Эссе на тему (россия-правовое государство). Российская федерация - современное правовое государство Что такое правовое государство эссе


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РФ

Кафедра …

Эссе на тему:

Правовое государство и гражданское общество

Подготовил:

Научный руководитель:

Москва, 2003

Введение. 3

§ 1. Развитие концепции и структура гражданского общества. 4

§ 2. Развитие понятия и признаки правового государства. 8

Заключение. 13

Список использованной литературы.. 14

Введение

В настоящее время, проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. Это объясняется тем, что в течение почти века, люди на территории России, а тогда еще СССР жили при режиме, который впору назвать тоталитарным. Как следствие многие права и свободы человека были ущемлены и стали не правами, а обязанностями.

В настоящее время в России протекает процесс формирования гражданского общества, основанного на свободе народа. Приоритет отдается правам и свободам человека. В России, о гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Отметим, что правовое государство - это такое государство, в кото­ром создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений .

Следует подчеркнуть, что словосочетание «гражданское общество» условно, так как любое общество состоит из граждан и без них немыс­лимо. Возможно догосударственное, родовое общество нельзя было назвать гражданским, но тогда и не существовало понятия гражданин, гражданство.

Актуальность данной работы подчеркивается главным образом ролью гражданского общества, а также тем фактом, что Россия начала строить правовое государство, включающее гражданское общество чуть больше десяти лет назад.

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.

Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) .

В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных . Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.

Отметим, что в древности, государство, или публичная власть доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. Аристотель, например, определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. А Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее
звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...».

В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. Уже на рубеже XVI-XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и некоторых других мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах.

Отметим, что Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли же, полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной идео­логии.

Характеризуя гражданское общество, И. Кант главными считал следующие идеи :

а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты
являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть
необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Следовательно, «выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... - писали Маркс и Энгельс. - Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».

Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся :

· экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

· легитимность и демократический характер власти;

· безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

· классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

· правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

· равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

· политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

· свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

· невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

· эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

· высокое сознание людей;

· высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими
собственностью;

· широкие связи между членами общества;

· наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей
отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

· децентрализация власти;

· передача части власти органам самоуправления;

· согласование позиций вместо конфликтов;

· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

· личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Говоря о России, отметим, что становление гражданского общества является важнейшей и долговременной задачей, решение которой зависит от множества факторов и условий. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведёт, в конечном счёте, к достижению указанной цели.

Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Тем не менее, следует иметь в виду, что существует различие между гражданским обществом как концепцией, идеей, процессом, реальностью.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Отметим, что ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства .

Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя».

В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли также Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим признаком публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путём принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчинен­ных правовым законам».

Гегель рассматривает государство в контексте общей сис­темы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Го­сударство в трактовке Гегеля - это тоже право, но наиболее раз­витое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общест­ва.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д И Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Ра­дищева, П. И. Пестеля, И. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Советская государственно-правовая наука в период тотали­таризма не воспринимала идею правового государства, считай ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили ре­альные контуры будущего правового государства в нашем обще­стве.

Итак, в заключении отметим, что правовому государству присущи следующие признаки:

1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии).

Следует признать и иметь в виду, что традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как деление власти, «раздел пирога», а как создание системы противовесов, возможностей, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.

Так, законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

Делаем вывод, что правовое государство-многомерное развивающееся явле­ние. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конк­ретным условиям существования общества и уровню его разви­тия. Непреходящим общим началом любого правового государст­ва является его связанность правом.

Заключение

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Что касается правого государства, оно представляет собой суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечи­вает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол.

В настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.

2. Г.В Гегель – Философия права. – М.: Полит, 1997 г.

3. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. История зарубежной философии. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.

4. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зеркало, 1997

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993

Французский философ размышляет над проблемой сущности правового государства. Для правильного понимания смысла слов автора, необходимо определить, о какой силе государства идёт речь. Речь идет не о военной силе, предотвращающей порабощение другим государством, а о силе народа, о приоритете их прав и свобод. Руссо считает, что сильным можно считать лишь то государство, основополагающим началом деятельности которого являются человек, его права и свободы, другими словами - правовое государство.

Рассмотрение данной проблемы как никогда актуально, ведь сейчас наша страна встала на путь построения именно правового государства.

Как известно, свобода граждан выражается в их самостоятельности, возможности действовать на основе собственного выбора, исходя из своих целей и интересов. Свобода является обязательной составляющей правового государства, которое призвано обеспечить права и свободы личности и поэтому действия властей ограничены правом и волей народа, . В таком государстве возникают условия для самопроявления свободных граждан на основе частных интересов без прямого вмешательства государства в данные общественные отношения, что свидетельствует о становлении гражданского общества. Это благотворно влияет на всю политическую систему общества, способствует развитию демократии и гуманизма.

Ярким примером сильного государства являются США. Предполагается не сила экономической и военной развитости, а дух свободы, который процветает в этой стране. Это стало возможно благодаря высокой развитости СМИ, общественных организаций и других институтов гражданского общества.

Вспомните Советский Союз. Являясь тоталитарным государством, он победил в войне с Германией, восстановил разрушенное этой войной народное хозяйство. СССР добился огромного военного и экономического потенциала, но в стране в действительности не реализовывались права и свободы граждан, осуществлялись репрессии, в принудительном порядке навязывалась одна идеология, все сферы общественной жизни находились под контролем государства и в итоге оно распалось. Сильным его нельзя назвать.

Является ли современная Россия сильным государством? Я думаю, пока нет. Но выводы из истории сделаны. В Конституции РФ провозглашены принципы правового государства, ценности демократического общества. Впереди трудный путь по их реализации, формированию гражданского общества, правосознания и правовой культуры.

Подводя итог, следует сказать, что только свободный и независимый народ может сделать своё государство свободным и сильным.

Апр 28 2017

Главная черта правового государства, которое отличает его от других типов государства, это прежде всего самоограничение себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиниться все без исключения: государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане. Поэтому важнейшим принципом конституционного строя России, как правового государства является принцип верховенства права.

Верховенство Конституции и права выражается, прежде всего в регулировании основополагающих общественных отношений во всех сферах жизни - законами. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный, гарантированный правовой статус, юридическая защищенность.

Верховенство закона означает утверждение такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

В правовом государстве очень важно чтобы все правовые нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться такого положения можно только в том случае, если эти нормы будут соответствовать законам - нормативным правовым актам, принятым органами законодательной власти и регулирующим наиболее важные общественные отношения.

Законы составляют основу всей системы права и имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, поэтому они выражают волю народа, таким образом, в обществе утверждаются коренные принципы и ценности конституционного строя, выраженные в законах, проводит в его главные цели.

Правовое государство - это конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие черты общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. « Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Правовому государству присущи такие взаимоотношения с гражданами, которые регулируются законом и как само государство так и его органы, учреждения и должностные лица должны служить всему обществу, а не какой либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, обеспечивают гарантированную свободу и права, а так же личную неприкосновенность и безопасность, честь и достоинство выдвигается в качестве высшей ценности, так же обеспечивают их защиту от любого произвола, а граждане свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Для того чтобы достичь таких взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими права не только в своих, но и в общественных интересах. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Таким образом, если закон не опубликован в открытой печати, всем доступной он «для служебного пользования», то в правовом государстве не может быть и не должна наступать ответственность за его нарушение. Поэтому следует отличить незнание закона от невозможности его узнать.

Одной из важных черт правового государства, связанных с его взаимоотношениями с гражданами, является наличие юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы с успехом и без особых сложностей защитить свои права, свои законные интересы. Их отсутствие физически лишает граждан от реальных возможностей воспользоваться теми права, которые предоставлены им законом.

Говоря о правовом государстве нужно еще раз уточнить, что ответственность несет не только государство, но и граждане. Особое значение имеет осознание такие ответственности в условиях беззакония и произвола, порождающих безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет прежде всего о возрождении доверия граждан к своему государству, их заинтересованности в делах, от которых во многом зависит судьба государства. Демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, - сказано в Конституции (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, ибо в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

В Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Подытоживая, можно отметить, что содержащиеся в Конституции Российской Федерации нормы, характеризующие ее как демократическое государство, на практике не всегда реализуются в полной мере, а иногда нарушаются.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России, всех ее граждан для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Российская Федерация - современное правовое государство . Литературные сочинения!

ЭССЕ

На тему:

«Существует ли в России гражданское общество и правовое государство?»

«Дети, кто сейчас мне скажет хоть одно правовое государство, получит «5» в полугодии…», - вспоминаю я с умилением мой урок обществознания в восьмом классе, когда мы только начали изучать раздел «право и политика». Как вы поняли никто не получил «5» в полугодии, вернее получили, но не из-за того, что ответили на заданный вопрос учителя. «Правового государства в мире еще нет», - вот то, что точно я запомнила с тех времен.

Говоря о терминах «правовое государство» и «гражданское общество», думаю стоит знать, что же они означают и их признаки.Правовое государство- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Основными признаками правового государства являются: верховенство закона и права, разделение властей, равноправие и защита гражданских свобод. В правовом государстве закон и права человека превыше всего, это раз. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Собственно, возникает вопрос «Зачем так бюрократизировать аппарат власти?», а вот зачем: «Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму"», - вот как отвечает нам французский политолог и философ XXVIII века. Наряду с этими признаками стоит и наличиегражданского общества.

Гражданское общество - это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Основными признаками гражданского общества являются:

  • Верховенство закона во всех сферах жизни общества:
  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • Взаимная ответственность личности и государства;
  • Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
  • Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
  • Наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
  • Законность и правопорядок в обществе.

Гражданское общество подразумевает под собой прежде всего знание своих прав и свобод, соблюдение их, а так же соблюдение прав другого человека, как сказал Виктор Гюго: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». И свобода здесь означает не только свободу действий и слова, но так же и ответственность.

В целом, Правовое государство и гражданское общество- это идеал любого государства, в котором и государство, и общество желают нести ответственность за своего народа и свое государство, в котором гражданин понимает, что он один имеет огромный удельный вес в системе, что государство может и хочет бороться за его права, а он сам, как гражданин, готов так же бороться за Родину, за справедливость. Например, идти служить в армию, не засорять природу, соблюдать законы. Я считаю, что Россия еще не правовое государство (хотя в Конституции так написано), но я не теряю оптимизма, и считаю, что наша страна скоро удостоится такого звания. Россия - это еще молодежь, всего лишь 20 лет на пути становления в сторону капитализма и либеральных устоев.

А вот, что касается, гражданского общества, то я так же считаю, что российское общество далеко еще не гражданское. Почему? На выборы ходит лишь 40% от всего населения, в каждом углу любого города все мы уничижаем свою страну и в один кричим как бы поскорей свалить из этой «Рашки», коррумпированные чиновники ни для кого не секрет, молодые люди 18 лет думают лишь о том, как бы «откосить» от армии, работники полиции избивают невинных граждан, профсоюзы не защищают права работников и т.д. Эти примеры антиподы признаков гражданского общества.

Я считаю, что только взаимная любовь может породить эти две еще несуществующие вещи в нашей стране. Мне кажется, это должно еще начинаться с младенчества, многое зависит от воспитания нового поколений. Весь этот ропот рождается, еще когда ребенок сидит и слушает, как родители кричат в ответ на новости по телевизору о «уродах в государственной думе», как учителя злятся, как в магазине все ругаются. После, юная молодежь не верит в исправимость системы, коррупция продолжается, ропот, недовольство, апатия.

Я вижу решение проблемы в создании идеологии, не навязчивой как в СССР, но стимулирующей нас на подвиги, на ответственность за себя и свое государство, в котором нам будет приятно жить, в котором нам будет не страшно оставить своих детей.

Государство в своей деятельности связано и ограничено правом стоит

под правом, а не вне и над ним.

Возникновение и развитие идеи правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограни-ченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. "Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя". Цицерон говорил о государстве как о "деле народа", как о правовом общении и "общем правопо-рядке". Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрес-сивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государствен-ности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении;

2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав;

3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были по-глощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

Основные характеристики правового государства.

Экономическая, социальная и нравственная основы правового госу-дарства.

Экономической основой правового государства являются произ-водственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательст-во. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.