Гражданам рф равные возможности. Принцип равенства граждан перед законом и судом


1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

...из Определения КС РФ N 378-О-П от 15.05.2007г.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств ( , части 1 и 2). Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, касающихся трудовых и социальных прав граждан, неоднократно отмечал, что соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них различный правовой статус...

...из Определения КС РФ N 605-О от 07.12.2006г.

Приведенным конституционным положениям корреспондирует статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона; всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом; закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2003 года N 3-П, законодательное установление ответственности и наказания без учета личности виновного и иных обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование и способствующих адекватной юридической оценке общественной опасности как самого преступного деяния, так и совершившего его лица, и применение мер ответственности без учета характеризующих личность обстоятельств противоречили бы конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации принципам справедливости и гуманизма...

...из Определения КС РФ N 927-О-О от 15.11.2007г.

Закрепление в статьях 57 и 59 УК Российской Федерации возможности замены наказания в виде смертной казни пожизненным лишением свободы и одновременное установление запрета назначать пожизненное лишение свободы перечисленным в части второй статьи 57 УК Российской Федерации категориям лиц основываются на вытекающей из принципов справедливости и гуманизма необходимости учета в уголовном законе социальных, возрастных и физиологических особенностей различных категорий лиц в целях обеспечения более полного и эффективного решения задач, которые стоят перед уголовным наказанием в демократическом правовом государстве.

Указанные законодательные решения, призванные обеспечивать дифференциацию уголовной ответственности, не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами и нормами и нарушающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации права и свободы заявителя...

Текст Ст. 19 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Комментарий к Ст. 19 Конституции Российской Федерации

Важнейшим принципом, положенным в основу формирования всей системы правового положения личности, является равенство прав и свобод.

Принцип равенства граждан, их прав и свобод стал одним из основных лозунгов первых демократических революций. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. закрепила положение о том, что люди рождаются свободными и равными в правах. Эти нормы были направлены против дискриминации и сословных привилегий. Затрагивающий сначала интересы граждан конкретного государства, в дальнейшем данный принцип стал распространяться на человека. В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство всех людей в их достоинстве и правах (ст. 1). Аналогичные формулировки содержатся и в других базовых международно-правовых документах.

В большинстве конституций современных цивилизованных государств положение ст. 1 Всеобщей декларации либо включено без изменений либо подразумевается или содержится в несколько модифицированной редакции. Например, в ст. 12 Конституции Словацкой Республики, ст. 21 Конституции Украины, ст. 1 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики, ст. 6 Конституции Болгарии буквально процитировано положение Всеобщей декларации о том, что люди являются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Статья 19 Конституции РФ закрепляет три важнейшие гарантии принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в России:

1) равенство всех перед законом и судом;

2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

3) равноправие мужчины и женщины.

1. Из общего принципа равноправия вытекает принцип равенства всех перед законом и судом.

В международно-правовых актах принцип равенства перед законом и судом закреплен отдельными положениями. Согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН, «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». О равенстве всех перед судом говорится в ст. 8 Декларации, согласно которой каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Раздельным путем закреплен данный принцип и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В статье 26 Международного пакта закреплено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В пункте 1 ст. 14 данного Пакта установлено, что все лица равны перед судами и трибуналами.

Конституции большинства государств закрепляют равенство всех перед законом и пока редко упоминают суд. Лишь немногие формулируют этот принцип в единой связке с законом и судом (например, Азербайджан и Россия). Так, согласно ст. 25 Конституции Азербайджанской Республики, все равны перед законом и судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о том значении, которую Конституция РФ придает не только закону, но и судебной власти как эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения.

С принципом равенства всех перед законом и судом тесно связан конституционный принцип, предусмотренный в , в соответствии с которым судопроизводство осуществляется на основе равноправия сторон. Это положение конкретизируется в процессуальном законодательстве. Так, согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Истец и ответчик в гражданском судопроизводстве; жалобщик и орган, организация либо должностное лицо, чьи решения или действия обжалуются в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений; подсудимый и обвинитель в уголовном судопроизводстве являются сторонами, которым закон предоставляет равные возможности использовать процессуальные средства для защиты своих прав и интересов. Сторонам предоставляются равные возможности знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, задавать вопросы участникам процесса, свидетелям, экспертам, заявлять отводы, давать объяснения суду, участвовать в прениях и т.д. Имея равные процессуальные права, стороны исполняют и равные процессуальные обязанности. Принцип равноправия сторон проводится в жизнь и в конституционном судопроизводстве, а также в судопроизводстве по арбитражным делам.

Человек и гражданин в Российской Федерации на началах равноправия несет и соответствующую юридическую ответственность. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом .

2. Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе, т.е. подразумевает запрещение дискриминации по каким-либо признакам при пользовании правами и свободами.

В своих конституциях демократически развитые государства или государства, вставшие на путь демократического развития, гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, веры и религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к этнической группе, имущественного положения и других обстоятельств. Данные положения соответствуют содержанию ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН, согласно которой каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляемой или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Обязанность государства обеспечивать права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства закрепили Международные пакты о правах 1966 г. (ст. 2).

Принцип запрещения дискриминации содержится и в ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам.

Некоторые государства дополнительно к указанному перечню обстоятельств гарантируют равноправие независимо от состояния здоровья, общественной и трудовой деятельности (ст. 6 гл. 2 Конституции Финляндии); служебного положения, принадлежности в политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям (ст. 25 Конституция Азербайджанской Республики); общественного положения и образования (ст. 14 Конституции Республики Хорватия); места жительства (ст. 14 Конституции Грузии); образа жизни, физической, духовной или психической инвалидности (ст. 8 Конституции Швейцарии).

Российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Данные положения сформулированы в соответствии с содержанием ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН и других важнейших международно-правовых актов.

Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от принадлежности к какому-либо общественному объединению (ч. 2 ст. 19 КРФ). Включение в число обстоятельств принадлежность к общественным объединениям обусловлено историей политического развития нашей страны. В советский период вхождение гражданина в ряды правящей Коммунистической партии давало ему определенные преимущества и льготы.

Принцип равноправия человека и гражданина, независимо от каких-либо признаков, закрепляется и развивается в федеральном материальном и процессуальном законодательстве.

Так, в Гражданском кодексе РФ указывается, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В Уголовном кодексе РФ закрепляется принцип равенства граждан, согласно которому лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ правосудие в арбитражных судах осуществляется на аналогичных началах равенства. При этом арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Принцип равноправия подлежит специальной государственно-правовой защите в Российской Федерации. За его нарушение предусматривается уголовная ответственность. Согласно ст. 136 УК РФ , нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Положение о равенстве мужчины и женщины выделено в Конституции РФ в самостоятельную норму, что полностью отвечает требованиям норм международного права.

Международно-правовые документы уделяют значительное внимание принципу равноправия мужчины и женщины. В преамбуле Устава ООН в качестве одной из целей утверждается равноправия мужчин и женщин. В соответствии со ст. 3 Международных пактов о правах 1966 г. участвующие в настоящих пактах государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами, предусмотренными в данных документах.

Статья 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. обязывает государства-участников «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции». Согласно ст. 1 данной Конвенции, понятие «дискриминация» применительно к положению женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от семейного положения, их прав в сфере политических, экономических, социальных, личных, духовно-культурных прав и свобод.

Исторически принцип равноправия мужчины и женщины достаточно прочно утвердился в общественном сознании. Вместе с тем в период становления нового общества положение женщины особенно уязвимо. В Конвенции подчеркивается опасность ограничения доступа женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, возможностям для трудоустройства и другим потребностям. В современных условиях государство посредством законодательства, управленческой деятельности и суда обязано предотвращать возможные случаи дискриминации женщин.

Конституция РФ особо указывает на равные возможности мужчины и женщины в реализации своих прав. Это положение не может истолковываться, однако, абсолютно, что связано с физиологическими особенностями женского организма, функциями, которые женщины выполняют в семье. Вместе с тем особое внимание должно уделяться получению женщинами образования и профессиональной подготовки, их участию в труде, в общественно-политической и социально-культурной деятельности. С учетом этого в отраслевом законодательстве содержатся нормы о материальной и моральной поддержке материнства и детства, специальных мерах по охране труда и здоровья женщин, их пенсионному обеспечению и т.д.

Особую роль в формировании правового менталитета о равноправии мужчины и женщины призвана сыграть Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. Основная идея Концепции заключается в том, что полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России. В данном политико-правовом документе отмечается, что невостребованность женщин в политике, дискриминация в труде, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в стране. В этой связи Концепция признает необходимым в первую очередь содействовать соблюдению прав женщин в единстве с основными правами и основными свободами человека, обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления, содействовать обеспечению равных прав на рынке труда, обеспечивать охрану здоровья женщин, добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.

Основы правовой защиты от дискриминации содержит Конституция РФ. Так, ч. 1 ст. 19 Конституции провозглашает, что все равны перед законом и судом. Согласно ч. 2 ст. 19, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Часть 3 ст. 19 Конституции гарантирует, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Часть 3 ст. 37 Конституции провозглашает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Положения Конституции конкретизируются в нормах различных отраслей права, в частности, особенности трудовых правоотношений с работниками регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Что касается Трудового кодекса РФ, то отношение к рассматриваемой теме имеют также и иные принципы, названные в его ст. 2.1. Речь идет о таких принципах, как равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Нормы, непосредственно раскрывающие и конкретизирующие содержание запрета дискриминации в сфере труда, содержатся в ст. 3, а также в иных статьях ТК РФ: ст. 64, посвященной гарантиям при заключении трудового договора, ст. 132, запрещающей дискриминацию в оплате труда. А учитывая дифференциацию трудового права, которая, как отмечает А.М. Лушников, является необходимым условием и даже составляющей равенства, а равенство выступает в качестве основы дифференциации, можно утверждать, что норм, направленных на обеспечение равенства, а следовательно, в том числе и защиту от дискриминации, в Трудовом кодексе значительно больше. Дифференциация в сфере труда заключается в предоставлении льгот (но не отрицательных изъятий), она применяется к людям, нуждающимся в повышенной социальной защите (женщины, старики, нетрудоспособные и другие категории граждан).

Значительное число норм ТК РФ посвящено особой защите женщин. Российское трудовое законодательство предусматривает систему мер, направленных на установление равноправия мужчин и женщин. Наряду с провозглашением формального (юридического) равенства прав и свобод мужчин и женщин, в ч. 3 ст. 19 Конституции говорится о равных возможностях их реализации, а это неизбежно связано с необходимостью установления льгот и преимуществ для женщин в трудовых отношениях. С учетом этого в законодательстве содержатся нормы о специальных мерах по охране труда и здоровья женщин, поддержке материнства и детства.

Институты рабочего времени и времени отдыха, охраны труда в целях защиты здоровья инвалидов содержат положения, предусматривающие сокращение продолжительности рабочего времени, ограничение на привлечение к работе в ночное время и сверхурочным работам и др. Большинство льгот, предоставляемых указанной категории, позволяют инвалиду воспользоваться более благоприятным режимом труда при наличии соответствующего желания (ограниченного лишь медицинскими показаниями), и устанавливают обязанность работодателя обеспечить этот режим. Указанная концепция для искоренения дискриминации представляется наиболее удачной, поскольку позволяет защитить права данной категории, не ущемляя при этом свободы трудовой деятельности инвалида и предоставляя ему право выбора той или иной модели поведения, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Статья 5.62 КоАП РФ:

«Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей» Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)- http://www.zakonrf.info/koap/.

Нормативное определение дискриминации содержится в ст. 136 УК РФ, но для целей уголовного преследования: дискриминация - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Таким образом, УК РФ раскрывает понятие "дискриминация" через категорию "нарушение прав", т.е., как отмечает Осипов А.Г., не через ее конкретные формы, а путем отождествления с нарушением прав, свобод и законных интересов; между тем по смыслу международно-правовых актов нарушение прав и свобод может быть одной из целей или следствий, но не формой дискриминации Осипов А.Г. Юридическое обеспечение равенства в обращении и борьба с дискриминацией в Российской Федерации // Защита личности от дискриминации / Дикман С.С. и др. М.: Новая юстиция, 2009..

В России также установлена и уголовная ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ), за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, по этим мотивам (ст. 145 УК РФ).

Проблеме дискриминации посвящены многие международные акты ООН. Это, в частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Данный запрет распространяется и на права человека в сфере труда.

Основным международно-правовым документом в сфере защиты от дискриминации является Конвенция Международной Организации труда № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г.

Данная Конвенция ратифицирована Россией и подлежит применению российскими судебными и правоохранительными органами.

Дискриминация в Конвенции №111 определяется как «всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения или социальной принадлежности, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий» (п. 1а) ст. 1).

Нормативно-правовые акты, запрещающие проявления дискриминации и утверждающие принципы равенства, являются необходимым, но недостаточным условием. Дискриминация в области труда не исчезнет, даже если она и запрещена законом. Необходимы также эффективно действующие правоприменительные механизмы, позитивные действия, беспристрастная система образования, услуги по профессиональному обучению и последующему трудоустройству. Такое сочетание политики и инструментов ее реализации является необходимой предпосылкой для организации борьбы с дискриминацией в любой ее форме.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Глава 1. Конституция РФ 1993 г. и проблемы гендерного равенства

Конституция Российской Федерации содержит несколько основополагающих стандартов в сфере гендерного равноправия. Основной из них - принцип, заключенный в ч. 3 ст. 19. Он является основой построения системы равных прав и свобод в Конституции России. Приведенные ниже нормы являются отражением идеи равенства по признаку пола.

Статья 7, часть 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия, гарантии социальной защиты.

Статья 19, часть 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 37, часть 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда , а также право на защиту от безработицы.

Статья 38, часть 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статья 38, часть 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 59, часть 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Статья 59, часть 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный принцип равенства

Принципы равенства и свободы заложены как базовые ценности в большинстве современных конституций. Современные общества принимают их как основополагающие, и государства стремятся поддерживать их как стандарты отношений.

В главе 2 Конституции России закреплены принципы свободы и равенства граждан. Статья 17 установила, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права», что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Статья 19 Конституции России закрепила принцип равенства перед законом и судом. Равенство всех граждан утверждается как общая конституционная норма. Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Устанавливается запрет на любые формы ограничения прав по указанным основаниям. Особо конституционная норма выделяет равенство полов, равенство их прав, свобод и возможностей для их реализации.

Проблема равенства мужчин и женщин в современном государстве и обществе - особая проблема. Сегодня она рассматривается в научных исследованиях в сфере права, истории, культурологии, социологии, экономики как проблема гендерного (социокультурного) равенства .

Гендерное равенство - составная часть общего принципа равенства как принципа демократического построения общества. Принцип равенства всеобъемлющ, он отсекает дискриминацию по любому основанию, будь то происхождение, религия, социальный статус, пол и т. д.

История становления равенства имеет многовековые традиции, которые отражают историю становления демократии в обществе. Равенство по признаку пола совсем недавно (чуть более столетия назад) вошло в. каталог всеобъемлющего принципа равенства граждан и не может быть исключено из общего процесса развития общества, становления идеологии и практики его реализации.

Равенство по признаку пола отражает лишь один, но весьма существенный элемент в конструкции всеобщего принципа равенства.

Для определения смысла равенства между женщинами и мужчинами необходимо исходить из понятий, имеющих отношение к этому вопросу. Первостепенную важность имеют два аспекта: социальная структура рода (мужского или женского) и отношения между полами.

Разделение на мужской и женский род (gender ), возникает со времени возникновения социальной идентичности мужчины и женщины, иными словами, социального отображения биологического пола, обусловленного разделением характерных для каждого пола задач, функций и ролей в обществе, в общественной и частной жизни. Это определение принадлежности к женскому и мужскому полу, носящее, прежде всего культурный характер, варьируется в зависимости от времени и места. Структура и воспроизведение определенного таким образом рода имеет индивидуальное и социальное измерение, причем оба эти фактора имеют одинаковое значение.

В своей жизнедеятельности люди в индивидуальном порядке формируют роли и нормы, придаваемые одному или другому полу, и воспроизводят их, сообразуясь с различными ожиданиями в этом отношении. Как бы то ни было, сейчас все чаще признают, что понятие рода должно рассматриваться и в политическом, и в институциональных планах. Проблема статуса мужчин и женщин в обществе подлежит оценке через призму принципа равенства в Конституции.

2. Конструкция гендерного равенства в Конституции РФ

Конструкция гендерного равенства в Конституции РФ может быть изучена через четыре параметра.

Первый - это права человека как универсальный стандарт политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод для мужчин и женщин.

Эти стандарты закреплены в Конституции России, в международных актах и подлежат безусловному осуществлению. Стандарты равенства фактически являются обязательными для государств, которые ратифицировали международно-правовые акты и признают права человека как основополагающий принцип политики.

Второй - это права человека как права женщин. Это особая группа прав человека, она содержит в себе генеральную идею обеспечения прав человека как прав женщин. Признание этих прав связано с нарушением равенства, его идеологии и практики реализации в обыденной жизни.

Истоком нарушения равенства как принципа конституции выступает дискриминация. Это явление антиправовое, оно разрушает идеи справедливости, демократии, ведет к нарушению прав женщин.

Третий - права, свободы, обязанности, ответственность - это основные элементы конституционного правопонимания. Эти элементы очень показательны. Они являются мерилом, измерением стандарта равенства в конституции и текущем законодательстве.

Четвертый - равные возможности, основной элемент гендерного (и не только гендерного) равенства. Он отражает адекватность, степень реализации и степень гарантированности стандарта равенства, который содержится в Конституции и законодательстве.

Эти четыре параметра конкретны и на содержательном уровне могут помочь в осмыслении конституционного принципа равенства в его гендерном измерении.

Конструкция гендерного равенства раскрывается через категорию прав человека как универсального стандарта равенства. Права человека отражают всеобщий и универсальный стандарт, который един для двух полов. Это - достижение в цивилизации и культуре общества; оно находит свое проявление в единых конституционных нормативах, закрепляющих равенство политических, гражданских, социальных, экономических и культурных прав и свобод мужчин и женщин.

Глава II Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» закрепила общепризнанные нормы - стандарты, которые соответствуют нормам международного права. Эти нормы отражают идеи либеральной доктрины прав человека, которая базируется на принципах свободы и равенства. Они наполнены конкретной мерой свободы личности - человека - гражданина - гражданки - мужчины - женщины. Они напрямую связаны с идеей правового государства, в котором права человека имеют первостепенное значение.

Права человека многогранны. Среди всех прав особо выделяются политические права. Одно из основных политических прав - право избирать и право быть избранным (избранной). Эти конституционные права олицетворяют демократический институт формирования власти как основного института государства.

Политические права, закрепленные в Конституции 1993 г. не имеют гендерной асимметрии. Они четко отражают доктрину политического равноправия мужчин и женщин. Это уже конституционный стандарт-норма. Он общепризнан и не вызывает сомнений. Он неоспорим. Он полностью соответствует установившимся в обществе представлениям о праве и возможностях для двух полов избирать и быть избранными. Он полностью соответствует универсальным международным стандартам в этой сфере.

Статья 32 Конституции РФ соответствует ст. 25 Пакта о гражданских и политических правах: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упомянутой в ст. 2 (Пакта), и без необоснованных ограничений право и возможность:

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредства свободно избранных представителей;

с) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».

Что касается конституционного права избирать, то эта норма закреплена как в основном законе страны, так и в текущем законодательстве. Она реализуется на практике и не имеет гендерной асимметрии.

Что же касается права быть избранной, то лишь на юридико-нормативном уровне общество разделяет это право (и подтверждение тому - принятие Конституции РФ всенародным голосованием). Однако в ходе выборов общество подвергает сомнению это право. И подтверждением тому - последние выборы: 7,8% голосов было отдано женщинам, которые баллотировались в Государственную Думу РФ. Выборы - показатель адаптивности конституционного принципа равенства и разделяемости его обществом.

Право (конституционное) быть избранной в реальной политической практике фактически отрицается. Оно с большим трудом реализуется в реальных политических отношениях, отступая в ходе выборов перед стереотипом причастности к власти лишь мужчин. Таким образом, стандарт, закрепленный Конституцией РФ 1993 г., на практике отторгается обществом, которое в целом не отрицает идеологию равенства.

Обобщая, можно сказать, что на уровне реализации конституционных норм, реальной практики признак пола имеет существенное значение. Он во многом определяет выбор. Обыденное, неправовое сознание достаточно часто отрицает принцип равенства мужчин и женщин в ходе избирательных кампаний, делая его нерабочим. Он, к сожалению, не стал правовым элементом сознания и частью правовой культуры общества. Помимо этого, он нелогичен с позиций старой, ушедшей в прошлое номенклатурной традиции, которая «привита» обществу. Она не ушла в прошлое, а соединена с настоящим посредством идеологии патриархатного общества. Эта традиция разделяет тезис: мужчина являет собой силу власти в обществе, а женщина подчиняется этой силе - прежде всего силе власти. Это патриархатный стандарт. Государство уже не поддерживает его как стандарт старого образца, но и не способно его сломать.

Государство как институт, которому общество делегировало власть, не до конца последовательно. Оно провозглашает принцип равенства и одновременно игнорирует его, не обеспечивая его соблюдение в жизни. И это в условиях, когда в обществе еще не сложилась культура уважения принципа равенства, хотя оно и воспитывается на новых стандартах прав человека, один из которых являет собой стандарт уважения к человеку в его гендерном измерении.

Экономические права и свободы универсальны для двух полов и это нашло свое отражение в Конституции. Право на труд являет собой наиболее яркое выражение всех экономических прав.

Так, Конституция РФ отражая положения, содержащиеся в ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, закрепляет право на труд и включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Данная статья содержит перечень мер - гарантий осуществления этого права. И эти меры включают в себя указания на программы профессионально-технического обучения и подготовки, методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

Статья 7 указанного Пакта требует признания каждым государством прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, которое обеспечивает всем трудящимся:

Справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

Удовлетворительное существование для них и их семей;

Условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

Одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

Отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Эти стандарты едины для всех без каких-либо оговорок, и они имплицитно нашли свое отражение в тексте Конституции РФ 1993 г.

В Конституции России каталог экономических прав не содержит различий по признаку пола. Это являет собой отражение гендерно-сбалансированного подхода к закреплению экономических прав.

Право на труд - как стандарт - универсально. Оно не связано, подчеркнем это еще раз, с предпочтением, в основе которого лежит признак пола. Оно поддерживается всей системой гарантий, которая служит защите прав человека. На конституционном уровне право на труд измеряет уровень (возможности) доступности человека к работе как условию жизнеобеспечения.

Анализ конституционной нормы и практики ее осуществления показывает, что право на труд как основополагающее в ряду экономических прав, закрепленных в Конституции РФ, гендерно симметрично, и лишь на уровне реализации этого права происходит слом универсального стандарта - равенства, поскольку экономические интересы и государства, и работодателя далеко не всегда соответствуют требованиям равного доступа к труду для мужчин и женщин.

Социальные права человека как стандарты уже встроены в Конституцию РФ с учетом статуса женщины и ее роли - матери и одновременно роли отца. Материнство - особая функция, и она закреплена через структуру прав человека. Права человека включают в себя и учитывают право на материнство. Статья 38 Конституции России особо оговаривает, что материнство находится под защитой государства, а ст. 7 содержит полный перечень субъектов, подлежащих конституционной защите и поддержке: «семья, материнство, отцовство и детство».

Закрепление функций материнства и отцовства - показатель развития доктрины прав человека. Она обогащена за счет различия и учета этих ролей и закрепления их в Конституции РФ.

Права человека, закрепленные в Конституции РФ, отражают идею гендерной симметрии. Они сконструированы с позиций уважения к принципу равенства по признаку пола. Это единые стандарты для двух полов.

Конструкция гендерного равенства может быть также раскрыта через категорию прав человека-женщины.

Права человека-женщины - это философия отрицания единства стандарта без учета гендерных различий и, помимо этого, отрицание стандарта мужского как универсального.

Права человека-женщины - это шаг в направлении учета специфики пола как определяющего весь комплекс прав человека. Права женщин получили свое признание и на уровне конституционного норматива, который определил направление учета гендерных различий.

Этот шаг был сделан в направлении учета специфики пола, т.к. это и есть шаг к равенству. Равенство двух полов и есть принцип уважения человека в его гендерном измерении. И если этот принцип провести последовательно в текущем законодательстве, то мы получим реализацию принципа равенства для двух полов, с учетом различий между ними.

Различия, гендерные особенности в статусе мужчин и женщин не препятствуют равенству, а лишь нуждаются в учете и включенности в законодательство.

Следует выделить момент, связанный с учетом особенности статуса женщин в Конституции РФ как статуса матери. Этот статус связан с репродуктивной ролью женщины в обществе, ее репродуктивными правами. Они особо подчеркнуты Конституцией РФ.

(На международном уровне понятие «репродуктивные права» было зафиксировано в Программе действий, принятой Международной Конференцией по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) и получило дальнейшее развитие в Докладе Четвертой всемирной Конференции по положению женщин и в принятой Конференцией Платформе действий).

В Конституции устанавливается не только единообразие стандартов в сфере прав человека, но и учитываются особенности статуса пола, различия граждан как мужчин и женщин. Пол при этом понимается как социальное качество, а отношения между полами как социальные отношения. В конструкции, которая нашла отражение в Конституции, это определяется в первую очередь через категорию «материнства».

Исследователь репродуктивных прав женщин Баллаева Е.А. правильно отмечает, что, вступая в правовые отношения, индивиды не лишаются своей биологической определенности. Социальные последствия биологической определенности индивидов не могут игнорироваться и законодателем. Конечно, законодатель не имеет непосредственно дела с биологической определенностью индивидов. Но правовое регулирование призвано выровнить различные социальные последствия этой определенности: так, способность женщины к беременности и родам не должна ущемлять определяемых законом прав женщины как гражданки. Это очевидно. Но одновременно государство «забывает» статус отца в текущем законодательстве, хотя конституционно он закреплен (ст. 7 Конституции РФ). И из этого, по нашему мнению, возникает перекос в правовом регулировании отношений репродуктивного поведения в сторону правового закрепления только одного из репродуктивных прав индивидов - права женщины на материнство - и государственных гарантий, это право обеспечивающих.

На конституционном уровне регулирования резкой асимметрии в защите репродуктивных прав не существует, но законодательная практика опровергает этот подход, впрочем, как и реальные отношения.

Об этом свидетельствуют многочисленные нормативы, ориентированные на защиту репродуктивных прав женщин и лишь вторично репродуктивных прав мужчин. Многочисленные законодательные акты и Постановления правительства подтверждают это.

Реальные отношения питают эту практику.

Конституционное равенство двух полов как принцип раскрывается через содержание прав, свобод, обязанностей, ответственности как мужчин, так и женщин. Конституция не содержит дискриминирующих пол положений: права, свободы, обязанности, ответственность - равнораспределены. (С учетом сделанных выше оговорок).

Конституционное право как основная категория равенства определяется через меру свободы. И эта мера свободы равна для двух полов. Равенство в свободе - суть проблемы свободы выбора для женщины - в выборе профессии, деятельности, стиля жизни, перспектив ее, выбора в создании семьи.

Старая доктрина правопонимания, господствовавшая сотни лет, не содержала идеи свободы. Право как мера свободы многие столетия было сопряжено с правом силы, а не свободы.

Сегодня право с исторических позиций, как мера свободы личности, соединимо потенциально и на перспективу с возможностями двух полов.

Равенство обязанностей - неотъемлемая часть доктрины и жизни конституционного права. Обязанность определяется через (посредством ) необходимость уважения прав человека, его ролей в обществе.

Обязанности не являли собой самостоятельный предмет изучения в гендерном праве (исключая некоторые нормы). Но это очень серьезная сфера, которая отражает распределение ролей мужчины и женщины в обществе.

Применительно к гендерному равенству понятие «ответственность» не содержится в главе 2 Конституции РФ, посвященной правам человека, а также правам женщин.

Конституционная доктрина равенства двух полов раскрывается через категорию равных возможностей . Доктрина равных возможностей привнесена в Конституцию как защита от нарушений при реализации принципа равных прав граждан. Равные возможности - инструмент выравнивания положения женщины в общественных отношениях. И этот инструмент зачастую связан с проведением антидискриминационной политики, установлением государством специальных мер по защите равенства там, где есть его нарушение. Эта сфера должна быть объектом особого внимания со стороны государственных структур и общества. Демократические преобразования не достигнут своих целей без последовательного проведения политики равенства возможностей.

«Равенство возможностей» - это не только содержание конституционной нормы (ч. 3 ст. 19), но и содержание конституционной доктрины, это и политика, в которой есть место не только свободе выбора, но и свободе развития. Развития общества и человека.

Равные возможности - не только стандарт для общества, это стандарт для государства, которое считает себя правовым.

Равные возможности всегда являли собой условия, предпосылки, процесс и процедуры для осуществления тех прав, которые закреплены в Конституции РФ.

Равные возможности - это перспектива в развитии права как меры свободы. И эта мера обозначена в свободе двух полов - мужчин и женщин.

Равенство возможностей при реализации прав, закрепленных на конституционном уровне, всегда конкретно. Еще раз обратимся к примеру. Если речь идет о реализации конституционного права избирать, то все, абсолютно все граждане РФ в соответствии с Конституцией 1993 г. могут свободно реализовать свои права и возможности: избирать демократическим путем представителей власти, например, в законодательные органы.

Равенство в правах и возможности избирать (активное право) не подвергается сомнению. Мужчина и женщина в соответствии с Конституцией свободны в своем выборе. Но это лишь один вопрос. Другой вопрос - это вопрос выбора. И здесь не должно быть нейтральности в оценках.

Дискриминация по признаку пола не является, на первый взгляд, элементом выбора в обществе. Но она существует. Понимание этого ведет к целенаправленному встраиванию государством антидискриминационных мер в политику. Это требование правового по сути государства, которому общество доверяет охранять равенство не только прав, но и возможностей, защищать права человека вне зависимости от пола.

В обществе нет представлений о гендерном равенстве в условиях свободы выбора. Выбора не только власти, но и выбора тех, кто будет олицетворять власть. Это не только представители мужского пола. Есть и другая половина человечества. Гендерный баланс власти - предпосылка ее авторитета. Авторитета власти, а не силы. И если избиратель готов голосовать «за выбор» то он должен быть готов голосовать за гендерное равенство власти, за разделение ответственности за будущее.

Равные возможности - это не только условие для реализации права быть равным во власти. Это вопрос ответственности двух полов в обществе.

Либеральные воззрения не являются и не являлись препятствием на пути к свободе и равенству. И они должны быть аргументировано встроены в теорию и практику реализации Конституции с позиций гендерного равенства.

Равенство возможностей - это система обеспечения равенства в правах.

Дополнительное замечание: она, эта система, связана не только с правом, но и с другими регуляторами. Эта система нормативна и по - этому подлежит исследованию с позиций права. Но она связана также с нормами культуры, обычаями, традициями общества, религиозными воззрениями, политическими стереотипами и реальными нормами в господствовавшей десятилетия идеологии и т.д. Это система реальных общественных отношений. Одновременно это система нормативных регуляторов (не всегда и не только правовых) поведения общества. Она принята им и живет благодаря поддержке общества.

Возможность быть равным (равной) обеспечивается уровнем развития идеи уважения к полу, идеей равенства в культуре общества. Если культура общества включает в себя «гендерное мировоззрение», гендерные моменты равенства, то она обеспечивает автоматически соблюдение конституционного принципа. Но культура впитала в себя за сотни лет идеи патриархата. Равенство мужчин и женщин не достижимо, если общество не готово адаптировать принцип равенства. Это проблема, и она показывает, что принцип Конституции как основного закона общества не соблюдается, что существуют механизмы дискриминации в обществе, что женщины не обладают равенством возможностей при наличии одинаковых конституционных прав.

На юридическом уровне, как мы уже отмечали, в Конституции дискриминирующих пол норм не содержится, но в обществе они существуют.

Равенство возможностей при наличии четко выраженного конституционного стандарта должно обеспечиваться проведением политики равных возможностей. Не стоит уповать лишь на меры правового - юридического характера, но и они должны быть приняты во внимание.

Государство должно проводить политику антидискриминационную, правовую, направленную на устранение причин неравенства. Эта политика устранения причин неравенства полов на перспективу должна быть связана с обучением общества и формированием устойчивых представлений о том, что в гендерных отношениях общества заключен элемент его развития. И это не только образование. Это воспитание в семье и в обществе традиций уважения пола. Это сложная задача, и она не может быть решена с помощью лишь государственных мер. Она должна быть встроена в процесс реформ всего общества.

Что касается правовых мер, то следует еще раз подчеркнуть, что они имеют строго ограниченный характер действия. Они способны быть лишь моментом в механизме, направленном на искоренение дискриминации, предрассудков и обычаев в «культуре» неравенства. Они, правовые меры, конкретны, локальны, хотя и могут быть эффективны.

Юридические меры обеспечения гендерного равенства должны носить процессуальный характер. Это связано с тем, что конституционная норма, материальная по своей сущности - «мужчина и женщина имеют равные права» - не работает в обществе. Это связано с тем, что материальное право всегда нуждается в поддержке. Оно не работает там, где есть вопрос неоднозначности его реализации. Процессуальные нормы - процедуры - это не только механизм перевода материального права в реальные общественные отношения, в практику, но и процесс обеспечения равенства в правах, закрепленных Конституцией.

Если норма Конституции содержит стандарт равных прав, то они должны быть обеспечены равными возможностями (т.е. процессом и процедурами), которые выступают как нормы поддержки равных прав. Поэтому, когда речь идет о подготовке проекта закона о равных правах и возможностях для мужчин и женщин, совершенно очевидно, что характер закона должен иметь строго процедурный характер. Он должен быть опорой нормы материальной - конституционной - мужчины и женщины имеют равные права.

Процессуальные (антидискриминационные) меры должны носить временный характер, они аффирмативны по своей сути. Они имеют идеологический характер, и они подтягивают обычаи и культуру под знак гендерного равенства.

Еще раз вернемся к праву быть избранной во власть и праву быть равной в реализации права на труд. Реализация этих прав свидетельствует о гендерной асимметрии.

Что касается конституционного права быть избранной, то в обществе идет большая дискуссия о механизмах, разрушающих неравенство и мерах, открывающих путь к равенству фактическому. Предлагаются аффирмативные меры юридического характера.

Есть два подхода. Согласно первому, государство обязано разрушать механизмы неравенства с помощью законодательства. И с этой целью оно может ввести в законодательство механизм квотирования. Но есть сложность: не нарушить при этом иные конституционные принципы - свободы выбора. Это сложно достижимо и можно сделать лишь со ссылкой на проведение антидискриминационной политики.

И на это должно пойти государство, опираясь на проведение национальной антидискриминационной политики.

Государство обязано поддержать квоту как временную меру борьбы с дискриминацией.

Этот путь правового по своей сути государства, где главное - уважение прав человека. Свобода выбора не ограничивается, а лишь вводится в определенные рамки, оно обуславливается одним условием: что свобода выбора не должна служить основанием и быть условием нарушения гендерного равенства.

Есть и другой путь обеспечения равного права быть избранной: ввести в политические, партийные документы - программные и уставные - квоты для женщин с целью обеспечить им равные возможности при реализации права быть избранными. Это - достижение равенства политическими мерами. Это путь гражданского прорыва в идеологию равенства.

И тот и другой пути подлежат обсуждению обществом.

Что касается реализации права на труд, то ст. 37 Конституции закрепляет право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. На уровне Конституции дискриминации не существует. Дискриминация женщин в этой сфере идет через систему разработанных еще в советское время мер, льгот и специальных ограничений при выборе характера труда, вида трудовой деятельности. Прямо противоположное решение - антидискриминационное по своей сути - должно быть принято государством. Оно должно пойти на непопулярные меры отмены льгот и привилегий работающим женщинам (за рамками регламентирования прав, связанных с беременностью, родами и восстановительным послеродовым периодом). Реализация возможностей быть равной с мужчиною на рынке труда для женщин связана в первую очередь именно с этими непопулярными мерами, которые были установлены еще социалистическим государством и поддерживаются постсоветским государством сегодня.

Эти два примера показывают как сложна реализация конституционного принципа равенства как прав, так и возможностей в условиях демократии и новой экономики. Гендерная политика только начинает разрабатываться. И за это ответственно и государство, и общество.

Гендерное равенство может быть понято лишь через анализ реальных отношений в обществе. Неконституционный момент равенства - это дискриминация. В рассматриваемом случае - по признаку пола.

Понятие дискриминации дано в Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Статья 1 Конвенции определяет: «Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

Государство признало дискриминацию по признаку пола как явление, к сожалению, распространенное в российском обществе. Оно признало это, ратифицировав упомянутую выше Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин, готовя периодические Национальные доклады о реализации Конвенции, приняв Национальный план действий в области равенства двух полов, приняв Концепцию улучшения положения женщин в обществе, издавая Указы, связанные с антидискриминационными мерами. Все эти акты отражают признание государством наличия дискриминации по признаку пола в обществе, и, следовательно, и его позицию в этом вопросе.

Суть дискриминации в нарушении равенства. Не имеет значения - пол ли, раса ли или иные социальные характеристики (национальность, семейное положение, имущественное положение) - провоцирует нарушение равенства. Главное, это понимание того, что - то или иное социальное состояние связано с традициями неравенства, с обычаями в обществе, культурой и властью.

Неравенство не может быть устранено лишь усилиями тех, кто подвергнут дискриминации. Неравенство устраняется с помощью мер поддержки тех, кто дискриминируем, и коррекции тех механизмов, которые порождают состояние дискриминации.

Российское государство, реализуя антидискриминационную политику, включило принцип равноправия мужчин и женщин в национальную конституцию и другое законодательство, но необходимо и обеспечить с помощью законов и других средств пр актическое осуществление этого принципа; принять законодательные и иные меры, включая санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщины; установить юридическую защиту прав женщины на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью судов и других учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; принимать все меры для изменения и отмены действующих законов, постановлений, обычаев, практики, которые дискриминируют женщин и т.д.

Российское государство приняло на себя также обязательство гарантировать пользование женщинами правами и свободами на основе равенства с мужчинами во всех областях: политической, социальной, экономической и культурной, а также принять специальные меры, направленные на установление фактического равенства между мужчинами и женщинами.

Это общие меры, которые обязалось применять Российское государство в плане искоренения дискриминации, ратифицировав Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. К сожалению, политика по искоренению дискриминации недостаточно последовательно проводится государством.

Необходимо сделать упрек самому государству. Дискриминация по, признаку пола, связанная с укоренившимися представлениями государства, содержится, как уже отмечалось, в отраслевом законодательстве. Государство дискриминирует пол, исходя, с одной стороны, из старой идеологии протекционизма по отношению к женщинам, и это отчетливо проявляется в сфере труда. С другой стороны, государство дискриминирует, не оказывая должной поддержки женщине при осуществлении политических прав.


Женщины и общество. Гендерное измерение политического процесса в России. М.: ИСПРАН, 1997; Права человека в России: гендерный аспект // Правозащитник. 1999. №1; Философия пола // Философия. Учебник / П од ред. В.Д. Губина. 2-е изд. М., 2000; Пол и гендер как категории феминистской философии // Философские исследования. №4. С.80 - 99; Здравомыслова Е.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. №3-4. С.171 - 182; Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. ХГЦИ, 1998; Права женщины в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т. 1, 11. М., 1998; ООН и право женщины: история и современность (методологическое пособие). Петрозаводск, 1999; Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М., 1998; Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. Валдай-96. М., 1997; Женщина, гендер, культура. М., 1999; Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998; Интеграция женщин в процесс общественного развития. М.; 1994; Феминизм и гендерные исследования. Тверь, 1999; Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 1998; Поленина С.З. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000; Посадская - Вандербег А . И . Women in Russia. A New Era in Russian Feminism. VERSO. London/New York; From Problems to Strategy. Materials of the Second Independent Women`s Forum. Dubna , 1992; Аннотацию гендерных исследований в России и СНГ см. в книге «Кто есть кто». М., 2000.

См.: Gender mainstreaming. Conceptual framework, methodology and presentation of good practices. P .9.

[v] Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин России. М., 1998. С.18.

См.: Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г., №2660); Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» (5 ноября 1992 г., №1335); Указ Президента РФ «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» (3 июня 1996 г., №851) и др.