Сокращение министерств и ведомств в году. В стране начинается очередная попытка сокращения числа чиновников


В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента . При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» . Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников , численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в , ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Согласно экспертным данным, уровень финансирования Министерства внутренних дел Российской Федерации за последние несколько лет серьёзно упал, что привело к значительному сокращению сотрудников организации – в целом на 35%. В связи с ухудшающейся экономической ситуацией в стране, в 2017 году в России пройдут новые сокращения , которые в первую очередь затронут сотрудников МВД РФ.

Сколько работников МВД уволили в прошлом

В начале 2010 года предыдущим президентом Российской Федерации Д. Медведевым была проведена кардинальная реформа МВД, спровоцированная рядом громких дел, в которых представители данной структуры серьёзно подорвали доверие населения к органам правоохранительной власти. Именно в период 2010-2011 года МВД РФ претерпело первое внушительное сокращение кадров – около 20%, произошло переименование милиции в полицию и изменился уровень выплат и заработной платы, который должен был уменьшить коррупцию в рядах МВД. Однако в ситуации нестабильной экономической обстановки в стране было решено провести следующую волну сокращений в данной сфере.

Благодаря уже произведённым изменениям в составе правоохранительных органов, за последние годы страна сэкономила уже более 1 миллиарда рублей. На столь же ободряющие показатели рассчитывают и сейчас идейные представители новой волны сокращений МВД.

Однако данный вопрос не нашёл положительного отклика в рядах причастных лиц. В связи всё с той же финансовой нестабильностью уровень уличной преступности в стране заметно увеличивается. Поэтому многие противники новой реформы нелестно сказываются о прогнозах таких сокращений (см. , прогнозы).

Сколько сотрудников МВД попадет под сокращения в 2017 году

В 2017 году под сокращения (по предварительной информации) попадают более 110 тысяч человек. В их числе: ГУВО – главное управление вневедомственной охраны, пресс-службы МВД, ГУЭБиПК – главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, ГУУР – главное управление уголовного розыска, некоторые главы определённых подразделений и т.д. Основываясь на последние новости о сокращениях , можно сделать вывод о том, что реформа не коснётся некоторых областей: Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий и Чукотский округа. Так же сокращения 2017, меньше всего затронут ту часть правоохранительных органов, которая работает непосредственно с — только около 2-3% сокращений от всех 10%, которые ожидаются.

Ожидания и последствия сокращений 2017 года

Не следует сильно опасаться за негативные последствия в РФ в ходе данных сокращений. Такого мнения придерживаются многие инициаторы законопроекта. Их уверенность в правоте доказывается тем, что благодаря предыдущим сокращениям, в России появилась возможность поднять степень квалификации уже имеющихся работников и вывести на новый уровень общественное доверительное отношение к работе правоохранительных органов.

Чиновники РФ также попадут по сокращение

В 2017 году ожидает сокращения ещё одна структура – работники государственных гражданских служб, иначе – чиновники.

Отныне при приёме на работу от них будут требоваться повышенные квалификационные требования: образование, стаж, профессиональные качества, знание Конституции РФ, родного языка, законодательной базы и т. д. Таким же требованиям должны отвечать и те чиновники, которые уже ведут посредственную трудовую деятельность. После проведения ряда проверок часть представителей государственных служб будет сокращена по причине профнепригодности.

Также смотрите: , последние новости.

По официальным данным Росстата и Минтруда, количество безработных в нашей стране неуклонно падает. Несмотря на это, 2017 год обернется для многих работников шоковыми потрясениями.

По данным рейтингового агентства АКРА, в 2017 году уровень безработицы в стране вырастет до 6,1% от экономически активного населения. В настоящий момент этот параметр находится на отметке в 5,9%. На рынок могут выйти порядка 136 тысяч свободных рук.

Очевидно, что под сокращение в 2017 году попадут и те, кто занят в сфере частного бизнеса, и работники бюджетной сферы. Наибольшие сокращения пройдут среди чиновников – 45,2 тыс. человек (это делается в рамках приказа президента РФ о сокращении штата чиновников на 10%), финансистов – 34,2 тыс. человек и работников транспортной сферы – 18,1 тыс. сотрудников. В будущем больше всего увольнений планируется в автомобилестроении – 49,6 тыс. (из них 6 тыс. – уже до конца этого года).

Силовые структуры

Пострадают и силовики. 2016 год был сложным для многих ведомств: в стране появилась Росгвардия, а функции ФСКН и ФМС были упразднены. Штатная численность этих служб была передана в ведение МВД. При этом численность сотрудников ФМС сократилась на треть.

В 2017 году реформа силовых ведомств будет продолжена. Как ранее , функции могут быть разделены разделить между Минобороны и . Министерство госбезопасности (МГБ) при этом может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы. Предполагается, что реформа должна привести к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению коррупции в них.

Бюджетники

Не секрет, что уровень благосостояния работников бюджетной сферы напрямую зависит от суммы налогов, которое платит население. По всей видимости, с собираемостью налогов в нашей стране дела обстоят не очень. В противном случае, законодатели не инициировали бы разговоры о новых и новых типах налогов. Напомним, одна из последних инициатив – ввести налог на самозанятых граждан и так называемый курортный сбор.

По мнению шеф-редактора «Работа.ру» Анны Чуксеевой, «ситуация с бюджетом действительно весьма плачевная - стоит только посмотреть на количество инициатив законодателей в попытках увеличить собираемость налогов: повышение пенсионного возраста, введение налогов для самозанятых граждан... Что касается оптимизации чиновничьего аппарата, то это регулярная ежегодная «программа».

Она отмечает, что на рекрутинговых сайтах никогда не наблюдается наплыва резюме таких сотрудников. Это говорит о том, что на рынок труда, в отличие от работников коммерческого сектора, они не выходят, а трудоустраиваются там же - в рамках своей системы.

«Таким образом, в повышение напряженности на рынке труда эти специалисты практически никакого вклада не вносят», - считает Чуксеева.

Сокращения ожидают не только работников бюджетной сферы, но и частного сектора. Именно поэтому некорректно говорить исключительно о проблемах бюджета в этом контексте, - говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин . Он напоминает, что «экономическая ситуация в стране все еще остается сложной, при этом до многих субъектов РФ полновесный кризис добрался только сейчас. Временной лаг между ощущением последствий кризиса в Москве и других регионах достаточно большой. Это касается и восстановления. Поэтому подобная динамика на рынке труда, в целом, ожидаема».

Сезонники

Рынок труда не непостоянен, в нем прослеживается довольно четкая сезонность.

«Так, потребность в новых кадрах у работодателей снижается в период с октября по январь. С февраля по сентябрь, напротив, наблюдается рост спроса на новых сотрудников. А пик спроса приходится на апрель. Если переводить это в цифры, то максимальный спад на рынке вакансий приходится на декабрь-январь: до -27%», - говорит специалист проекта CourseBurg Россия Николай Красноперов.

Кстати, в зимний период наибольшее снижение спроса идет на рабочий персонал (до -27%), а наименьший – на сферу консультирования (-3%).

Еще одним фактором, который усиливает количество сокращений, является внедрение современных технологий, позволяющих автоматизировать все большее количество рутинных действий.

«Спрос на специалистов в сфере бухучета не то что не восстановился после кризиса, а даже сократился на 17% за 2014-2016 годы за счет внедрения автоматизированных системам учета и облачных сервисов электронного документооборота», - говорит Красноперов.

Сокращения будут проходить по широкому спектру секторов. Исключений вообще не будет. «Конечно, часть из тех, кто потерял работу, вынуждены будут соглашаться на не очень привлекательные условия, включая «серые» или «черные» зарплаты, но подобная ситуация характерна для всей экономики. Работодатели стремятся сокращать свои расходы, поэтому глобального «перетока» не будет, так как темпы останутся прежними», - резюмирует Люшин.