Характеристика основных педагогических средств воспитания. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания. Выбор воспитательных средств


Семинар «Методы, средства, формы воспитания»

Методы воспитания.

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания.

Метод воспитания – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведения воспитанников с целью выработки у них заданных качеств.

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Понятие о методах воспитания

Они связаны с их собственными формами общения и выражения, особенно среди молодежи, и отвечают пожеланиям и ожиданиям молодых людей игривый подход, они способствуют выражению чувств и отношений - при необходимости даже без слов - они позволяют быстро понять и почувствовать сообщество. Кроме того, художественный процесс требует смены перспективы и дает возможность взглянуть на что-то новое и «расчистить против зерна». На своих домашних страницах два института политического образования описали взаимодействия политического и культурного образования, которые для них являются плодотворными.

Методы - одна из основных категорий воспитания - характеризуют деятельностную сторону воспитательного процесса. Знание педагогом общей теории, сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию, тем самым стимулирует и корректирует их поведение, развитие.

Культурное образование означает возможность подходить к целому предмету целостным образом, решать вопросы, имеющие отношение к обществу в целом, и разрабатывать концепции, которые формулируют возможные ответы или точки зрения посредством искусства. Объединить политическое образование с культурным образованием? Благодаря культурным педагогическим методам политические и социальные проблемы становятся ощутимыми и осязаемыми для всех. В образовательных мероприятиях активируются и пропагандируются творческие способности и силы участников, а также создаются встречи.

Многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между ними и другими категориями затрудняет их классификацию.

Методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.

Труд как средство воспитания

На семинарах участникам будет предоставлена ​​возможность испытать себя и других, а также работать на основе ресурсов. Кроме того, два практических примера иллюстрируют, как творческие формы выражения, возможности художественного дизайна и культурно-педагогические методы могут использоваться для поддержки образовательных потребностей политического образования.

Работа в области политического просвещения в Европейском союзе основана на том, чтобы привести людей в контакт друг с другом и задать вопросы о справедливости, терпимости и солидарности. Целью этого проекта было поощрение и поддержка долгосрочных безработных, бездомных и тех, кто подвергается риску бездомности, то есть тех, кто находится на периферии общества, развивать и развивать свою уверенность в себе и свои права. Темы пяти последовательных семинаров были буквально на дороге: исключение и участие, нищета и богатство, права человека, социальное неравенство и возможности, принятие и предубеждение.

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников - всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.

Лекция, рассказ, объяснение - это словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.

Начиная с того, что участники испытали на улице, появились роликовые наборы и сцены короткой игры. Сопровождающий преподаватель театра поддерживал группу упражнениями на мимике и языке тела. Из бумаги, гипса и папье-маше появились также простые маски. Каждый участник создал свою собственную маску, которая была выражением его собственной личности и в то же время обеспечивала защиту и безопасность на сцене. В равной степени хорошо оборудованные, бездомные люди осмелились публично выступать и обратить внимание на их положение.

Положительный опыт и обмен с аудиторией побудили участников принять участие в следующем «Национальном собрании людей с опытом бедности» и выразить свое право на участие. Второй пример дает представление о работе политического просвещения с молодыми людьми: мобильные телефоны нельзя вообразить из повседневной жизни молодых людей. Они являются центральной средой для социальных сетей: телефоном, текстовыми сообщениями, твитамингами, навигацией, прослушиванием музыки, воспроизведением, фотографированием, съемкой.

В практике занятие, встречу со студентами и разговор по социально-нравственным проблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может быть монологическим выступлением воспитателя. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна для детей возраста 15-18 лет. Рассказ и объяснение скорее подходят для детей от 7 до 14 лет. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы могут быть самые разные: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр. В методической литературе воспитатель найдет тематику, содержательные материалы и рекомендации по проведению воспитательных бесед с детьми всех возрастов.

Выбор воспитательных средств

Мобильные телефоны стали постоянными компаньонами. Без мобильного телефона, согласно ясному объявлению молодых людей, ничего не происходит, и не реже каждые два года должно появиться новое устройство. Ваш мобильный телефон имеет какое-либо отношение к войне в Конго? Является ли потребление когда-либо нового оборудования воздействием в Африке? Поскольку средства массовой информации были в центре недели семинара, они также предложили себя для творческой реализации. Отправной точкой стала фильм «Блутидж Хандис» («Кровавые мобильные телефоны»), которую все молодые люди видели вместе.

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут - это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих воспитанников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера.

Диспут - довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Впоследствии они начали исследовать и собирать дополнительную информацию. Они обменялись опытом и результатами, а затем разделили их на рабочие группы. Каждой рабочей группе было предложено связать каждый свой собственный опыт с недавно полученными результатами. Молодые люди выбирали художественные формы обсуждения, видео, фоторепортаж, радио-игру, комикс и пьесу.

Будущая задача: улучшить сотрудничество

Целью семинара была поддержка со стороны медиа-педагога и театрального педагога, цель которого заключалась в том, чтобы продвигать творчески критическую оценку собственного потребления средств массовой информации и указывать на связь между своими действиями и экологическими, социальными и правозащитными проблемами в других частях мира. Культурные и политические образования могут, безусловно, благо друг от друга и так же, как краткое понимание показывает практика. Сотрудничество также является вариантом, так как обе рабочие области тесно связаны.

Обсуждение с воспитанниками социально-нравственных и других вопросов, дискуссии требуют от воспитателя и знаний, и опыта, и методических умений. Важно, чтобы активно участвовали, выступали как можно больше воспитанников, в идеале - каждый. Для этого надо придумывать блиц-опросы, игровые голосования, объединения в группы, команды и др.

Культурное и политическое образование является неотъемлемой частью внешнего образования, но оба они также тесно связаны со школой, поскольку у них есть формальные предметы в области формального образования. Они основывают свою работу на принципах внешкольного образования, которое является добровольным, участие, ссылка на окружающую среду и ориентацию на силу. Обе области работы дают возможность приобрести компетенции, которые способствуют развитию личности. Это также не меняется благодаря использованию художественных средств и методов в политическом образовании или по политическим темам в художественных проектах.

Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Одно значение метода-примера - обсуждение эталона, но есть и другое - демонстрация образца поведения собственным поведением взрослого, педагога, родителей, всех членов общества. Действие первого - иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Действие второго основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Подражание образцам свойственно всем, взрослым тоже. Тут действует закон социальной психологии: люди в поведении ориентируются на референтное лицо, чье мнение имеет для них вес, определяет оценки и поведение.

Семинар по философии и литературе

«Цель человека» - «сформировать», пишет Вильгельм фон Гумбольдт. Поэтому его деятельность никогда не «означает» простое обучение, а живое саморазвитие. В таких решительных словах идеал целой эпохи выражает себя. В то же время образование упоминается здесь в совершенно ином смысле, чем в наши дни. Если «образовательные реформы», «образовательные возможности» и «образовательный дефицит» также на устах, образование здесь обычно означает посредничество соответствующих способностей, которые приводят к стремлению к профессии или социальной подняться самостоятельно.

Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.

Но что означает «образование»? Увеличивает ли он наш мир и самопознание? Разве это делает из нас лучших людей? Позволяет ли мы быть автономными? Или это помогает нам жить счастливой жизнью? Сегодня учебные заведения ориентированы прежде всего на образование, то есть на передачу знаний и навыков, которые должны готовиться к профессиональной жизни. С другой стороны, критика Платона софистов представляется концепцией образования, которая отличается от целенаправленного образования и вместо этого возводит свободное развитие умственных привязанностей к самоцелю.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Задача педагогов создать такие условия.

Согласно Платону, задача учителя заключается не в том, чтобы донести знания до ученика, но, как акушерка, он служит только для того, чтобы выявить то, что он уже несет в себе. Благодаря такому мотиву образование философски рассматривается для просвещения. Другими словами, как образование, это, таким образом, самоопределяющаяся и самоотражающая деятельность, по существу, самообразование.

Таким образом, эта классическая концепция образования связана в разных отношениях с искусством, особенно с литературой. Ибо, начиная с эпохи Просвещения, само образование становится центральным литературным мотивом, примером которого является «Вильгельм Мейстер» Гёте. Особенно романы могут сделать процесс разработки фигуры понятным; посредством идентификации и эмпатии, читатель или зритель сам принимает участие в учебном процессе. Таким образом, опыт ремесленников играет заметную роль в самореализации человека.

В отечественной педагогике организация деятельности воспитанников является ведущим методом воспитания.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах.

Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция.

Как подчеркивает Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании человека», искусство само по себе способствует всем аспектам человека, как чувственному, так и духовному, который объединяет их в гармоничное единство. Цель семинара - осветить концепцию образования с двух точек зрения, прочитав классические и современные тексты. С одной стороны, двусмысленность концепции образования между самоцелью и простым способом должна обсуждаться с философской точки зрения. С другой стороны, образование должно рассматриваться как литературный мотив.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Диалог между классическими позициями и современными требованиями об образовании призван предоставить участникам инструменты для критического отражения их собственного пути обучения и образовательной системы, которая характеризует этот путь, и сделать его автономным на этой основе может. Таким образом, семинар предназначен для любителей литературы, эстетики и философской педагогики, а также для тех, кто хочет заняться вопросом о том, что значит формировать.

Семинар проводил философ, искусствовед и литературовед, философ и литературовед. И вопрос о том, что такое образование, является вопросом сердца, не только теоретическим, но и практическим. Саймон Габриэль Неоффер отправился в школу в Эссене и окончил диплом средней школы. Он изучал философию, историю искусства и современную немецкую филологию в Техническом университете и Университете Свободы в Берлине, а также во Флоренции, финансируемых немецким политическим фондом.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы. Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек, характера.

Приучение - это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития.

Его интересы прежде всего лежат в изучении философии немецкого идеализма и Канта, а также греческой философии. Кроме того, история раннего современного искусства и классицизма, а также литература периода Гёте имеет для него большое значение. Татьяна Ноэми Томмель выросла в Мюнхене. После окончания средней школы она несколько лет работала режиссером в различных театрах, в том числе в Баварском государственном театре и в Гекидане Мингее в Токио, Япония. Продвигаемая Немецким национальным академическим фондом, она изучала общую и сравнительную литературу и философию в Мюнхене, Берлине и Париже.

Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности воспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

С марта этого года она работает научным сотрудником Центра изучения субъективности в Копенгагенском университете. Ее исследования сосредоточены на практической философии, эстетике, феноменологии и философии существования. Несмотря на то, что она решила отказаться от художественной карьеры, прекрасное искусство продолжает ее страсть. Кроме того, она увлечена дизайном интерьера, модой и дизайном и любит путешествовать, особенно в своем втором доме на юге Франции.

Его главным преимуществом является то, что прямой контакт педагога и обучение облегчают выяснение сомнений или проблем, которые могут возникнуть. Слово «образование» может использовать четыре основных способа применения: диалог, класс, разговор и групповое обсуждение1. Социальный такт интервьюера должен попытаться рассеять воспоминания о том, что все человеческие контакты приводят в первом приближении. Кроме того, во время их развития важно знать, как слушать, знать, как разговаривать, знакомиться с проблемами, которые им интересны и быть заинтересованными в них, и знать, как им советовать. Класс - это метод, наиболее используемый в формальном школьном образовании. В целом он дополняется использованием заметок, учебников или консультаций и других аудиовизуальных материалов. Основным недостатком этого класса является то, что это метод, который способствует большему приобретению знаний, чем модификация поведения, поэтому он не является целесообразным методом в медицинском образовании для взрослых, если только предмет класса не отвечает на желания или конкретных потребностей целевой группы. Это будет в случае курсов по охране здоровья матери и ребенка в школах матерей или курсов первой помощи, запрограммированных как курсы спасения жизни, предназначенные для работников с высоким риском несчастных случаев. Для того чтобы класс мог достичь своей максимальной эффективности, удобно сделать заключительное резюме, освещающее основные моменты того, что обсуждалось во время этого. Затем будет открыт коллоквиум, чтобы уточнить те пункты, которые не были надлежащим образом поняты3. Говорить - это процедура прямого медицинского образования, которая наиболее часто используется в нашей группе для общения с группами. При планировании и проведении переговоров необходимо учитывать следующие моменты, с тем чтобы сделать образование эффективным: его должно поощрять сама группа через своих лидеров. Выбранный оратор должен быть осведомлен о предмете, но в то же время он должен обладать престижем среди людей. Выбранный субъект должен реагировать на желания, потребности и интересы правительства. В развитии разговора необходимо учитывать ряд технических соображений: разговор должен быть кратким. В идеале мы должны потратить полчаса. Следует использовать язык, соответствующий жизненности и культуре слушателей. В ходе диссертации удобно приводить примеры и анекдоты, поскольку они способствуют удобству беседы. Также рекомендуется использовать аудиовизуальные средства для уточнения и исправления. В конце разговора всегда необходимо дать время для диалога и коллоквиума. Любой разговор, в котором только менеджер дает, с формирующей точки зрения, не только стерильный, но и вредный. Когда слушатель не может просить разъяснений или выражать сомнения или мнения, возникает чувство разочарования, которое может вызвать враждебное отношение к оратору и принципы, которые он намеревается внедрить. Важно сделать окончательную оценку беседы, оценить количество участников, интерес и внимание аудитории и самые интересные вопросы, заданные посетителями. Этот последний момент имеет особое значение, поскольку он позволит узнать те концепции и идеи, которые представляют больший интерес со стороны аудитории, а также те проблемы или аспекты, которые сложнее понять и заслуживают особого внимания, чтобы заполнить их позже. Когда одна и та же тема должна разрабатываться разными ораторами, очень важно унифицировать критерии и представление концепций. 4 Групповое обсуждение Состоит из небольших групп и обсуждения среди их членов, модерируемых лидером, для того, чтобы проблема и решение, которое, взятое по общему соглашению, скорее всего, будет более приемлемым и последовательным, чем индивидуальное решение. Сегодня групповое обсуждение считается наиболее эффективным методом группового санитарного просвещения, используемым для изменения поведения и поведения в отношении здоровья. Презентация мнений разных членов группы позволяет противостоять их идеям и дополнять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу. Идеи, выдвинутые членами группы, подлежат суждению и оценке, так что непоследовательные быстро отбрасываются самим экспонентом, который рассказывает о своей маленькой ценности при разоблачении их или, чаще, после слышать других. Игра идей и концепций среди членов группы улучшает понимание проблемы и легко принимает новое поведение здоровья. Для того чтобы эффективность этого метода была оптимальной, должны быть выполнены следующие требования: субъект должен представлять интерес для студентов, которые должны знать это, даже поверхностно, перед началом обсуждения. Они также должны быть способны разоблачить идеи и парадефендла. Это должны быть люди, предрасположенные к обсуждению, т.е. не стесняйтесь. Эта процедура идеальна, когда санитарное просвещение адресовано молодым людям, и они решают конкретные проблемы своего возраста. В групповом обсуждении должен быть режиссер или аниматор и аккомпаниатор. С помощью этих методов, в отличие от прямых, между преподавателем и учеником нет дорогостоящих отношений, что делает невозможным оплату информации, что снижает эффективность коммуникации. Они также дифференцируются относительно большим количеством людей, которые достигают, и потому, что принимающая группа практически не прилагает никаких усилий, чтобы получить сообщение, что умаляет его эффективность. Наконец, следует подчеркнуть, что сообщения, передаваемые через средства массовой информации, должны быть относительно простыми и их следует решать только. В последние годы пропагандируется массовое использование средств массовой информации, чтобы убедить население принять положительное поведение в отношении здоровья. Аргумент, который был оправдан, заключается в том, что, если они эффективны для населения, чтобы купить определенный бренд сигарет, почему бы не убедить его прекратить курить или севакун. Это рассуждение терпит неудачу, потому что это не то же самое, что продвигать коммерческие продукты, чтобы изменить сумасшедший образ жизни. В то время как реклама коммерческих продуктов предназначена только для того, чтобы потребитель мог купить определенный продукт с рынка, медико-санитарное просвещение направлено на изменение поведения и образа жизни, которое во многих случаях вызывает удовлетворение и практикуется в течение многих лет и чье изменение может стать болезненным или раздражающим. Чтобы решить, какой из лучших косвенных методов следует использовать, необходимо учитывать, что они должны быть адаптированы к аудитории, оценивая, среди прочего, возраст, знания и способности, а также интересы и мотивы, которые он имеет. Его основная функция - привлекать внимание в интенсивной и быстрой манере к проблеме. Очень важно, чтобы плакат содержал одну идею, ясную, лаконичную и резкую. Они должны быть установлены в видимых и стратегических местах с яркими цветами и хорошо сочетаются с привлекательным рисунком и адаптированы к предмету, так что одним взглядом позволяет понять идею, которую нужно передать. Текст должен быть как можно более кратким. Из-за прямого воздействия, которое они производят, они широко используются в начале кампаний, чтобы привлечь внимание. 2. Брошюры - это простые публикации, которые обычно касаются определенной темы. Среди их самых важных преимуществ: они очень универсальны. Они могут использоваться для разных целей и, адаптируя их контент, могут обслуживать разные аудитории в соответствии с их потребностями и уровнями обучения. Сообщение не является точным, как радио или телевидение, но оно остается. Они представляют собой эффективное дополнение к другим средствам коммуникации, как прямым, так и косвенным. Обычно есть, в общем, байокост. Самым большим недостатком является то, что они подходят только для грамотного населения. Чтобы сделать брошюру эффективной и ее эффективность оптимальной, ее удобно распространять в массовом порядке, но только тем людям, которые ранее были заинтересованы в предмете, поскольку массовое распространение не полезно в качестве средства санитарного просвещения, поскольку люди, которые ранее не были сенсибилизированы и заинтересованы в предмете, даже не прочитав их. 3 Радио является самым популярным средством массовой коммуникации, поскольку оно распространяется повсюду в мире. Важным преимуществом радио является то, что слушатель не должен обладать какой-либо специальной способностью получать сообщение, в отличие от того, что происходит с печатными носителями, для понимания того, что ученик должен, по крайней мере, иметь возможность читать. Это делает эту среду очень эффективной в том, чтобы приносить простые медицинские сообщения обездоленным социальным группам. Радиопередачи, чаты, разговорные программы и т.д. могут передаваться по радио. 4 Кино и видео Его отличное распространение и огромная привлекательность, которую они оказывают на массы, делают их очень подходящими средствами для санитарного просвещения. Их можно проецировать в дополнение к лекциям или как простую проекцию, но в этом случае желательно, чтобы за проекцией последовало обсуждение.

  • В дополнение к этому можно использовать технические средства.
  • Диалог - один из лучших методов санитарного просвещения.
  • Чтобы быть эффективными, необходимо создать атмосферу доверия и взаимопонимания.
Внедрение аудиовизуальных ресурсов в мире стало очень важным шагом в развитии новых педагогических технологий.

Поручение как метод воспитания - это исполнение воспитанником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.

Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность педагога, взрослых, награждение материальными наградами. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать воспитанников ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности. Формы наказания разнообразны: замечание педагога, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, совет по профилактике правонарушений, исключение из колледжа. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.

В советской школе применялся и такой стимулирующий метод, как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию. В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Если результаты воспитания в приемлемой форме обсуждать со студентами, то можно получить значительный эффект и стимулировать их

Основная функция методов контроля - оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания. По этим же результатам оценивают и профессионализм педагога. Другое дело, что полученные этими методами данные о воспитанности студентов можно в какой-то форме сообщать студентам, чтобы обсудить со студентом его развитие, проблемы, проконсультировать, оказать психолого-педагогическую помощь, поддержку и т. п.

Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий. В психологии есть принцип единства сознания и деятельности: сознание формируется в деятельности, принятыми в обществе правилами и ценностями.

Средства воспитания.

Средства воспитания – совокупность приемов.

Средства – это уже не прием, но еще не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы.

В связи с этим метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.

Слово «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое - прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) - предметы, приспособления для чего-либо; материальные ценности, деньги. Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» - работника.

В педагогике изучались преимущественно средства обучения, дидактические средства, понимаемые как материальные предметы, только что названные нами выше, и идеальные средства - это, можно сказать, завоевания человеческой культуры и цивилизации: письмо, речь, символы и знаки, произведения искусства и т. д. В образовательной организации средства обучения часто педагогом понимаются в основном как технические средства обучения: магнитофон, телевизор, компьютер.

Средства воспитания:

1. В очень широком толковании это все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации.

2.Средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания. Причем эти предметы могут быть обычными бытовыми предметами общего пользования и специально созданными для педагогических целей: пособия, игры и игрушки, в том числе сложные технические приборы и приспособления вроде компьютера, роботов.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся:

Знаковые символы;

Материальные средства;

Способы коммуникации;

Мир жизнедеятельности воспитанника;

Коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

Технические средства;

Культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);

Природа (живая и неживая).

Формы воспитания.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности образовательной организации.

8. Уровень профессионализма педагога.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

По целевой направленности;

По позиции участников воспитательного процесса;

По объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

Когда нужно решить просветительские задачи;

Когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

Когда организаторские функции слишком сложны для детей;

Когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

Когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

Дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

Творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

Коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

Предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

Обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

Способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

Эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать.

По времени подготовки и проведения:

Экспромт;

Относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

Организуемые одним человеком;

Организуемые группой участников;

Организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

Обязательное участие;

Добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

- «открытые» (для других, совместно с другими);

- «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

Словесные (конференции);

Практические (походы);

Наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

Организация познавательно-развивающей деятельности;

Нравственное воспитание;

Эстетическое воспитание;

Физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

Практическое занятие. Методы, средства, формы воспитания

Задание 1. Выберите группу методов, которая обеспечивает наибольший успех в вашей работе. Почему?

Рисунок 1.

Задание 2. Соотнесите предложенную квалификацию методов воспитания с классификацией, представленной на рисунке 1.

Пассивные методы (методы линейного воздействия)

Классный руководитель является главным ориентиром, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия воспитанника, единолично распределяет необходимую информацию.

Активные методы (методы кругового воздействия)

Характер взаимодействия меняется, хотя классный руководитель и остается центральной частью дела. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом, но воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия)

Роль классного руководителя меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Задание 3. Прочитайте высказывания. Ответьте на поставленные вопросы после текста (обсудите с коллегами).

В.А. Сухомлинский, из книги «Разговор с молодым директором школы».

«Одна из бед школьного воспитания заключается в том, что педагог уж слишком много приказывает, повелевает, требует. Если ребенок, особенно в подростковом возрасте, слышит от воспитателя только приказы, это связывает его духовные силы?

Вопрос: «Подтверждает ли ваш личный опыт справедливость мнения выдающегося гуманиста о том, что авторитарность педагогических действий преподавателя/классного руководителя «связывает духовные силы» ребенка?

Педагог Э. Ле Шан, из книги «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» (пер. с англ.).

«Хорошее наказание - это то, что помогает человеку расти. Очень часто, когда мы наказываем ребенка, то теряем больше, чем приобретаем. Волевой ребенок, по природе легко возбудимый и нервный, начинает смотреть на себя как на дерзкого, несносного проказника, стеснительный, неуверенный в себе ребенок, начинает чувствовать себя неуклюжим, глупым, неумелым».

Вопрос: «Каково ваше отношение к наказаниям детей? Могут ли они помочь развитию ребенка?» Аргументируйте свою точку зрения.

Высказывание психолога И.С. Кона.

«... Примеры пристают или не пристают не потому, что они хороши или плохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, особенно жизненной ситуации».

Вопрос: «Как применить это высказывание к практической работе классного руководителя?».

Задание 4 . Перечислить и соотнести с классификацией формы воспитания, применяемые классными руководителями колледжа в работе со студентами.

Классификация

форм воспитания

Применяемые

в колледже

По времени подготовки и проведения

Экспромт

Относительно длительная предварительная подготовка

По способу организации

Организуемые одним человеком

Организуемые группой участников

Организуемые коллективно

По характеру включения в деятельность

Обязательное участие

Добровольное участие

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми

- «открытые» (для других, совместно с другими)

- «закрытые» (для своего коллектива)

По методам воспитания

Словесные

Практические

Наглядные

По направлению воспитательной работы или видам деятельности

Организация познавательно-развивающей деятельности

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание

Домашнее задание.

Раскрыть классификацию методов воспитания и определить общее и отличия:

По Болдыреву Н.И.;

По Ильиной Т.А.;

По Щукиной Г.И. и Сластенину В.А.;

По Конникову Т.Е.;

По Караковскому В.А.

Выделить для себя классификацию методов воспитания, которая будет более эффективна в работе.

Отдельное средство всегда может быть

положительным и отрицатель­ным,

решающим моментом является не его прямая

логика, а логика и дей­ствие всей системы

средств, гармони­чески организованных.

А. С. Макаренко

    Понятие о методах воспитания.

    Классификация методов воспитания.

    Характеристика методов воспитания.

    Средства воспитания.

    Формы воспитания.

Базовые понятия: методы воспитания, средства воспитания, формы вос­питания, метод убеждении, метод упражнения, классный час, классное со­брание.

1. Понятие о методах воспитания

До сих пор речь шла об общей характеристике процесса воспитания, его целях и содержании, теперь следует выяснить пути и средства достиже­ния результатов, помня общую схему любого процесса: цель, средства, ре­зультат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагоги­ческие проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут вос­питательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как посту­пить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответствен­ными, трудолюбивыми и т. д. - словом, тогда они, педагоги, думают о ме­тодах воспитания.

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвя­занной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на реше­ние задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать - организуя деятельность вос­питанников. Как видим, воспитатель все-таки - организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод воспита­ния определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка. Например, И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания - это совокуп­ность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек по­ведения, его корректировки и совершенствовании. Видимо, мы не должны связывать со словом «воздействие» что-то опасное для ребенка, нечто авто­ритарное и насильственное.

Да, профессиональный педагог воздействует на воспитанников, и при­том главным образом организуя различные виды развивающей деятельно­сти, общение, интересную содержательную жизнь детей и работающих с ними взрослых. При этом в разнообразной воспитательной работе с деть­ми педагог может и жестко потребовать подчинения принятым нормам по­ведения, и страстно убеждать, спорить, доказывать свою правоту, и вести за собой своим собственным примером, и осудить неверное поведение, по­ступок ученика. Мы назвали здесь почти все наиболее известные методы воспитания, точнее, внеурочной воспитательной работы с детьми в образо­вательных учреждениях: вовлечение в деятельность (упражнение), убежде­ние, пример, требование, наказание.

Уточним, что специалисты различают методы воспитания и методы вне­урочной воспитательной работы. Вслед за Ю. К. Бабанским ряд ученых рас­сматривают обучение и воспитание как единый процесс - целостный педа­гогический процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые тра­диционно анализируются отдельно в дидактике и в теории воспитания. Для объединения методов есть определенные основания, хотя эти же специалис­ты, говоря о процессе воспитания, все же характеризуют методы воспитания как специфические, отличные от обучения методы. При этом подчеркивает­ся, что их лучше называть методами внеурочной воспитательной работы, ко­торую ведут образовательные и воспитательные учреждения. Учитывая эту близость методов обучения и воспитания, мы в духе традиции рассматриваем методы воспитания отдельно, соглашаясь с тем, что они используются педа­гогом в учебной и во внеурочной работе с детьми.

В науке, кроме методов воспитания, имеется еще ряд понятий, характе­ризующих организационно-процессуальную часть воспитания, а именно: прием воспитания, средства, формы воспитания, а также технология воспи­тания и техника, точнее, педагогическая техника. Все эти понятия не слишком хорошо различимы в педагогической науке, тем не менее мы должны представлять границы между ними.

Прием воспитания обычно характеризуют как составную часть метода, подчиненную ему, входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации. В педагогической литературе часто указываются при этом разные частные варианты метода. Например, метод поощрения реализуется в при­емах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собра­нии. Иначе говоря, проводить воспитательную беседу, поощрять, наказы­вать, организовывать праздник можно по-разному. Например, можно со­здать эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы с учениками; перейти на «вы» с учеником и назвать его полным именем с фамилией, когда надо сделать строгое замечание. Или вот классический прием: поручить трудному ученику, нарушителю порядка, какое-либо дело, выполняя которое ученик вынужден вести себя иначе.

Из примеров видно, что прием, с одной стороны, сливается с методом, а с другой стороны - с технологией воспитания и педагогической техни­кой. Педагогическая технология воспитательной работе) - это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к за­планированным результатам при организации воспитательной работы с деть­ми. Иногда педагогическую технологию как научно разработанную систему действий необоснованно сближают с педагогической техникой, по суще­ству, подменяют технологию техникой.

Педагогическая техника - это комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздей­ствовать на учеников этими профессионально-личностными средствами. К психотехническим умениям педагога относятся техника и культура речи, общения, мимика и пантомимика, умение психофизической регуляции. Можно сказать, что речь идет о личности учителя, о профессиональном индивидуальном стиле работы педагога, его профессиональном поведении, мастерстве. Вопросы технологии и техники воспитания не всеми понима­ются однозначно, здесь нам важно по возможности отличить их от методов воспитания, указав в то же время на связь между объективным научным содержанием слова «метод воспитания» - характер разнообразных дей­ствий воспитателя - и личностью педагога, использующего тот или иной метод. Личность педагога во всей ее сложности и своеобразии, а также его профессиональная техника часто имеют решающую роль в выборе и реали­зации метода воспитания. Что получается у одного, может не получиться у другого.

К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, техни­ческие средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и ма­териальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К сред­ствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Некоторые специалисты считают, что средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, фор­мы и собственно средства.

Праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, бе­седа на этическую и другую тему, конференция учеников и т. д. - это фор­мы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы сре­ди методов и средств: беседа, дискуссия, конференция отнесены к методам убеждения, направленным на формирование знаний и взглядов воспитан­ников. Приходится мириться с тем, что в науке довольно нечетко разде­ляются названные понятия. Тем не менее методы - одна из основных ка­тегорий воспитания - характеризуют деятельностную сторону воспита­тельного процесса. Знание педагогом общей теории, сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

Характеризуя методы воспитания, некоторые ученые говорят о структу­ре метода, выделяя в ней задачу, деятельность воспитателя, деятельность детей, результаты. Но это, скорее, представляет основные компоненты процесса воспитания. Если помнить определение метода, то в нем отражен способ и состав действий, операций воспитателя и учеников. Действия пе­дагога носят инициирующий характер, побуждают учеников к соответст­вующим действиям. Действия учеников реактивны, отвечают на действия воспитателя. Эта несколько упрощенная схема все же показывает метод как взаимодействие. В реальности ученики, особенно развитые коллективы, осуществляют педагогически целесообразные, воспитывающие действия по отношению к себе, товарищам и даже учителю.

Наконец, при изучении методов воспитания следует знать еще один термин «методика воспитательной работы» - это отрасль теории воспита­ния, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы орга­низации воспитательной работы. По мнению методистов, она должна по­мочь педагогам овладеть искусством воспитания. Начало методике воспи­тания положил А. С. Макаренко своей блестящей работой «Методика организации воспитательного процесса». Правда, сегодня вместо слов «ме­тодика», «методическая система» чаще говорят «технология».