Педагогика в физической культуре и спорте. Педагогика физической культуры и спорта учебное пособие рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного


Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу: программы обучения, специальности, профессии, статьи. Вернуться к полному содержанию сайта можно отменив эту настройку.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу.

Физически изобретательные спортсмены. В Италии, в частности, спорт и футбол, заботятся о наших ежедневных мыслях. Займитесь «спортом», последним в спорте. Из спортивного вопроса в строгом смысле мы мало знаем или ничего. Но мы игнорируем правила и особенности спорта, которым они занимаются. Запрещено говорить о «спортивной культуре» в Италии. Хуже, чем быть обвиненным в фанатизме. Далеки от споров, офисных протестов, кричащих титулов, расистских оскорблений, насильственного входа. Каждые выходные мы все уходим на поле.

Просто потому, что мы должны сказать, о спорте, который, как мы считаем, мы знаем все или почти все. Журналисты, руководители, тренеры, школы, правители: на скамейке счетчиков есть место для всех, никто не исключает. Потому что спорт, как есть, не хорош для здоровья тела и духа. И это очень много. Излишне поворачиваться: или что-то меняется, и каждый из нас участвует в этом фактическом повороте, или дрейф будет продолжаться. Как это было в течение многих лет, а не на день или неделю. Статья Энрико Ландони по этому вопросу является просветительной.

  • НИУ ВШЭ

    Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • ИГСУ

    Институт государственной службы и управления

  • ВШФМ

    Высшая Школа Финансов и Менеджмента

  • ИБДА

    Институт бизнеса и делового администрирования

  • B&D

    Институт бизнеса и дизайна

  • РГУТИС

    Российский государственный университет туризма и сервиса

    Существует факт, который сегодня отличает сегодняшнюю ситуацию в спорте в Италии, а также недостаточность предпринятых до сих пор усилий по содействию физическому и спортивному образованию, которое является основой материального и этического возвышения граждан. Эти недостатки контрастируют с амплитудой средств, доступных для профессионального спорта. Финансовое благосостояние также сопровождается грозными инструментами предложения. В результате широко распространена тенденция ограничивать спорт еще более близкой перспективой.

    Нечего точнее и своевременно фотографировать и описывать нынешнюю степень развития спортивной культуры в нашей стране. Это означает, что за последние сорок лет мало что было сделано на авангарде подлинной спортивной культуры. Так много было личностями в Монтексолио: вечнозеленые Онешты, президенты федерации и органы по стимулированию спорта, представители местных органов власти, спортсмены и журналисты, чтобы осудить существенное отсутствие государства, кони и необходимость новой образовательной миссии для содействия физическим упражнениям в первую очередь для многих лаунджей или дистанционных спортсменов.

  • Московский Политех

    Московский политехнический университет

  • РГСУ

    Российский государственный социальный университет

  • МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

    Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

  • МФЮА

    Московский финансово-юридический университет

  • МИП

    Московский институт психоанализа

    За этим последовало переосмысление в более субъективном смысле принципа «спорт для всех», что привело к крайним последствиям так называемой оздоровительной революции, которая затопила в 1990-х годах, что сделало спортивную практику очень важной деятельностью индивидуалистической и очень эстетичной, и именно по этой причине она наделена добавленной стоимостью на медиа-коммерческом фронте. Сжатие картины, на научном и культурном уровне, способствовало существенному провалу программ степени в Моторологии, которые родились пятнадцать лет назад, не имея такого твердого технико-педагогического призвания Исефа и необходимой центральной дисциплины гуманитарные науки.

  • ИГУМО и ИТ

    Институт гуманитарного образования и информационных технологий

  • ВШКУ

    Высшая школа корпоративного управления

  • ИЭАУ

    Институт экономики и антикризисного управления

  • МГЭУ

    Московский гуманитарно-экономический университет

  • МФТИ

    Московский физико-технический институт (государственный университет)

    В первую очередь, еще раз, отвергайте предрассудки из благочестия, которые действительно трудно умереть, поэтому спорт - это своего рода сухая отрасль, чисто практическая деятельность и, следовательно, более низкого ранга, чем интеллектуальная и спекулятивная деятельность. Пересмотреть академические правила и инвестировать в культурный, а также технический специалист, багаж будущих спортивных специалистов, заслуживающий деонтологического и экономического захвата нового конкретного профессионального порядка.

    Поэтому следует указать на фактическое расширение проектов по двигательной грамотности во всех начальных школах в стране и, наконец, потребовать от мира общения новый подход к спорту, сделав широкую публику не только звездами с их обязательствами, но и и, прежде всего, правила, историю и специфические особенности. Поэтому, возможно, диван перестанет быть самым популярным и популярным видом спорта в стране.

  • МГИМО

    Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

  • НИЯУ МИФИ

    Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

  • РАНХиГС

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • ВАВТ

    Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России

    Вероника Брутти, педагог и тренер в Спортивной школе Эллада - Верона. Медленное обучение: предложение о развитии новой футбольной культуры. Медленное футбольное образование - это культурный ответ, который направлен на решение проблем, с которыми сталкиваются родители, менеджеры, тренеры и дети в молодежном футбольном мире. Хотя они адаптированы к контексту, принципы, на которых основана Медленная нога, такие же, как и те, которые используются другими медленными движениями, такими как медленная еда и медленная школа, и являются: ребенок как субъект с правами. центральность ребенка в учебном процессе и, следовательно, ценность человека, понимаемого как конец, а не как средство. важность эмоционального, когнитивного и социального измерения как инструмента для личного роста и отношений; важность создания глубоких отношений между всеми участвующими, педагогами и преподавателями; развитие качественного времени, предназначенное для того, чтобы дать полный смысл всему, что сделано, и это осуществляется по принципу «заботы»; усиление опыта с помощью метода открытия и диалога, разработка диалогической модели, основанной на сократическом мьютизме. концепция непрерывного обучения: образование для жизни во всех сферах жизни.

  • Дипакадемия МИД РФ

    Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

  • МГТУ им. Н.Э. Баумана

    Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

  • МГУ имени М. В. Ломоносова

    Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

  • Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина

    Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

    Как и другие мероприятия, проводимые Молодежным и образовательным сектором итальянской футбольной ассоциации, Медленная нога также должна основываться на Карте прав детей для спорта. Право веселиться и играть; право заниматься спортом; право на пользование здоровой окружающей средой; право быть окруженным и обученным компетентными лицами; право участвовать в тренировках, соответствующих его темпам; право на измерение с молодыми людьми, имеющими одинаковые шансы на успех; право участвовать в соревнованиях, соответствующих его возрасту; право заниматься спортом в абсолютной безопасности; право иметь только время отдыха; право не быть чемпионом.

  • МГМСУ им. А.И. Евдокимова

    Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова

  • МГЮА им. О.Е. Кутафина

    Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

  • РНИМУ

    Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

  • Финансовый университет

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    Луигина Мортари, педагог и профессор Эпистемологии качественных исследований в Университете Вероны, говорит, что первое, чему нужно научиться, - «заботиться о существовании», что означает «изучение искусства бытия, мудрости, которая работает на чтобы сделать его смысловой состав». Прежде всего, важно иметь возможность управлять временем, тем измерением, которое пронизывает нашу жизнь, но что, как говорит Сант-Агостино, мы знаем, что только когда никто этого не просит. Позаботиться о своем собственном времени означает заботиться о себе, о первом шаге, который должны предпринять те, кому поручено работать педагогом: только после понимания того, кто он такой, педагог может помочь человеку, который перед ним открыть себя.

  • РГУП

    Российский государственный университет правосудия

  • ФГБОУ ВО МГЛУ

    Московский государственный лингвистический университет

  • РЭУ им. Г. В. Плеханова

    Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

  • ПМГМУ им. И.М.Сеченова

    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

    В образовании обучение медленности означает возможность дать каждому свое время. В частности, в футболе подразумевается время роста каждого ребенка и планирование деятельности в соответствии с ее развитием. Только так можно думать о том, чтобы заботиться о молодом футболисте. Этика ухода не может быть ограничена во времени. Принципы и ценности, которые делают жизнь лучше с этической точки зрения, обязательно должны иметь постоянную ценность: это концепция непрерывного обучения, непрерывного образования во всех аспектах жизни.

    То, что молодой футболист учит во время тренировки, должно тогда быть передано классу, как в повседневной жизни, следовательно, то, чему учит хороший тренер, - это не только ноу-хау, но и ноу-хау. Фигура футбольного тренера. На английском, тренер является тренером, а глагол, который выходит, должен тренироваться, то есть сопровождать. Даже на других языках термин всегда относится к латинскому значению предательства, следующего или сопровождающего глагола. Это означает, что тренер и, следовательно, обучение имеют сильную педагогическую ценность, учитывая, что обучение с помощью этого ключевого слова для чтения значительно приближается к концу образования: сопровождение ребенка «показывать» то, что все еще находится в «Власть» внутри него.

  • РТА

    Российская таможенная академия

  • РГУНГ им. И.М.Губкина

    Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

  • ВГУЮ (РПА Минюста России)

    Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

  • РГГУ

    Российский государственный гуманитарный университет

    Тренер является фундаментальной фигурой для роста ребенка, и он должен учитывать эту глубокую ответственность: Это ответственность, которая заставляет или должна встряхивать вены и запястья, потому что речь идет о строительстве нового поколения, мира завтра. По этой причине спортивный педагог должен сделать время отношений качественным временем, считая каждый момент «моментом». Метод, с помощью которого работает тренер, имеет решающее значение для понимания молодых людей, а не для их суждения, поощрять их вместо того, чтобы наказывать их, слушать проблемы, которые затрагивают их вне футбольного поля, но это неизбежно влияет на эту область, поскольку эмоции не могут и не должны быть исключены из спортивных ворот, но их нужно жить, понимать, трансформировать, освобождать.

  • МИСиС

    Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

  • ГАУГН

    Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук

  • РАМ им. Гнесиных

    Российская академия музыки имени Гнесиных

  • МГАВМиБ им. К.И.Скрябина

    Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина

    Молодой футболист должен быть принят безоговорочно, потому что у человека есть ценность, которая превосходит все. Образовательная акция, которую мастер-упражнения представляют собой двухсторонний процесс, в котором молодой футболист является активным субъектом, который строит свой собственный путь. В каждой игре и на каждой тренировке тренер должен уметь ориентироваться, всегда имея в виду цель своей образовательной деятельности, отношения с ребенком и отношения с самим собой. Таким образом, спортивный педагог узнает о своих ограничениях и о воспитательной ответственности, которую он берет на себя.

  • РУДН

    Российский университет дружбы народов

  • МГИК

    Московский государственный институт культуры

  • РХТУ им. Д.И. Менделеева

    Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева

  • ГУУ

    Государственный университет управления

  • АГП РФ

    Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

    Вера в то, что вовремя отражается во мне, все более жива во мне, потому что «вопрос о нашей жизни - это время, и это то, чему мы должны научиться заботиться, прослеживая нити смысла, которые ткут моменты жизни». Вы должны оставить детей надеяться на лучших игроков, более осторожных граждан, более «медленных» мастеров. Возможно, ключ к преодолению образовательного кризиса в футбольных школах здесь: в начале игры и кем он является неоспоримым хозяином, ребенком. Мы должны быть немного друг от друга, мы взрослые с нашими тяжелыми телами, оставляя пространство и время тем, кто действительно может что-то сказать, как дети.

  • МГК им. П. И. Чайковского

    Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

  • МГПУ

    Московский городской педагогический университет

  • МИЭТ

    Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

  • МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ

    Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ)

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Мы должны позволить всем нашим теориям, техническим упражнениям, методам, схемам и просто слушать его на мгновение. Вы должны сделать детей мастерами своего времени и понять, что, как писал Сенека, время должно быть сохранено. Когда мы решаем понять наше время, мы решаем существовать. И в нашей жизни нет момента, что это не волнует.

Вероника Брутти Педагог и тренер в Спортивной школе Эллада - Верона. Возраст ребенка составлял 7 лет. Фарне, спорт и детство. Заваллони, Уличная педагогика. Они, грамматика образовательного опыта. Трамвай, несовершенный педагог. Но в два последних и будущих времени, как они, когда прошлое, с одной стороны, не самые, а будущее, с другой, разве это еще не так?

Н. М. Костихина, О. Ю. Гаврикова
Педагогика физической культуры и спорта. Учебник

Введение

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Это обстоятельство также предъявляет новые требования к структуре и содержанию высшего образования в сфере подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Развитие общества требует новой системы высшего образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у студентов способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Необходимо отметить положительные стороны российской высшей школы и на их основе строить дальнейшее преобразование. Российская высшая школа способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире; отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам; ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Однако реформирование высшей школы в нашей стране – острая необходимость. Происходящие в обществе изменения все более раскрывают недостатки отечественного высшего образования, в том числе и в области физкультурного.

В XXI в. ответственность каждого специалиста за судьбы общества, за судьбы всего человечества настолько возрастает, что встает задача формирования социального, общечеловеческого, общефилософского, экзистенциального подхода к решению любой теоретической или практической педагогической проблемы в области физической культуры и спорта.

Чтобы формировать такого гармоничного специалиста с системным и даже глобально цивилизованным педагогическим мышлением, нужно, чтобы и сами педагоги спортивных вузов преодолевали свой узкопрофессиональный взгляд на задачи обучения и роль своей учебной дисциплины. Необходимо, чтобы сами преподаватели обладали комплексным гуманитарным психолого-педагогическим базисом научных представлений, в результате чего даже при преподавании узких дисциплин спортивного цикла эрудиция и системность мышления преподавателя позволят давать студентам комплексно синтезированную научную информацию, формировать всесторонне развитую личность человека XXI в.

Необходимо подчеркнуть, что правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется перестройке системы управления высшим образованием, а именно:

Широкому развитию форм самоуправления;

Прямому участию вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики;

Предоставлению вузам более широких прав во всех сферах их деятельности;

Расширению академических свобод преподавателей и студентов.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера.

Цель данной дисциплины – формирование у будущих специалистов знаний о целях, задачах, содержании и технологии обучения и воспитания в сфере физической культуры и спорта, а также побуждение к самовоспитанию профессиональных качеств и способностей, обеспечивающих вдумчивый и гибкий подход к организации и управлению учебно-тренировочной и воспитательной работой со школьниками и спортсменами. Все это говорит о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны на основе сформированных компетенций разрабатывать проекты расширения любой проблемной ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Тема 1. Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта

1. Педагогика физической культуры и спорта.

2. Объект и предмет научного изучения педагогики физической культуры и спорта.

3. Система педагогических наук.

4. Связь педагогики с другими науками.

1. Педагогика физической культуры и спорта

В современных условиях физкультурное движение стало многофункциональным общественным явлением, оказывающим существенное влияние на развитие личности человека. Каждый тренер должен обладать теоретической и практической готовностью к решению задач обучения, воспитания и развития спортсменов. Спортсмен, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют тренеров, педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях. Решение сложных воспитательных задач в физической культуре и спорте невозможно без глубокого понимания и знания педагогики.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем появилась необходимость обобщения накопленных эмпирических знаний, что привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, вычленила наиболее существенные отношения, определила ведущие принципы и закономерности обучения и воспитания.

Понимание педагогики как науки о воспитании и обучении детей сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Однако в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» – вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» – человек и «аго» – вести).

Особое место педагогика занимает в области физической культуры и спорта. Возникновение педагогики физической культуры и спорта вызвано объективными потребностями современности. Спорт – особая педагогическая система, и вместе с тем – часть широкой педагогической системы общества, включающей обучение и воспитание в семье, школе, сфере профессиональной подготовки.

В современных условиях главной задачей педагогики спорта становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Ее функция – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков, тренеров профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно– воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

2. Объект и предмет научного изучения педагогики физической культуры и спорта

Специфика целей и задач формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом требует широкого спектра знаний и умений из области педагогики.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, – словом, все созданное в процессе исторического развития общества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Поэтому воспитание имеет конкретно– исторический характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием – передачей накопленного опыта – занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Следующая основная категория педагогики – обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать образованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Объем и направленность общего образования регулируются государством, во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности, формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия – развитие . Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

Соотношение между выделенными педагогическими категориями довольно сложное. Воспитание, как мы уже установили, есть категория общая и вечная. Означает ли это, что существует воспитание, годное для всех времен и народов? Естественно, нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическая формация возникает на обломках старой; есть историческая преемственность достигнутого уровня культуры. Это означает, что существуют и некоторые общие признаки воспитания, которые характерны для всех социально-экономических формаций и проявляются на всем протяжении его исторического развития.

3. Система педагогических наук

Педагогика – обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундамент педагогики – философия , и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики . Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки: понимая прошлое – заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

Общие основы;

Дидактику (теория обучения);

Теорию воспитания;

Школоведение.

Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего человека и взрослого человека, отражает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему образования.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы . Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Кроме этого выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика , слепых – тифлопедагогика , умственно отсталых – олигофренопедагогика .

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Среди всех учебных предметов особое место занимает «Физическая культура», которая призвана не только обогащать учащихся знаниями и умениями, но и формировать здоровый образ жизни.