Классный час на тему " Я- гражданин страны!". Что значит быть гражданином государства


МУ ДО –ЦВР г.Маркс Саратовской области

Конспект занятия «Я гражданин своей страны»

по курсу «Развитие речи» в объединении «АБВГДейка» МУ ДО - ЦВР для детей 5-6 лет.

Составила:

Шнайдер Марина Александровна - Педагог дополнительного образования

МУ ДО-ЦВР г.Маркса Саратовской области

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей, оно выше небес!

Тема урока : « Я гражданин своей страны»

Тип урока: Изучение нового материала.

Продолжительность урока : 30 минут.

Цель урока : Знакомство обучающихся с государственной символикой РФ: флаг, гимн, герб.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

    Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность.

Воспитательные:

Формирование уважительного отношения к государственным символам.

Основные методы , используемые при проведении занятия: игровой, словесный, наглядный, практический.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент.

(Демонстрация слайда №1)

Здравствуйте дорогие ребята! Я надеюсь у всех у нас хорошее настроение? Ну а для того, чтобы оно стало еще лучше предлагаю вам поиграть в игру: «Мы самые-самые» .(Проводится игра) .Ну а теперь начнем наш урок!

2. Актуализация знаний.

(СЛАЙД №1)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
И о символах страны
Все ребята знать должны.
Нужно быть внимательными,
Послушными и наблюдательными.
Ну, приступим! В добрый час!
Все получится у вас!

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Но очень важный для каждого из нас.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в большой, многонациональной, красивой и могучей стране. И у этой страны очень красивое и звучное имя. Как мы называем нашу страну? (Ответы детей -Россия!) А кто мы с вами?

(СЛАЙД №2)

Ребята Россия не только страна в которой мы живём. Россия –это наша

Родина. Ребята, а что значит Родина? (Ответы детей)

Родина – это дом, это место, где вы родились и выросли. Город по которому вы гуляете, со своими улицами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. Родина-это наше небо и солнце, наши реки и леса. Все, чем мы так гордимся! Всё к чему мы так привыкли и не представляем себе жизни! И наша с вами Родина-это наша страна, наша Россия!

Послушайте какое замечательное стихотворение о России, о нашей Родине написал поэт В.Степанов. (СЛАЙД №3)

(Выходит ребенок читает стихотворение. На экране видео с природными ландшафтами России)

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая

Необъятная страна.

В нашей стране проживают люди 180 национальностей: (СЛАЙД №4) русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы. И у всех народов свой язык, своя культура, национальная одежда, кухня. Посмотрите, насколько разнообразны национальные костюмы у народов, населяющих нашу страну. (На доске куклы в национальных костюмах).Ребята, наша страна самая большая страна в мире. (СЛАЙД №5) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как наша Россия. У нас 16 соседей.

У каждой страны, ребята, есть главный город – столица. Знаете ли вы какой город является столицей России? (ответы детей - Москва). (СЛАЙД №6)

Правильно ребята-это город Москва! А вот и один из главных символов Москвы – Красная площадь. (СЛАЙД №7) . Здесь развивается государственный флаг России, здесь, в Кремле, работает президент и наше правительство. А вы знаете кто является президентом нашей страны?

(ответы детей-В.В.Путин)

Абсолютно верно президент нашей страны –Владимир Владимирович Путин! (СЛАЙД №8)

Каждое государство имеет свои символы. И Россия не исключение. И мы сегодня познакомимся с самыми главными официальными государственными символами нашей страны. А вы знаете, ребята, эти символы? (ответы детей) . Главные государственные символы России – это (СЛАЙД №9) герб, гимн и конечно же флаг.

И первый символ, о котором я вам расскажу-это ГЕРБ! Герб-это отличительный знак государства, города. Изучением гербов – занимается специальная наука-геральдика. Герб может рассказать очень много. Давайте с Вами посмотрим на герб нашего госудраства. (СЛАЙД №10)

Перед вами Государственный герб России. Что мы видим, ребята? На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Бывают ли такие орлы, ребята? (Ответы детей). Так почему же наш орёл двуглавый? Дело в том, что Россия расположена на самом большом материке –Евразия.И находится сразу в двух частях света Европе и Азии. Вот и обращены головы каждая в свою сторону-приглядывая за порядком. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что наша страна живет по законам чести и справедливости. Правой лапой он сжимает скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава – это золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. (СЛАЙД №11)

Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство и независимость России.

Что напоминают нам орёл и его широко расставленные крылья?

(солнце и его лучи)

На груди орла помещён Герб Москвы – Святой Георгий Победоносец. (СЛАЙД №12)

Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Ребята, а где мы можем увидеть герб России? (ответы детей)

Герб России мы можем увидеть на государственных наградах, на паспорте гражданина РФ, на монетах любого достоинства, на печатях подтверждающих подлинность документов. (СЛАЙД №13-17)

А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Узнай герб России». Как видите, ребята, изображение орла присутствует не только на гербе РФ.Но и на гербах других стран. Давайте, попробуем найти герб России.

(На доске картинки с изображением гербов других стран. Дети выбирают из них герб своей страны. Объясняют свой выбор.)

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Ну а мы продолжаем с вами знакомиться с главными символами нашей страны. И следующий символ-это ФЛАГ. (СЛАЙД №18)

Государственный флаг можно увидеть везде. Известно, что флаг создан для того, чтобы развеваться. Поэтому обычно флаги поднимают высоко вверх на флагштоках и мачтах - туда, где побольше ветра и где флаг может красиво реять, чтобы все его видели и гордились своей страной. (СЛАЙД №19-20)

Государственный флаг России - это один из отличительных знаков государства. Всё важное о государственном флаге - как он должен выглядеть и как его правильно использовать - записано в специальном законе.

Российский флаг (СЛАЙД №21) - это прямоугольный кусок материи, состоящий из трёх горизонтальных цветных полос. Флаги, состоящие из трёх разноцветных полос, называют триколорами. Российский флаг - это российский триколор.

Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, поэтому российский флаг правильно называть "бело-сине-красным".

белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Послушайте какое стихотворение написала о Российском флаге поэт Е. Кучбарская.Выходят дети.Читают стихотворение.

1 ребенок:

Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет - для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.

(прикрепляет красную полосу к доске)

2 ребенок:
Стойкость, жертвенность, отвага -
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге - верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.

(прикрепляет синюю полосу к доске)

3 ребенок:
Белый - это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет
Означает белый цвет.

(прикрепляет белую полосу к доске и получается флаг РФ)

4 ребенок:
Трех цветов Российский флаг.
Многоценен этот стяг!
Он - в столице над Кремлем,
Греет всех своим теплом.
Это - флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.
Предки, крепкие в борьбе,
Возвещают о себе.
Значит, выстоим и мы -
Милой Родины сыны.
Знамя верное у нас -
Мы не дрогнем в страшный час!

А сейчас я снова предлагаю вам поиграть. Игра называется «Найди флаг своей страны». Как видите, ребята, трехцветные флаги-триколоры не только у нашей страны, но и у других стран. Давайте вспомним всё, что мы сегодня узнали о нашем флаге и найдем флаг России. На доске картинки с изображением флагов других стран. Дети выбирают из них флаг своей страны. Объясняют свой выбор.

Физминутка.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Продолжаем наш урок и знакомство с государственными символами Российской Федерации. И следующий символ-это ГИМН. (СЛАЙД №22)

Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвященная Родине, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнованиях.

Что должны делать люди во время исполнения Государственного гимна?

(во время звучания гимна необходимо встать, мужчинам снять головные уборы)

Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. Гимн России был написан композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. (СЛАЙД №23-24) Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству. (СЛАЙД №25-26)

Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего государства?
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. (СЛАЙД №27) Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.

Звучит гимн. Видео. (СЛАЙД №28)

Итог занятия:

Сегодня мы с вами поговорили о главных и важных символах России. О каких? (Ответы детей) . (СЛАЙД №29)

Как называется флаг, окрашенный в три цвета?

Что означают цвета на российском флаге? Кто изображен на гербе России? Опишите его? Почему он двуглавый? Что такое гимн? Как слушают гимн?

Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное для страны событие. (СЛАЙД №30) Предлагаю вам, ребята, рассказать о них дома своим родителям. А для того, чтобы вы могли не только рассказать, но и показать символы нашей великой и могучей страны – мы изготовим открытку на которой рядом с Кремлем будут изображены флаг и герб. А внутри открытки есть слова гимна РФ. Попросите дома родителей, бабушек и дедушек, чтобы помогли вам выучить его наизусть. Ну а сегодня наш урок окончен.До свидания! До новых встреч! (СЛАЙД №31)

Сочинение на конкурс «Я гражданин, а это значит……»

Поэтом можешь ты не быть,

А гражданином быть обязан..

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын

Н.А.Некрасов

Я – гражданин, а это значит, что являюсь частичкой огромной, многонациональной страны под названием Российская Федерация.

Страны с богатейшим культурным наследием и историческим прошлым. Страны, которая дала миру невероятные и неповторимые открытия во всех областях науки и техники.

Я горжусь тем, что живу в такой стране, как Россия, которая подарила миру классиков мировой литературы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и многих других. Страна, не покорившаяся тем, кто хотел её завоевать, подчинить себе; страна, освободившая мир от фашизма и открывшая человечеству дорогу в космос. Страна, которая славится своими героями, такими как: Александр Невский, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Петр Великий, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие.

Я - гражданин этой страны, а это значит я обладаю правами и обязанностями. Я обязан любить свою Родину, уважать других граждан и сохранять свои права. Как порядочный гражданин, обязан знать законы и историю своей страны. Исполнять свои обязанности, защищать Отечество, трудиться во благо Родины.

Богат наш край чудесными лесами и бескрайними полями, окружающими нас всюду. Чист и прозрачен воздух наших уголков. Красота водопадов, горных хребтов, голубых озер радует, восхищает и надолго остается в памяти тех, кто однажды посетил этот райский уголок под названием Кабардино - Балкария. Одно из самых прекрасных и живописных мест на земле. Моя малая Родина, которая вдохновляла многих поэтов и художников на создание шедевров литературы и искусства. Я понимаю, что красоту эту надо не только любить, но и беречь её для всех, для будущего поколения.

Это является обязанностью каждого из нас.

В статье 58 нашей Конституции говорится об обязанности каждого гражданина охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Все граждане нашей страны равны перед законом независимо от пола, социального и имущественного положения, образования и языка, на котором говорят. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не выполнять определённые обязанности. Права и обязанности неразрывно связаны между собой. Часто люди ворчат, что грязно на улицах, невозможно найти чистое место для отдыха в лесу.

А ведь просто есть люди (в том числе и среди молодёжи), которые, отстаивая свои права, уклоняются от выполнения человеческих и гражданских обязанностей. Нетрудно ведь, к примеру, выполнить правила экологического поведения для того, чтобы мир вокруг нас стал чище.

Достойный гражданин своей Родины – человек энергичный, честный человек, которому небезразлично, где он живёт, как он живёт, что его окружает. Как в сказке «Маленький принц»: «Встал утром, убери свою планету».

Я – гражданин, а это значит я – патриот, потому что люблю свою семью, свое село, свою Родину, основой основ для которых всегда являлись и будут являться незыблемые нравственные ценности. Истинный гражданин должен защищать честь своего государства. Патриоты – граждане России – были, и есть, и будут во все времена.

Я хочу, чтобы о героях Великой Отечественной войны, живущих рядом с нами, знали те, кто еще только ходит в детский сад или только родились. Я очень хочу, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы малышня, которая придет после меня в школу, гордилась тем, что она живет в великой стране, спасшей мир от кошмара, угрожавшего всему живому на земле!

Можно много говорить о том, каким должен быть гражданин современной России. Да, он должен быть свободным, потому что только свободный человек может творить. Да, он должен быть законопослушным, потому что иное положение вещей угрожает гибелью государству. Да, он должен иметь активную жизненную позицию, потому что «под лежачий камень вода не подтечет». Пусть он не будет равнодушным к чужой беде и всегда чувствует личную ответственность за зло, совершающееся у него на глазах, как Виктор Попков, известный правозащитник. В последние годы своей жизни, работая в гуманитарной организации, оказывающей помощь беженцам и вынужденным переселенцам в различных горячих точках России, он спас многих пленных российских солдат. В июне 2001 года он был смертельно ранен в Чечне. Сколько матерей по всей России благословляют его имя и хранят о нем светлую память! Для меня он настоящий патриот!

Любовь к Родине – это чувство, которое делает человека чище, возвышенней, возобладает над практичностью и цинизмом. А иначе выживем ли мы, россияне, и сохраним ли мы все то, что дано нашему поколению страной с великой судьбой?

Я – гражданин, а это значит, что я человек неравнодушный, знающий, любящий и ценящий культурное наследие своих предков.

Это очень близкое, родное, которое живет во мне каждый час и каждый день.

Я горжусь своей страной и своим гражданством, и надеюсь, что когда – нибудь и Россия будет гордиться мной. Я верю в это.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке и все в ней для нас родное, а матерью - потому,что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас…

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Как любой гражданин своей страны я должна знать её символику: флаг, герб, гимн.

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

Я - гражданин Республики Беларусь.

Патриотизм не должен ослеплять нас;
Любовь к отечеству есть действие ясного
Рассудка, а не слепая страсть.
Н. Карамзин.

Получая в день своего шестнадцатилетия паспорт с гербом Республики
Беларусь на синей обложке, юноша или девушка вспоминают слова В.В.Маяковского:
Читайте,
завидуйте,
Я - гражданин…
Присягая на верность Родине, молодой солдат с гордостью говорит: « Я,
Гражданин Республики Беларусь, присягаю…»
Быть гражданином Белоруссии - значит иметь гражданство нашего государства. Именно в этом гражданстве проявляются связь человека с государством, общность их интересов, патриотизм, гордость за свою Родину и высокая честь.
Где бы ни был гражданин - на своей ли земле, далеко ли за ее пределами- - он гордится своей принадлежностью к родной стране. Нам - белорусским гражданам - присущи верность и любовь к Родине, забота о ее процветании, ответственность за ее судьбу. Вместе с тем мы всегда уверены в том, что наша жизнь, свобода, права надежно защищены родной страной. Лишение гражданства - это тяжкое наказание. Нет ничего страшнее, чем быть гражданином без родины!
Мощь и процветание Республики - главная гарантия свободного развития личности, прав и свобод граждан, которые провозглашает Конституция.
Знания, образование - одни из обязательных условий свободного, всестороннего развития личности. Наша Конституция закрепляет право на образование. Каждый юноша, каждая девушка получают обязательное среднее образование. В нашем государстве, безусловно, уделяется внимание уровню образования и квалификации граждан.
Так что же все- таки значит быть гражданином? Неужели это гордое звание может принадлежать лишь тому, кто всего лишь имеет паспорт и прописку?
Гражданин звучит так же гордо, как и человек.

Что же значит быть гражданином?
Это, значит, быть верным стране,
Это значит, ее не покинуть
Даже в самой холодной войне.
Это, значит, быть преданным людям
Тем, с которыми рядом живешь.
Это значит, тебя не погубят
Колдовские измена и ложь.
Это значит всегда быть счастливым,
Улыбаться ненастью, беде.
Это значит, страну не покинуть,
Это, значит, быть верным себе.

Сегодня мы - всего лишь учащиеся средней школы №4, но это только сегодня. Никто не может знать наверняка, что ждет нас завтра. Завтра нашей страны туманно и призрачно, но у него есть неоспоримое достоинство - это мы, пока еще юные, но целеустремленные и знающие подростки. Но разве мы только лишь целеустремленные и знающие? Неужели на этом все? Сегодня мы смело можем сказать: « Нет!» В первую очередь мы молодые представители граждан. Мы - будущее нашей страны. И станем ли мы гражданами и людьми с большой буквы, будет зависеть не только от наших знаний и стремлений, но и от условий, которые сможет создать наше государство для своего светлого завтра. Только мы - молодые, полные новых планов и идей - можем возродить юную красу голубоглазой светловолосой девушки по имени Белоруссия. Только мы сможем заставить другие страны уважать, ценить и вздыхать по стройной самобытной Голубоглазке. И пусть это звучит смело и вызывающе, но мы дети нашей « ciнявокай прыгажунi» и с гордостью и достоинством пронесем через всю жизнь это гордое имя « Я - Гражданин Республики Беларусь».

Обязательный атрибут любого государства – это его население. Без огромного массива людей страна попросту не имеет никакого юридического статуса и веса на международной арене. Однако возникает вопрос о том, каким образом люди относят себя к населению того или иного государства? Изначально учёные выдвигали теорию о том, что каждая страна – это отдельная этническая общность. Но что тогда представляют собой такие большие многонациональные государственные титаны, как США или Россия?

Отсюда следует, что этническая теория совершенно не подходит для объяснения принадлежности человека к определённой стране. С развитием демократии и права в целом было изобретено понятие, которое полностью характеризует человека как частичку определённого государства. В этой статье мы детально рассмотрим термин «гражданство» как правовой режим и внутреннюю идеологию человека.

Гражданство как правовой статус

Многие задаются вопросом о тои, что значит быть гражданином. Теория конституционного права детально отвечает на него. Гражданин – это лицо, наделённое гражданством, а гражданство, в свою очередь, - это устойчивая, нерушимая связь, основанная на праве, которая выражается наличием взаимных прав, обязанностей и ответственности. Таким образом, гражданство – это правовой режим, при котором человек является гражданином определённого государства. В конституционном праве гражданство выступает в качестве института, закреплённого в основном законе страны – конституции.

Разновидности гражданства

Ранее в некоторых монархических государствах гражданство было в виде института подданства. Этот правовой режим обусловлен связью человека с особой монарха, а не с государством. Подобная правовая модель характеризуется глубоким антидемократическим смыслом, потому что гражданин отвечает перед особой, а не социально-политической структурой в виде государства. На сегодняшний день во многих странах подданство заменено гражданством, так как последнее является более продуманным и функциональным институтом.

Процесс приобретения гражданства

Итак, выше мы выяснили, что человек должен иметь правовую связь с государством, которая позволяет понять, что значит быть гражданином. Но правовой институт гражданства не возникает просто так. Существуют определённые способы его приобретения, а именно:

  • Филиацией. Это способ получения гражданства по факту рождения человека. Выделяют несколько разновидностей филиации: по праву крови, почвы и наследству.
  • Следующий способ применим в тех случаях, когда человек - по сути, гражданин другой страны, но хочет приобрести гражданство еще одного государства. Этот вид имеет название натурализация. Различают две разновидности такого получения гражданства: регистрацию и дарование.
  • В международном праве также выделяется две разновидности получения гражданства: трансферт (территория одного государства переходит под контроль другого) и оптация (выбор гражданства человеком при пересечении границы).

Способы прекращения гражданства

В некоторых случаях гражданство человека может прекратиться. Законодательством государств всего мира предусмотрены следующие возможности для этого:

  1. Отказ от гражданства. Эта возможность осуществляется исключительно по инициативе гражданина. Во многих государствах институт отказа является новеллой, потому что многие конституции закрепляют «нерушимую» связь своих граждан и страны. В Российской Федерации выход из гражданства запрещён, если человек не представляет доказательства приобретения гражданства другого государства.
  2. Существует определённый вид ответственности, которая предусматривает лишение человека гражданства. Многие страны отказались от этой возможности, однако данная санкция является эффективной против людей, совершивших антигосударственные преступления. Лишение гражданства нужно отличать от экспатриации, при которой человека выдворяют за территориальные границы государства.
  3. Существуют моменты, когда человек изъявляет желание вступить в правовую связь с другой страной, чтобы получить новый пакет прав и обязанностей. Для этого производится смена гражданства.

Значение института гражданства в праве

Развитие демократии во всём мире поставило на первый план институт гражданства. Это свидетельствует о том, что роль прав и свобод человека существенно возросла. Подобные изменения привели к тому, что обычный человек способен влиять на политическую жизнь государства посредством избирательного права. Нужно отметить тот факт, что быть гражданином государства - значит иметь определённый объем прав и свобод. Другими словами, это определённая модель правоотношений государства и человека. В каждой стране эта модель организована по-своему, поэтому граждане нескольких государств будут иметь абсолютно разные права и обязанности.

Нормативные акты, регулирующие институт гражданства

Существует ряд нормативных актов международного и национального характера, которые всецело регулируют существующий институт гражданства в РФ, а также могут дать правовую оценку и ответ на вопрос о том, что значит быть гражданином государства. В статье ниже будут представлены немногие из них, так как весь перечень слишком велик.

  • Декларация прав человека.
  • Конвенция о защите человеческих прав.
  • Пакт о политических и гражданских правах.
  • Европейская конвенция о гражданстве.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации».
  • Гражданский кодекс РФ.

Следует помнить, что в этих нормативных документах представлена лишь правовая характеристика понятия «гражданин». В это же время данный термин несёт совершенно иной смысл, дающий возможность понять, что значит быть настоящим гражданином.

Гражданство как психологическое состояние человека

Выше было сказано, что правовая связь человека и государства осуществляется посредством реализации института гражданства. В повседневной жизни люди совершенно не задумываются о том, что значит быть настоящим гражданином.

Нужно всегда помнить не только своё родство с определёнными людьми, но и связь с государством, в котором человек рождён. Много веков подряд философы рассматривали понятие «гражданин» в контексте психологического состояния человека. Это внутреннее осознание и принятие факта принадлежности к великому народу, который проживает на какой-то территории. Идентификация человеком себя как части целого - вот что значит быть гражданином. Конечно, во многих культурах понятие «гражданина» будет существенно отличаться, если учитывать территориальные и этнические особенности, но в странах Европы и в частности России термин будет практически идентичен.

Что значит быть гражданином России?

В процессе своего исторического развития человек стал частью общества. Вне социума ни один из нас жить не может за исключением некоторых случаев, таких как, например, аскетизм. Во времена Античной Греции самым страшным наказанием было изгнание из общины. Это свидетельствует о том, что человек попросту не может жить без своих сородичей. Сегодня многие люди современной России задаются вопросом: «Что значит быть гражданином страны?» Ведь гражданами можно назвать большую часть российского населения, которое владеет паспортами РФ, но получение этого документа ещё не делает человека настоящей частичкой великого народа. Гражданин – это человек наделённый качеством патриотизма, глубоким осознанием своей нерушимой связи с великим народом России.

Подобные люди уважают и любят свою землю, пытаются оказать влияние на благосостояние государства за счёт своих сил. Когда мы спрашиваем себя о том, что значит быть гражданином России, нужно вспомнить слова великого человека, который не связан с РФ, но попал в самую точку своим высказыванием: «Не спрашивай о том, что твоя страна сделала для тебя. Ты должен думать о том, что ты можешь, что ты сделал для своей страны». Эти слова принадлежат Джону Кеннеди. Высказывание детально раскрывает смысл того, что значит хороший гражданин для своего государства.

Качества достойного гражданина

В последнее время очень модным стало присуждать звание достойного, почётного жителя, гражданина, человека и т. п. Тем не менее, совершенно непонятно, по каким критериям люди решают, что значит быть достойным гражданином. Достоинства любого человека перед своим государством проявляются, прежде всего, в терпимости ко всем негативным изменениям в политической и социальной жизни. Немаловажное значение играет чувство любви к своей стране.

Ведь именно на её территории каждый получил жизнь, знания, возможность саморазвития. Конечно, не у каждого из нас есть терпимость, патриотизм, глубокая любовь к родине. Отсюда следует вопрос о том, что значит быть гражданином? Сегодня тенденции во многом изменились, поэтому человек общества, достойный гражданин не обязан обладать абсолютно всеми перечисленными качествами, достаточно, чтобы он проявлял хотя бы малейшие попытки повлиять на жизнь своего государства. Также основное значение имеет стойкость ко всем неурядицам и невзгодам, которые могут возникнуть в процессе исторического развития любой страны.

Учитывая все моменты, указанные выше, можно ответить на вопрос: «Что значит быть гражданином страны?» Человек, достойный называться гражданином, может рассчитывать на взаимную помощь со стороны государства в любых жизненных вопросах.