Элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью. Норма права как модель поведения Структурным элементом правовой нормы определяющим модель поведения


В основном в учебной литературе выделяют юридическую и логическую структуру нормы права.

Структура нормы права (юридическая) – это её внутреннее строение, характеризуемое наличием взаимосвя­занных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в источниках права.

Выделяют трёхзвенную структуру нормы права, к элементам которой относят гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии которых реализуется норма. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаёт им значение юридического факта. Гипотезой может служить любая оговорка – «если иное не предусмотрено законом или договором», «перечень случаев, когда допускается увольнение работника», «само употребление слов» по договору» (необходимость заключения договора). В нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом.

Классификация:

1. от количества обстоятельств, обо­значенных в норме:

    простые (одно обстоятельство),

    сложные (наличие или отсутствие нескольких обстоятельств в совокупности),

    альтернативные (связывает дейст­вия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье НПА обстоятельств).

2.

    абстрактные (содержит общие, родовые признаки условий действия нормы)

    казуистические (связывает реализацию нормы со строго определёнными жизненными обстоятельствами)

Диспозиция – это структурный элемент нормы права, определяющий само правило поведения.

Классификация:

1. По способу изложения :

    прямая – только указывает на само правило поведения, не раскрывая полностью его содержания.

    описательная – раскрывает содержание модели необхо­димого поведения, содержит указание на существенные признаки поведения.

    отсылочная – содержит правило поведения в самой общей форме, от­сылая субъекта реализации к др. статье или части НПА (напр., те же действия, совершенные по­вторно).

    бланкетная диспозиция – содержит правило поведения в самой общей форме, отсы­лая субъекта реализации к другим НПА.

2. по степени обязательности предписания:

3. в зависимости от формы выражения:

    управомочивающие

    обязывающие

    запрещающие

Регулятивные нормы права, как правило, устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере дозволенного или должного поведения сторон регулируемого отношения. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру их поведения, именуется диспозицией. В охранительных нормах сам запрет выступает диспозицией, а описание противоправного деяния рассматривается как гипотеза.

Санкция

Указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Существует точка зрения , что санкции могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). И в этом смысле нельзя отождествлять санкцию и наказание.

Классификация:

1. по степени определенности :

    абсо­лютно определенные (точно указан вид наказания, последствия),

    относительно определенные (правоприменитель может определить конкретный вид ответственности),

2. по характеру предусмотренных санкций:

    простые (предусматривают только один вид наказания)

    альтернативные (предусматривают два (реже – несколько) видов неблагоприятных последствий).

    кумулятивные (предусматривают основное и дополнительное наказание)

    карательные и

    восстановительные.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Статья НПА может содержать несколько норм, может быть и по-другому: норма излагается в нескольких статьях одного НПА, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех её элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Также в тексте НПА может быть не выражено всех трёх элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Но это не означает, что НПА плохо разработан. При разработке НПА правотворческий субъект исходит из необходимости создать достаточно компактный текст (но не в ущерб содержанию). Поэтому те элементы нормы права, которые человек может «домыслить» на основе логики, в тексте НПА не прописываются. Например, если вы заключили трудовой договор, то в тексте НПА нет необходимости прописывать, что между работником и работодателем возникли трудовые правоотношения. Это и так понятно. Или если в Уголовном кодексе за совершение того или иного деяния предусмотрено наказание, то нет необходимости прописывать, что такие деяния совершать нельзя. Это тоже всем понятно.

Достоинством трёхэлементной (трёхзвенной) схемы является то, что эта схема побуждает правотворческих субъектов и практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объёме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права – диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т.е. не следует ограничиваться анализом отдельных статей нормативных актов.

Некоторые авторы выделяют таким образом логическую структуру нормы права , которая позволяет логически реконструировать нормы права, если в тексте НПА изложены не все структурные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция). Она выражается в формуле «если ….. то ….. иначе….».

По характеру содержания норм права выделяют

Санкция, предусматривающая возможность сложения нескольких видов наказаний

Этот вид нормы права дает возможность гражданам действовать соответствующим образом

Нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными нормативно-правовыми положениями, называются...

Модель поведения субъектов правоотношений содержится в ___________ правовой нормы.

Нормативный договор (1992) регулирует общественные отношения

Источникам права в РФ является

Актом Правительства РФ является

Характерный признак нормативно-правового акта

-: содержит общеобязательные правила поведения;

-: обладает системностью;

-: имеет определенную документальную форму;

251.Главная особенность семьи традиционного права в том, что источником является:

-: обычай;

-: религиозно-правовые принципы;

-: нормативно-правовые акты;

-: судебный прецедент;

-: Постановление;

-: Распоряжение;

-: Нормативный договор;

-: Правовой обычай;

-: Нормативно-правовой акт;

-: юридический прецедент;

-: между субъектами РФ;

-: в сфере построения Федерации;

-: взаимоотношения Федерации с субъектами;

-: взаимоотношения Федерации с местным самоуправлением;

255.Структурным элементом правовой нормы, определяющим модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, является …

диспозиция

гипотеза

преамбула

диспозиции

гипотезе

преамбуле

коллизионными

кумулятивными

кооперативными

альтернативными

258.Бланкетными называются нормы права, составные части которых находятся...

-: в других статьях данного нормативно-правового акта

-: в других нормативных правовых актах

-: в отмененных нормативных правовых актах

-: в примечаниях этих же статей

259.Оперативные нормы права включают в себя...

-: терминологию

-: наименование нормативного акта

-: дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия

-: ответственность за нарушение акта

260.Императивные нормы - это нормы права,...

-: предполагающие наиболее приемлемый вариант поведения

-: оставляющие субъектам простор для свободного волеизъявления

-: предписывающие разные варианты поведения


-: не допускающие отступлений от предписаний

261.Норма конституции РФ "Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны" относится к...

-: дефинитивным нормам

-: регулятивным нормам

-: декларативным нормам

-: охранительным нормам

262.Норма права - это...

-: общее правило поведения, установленное или санкционированное государством или народом

-: общее правило поведения, установленное и принятое обществом

-: общее правило определения правомерности поведения

Часть нормативного правового акта, устанавливающая права гражданина

263.Общие нормы права - это нормы,...

-: относящиеся к общественным объединениям

-: распространяющиеся на всех граждан

-: относящиеся к юридическим лицам

-: касающиеся государства

264.Специальные нормы права - это нормы права,...

-: относящиеся к определенному кругу лиц

-: относящиеся к каждому гражданину

-: затрагивающие интересы общества

-: управомочивающий;

-: обязывающий;

-: запрещающий;

-: кумулятивная;

-: комбинированная;

-: альтернативная;

-: относительно-определенная;

-: нормы-декларации;

-: нормы-дефиниции;

-: правила;

-: технические нормы;

-: охранительные нормы;

-: регулятивные нормы;

-: специальные нормы;

-: императивные нормы;

269.Совокупность средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности, называется…

юридической техникой

механизмом правового регулирования

систематизацией

законотворчеством

270.Форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение, называется …

консолидацией

инкорпорацией

кодификацией

унификацией

271.Деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, либо всего народа по созданию, принятию, изменению или отмене нормативно-правовых актов или отдельных норм права, называется …

правотворчеством

правообразованием

законотворчеством

плебисцитом

272.Кодифицированными нормативно-правовыми актами федерального уровня, содержащими наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, являются…

основы законодательства

нормативные договоры

273.Систематизация законодательства - это...

-: организация издания собрания законодательства

-: создание свода нормативных правовых актов по двум отраслям права

-: принятие законов

-: упорядочение нормативных правовых актов в целях удобства пользования ими на практике

274.Перед кодификацией законодательства ставится задача по приведению...

-: норм права в соответствие с изменившимися общественными отношениями

-: норм права в соответствие с требованием правительства

-: общественных отношений в соответствие с нормами права

-: законодательства в соответствии с правовыми доктринами

275.Правотворчество - это ...

-: государственная деятельность по разработке и принятию нормативных правовых актов

-: деятельность по проведению консолидации корпоративных норм

-: деятельность правительства по разработке концепций политической деятельности

-: государственная деятельность по проведению инкорпорации правовых актов

276.Локальными называются нормативные правовые акты, принимаемые...

-: общественными организациями

-: руководителями учреждений, организаций, предприятий

-: органами субъектов Федерации

-: министрами РФ

277.Различие между Федеральными законами РФ и Федеральными Конституционными законами РФ заключается в том, что...

-: первые принимаются квалифицированным большинством, вторые - простым большинством

-: первые принимаются Парламентом, вторые - референдумом

-: первые принимаются Государственной Думой РФ, вторые - Советом Федерации РФ

-: вторые принимают только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, первые - по всем другим вопросам

278.К юридической технике относится требование...

-: о недопустимости принятия законов без утверждения их Президентом РФ

-: о недопустимости включения в текст нормативного правового акта научных положений

-: об обязательном всенародном обсуждении законопроектов

-: об обязательном обсуждении законопроектов в трех чтениях

279.Официальными изданиями в РФ являются...

-: газета "Известия" и журнал "Государство и право"

-: средства массовой информации РФ

-: газета "Российская газета" и "Собрание законодательства РФ"

-: все центральные газеты РФ

280.К числу нормативных правовых актов РФ НЕ относятся...

-: приказы руководителей учреждений

-: распоряжения Правительства РФ

-: представления Генерального прокурора РФ

-: инструкции министров РФ

281.Из перечисленных должностных лиц и органов РФ НЕ пользуются правом законодательной инициативы...

-: члены Совета Федерации

-: Депутаты Государственной Думы РФ

-: Верховный Суд РФ

-: Генеральный прокурор РФ

282.Инкорпорация - это вид систематизации законодательства, при котором...

-: отменяются устаревшие правовые нормы

-: принимаются новые нормы права

-: нормативное содержание актов не меняется

-: меняется нормативное содержание актов

283.Начальным моментом правотворчества является....

-: назначение группы разработчиков законопроектов

-: разработка проекта нового нормативного правового акта

-: выявление потребности регулирования правом общественных одношений

-: принятие решения о разработке законопроекта

Ключевые слова: структура, нормы, права

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей.

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга.

Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);

б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными (неблагоприятными) - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти.

Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании.

Наконец, последняя часть нормы - санкция данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Эта структура показывает, из каких частей состоит норма права и как эти части между собой взаимосвязаны . Структура нормы права является ее логико-смысловой конструкцией, состоящей из определенных элементов. М.Н.Марченко определяет структуру нормы права как «ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов». Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза , диспозиция и санкция . Эти элементы формируют логическое содержание нормы и лишь их единство образует норму права. Отсутствие хотя бы одного элемента говорит о том, что перед нами не норма права, а другая логическая конструкция. При этом необходимо учитывать, что отдельные недостающие элементы могут содержаться с помощью отсылки в других статьях того же акта или в других актах.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль (без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна). Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что норма права состоит не из трех, а из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Элементы структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права. «Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях».



2.1. Гипотеза:

Это – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия , при которых возникают права и обязанности. Гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых норма права вступает в действие (время, место, субъектный состав и др.). Другими словами, гипотеза (основание, предположение) включает в себя юридические факты , являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие конкретной нормы права.

– по характеру содержания или в зависимости от точности изложения условий, гипотезы могут быть общими (абстрактными) и конкретными (казуистическими) . Первые – определяют условия применения норм права общими, родовыми признаками, охватывают все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Вторые – определяют условия применения нормы частными специальными признаками, охватывают только конкретные случаи, указанные в норме права. Недостатком таких гипотез является чрезмерное увеличение числа юридических норм, притом не охватывающих все отношения в целом. Всегда найдется хотя бы один случай, не предусмотренный конкретной гипотезой.

Классификация гипотез:

по степени определенности , т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы четко называют те факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы имеют место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо случаем или условием (ограничительные условия действия нормы).

Абсолютно неопределенные гипотезы не включают в себя определений фактов, обусловливающих ее применение. Определение фактов, подпадающих под действие юридической нормы, предоставляется правоприменительным органам.

по объему гипотезы делятся на простые и сложные.

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия нормы права.

Сложные (составные) гипотезы предоставляют перечень обстоятельств, каждое из которых в отдельности или все вместе служат основанием для реализации нормы права.

в зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные или неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму.

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения.

2.2. Диспозиция:

Это – элемент нормы права, указывающий на само правило поведения (права и обязанности участников отношений) . Диспозиция (расположение в определенном порядке по отношению друг к другу) и является собственно нормой, выступает основной регулирующей частью нормы , ее «ядром» или «сердцевиной», «стержнем». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

по степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и казуальные.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя детали.

Казуальные диспозиции перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя место не для какого усмотрения. Нормы с казуальными диспозициями неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельности закона и обусловливают его громоздкость.

по способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Например, простая диспозиция в уголовном праве содержит, как правило, указание на вид преступления (кража, разбой, вымогательство и др.).

Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только, например, наименование деяния, но и перечень его основных признаков (уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере).

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения, содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.

Бланкетные диспозиции – не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержится в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

– по юридической направленности диспозиции бывают: предоставительно-обязывающими, обязывающими, управомочивающими, запрещающими, рекомендательными, ограничительными и закрепительными.

Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения.

Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.

Управомочивающие (дозволительные) диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.

Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершение противоправных действий.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

2.3. Санкция:

Это – элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания или положительной государственной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Санкция (строжайшее постановление) есть мера ответственности. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

по степени определенности различают абсолютно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции имеют точно фиксированные выражение и не могут быть изменены государственным органом. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора (лишение свободы или исправительные работы).

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний различного рода и возможность их сложения (соединения). Например, лишение свободы может сочетаться с лишением специального права или права занимать определенные должности и др.

Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

По отраслевой принадлежности санкции могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми, гражданско-правовыми, налоговыми, таможенными и др. В процессе применения негативных санкций необходимо учитывать подразделение санкций в уголовном праве на – основные, дополнительные, основные и дополнительные . Основные наказания не могут назначаться как дополнительные, дополнительные наказания назначаются в случаях вынесения приговоров по тяжким и особо тяжким преступлениям.

– по характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительные и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего, в уголовном и административном).

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу в трудовом праве, в служебных отношениях).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной, а с точки зрения недействительности различают сделки оспоримые и ничтожные). Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают, независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, совершеннолетия для заключения некоторых видов сделок), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.

по направленности неблагоприятных последствий санкции как правило делятся на личные и имущественные.

Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности).

Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств).

Понятие нормы права

Норма права является моделью поведения и определяет границы возможного и должного поведения в конкретных отношениях и обеспечивает меру свободы субъектов права.

Признаки нормы права:

1. норма права - это правило поведения, имеющее общий характер. Она распространяется на всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также их объединения, которые подпадают под ее регулирующее воздействие.

2. норма права способна регулировать поведение человека. При этом следует заметить, что регулирующее воздействие на поведение людей могут оказывать не только нормы, устанавливающие вид и меру возможного или должного поведения людей, но и исходные (учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-цели и нормы-определения.

3. норма права признается государством, которое обеспечивает ее выполнение, охраняет ее от нарушений силой своего принуждения. Однако, как правило, нормы права реализуются гражданами добровольно, что обеспечивается мерами убеждения, воспитания и организации. Если же воздействия этих средств оказывается недостаточным для того чтобы побудить гражданина исполнить предписание правовой нормы, возникает необходимость в применении мер государственного принуждения.

4. признаком правовых норм является общеобязательность. Норма права имеет властный характер, обязательна для исполнения. В случае неисполнения правовой нормы в добровольном порядке ее реализация обеспечивается государством принудительно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовой нормы является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

5. признаком норм права является ее формальная определенность. Правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в строго определенной установленной государством форме, например, в форме нормативного правового акта, судебного прецедента, нормативного договора или правового обычая.

Таким образом, норма права - это определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, которое является государственным регулятором общественных отношений и охраняется государством.

Структура нормы права - это внутреннее строение правовой нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие, реализация ее диспозиции.

Например, в уголовном праве в качестве условия привлечения к уголовной ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: возраст наступления уголовной ответственности и вменяемость лица.



Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения.

В зависимости от отраслей права устанавливаются различные нормы поведения, так например, в гражданском праве диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, а в уголовном в виде признаков запрещающих деяния.

Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний. Санкции могут быть как мера наказания или как мера поощрения. Например, в уголовном праве или административном санкция используется как мера наказания, в в трудовом как поощрительная мера (награждение грамотой).

Таким образом, каждый элемент правовой нормы занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Итак, структура правовой нормы как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена формулой: «если (условие, содержащееся в гипотезе) - то (правило, установленное в диспозиции) - иначе (последствие, закрепленное в санкции)».

Если подвергнуть анализу какую-либо правовую норму, то в ней, как правило, можно обнаружить присутствие всех трех элементов. Например, ч. 3 ст. 93 Конституции Российской Федерации: «Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным». Гипотезой является условие действия данной правовой нормы - принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности, диспозицией - требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.

Гипотезы как составные части правовых норм подразделяются на несколько видов.

1. По характеру содержания:

А) абстрактная гипотеза, т.е. определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Например, в соответствии с ч.4 ст.81 Конституции РФ Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В данном случае полномочия Президента РФ представлять государство внутри страны и на международной арене обусловлены его статусом главы государства.

В данной гипотезе не указывается на частные обстоятельства, с которыми связывается действие правовых норм, а дается общее их определение.

Б) конкретная гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы.

2. По степени определенности:

А) абсолютно определенная гипотеза только указывает на факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки давности.

Б) абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляется право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму.

В) относительно определенная гипотеза содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы права в военное время.

3. В зависимости от основания применения:

А) односторонняя гипотеза в качестве основания применения нормы права предусматривает только правомерное либо неправомерное поведение.

Б) двухсторонняя гипотеза содержит указание как на правомерное, так и не на правомерное поведение, приводящее в действие правовую норму, где предусматривается. Что последствия зависят от характера поведения. Например, при повторной неявки в суд по гражданскому делу, если причина уважительная. Судебное заседание откладывается, а если причина неявки неуважительная, то суд оставляет иск без рассмотрения.

Диспозиции подразделяются на:

1. По способу описания:

А) простая диспозиция, т.е. содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков. Например, убийство, т.е. умышленное причинение смерти человеку. В данном случае нет необходимости перечислять признаки, т.к. они очевидны.

Б) описательная диспозиция содержит признаки правомерного или неправомерного поведения. Например, кража характеризуется следующими признаками: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совещенное тайным способом.

2. По своей юридической направленности:

А) представительно - обязывающие диспозиции содержат двухсторонние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Б) обязывающие диспозиции указывают на вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

В) управомочивающие диспозиции содержат указания на вид и еру возможного поведения, например, собственника имущества.

Д) ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Например, согласно ч.1 ст.92 трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников в возрасте до 16-ти лет – не более 24 часов в неделю.

Е) закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

Санкции могут быть классифицированы:

1. В зависимости о характера последствий:

А) позитивные санкции предусматриваются меры поощрения и меры восстановления субъективных прав.

Б) негативные санкции предусматривают меры и виды наказания и возможность признания деяний недействительными.

2. В зависимости от степени определенности и вариативности санкции правовых норм подразделяются на:

А) абсолютно-определенные - они точно указывают на меру государственного воздействия на правонарушителя, например, смертная казнь.

Б) относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на субъект права в случае несоблюдения им предписаний правовой нормы.

Например, согласно ч.1 ст.12.1 КоАП РФ управление транспортным средством на зарегистрированном в установленном порядке – влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот рублей. В данном случае штраф определен в рамках «от... до...».

В) альтернативные санкции устанавливают несколько мер государственного принуждения и позволяют правоприменителю самостоятельно выбрать один из них, исходя из обстоятельств дела.

Г) кумулятивная санкция предусматривает возможность сложения нескольких видов наказания. Например, лишение свободы может сочетаться с лишением определенного права (занимать определенную должность).