Проблема патриотического воспитания. Актуальные проблемы патриотического воспитания в образовательном процессе


В статье рассматриваются проблемы гражданско- патриотического воспитания в ОУ, основные направления работы, педагогические технологии, используемые при работе в данном направлении. Дается краткое описание подпрограмм, входящих в Программу гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом и т.д.

По его мнению, художественное образование не предназначалось для воспитания за понимание и понимание средств выражения произведений искусства, но это был художественный принцип, который применяется в образовании, принципы сенсорного воспитания, на котором основано сознание, а затем понимание и суждение человека, чувствует себя с внешним миром. Основополагающая учебная программа по предмету искусства и культуры в гимназии с ее философией реализации опыта восприятия произведения искусства, интерпретации произведений искусства, понимания искусства в историческом контексте и приобретения эстетических концепций и эстетических представлений в параллелях истории и культуры вначале применяется и творчески на учителя, какая пропорция творческой деятельности и теоретические знания выбирает.

К статье предлагается презентация "Гражданско - патриотическое воспитание в МБОУ г.Астрахани "СОШ "14"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Власова А.В.

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ г.Астрахани «СОШ №14»

Будущее есть только у того государства,

Эти новые предметы являются не только наследниками дошкольного предмета эстетического воспитания, но также и в начальной школе и преемниками литературного, музыкального, художественного или драматического образования с четко определенными рамками и более широкой миссией, чтобы учитывать эстетические аспекты. Согласно государственной образовательной программе в качестве официального документа, главной целью предмета является искусство и культура «развитие социально-эмоциональных способностей ученика, отношения, ценностные ориентации и критическое восприятие культуры».

которое выбирает патриотизм.

Проблема патриотического воспитания молодёжи в последнее время занимает все большее место в работе соответствующих государственных структур и, как следствие, в средствах массовой информации. С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического и нравственного воспитания граждан. Конечно, всегда существовали и те, кто не могли мириться с этим разрушительным беспределом в духовной жизни страны. Как правило, это те, кому дорога Россия, ее вековые традиции, целостность и безопасность страны. Поэтому вопрос о «воскрешении» духовно-нравственных идей россиян и об их патриотическом воспитании очень актуален. И это не случайно. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное, развитие творческих детских инициатив. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Частичными целями предмета являются развитие культурных компетенций посредством развития культурной самобытности ученика, развития уважения и терпимости к ценностям других культур, а также способности общаться с представителями других культур. Ученики должны развивать свое понимание важности эстетических явлений, эстетической деятельности и искусства в жизни человека и общества, развивать способность различать основные типы искусства, развивать способность отражать их собственные эстетические переживания, углублять ответственные отношения и критическое мышление в сторону современного культурного предложения и средств массовой информации.

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании военно-патриотического и гражданского сознания учащихся. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.

Наша цель - не анализировать тематические подразделения Государственной образовательной программы в следующем тексте, а указывать на то, что в этих группах существует 34 тематических области, из которых только 4 прямо или косвенно связаны с темой охраны культурного наследия. В частности, в гимназии есть две тематические единицы и две тематические единицы в гимназии. Мистрика. Учебники гимназий очень новаторские, они содержат короткие тексты по темам, вопросам, предложениям и объяснениям особых терминов, много визуальных стимулов.

Относительно широкий охват отдается эстетической теории и теориям искусства в применении к предметам обучения, интерпретации и анализу искусства, проблемам образа жизни или современным художественным тенденциям, средствам массовой информации и мнению о преимуществах новых технологий для искусства и человеческой культуры. Это учебник на первый год гимназии, который является очень исчерпывающим и логичным, чтобы понять понятие культуры и культурной идентичности. Почти половина его содержания, первые три главы из шести, знакомит молодого человека с миром культуры, объясняет концепцию культурной традиции, культурную самобытность посредством знания исторических источников, историй, памятников и мемориалов, важность праздников и т.д. это также объясняет культурные процессы, значение ценностей и оценки на основе стандартов.

Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско – патриотического воспитания, это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Героико – патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяний героических предков.

Временная и пространственная трансформация культуры объясняется не только функции преобразования искусства, его сообщения и механизмы, например, в различных контекстах, порожденных различными значениями и эстетических качеств, но открытый бар окна для понимания других культур на примерах их тотемов, произведения искусства, фрактал витражи, мандалы или мифы. Эти учебники не пытаются преподавать в хронологическом порядке историю искусства, но дают свободный выбор учителям при выборе конкретных произведений искусства, а Государственная образовательная программа как обязательный документ указывает на необходимость выбора художественных артефактов из их собственных художественных и культурных традиций из региона.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему; вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Мы не надеемся, что в ближайшем будущем будет создана независимая школьная дисциплина с уделением особого внимания признанию регионального культурного наследия и т.д. И мы считаем, что установленное многокультурное образование также дает пространство для этих тем.

Скорее, мы призываем определить более широкие возможности для музейной деятельности, творческие проекты, связанные с признанием собственной культуры по предмету искусства и культуры. В эстетическом образовании мы всегда стремимся к тому, чтобы у человека была возможность художественного произведения и реалистической части реальности, чтобы фактически выжить, но в равной степени важно его или ее собственное творчество или способность непосредственно творить. Тем не менее, учебная программа эстетики в Прешове основана на том, что это исключительно теоретическое исследование, в котором студенты приобретают знания в области эстетики и философии, в теории, истории и прикладной эстетике отдельных видов искусства.

Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей предметников состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодого поколения. Прежде всего, в школе должна работать Программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом и т.д. Данная Программа может предполагать следующие формы взаимодействия педагогов и учащихся:

Именно по этой причине, в контексте учебных дисциплин, интерпретация выбранного искусства, защита культурного наследия и музей-дидакология, мы стремимся создавать творческие проекты и драматические спектакли со студентами, где живой контакт с искусством хотя бы частично уравновешивает приток теоретических знаний. Тем не менее, существует потребность в некоторых диспозициях и мотивированной мотивации у педагога. Только для факультативных дисциплин, мы открываем, возможно, единственное место для поиска смысла и понимания важности произведений искусства и культурного наследия, как материального, так и нематериального характер, через свой собственный опыт, словесную эстетическую и эмпирическую интерпретацию искусства, интерпретацию и образовательное преподавание проекта.

педагог – ученик: учебные предметы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, уроки мужества, беседы, лекции, круглые столы, конференции, экскурсии, походы, игры, вахта памяти, фестивали, смотры строя и песни и т.д.

педагог – педагог: МО, открытые мероприятия, лекции, семинары, круглые столы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, конференции, методические разработки и т.д.

То, что нас увлекает в прошлом, - это определенная близость или близость к ценностям, которые важны и для сегодняшних поколений. Только и с нашей нынешней точки зрения мы можем смотреть на искусство нашего исторического момента и на искусство более древних исторических периодов. Даже к нынешним формам жизни мы не можем принимать мудрость и понимание без знания традиции, без какого-либо сравнения, отрицания или принятия ее достижений. Выдающийся словацкий художник, теоретик, но особенно привлекательный педагог Ян Альбрехт, в конце тысячелетия, сказал: «Если меня привлекают к прошлому, несмотря ни на что, эта привязанность к его неоспоримым ценностям, что также означает сегодня и логично в непрерывности развития».

В работе педагогов могут использоваться такие педагогические технологии, как:
- проектно-исследовательская деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- деятельностный подход в воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технологии проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- ИКТ и др.

Для решения проблем гражданского и военно-патриотического воспитания молодёжи в учебном заведении могут быть выделены основные направления работы, такие как:

Он выразил не только свое отношение к искусству, но и еще более ясную природу или чувство культивирования отношения к культурной традиции для будущих поколений. Мистрик выражает свою веру в необходимость передачи культурных ценностей следующей идеей: «Если группа осознает свою культурную самобытность, знает какие ценности, нормы или идеалы и какую традицию он видит как свою собственную - он точно знает, что у него есть и хочет сдать». В этом смысле он может не только создавать специальные институты, но и поддерживать свою жизнеспособность и открытость для других культур.

1. Учебная деятельность

2. Внеурочная деятельность

3. Внеклассная деятельность

4. Работа с родителями

Всё эти направления взаимосвязаны и в их рамках могут быть разработаны подпрограммы:

«Я и семья».

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;

Автор также убежден в определенном психологическом импульсе, соответственно. о том, что культурная идентичность основана на самооценке, но на чувствительном отношении к себе и другим. Чувствительность к людям, с которыми мы создаем сообщество, а также к тем ценностям, которые создали наши предшественники, - это то, как наше культурное сознание проявляется на протяжении всей нашей жизни. Без нашей собственной культурной привязанности мы едва можем сопереживать культурным богатствам других национальностей.

Это учит нас искусство, искусство и искусство, что дает молодому поколению возможность не только узнать о материальном и нематериальном культурном наследии, но и его результаты, а также его реальные ценности также отражаются, ощущаются, искусственно воспринимаются, выживают или интерпретируются по-своему. В более широком смысле эстетического воспитания мы всегда стремимся к тому, чтобы у человека была возможность фактически испытать художественное произведение и эстетический аспект реальности, как сразу, так и эмоционально.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы , родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

«Я и мой город».

Это тем более верно для эстетического воспитания студентов колледжей как будущих учителей и посредников знаний, а также оценки культурных ценностей страны следующими поколениями. Эстетика и концепция искусства. Братислава: Каллиграм. Защита культурного наследия в Словакии и возможности его реализации в учебных программах.

Образовательный феномен века. Применение результатов музыкально-исторического исследования к учебному процессу в колледже. В: Наука для образования - образование для науки. Культуры меньшинств, культура меньшинств. Интерпретация музыки как основы эстетической рефлексии и музыкального образования на примере признания регионального музыкально-культурного наследия.

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края;

2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин города»;

3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного города.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Вклад изучения историографии музыки в поисках национальной идентичности в Словакии. В культурных выражениях и европейских тождествах. Брюссель: Брюйант, стр. 245. Культура и мультикультурное образование. Образование через искусство. 2-й Всемирный форум народов Центральной Европы в Кракове.

Отдел искусств, Институт эстетики, искусства и культуры. Факультет философии, Прешовский университет в Прешове. Защита культурного наследия как учебного вопроса в университетском курсе и предмета средней школы по эстетическому образованию. Аннотация: В статье обобщены модели обучения защитному материальному и нематериальному культурному наследию, которые применяются в содержании курса в педагогическом образовании эстетического воспитания на факультете искусств Университета Прешова. Обращает на себя внимание тот факт, что защита культурного наследия, по-видимому, является учебным вопросом.

«Я и моё Отечество».

Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

К этому вопросу обращается анализ взаимосвязи между университетским курсом и предметами средней школы соответствующего предмета. Ключевые слова: культура, идентичность, учебная программа, культурное наследие, музейное образование. Польская история является доказательством того, что семья является первой школой патриотизма и что именно семья определяет продолжительность нации, традиции и культуру. В семье ребенок учится любить свою родину. Эти опыты обогащают школу, например, ссылаясь на самые красивые мотивы из литературы и создавая возможности для контакта с красотой родной природы.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

«Я – гражданин России».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

4. Участие в тематических конкурсах, выставках.

5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.

Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.

Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ. В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.

В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы: «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны», «Вооруженные Силы России», «Боевые традиции Вооруженных Сил страны», «Символы воинской чести», «Основы военной службы», «Военнослужащий - защитник своего Отечества».

Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения. Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.

Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.

Формы внеурочной деятельности:

Тематические классные часы;

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

Посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;

Встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;

Интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо-правовой тематике;

Конкурсы, викторины, конференции по данной теме;

Праздники получения паспорта, Дня Конституции;

Чествование ветеранов труда, войны, подготовка сувениров, подарков;

Уроки мужества, военно-спортивные игры;

Митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;

Участие в работе по созданию Музея школы;

Предметные недели;

Месячник по военно-патриотическому воспитанию;

Показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

Физкультурно-оздоровительные соревнования;

Поисковые операции;

Походы и экскурсии по родному краю.

Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организации и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

Формы работы:

Составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

Сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;

Встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;

Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

Проведение игр «А ну-ка, парни!», «Богатырские потехи»;

Встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – защищать Родину».

Конечным результатом функционирования системы гражданско-патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России :

- в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

- в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

В духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Организация гражданско – патриотического воспитания в школе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом - вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

В жизни наших ребят будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие! Молодым, сильным, умным не приемлемо находиться на окраине активной политической жизни.

Библиография

1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75

3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18

4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52

5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.

6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

7. Краткий справочник по педагогическим технологиям /Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997

8. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

9. Смирнова В. А. Программа патриотического воспитания 2006 – 2008 г.г.

10. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

11. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

12. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43

13. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Отчет подготовила:Зам. директора по ВР МБОУ «СОШ №14» г.Астрахани Власова А.В.

Слайд 2
Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм
Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое?
Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное, развитие творческих детских инициатив.И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

Слайд 3
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей гимназии уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных.В МБОУ «СОШ №14» накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит: помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему; вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Работа ведется по программе «Россия – Отечество моё»

Слайд 4
Направление «Я и семья» День пожилого человека Праздник доброты и вежливости «А ну-ка, бабушки» Спортивные соревнования с участием пап «Богатырские потехи!» Выставка фотографий в классе «Мой папа – солдат!» Международный день семьи (спортивные семейные соревнования) Участие в проекте «Моя родословная» Тематические беседы и классные часы
Направление «Я и мой город» Участие в реализации городских программ по чистоте и озеленению города Участие в мероприятиях, посвященных Дню города Классные часы «Тебя мы славим, край родной!» Фотовыставка "Любимый уголок Отчизны« Экскурсии, походы Участие в проектах «Мой город», «Моя улица», «Мои земляки»
Направление «Я и моё Отечество» Уроки мужества Конкурс рисунков «Служу России» Конкурс «А ну-ка, парни» Есть такая профессия – Родину защищать». Встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, военнослужащими Празднование дней воинской Славы России (беседы, классные часы, просмотр презентаций, проведение викторин)
Направление «Я гражданин России» Урок гражданственности и патриотизма День солидарности в борьбе с терроризмом Классные часы «Символы России», «Основной закон государства» Всемирный день гражданской обороны Проведение акций: «Как живешь, ветеран», «День пожилого человека», «Школьники - ветеранам», «День защитника Отечества», операции «Долг» Организация бесед, круглого стола по нравственно-правовым проблемам

Слайд 5
В связи с этим учителями - предметниками и классными руководителями разработан ряд уроков и классных часов, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся: классный час «Символика России и Астраханской области» разработала и провела учитель истории Халявкина Т.В.., классный час «Символы Советского района» - Шатило Э.Н., урок иностранного языка «Сравнение государственных символов России и стран изучаемого языка» учитель Чепеленко Т.А.
Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство - это не что иное как жажда узнать то, о чем взрослые люди могут говорить часами – о политике? Ведь старшеклассники уже не просто дети – они самостоятельные личности, которые могут принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов. Воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому может служить классный час в 4 классе «Что такое выборы?» - автор учитель начальных классов Каширская О.Т. , продолжается эта работа в старшем звене – интересно и необычно прошел классный час с использованием информационных технологий в 10 а классе «Наша дорога к выборам», классный руководитель Кочелаева В.А. с приглашением представителя Администрации Советского района. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в Дне молодого избирателя, участвуя в таких мероприятиях, как конкурс сочинений «Наша задача выбрать достойных»,
Так же при проведении выборов различного уровня участники образцового хореографического ансамбля «Ника» (рук. Кочелаева В.А.) и вокальной студии «Созвучие» (рук. Ширяева Н.А.) всегда приветствуют своими выступлениями избирателей.
изготовлению приглашения для избирателей «Все на выборы», конкурс информационных буклетов, круглый стол «Избирательное право и справедливость».

Слайд 6
Большое влияние на становление гражданско – патриотического воспитания учащихся оказывает проведение таких мероприятий, как вручение паспортов.
Значимая роль в формировании гражданственности отводится учителям – предметникам, естественно пальма первенства в работе данного направления принадлежит учителям истории и обществознания. Урок обществознания «Сегодня – ученик, завтра – избиратель» разработанный Титенко М.Н. углубляет и расширяет знания об истории и демократических традициях в целом по России.

Слайд 7
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в МБОУ «СОШ №14» уделяется особое внимание военно – патриотическому воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество, подготовка молодых людей к защите Родины и службе в вооружённых силах.На базе школы под руководством учителя ОБЖ Хомякова Г.В. действует кружок «Меткий стрелок». В целом в школе соседствуют традиционные формы военно – патриотического воспитания и инновации.
С 23 января по 23 февраля в нашей школе проводится ежегодно февральский месячник военно – патриотического воспитания. В ходе его проведения учащиеся с 1 по 11 классы принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсе рисунка, чтецов посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь, ветеран», благотворительной акции «Дети России – солдатам Отечества», оформление стендов «Мой папа – солдат», Смотр строя и песни. Не забываем мы и ветеранов, проживающих на территории микроучастка школы. Неоднократно творческие коллективы школы выезжали с концертами в войсковую часть за что были отмечены благодарственным письмом
В жизни наших ребят будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие! Молодым, сильным, умным не приемлемо находиться на окраине активной политической жизни.

Слайд 8
Не прерывается связь поколений, и современные школьники знакомятся с судьбами героев родного города. С чувством гордости и восхищения воспринимают то, что они живут на земле, которая чтит память своих земляков, прошедших Великую Отечественную войну, Афганскую войну. Их имена запечатлены не только на стендах и мемориальной доске на фасаде школы, но и живы в наших сердцах и делах.Следовательно, важнейшая задача военно – патриотического воспитания – учить миру. А это значит: помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему.
Педагоги и воспитатели используют различные формы работы с учащимися: кружковая, экскурсионная, исследовательская, смотры, конкурсы, выставки и т.д. Опытом своей работы по гражданско – патриотическому воспитанию наши педагоги делятся на педагогических советах, семинарах классных руководителей, где отчет об опыте их работы сопровождается компьютерной презентацией. Но какую бы форму работы не выбрали педагоги, главным является приобщение к обрядам, традициям, привитие любви к родному краю.Традиционно в октябре учащиеся школы принимают активное участие в праздновании Дня города. В этом году в школе прошел фотоконкурс «Родной город глазами ребенка!». Лучшие работы вывешены на стенах школы.

Слайд 9
В рамках празднования Дня космонавтики прошли единый классный час «Звёздный поход» и конкурс проектов «Планета будущего».Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Прощание с букварем», «День здоровья», «День учителя», Новогодние ёлки, «Ученик года», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы», отчетные концерты творческих коллективов и завершают учебный год «Лучший класс», торжественная линейка «Последний звонок», «Выпускной бал».
Организация гражданско – патриотического воспитания в школе, как мы убедились, сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом - вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Есть белый цвет и есть цвет синий.И красный – сколько красоты!В нем белизна твоих бурановИ синева твоих озер.Твои надежды, муки, раныИ вечный огневой задор.Россия – тройка, песня, птица.Страна с особенной судьбой.Должна Россия возродиться,И возродимся мы с тобой!


Елена Онищенко
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма . Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ : дошкольникам , особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма , который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания .

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том , что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей . Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких

Патриотизм – любовь к Родине , преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте .

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Патриотическое воспитание – процесс освоения , наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству.

Но как воспитать эту любовь ? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота . С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины

Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет .

Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые : К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В наше время этой проблемой занимаются Л . А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам , особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств . Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями .

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ » ) .

Одной из основных задач ФГОС ДО, является : «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» .

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО .