Подходы в педагогике таблица. Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в дошкольном образовании. Примеры их реализации. Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике явл


> Основные методологические подходы в педагогике

Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.

> Системный подход

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

Существуют различные типы методов обучения, которые можно разделить на три типа. Учителя изучают ученики как эксперт или авторитет. Учащиеся, с другой стороны, считаются пассивными и обильными получателями знаний от учителя. Примерами таких методов являются пояснительные или лекционные методы, которые не требуют участия учащихся в процессе обучения. Кроме того, из-за отсутствия участия учащихся в том, чему их учат, такие методы называются «закрытыми».

По словам Лоуренса Стенхауза, учитель играет двойную роль как ученик, «так что в его классе расширяется, а не сужает его интеллектуальные горизонты». Учитель «становится ресурсом, а не авторитетом». Примерами методов, ориентированных на учащегося, являются метод обсуждения, метод обнаружения или исследования на основе запросов и модель обучения Хилла посредством обсуждения.

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

В этой категории методов учитель и учащиеся должны вписываться в содержание, которое преподается. Как правило, это означает, что информация и навыки, которые нужно преподавать, считаются священными или очень важными. Большой упор делается на ясность и тщательный анализ контента. Учитель и учащиеся не могут изменять или критиковать что-либо, связанное с контентом. Примером метода, который подчиняет интересы учителя и учащегося содержанию, является программный подход к обучению.

Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике являются

Эта четвертая категория немного заимствована из трех других методов, без необходимости излишне подчеркивать либо учащегося, либо содержание, либо учителя. Они требуют совместного понимания различных областей и факторов. Теперь мы можем рассмотреть ряд конкретных методов, которые можно извлечь из курса обучения в классе. Однако важно отметить, что выбор любой формы методов не должен быть произвольным, но должен определяться критериями, которые мы уже рассмотрели. В то же время каждый метод не является безупречным, но имеет свои преимущества и недостатки.

> Личностный подход

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности - ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Лекция представляет собой устное представление информации инструктором. В лекции инструктор рассказывает, объясняет, описывает или связывает любую информацию, которую обучаемые должны изучать, посредством прослушивания и понимания. Поэтому он ориентирован на учителя. Инструктор очень активен, делая все разговоры. С другой стороны, стажеры очень неактивны, делая все прослушивание. Несмотря на популярность лекций, отсутствие активного участия слушателей ограничивает его полезность как метод обучения.

Основные методологические подходы в педагогике

Лекционный метод обучения рекомендуется для слушателей с очень небольшим знанием или ограниченным фоном знаний по этой теме. Это также полезно для представления организованному органу новой информации учащемуся. Чтобы быть эффективными в продвижении обучения, лекция должна включать некоторые обсуждения и период вопросов и ответов, чтобы активно участвовать слушателям.

Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

> Деятельностный подход

Сущность: деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

Как отмечалось ранее, во время лекции слушатели просто слушают инструктора. Поэтому очень важно учитывать внимание слушателей при подготовке лекции. Продолжительность внимания - это период времени, в течение которого обучаемые могут уделять все внимание тому, о чем говорит преподаватель. Трудно удержать внимание слушателей в течение длительного периода времени, и очень важна тщательная подготовка лекций.

У инструктора должен быть четкий, логичный план презентации. Тщательная организация контента помогает обучаемым структурировать и, следовательно, хранить или запоминать его. При разработке темы в лекции преподаватель должен использовать различные подходы.

Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

А.Н. Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал он, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Знание слушателей и удовлетворение их потребностей и интересов очень важно. Например, объясняя технические процессы, инструктор должен искать иллюстрации, которые будут знакомы стажерам. Незнакомые технические слова следует вводить осторожно. Необходимо определить и объяснить новую терминологию и привести примеры.

В лекции должны быть включены периоды вопросов и ответов. Хорошая лекция не должна быть слишком длинной, чтобы превысить уровень внимания слушателей. Хорошая лекция должна затрагивать одну тему. В хорошей лекции технические термины тщательно объясняются.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Приводятся знакомые примеры и аналогия. Хорошая лекция устанавливает свободное владение техническим содержанием. Хорошая лекция использует иллюстрации и примеры. Хорошая лекция основывается на существующих знаниях. В хорошей лекции используется множество подходов.

Обсуждение включает двустороннюю связь между участниками. В классной ситуации в дискуссии участвуют преподаватель и стажеры. Во время обсуждения инструктор проводит некоторое время, слушая, когда слушатели проводят время, разговаривая. Поэтому обсуждение является более активным опытом обучения для слушателей, чем лекция.

> Индивидуальный подход

Это психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе воспитатель(учитель) организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника т. к. все дети разные, а значит и способности у них тоже разные.

Обсуждение - это способ, с помощью которого люди обмениваются опытом, идеями и отношениями. Поскольку это помогает стимулировать участие слушателей в том, что они изучают, это может способствовать желаемым изменениям в отношении. Дискуссия может использоваться в классе для целей развития урока, заставляя слушателей применять то, что они узнали, или контролировать обучение обучаемых с помощью обратной связи.

В тех областях, где слушатели уже имеют некоторые знания или опыт, обсуждение может быть использовано для разработки основных пунктов, которые будут рассмотрены в уроке. Например, при обучении технике безопасности многие процедуры и поведение, которые должны соблюдаться, могут быть установлены путем обсуждения со стажерами. Стажеры могут опираться на свой опыт работы на рабочих площадках семинаров, чтобы внести свой вклад в обсуждение. При обсуждении некоторых вопросов возникают разногласия. Обсуждение может помочь прояснить различные точки зрения и может помочь каждому стажеру определить свое мнение.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

1) определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);

3) реализовать гуманистическую парадигму образования.

    системный;

    Используемое таким образом обсуждение может быть более эффективным в мотивации слушателей, чем лекций. Стажеры могут видеть, что к их вкладу придается определенное значение. Дискуссия также может использоваться после лекции или демонстрации, чтобы помочь учащимся применять то, что они узнали. Инструктор может задавать вопросы, помогающие обучаемым связывать понятия и принципы с контекстами, знакомыми стажерам или в которых они в конечном итоге понадобятся. Например, после лекции «Типы деревянного сустава», инструктор может провести дискуссию, направляя внимание слушателей на места или предметы мебели, где обнаруживаются каждый тип, и причины использования одного типа, кроме другого.

    личностный;

    деятельностный;

    полисубъектный (диалогический);

    аксиологический;

    культурологический;

    антропологический;

    этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

Используемое таким образом обсуждение способствует передаче обучения. Метод обсуждения также дает возможность отслеживать обучение обучаемых. Ответы, предоставленные стажерами, и вопросы, которые они задают, показывают степень и качество обучения. Инструкторы могут использовать эту информацию для повторения или изменения объяснений для улучшения обучения. Они также могут предоставлять обратную связь слушателям, тем самым помогая укрепить обучение, которое имело место. Обсуждение, используемое таким образом, должно следовать после других методов обучения в классе, таких как лекции, демонстрации или практические занятия.

    принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

    принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;

    принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

    Дискуссионные сессии могут проводиться инструктором или могут проводиться группами. В любом случае целью является достижение целей урока, позволяя слушателям. Независимо от того, ведет ли дискуссия инструктор или проводится в группах, он должен руководствоваться инструктором. Он должен быть ориентирован на цели урока: ответственность преподавателей заключается в том, чтобы убедиться в достижении целей. Если он не будет правильно ориентирован, обсуждение может выродиться в рассмотрение несоответствующих или несущественных тем, добавляющих путаницу, а не разъяснение к уроку.

    принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

    принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;

    Оба они жизненно важны для успеха либо урок операции, либо информационный урок. Демонстрация означает любое запланированное выполнение профессии, научного принципа или эксперимента. Подготовьте презентацию перед уроком. Получите все материалы, инструменты, оборудование, визуальные и учебные пособия заранее и проверьте их полезное состояние.

    Имеют все материалы в пределах досягаемости и удобно расположены. Удалите все посторонние материалы; проверка освещения, видимость, студенческая группировка и близость к электрическим, газовым и водным точкам. Планируйте использовать навык или метод в интересах; работа от простого к сложному, шаг за шагом.

    принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержание образования на всех его ступенях, формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Удостоверьтесь, что все учащиеся могут видеть и слышать урок. Будьте энтузиасты, профессионалы, эффективны, но не драматичны. Соблюдайте все правила и процедуры безопасности. Следите за контактами с классом; задавать и поощрять вопросы класса. Используйте медиальное резюме, чтобы усилить ваше объяснение.

Избегайте перерывов; держите демонстрацию гладкой и непрерывной. Никогда не демонстрируйте материал студента. Разрешить время для участия студентов. Помните, что учащиеся учатся на вашем хорошем примере. Объясните каждый шаг или процесс по мере продолжения.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Убедитесь, что слушатели видят демонстрацию под углом, который они будут выполнять сами. Убедитесь, что все могут видеть и слышать. Подчеркните ключевые моменты, и, если возможно, подготовьте перед собой, задайте ключевые вопросы по мере продвижения и позвольте стажерам задавать вопросы.

Соблюдайте все правила техники безопасности, меры предосторожности и процедуры; и подчеркнуть их. Обеспечить участие слушателей, где это возможно, во время и после демонстрации. Продемонстрируйте правильный путь. Поэтому первые впечатления важны, поэтому они делают их правильными.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Всегда суммируйте шаги и снова подчеркивайте ключевые моменты. Верните все предметы, используемые во время демонстрации, в места их хранения. Приготовьтесь к тому, чтобы обучаемые практиковали умение как можно скорее в практической сессии класса. Наблюдайте и анализируйте результаты обучения и правильные ошибки.

При необходимости предлагайте подкрепление. Проверьте выполненную работу обучаемого для точной работы и записи. Разрешите достаточный интервал времени перед демонстрацией другой операции. Другим методом обучения является группа гудения. Во время более длительной сессии пленарная группа может разбить подгруппы для обсуждения одного или двух конкретных вопросов или вопросов. Комната скоро наполняется шумом, поскольку каждая подгруппа «жужжит» в обсуждении. В случае необходимости после обсуждения один член каждой группы может сообщить о своих выводах на пленарное заседание.

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство - мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности. Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности ребенка означает, что игра, учение, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход как методоло­гия познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, станов­ление его как творческой личности и субъекта культуры.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:

    образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека реализуется в непрерывном образовании);

    цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;

    использование антропологического подхода к изложению знаний конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);

    природа воспитания диалогична;

    условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

    детство самоценно, ребенок – «ключ» в познании человека.

Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.

Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

    Раскройте сущность понятия «методология». Какие основные уровни методологии выделяются?

    Дайте определение методологии педагогической науки.

    Назовите и раскройте сущность функций методологии педагогики.

    Назовите и охарактеризуйте основные методологические подходы педагогики.