится …

систематизация объективных знаний о мире

Основоположником учения об атомном строении материи является…

Демокрит

Во взглядах на природу в эпоху Возрождения утверждается …

пантеизм

Теорию естественного права разработал…

Джон Локк

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …

автономии воли

феноменология

Г.В. Плеханов является представителем …

марксизма

Предметом философии является(-ются)…

всеобщее в системе «мир – человек»

Античным философом, поставившим первым онтологический вопрос «Что есть все?» считают …

Ядром детерминизма признается положение о существовании …

причинности

Характерным свойством времени является …

необратимость

Учение о причинно-следственных связях называется …

детерминизмом

Создателем классического психоанализа является …

Непосредственное постижение целостности объекта выступает как …

понимание

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …

Теория «двух истин» получила распространение в

эпоху позднего средневековья

Древнейшей формой постижения реальности человеком является…

Начальным шагом научного исследования является…

формулирование проблемы

Первый европейский университет был открыт в …

антисциентизма

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…

осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …

индивидуализм

Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей,

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …

субкультурой

Религия видит смысл жизни …

за пределами самой жизни

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил…

Аристотель

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…

Н.Я. Данилевский

Представителем стадиальной теории развития общества является…

А. Тоффлер

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …

неравномерность развития отдельных стран и народов

Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

философия техники

Мировоззренческая функция философии …

способствует формированию целостного представления о мире

Для христианской картины мира характерно …

высоко оценивать назначение человека

Протагор

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…

реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…

Фрэнсис Бэкон

Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является …

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …

экзистенциализм

К наиболее ярким представителям российского консерватизма относится …

Н. Данилевский

Древнегреческий философ, разработавший идею атомарного вещества, – …

Демокрит

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…

относительности

К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон …

единства и борьбы противоположностей

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

самосознанием

Основными функциями социального знания являются методологическая и …

аксиологическая

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется…

представлением

В гносеологии понятие «истина» применимо к…

знанию, обусловленному свойствами объекта

Этнонаука (народное знание) является _________ знанием.

донаучным

Основоположником феноменологии является …

Э. Гуссерль

Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…

постпозитивизма

Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит …

Н.А. Бердяеву

Одним из признаков массовой культуры является …

коммерческий характер

Смысл жизни в христианской концепции состоит в …

служении Богу

Высказывание «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит …

К. Ясперсу

Культура с позиции аксиологии предстает как…

система ценностей и идеалов

К глобальной проблеме взаимоотношений «Север – Юг» относится …

проблема взаимоотношений развитых и развивающихся государств

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

методологической

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является …

искусство

Центральной темой философии А. Камю является вопрос о …

смысле человеческого существования

В эпоху ____________ возникает образ классической науки.

Нового времени

Научная теория оперирует ____________ объектами.

идеализированными

роста знания

Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…

антисциентизма

Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…

творчество

Личность формируется в процессе…

социализации

И материальная, и духовная культура представляют собой…

результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности

Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается …

синергетикой

Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал …

О. Шпенглер

Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал …

А. Печчеи

«Метафизикой» в XVI веке называли …

учение о наивысших, предельных началах бытия

К разделам философии не относится …

Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …

мыслительно-теоретической

Философия, в отличие от религии, является…

теоретической формой осмысления бытия

Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся…

Родоначальником идеологии гуманизма является…

Франческо Петрарка

Д. Юм считал недоказуемым существование …

причинно-следственных связей

Центральной проблемой немецкой классической философии является…

проблема тождества субъекта и объекта

Описание явлений в качестве основной цели философского познания признает…

феноменология

Одной из главных особенностей русской философии является…

нравственно-религиозный характер

Парменид полагал, что бытие …

неподвижно, неизменно и умопостигаемо

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется…

системой

Главным отличием психологического времени от онтологического является …

субъективность

Развитием, с точки зрения диалектики, является…

необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

вульгарный материализм

Всегда существует в знаковой форме.

Существенной чертой понимания является…

осмысление, выявление и реконструкция смысла

Теория «двух истин» получила распространение в …

эпоху позднего средневековья

роста знания

Детерминантами образа жизни человека являются …

природная и социальная среда

Для современной культуры характерна тенденция…

интернационализации

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…

ценностей, которые человек реализует в поступках

Признаком семьи эгалитарного типа является …

совместное принятие важных для семьи решений

Религиозная философия считает движущей силой истории…

провидение

Инородными из перечисленных понятий для формационной концепции К. Маркса являются…

постиндустриальное общество

Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является…

угроза исчезновения национального разнообразия

онтология-наука о бытии

Раздел фил-фии, изучающий отношение материального и духовного

Изучает сущее

аксиология-учение о ценностях

методологическая функция - координирующая

плюрализм - сущ-ние мн-ва независимых друг от друга начал мира

деизм - дух творит материю и предшествует ей

Диалектика - опора на естествознание

Развитие-необратимое помтупат. изменение предметов

аксиологический аспект - избирательность

Скептицизм - сомнение в возможности познания мира

Умозаключения - дедуктивные и индуктивные

догматизм - абсолютная истина

феноменология - описание явлений в качестве основной цели философского познания

дуализм - признание равноправности и несводимости друг к другу двух осн. начал универсума

научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Экзистенциализм- философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека

метод исследования - получение достоверного знания

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Феноменология - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт.

антисциентизм - "Наука чума 20 века"

экзистенция-теория о существовании

Солипсизм - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира

агностицизм-невозможность познания мира

Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости

один из признаков МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ- коммерческий характер

специфическая особ-ть философии - объединение научно-теор. и духовно практич способа жизнедеят-ти

природа и сущность ч-ка предмет изучения- АНТРОПОЛОГИИ

прогностическая ф-ция фил-фии- ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ

этический идеал стоиков- мудрец, достигший АПАТИИ

божественное начало- ТВОРЧЕСТВО

самоорганизация как факттор раз-тия общ-ной сис-мы - синергетика

диал. матер-зм- осн критерий истины- практика

объектом познания в диал-ком мат-зме - фрагмент объективной или субъект. реальности

в гноссеологии "истина" - наука, донаучное знание (знание, обусловл-ное св-вами объекта)

научная теория оперирует- идеализированными объектами

герменевтика - сощность ч-ка как преимущественно словесную понимает

сострадание - согласно иррационализму слияние индив-го Я и мира

смирение - проявл внутр свободы ч-ка в религиозн фил-фии

культура - в шир. смысле - преобразовательная дея -ть

персонализм - личность в кач-ве высшей ценности

трансцендирующий хар-р философии - возм-ть выйти за пределы чел-кого познания

экзистенциализм - понятие "существование"

понятие - форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов

теория "двух истин" - эпоха позднего средневековья

эпистемология - общие закономерности и тенденции научного познания

техницизм - стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания

социализация - процесс усвоения ч-ком определенной сис-мы знаний, норм и ценностей

аскетизм - подавление чувств-ой природы, отказ от удовольствий с целью высвобождения внутр энергии

демокрит - атомизм основал

Фома Аквинский - учение о гармонии веры и разума

патристик-августин аврелий

Л. Фейербах - источник религии - ограниченность ч-ка

Герцен - представитель западничества

Гегель - первое учение о развитии

Фил-ф нач.19 в. - традиция соотносительного определения бытия и небытия

Превращение диалектики в науку

маркс карл-диалектический материализм - осн критерий истины- практика

Проблемы эк-кой жизни

бытие по Пармениду-это ОХУЕННО

гуссерль-основоположник феноменологии

Поппер - концепция роста знания

гераклит-

философия общего дела- федоров

БЭКОН- разделил философию на естеств теологию, еств филос., метафизику

Р.Декарт - в фил-фии нового времени единство человека и духа

Абсолютно несомненное - сомнение

стадиальная теория развития общ-ва - Тоффлер

По аристотелю материя есть ВОЗМОЖНОСТЬ

Левиафан - ГОББС

диал-кий матер-зм - КАРЛ МАРКС

представ-ль западничества в России - Герцен

Термин "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ_ВО" - Аристотель

Ницше - культура - "стиль жизни народа"

монтень - опыты - скептицизм

данилевский - консерватор

"Что есть все " - Фалес

Фейерабенда - пролиферация идей

Б.Рассел - социальная функция философии

В.Мономах - произведение "Поучения"

К.Ясперс - цивилизация как ценность всех культур

З.Бжезинский - влияние техники и электроники на все стороны общ-ной жизни

А.Шопенгауэр - сверхч-кое дух. начало - мировая воля

Н.Макиавелли - концепция гос-ва в против-ть теократическому гос-ву

Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Цель такого анализа – выявление действительной ситуации употребления языковых средств, порождающих философские проблемы, которые с этой точки зрения получают статус проблем логико-лингвистических.

Неомарксизм – неоднородное течение в западноевропейской философии, представляющее собой смесь классического марксизма с «философией жизни», экзистенциализмом, неофрейдизмом и др. Представители – Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др. Главный предмет анализа в неомарксизме – человек в обществе; основные понятия – «отчуждение» и «овеществление».

Структурализм – направление научной философии, в основе которого лежит структурный метод анализа культурных явлений. Представители – К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан. Основа структурного метода – выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Структура характеризует устойчивый «скелет» какого-либо объекта и совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить множество других.

Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …мировоззрением

Философским учением о ценностях является аксиология

Общей для философии и религии функцией является…Экзистенциальная

Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что …мир состоит из атомов, связанных законом тяготения

Философом, признающим число как первосущее, был…Пифагор

«Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя…Фому Аквинского

Смысл понятия «деизм» заключается в представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей

Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является кант

Одной из главных особенностей русской философии является…нравственно-религиозный характер

И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что…

мир существует вне и независимо от человеческого сознания

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…относительности

Философское течение, определяющее движение как изменение вообще, называется …диалектическом материализмом

Философом, внесшим огромный вклад в превращение диалектики в науку, является гегель

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…интенциональность

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является …припоминание душой идей

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

С позиции прагматизма истиной является(-ются)… полезность, эффективность знания

В эпоху ____________ возникает образ классической науки. Нового времени

Научная теория оперирует ____________ объектами идеализированными

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является… осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием … индивидуальность

Одним из признаков массовой культуры является …коммерческий характер

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека… ценностей, которые человек реализует в поступках

К общим признакам гражданского общества относится универсальное правовое государство

По мнению Карла Ясперса, выдающейся личностью является…тот, кто чувствует ответственность за свободу других

Философами, рассматривающими понятие «ноосферы», являются В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден

«Метафизикой» в XVI веке называли учение о наивысших, предельных началах бытия

Раздел философии, изучающий научное знание, называется … эпистемологией

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется… методологической

Основным методом научного познания Ф. Бэкон считал … индукцию

Центральной проблемой немецкой классической философии является… проблема тождества субъекта и объекта

К представителям постмодернистской философии относится Ж.Делез

Г.В. Плеханов является представителем … марксизма

Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется … экзистенциализмом

То, что существует самостоятельно, само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…субстанция

Диалектика Николая Кузанского проявляется в … учении о боге как бесконечном и едином

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с … самосознанием

Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется… скептицизм

Субъектом познания Л. Фейербах считал … человека, пассивно воспринимающего мир

С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является … практика

Откровение и медитация характерны для… религии

Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе… пролиферации идей

В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимаются… любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей

По Аристотелю, человек – это политическое животное

Детерминантами образа жизни человека являются … природная и социальная среда

Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с… христианством

описание явлений в качестве основной цели философского познания признает феноменология

Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма

Плюрализм исходит из того, что имеется множество субстанций, лежащих в основе существующего мира. Такая точка зрения в философии Нового времени характерна для Готфрида Лейбница.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею.

Универсум – «мир как целое». Античные атомисты полагали, что универсум включает в себя множество миров, которые возникают и гибнут. С точки зрения Лейбница и его последователей, универсум включает множество миров, но реален из них только один – тот, в котором мы находимся.

Креационизм (лат. creare – создавать, творить) – это религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Учение о предопределении истории и судеб людей божественной волей называется …провиндецеализмом

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является...Ф. Бэкон

Философским учением о ценностях является …аксиология

относится к теоретическим методам познания. 1.анализ

В высказывании Б. Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.

Основоположником учения об атомном строении материи является… Демокрит

Мировоззренческим принципом средневековой философии является … теоцентризм

Р.Декарт считает абсолютно несомненным … сомнение

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления … экзистенциализм

Предметом изучения культурологии являются … модели культуры, ценности, нормы человеческого поведения

Изучение нравов и обычаев народов необходимо для … обеспечения межкультурной коммуникации

Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой трети XX века объясняется … конфликтом культур в европейском обществе

Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений артефактов является … функцией культуры

Знания индивида о мире, в первую очередь, определяются … актуальной культурой общества

Текстом культуры является … картина мира, свойственная данной культуре

Изменения в культуре связаны с появлением в ней … инноваций

Социокультурный институт представляет собой … устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами

Локальная культура представляет собой … культуру конкретного исторически определенного общества

Распространенность и общедоступность являются признаками массовой культуры

двойственность человека проявляет себя в том, что он существует в форме материального и идеального

Предел совершенства в философии обозначается термином благо

классическая концепция истины основывается на принципе корреспонденции

гносеологический оптимизм утверждает, что объективный мир принципиально познаваем

единица мысли содержащих систему существенных признаков предмета называется понятием

высшая форма псих деятельности присущая человеческому способу жизни называется сознанием

установите соответствие: 1мир идей мир вещей- Платон. 2из множеств монад Лейбниц- 3Бог создал из ничего Августин- 4 два рода материальная и духовная- р декарт

учением признающим разум источником всеобщих истин является рационализм

функция философии раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира называется гносеологической

установите соответствия 1)антимонопольное законодательства –политическая 2)производством мебель - экономическая 3)формирование рыночного класса- социальная 4) деятельность страховой компании- экономическая.

Вернадский ноосфера

Основными факторами развития науки представители Интнрнализма считают внутренние идеи присущие научному познанию

формой ненаучного знания мистика и спиризм знание паранаучное

к естественным наукам относят: химия, физика

междисциплинарное направление изучающее процесс самоорганизации сложных систем называется синергетикой

Диалектно материальная онтология отказывается от понятия

Способность сложной системы видоизменять структуру называется самоорганизацией

Сократ понимал под диалектикой искусство спорить

Политическое животное Аристотель

В качестве подлинно научного познания Бэкон утверждает индукцию

Ж Делез является представителем философии постмодернизма

по Канту сознанию доступны только феномены

Знание, сознательно искажающее представления о действительности называется.. антинаучным

установите соответствие 1) овладение атомной энергией-40х 60. 2) Развитие генной инженерии сер 80х-90 20 века 3) появление нанотехнологий начало 21

к идеальным объектам относятся идеи справедливости, геометрическая точка

в этике Канта название категорического императива

Критериями Истинности Р декарта очевидность ясность

центральной проблемой средневековой философии является доказательство бытия бога

в основе классической концепции истины лежит принцип соответствия

с позиции агностицизма, сущность и явление диалектически взаимосвязаны


1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки

1.2. Классификация религий

1.3. Религия и общество

2. Религия и прогресс
1. Роль религии в жизни общества

1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки религии
Что такое религия? Если мы попытаемся найти какое-либо общепринятое определение этого понятия, то даже при поверхностном изучении вопроса увидим, что такого определения в природе не существует – определений масса. И каждое отражает тот или иной взгляд на природу религии, включает в себя ту или иную ее оценку. Рассмотрим некоторые из определений, встречающихся в литературе.

По наиболее древнему и принятому объяснению, согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю, религия есть взаимоотношение между Богом и человеком. 1

По мнению Василенко Л.И., религия - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с ним. 2

Религия – это организованное поклонение высшим силам, включающее в себя три общих элемента - веру, представления и культ. 3

Всякая религия, подчеркивает Ф.Энгельс, является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. 1

Религия - мировоззрение и мировосприятие, связанное с соответствующим поведением и своеобразными действиями, основанными на вере в существование бога или богов. Священного мирового разума, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Будучи извращенным сознанием, религия не беспочвенна: в ее основе бессилие человека перед могуществом не подвластных ему естественных и общественных сил. Ведь связанное с религией мировоззрение, миросозерцание есть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех вполне земных, реальных внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, но отражение перевернутое, ибо в нем земные силы принимают форму сил неземных. 2

Осипов А.И. видит в религии две стороны – внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога». 3

Итак, мы привели лишь некоторые определения понятия «религия». И хотя таких определений существует огромное множество, потребность во всеохватывающем определении религии до сих пор не удовлетворена.

Для нас определение религии имеет не только теоретическое значение, поскольку от этого зависит, что мы будем квалифицировать как религиозные процессы, а что нет. Для того, чтобы считать какой-либо феномен духовным феноменом религий, он должен отвечать определенным сущностным характеристикам.

Существенные признаки религии (в отличие от несущественных, таких как: наличие сакральных атрибутов, храмов, последователей, священнослужителей):


  • наличие вероучения;

  • наличие сакральной практики;

  • наличие священного текста.
Вероучение - это система мировоззренческих установок, эксплицирующая положение индивида и его трансцендентного идеала, процесс трансцендирования индивида и результат трансцендирования.

Сакральная практика - это деятельность индивида по уподоблению объекту своей веры для успешного трансенсуса в Абсолют.

Сакральными текстами называются писания, получившие статус священных в какой-либо конфессии или религиозно-мистическом учении. Тем самым противопоставляются сакральные и профанические (обыденные) тексты. Не известен ни один текст, который признавался бы священным всегда и повсюду, поэтому сакральность текста - характеристика относительная, связанная с определенным промежутком времени существования соответствующих верований и имеющая место только в пределах определенного социума, который может состоять из сотен миллионов людей (в настоящее время к христианам, например, относят порядка одного миллиарда человек), а может быть и весьма незначительным по количеству (небольшая секта). Ряд текстов признаются сакральными и ныне живущими людьми, другие почитались священными только в давно исчезнувших цивилизациях. Но, тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что сакральные тексты являются важнейшей составляющей практически любой религии или мистического учения. 1
1.2. Классификация религий

История человечества знает множество разнообразных религий и систем верований. Все они так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности, к спасению.

Религия - одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Религия есть сфера нашего сознания, писал Гегель, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает вся боль чувства, она есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира; в ней все народы всегда видели свое достоинство и праздник своей жизни. 2

На сегодняшний день количество религий огромно. И, согласно различным данным, называются разные цифры. К примеру, архимандрит Амвросий (Юрасов), отвечая на вопрос о религиях, называет цифру в три с половиной тысячи. 3 Очень многие из них возникли недавно – в двадцатом веке, и их влияние на общество, соответственно, мало

По мнению Тимощук А.С., логическая операция классификации религий должна осуществляться по наиболее существенному признаку. Интересно отметить, что то, что берется в качестве существенного признака в то или иное время, много говорит о времени, в котором он применяется. Так, самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинную и ложную. Естественно, что подобную классификацию нельзя рассматривать как правдоподобную в силу ее субъективных оснований.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы:


  • эволюционный;

  • морфологический;

  • по характеру происхождения, распространения и влияния;

  • по характеру отношения;

  • статистический;

  • генеалогический. 1
Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем:

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.

3.1. Религия добра или света (Персия).

3.2. Религия страдания (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические/догматические религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:


  • монотеизм (единобожие),

  • политеизм (многобожие),

  • генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом),

  • атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология),

  • супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм);
По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие.

Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.

Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство. 1
1.3. Религия и общество

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом.

В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Итак, роль религии субъективна для восприятия, поэтому, по мнению Тимощук А.С., более целесообразно говорить о функциях религии , что она делает. Функции религии в общественном времени и пространстве многообразны, можно из них выделить основные:


  • регулирующая функция;

  • мировоззренческая;

  • экзистенциальная;

  • интегрирующая;

  • политическая. 1
Регулирующая функция. За историю человечества не было лучшей воспитательницы, чем религия. В религиях ограничения выступают как средство очищения души, однако их можно рассматривать и в этическом, и социологическом значении. К таким ограничениям относятся: пищевые запреты (посты, запреты на употребление галюценогенных веществ; в разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай); гендерные ограничения (целибат); этические нормы (десять заповедей).

Оценивая воспитательную роль религии, можно привести следующее высказывание: «Религия… есть защитная реакция природы против разлагающей силы ума… Это защитная реакция природы против того, что может быть угнетающим для индивида и разлагающим для общества в деятельности ума». 2

Мировоззренческая функция заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприиятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки). Религиозное мировоззрение задает пределы мира, ориентиры, с позиций которых понимается мир, общество, человек, обеспечивается целеполагание личности.

Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. Речь в данном случае идет не о формальной принадлежности к той или иной религиозной конфессии и даже не об отношении, которое описывается терминами «религиозность» - «нерелигиозность», а о повышенном интересе к религии и серьезности попыток ее осмысления. Все более или менее признанные «властители дум человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - уделяли огромное внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни индивида и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении столетий шла ожесточенная полемика, которая иногда перерастала в кровавые столкновения и заканчивалась для одной из конфликтующих сторон тюрьмами, изощренными пытками и казнями.

Экзистенциальная функция религии состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором. Человек - это существо с «инстинктом причинности». Он не удовлетворяется лишь удовлетворением своих физиологических запросов, его абстрактное мышление, отвлекаясь от многообразия видимого проявления, пытается понять происхождение его самого, мира, предназначение человека. Это философские вопросы и одним из источников ответа на них является религия. Она служит опорой, жизненной осью для миллионов верующих. Экзистенциальная функция заключается также в психотерапевтическом значении религии для человека, который достигается через утешение, катарсис, медитацию, духовное наслаждение.

Интегрирующая роль религии заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития. Немецкий социолог М.Вебер и английский историк А.Тойнби придавали религии самодовлеющее значение в историческом процессе. Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Религия обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль. Когда религия насаждается колонизаторами, то она также может служить источником распада прежних норм (например, разногласия между коренными индусами и англо-хинду). В гражданском обществе, обществе равных возможностей для всех законопослушных традиций дезинтегрирующая роль разных религий смягчается за счет их невмешательства в сферу законодательной власти.

Политическая роль религии в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса. В современном российском обществе можно наблюдать активизацию «религиозности» политиков с целью повлиять на избирателей (православных или мусульман). 1
2. Религия и прогресс

На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса.

Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г.Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее, в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Г.В.Ф.Гегель определял всемирную историю как «прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости». 2

Вопрос о прогрессе - это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане - и всего мирового бытия.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например: становится человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Развивается ли утонченность ума и чувства людей или современные люди не продвинулись в своем умственном развитии ни на йоту по сравнению с великолепием умов, скажем, в древних цивилизациях? Что принесла людям современная техника - этот «идол» человечества? Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи, а пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тютчева?

Некогда Ж.-Ж.Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд. Руссо уже тогда угадал противоречивый характер развития человеческой цивилизации: одним она несет благо, другим - страдания.

Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о прогрессе и его издержках? Что вообще такое прогресс? По смыслу - это развитие к лучшему. Мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности. 1

Высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений - человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали - морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

В эволюции теории прогресса можно выделить следующие этапы, каждый из которых характеризовался той или иной - негативной или позитивной, неосознанной или осознанной - соотнесенностью с христианской религиозностью. Сложившись в рамках просветительского сознания, теория прогресса изначально утверждалась как альтернатива ортодоксально христианского понимания истории, если не религиозного понимания вообще. С начала XIX века, по мере того как в западноевропейской культуре углубляется идея универсальной науки, включающей научное понимание общества, теория прогресса проникает в ее основание; этот процесс достигает своей заключительной фазы уже у Гегеля.

Рассмотрим точку зрения на проблему религии и прогресса Соловьева С.М. Он задается вопросом о том, что, если религия предполагает неизменяемость, а прогресс предполагает изменение, условливает ли это различие их взаимное исключение? И приходит к выводу, что нисколько, если не смешивать насильственно области религии и прогресса. Это будет очевидно из разбора мнений писателей, виновных в таком насильственном смешении, - из разбора их мнений относительно прогресса и христианства, которое они хотят упразднить как не удовлетворяющее более потребностям времени.

«Философия и религия, - говорят они, - могут жить в согласии только под одним условием, чтобы религия не происходила путем чудесного откровения и не провозглашала догматов, которых разум принять не может. Если же, напротив, религия считает за собою божественное происхождение; если как основание для своего учения устанавливает таинства, которые разум человеческий не понимает или отвергает, то согласие между философией и религией невозможно».

Христианство не есть ли прогресс относительно язычества? Как этот прогресс совершился? Философы говорят, что переворот совершился работою человечества; верующие утверждают, что христианская религия есть чудесное откровение Божества. История за философов: она учит нас, что прогресс совершался в области религии, как во всех сферах человеческой деятельности. Если был религиозный прогресс в прошедшем, то почему он невозможен в будущем?

Христианство, постановив такое высокое нравственное требование, которому человечество, по слабости своих средств, удовлетворить не может - а если бы удовлетворило, то упразднились бы изменения форм и прогресс,- христианство, по тому самому, есть религия вечная. Известная религия тогда только может уступить место другой, высшей, когда человечество в своем развитии переступит ее требования, которые окажутся ниже его нравственных стремлений, как и действительно случилось с религиями наиболее развитых народов древности перед пришествием Спасителя. Но когда требования, выставленные религией, так высоки, что пребудут для человечества недосягаемым идеалом, то какое основание мечтать о какой-то новой высшей религии? Позволительна ли такая мечта на основании прогресса, когда прогресс именно условливается недосягаемостью идеала?

Давыдов Ю.А. отмечает, что единственной «научной теорией прогресса», не допускавшей «никаких компромиссов» с религией, и в этом смысле последней цитаделью социологической антирелигиозности, оставалась к концу прошлого века лишь марксистская теория, именно потому и продолжавшая привлекать к себе всех воинствующих атеистов, в том числе и из числа как позитивистов, так и приверженцев ницшеанской («брутально»-антихристианской») философии жизни. Однако на рубеже XIX-XX веков и в этой цитадели была проломана крупная брешь; причем характерно, что пробита она была именно бывшими марксистами, и именно в России, где антимарксизм, сочетавшись с антипозитивизмом Соловьева В.С., от него же получил и христиански-религиозную окраску. 1

Таким образом, прогресс нисколько не противоречит христианству, ибо он есть произведение слабости человеческих средств и высоты религиозных требований, поставленных христианством; христианство поднимает человечество на высоту, и это-то стремление человечества к идеалу, выставленному христианством, есть прогресс в мире нравственном и общественном. 2

Итак, удар, направленный против христианства во имя прогресса, не достигает цели: оказывается, что христианство требует бесконечного прогресса.

Прогресс освящается христианством и противоречить ему не может. Но в то же время христианство, ставя наивысший идеал, не может иметь дела непосредственно ни с какими обществами и политическими формами, потому что если бы христианство остановилось на каких-нибудь формах и освятило их, то этим самым оно прекратило бы прогресс.

Список использованной литературы:


  1. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново, 2001

  2. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994

  3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Вера и религия// Социально-политический журнал. – 1997. – №6

  4. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. – М., 1998

  5. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. – Т.1. – М., 1976

  6. Давыдов Ю.А. Христианство и судьбы теории прогресса// Общественные науки и современность. – 2003. - № 4

  7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.20

  8. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2003

  9. Соловьев С.М. Прогресс и религия// Общественные науки и современность. – 2003. - № 2

  10. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003

  11. Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999

  12. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997

  13. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т.26-а. – СПб, 1899

« 1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки религии Что такое религия? Если мы попытаемся найти какое-либо общепринятое...»

ПЛАН:

1. Роль религии в жизни общества

1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки

1.2. Классификация религий

1.3. Религия и общество

2. Религия и прогресс

1. Роль религии в жизни общества

1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные

признаки религии

Что такое религия? Если мы попытаемся найти какое-либо общепринятое

определение этого понятия, то даже при поверхностном изучении вопроса увидим, что такого определения в природе не существует – определений масса.

И каждое отражает тот или иной взгляд на природу религии, включает в себя ту или иную ее оценку. Рассмотрим некоторые из определений, встречающихся в литературе.

По наиболее древнему и принятому объяснению, согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю, религия есть взаимоотношение между Богом и человеком.1 По мнению Василенко Л.И., религия - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с ним.2 Религия – это организованное поклонение высшим силам, включающее в себя три общих элемента - веру, представления и культ.3 Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997, с.11 Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. – М., 1998, с.


178 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т.26-а. – СПб, 1899, с.539 Всякая религия, подчеркивает Ф.Энгельс, является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.1 Религия - мировоззрение и мировосприятие, связанное с соответствующим поведением и своеобразными действиями, основанными на вере в существование бога или богов. Священного мирового разума, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Будучи извращенным сознанием, религия не беспочвенна: в ее основе бессилие человека перед могуществом не подвластных ему естественных и общественных сил. Ведь связанное с религией мировоззрение, миросозерцание есть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех вполне земных, реальных внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, но отражение перевернутое, ибо в нем земные силы принимают форму сил неземных.2 Осипов А.И. видит в религии две стороны – внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определенной структурой, Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.20, с.328 Бутенко А.П., Миронов А.В. Вера и религия// Социально-политический журнал. – 1997. – №6, с.130 моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога».1 Итак, мы привели лишь некоторые определения понятия «религия». И хотя таких определений существует огромное множество, потребность во всеохватывающем определении религии до сих пор не удовлетворена.

Для нас определение религии имеет не только теоретическое значение, поскольку от этого зависит, что мы будем квалифицировать как религиозные процессы, а что нет. Для того, чтобы считать какой-либо феномен духовным феноменом религий, он должен отвечать определенным сущностным характеристикам.

Существенные признаки религии (в отличие от несущественных, таких как: наличие сакральных атрибутов, храмов, последователей, священнослужителей):

наличие вероучения;

наличие сакральной практики;

наличие священного текста.

Вероучение - это система мировоззренческих установок, эксплицирующая положение индивида и его трансцендентного идеала, процесс трансцендирования индивида и результат трансцендирования.

Сакральная практика - это деятельность индивида по уподоблению объекту своей веры для успешного трансенсуса в Абсолют.

Сакральными текстами называются писания, получившие статус священных в какой-либо конфессии или религиозно-мистическом учении. Тем самым противопоставляются сакральные и профанические (обыденные) тексты.

Не известен ни один текст, который признавался бы священным всегда и повсюду, поэтому сакральность текста - характеристика относительная, связанная с определенным промежутком времени существования соответствующих верований и имеющая место только в пределах определенного социума, который может состоять из сотен миллионов людей (в Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2003, с.101 настоящее время к христианам, например, относят порядка одного миллиарда человек), а может быть и весьма незначительным по количеству (небольшая секта). Ряд текстов признаются сакральными и ныне живущими людьми, другие почитались священными только в давно исчезнувших цивилизациях.

Но, тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что сакральные тексты являются важнейшей составляющей практически любой религии или мистического учения.1

1.2. Классификация религий История человечества знает множество разнообразных религий и систем верований. Все они так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности, к спасению.

Религия - одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Религия есть сфера нашего сознания, писал Гегель, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает вся боль чувства, она есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира; в ней все народы всегда видели свое достоинство и праздник своей жизни.2 На сегодняшний день количество религий огромно. И, согласно различным данным, называются разные цифры. К примеру, архимандрит Амвросий (Юрасов), отвечая на вопрос о религиях, называет цифру в три с половиной тысячи.3 Очень многие из них возникли недавно – в двадцатом веке, и их влияние на общество, соответственно, мало По мнению Тимощук А.С., логическая операция классификации религий должна осуществляться по наиболее существенному признаку. Интересно Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.39 Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. – Т.1. – М., 1976, с.205 Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново, 2001, с.21 отметить, что то, что берется в качестве существенного признака в то или иное время, много говорит о времени, в котором он применяется. Так, самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионерыколонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинную и ложную. Естественно, что подобную классификацию нельзя рассматривать как правдоподобную в силу ее субъективных оснований.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы:

эволюционный;

морфологический;

по характеру происхождения, распространения и влияния;

по характеру отношения;

статистический;

генеалогический.1 Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем:

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.

3.1. Религия добра или света (Персия).

3.2. Религия страдания (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.49 II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические/догматические религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д.

Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:

монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм);

По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие.

Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.

Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство.1

1.3. Религия и общество Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом.

В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Итак, роль религии субъективна для восприятия, поэтому, по мнению Тимощук А.С., более целесообразно говорить о функциях религии, что она Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.49-55 делает.

Функции религии в общественном времени и пространстве многообразны, можно из них выделить основные:

регулирующая функция;

мировоззренческая;

экзистенциальная;

интегрирующая;

политическая.1 Регулирующая функция. За историю человечества не было лучшей воспитательницы, чем религия. В религиях ограничения выступают как средство очищения души, однако их можно рассматривать и в этическом, и социологическом значении. К таким ограничениям относятся: пищевые запреты (посты, запреты на употребление галюценогенных веществ; в разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай);

гендерные ограничения (целибат); этические нормы (десять заповедей).

Оценивая воспитательную роль религии, можно привести следующее высказывание: «Религия… есть защитная реакция природы против разлагающей силы ума… Это защитная реакция природы против того, что может быть угнетающим для индивида и разлагающим для общества в деятельности ума».2 Мировоззренческая функция заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприиятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки). Религиозное мировоззрение задает пределы мира, ориентиры, с позиций которых понимается мир, общество, человек, обеспечивается целеполагание личности.

Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. Речь в данном случае идет не о формальной принадлежности к той Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.59 Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994, с.130 или иной религиозной конфессии и даже не об отношении, которое описывается терминами «религиозность» - «нерелигиозность», а о повышенном интересе к религии и серьезности попыток ее осмысления. Все более или менее признанные «властители дум человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - уделяли огромное внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни индивида и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении столетий шла ожесточенная полемика, которая иногда перерастала в кровавые столкновения и заканчивалась для одной из конфликтующих сторон тюрьмами, изощренными пытками и казнями.

Экзистенциальная функция религии состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором. Человек - это существо с «инстинктом причинности». Он не удовлетворяется лишь удовлетворением своих физиологических запросов, его абстрактное мышление, отвлекаясь от многообразия видимого проявления, пытается понять происхождение его самого, мира, предназначение человека. Это философские вопросы и одним из источников ответа на них является религия. Она служит опорой, жизненной осью для миллионов верующих. Экзистенциальная функция заключается также в психотерапевтическом значении религии для человека, который достигается через утешение, катарсис, медитацию, духовное наслаждение.

Интегрирующая роль религии заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития. Немецкий социолог М.Вебер и английский историк А.Тойнби придавали религии самодовлеющее значение в историческом процессе.

Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Религия обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль. Когда религия насаждается колонизаторами, то она также может служить источником распада прежних норм (например, разногласия между коренными индусами и англо-хинду). В гражданском обществе, обществе равных возможностей для всех законопослушных традиций дезинтегрирующая роль разных религий смягчается за счет их невмешательства в сферу законодательной власти.

Политическая роль религии в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса. В современном российском обществе можно наблюдать активизацию «религиозности» политиков с целью повлиять на избирателей (православных или мусульман).1

2. Религия и прогресс На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса.

Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г.Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее, в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Г.В.Ф.Гегель определял всемирную Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.59-67 историю как «прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости».1 Вопрос о прогрессе - это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане - и всего мирового бытия.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например: становится человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Развивается ли утонченность ума и чувства людей или современные люди не продвинулись в своем умственном развитии ни на йоту по сравнению с великолепием умов, скажем, в древних цивилизациях? Что принесла людям современная техника - этот «идол» человечества? Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи, а пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тютчева?

Некогда Ж.-Ж.Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд. Руссо уже тогда угадал противоречивый характер развития человеческой цивилизации: одним она несет благо, другим - страдания.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003, с.204 Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о прогрессе и его издержках?

Что вообще такое прогресс? По смыслу - это развитие к лучшему. Мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.1 Высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений - человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали - морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

В эволюции теории прогресса можно выделить следующие этапы, каждый из которых характеризовался той или иной - негативной или позитивной, неосознанной или осознанной - соотнесенностью с христианской религиозностью. Сложившись в рамках просветительского сознания, теория прогресса изначально утверждалась как альтернатива ортодоксально христианского понимания истории, если не религиозного понимания вообще. С начала XIX века, по мере того как в западноевропейской культуре углубляется идея универсальной науки, включающей научное понимание общества, теория прогресса проникает в ее основание; этот процесс достигает своей заключительной фазы уже у Гегеля.

Рассмотрим точку зрения на проблему религии и прогресса Соловьева С.М. Он задается вопросом о том, что, если религия предполагает неизменяемость, а прогресс предполагает изменение, условливает ли это различие их взаимное исключение? И приходит к выводу, что нисколько, если Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003, с.207 не смешивать насильственно области религии и прогресса. Это будет очевидно из разбора мнений писателей, виновных в таком насильственном смешении, из разбора их мнений относительно прогресса и христианства, которое они хотят упразднить как не удовлетворяющее более потребностям времени.

«Философия и религия, - говорят они, - могут жить в согласии только под одним условием, чтобы религия не происходила путем чудесного откровения и не провозглашала догматов, которых разум принять не может. Если же, напротив, религия считает за собою божественное происхождение; если как основание для своего учения устанавливает таинства, которые разум человеческий не понимает или отвергает, то согласие между философией и религией невозможно».

Христианство не есть ли прогресс относительно язычества? Как этот прогресс совершился? Философы говорят, что переворот совершился работою человечества; верующие утверждают, что христианская религия есть чудесное откровение Божества. История за философов: она учит нас, что прогресс совершался в области религии, как во всех сферах человеческой деятельности.

Если был религиозный прогресс в прошедшем, то почему он невозможен в будущем?

Христианство, постановив такое высокое нравственное требование, которому человечество, по слабости своих средств, удовлетворить не может - а если бы удовлетворило, то упразднились бы изменения форм и прогресс,христианство, по тому самому, есть религия вечная. Известная религия тогда только может уступить место другой, высшей, когда человечество в своем развитии переступит ее требования, которые окажутся ниже его нравственных стремлений, как и действительно случилось с религиями наиболее развитых народов древности перед пришествием Спасителя. Но когда требования, выставленные религией, так высоки, что пребудут для человечества недосягаемым идеалом, то какое основание мечтать о какой-то новой высшей религии? Позволительна ли такая мечта на основании прогресса, когда прогресс именно условливается недосягаемостью идеала?

Давыдов Ю.А. отмечает, что единственной «научной теорией прогресса», не допускавшей «никаких компромиссов» с религией, и в этом смысле последней цитаделью социологической антирелигиозности, оставалась к концу прошлого века лишь марксистская теория, именно потому и продолжавшая привлекать к себе всех воинствующих атеистов, в том числе и из числа как позитивистов, так и приверженцев ницшеанской («брутально»антихристианской») философии жизни. Однако на рубеже XIX-XX веков и в этой цитадели была проломана крупная брешь; причем характерно, что пробита она была именно бывшими марксистами, и именно в России, где антимарксизм, сочетавшись с антипозитивизмом Соловьева В.С., от него же получил и христиански-религиозную окраску.1 Таким образом, прогресс нисколько не противоречит христианству, ибо он есть произведение слабости человеческих средств и высоты религиозных требований, поставленных христианством; христианство поднимает человечество на высоту, и это-то стремление человечества к идеалу, выставленному христианством, есть прогресс в мире нравственном и общественном.2 Итак, удар, направленный против христианства во имя прогресса, не достигает цели: оказывается, что христианство требует бесконечного прогресса.

Прогресс освящается христианством и противоречить ему не может. Но в то же время христианство, ставя наивысший идеал, не может иметь дела непосредственно ни с какими обществами и политическими формами, потому что если бы христианство остановилось на каких-нибудь формах и освятило их, то этим самым оно прекратило бы прогресс.

Давыдов Ю.А. Христианство и судьбы теории прогресса// Общественные науки и современность. – 2003. - № 4, с.12 Соловьев С.М. Прогресс и религия// Общественные науки и современность. – 2003. - № 2, с.8

Список использованной литературы:

1. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы.

– Иваново, 2001

2. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994

3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Вера и религия// Социально-политический журнал. – 1997. – №6

Наблюдениям за состоянием здоровья при приеме тех или иных растений...» (ПЦР) "Lawsonia intracellularis" АмплиСенс ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, Российская Федерация, 111123, город Москва, улица Новогиреевская, дом 3а ОГЛАВЛЕНИЕ...»

«Христианство и нравственность В современном обществе прочно устоялась мысль о независимости нравственности от религии. К сегодняшнему дню атеизм разработал целую систему антирелигиозной аргументации, которая сводится к отрицательным ответам на следующие вопросы:необходимо ли быть верующим, чтобы быть нравствен...»

«рекламные кампании IPA IPA 34 Рекламные Идеи № 5/2004 The Guardian: солидные нонконформисты Рекламодатель: британская газета The Guardian. Агентства: Claydon Heeley Jones Mason, London; DDB Matrix, London. Награды: D&AD Awards, 2004 ("серебро"), IPA...»

«МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РОССИЙСКГО РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ (В2ССЕГМЕНТ)ОБНОВЛЕНИЕ. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ Дата выпуска отчета: октябрь 2007 г. Данное исследование подготовлено МА Step by...»

«2 Содержание Место дисциплины в структуре образовательной программы. 1. 3 Перечень результатов обучения.. 2. 4 Содержание и структура дисциплины (модуля). 3. 5 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 4. 11 Фонд оценочных средств.. 5. 13 Типовые оценочны...»

«Приложение 5 1. Цели и задачи практики Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки бакалавров. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами практических навыков и компетенций по избранной профессиональной дея...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В статье вы узнаете:

Здравствуйте, читатели!

Надо бы взять на заметку. Зная и понимая, в чем отличие философии от религии, мы расширим свой кругозор, а наши «серые клеточки» получат пищу для размышлений. Итак, 4 основных отличия по версии блога Юноны ☺ .

Вера и знания

Религия – это мировоззрение, основанное на вере в духовное божественное начало, которое создало материальный мир и подчиняет его себе. В связи с этим религию нельзя назвать наукой, поскольку ее доктрины не имеют материальных доказательств.

Философия – это мировоззрение, основанное на анализе вопросов развития материального и нематериального мира. Она отличается противоположным подходом – не принимает все на веру, а подвергает изучаемый объект критике и глубокому детальному осмыслению . Философия требует доказательств, основанных на аргументах, а не на безоговорочной вере. И анализирует, в том числе, саму религию.

Догма и поиск идеалов

  • Вера человека должна проявляться в следовании определенным законам и догмам, объясняющим существование всего мира. Требует соблюдения конкретных обрядов, ритуалов и действий (молитвы, исповеди, причастие и т.д.). Если человек уклоняется от их исполнения, то он вероотступник .
  • Отличие философии заключается в том, что она приветствует расширение системы знаний, поиск идеалов, концепций, нового практического опыта.
    Как говорил Сократ «Я знаю, что ничего не знаю» и в этом заключается внутренний стимул к бесконечному познанию. И когда Платон, его ученик, избрал иные взгляды на мир, Сократ гордился им. Он радовался тому, что его ученик пошел собственным путем в поисках истины.

Воссоединение и любовь к мудрости

Еще одно из главных отличий религии и философии в том, что они решают разные задачи . И в этой степени их сопоставить невозможно. Среди философов было много верующих людей, но они никогда не брались за сравнение этих разных видов мировоззрения.

  • Религия , если вкратце, призвана организовывать общественную жизнь людей с помощью морального воспитания, развития в них нравственности и духовности. Именно поэтому политические силы и религиозные течения часто сотрудничают и разделяют власть над населением.
  • Философия же, в свою очередь, как наука , призвана сформировать истинные знания и принципы существования бытия и человека, ценностную картину мира. Научить людей свободно мыслить: творчески и самостоятельно. Найти смысл жизни, свое место в мире.

И это отражается в этимологии самих учений. Религия с латинского переводится как «воссоединять». Философия же несет в себе слова «любовь к мудрости», иногда ее называют искусством . Потому что выйти за рамки обыденного мышления, осмыслить и увидеть новые закономерности, сможет только творческий высокоинтеллектуальный ум, рождающий образы в жадных поисках знаний.

Узнай себя

Бог, дух и сознание

Предметом религии являются отношения Бога, человека и мира. Бог для религии непознаваем. Мы можем познать себя в Боге, любовь Бога, его благодать и откровение, но не его самого или ту сущность, которая представлена в его форме.

Философия же отличается тем, что она познает процессы, причинно-следственные связи, для нее нет запретных тем, она постоянно ищет ответы. Ее основной вопрос : отношение сознания к материи, мышления к бытию и духа к природе. Например, что первично, дух или материя? Кроме того, она изучает и другие предметы:

  • глобальные силы, законы их организации (онтология),
  • человека, его природу и деятельность (антропология),
  • познание, его возможности (гносеология),
  • обобщенную историю человека (социальная философия),
  • природу ценностей (аксиология),
  • закономерности бытия (диалектика) и т.д.

4 отличия: резюме

Таким образом, отличие религии и философии заключается в следующем:

Религия:

  1. Она дает нам веру и уверенность в знаниях и ценностях без их доказательной проверки.
  2. Она дает готовые ответы, догматична и любые отступления от ее утверждений еретичны.
  3. Она служит людям, помогает им существовать вместе в мире и понимании. Безусловно, плохие люди есть везде и я опускаю сейчас те случаи, когда религией пользуются во вред, наживаясь на других и превращая ее в бизнес.
  4. Имеет конкретное практическое применение.

Философия:

  1. Она дает знание путем осмысления и подвергания сомнению.
  2. Она ставит вопросы и ищет на них ответы. Открыта к новому знанию и опыту.
  3. Учит человека мыслить, формировать собственное мировоззрение. Призвана создать целостную картину знаний о мире и человеке.
  4. Теоретически шире, чем религия и анализирует ее, как и все остальные предметы.

Стоит добавить, что, несмотря на различия философии от религии, они тесно взаимосвязаны , используют постулаты друг друга в своих учениях. И каждая из них по-своему полезна: оба, в конечном итоге, воспитывают душу человека. Однако разными методами. Кому какой способ подходит – выбирать вам.

Удачи и всего наилучшего. Ваша Джун.