Примеры законодательной власти рф. Законодательная власть в РФ


В соответствии со статьями 77, 94 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в Российской Федерации установлена и действует двухуровневая система органов законодательной власти: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

1. Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Представительным органом Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России. Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они достаточно полно учитывают и отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов Российской Федерации, всех социальных слоев российского общества, что создает необходимые условия для превращения Российской Федерации в демократическое, социальное государство.

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган . Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.



В ч. 1 ст. 95 Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы».

Статус, порядок деятельности и общая структура палат Федерального Собрания Российской Федерации

А) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации - представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Совет Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.

Совет Федерации, являясь субъектом права законодательной инициативы, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

Совет Федерации действует на постоянной основе.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Представители от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, данная палата может проводить закрытые заседания. Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. При этом, в Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений.

Структура Совета Федерации: Председатель Совета Федерации, Первый заместитель Председателя Совета Федерации, Заместители Председателя Совета Федерации, Совет палаты, Комитеты Совета Федерации, постоянные и временные комиссии Совета Федерации, Аппарат Совета Федерации.

Б) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов, которые избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями), которые работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами и Регламентом Государственной Думы. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Структура Государственной Думы: Председатель Государственной Думы, Первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, фракции, комитеты и комиссии, Аппарат Государственной Думы.

2. Законодательную власть на уровне субъектов федерации осуществляют законодательные (представительные) органы соответствующих субъектов РФ (например, Законодательное Собрание Новосибирской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга).

Место законодательных органов власти в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 этого Федерального закона законодательный орган субъекта Российской Федерации является единственным, постоянно действующим и высшим органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Указанный орган самостоятельно осуществляет принадлежащие ему полномочия, а также решает вопросы организационного, правового, информационного и материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Необходимо отметить, что в отличие от органов исполнительной власти, которые по предметам совестного ведения составляют единую систему федеральных и региональных органов, законодательные органы субъекта Российской Федерации не подчиняются федеральным органам законодательной власти. Более того, законодательные органы власти вправе влиять на решения, принимаемые Советом Федерации, посредством обязательных предписаний, которые они могут давать своим представителям в Совете Федерации.

Компетенция законодательных (представительных) органов включает в себя несколько групп полномочий:

1) законотворческие;

2) представительские;

3) контрольные;

4) учредительские.

Структура законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации

Как правило, законодательные органы государственной власти состоят из комитетов (комиссий) и аппарата, руководство деятельностью органа и его аппарата осуществляет избираемый из числа депутатов председатель. Основным структурным подразделением законодательного органа власти выступают комитеты, которые, как правило, ведут разработку законопроектов, их проработку на разных стадиях прохождения проектов, а также решают иные задачи в соответствии с полномочиями, предоставляемыми Регламентами.

Полномочия аппарата Законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ заключаются в проведении правовой экспертизы проектов законов, а также в материально-техническом, информационном и организационном обеспечении деятельности органа власти.

Законодательная власть один из видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

Это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть одновременно является представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением страны. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая- на основе территориального представительства.

Особенность законодательной власти в том, что её органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Парламент России- Федеральное Собрание- состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата считается верхней, вторая- нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах РФ (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховные совет и другие.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатели и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

1) законодательная;

2) формирование государственных органов;

3) финансовая;

4) контрольная;

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Понятие и функции органов законодательной власти

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания России, исключающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Исходя из численности субъектов РФ устанавливается состав Совета Федерации, то есть общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

2) Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

3) Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

4) Назначение выборов Президента РФ.

5) Отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты).

6) Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ).

7) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

8) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) Федерального бюджета.

2) Федеральных налогов и сборов.

3) Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

4) Ратификации и денонсации международных договоров РФ.

5) Статуса и защиты государственной границы РФ.

6) Войны и мира.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов РФ в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов РФ при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

Государственная Дума- одна из двух палат Федерального собрания РФ. Она является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

К ведению Государственной Думы относят:

1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

2) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

3) Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

4) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России.

5) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

6) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

7) Объявление амнистии.

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Аппарат Государственной думы -- постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти -- исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:

1) Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству;

2) Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

3) Комитет по труду и социальной политике;

4) Комитет по бюджету и налогам;

5) Комитет по финансовому рынку;

6) Комитет по экономической политике и предпринимательству;

7) Комитет по вопросам местного самоуправления.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут созвать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве России, Государственная Дума не влияет. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству России в целом.

Государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В сферу влияния этой ветви власти попадает система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны,и пересмотри регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Законодательная власть, наряду с другими вопросами, занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. В их распоряжение также входит деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка Российской Федерации и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

В Российской Федерации проводятся определенные реформы, которые должны приносить пользу населению своим воплощением в жизнь, а, как известно, чтобы что-то выполнялось на соответствующем уровне, необходимо законодательное закрепление определенных решений и постановлений. Этим и занимается законодательная власть как на уровне местных (локальных) государственных управлений, так и на всеобщем государственном уровне.

Любая деятельность, проводимая на государственном уровне, опирается в основном на экономические и правовые рычаги, и подкрепляется законодательными актами.

То есть актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, которые были приняты еще в советское время, если они не противоречат новопринятой Конституции. Законодательная власть регулирует и внешне государственные отношения России с другими странами.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

Является постоянно действующим органом

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

Одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

Утверждение изменения границ

Утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

Назначение выборов Президента РФ

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

Отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

Принятие федеральных законов

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Решение вопроса о доверии Правительству РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Объявление амнистии

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной . Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

Референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

Чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

Право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

Право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

Ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

Требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) }