Педагогический процесс. обобщающие уроки. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения


« Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения; укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека » Федеральный закон от г. 80-ФЗ « О физической культуре и спорта в Российской Федерации »

Цель тематической схемы - сосредоточиться на основных категориях психологии личности, таких как определение личности человека, влияния, влияющие на личность человека, на представление структуры личности. Несмотря на методы самопознания, мы побудим участников осознать необходимость дальнейшего профессионального и личного саморазвития, обучения на протяжении всей жизни. Цель также состоит в том, чтобы подчеркнуть важность авторитета учителя и возможности того, как учитель может укрепить свои полномочия.

Общая психология, психология личности, психология развития. Основные понятия и контексты психологии, психологии личности. Общая психология: основные виды человеческой деятельности. Психология развития: периодичность развития человека, особенности отдельных периодов развития, процесс знаний и его онтогенетическое развитие, процесс обучения в зависимости от психологического развития ребенка.


Общая характеристика учебного предмета Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, и совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Цель примерной программы по физической культуре: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Задачи: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

Психология личности: личность, факторы формирования личности, личностные предпосылки педагогической профессии, самопознание, саморефлексия и знание других. Основы социальной психологии и педагогической психологии: небольшая социальная группа, социальное взаимодействие, социально-психологические профессиональные навыки педагога, взаимодействие свободного времени педагога - ученика, роль педагога досуга.

Основные понятия, влияющие на личность, структуру личности и процессы в ней, мотивацию, темперамент. Основные понятия в области самопознания, самопознания, технологии. Индивидуальные предпосылки и социально-психологические навыки педагога. Учитель как один из факторов педагогического процесса. Роль педагога, авторитет педагога.


Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Программа обучения физической культуре направлена на: реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы); реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

Основное распределение специальных образовательных потребностей учащихся и педагогических принципов при работе с ними, возможности обучения учащихся с особыми образовательными потребностями, индивидуальный подход, методы и принципы включения. Аннотация: Тематическая схема фокусируется на определении целевой группы с точки зрения психологии развития, акцент будет сделан на уважении к людям, в том числе в отношении учеников со специальными образовательными потребностями. Вторая часть блока будет посвящена работе с группой, определяющей принципы безопасной социальной среды, в которой должно проводиться специальное образование.


Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных заня- тиях физическими упражнениями. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Универсальными компетенциями учащихся на этапе на этапе начального общего образования по физической культуре являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми

Участники будут определять роль и возможности преподавателя свободного времени для создания и поддержания безопасной среды. Цель образовательного блока - определить заинтересованность участника в образовании посредством знания психологии развития и предложить участникам конкретные педагогические принципы, которые могут быть использованы при разработке отдельных этапов развития. В этом разделе мы рассмотрим вопрос о работе с учащимися и учащимися со специальными образовательными потребностями. Цель образовательного блока - также назвать процессы, которые происходят в группе, и выделить некоторые патологические явления, такие как издевательства, киберзапугивание.


Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие: --- умения характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

Цель также состоит в том, чтобы привести участников к пониманию того, что помимо физической безопасности работа учителя заключается в создании и развитии психологической безопасности - благоприятном социальном климате в группе и предотвращении патологических явлений.

Целью тематической схемы является ориентация участника на основные концепции педагогики досуга. Мы сосредоточимся на том, чтобы называть основные человеческие действия и их значение для отдельных периодов развития человека. Вместе с участниками мы будем отображать роль педагога досуга в интересах образования, познакомить его с современными тенденциями в педагогике досуга и назвать значение, возможности и преимущества конструктивистской педагогики. Мы познакомим участников с основными законодательными нормами в области досугового образования и их применением к интересам образования.


Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

Передает опыт, накопленный человечеством

Основные понятия и контексты в педагогике, в области досуга. Досуг, педагогика, досуг, специальная педагогика; основные виды деятельности человека, компетентность, компетентность участника обучения интересам; функция досугового образования. Предпосылки для работы педагога досуга: минимальный профиль компетенции для позиции педагога досуга, осуществляющего частичную педагогическую деятельность, личный портфель компетенций.

Современные тенденции, методы и формы, используемые в образовании досуга: опыт педагогики, кооперативное обучение, педагогический проект, конструктивистская концепция педагогической работы. Менеджмент школы для обучения досугу и других организаций и учреждений, предлагающих неформальное образование.


Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения

Обязательные стандарты для работы педагога досуга:. отдельные правовые нормы для бесплатной педагогики, документация в школьных учреждениях для обучения на основе интересов. Подготовка конкретной педагогической деятельности. Аннотация: Тематическая схема фокусируется на взаимосвязи всех предыдущих образовательных блоков и применении приобретенных знаний и навыков на практике. Участники будут представлены в структуру конкретного педагогического урока, чтобы они могли передать окончательную работу со всеми реквизитами в качестве одного из результатов.


Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Структура курса Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:«Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» «Физическое совершенствование». Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности); знания о человеке (психологопедагогические основы деятельности); знания об обществе(историкосоциологические основы деятельности). Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля. Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Физическая культура: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное); о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Основные задачи содержания: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Физическая культура (для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке) В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования: начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики; начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге; узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур. Обучающиеся: освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе; научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование


Освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий; научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений; научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения; приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России)и плавать простейшими способами; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств; освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.


Знания о физической культуре Выпускник научится: ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться: выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.


Способы физкультурной деятельности Выпускник научится: отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Выпускник получит возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.


Физическое совершенствование Выпускник научится: выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приёмы; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно); выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма); выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Выпускник получит возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; плавать, в том числе спортивными способами; выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).


Главным принципом, которым должны руководствоваться учитель физической культуры и администрация образовательного учреждения должен быть: «Физкультура без освобождённых». Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимопомощи двух направлений: 1. уроков физической культуры, работы спортивных секций во внеурочное время и внеклассных спортивно- массовых мероприятий («большие» формы занятий); 2. «малые « формы, водимые в структуре учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. За счёт «малых» форм физического воспитания можно удовлетворить ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности. Во время проведения малых форм физического воспитания происходит равномерное распределение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и усиление деятельности дыхательной и сердечно- сосудистой систем. Для них характерны следующие особенности: - относительно узкая направленность деятельности; - незначительная продолжительность; - невыраженная дифференцировка структуры; - уровень функциональных нагрузок во время выполнения «малых» форм относительно не высок


Хотя малые формы играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они: являются важными факторами оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности. К «малым» формам относятся: Гимнастика до уроков. Протяжение 5-10 минут. Не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Её цель- оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, отодвинуть развитие утомления. Она имеет своё назначение – подготовить ребёнка к удержанию рабочей позы, сосредоточить внимание. Физкультминутки на уроках – это кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Физкультминутки (физкультурные минутки) – способствуют снижению утомления вызванного учебной деятельностью, уменьшают влияние статической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции.


Подвижные(динамические) перемены, которые лучше проводить на улице во время больших перемен: - главная цель дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело; - развитие мышечной активности; - развитие интереса к выполнению упражнений; -развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся; - развивать у учащихся культуру выполнения физических упражнений; - формирование у учащихся сознания необходимости подвижных перемен для сохранения собственного здоровья.


Гимнастики перед началом учебных занятий Продолжительность 8-10 мин. Проведение гимнастики до занятий обязательно для всех школ независимо от условий. Ею занимаются на открытом воздухе (школьный двор, игровые и спортивные площадки, стадионы), в ненастную погоду - в закрытом помещении (спортивный зал, коридор, классные комнаты). Каждый класс занимается гимнастикой отдельно, на закрепленном месте. Дети выполняют упражнения в школьной форме, по возможности с музыкальным сопровождением. Девочки становятся в строю за мальчиками. Комплексы упражнений разучиваются на первых 2-3 уроках физической культуры (подготовительной части). Занятия гимнастикой до уроков обязательны для всех учащихся класса. Это обеспечивает хорошее начало учебного дня школьников, органически связывает физическую культуру с ежедневной умственной и трудовой деятельностью учащихся. Проведение гимнастики до занятий обязательно для всех школ независимо от условий Гимнастику проводят общественные инструкторы из числа лучших физкультурников школы. Следует заранее подготовить к ней родителей, рассказывая им о значении и роли мероприятия и необходимости отправления детей в школу за минут до начала уроков.


Разучиваемые комплексы упражнений должны постоянно вывешиваться в спортивных уголках классов. Общее руководство гимнастикой осуществляет учитель физической культуры. Проведение упражнений в I-III классах возлагается на учителей этих классов. В среднем и старшем школьном возрасте гимнастику проводят организаторы ученика класса, учителя, ведущие первый урок учителя. Инструктаж преподавателей и отдельно учеников проводит учитель физкультуры. Занятия гимнастикой до уроков обязательны для всех учащихся класса Комплексы упражнений составляет учитель физической культуры. По содержанию они должны соответствовать программному материалу и состоять из общеразвивающих упражнений без предметов, легко воспринимаемых с первого показа, а по направленности - строиться так, чтобы разносторонне воздействовать на мышечные группы и умеренно активизировать дыхательную и сердечно- сосудистую системы. Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание и осанку. Комплексы упражнений составляются отдельно для I-III, IV-VI, VII-VIII и IX-XI классов. Они включают 5-8 упражнений, которые начинаются и заканчиваются ходьбой на месте или в движении. Количество повторений упражнений колеблется от 4-8 в начальных классах до в старших.


Физкультминутки. Школьные занятия, сочетающие в себе психологическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на организм в целом, требуют проведения физкультминуток для снятия локального утомления и физкультминуток общего воздействия. Физкультурные минутки способствуют снижению утомления, вызванного учебной деятельностью уменьшают влияние статической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции. Физкультурные минутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности В школе для учащихся 1-5 классов в течение урока обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается я минута урока, поэтому учитель планирует его так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физкультурные минутку и перейти к следующему этапу обучения.


Подвижные (динамические) перемены. Цели и задачи. -популяризация подвижных игр; - главная цель дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело; - развитие мышечной активности; -осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности; - развитие интереса к выполнению упражнений; -развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся; - развивать у учащихся культуру выполнения физических упражнений; - формирование у учащихся сознания необходимости подвижных перемен для сохранения собственного здоровья. При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-5 классов, территория школьного двора. Систематическое пребывание на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное воздействие на школьников. Если по объективным причинам выход на улицу невозможен, ученики могут снять напряжение и подвигаться в реакреациях. На переменах можно применять различные упражнения физической культуры. Однако наиболее эффективны физкультурно-оздоровительные перемены, если они построены на подвижных играх.


Игры, в отличие от упражнений физической культуры – строго регламентированных движений, связаны с инициативным моментом решения двигательных задач и проходят в основном на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность. Подвижные игры должны отвечать следующим требованиям: все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей; проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес; физическая нагрузка должна быть нормальной; игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт; в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Определяя физическую нагрузку, руководитель должен учесть подготовленность детей, размеры площадки, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними. Следует всячески поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие спортивные игры детей. Если при этой игре потребуется прямое руководство, то следует выбрать старшего, который будет руководить, иначе, как показывает практика, интерес у младших школьников пропадает, и они прекращают в нее играть. При рекомендации детям очередных игр на перемене желательно избегать диктующих предложений. Лучше всего использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих, предлагая игры на выбор. Четкая организация игры, неуклонное выполнение соответствующих правил способствуют правильному развитию моторики у школьников.


Внеклассная и спортивно-массовая работа. Внеклассная и спортивно-массовая работа в учебном учреждении может быть спланирована следующим образом: - проведение спортивных соревнований по различным видам спорта внутри учебного заведения; - участие в мачтовых встречах; - проведение спортивных праздников, Дней здоровья; - организация работы спортивных секций и кружков; - организация работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к СМГ и подготовительной группе; - проведению олимпиад по предмету; - проведение месячников, посвящённых здоровью; - школьные турслёты и походы; - проведению военно-спортивной игры «Зарница» и т.д. Одним из эффективнейших средств формирования у школьников бережного отношения к своему здоровью, повышению мотивации к занятиям физической культурой являются спортивные праздники, организуемые педагогами в школе и за её пределами для детей, для детей и их родителей, для дворовых команд. Сейчас практикуется много различных направлений для поддержания физического здоровья личности, уже практикуются в учебных учреждения: занятия адаптивной гимнастикой, танцами, единоборства, шейпинг, аэробика, ритмическая гимнастика и т.д.


В процессе проведения этих мероприятий в режиме учебного дня решаются такие задачи, как: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддерживание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. Эти малые формы в режиме учебного дня выполняют главную задачу российской школы – сбережение здоровья детей.

Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и орга­низационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев), Он представляет собой определенную систему, компоненты которой - содержание, средства, методы, формы взаимодействия вос­питателя и воспитуемых. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» го­ворит о направленности на преобразование личности че­ловека (ребенка).

Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятель­ность и результат. А его исполнителями обязательно явля­ются две взаимосвязанные стороны - тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воз­действует, и того, на кого он направлен.

Понятие «педагогический процесс» употребляется в уз­ком и широком смысле. В широком смысле - это совокуп­ность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи. Например, педаго­гический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Педагогический процесс в широком смысле вклю­чает в себя и большую, глобальную, задачу, и сочетание всех компонентов воздействия на личность.

Когда же понятие «педагогический процесс» употребля­ется в узком смысле, имеется в виду сосредоточение содер­жания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честно­сти, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д. Так, в широком педагогическом процессе может функ­ционировать сразу несколько педагогических «мини-про­цессов». Педагогический процесс, направленный на реше­ние узкой задачи, всегда является содержательной едини­цей общего педагогического процесса и, несмотря на определенную автономность, связан с последним и зависит от него. Например, разрабатывается и осуществляется пе­дагогический процесс по воспитанию культуры поведения. Внимание педагога (чаще педагога-исследователя) концен­трируется на отборе методов, средств, форм организации, которые помогут решить данную задачу. Но реализуется она на фоне других задач воспитания и развития личности и одновременно с их решением.

Это происходит потому, что педагогический процесс об­ладает целостностью, общностью и единством.

В узком смысле педагогический процесс может рассмат­риваться и с позиции ограничения компонентов воздей­ствия. Например, как сочетание разных видов деятельнос­ти: игры, труда, учебной, спортивной, художественной де­ятельности, направленных на решение конкретной задачи.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педа­гогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный.

На первом, подготовительном этапе педаго­гического процесса определяются цель, конкретные зада­чи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогно­зируются результат и схема процесса, подбираются мето­ды воздействие с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это кон­цепция личностно-ориентированного подхода, предпола­гающего реализацию воспитателем «Декларации прав ре­бенка»).

Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкре­тизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи при­менительно к конкретным детям, подбираются компонен­ты воздействия, формулируется желаемый результат. Завер­шается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На основном этапе осуществля­ется педагогическое взаимодействие воспитанника и вос­питателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль по­могает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произве­сти коррекцию, внести необходимые дополнения или изме­нения. Думающий педагог не прячется от анализа ошибок» не обольщается первыми положительными результатами, а выясняет их причины. Этот этап потому и называется ос­новным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Очень важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь - ответную реакцию ребенка на воздействия.

Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основ­ном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образо­вания недостатков. Еще раз рассматриваются правомер­ность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наи­лучший результат, и то, что оказалось мало действенным.

Конечно, эта работа трудоемка. Но без нее педагог не станет мастером своего дела.

Можно выделить несколько принципов построения педа­гогического процесса в дошкольном учреждении:

Учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;

Решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

Учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

Осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая лич­ность;

Стимулировать в педагогическом процессе воспитате­ля и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».

Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками

План - обязательный документ, определяющий основные цели, зада­чи и содержание работы педагогов с детьми, и распределяющий их во вре­мени с ориентацией на программу и образовательный стандарт.

План уточняет, конкретизирует содержание программы, помогает вос­питателю разработать стратегию действий по реализации программных задач.

Совершенствование плана образовательного процесса обусловлено изменением, как содержания дошкольного образования, так и формы плани­рования.

В практике работы давно ведется поиск вариантов экономного, немно­гословного и вместе с тем емкого по содержанию способа ведения еже­дневной педагогической документации. Однако механическое упрощение в написании планов привело к возникновению целого ряда недостатков : нескоординированности работы воспитателей групп; нескоординированности работы между воспитателями и специали­стами (музыкальными руководителями, инструкторами по физкультуре и др); нарушению системности в планировании разных видов деятельно­сти, непоследовательности планирования (недостаточная предварительная и последующая работа); нечеткости, неконкретности целевого компонента занятий, др. форм
организации; отсутствию индивидуально-дифференцированного подхода (по ре­зультатам диагностики) при планировании занятий и индивидуальной ра­боты; формальному подходу к планированию работы с родителями: отсутствию единых требований к планированию, что приводит к фор­мализму, как на этапе составления плана, так и при его реализации.

Преодоление этих недостатков, формализма планирования - один из факторов повышения эффективности педагогического процесса в целом.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и их содержания.

В соответствии с требованиями стандарта и содержанием программы в календарный план воспитатель включает работу, направленную на раз­витие речи детей, учебно-познавательной, игровой деятельности, физиче­ское, трудовое, художественно-эстетическое и нравственное воспитание.

Сформулируем общие требования к плану воспитатель­но-образовательной работы:

1. Научность планирования - предполагает конкретность основных псхолого-педагогических закономерностей обучения и воспитания, сложившихся традиций, перспектив и специфики работы ДОУ.

2. Перспективность - т.е. планирование с учетом не только близких задач, но и дальних перспектив, сочетание перспективного и текущего пла­нирования. Необходимым условием здесь является хорошее знание про­граммы воспитания и обучения в детском саду, а также изучение каждого ребенка группы в динамике его развития.

3.Коллегиальность в планировании - чем больше членов коллектива, работающих с детьми, включается в составление плана, тем конкретнее он будет. Коллегиальность обеспечивается, прежде всего, совместным со­ставлением плана обоими воспитателями, работающими в одной возрас­тной группе. Выполнение этого требования позволит осуществлять еди­ный подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. Воспитатели вме­сте намечают тематику, программное содержание занятий, отбирают ме­тоды и приемы, намечают игры, трудовые поручения, обязанности, кото­рые будут предложены детям. Детали плана каждый воспитатель может планировать с учетом своих личных особенностей и интересов, что может найти выражение в планировании работы кружка, например.

Коллегиальность в планировании подразумевает целостность плана, т.е. обязательное включение планов специалистов (инструктора по физ­культуре, муз. руководителя и др.) в план воспитательно-образовательной работы воспитателей.

4. Системность и последовательность обеспечивает лучшее усвоение
детьми предлагаемого материала, системность знаний. При повторном пла­нировании (например, утренней гимнастики) должна быть предусмотрены варианты выполнения заданий детьми, что обеспечит творческий подход к применению полученных знаний и навыков.

В соответствии с современными научно-методическими рекомендаци­ями ("Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания", "Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада", авт. Н. Михайленко, Н. Короткова) наиболее целе­сообразным является сетевое графическое планирование /блочное/.

Согласно этой модели план представлен тремя блоками:

1 - специально организованные занятия;

2 - совместная со взрослыми деятельность детей;

3 - свободная самостоятельная деятельность детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность педагогического процесса

2. Характеристика педагогического процесса

3. Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками

Задание для самостоятельной работы:

Проанализировать систему планирования, предлагаемую авторами дошкольных образовательных программ:

«Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой),

- «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабабева и др.),

- «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др.),

- «Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н. Бунеев, М.В. Корепанова и др.).

Литература:

1. Арапова-Пискарева Н. О Российских образовательных программах //Дошкольное воспитание, 2005, № 8. С.3-8.

2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988.

3. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр ""Академия"", 2000.

5. Планирование образовательной работы в детском саду. Методические рекомендации /под ред. М.В. Корепановой. Волгоград, 2000.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.:Академия, 2004.