Волю государства как единственный источник права признает. Источники права: понятие, виды


В результате освоения главы студент должен:

знать

Существовавшие в истории и существующие в настоящее время источники (формы) права, основные элементы системы права, основные правовые системы современности;

уметь

  • выделять основные источники права, присущие той или иной правовой семье, и охарактеризовать их;
  • исследовать основные элементы системы права, отличать систему права от системы законодательства;
  • соотносить различные юридические понятия;

владеть

  • навыками анализа различных источников права с целью понимания их значения для правового регулирования общественных отношений, выделения различных институтов (нодинститутов), отраслей (подотраслей) права;
  • навыками определения вида источника права и его анализа с точки зрения значимости для существующей в государстве правовой системы.

Источники права

Понятие "источник права" подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы выражения права. В теории различают следующие виды правовых источников:

  • материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;
  • идеальные источники права состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;
  • юридические источники права – это результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

В современной юридической науке под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Для отнесения тех или иных внешних форм выражения права к его источнику необходимо признание последнего со стороны государства. Специалисты считают, что такое признание может содержаться в тексте определенного закона (expresis verbis ) или быть выраженным по смыслу, по "духу" законодательства. При этом оно может быть как явным, так и молчаливым, как прямым, так и косвенным.

Сам факт признания государством обычая, акта, договора источником права одновременно означает обеспеченность их (как и нормативных правовых актов) государственной охраной, в силу чего их нарушение предполагает использование принудительных средств государства.

В качестве источников права юридическая наука и практика признает:

  • правовой обычай;
  • – судебный (административный) прецедент;
  • – правовую доктрину;
  • – нормативный правовой акт;
  • – нормативно-правовой договор;
  • общие принципы права;
  • – религиозные нормы (каноны).

Правовой обычай (обычное право) – исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношение с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. Как в отечественной, так и в зарубежной правовой науке обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в религиозно- общинных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. С целью разрешения коллизий государство закрепляет разделение сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда его норма восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре, пробелы законодательства, а также закрепляет сложившиеся в течение длительного применения обычные нормы (например, в Великобритании).

На довольно ранних этапах развития государственности правовые обычаи занимали господствующее место в системе нормативного регулирования. Они же и явились прообразом писаного права. Все без исключения древнейшие памятники права представляли собой своды правовых обычаев: законы вавилонского царя Хаммурапи, Римские законы XII таблиц, индийские законы Ману и др. Первым отечественным правовым кодексом явилась "Русская Правда" Ярослава Мудрого, изданная в 1016 г. и представлявшая собой сборник правовых обычаев.

С расширением сфер государственного влияния, развитием и расширением товарных отношений консервативность обычая (длительность его формирования, сравнительно ограниченные регулятивные возможности) становится очевидной. Объективные потребности общества и государства обусловили появление нового вида государственной деятельности – нормотворчества, с помощью которого регулировались общественные отношения, возникающие в государстве в различных сферах жизнедеятельности. От эпизодического нормотворчества (санкционирования обычаев) государство по мере его развития переходит к систематической нормотворческой деятельности. В результате законы и иные нормативные правовые акты становятся превалирующими над обычным правом в регулировании общественных отношений между людьми, в обществе и государстве.

Под судебным (административным) прецедентом понимается решение по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.

Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным делам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и лишь в течение определенного срока. Однако постепенно наиболее удачные эдикты приобрели устойчивый характер и сложились в систему общеобязательных норм, получивших название "преторское право".

Как источник права прецедент широко использовался в средние века. После захвата Англии в 1066 г. Вильгельмом I Завоевателем на смену разрозненным местным актам приходит общее для всей страны право. В этот период создаются королевские разъездные суды, которые решают дела с выездом на места и от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название common law (общее право).

В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в правовых системах Канады, США, Великобритании и многих других стран прежде всего англосаксонской правовой семьи (см. параграф 4.3 учебника). Сегодня почти треть мира живет по принципам, сформулированным в английском праве. Судебный прецедент имеет большое значение и в становлении и развитии права Евросоюза, где многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза базируются не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда Европейских сообществ.

Все активнее судебный прецедент занимает место в системе источников правового регулирования и в государствах континентальной (романо-германской) правовой системы, в том числе в России (см. параграф 6.1 учебника).

Однако в юриспруденции до сих пор ведется дискуссия по вопросу придания нормативного характера правоприменительным (судебным) решениям.

При использовании судебного решения как источника права обязательными для судов являются не все решения или приговоры, а только правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение по конкретному делу. Кроме того, не все судебные решения становятся прецедентами, обязательными при принятии аналогичных решений в будущем, а только решения высших судов государства.

Каждое судебное решение содержит следующие составные части:

  • – установление существенных фактов дела, прямых и производных;
  • – изложение правовых принципов, применяемых к вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств;
  • – вывод судьи, основанный на двух первых частях.

Для самих сторон и заинтересованных лиц резолютивная (третья) часть является основной, так как окончательно устанавливает их права и обязанности в отношении оснований дела. Однако с точки зрения доктрины прецедента наиболее существенным элементом в решении является вторая часть. Это и есть суть дела. Остальная часть решения не является обязательной для судей, но может быть принята в качестве аргументации прецедента.

Природа прецедентного нрава такова, что в ней в полной мере нс может развернуться ряд свойств права, таких, например, как системность. Тем не менее прецедентное право имеет ряд позитивных черт: высокий уровень определенности и динамичность.

Правовая доктрина – используемые в некоторых странах положения работ известных ученых, государственных деятелей для заполнения пробела в законодательстве, при отсутствии соответствующего прецедента, для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение. Правовая доктрина является характерным источником права для англосаксонской правовой семьи.

Например, в Великобритании к мнениям наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого) обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или судебным прецедентом. К ним относятся, например, труды У. Блэкстона ("Комментарии законов Англии", 1765 г.), Д. Коука ("Правовые институты Англии", 1628 г.), Фостера ("Решения королевских судов", 1763 г.), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др.

В романо-германской правовой семье правовая доктрина уже потеряла официальную правовую позицию. Например, в Российской Федерации источником права она не признается. В то же время должностные лица, государственные служащие, ученые-правоведы руководствуются при применении правовых норм компетентными научными трудами, актами толкования законодательства (например, комментариями к Конституции РФ, федеральным законам, кодексам и т.д.).

Нормативный правовой акт это акт правотворческого органа государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. С точки зрения юридической формы нормативный акт – наиболее совершенный источник права. Его преимущество заключается в том, что он позволяет государству оперативно, но в установленном порядке принимать легитимные правовые нормы. Нормативные акты обеспечены эффективным государственно-правовым механизмом, придающим им действенность и реализуемость. Сущностной, системной характеристике нормативных правовых актов посвящено много обстоятельных исследований отечественных ученых (в частности, работы Ю. А. Тихомирова, И. В. Котелевской и др.). Представим их общую характеристику.

В систему нормативных правовых актов входят: конституция – основной закон государства, принимаемые на основе конституции законы и подзаконные акты.

Совокупность действующих в Российской Федерации нормативных актов можно представить в виде пирамиды. На ее вершине располагается федеральная Конституция, которая обладает безусловным верховенством во всей правовой системе и высшей юридической силой на всей территории государства, обеспечена механизмом, позволяющим придать конституционным требованиям реальный характер (подробнее о правовой природе Конституции РФ см. параграф 6.2). Вслед за Конституцией РФ нормативные акты располагаются по юридической силе в следующем порядке: федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные указы президента, акты (постановления) правительства, федеральных министерств и иных ведомств. Каждый нижестоящий правовой акт должен соответствовать (нс противоречить) вышестоящему.

В современной юридической литературе одним из основных источников права признают закон, являющийся, как отмечалось выше, одним из видов нормативного правового акта. Закон есть нормативный правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

Юридическая природа закона в отличие от иных нормативных правовых актов заключается в том, что закон – документ, в котором закрепляются юридические нормы или их изменения. Это акт строго определенных властных структур, как правило, высшего представительного органа страны, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (когда закон принимается путем референдума) как носителя государственного суверенитета; принимается в особом порядке. Такой порядок закреплен в конституции страны и в специальных законодательных актах – регламентах палат парламента. Несоблюдение порядка влечет за собой отмену закона.

Закон может быть отменен или изменен только законодательной властью. Конституционный суд или иной орган конституционного контроля может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его не вправе. Закон с этой точки зрения есть нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему в принципе "все под силу", он отличается юридической всеобщностью. Все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. В силу этого закон – всегда основной, главный источник национальной системы права; обладает свойством прямого действия, т.е. применяется на всей территории страны без каких-либо ограничений и конкретизирующих актов (за исключением случаев, указанных в самом законе); нормативный акт, содержащий первичные юридические нормы, которые предназначены для регулирования ключевых государственных позиций по всем важнейшим политическим, экономическим, социальным вопросам.

Распространенным актом в сфере государственного управления является подзаконный нормативный акт, который издается в пределах компетенции государственного органа в соответствии с законом либо на его основе.

Понятие "подзаконные нормативные акты" отражает одну общую черту их содержания – то, что они основываются на законе, а также одну общую особенность их юридической силы – то, что они не должны противоречить закону. В остальном же акты рассматриваемой группы во многом различаются между собой, имеют существенные особенности и по содержанию, и по юридической силе. Причем последний из указанных критериев применительно к подзаконным актам рассматривается в связи с двумя признаками:

  • а) компетенцией правотворческого органа;
  • б) сферой (областью) действия акта.

По указанным признакам все подзаконные нормативные акты могут быть подразделены на четыре основные группы:

  • 1) общие, т.е. общенациональные, общегосударственные, например декреты, указы главы государства, постановления, ордонансы правительства;
  • 2) местные, например акты губернатора штата, мэра города;
  • 3) ведомственные, например инструкции, наставления, регламентирующие правила перевозки, рыболовства, предоставления государственных услуг;
  • 4) локальные (внутриорганизационные), например правила внутреннего трудового распорядка, организации учебного процесса.

Нормативно-правовой договор особая разновидность нормативных правовых актов. Нормативно-правовой договор как источник права – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права, могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Заметную роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно разделу II Конституции РФ, действуют положения Конституции РФ.

К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права (см. параграф 15.2 учебника), а также нормативные договоры в области гражданского права.

Понятие договора в гражданском праве определяется в ст. 420 ГК РФ как "соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей". Такой договор – это акт реализации действующих норм права, имеющий индивидуальный характер и значимый лишь для конкретно определенных лиц, а не акт установления новых норм права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного (нормоустанавливающего) характера, и поэтому они не являются источниками права.

Общие принципы права – это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при их пробельности и противоречивости.

Общие принципы права можно подразделить на морально-этические или нравственные и организационные. Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.

Сообразно этому право любого демократического государства, в том числе современной России, наряду с особенностями, обусловленными историческим развитием, формой государственно-территориального устройства и др., характеризуется также общими чертами, присущими всякому праву, основанному на международно-признанных, общечеловеческих принципах.

Принципы права не только получают отражение в международных и внутригосударственных декларациях, закрепляются в исходных (отправных, учредительных) нормах конституций и законов демократических государств, но могут также выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны.

К организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами. Вышеизложенное не исключает того, что межотраслевые принципы, действие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, представляют определенный интерес и для общей теории государства и нрава.

В качестве примеров межотраслевых принципов можно привести принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном или уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически во всех отраслях права), "закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет" (в уголовном, административном, гражданском и некоторых других отраслях права).

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора – в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности – в уголовном праве и др.

Религиозные нормы (каноны) – это одна из основных исторических форм права, где в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. Религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на "высший авторитет".

Особую роль такие нормы играют в теократических государствах, в которых фактическое управление находится в руках высших служителей религиозного культа (Ватикан, Иран и др.). Но и в этих странах значимость рассмотренных ранее источников права (не связанных напрямую с религиозными догмами) достаточно значительна. Так, например, в Иране действует Конституция 1979 г., хотя она и строится на принципах ислама. Религиозные нормы, как и обычай, рождаются вне государства, которое санкционирует их в качестве юридических норм. Если обычаи появляются из политической практики, то религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догмами веры. Ряд религиозных норм, в свою очередь, связан с традициями и обычаями. Например, мусульманское право включает в себя не только шариат (предписания, содержащиеся в Коране, Сунне), но и адат (нормы обычного права, не противоречащие основам ислама, но различающиеся у разных мусульманских народов). Часть норм шариата, как и других разновидностей права, построенного на религиозных началах, представляют собой сакрализированные (освященные авторитетом бога, а потому непререкаемые) нормы, бытовавшие в период составления священных книг, обычаев.

Ярким примером христианской страны, где источником публичного права служит право каноническое, основанное на католицизме (идеологической и этической базой служит Библия), является Ватикан. Так, постоянно действующий основной административный и судебный орган при святом престоле – Римская курия (создана в 1588 г.) – в настоящее время действует в соответствии с апостолической конституцией "Pater bonus" ("Пастырь добрый") Иоанна Павла II, утвержденной 28 июля 1988 г.

Имеются примеры использования в качестве источника и православного канонического права. Так, например, ст. 105 Конституции Греции 1975 г. закрепляет особый статус территории Святой горы на Афонском полуострове. Особенность этой территории заключается в том, что она обладает административной автономией и управляется 20 православными монастырями, находящимися на ней, и в духовном отношении подчиняющимися Вселенскому патриарху, резиденцией которого является Стамбул. Под надзором государства остается лишь соблюдение правового режима на указанной территории.

Более развернутая характеристика источников российского права (система которых базируется на Конституции РФ) представлена в параграфе 6.1 настоящего учебника, а также в его главах, посвященных отдельным отраслям национального права.

  1. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

  1. Понятие и виды источников права.

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются источниками права.

Форма права показывает как организовано и выражено во вне содержание права. А понятие «источник права» охватывает истоки форматирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения (Лучин В.О., Мазуров А.В.) Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о так называемых вторичных, формально-юридических источниках права. В них форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено во вне юридическое (нормативное) содержание, а источник на то, каковы те юридические истоки, факторы, предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание. Типичный пример – закон или иной нормативно-правовой акт.

Известны следующие виды источников права:

1- Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион – причинение виновному такого же вреда, который им нанесен; вира – штраф за убийство. Русская Правда, например, представляет собой акт систематизации наиболее важных правовых обычаев.

По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Он либо совсем вытесняется, либо включается в национальные правовые системы. Обычай, включенный в нормативный акт, становится частью законодательства и перестает быть источников права.

В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость в той мере, в какой полезен для применения закона или в тех случаях, когда сам закон отсылает к обычаю.

-2- Судебный (юридический) прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку. Характерной особенностью прецедента является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права. Например, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права. В этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции как в случае отсутствия необходимого закона, так и при его наличии.

-3- Нормативный договор представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться субъекты.

-4- Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

Общие принципы права – это положения (правила) объективного права, которые могут выражаться. А могут и не выражаться в текстах, но обязательно применяются в судебной практике и обладают достаточно общим характером

Им уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли законодательное закрепление как в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., так и в последующих конституционных актах. Речь идет о таких принципах, как принципы «приверженности правам человека», «национального суверенитета», принцип выражения в законе общей воли, принцип признания «воспрещенным»лишь тех деяний, которые «вредны для общества», принцип свободы действий («возможность делать все, что не приносит вреда другому»), принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы», принцип «отчетности каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др.

В Конституции Испании закрепляются и гарантируются такие принципы как законность, иерархичность нормативных актов, принцип «отсутствия обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их» и др.

-5- Идеи и доктрины – мнения ведущих ученых-юристов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.

Используются в Греции, Франции, Швеции.

Доктрина – это учение, научная теория, руководящий теоретический или политический принцип. Правовая доктрина оказывает определенное влияние на правотворческий, правоприменительный и правоохранительный процессы. В Англии в научной литературе справедливо указывается, что труды выдающихся юристов признаются в качестве источника права уже в силу того, что они содержат «необходимые обобщения, анализ как писаных, так и неписаных норм английской конституции».

В Англии, Канаде и Австралии функционируют доктрины верховенства парламента, в США – многочисленные судебные доктрины типа доктрины «политического вопроса», запрещающей федеральным судам принимать к своему рассмотрению дела политического свойства, поскольку все такие дела содержат в себе «политический конфликт», который должен решаться не в судебном порядке, а с помощью политических средств. К другим доктринам относятся судебные доктрины «государственных действий», «явной и вредной опасности», «вредной направленности». Для всех без исключения стран общего права весьма характерна доктрина обязательности соблюдения (следования) прецеденту.

6- Религиозные воззрения . Они выражены в виде догм, уточняющих во что должен верить мусульманин, и предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат – «путь следования» - составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает как нужно вести себя в соответствии с религией.

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

Сунна – сборник традиционных правил, содержащий высказывания Магомета, воспроизведенные рядом посредников;

Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых,

Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.

7- Нормативный акт. Это акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права: 1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса; 2) в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм; 3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права.

Самого права, виды его источников и способы применения имеют первостепенное значение. Возможности и обязанности полностью определяются этими категориями, игнорирование которых наказывается со всей строгостью закона. Однако в теоретическом смысле понятие и виды форм источников права сложились не сразу, для этого потребовался опыт нескольких поколений людей.

Понятие источника права

Прежде чем перейти к непосредственному описанию источников правовых норм, нужно определиться с тем, что же понимается под самим источником в этом случае. Существует большое количество мнений на этот счет: одни полагают, что это юридическая норма, фиксирующая принятые правила поведения, другие определяют источник права как задокументированный нормативный акт, а третьи постулируют в этом термине процесс отбора культурой общества наиболее соответствующих ему норм поведения из всего опыта, накопленного человечеством.

Философские дебаты часто остаются в стороне, когда термину "источник права" пытаются придать чисто юридическое значение. В этом смысле понятие определяется как конкретный опыт, закрепленный в законодательстве, применяемый при решении юридических проблем.

В науке к числу спорных проблем относится и то, кто устанавливает правовые нормы, и наиболее сложным местом является роль в этом государства. В качестве примера часто приводится ситуация в странах, где подавляющее большинство населения исповедует ислам. При вынесении решений на протяжении столетий судьи пользовались нормами шариата и подтверждали правильность своих выводов прецедентами, описанными в старинных книгах. Государство восприняло некоторые нормы обычного права и закрепило их законодательно, однако интерпретировало уже по-своему, другие его статьи отвергло и заменило своими, при этом нормы закона явно превалируют над нормами шариата, и установить подлинный источник права в этом случае затруднительно, хотя в качестве одного из постулатов юридической науки приводится мнение, что обычай подпадает под понятие и вид источника права только после одобрения его государством.

Классификация источников права

Правовые нормы, с точки зрения их происхождения, можно рассматривать с трех сторон:

  1. Материальная. Источники права, таким образом, обуславливаются условиями жизни людей, их потребностями и имеющимися формами собственности.
  2. Идеологическая. Руководствуясь этим аспектом, к источникам права причисляют правосознание, доктрины и правовые учения.
  3. Формально-юридическая, то есть формы выражения государственной воли и зафиксированные документально нормы поведения.

Последний аспект выражается в четырех разновидностях: это нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры. В последнее время к числу основных видов источников права причисляются предписания международных правовых кодексов и положения договоров между различными государствами.

Этот вид источников права на данный момент является самым главным, а принимать их может только государство. В совокупности они образуют иерархическую систему, во главе которой находится Конституция, а на нижних уровнях располагаются уставы местных органов самоуправления. Между ними по области охвата и значимости находятся указы президента, постановления правительства и акты различных министерств и правительственных ведомств.

Любой вид нормативного источника права должен обладать следующими признаками:

  • фиксация текста в письменной форме;
  • текст описывает требуемые нормы поведения;
  • документ исходит от правительственных органов или должностных лиц;
  • документ принимается по установленному законом порядку;
  • все такие акты находятся в иерархическом соподчинении и не противоречат друг другу.

Органы государственного управления и высшие должностные лица выпускают также ненормативные или индивидуальные акты, касающиеся отдельных лиц или организаций. Они используются при назначении министров или награждении кого-либо. Кроме того, ненормативные акты могут издаваться в ходе судебных процессов в виде приговоров и решений. Особенность таких документов состоит в том, что они утрачивают юридическую силу сразу по выполнении содержащихся в них предписаний и решают текущие вопросы.

Правовые обычаи

Известные из истории сборники, такие как Русская или Рипуарская правда, представляют собой своды обычного права. Исторически именно эта форма регулирования жизни общества представляет собой наиболее ранний вид источника права. На их основании государством складывались кодексы норм поведения (например, законы Хаммурапи или Ашоки). При этом первые законодатели проводили селекционную работу: из всех существующих обычаев они санкционировали лишь те, которые отвечали потребностям государственного устройства.

На данный момент такой процесс представляется невозможным, хотя в отдельных сферах жизни общества обычаи продолжают пополнять законодательную базу. Это можно наблюдать в гражданском праве: видом его источника, наряду со многими другими, становятся договоренности об осуществлении делового сотрудничества (например, соглашение о поставках: его вариантов существует так много, что выбирать из них одни и фиксировать в качестве обязательных лишено смысла).

Юридические прецеденты

Прецедент как понятие и вид источника права особенно значим для юридической практики таких стран, как Великобритания (и в отдельных субъектах британского Содружества: Канаде, Новой Зеландии, Австралии) и Соединенные Штаты Америки. Особенность законодательства этих государств в том, что прецедент может восприниматься важнее нормативных актов, но не превосходить их по области действия.

Под судебным прецедентом понимается соответствующее оформленное положение, сложившееся в результате рассмотрения судом фактов конкретного процесса и надлежащее для исполнения впоследствии при возникновении аналогичного дела. Исходя из определения, юридический прецедент должен обладать рядом признаков:

  • его юридическая сила является общеобязательной;
  • он должен возникнуть непосредственно из судебной практики;
  • он должен соответствовать нормативным актам и находиться в подчиненном положении в отношении к ним (то есть действие прецедента может быть отменено законодательно, а его создание должно производиться с учетом действующих правовых норм).

Решение, принятое судьей, обычно содержит в себе мотивировочную часть и конкретные санкции, возникающие на ее основе. Последующие суды могут игнорировать второй элемент судебного постановления и при разрешении дела на основании судебного прецедента пользоваться только его мотивировочной частью.

Пользоваться прецедентом как видом источника права можно по-разному. Например, при изучении деталей рассматриваемого дела судья может прийти к выводу, что в данном случае прецедент не может быть применен. В случае если существует несколько прецедентов, судья, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, может при вынесении решения выбрать один из них. И наконец, в случае отсутствия соответствий судья может сформулировать новый прецедент.

На данный момент трудно говорить о прецедентном праве в отношении Российской Федерации. Однако в последнее время специалисты все чаще говорят о необходимости его введения. Такая точка зрения основывается на нескольких соображениях. Так, нельзя не согласиться с тем, что прецедент толкует существующие правовые нормы применимо к конкретному случаю, то есть уточняет их в частностях. Форма принятия прецедента является разработанной юридической процедурой, и нет оснований возражать против такого правового акта. Наконец, принятие прецедентного права способствовало бы успешному вхождению России в европейскую правовую зону.

Нормативные договоры

В системе видов и форм источников права понятие нормативного договора занимает особое место, поскольку возникает на пересечении интересов двух субъектов права и определяется сложившимся между ними соглашением. Обычно нормативные договоры действуют в сфере публичного права и служат основой для принятия новых правовых актов. Очень часто они образуют один из видов источников трудового права.

Нормативные договоры характеризуются некоторыми особенностями:

  • в них реализуется некий общественный интерес;
  • по своей сути они представляют основанное на волеизъявлении двух субъектов права соглашение;
  • содержащиеся в них положения регулируют действия не только участников соглашения, но и прочих субъектов;
  • основой заключения нормативных договоров являются публичные правовые акты (конституционные, административные, гражданские);
  • реализация их положений возможна только при публикации текста договора;
  • текст должен быть оформлен и принят согласно действующему законодательству.

Особенности международного права

Статья 38 Статута международного суда ООН вводит некоторое понятие вида предписывая судам, рассматривающим конфликты между двумя или несколькими государствами, руководствоваться общими и специальными международными конвенциями, официально признанными вступившими в тяжбу сторонами, доказывающими принятую практику обычаями и общими правовыми принципами. В качестве вспомогательного инструмента при вынесении решения суд может руководствоваться мнением крупных юристов. Из этого следует, что твердо определенного перечня видов источников международного права не существует. Из всех позиций, приведенных в упомянутой статье, таковыми могут считаться лишь договоры и обычаи.

Судебный прецедент, например, не может вводиться как понятие и вид источников международного права по той причине, что суды не имеют возможности устанавливать правовые нормы, обязательные для исполнения всеми участниками мирового сообщества. Кроме того, сама интерпретация существующих норм права в мотивировочной части судебного постановления зависит от тех условий, в которых происходит рассмотрение дела, и является для каждого случая индивидуальной.

Система конституционного права Российской Федерации

С учетом того что в России система прецедентов только зарождается, необходимо констатировать, что среди остальных типов источников права преобладающую роль играют нормативные акты. Особенно это касается конституционного права. Видами источников здесь выступают такие документы:

  • основной закон государства, то есть сама Конституция;
  • федеральные конституционные законы, принимаемые по особой схеме в предусмотренных Конституцией случаях (например, при реформировании судебной системы и особенно Конституционного суда, введении чрезвычайного положения или проведении референдума);
  • федеральные законы;
  • поправки к Конституции;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • ведомственные акты.

Указанные источники являются основой системы конституционного права, которая выражается в принципах (то есть фундаментальных положениях, на базе которых формируются правовые нормы), самих норм и институтов, которые их осуществляют.

В принципах выражаются главные общемировые ценности: верховенство закона в рамках правового государства, суверенитет и независимость народа, естественные права человека и разделение властей с особенным статусом судебной ветви.

Особенности формирования системы гражданского права

Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные взаимоотношения между членами социума. О том, насколько важной является эта отрасль для человека, свидетельствует тот факт, что тщательно разработанные кодексы гражданских взаимоотношений появились еще в Древнем Риме. Многие их положения не потеряли своей актуальности и по сей день, а практически все современные нормы цивилизованного взаимодействия между людьми и их объединениями так или иначе возникли на базе древнеримских представлений.

Поскольку именно частная собственность является осью всей системы гражданского права, его задача состоит в обеспечении свободного выполнения различных действий над имуществом. Наиболее главными считаются права владения, распоряжения (то есть продажа, наследование или дарение) и пользования собственностью.

Виды в сути своей повторяют уже упомянутые выше позиции: это нормативные акты, обычаи и прецеденты. Однако существуют свои особенности. Для России наиболее характерной является то, что в этой отрасли не утратили юридической силы некоторые документы, принятые в Советском Союзе. Кроме того, именно в сфере гражданского права особенно значимыми являются нормативные договоры, заключаемые как между отдельными людьми, так и между организациями. Связано это с тем, что существующие нормы Гражданского кодекса зачастую нуждаются в толковании и конкретизации.

Особенность Гражданского кодекса как нормативного документа состоит также в том, что он является одним из видов источников трудового права.

Административное право

Эта отрасль является наименее прописанной среди всех других. Сложность кодификации норм административного права состоит в том, что они постоянно адаптируются к меняющимся условиям, а область их применения чрезвычайно обширна. На данный момент в этой сфере существует лишь один сборник законов: Кодекс об административных правонарушениях.

Особую роль среди видов источников административного права играют нормативные акты, принимаемые руководителями различных государственных корпораций или коллективных органов концернов, товариществ и объединений. Их специфика заключается в том, что область действия такого документа ограничивается внешними рамками корпораций. Такие документы обычно регулируют области вроде правил внутреннего распорядка, должностные инструкции, правила о начислении заработной платы (естественно, с оглядкой на соответствующие нормы трудового законодательства), премировании и так далее. В отдельных случаях область применения таких нормативных актов может быть расширена. Речь идет прежде всего о таких случаях, когда некоторые корпорации объединяются внутри одной крупной системы (например, предприятия топливно-энергетического, агро-промышленного или военно-промышленного комплексов).

1. Понятие и виды источников права.

2. Нормативно-правовой акт как источник права.

3. Правовой обычай как источник права.

4. Нормативно-правовой договор как источник права.

3. Судебный прецедент и судебная практика как источники права.

6. Правовая доктрина как источник права.

Понятие и виды источников права

Термин "источник права" впервые начал использоваться еще во времена Древнего Рима. Тит Ливий назвал законы XII таблиц "источниками всего публичного и частного права", поскольку древнеримские правоведы считали их истоками действующего права. Такое понимание источника права соответствует лексическому значению понятия "источник" (то, что дает начало чему-нибудь, откуда происходит что-нибудь).

Теоретически источники права начинают исследоваться в XIX в. Представители различных школ правопонимания по-разному определяли содержание этого понятия. Позитивисты считали, что источником права выступают созданные государством нормативные предписания, принятые в определенный способ и защищаются принудительной силой. Сторонники нормативистской школы права видели источник права в абстрактной, неписаной основной (основополагающей) норме, которая дает начало всему праву. Сторонники социологического направления в правоведении называли источниками права социальную и юридическую практику.

В современной юридической науке используются такие основные значения источника права:

1) идеалистическое , что определяет источники права как его идейные истоки; в зависимости от типов правопонимания такими источниками выступают основные права человека, природные инстинкты, правосознание и др.;

2) материальное, что признает источником права социальные факторы, силы, создают право (например, материальные условия общества, общественную практику)

3) формально-юридическое, что отождествляет источника права с внешними формами его выражения и существования, то есть формами права.

Итак, источник права - это признанная в конкретном обществе официальная форма (способ) внешнего выражения и закрепления норм права, ссылка на которую подтверждают их существование.

Правовые системы мира отличаются своеобразием источников права, степени их развития, приоритетом одних источников права над другими. Однако во всех этих системах источниками права признаются нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты или судебная практика, правовая доктрина. Важную роль в рамках романо-германской правовой системы играют общие принципы права как самостоятельный источник права.

Подобный перечень источников характерно и для международного права. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН суд применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные государствами, которые являются сторонами спора;

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Источники права классифицируются по различным критериям, которые позволяют определить их соотношение между собой и их иерархию.

По приоритетности обращения выделяют первичные и вторичные источники права. Первичные источники являются обязательными и содержат нормы, подлежащих первоочередному применению для урегулирования правом жизненных ситуаций. Вторичные (субсидиарные) источники права содержат нормы, к которым обращаются в случае отсутствия или невозможности однозначно установить содержание правил поведения в первичных источниках права.

В зависимости от последствий закрепления норм права различают обязательные источники права, закрепленные норм права в которых свидетельствует об их обязательность для субъектов, и убедительные (авторитетные) источники права, ссылки на которые недостаточно для подтверждения обязательности тех или иных норм; они содержат дополнительную юридическую аргументацию и не могут выступать самостоятельным (достаточным) основанием для принятия индивидуальных решений. их использование является факультативным и отнесено на усмотрение субъекта правоприменения.

В международном, а иногда и национальном праве убедительные источники права рассматривают как своего рода «мягкое» право, позволяет отделять их от "жесткого" права, то есть его формально обязательных источников, которые беспрекословно подлежат применению к общественным отношениям, которыми регламентируются.

В романо-германской правовой семьи, к которой тяготеет и правовая система Украины, первичными источниками права считаются нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры (прежде всего международные) и общие принципы права, вторичными - правовые обычаи, судебная практика и правовая доктрина. Из них убедительны судебная практика и правовая доктрина.

Наиболее распространенным источником права в Украине выступают нормативно-правовые акты. В последнее время значительно возрастает роль международно-правовых договоров. Обязательными источниками права Украины признаются также правовые обычаи, практика Европейского суда по правам человека, решения Верховного Суда Украины, принятые по определенным в законах обстоятельствами.

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

конституция - основной закон государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).