Положительные и отрицательные результаты международной трудовой миграции. Положительные и отрицательные последствия миграции для экономики


Миграция является важным элементом в развитии держав. Более того, нас сегодня это неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Процессы миграции имеют много спорных моментов, их одновременно можно расценивать, как позитивно, так и отрицательно. Рассмотрим детальней плюсы и минусы миграции, и роль этого процесса в изменении экономики.

Последствия миграции

Анализируя последствия миграции можно отметить, что их характер достаточно противоречив.

Плюсы миграции для региона (государства), принимающего мигрантов:
1. Благодаря спросу работников-иностранцев на товары и услуги происходит стимулирование дополнительной занятости, формируются новые рабочие места, а инфраструктура развивается более стремительно.
2. За счет ликвидации недостатка рабочей силы уменьшаются проблемы касательно занятости. Из-за дефицита рабочих ресурсов в России существенно замедляется рост экономических показателей.
3. Качество работы местных жителей повышается – за счет привлечения работающих мигрантов, не имеющих квалификации, для россиян становятся более доступными интеллектуальные виды работ.
4. Мигранты обогащают культуру принимающего государства новыми элементами, в результате чего возникает толерантность местных жителей.
5. Иностранные сотрудники более склоны к сбережениям, это влияет на замедление инфляции.
6. Устраняется демографическая проблема.
7. Доход госбюджета увеличивается за счет увеличения поступлений от налогов и сборов.
8. Невысокая стоимость приезжей рабочей силы увеличивает конкурентоспособность готовой продукции.
9. Специалисты высокой квалификации, получившие зарубежное образование, дают принимающим государствам чистую прибыль, обеспечивают интеллектуальные и трудовые ресурсы без предварительных вложений на их развитие либо создание.
10. Мигранты непритязательны относительно выбора работ, которые местных жителей не привлекают, за счет этого улучшается уровень и качество жизни людей, развивается строительство, сельское хозяйство, сфера услуг.

Минусы миграции

Проблемы миграции или проблемы этого процесса таковы:
1. Мигранты большую часть своих денег отсылают на родину, а это отток финансов из экономии страны, которая принимает.
2. Демпинг на рынке трудовых ресурсов и в сфере услуг, что может повлиять на уменьшение ЗП местных работников.
3. Массовых приток приезжих может вызвать безработицу в державе.
4. Повышенная конкуренция за раб. место.
5. Негативное отношение к мигрантам местных жителей.
6. Массовые уголовные и экономические правонарушения.
7. Мигранты оказывают на социальную инфраструктуру государства дополнительную нагрузку – больницы, детские сады, школы.
8. Большое количество мигрантов могут попытаться навязать собственную культур, отрицая категорически культуру принимающей страны, поэтому могут возникать межэтнические конфликты.
9. Проблемы с применением технологий, сберегающих труд, которые возникают в результате применения дешевой рабочей силы, понижают эффективность труда и производительности.

Проблемы миграции в области нелегалов также дополнены тем, что мигранты, используя местную инфраструктуру, не платят стране налоги, а это все ложится на плечи коренным жителям.

Миграция и ее роль на мировом уровне

Анализируя последствия миграции населения на национальном и мировом уровне нужно отметить в основном положительное воздействие ее процессов на состояние мировой экономики и уровень жизни людей:
Этнокультурный потенциал взаимно обогащается;
Устраняется недостаток раб. силы в определенных отраслях и регионах;
Выравнивается уровень оплаты труда и жизни;
Уменьшается безработица.

Международная миграция выступает факторов, уменьшаются социальную напряженность с державами, которым не хватает экспорта рабочей силы.

На международном уровне трудовая миграция является инструментом увеличения валютных доходов государств, которые экспортируют рабочую силу.

Главнее состоящие таких поступлений – мигранты инвестируют свои деньги в отечественную экономику, переводы валюты мигрантов на родину, налоги с прибыли посреднических фирм.

Вместе с тем, за счет оттока работников с квалификацией из государств-экспортеров понижается уровень научно-технологического потенциала страны. Это усугубляет и существенно закрепляет дифференциацию национальных экономик по уровню и по качеству жизни людей.

Внешняя трудовая миграция представляет собой отток рабочей силы из менее развитых стран в экономически более благополучные с последующим возвращением мигрантов на родину.

Такая миграция, несомненно, выгодна обеим сторонам, но она же открывает ряд социально-экономических проблем. К ним относится «утечка мозгов», трата заработанных денежных средств на территории другого государства. Также существует проблема, при которой работник за рубежом работает не по своей специальности, полученной на родине, а выполняет неквалифицированную работу, так как не может в полной мере реализовать свои возможности в чужой стране в силу объективных причин.

Получают своего рода выгоду страны, в которые приезжают эти работники: появляется дешевая рабочая сила, так как многие приезжие по причине тяжелого материального положения устраиваются на работу, которая считается низкооплачиваемой для развитых стран. Других возможностей у них просто нет, и они вынуждены работать в тяжелых условиях за небольшие деньги. Рабочая неделя у таких людей зачастую длиннее, а заработная плата - ниже. Особо остро в некоторых странах стоит проблема нелегальной миграции.

Но есть и положительные последствия трудовой миграции. Для стран, из которых происходит отток населения, выгода в том, что по возвращении эти люди привозят свои сбережения, которые они могут вложить в собственное дело. Иммигранты способствуют нормальной работе некоторых трудоемких отраслей, которые пользуются маленьким спросом со стороны населения. Сейчас в некоторых странах доля иностранных рабочих, занятых в определенной области, настолько высока (более 30\%), что они уже просто не могут отказаться от их услуг и требуется все большее количество иммигрантов для нормального бесперебойного функционирования.

Другая выгода для стран, принимающих мигрантов, в том, что за счет квалифицированных кадров из-за рубежа экономятся средства на обучение собственных специалистов в своей стране. К тому же, как правило, такие работники уже имеют опыт работы и зарекомендовали себя с лучшей стороны на прежнем рабочем месте.

Страны - экспортеры трудовых ресурсов получают выгоду, которая выражается в сокращении безработицы в этой стране. Многочисленные исследования, проведенные в этой области, показывают, что отток части трудовых ресурсов положительно сказывается на рынках труда, увеличивается средний уровень размера доходов беднейших слоев населения.

Эмигранты за рубежом приобретают новые знания и опыт в различных сферах, которые они могут применить и в своей стране. Они осваивают новые технологии, приобщаются к новым стандартам организации производства. По возвращении к себе на родину они могут совершенствовать процесс производства и социально-экономическое развитие в целом.

Не последнюю роль играют денежные переводы рабочих-мигрантов. Они посылают часть своих заработанных денег своей семье, родственникам, близким людям, которые их тратят, естественно, уже на территории своей страны. Такие переводы имеют большое значение для экономик беднейших государств и способствуют улучшению финансовой ситуации.

Раньше трудовая миграция оценивалась негативно. Сейчас тоже существует это мнение, хотя по большей части так рассуждают неспециалисты. Конечно, такая ситуация может произойти при массовой миграции лучших рабочих. Но согласно исследованиям такая трудовая миграция во многих случаях касается рабочих неквалифицированного или малоквалифицированного труда. При оттоке же квалифицированных кадров тоже можно найти положительные стороны: у образованной молодежи повышается шанс найти достойную работу в своей стране. В любом случае государство должно регулировать миграционные процессы и политика, проводимая в этой области, должна способствовать стабилизации ситуации на трудовых рынках страны.

3. Государственное регулирование миграционных потоков. Миграционная политика в РФ

Каждое государство старается регулировать миграционные процессы, так как заинтересовано в привлечении наиболее нужных в данный момент работников, и в то же время ни одна страна мира не хочет того, чтобы наиболее квалифицированные кадры уезжали за рубеж. В связи с этим практически во всех развитых странах мира созданы специальные органы, которые занимаются вопросами проникновения иностранных рабочих на внутренние рынки труда. Федеральные органы занимаются вопросами предоставления виз, устанавливают порядок их выдачи. Существуют службы, контролирующие въезд и пребывание иностранцев в стране, которые могут даже депортировать при нарушении закона. Кроме того, до выдачи разрешения на работу в этой стране анализируется ситуация и разрешение выдается в том случае, если действительно существует необходимость в привлечении иностранной рабочей силы.

Миграцию ограничивают количественно. Для этого несколько стран заключают между собой международные соглашения, в которых оговариваются действия в отношении мигрантов из этих стран, в том числе и их количественное ограничение.

Существует довольно сложная система ограничений для иммигрантов, с которой сталкиваются иностранные граждане. Это в первую очередь диплом об образовании, хотя диплом одной страны не всегда признается другой страной. Это и стаж работы (не менее 3-5 лет) по полученной специальности. Существуют и возрастные ограничения. Связано это с тем, что страны-импортеры трудовых ресурсов хотят получить на работу лиц наиболее трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи.

Многие промышленно развитые страны предъявляют некоторые требования к состоянию здоровья иностранных работников. Но ограничения касаются, как правило, только наркоманов и людей, страдающих тяжелыми видами психических заболеваний.

Для сохранения стабильности в своей стране ограничивается доступ в некоторые страны лиц, которые на родине были осуждены за серьезные преступления и проживание на ее территории которых может нанести ущерб репутации этого государства перед международным сообществом.

Регулирование происходит и с помощью других ограничений, не касающихся качеств определенного человека. Государство может устанавливать соотношения между иностранными и отечественными рабочими, регулировать время работы в данной стране, запрещать иностранцам заниматься определенными видами деятельности и т. д.

В последнее время ужесточаются меры, применяемые к нарушителям миграционного законодательства. За это не только взимают большие штрафы или депортируют, но и могут привлечь к уголовной ответственности. Санкции применяются не только в отношении мигрантов, но и к их работодателям, которые получают выгоду от использования незаконных мигрантов.

Что касается России, то и ее не обошли стороной проблемы, связанные с трудовой миграцией. После распада Советского Союза на его бывшей территории начались миграционные процессы. В России в 1990-х гг. оказалось огромное количество беженцев их стран СНГ и Балтии. Причиной послужили трудности экономического, политического, межэтнического характера и др. Экономические трудности способствовали оттоку из нашей страны опытных высококвалифицированных специалистов.

В этих условиях правительство было вынуждено разрабатывать и проводить активную миграционную политику.

Во-первых, была создана законодательная база: был определен порядок выезда российских граждан и въезд иностранцев, установлен контроль за мигрантами и т. д.

Во-вторых, Правительство России приняло меры по смягчению последствий тех интенсивных процессов, которые начались сразу после распада СССР, взяло на себя контроль миграционных потоков.

В-третьих, Российская Федерация заключила международные соглашения с Германией, Китаем, Финляндией и другими странами. Такие нормы предоставляют гражданам России определенные права и гарантии в вопросах трудоустройства за границей. В этом помогают и специальные фирмы, которым были выданы лицензии на оформление на работу за границей.

Несмотря на то что многое уже сделано в этой сфере, все еще продолжается формирование базы, на основе которой осуществляется регулирование международных миграционных процессов.

У нашей страны есть свои интересы и в области импорта, и в сфере экспорта рабочей силы.

В первом случае наиболее важными проблемами любой страны являются: сохранение численности рабочих-мигрантов из-за рубежа в пределах необходимого количества, регулирование «качества» зарубежной рабочей силы и ее рациональное использование. Важно выбрать стратегию развития иммиграционной политики.

Что касается эмиграционной политики России, то здесь выделены ее основные направления: сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки россиян, работающих за границей, получение ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения.

Большое значение имеет создание благоприятных условий для тех граждан, которые решили вернуться в нашу страну. Необходимо создать специальные структуры, которые могли бы оказывать реальную помощь таким лю-

дям, давали бы возможность получения налоговых льгот и использования в отношении этих лиц льготной схемы кредитования. Важно предоставить возможность беспошлинного ввоза средств производства, чтобы мигранты могли осуществлять производственную деятельность на территории нашей страны.

Таким образом, последствия трудовой миграции неоднозначны. Решать проблемы, возникающие в этой сфере, должно государство с помощью проведения миграционной политики. Но для эффективного результата необходимо взаимодействие как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом.

В экономическом, культурном, научном развитии почти любого государства миграция играет важную роль. Более того, она сегодня является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Миграционные процессы характеризуются множеством спорных моментов, которые могут трактоваться одновременно и положительно, и отрицательно. Поэтому далее рассмотрим плюсы и минусы миграции, а также ее роль в изменении экономического положения людей.

Анализ последствий миграции

Рассматривая последствия миграции, можно отметить, что они носят достаточно противоречивый характер.

Плюсы миграции для страны (региона), принимающей мигрантов:

  1. Благодаря ликвидации дефицита рабочей силы смягчаются проблемы занятости. Так, в последние годы из-за нехватки трудовых ресурсов в РФ заметно тормозится рост экономики.
  2. За счет спроса иностранных работников на услуги и товары стимулируется дополнительная занятость, создаются новые трудовые места и быстрее развивается инфраструктура.
  3. Повышение качества труда местного населения: за счет привлечения неквалифицированных трудящихся-мигрантов россияне высвобождаются для более интеллектуального труда.
  4. Вследствие непритязательности мигрантов в выборе работ, относящихся к категории малопривлекательных для местных жителей, улучшается качество и уровень жизни населения, развиваются сферы услуг, сельского хозяйства и строительства.
  5. Высококвалифицированные специалисты, которые получили образование за границей, приносят принимающим странам чистую прибыль, обеспечивая трудовые и интеллектуальные ресурсы без предварительных затрат на их создание/развитие.
  6. Низкая стоимость рабочей силы приезжих в конечном результате увеличивает конкурентоспособность выпускаемой государством продукции.
  7. Увеличение доходной части бюджета государства благодаря увеличению количества поступлений от сборов и налогов.
  8. Решение демографической проблемы.
  9. Иностранные работники более склонны к сбережениям, за счет чего удается замедлить инфляцию.
  10. Мигранты способствуют обогащению культуры принимающей страны новыми элементами, что приводит к развитию толерантности местного населения.

Отрицательное влияние миграции

Проблемы миграции, или, другими словами, минусы данного процесса, заключаются в следующем:

  1. Демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, из-за чего снижается заработная плата местных работников.
  2. Осложнение ситуации на рынке рабочей силы, усиление конкуренции за рабочие места.
  3. Массовый приток мигрантов может спровоцировать рост безработицы в стране.
  4. Мигрантами оказывается дополнительная нагрузка на социальную инфраструктуру страны: школы, детские сады, медицинские учреждения.
  5. Проблемы с внедрением трудосберегающих технологий, возникающие из-за использования дешевой рабочей силы, приводят к снижению производительности и эффективности труда.
  6. Львиную долю своих сбережений мигранты отсылают на родину, что означает отток средств из экономики принимающей страны.
  7. Массовые экономические (незаконные финансовые операции, контрабанда) и уголовные правонарушения.
  8. Негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом.
  9. Большие скопления мигрантов могут пытаться навязать свою собственную культуру, категорически отрицая взгляды принимающей страны. Как следствие, это будет приводить к межэтническим конфликтам.

Проблемы миграции в аспекте нелегалов дополняются и тем, что приехавшие, пользуясь местной инфраструктурой, не уплачивают государству налоги, что дополнительным бременем ложится на плечи коренного населения.

Преимущества и недостатки миграции: видео

Роль миграции на мировом уровне

Оценивая последствия миграции населения на мировом и национальном уровнях, стоит отметить преимущественно позитивное влияние ее процессов на состояние качества жизни людей и мировой экономики:

  • снижение безработицы;
  • выравнивание уровня жизни и уровня оплаты труда;
  • устранение дефицита рабочей силы в отдельных регионах и отраслях;
  • взаимообогащение этнокультурного потенциала.

Международная миграция также способствует культурной интеграции народов, выступает фактором, снижающим социальную напряженность в государствах, нуждающихся в экспорте рабочей силы.

Трудовая миграция на международном уровне выступает важнейшим инструментом повышения валютных доходов стран, экспортирующих рабочую силу.

Основные составляющие этих поступлений: налоги с прибыли компаний-посредников, валютные переводы иностранцев на родину, инвестирование мигрантами личных средств в отечественную экономику и проч. Вместе с тем, отток квалифицированных работников из стран-экспортеров приводит к снижению уровня научно-технологического потенциала государств, усугубляя и заметно закрепляя дифференциацию национальных экономик по качеству и уровню жизни населения.

В целом соотношение плюсов и минусов миграции населения определяется взаимным балансом интересов государств-участниц обмена населением, соотношением оптимальных и реальных параметров миграционных процессов и возможностями целенаправленного контроля за ними со сведением к минимуму масштабов нелегальной миграции.

В заключение стоит отметить, что наиболее успешно государство может построить свою миграционную политику при определении оптимального сочетания следующих условий:

  • стратегические программы социально-экономического развития страны должны согласовываться с текущими задачами миграционной политики;
  • при определении средств и целей миграционной политики необходимо придерживаться ориентации на гармоничное сочетание потребностей и интересов личности и общества в целом.

Как и где проще всего получить гражданство: видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты, неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2019 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно отнести следующие:

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).

Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов).

Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной.

Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.

В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

1 Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.

2 Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.

3 Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).

4 Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).

5 Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.

В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме.

Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.

В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.

Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.

Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.

Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре

1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.

Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.

Наряду с "мягкими" методами регулирования нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.п.), правительства стран- реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны.

В целом можно сказать, что процесс репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально- экономических условий в странах эмиграции.

Международные экономические отношения Роньшина Наталия Ивановна

35. Положительные и отрицательные стороны миграции

Внешняя трудовая миграция представляет собой отток рабочей силы из менее развитых стран в экономически более благополучные с последующим возвращением мигрантов на родину.

Такая миграция, несомненно, выгодна обеим сторонам, но она же открывает ряд социально-экономических проблем. К ним относится «утечка мозгов», трата заработанных денежных средств на территории другого государства. Также существует проблема, при которой работник за рубежом работает не по своей специальности, полученной на родине, а выполняет неквалифицированную работу, так как не может в полной мере реализовать свои возможности в чужой стране в силу объективных причин.

Получают своего рода выгоду страны, в которые приезжают эти работники: появляется дешевая рабочая сила, так как многие приезжие по причине тяжелого материального положения устраиваются на работу, которая считается низкооплачиваемой для развитых стран.

Но есть и положительные последствия трудовой миграции. Для стран, из которых происходит отток населения, выгода в том, что по возвращении эти люди привозят свои сбережения, которые они могут вложить в собственное дело. Иммигранты способствуют нормальной работе некоторых трудоемких отраслей, которые пользуются маленьким спросом со стороны населения.

Другая выгода для стран, принимающих мигрантов, втом, что за счет квалифицированных кадров из-за рубежа экономятся средства на обучение собственных специалистов в своей стране.

Страны – экспортеры трудовых ресурсов получают выгоду, которая выражается в сокращении безработицы в этой стране. Многочисленные исследования, проведенные в этой области, показывают, что отток части трудовых ресурсов положительно сказывается на рынках труда, увеличивается средний уровень размера доходов беднейших слоев населения.

Эмигранты за рубежом приобретают новые знания и опыт в различных сферах, которые они могут применить и в своей стране. Они осваивают новые технологии, приобщаются к новым стандартам организации производства. По возвращении к себе на родину они могут совершенствовать процесс производства и социально-экономическое развитие в целом.

Не последнюю роль играют денежные переводы рабочих-мигрантов. Они посылают часть своих заработанных денег своей семье, родственникам, близким людям, которые их тратят, естественно, уже на территории своей страны. Такие переводы имеют большое значение для экономик беднейших государств и способствуют улучшению финансовой ситуации.

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

SWOT-анализ (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) Этот способ - дополнение структуры «мозговому штурму». Разделите лист флип-чарта на четыре части и озаглавьте их: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.Группа может анализировать бизнес,

Из книги Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена автора Пайн Джозеф Б

Исключите отрицательные стимулы Чтобы клиент получил цельное впечатление, недостаточно просто привнести положительные стимулы. Режиссеры впечатлений должны исключить все, что отвлекает от главной темы или противоречит ей. Посетители часто находят, что многие

Из книги Международные экономические отношения автора Роньшина Наталия Ивановна

35. Положительные и отрицательные стороны миграции Внешняя трудовая миграция представляет собой отток рабочей силы из менее развитых стран в экономически более благополучные с последующим возвращением мигрантов на родину.Такая миграция, несомненно, выгодна обеим

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Положительные и отрицательные аспекты существования рыночной системы Рынок представляет собой достаточно свободную форму ведения хозяйства в условиях развитой экономики. В соответствии с этим ему присущи функции, посредством которых он регулирует

Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Иногда руководитель склонен испытывать неловкость от того, что некоторые его решения могут иметь негативные последствия для кого-то из сотрудников либо ущемить чьи-либо интересы. Например, сталкиваясь с необходимостью сокращения в штате, не

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

1.16. Обеспечительные меры как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков Налогоплательщики редко соглашаются с выводами налоговых органов, сделанными по результатам налоговых проверок. И при этом большинство споров в судах разрешается в пользу

Из книги Баланс для начинающих автора Медведев Михаил Юрьевич

Глава 18 Положительные и отрицательные объекты До сих пор мы сознательно умалчивали об одной важной особенности действующего порядка учета обязательств. Вероятно, читатель сам уже заподозрил неладное. Мало того что обязательства в их бухгалтерском понимании

Из книги Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени автора Иголкина Инна Николаевна

Какие эмоции лучше: положительные или отрицательные? Кому-то помогает бороться с ленью злость на себя, на свою лень, кому-то, наоборот, радость от достижения успеха. Важно не перестараться в применении эмоций. Не стоит каждое элементарное дело превращать в трудовой подвиг

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 69 Положительные и отрицательные стороны процесса глобализации экономики Ответ Характерной чертой развития современной экономики является преодоление национальных границ, формирование действительно всемирной экономической системы, основанной на тесном

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

12.4.1. Отрицательные внешние эффекты Предположим, что производство единицы продукта сопровождается внешними затратами в размере Е руб. К тому же положим, что эта величина не зависит от объема выпуска. Поэтому на рис. 12.4, (рисунок остается прежним) а внешние затраты

Из книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы автора Замедлина Елена Александровна

12.4.2. Положительные внешние эффекты Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.MSB = MPB + MEB,где MSB – предельные общественные выгоды,МРВ – предельные частные выгоды,МЕВ – предельные внешние

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

47. Положительные стороны работы с посредником Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поиску более совершенных методов сбыта. При этом очевидно, что функции сбыта можно передать, но их нельзя исключить. С точки зрения фирмы передача указанных функций

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Положительные стороны государственной политики В то время как законы и объем подлежащей обработке документации могут подорвать инициативу, правительственная политика в целом положительно влияет на деловые отношения. Пример на стр. 193 содержит общее описание

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Положительные/отрицательные корреляции: что они означают и как их использовать Вычисление корреляций между валютными парами в вашем портфеле - отличный способ оценить инвестиционный риск. Инвестируя в разные пары, вы, возможно, думаете, что диверсифицируете свой

Из книги автора

Положительные отзывы Письма, статьи или другая информация из заслуживающих доверия источников (особенно от потребителей) укрепляют ощущение жизнеспособности компании и востребованности ее товаров или услуг. В приложении вполне уместны положительные газетные или

Из книги автора

Другие положительные отзывы о книге Признана журналом Forbes одной из «Двух лучших книг для малого бизнеса».Признана журналом Inc. одной из «Шести лучших книг для новых предприятий».Признана журналом Home Office Computing одной из «20 важнейших книг для предпринимателей».Главный